Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпаргалка для зачета по дисциплине Автомобильные эксплуатационные материалы - файл 1.doc


Шпаргалка для зачета по дисциплине Автомобильные эксплуатационные материалы
скачать (1732 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1732kb.20.11.2011 19:23скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Вопросы к зачету по дисциплине «Эксплуатационные материалы»
1 Требования к качеству автомобильных бензинов

2 Теплота сгорания топлив

3 Испаряемость автомобильных бензинов и их фракционный состав

4 Давление насыщенных паров

5 Нормальное и детонационное сгорание рабочей смеси

6 Методы оценки детонационной стойкости

7 Методы повышения октанового числа

8 Стабильность бензинов

9 Коррозионное воздействие бензинов на металлы

10 Механические примеси и вода в бензине

11 Марки бензинов и их характеристики

^ 12 Требования к качеству дизельных топлив

13 Вязкость дизельных топлив

14 Помутнение и застывание дизельных топлив

15 Испаряемость дизельных топлив

^ 16 Механические примеси и вода в дизельных топливах

17 Оценка самовоспламеняемости дизельных топлив

18 Свойства дизельного топлива, влияющие на образование отложений в двигателе

19 Коррозионные свойства дизельных топлив

^ 20 Марки дизельных топлив и области их применения

21 Требования к качеству газообразных топлив

22 Сжиженные газы

23 Автомобили, работающие на СНГ

24 Сжатые углеводородные газы

25 Автомобили, работающие на сжатом природном газе

^ 26 Синтетические спирты

27 Метилтретичнобутиловый эфир

28 Газовые конденсаты

29 Водород

30 Моторные масла

31 Маркировка моторных масел

32 Трансмиссионные масла

33 Природа и структура смазок

34 Основные эксплуатационные свойства смазок

35 Назначение некоторых современных смазок

^ 36 Охлаждающие жидкости

37 Жидкости для гидравлических систем

38 Тормозные жидкости

39 Амортизаторные жидкости

40 Пусковые жидкости

41 Принципы экономии топлива и смазочных материалов

42 Особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях

43 Пуск и прогрев двигателя

^ 44 Режимы работы двигателя

45 Обеспечение нормальной работы карбюратора

46 Поддержание хорошего технического состояния автомобиля

47 Использование различных типов топлив в автомобилях

^ 48 Обеспечение эффективного использования моторных масел

49 Организация управления топливно-энергетическими ресурсами на предприятиях

50 Нормирование расхода и сохранение моторных топлив

51 Сохранение качества и количества смазочных материалов при приеме, хранении и транспортировании

^ 52 Сбор отработанных нефтепродуктов

53 Токсичность ТСМ

54 Огнеоасность и электризация ТСМ

55 Воздействие ТСМ на природу и человека

56 Натуральный каучук

57 Синтетические каучуки

58 Вулканизующие вещества

59 Ускорители и наполнители резины

60 Армирование резиновых изделий

61 Физико-механические свойства резины

62 Изменение свойств резины в зависимости от температуры

63 Изменение свойств в процессе старения

^ 64 Колеса и шины

65 Ремонтное окрашивание легковых автомобилей

66 Основные сведения о лакокрасочных материалах и их маркировка

67 Фосфатирование

68 Грунтирование

69 Шпатлевание

70 Нанесение и сушка эмалей

71 Шлифование и полирование покрытий

72 Защита от коррозии двигателя и системы выпуска газов

^ 73 Защита от коррозии днища, шасси и скрытых полостей автомобиля

74 Полимерные материалы

75 Синтетические клеи

76 Обивочные материалы

77 Уплотнительные материалы

78 Изоляционные материалы


1 Требования к качеству автомобильных бензинов

Требования ГОСТ 2084-77 к качеству автомобильных бензинов приведены в таблице.Все бензины, вырабатываемые по ГОСТ 2084-77, в зависимости от показателей испаряемости делят на летние и зимние. Зимние бензины предназначены для применения в северных и северо-восточных районах в течение всех сезонов и в остальных районах с 1 октября до 1 апреля. Летние - для применения во всех районах кроме северных и северо-восточных в период с 1 апреля по 1 октября; в южных районах допускается применять летний бензин в течение всех сезонов

Характеристики автомобильных бензинов (ГОСТ 2084-77)

Показатели

А-72

А-76 неэтил.

