Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Акции и облигации: рынок ценных бумаг и курс акции - файл 1.docx


Акции и облигации: рынок ценных бумаг и курс акции
скачать (75 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx75kb.20.11.2011 19:56скачать

содержание

1.docx



Филиал НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права»

РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Экономика»
на тему: «Акции и облигации: рынок ценных бумаг и курс акции»




выполнил: ___________________________________

проверил: ____________________________________

г. Минеральные Воды 2009г.



СОДЕРЖАНИЕ





 2

СОДЕРЖАНИЕ 2

 3

ВВЕДЕНИЕ 4

 9

1. Классические ценные бумаги 10

1.1. Акции 10

 19

1.2. Облигации 19

 27

2. Структура рынка ценных бумаг 28

2.1. Первичный рынок 29

2.2. Вторичный рынок 33

2.2.1. Биржевой рынок 34

 38

2.2.2.Внебиржевой (уличный) рынок 38

 42

3. Курс акции 43

 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

^



ВВЕДЕНИЕ



История развития рынка ценных бумаг насчитывает несколько веков и началась с создания рынка государственных ценных бумаг, которые появились в XV—XVI вв. Необходимость появления таких бумаг была связана с высокими расходами государства, превышав

шими доходы. Для привлечения дополнительных денежных средств государство выпустило ценные бумаги, которые были раз

мещены на международном рынке, а затем и на внутреннем. Пер

вые же корпоративные ценные бумаги появились в XVII в., однако широкое развитие они получили только в середине XIX в.

Появление ценных бумаг привело к необходимости формиро

вания рынка, на котором они могли бы обращаться. В начале XVI в. эволюция торговых операций привела к возникновению фондовых бирж.

В развитии бирж во многих странах наблюдались одинаковые тенденции. Вначале на бирже торговали в основном облигациями, которые выпускались правительством, муниципалитетами, желез

нодорожными компаниями, а доля акций была небольшая. С раз

витием же акционерной формы собственности в конце XIX в. ак

ции постепенно вытесняют облигации с бирж. Биржи начинают специализироваться на торговле акциями, а торговля облигациями вновь сосредоточилась на уличном рынке. В XX в. фондовый ры

нок продолжал развиваться, что проявилось не только в его коли

чественном росте, но и качественном, в частности в уменьшении доли биржевого рынка, формировании организованного внебирже

вого рынка, основанного на компьютерных технологиях.

Дальнейшее развитие рынка ценных бумаг привело не только к совершенствованию его структуры, но и появлению различных ви

дов ценных бумаг, так называемых производных или полуценных ценных бумаг, финансовых инструментов — ваучеров, варрантов, депозитных и инвестиционных сертификатов и ряда других. В XX в. продолжается 

развитие ценных бумаг. В 70-е годы XX в. появляется спектр международных ценных бумаг — евроноты, евроакции, евро

облигации. В 1980-е годы развивается процесс секьюритизации (секьюрити — ценные бумаги) — перевод активов банков в ценные бумаги. В современной рыночной экономике, таким образом, ры

нок ценных бумаг занимает особое и весьма важное место.

Наша страна пережив период «застойного» развития в советское время, когда существовал лишь рынок нерыночных государственных ценных бу

маг, рынок ценных бумаг в начале 90-х годов XX в. вновь ступил на путь своего формирования. Исходной причиной этого стало широ

кое развитие рыночных государственных ценных бумаг. Появление акционерных обществ, как закрытых, акции которых могут быть проданы лишь с согласия самих акционеров, так и открытых, чьи акции свободно обращаются на рынке, привело к формированию и развитию рынка корпоративных ценных бумаг, в частности акций. С 1991 г. начинают появляться фондовые биржи — Московская центральная фондовая биржа, Сибирская, Санкт-Петербургская, а также фондовые площадки при Российской товарно-сырьевой бир

же, товарно-фондовая биржа «Санкт-Петербург». Однако основную долю на них занимают акции товарных бирж, по которым заключа

лись высокорентабельные сделки. Выход в 1992 г. в обращение вау

чера внес значительный вклад в развитие рынка ценных бумаг. Фондовый рынок получил высоколиквидный финансовый инстру

мент, однако акции не стали основным фондовым инструментом, что привело к депрессивному развитию рынка ценных бумаг вплоть до 1995 г. Именно этот год ознаменовался появлением первых кор

поративных облигаций, однако их число было минимальным и они не влияли на развитие рынка ценных бумаг. В это время начинает набирать обороты спекулятивный рынок государственных ценных бумаг. Высокая доходность по государственным ценным бумагам привела к перетоку капитала из корпоративных ценных бумаг в го

сударственные. 