А-76 этил.

АИ-91

АИ-93

АИ-95

Детонационная стойкость: октановое число, не менее:

   моторный метод

72

76

76

82,5

85

85

   исследовательский метод

Не нормируется

91

93

95

Массовое содержание свинца, г/дм3, не более

0,013

0,013

0,17

0,013

0,013

0,013

Фракционный состав: температура начала перегонки бензина, °С, не ниже:

   летнего

35

35

35

35

35

30

   зимнего

Не нормируется

10 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:

   летнего

70

70

70

70

70

75

   зимнего

55

55

55

55

55

55

50 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:

   летнего

115

115

115

115

115

120

   зимнего

100

100

100

100

100

105

90 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:

   летнего

180

180

180

180

180

180

   зимнего

160

160

160

160

160

160

Конец кипения бензина, °С, не выше:

   летнего

195

195

195

205

205

205

   зимнего

185

185

185

195

195

195

Остаток в колбе, %, не более

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Остаток и потери, %, не более

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

Давление насыщенных паров бензина, кПа:

   летнего, не более

66,7

66,7

66,7

66,7

66,7

66,7

   зимнего

66,7-93,3

66,7-93,3

66,7-93,3

66,7-93,3

66,7-93,3

66,7-93,3

Кислотность, мг КОН/100 см3, не более

3,0

1,0

3,0

3,0

0,8

2,0

Содержание фактических смол, мг/100см3, не более:

   на месте производства

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

   на месте потребления

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

Индукционный период на месте производства бензина, мин, не менее

600

1200

900

900

1200

900

Массовая доля серы, %, не более

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

Цвет

-

-

Желтый

-

-

-

Примечания.
1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке - выдерживают; содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие; плотность при 20 °С - не нормируется, определение обязательно.
2. Для городов и районов, а также предприятий, где Главным санитарным врачом запрещено применение этилированных бензинов, предназначаются только неэтилированные.
3. Допускается вырабатывать бензин, предназначенный для применения в южных районах, со следующими показателями по фракционному составу: 10 % перегоняется при температуре не выше 75 °С; 50 % перегоняется при температуре не выше 120 °С;
4. Для бензинов, изготовленных с применением компонентов каталитического риформинга, допускаемая температура конца кипения не выше 205 °С - для летнего и не выше 195 °С - для зимнего.


В зависимости от октанового числа по исследовательскому методу установлено четыре марки бензинов: "Нормаль-80", "Регуляр-91", "Премиум-95", "Супер-98". Бензин "Нормаль-80" предназначен для использования на грузовых автомобилях наряду с бензином А-76. Неэтилированный бензин "Регуляр-91" предназначен для эксплуатации автомобилей взамен этилированного А-93. Автомобильные бензины "Премиум-95" и "Супер-98" полностью отвечают европейским требованиям, конкурентоспособны на нефтяном рынке и предназначены в основном для зарубежных автомобилей, ввозимых в Россию.
С целью ускорения перехода на производство неэтилированных бензинов взамен этиловой жидкости допускается использование марганцевого антидетонатора в концентрации не более - 5 мг Мn/дм3 для марки "Нормаль-80" и не более 18 мг Мn/дм3 для марки "Регуляр-91". В соответствии с европейскими требованиями по ограничению содержания бензола введен показатель "объемная доля бензола" - не более 5 %. Установлена норма по показателю "плотность при 15 °С". Ужесточена норма на массовую долю серы - до 0,05 %. Для обеспечения нормальной эксплуатации автомобилей и рационального использования бензинов введено пять классов испаряемости для применения в различных климатических районах по ГОСТ 16350 - 80. Наряду с определением температуры перегонки бензина при заданном объеме предусмотрено определение объема испарившегося бензина при заданной температуре 70, 100 и 180 °С. Введен показатель "индекс испаряемости". В ГОСТ Р 51105-97 наряду с отечественными включены международные стандарты на методы испытаний (ISO, EN, ASTM).

Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов и характеристики испаряемости по ГОСТ Р 51105-97 приведены в таблице.


Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51105-97

Показатели

Нормаль-80

Регуляр-91

Премиум-95

Супер-98

Октановое число, не менее: моторный метод

76,0

82,5

85,0

88,0

Октановое число, не менее: исследовательский метод

80,0

91,0

95,0

98,0

Содержание свинца, г/дм3, не более

0,010

Содержание марганца, мг/дм3, не более

50

18

-

-

Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более

5,0

Индукционный период бензина, мин, не менее

360

Массовая доля серы, %, не более

0,05

Объемная доля бензола, %, не более

5

Испытание на медной пластине

Выдерживает, класс 1

Внешний вид

Чистый, прозрачный

Плотность при 15 °С, кг/м3

700-750

725-780

725-780

725-780

Примечания.
1. Содержание марганца определяют только для бензинов, с марганцевым антидетонатором (МЦТМ).
2. Автомобильные бензины, предназначенные для длительного хранения (5 лет) в Госрезерве и Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не менее 1200 мин.


По составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля, изомеризации прямогонных фракций, алкилирования, ароматизации термического крекинга, висбрекинга, замедленного коксования. Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.

Базовым компонентом для выработки автомобильных бензинов являются обычно бензины каталитического риформинга или каталитического крекинга. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении. Однако повышенное содержание в них ароматических углеводородов с экологической точки зрения является лимитирующим фактором. К их недостаткам также относится неравномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. В составе бензинового фонда России доля компонента каталитического риформинга превышает 50 %.


^ 2 Теплота сгорания топлив
Теплота сгорания топлив

Теплота сгорания является одной из важнейших характеристик топлива, служащих для оценки его энергетических возможностей и экономической эффективности.

^ Теплота сгорания — это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании 1 кг топлива в кислороде. Она определяет энергию, которую сообщает топливо двигателю, и выражается в джоулях или калориях (1 ккал = = 4,1868 кДж).

Различают высшую теплоту сгорания QB — с учетом теплоты конденсации паров воды — и низшую теплоту сгорания QH — без учета теплоты конденсации паров воды.

В автомобильных двигателях продукты сгорания отводят из ци линдров при температурах, значительно более высоких, чем тем пература конденсации паров воды. Поэтому рабочей теплотой сго рания бензинов и других жидких топлив считают QH.

Количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива, зави сит от химического состава, а следовательно, от содержания в нем углерода и водорода.

Наибольшая массовая теплота сгорания водорода составляет 121 100кДж/кг, а углерода — 34 100 кДж/кг, поэтому парафино вые углеводороды с большим содержанием водорода имеют боль шую массовую теплоту сгорания по сравнению с ароматическими, содержащими меньше водорода.

Объемная же теплота сгорания меньше у парафиновых углево дородов и больше у нафтеновых и ароматических, так как у них выше плотность.

Теплоту сгорания нефтепродуктов, кДж/кг, с достаточной сте пенью точности можно определить по формуле

QH = 4,187(K-2015 r204),

где К — коэффициент, зависящий от плотности нефтепродукта при 20 °С и определяемый по справочной таблице; r204 — относи тельная плотность нефтепродукта при 20 °С.Теплота сгорания автомобильных бензинов различных марок, вырабатываемых из нефти, практически одинаковая, т.е. состав ляет 43,5...44,5 МДж/кг.

^ 4 Давление насыщенных паров

Давление насыщенных паров, т.е. давление пара, находящегося в равновесии с жидкостью или твердым телом при данной темпе ратуре, является одним из показателей испаряемости бензинов.