Отрицательное воздействие на рынок ценных бумаг в 1997—1998 гг. оказали и азиатский кризис, и значительное падение цен на энергоресурсы. За счет этого резко ухудшился платежный баланс страны, что привело к неопределенности в конечной доход

ности многих фондовых инструментов. Началась массовая продажа государственных ценных бумаг иностранными инвесторами, что в конечном счете и привело к кризису на рынке государственных ценных бумаг и закончилось дефолтом августа 1998 г. Однако к концу 1999 г. рынок ценных бумаг возродился и превзошел по объ

емам уровень 1998 г.

В настоящее время рынок ценных бумаг в России становится все более развитым и цивилизованным. На нем представлены не только акции, но и облигации, как государственные, так и корпо

ративные. Наличие вторичного, внебиржевого рынка способство

вало обращению векселей, сертификатов. Фондовый рынок, таким образом, становится самым динамично развивающимся сектором российской экономики.
^



1. Классические ценные бумаги




1.1. Акции


Акция — это ценная бумага, эмитированная акционерным обществом, отражающая долю инвестора (покупателя) в устав

ном капитале, дающая право владельцу на получение определен

ного дохода из прибыли в виде дивидендов и формальное учас

тие в управлении компанией. Акции как ценные бумаги появи

лись достаточно давно, первая акция была выпущена в XVII в. Ост-Индской компанией. Однако широкого развития акции не получили вплоть до XIX в., когда начали развиваться акционер

ные общества. Капитал акционерных обществ создавался путем выпуска (эмиссии) и продажи акций, а сами акционерные об

щества подразделялись на открытые и закрытые. Акции, выпус

каемые (эмитированные) открытым акционерным обществом, свободно реализуются и обращаются на рынке, акции же закры

тых акционерных обществ могут быть проданы только членам акционерного общества, а реализованы другим только с согласия всех остальных акционеров данного общества. В зарубежной практике закрытые акционерные общества в настоящее время встречаются достаточно редко, в России в последние годы доля закрытых обществ также снижается.

Акция — это долевая ценная бумага, которая показывает долю владельца в уставном капитале и не является долговой ценной бу

магой, она не предполагает выкуп ее акционерным обществом. Акция — это бессрочная ценная бумага, срок ее обращения не ог

раничивается, и она может быть погашена только по решению собрания акционеров акционерного общества или при его ликвидации (акции не возвращаются, их можно только продать). Таким образом, основная суть акции в том, что она является частью ка

питала, выражает долю в капитале. Однако для инвестора имеет значение и набор прав, которые регламентирует акция:

  • 

  • право голоса на общем собрании акционеров (только для владельцев обыкновенных акций);

  • право участия в прибыли (размер дивиденда зависит от прибыли: чем выше прибыль, тем больший размер диви

  • денда получит владелец акции; размер дивиденда определя

  • ется на собрании акционеров, и именно там принимается решение не только о его размере, но и о возможности его выплаты — вполне возможна ситуация, когда прибыль ком

  • пании будет достаточной для выплаты дивидендов, но соб

  • рание решит не выплачивать их, а направить данную сумму на развитие производства);

  • право на первоочередное приобретение новых выпусков акций этой компании;

  • право на определенную часть имущества при ликвидации компании, если такое остается после выплаты долгов ком

  • пании, при этом первоочередное право имеют владельцы привилегированных акций.

Практика привлечения финансовых ресурсов в акционерные общества выработала большое количество разновидностей акций, которые удовлетворяют самым различным запросам инвесторов (покупателей). Однако следует отметить, что покупка любой акции есть внесение средств в капитал предприятия и связана с риском убытков в результате неэффективной деятельности акционерного общества или даже потерей средств в результате его банкротства (акцию нельзя вернуть компании, ее можно только продать, поэто

му инвестор должен серьезно подходить к покупке акций).

В зависимости от эмитента выделяют корпоративные акции, выпускаемые предприятиями, и банковские, выпускаемые банка

ми, при этом доля банковских акций достаточно мала по сравне

нию с корпоративными. По принадлежности могут быть имен

ные, на предъявителя и ванкулированные именные акции. Для передачи прав по именной акции требуется согласие 

сторон, пе

редача сертификата, заявление об уступке прав (цессия) и регист

рация нового владельца, доля таких акций в торговом обороте незначительна. Ванкулированные акции в отличие от именных требуют согласия акционерного общества на покупку-продажу данной ценной бумаги. По степени надежности различают акции высокого, среднего и низкого качества. По степени голосования выделяют одноголосые (одна акция — один голос), многоголосые (два и более голосов) и безголосые (привилегированные). По ос

новному признаку получения дохода акции делятся на два вида:

  1. ^ Обыкновенные (простые) акции. Эти акции дают право участия в управлении капиталом, они имеют право голоса, но не имеют фиксированного дохода. Размеры дивиденда зависят от прибыли компании. Решения о выплате дивидендов принимают

  2. ся на общем собрании акционеров. Таким образом, владение обыкновенной акцией дает возможность оказывать влияние на принятие управленческих решений, что является основой де

  3. мократизма в рыночной экономике, так как решения принима

  4. ются большинством голосов по принципу: одна акция — один голос. Это важнейшее свойство акционерного капитала порож

  5. дает стремление завладеть контрольным пакетом акций предп

  6. риятия, что позволяет установить полный контроль над приня

  7. тием управленческих решений. Чисто арифметически контроль

  8. ным пакетом будет любой пакет акций, превышающий 50 % обыкновенных акций предприятия. Однако на практике у круп

  9. ных акционерных обществ велико распыление акций: большин

  10. ство инвесторов приобретают акции из-за ожидаемых дивиден

  11. дов и не участвуют в управлении предприятием, не посещают собрания акционеров. В такой ситуации контрольный пакет снижается, однако при этом всегда существует опасность, что контрольный пакет акций может оказаться у кого-либо иного.

  12. Привилегированные акции. Обладатель таких акций не имеет права голоса, но получает фиксированный, гарантированный раз

  13. мер дивиденда, не 

  14. зависящий от доходности предприятия. Размер этого дохода оговаривается при эмиссии и может быть только увеличен. По объему выпускаемых привилегированных акций имеются определенные ограничения. Доля этих акций, как пра

  15. вило, не превышает 25 % общего выпуска акций, так как в про

  16. тивном случае при неблагоприятном финансовом положении предприятия его состояние может еще больше ухудшиться и оно окажется банкротом. Однако в некоторых странах может быть от

  17. клонение от этого, например, в Германии их общая номинальная стоимость не должна превышать суммарную стоимость обыкно

  18. венных акций. Такие акции также могут свободно покупаться и продаваться на рынке. Тем не менее на их долю приходится всего лишь 10—20 % продаваемых на бирже акций. Как правило, вла

  19. дельцами их являются члены совета директоров, которые помимо возможности в управлении предприятием при наличии обыкно

  20. венных акций гарантируют себе определенный доход.

На Западе существует несколько разновидностей привилеги

рованных акций. Например, в Германии выделяют три основных вида таких акций, имеющих:

  • преимущества в праве голоса (многоголосые) — выпуска

  • ются крайне редко, с разрешения министра экономики со

  • ответствующей федеральной земли и только в том случае, если данное предприятиб имеет особое значение для эконо

  • мики страны в целом;

  • увеличенный дивиденд, который выплачивается раньше, чем по обыкновенным акциям, и если он не выплачивался в какой-либо период времени, то доплачивается в последу

  • ющие более благоприятные годы;

  • право требования большей части в ликвидационной сумме при прекращении деятельности предприятия (эти акции имеют преимущественное удовлетворение требований по части ликвидационной 

  • суммы по сравнению с обыкновен

  • ными акциями при закрытии, банкротстве и слиянии ком

  • паний).

Для США характерны шесть видов привилегированных ак

ций. В наибольшей степени распространены акции с долей учас

тия. Владельцы этих акций всегда получают доход, при этом ди

виденды по ним выплачиваются как дополнительные, если ди

виденды по обыкновенным акциям превысили объявленную ранее сумму. Существует такой вид, как отзывные акции, кото

рые могут быть отозваны эмитентом и выкуплены по номиналь

ной стоимости или с небольшой премией. Они характерны для инвестиционных компаний США, Канады и Англии. Пользуют

ся спросом также кумулятивные акции, так как дают право ин

вестору на получение не выплаченных по решению совета ди

ректоров дивидендов в дальнейшем, т.е. пропущенные дивиден

ды накапливаются и должны быть выплачены до объявления выплат по обыкновенным акциям. Противоположностью таких акций выступают не кумулятивные акции, дивиденды по кото

рым могут быть не получены, если эмитент принял такое реше

ние. Конвертируемые акции выпускаются практически всеми компаниями, как мелкими, так и крупными, и дают право вла

дельцу обменять их на другую ценную бумагу, прежде всего обыкновенную акцию, в целях реализации прибыли, увеличения доходности. При этом.они могут быть обменены на определен

ное количество обыкновенных акций. Выделяют также и акции с корректирующей ставкой дивиденда, характеризующиеся ди

видендом, ставка которого периодически пересматривается по заранее заданной формуле, например, с учетом колебаний дохо

да по краткосрочным долговым обязательствам. В случае роста такого дохода размер дивиденда также вырастет, и наоборот.
^



1.2. Облигации


Значительное место среди ценных бумаг за рубежом занима

ют облигации, которые составляют 60 % рынка ценных бумаг. Облигация — это обязательство эмитента выплатить в опреде

ленный срок владельцу этой ценной бумаги определенную сумму де

нежных средств. Под этой определенной суммой подразумевает

ся стоимость облигации плюс доход, который носит название процента, и он не зависит от прибыли компании.