По давлению насыщенных паров можно судить о наличии легкоиспаряющихся фракций в бензине, способных образовывать паровые пробки, о его пусковых свойствах, а также о возможных потерях при хранении и огнеопасности. Чем выше давление насы щенных паров, тем больше опасность образования паровых пробок при работе двигателя, но тем лучше пусковые свойства бензина.

Давление паров испаряющегося бензина на стенки емкости, называемое также упругостью паров, зависит от его химического и фракционного состава и температуры. Оно тем выше, чем боль ше содержится в топливе легкокипящих углеводородов, и умень шается с понижением температуры.

При разгонке бензинов на стандартном аппарате невозможно оценить особо легкие фракции, наиболее опасные с точки зрения образования паровых пробок в топливопроводах. Поэтому давле ние насыщенных паров определяют в герметически закрытых при борах при температуре 38 °С.

Зная давление насыщенных паров можно правильно рассчитать объем, который может занимать сжиженный нефтяной газ при определенных максимальных температурах внешней среды, а так же правильно обеспечить подачу жидкой и газовой фаз в систему питания двигателя.

Давление насыщенных паров летних бензинов 66,7 кПа, а зим них — 66,7...93,3 кПа.

^ 6 Методы оценки детонационной стойкости

Мерой детонационной стойкости бензинов является октановое число, отражающее процентное содержание изооктана в искусст венно приготовленной смеси, состоящей из изооктана и нормаль ного гептана и по своей детонационной стойкости равноценной испытуемому топливу.

Различают моторный и исследовательский методы определения октанового числа.

Для определения ОЧ моторным методом используют одноци линдровую установку ИТ9-2М, позволяющую проводить испыта ния топлива с переменной степенью сжатия от 4 до 10. Эталонное топливо (смесь изооктана и нормального гептана в определенном соотношении) имеет октановое число от 0 до 100. Причем ОЧ изо октана — углеводорода парафинового ряда изомерного строения, отличающегося высокой детонационной стойкостью (он начина ет детонировать только при очень высокой степени сжатия), при нято за 100, а ОЧ сильно детонирующего гептана С7Н16 — угле водорода парафинового ряда нормального строения принято за нуль.

Моторный метод имитирует работу двигателя на форсирован ных режимах при достаточно больших и длительных нагрузках, характерных для междугородного движения (при частоте враще ния вала 900 об/мин и подогреве рабочей смеси до 150 °С).

Для определения детонационной стойкости бензина исследо вательским методом используют установку ИТ9-6 и имитируют режим работы легкового автомобиля при его движении в условиях

города (при частоте вращения вала 600 об/мин и без подогрева рабочей смеси).

Универсальная установка УИТ-65 служит для одновременного определения октанового числа по моторному методу (ОЧМ) и ис следовательскому (ОЧМ), разность между которыми называют чув ствительностью бензина. Эта величина составляет от 2 до 12 и ха рактеризует возможные отклонения детонационной стойкости бен зина в реальных условиях эксплуатации от стойкости, определяе мой лабораторными методами.

В последние годы стали использовать так называемое дорожное октановое число (ДОЧ), которое определяют методом дорожных детонационных испытаний и которое наиболее точно характери зует эксплуатационные свойства высокооктановых бензинов.

ДОЧ бензинов, в ряде случаев существенно отличающееся от ОЧМ и ОЧИ, определяют с помощью специального автомобиля. Организация таких испытаний сложна, так как при этом жестко регламентируются дорожные и метеорологиче­ские условия, поэтому они в основном проводятся летом и обыч но только при отработке конструкций автомобильных двигателей новых моделей.

^ 3 Испаряемость автомобильных бензинов и их фракционный состав

Важнейшие эксплуатационные свойства топлив связаны с их фракционным составом. Так, от фракционного состава бензина зависит запуск двигателя и время, затрачиваемое на его прогрев; перебои в работе двигателя, вызываемые образованием паровых пробок или обледенением карбюратора; приемистость двигателя; расход топлива и масла; мощность двигателя; образование углеро дистых отложений, а также в определенной степени износ тру щихся деталей.