Облигация — это долговая, срочная ценная бумага. Эмитент обязан ее погасить, причем в указанный срок, называемый датой погашения. Эта ценная бумага не предоставляет прав на управле

ние предприятием. Благодаря своему долговому характеру облига

ции представляют собой более надежные вложения, чем акции. Будучи аналогом кредита, они являются «старшими» бумагами по отношению к акциям, т.е. дают преимущественное право при выплате дохода или возврате денежных средств в случае банкрот

ства или ликвидации эмитента. Более высокая надежность обли

гаций и обеспечивает им популярность среди инвесторов, что привело к широкому разнообразию облигаций на рынке.

В зависимости от эмитента облигации могут быть корпора

тивными, государственными и иностранными.

Корпоративные облигации выпускаются юридическими лицами. Они наиболее разнообразны, так как дают возможность учета пот

ребностей инвестора при их реализации. В США, например, выде

ляют семь наиболее важных видов корпоративных облигаций:

  • промышленные, или индустриальные (выпускаются про

  • мышленными компаниями);

  • ипотечные (выпускаются ссудосберегательными ассоциа

  • циями и строительными компаниями в целях привлечения средств для ипотечного кредитования под залог недвижи

  • мости или для строительства жилья);

  • 

  • экологические (денежные средства, полученные от реализа

  • ции этих облигаций, идут на защиту окружающей среды);

  • конвертируемые (т. е. обмениваемые на другие ценные бу

  • маги) ;

  • дебенчурные (выпускаются без реального обеспечения и носят спекулятивный характер);

  • сезонные (выпускаются, как правило, сельскохозяйствен

  • ными компаниями, носят сезонный характер, т.е. выпуска

  • ются весной, когда необходимы денежные средства, и погашаются осенью, когда реализован урожай и денежные средства имеются в наличии);

  • коммунальные (выпускаются коммунальными предприяти

  • ями);

  • гарантийно-конвертируемые, которые могут обмениваться на другие ценные бумаги.

Государственные облигации выпускаются органами государст

венной власти (федеральными и местными). Государственные облигации, эмитированные федеральными органами власти, считаются наиболее надежными ценными бумагами, так как тео

ретически обеспечены всем государственным имуществом. К то

му же государство заведомо не может стать банкротом, так как для погашения долгов оно может прибегнуть к денежной эмис

сии. Однако вполне возможна ситуация, когда государство не сможет на данный момент оплатить свои долги. В этом случае оно прибегает к реструктуризации долга, т.е. переносу выплат по данным облигациям на определенное время.

Иностранные облигации, выпускаемые иностранными эми

тентами, могут быть как частными, так и государственными.

В зависимости от целей выпуска облигации могут быть целе

выми и нецелевыми.

Целевые облигации выпускаются для привлечения денежных средств на четко определенные цели, которые становятся извест

ными инвесторам. 

Как правило, целевыми облигациями бывают государственные облигации. Например, в России выпускались хлебные займы, товарные займы.

Нецелевые облигации, при выпуске которых не ставится чет

кая цель использования привлеченных денежных средств.

В зависимости от обеспечения облигации бывают обеспечен

ные и необеспеченные.

Обеспеченные облигации могут быть обеспечены активами предприятия, имущественным залогом, залогом в форме буду

щих поступлений от хозяйственной деятельности или опреде

ленными гарантийными обязательствами.

Необеспеченные облигации не имеют под собой никакого обеспечения и основаны на доверии к эмитенту.

В зависимости от срока обращения можно выделить следую

щие облигации.

Краткосрочные (со сроком погашения до 3 лет). При этом стоит отметить, что корпоративные облигации выпускаются на срок от 1 года, а государственные облигации могут выпускаться сроком менее года.

Среднесрочные (со сроком погашения от 3 до 10 лет). Долгосрочные (от 10 до 30 лет).

Сверхдолгосрочные (более 30 лет).

По виду получаемого дохода бывают следующие облигации:

Купонные облигации. В этом случае доход выплачивается в виде процентов к ее номинальной стоимости при предъявлении эмитенту инвестором купона, вырезаемого из специального лис

та, представляющего либо одно целое с бланком облигации, либо прилагающегося к ней. На купоне указан тот доход, кото

рый должен получить владелец облигации. При этом число ку

понов равно количеству выплат дохода. Например, если облига

ция выпущена сроком на 5 лет, а периодичность выплат дохода 2 раза в год, то к облигации будет прикладываться 10 купонов.



Дисконтные облигации. По этим облигациям инвестор получает доход в виде дисконта, т. е. разницы между номиналом облигации и ценой приобретения. Эти облигации выпускаются по цене ниже номинала, а выкупаются эмитентом по номиналу. Например, об

лигация сроком на 1 год номиналом в 100 ден. ед. была размещена по рыночной стоимости 90 ден.ед. В этом случае доход будет равен 10 ден. ед (100-90), или 10 % годовых (10/100 • 100 %). Как прави

ло, это государственные краткосрочные (до 1 года) облигации. До

ходность по таким облигациям уменьшается с приближением сро

ка погашения. В нашем примере, если до окончания срока облига

ции осталось 6 месяцев, эта облигация уже будет неоднократно продана, и в данный момент ее приобрели уже, например, за 95 ден. ед. В этом случае доход составит 5 ден.ед, а доходность об

лигации составит 5 % годовых, т. е. 5/100 • 100 %.

Выигрышные облигации. Доход по таким облигациям выпла

чивается в виде выигрыша. Эмитент определяет выигрышный фонд, в зависимости от обозначенного процента по облигации и проводит розыгрыш облигаций. Владельцы выигравших облига

ций получают соответствующий доход и номинал облигации, другие же получают лишь номинал облигации. Как правило, та

кие облигации эмитирует государство для населения.

По виду дохода различают облигации с фиксированным и плавающим доходом.

Облигации с фиксированным доходом, когда процентная ставка устанавливается в момент выпуска облигации и не меняется до окончания срока облигации.

Облигации с плавающим доходом, когда процентная ставка из

меняется в зависимости от каких-либо факторов, например став

ки банковского процента или ставки по краткосрочным обяза

тельствам. Такая ставка чаще всего характерна для среднесрочных и долгосрочных облигаций, так как трудно учесть конъюнктуру рынка, а также в условиях нестабильной 

экономической ситуа

ции. В этом случае оговариваются условия изменения процента и каждый последующий купон предполагает разный доход.
^



2. Структура рынка ценных бумаг



Рынок ценных бумаг неоднороден и в зависимости от эмис

сии ценных бумаг подразделяется на первичный, где происходит реализация новых видов ценных бумаг, и вторичный рынок, на котором осуществляется перепродажа ценных бумаг. В зависи

мости от места проведения сделок с ценными бумагами разли

чают биржевой, где торговля ценными бумагами происходит на фондовых биржах, и внебиржевой рынок, который не имеет оп

ределенного места торговли ценными бумагами и подразделяет

ся на организованный и неорганизованный рынки.

Указанные рынки, составляющие структуру рынка ценных бумаг, противостоя друг другу, взаимно дополняют друг друга. Данное противоречие обусловлено тем, что, выполняя общую функцию по торговле и обращению ценных бумаг и мобилиза

ции капитала, они руководствуются специфическими методами отбора и реализации ценных бумаг. Так, первичный рынок представлен преимущественно облигациями, в то время как на бирже основным объектом торгов выступают акции. Если на первичном рынке осуществляется непосредственное инвестиро

вание экономики путем мобилизации капитала, то посредством вторичного рынка происходи! лишь перераспределение собст

венности и проведение спекулятивных операций. На протяже

нии всего послевоенного периода как в практическом, так и в теоретическом плане довольно остро стоял вопрос о соотноше

нии внебиржевого и биржевого оборота. Если основная часть ценных бумаг раньше обращалась на биржевом рынке, то сегод

ня, особенно с развитием электронных систем торговли, основ

ная их часть обращается на внебиржевом рынке, на который приходится до 90 % продаж ценных бумаг. При этом особую роль в настоящее время играет вторичный организованный вне

биржевой, или уличный, рынок, появившийся в 70-е годы XX в. сначала в США, а затем и в других странах, ставший реальным конкурентом фондовых 

бирж, что позволило говорить о наме

тившейся тенденции вытеснения биржевой торговли.

^

2.1. Первичный рынок


Исходным звеном функционирования рынка ценных бумаг в определенной степени является первичный рынок. На нем основ

ные эмитенты (государство, муниципалитеты, промышленные компании и кредитные институты) осуществляют эмиссию и пер

воначальное размещение ценных бумаг, которые впоследствии либо «осядут» у инвесторов, либо перейдут на вторичный рынок. Основную роль на этом рынке играют инвестиционные (как, например, в США, Канаде) или коммерческие банки (как, нап

ример, в ФРГ), банкирские дома, крупные брокерские компании. Однако для эффективной реализации ценных бумаг и снижения риска потерь создаются специальные эмиссионные консорциумы или синдикаты, объединяющие разные институты фондового рынка и различных инвесторов. Как правило, при помощи эмис

сионных консорциумов размещаются крупные партии ценных бу

маг. Если новый выпуск ценных бумаг оказывается слишком большим для инвестиционного банка, он обращается к другим банкам с целью сформировать эмиссионный синдикат или кон

сорциум и объединить усилия по размещению выпуска. Эмисси

онные консорциумы могут действовать по принципу «раздельного счета», когда его участники несут ответственность в пределах сво

его участия и выделенной им доли выпуска. Действуя согласно данному принципу, участники консорциума несут коллективную, совместную ответственность за размещение всего выпуска про

порционально размеру своего участия, однако договор о размеще

нии ценных бумаг заключается между эмитентом и инвестицион

ным банком, который и формирует консорциум. При этом основ

ная ответственность перед эмитентом лежит на данном банке. Например, в ФРГ на первичном рынке государственных ценных бумаг 25—

40 % общего объема эмиссии размещает Федеральный консорциум, получая за это консорциальное вознаграждение в размере 0,875 %, остальная часть реализуется путем тендерного размещения, осуществляемого федеральными земельными банка

ми при содействии Бундесбанка. Федеральный консорциум был образован в 1952 г. при содействии Центрального банка ФРГ— Бундесбанка. В него входят Бундесбанк, государство, Управление федеральными долгами, важнейшие банки.

Таким образом, первичный рынок — это рынок первых и пов

торных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их первоначальное размещение среди инвесторов. На первичный рынок приходят все ценные бумаги, которые в дальнейшем час

тично остаются в руках инвесторов, но большей частью уходят на вторичный рынок, где передаются из рук в руки. Первичный рынок имеет свои особенности.

Он внебиржевой, т.е. торговля ценными бумагами идет вне биржи. Исключение составляют первичные рынки Германии, Франции и России, где первичное размещение ценных бумаг осуществляется на бирже. В частности, в Германии все виды ценных бумаг, за исключением еврооблигаций, первично разме

щаются на официальном биржевом рынке (amtlicher Handel), a обыкновенные акции реализуются на регулируемом рынке.

На первичном рынке представлена наиболее полная инфор

мация об эмитенте, позволяющая сделать обоснованный выбор вида ценной бумаги для вложения денежных средств. Открытости информации подчинено все, что происходит на первичном рын

ке: подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных, публикация проспекта и итогов подписки и т. д.

Первичный рынок всегда был и остается достаточно неопре

деленным и капризным. Акции и облигации могут распростра

няться не так активно, как хотелось бы. Возможно воз

никновение осложнения в эффективности предприятия-эмитен

та, курсы ценных бумаг могут начать снижаться. А 

поэтому риск гарантов может стать очень большим. Устойчивость первичного рынка во многом будет зависеть от брокеров и дилеров на вто

ричном рынке, их способности «фиксировать цену», т.е. придать ей стабильность, не допускать ее резких колебаний, чтобы был стабильный спрос на ценные бумаги на первичном рынке. Пер

вичный рынок при всей его организованности всегда сохраняет потенциальную угрозу потери равновесия и стабильности. В то же время именно на первичном рынке осуществляется мобили

зация денежного капитала и инвестирование его в экономику. Первичный рынок не только обеспечивает увеличение накопле

ния в масштабе национальной экономики, но и распределяет свободные денежные средства по отраслям и сферам экономики. Критерием такого размещения в условиях рыночной экономики служит доход, т. е. свободные денежные средства направляются в те сферы хозяйства, которые обеспечивают максимальный до

ход. Первичный рынок выступает средством создания эффектив

ной с точки зрения рыночных критериев структуры националь

ной экономики, поддерживает пропорциональное развитие хо

зяйства при сложившейся в данный момент норме прибыли по отдельным предприятиям и отраслям, будучи фактическим регу

лятором движения долгосрочного ссудного капитала. В значи

тельной степени он определяет размеры накопления и инвести

ций в стране, а также темпы, масштабы и эффективность нацио

нальной экономики.

Основой рынка ценных бумаг служит первичный рынок, так как именно он определяет его совокупные масштабы и темпы развития. Однако объемы первичных рынков в развитых стра

нах в настоящее время существенно различаются. Несомненно, первое место по объемам выпуска' и по обороту занимает пер

вичный рынок США, несколько отстает от него сравнительно молодой рынок Японии, а вот Германия в последние годы прочно удерживает третье место, серьезно конкурируя с други

ми странами, такими как Франция и Великобритания. В пос

ледние годы активно идет 

процесс интернационализации рын

ков ценных бумаг, в том числе и первичного, что обязательно скажется и на развитии экономики стран в целом, так как пе

рераспределение капитала между странами будет вестись значи

тельно активнее.

В России первичный рынок, как, собственно, и рынок в це

лом, сформировался в 1992 г. При этом образовался он как вне

биржевой рынок, связанный с приватизацией экономики и вы

пуском приватизационного чека (ваучера), и к середине 90-х го

дов XX в. был представлен преимущественно акциями, размещающимися путем открытой или закрытой подписки, пос

редством фондовых магазинов, отделений связи, банков и дру

гих каналов. В настоящее время первичное размещение ценных бумаг в России осуществляется либо непосредственно эмитен

том, либо с помощью фирмы-посредника — профессионального участника рынка ценных бумаг. При этом основная часть выпус

ков размещается именно самим эмитентом, что связано с недос

таточностью средств для привлечения посредника, опыта орга

низации внебиржевой торговли у профессиональных участни

ков. Помимо этого в России организовано и осуществляется биржевое первичное размещение ценных бумаг. Однако это в большей степени касается государственных ценных бумаг. Их размещение осуществляется на аукционах при посредничестве Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ).
^

2.2. Вторичный рынок


Вторичный рынок — это рынок, на котором обращаются ра

нее эмитированные ценные бумаги. Основная часть ценных бу

маг, приобретенных на первичном рынке, возвращается на ры

нок, так как была приобретена не в целях инвестирования, а для получения курсовой разницы. Эти ценные бумаги продаются уже на вторичном рынке. Дальнейшая жизнь этих ценных бумаг непосредственно связана с функционированием вторичного рынка, где происходит постоянная смена собственников ценных 

бумаг. В силу этого вторичный рынок поглощает большие объе

мы ценных бумаг, и оборот вторичного рынка значительно пре

обладает над первичным, так как одна и та же бумага может по

купаться и продаваться много раз. Участниками вторичного рынка являются инвесторы и посредники. Основными посред

никами являются брокеры и дилеры. На этом рынке уже нет эмитентов, они вновь могут появиться только как покупатели собственных ценных бумаг. Для вторичного рынка характерны ликвидность, т. е. возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в короткое время при небольших колебаниях курсов ценных бумаг и низких издержках. К основным функциям вторичного рынка относятся перераспределение собственности, страхование рис

ков и спекулятивные операции. В силу этого на вторичном рын

ке преобладающее значение имеет покупка-продажа акций.

Вторичный рынок подразделяется на биржевой (фондовый) рынок и внебиржевой рынок.

^

2.2.1. Биржевой рынок


Биржевой вторичный рынок представлен фондовыми биржа

ми, которые имеются в любой стране. В настоящее время в мире насчитывается около 200 фондовых бирж, объединенных в Меж

дународную федерацию фондовых бирж. Наиболее крупные бир

жи — Нью-Йоркская, Лондонская, Франкфуртская, Токийская. В каждой стране существует несколько бирж, на которых проис

ходит покупка-продажа ценных бумаг. Так, например, в США насчитывается 12 фондовых бирж, из них крупнейшей является Нью-Йоркская фондовая биржа, на которую приходится до 84 % оборота всех бирж. Второе место по значимости занимает Аме

риканская фондовая биржа, находящаяся в Нью-Йорке. Эта биржа, как и другие региональные биржи, ориентируется на Нью-Йоркскую фондовую биржу по основной массе движения стоимости акций. Оставшиеся биржи небольшие по размеру и 

носят региональный характер. Региональные фондовые биржи осуществляют в основном котировку акций местных компаний небольших размеров.,Особенностью сети фондовых бирж США является то, что здесь в основном ведутся операции с ценными бумагами старых выпусков (акциями, частными и государствен

ными облигациями). При этом доля операций с государственны

ми ценными бумагами весьма незначительна. На биржах сущест

вуют ограничения по котировке ценных бумаг.

Россия относится к странам с поли центрической системой фондовых бирж. В стране насчитывается 10 бирж и 49 фондовых площадок. Крупнейшей фондовой биржей является Российская торговая система (РТС), которая была создана в 1995 г. как главный вторичный внебиржевой рынок страны с целью объеди

нения разрозненных региональных рынков в единый организо

ванный рынок ценных бумаг России. Изначально в рамках РТС функционировал лишь рынок акций с расчетами в валюте. В настоящее время группа РТС объединяет рынки, различающи

еся как по обращающимся инструментам, так и по системе орга

низации торговли и расчетов.

Устройство биржевой торговли в странах в целом идентично и опирается на основные закономерности функционирования, несмотря на имеющиеся различия.

Биржевой рынок имеет важное значение, что предопределило те задачи и функции, которые он выполняет. Основными зада

чами биржи выступают мобилизация финансовых ресурсов, обеспечение ликвидности финансовых вложений, регулирование рынка ценных бумаг. Основными функциями биржи являются:

  • организация процесса купли-продажи ценных бумаг, зак

  • лючающаяся в предоставлении места торгов (на бирже в течение рабочего дня члены биржи или посредники от лица покупателей и продавцов осуществляют сделки по покупке-продаже ценных бумаг);

  • 

  • гарантированное исполнение биржевых сделок, за которы

  • ми следит расчетная палата биржи;

  • контроль за спекуляцией, осуществляемый путем соблюде

  • ния принципа максимальной открытости биржевой информации и установления лимита ценовых колебаний на торговых сессиях;

  • страхование посредством торговли срочными инструмента

  • ми (такими, как фьючерсы, опционы), представляющее собой определенную корректировку цен, что обеспечивает взаимное погашение риска;

  • котировка (установление) цен, основанная на рыночном спросе и предложении и осуществляемая в процессе торгов;

  • установление стандартов на биржевые товары (если гово

  • рить о фондовой бирже, то на аукцион выставляется определен

  • ная ценная бумага эмитента в определенном количестве в виде лота, который, как правило, равен 100 акциям);

  • разработка, подготовка и реализация типовых контрактов для членов биржи, помогающих в заключении сделок;

  • определение правил торгов и фиксация торговых обычаев, приводящие к более разумному и эффективному функциониро

  • ванию торгов;

  • упрощенная процедура расчетов членами биржи, позволя

  • ющая экономить время и снижать издержки обращения (члены биржи расплачиваются по каждой совершенной сделке, вместо этого расчетные палаты бирж осуществляют клиринг взаимных обязательств и требований, т. е. определяют объем нетто-обяза-тельств или нетто-требований каждого участника торгов, кото

  • рые он вносит на счет или получает на свой счет);

  • выпуск информационных бюллетеней с котировками цен

  • ных бумаг и других материалов, освещающих ход торгов на бирже, что позволяет участникам торгов разработать определенную стра

  • тегию поведения в 

  • будущем — покупать или продавать ценные бу

  • маги, какие именно ценные бумаги продавать или покупать;

  • оказание клиентам различных услуг, спектр которых пос

  • тоянно расширяется.

Таким образом, необходимость и роль биржи заключается в том, что она способствует накоплению капитала, его распределе

нию и перераспределению, а также контролю за инвестициями.

Торговля на бирже осуществляется только членами биржи. В США и Англии ими могут быть только физические лица. В Японии — только юридические. В Германии и Италии — и физические, и юридические. В России членами биржи могут быть юридические лица и государственные исполнительные ор

ганы, в основные функции которых входит осуществление опе

раций с ценными бумагами. Однако не любое физическое или юридическое лицо может стать членом биржи. Для этого необхо

димо соответствовать требованиям устава биржи, иметь доста

точный стартовый капитал, чтобы заплатить вступительный взнос или купить брокерское место на бирже, платить членские взносы, а на некоторых биржах еще иметь три рекомендации от действующих членов биржи. Руководство биржи может также потребовать, чтобы не менее 40 % директоров и партнеров бро

керской фирмы активно участвовали в инвестиционном бизнесе, а лица, не имеющие к нему отношения, владели не более 10 % акций фирмы1. Решение о приеме в члены биржи принимается на заседании биржевого совета. Членство на многих биржах яв

ляется пожизненным, что приводит к монополизму на бирже, результатом чего является высокая стоимость ее услуг. В такой ситуации многие банки на Западе в последние годы покинули биржу и предпочитают при покупке и продаже ценных бумаг об

ращаться к брокерам и дилерам, но не участвовать самим в ра

боте биржи.
^



2.2.2.Внебиржевой (уличный) рынок


Вторая значительная часть вторичного рынка ценных бумаг представлена внебиржевым (уличным) рынком, охватывающим операции с ценными бумагами, совершаемые вне фондовой биржи.

Появление уличного рынка было обусловлено несколькими обстоятельствами.

Ограниченность по приему к котировке ценных бумаг на фон

довой бирже. Для