Фракционный состав оказывает большое влияние и на полноту сгорания бензина: с увеличением в нем высококипящих фракций полнота сгорания заметно снижается.

При пуске холодного двигателя испаряемость бензина ухудша ется из-за низкой температуры и плохого распыливания его при малых скоростях воздуха в диффузоре, поэтому в цилиндры при температуре 0 °С попадает в испарившемся виде лишь около 10 %бензина; при более высокой температуре его количество несколь ко возрастает, а при минусовой температуре — резко падает.

При высокой температуре перегонки 10 % бензина затрудняет ся пуск холодного двигателя вследствие того, что рабочая смесь в этом случае будет слишком обедненной, так как основное количе ство бензина попадает в цилиндры в жидком виде. Кроме того, бензин в жидком виде разжижает масло, смывает его со стенок цилиндров и вызывает повышенный износ деталей двигателя.

Однако если бензин имеет слишком низкие температуры нача ла перегонки и перегонки 10 %, то при горячем двигателе в жар кое время года в системе питания могут испаряться наиболее низко-кипящие углеводороды, образуя пары, объем которых в 150...200 раз больше объема бензина. При этом горючая смесь обедняется, что вызывает перебои в работе или остановку двигателя, а также зат рудняет пуск прогретого двигателя. Это явление внешне проявля ется так же, как и засорение топливной системы, поэтому оно и получило название «паровая пробка».

Для характеристики фракционного состава в стандарте указы ваются температуры, при которых перегоняется 10, 50 и 90 % бен зина, а также температуры начала и конца его перегонки. Кроме того, ограничивается количество бензина, которое не перегоняет ся (остаток в колбе), и количество бензина, которое улетучивает ся в процессе перегонки.

Связь между фракционным составом бензина и работой двига теля можно определить с помощью номограммы, приведенной на рис. 2.2.

^ По температуре перегонки 10 % бензина (t 10%) судят о наличии в нем головных (пусковых) фракций, от которых зависит легкость пуска холодного двигателя. Чем ниже эта температура, тем легче и быстрее можно пустить холодный двигатель, так как большое ко личество бензина будет попадать в цилиндры в паровой фазе.

После пуска двигателя интенсивность его прогрева, устойчи вость работы на малой частоте вращения коленчатого вала и при емистость (интенсивность разгона автомобиля при полностью от крытом дросселе) зависят главным образом от температуры пере гонки 50% бензина (t 50%)- Чем ниже эта температура, тем легче ис паряются средние фракции бензина, обеспечивая поступление в непрогретый еще двигатель горючей смеси необходимого состава, устойчивую работу на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя и хорошую приемистость.

^ По температуре перегонки 90% (90%) и температуре конца пере гонки {кипения)судят о наличии в бензине тяжелых трудноиспаряемых фракций, интенсивности и полноте сгорания рабочей смеси и мощности, развиваемой двигателем. Для обеспечения испарения всего бензина, поступающего в цилиндры двигателя, эти темпе ратуры должны быть как можно более низкими.

 



 

Рис. 2.2. Номограмма для эксплуатационной оценки бензинов по данным

их разгонки:

/ — область возможного образования паровых пробок; 2 — область легкого пуска двигателя; 3 —область затрудненного пуска двигателя; 4 — область практически невозможного пуска холодного двигателя; 5 — область быстрого прогрева и хоро шей приемистости двигателя; б — область медленного прогрева и плохой приеми стости двигателя; 7— область незначительного разжижения масла в картере; — область заметного разжижения масла в картере; — область интенсивного разжи жения масла в картере

 

 

Применение бензина с высокой температурой конца перегон ки приводит к повышенным износам цилиндров и поршневой груп пы вследствие смывания масла со стенок цилиндров и его разжи жения в картере, а также неравномерного распределения рабочей смеси по цилиндрам.

^ По потерям при перегонке бензина судят о склонности его к ис парению при транспортировании и хранении. Повышенные поте ри при перегонке свидетельствуют о большом количестве в бензи не особо легких фракций, интенсивно испаряющихся в жаркое время года.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (1732 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации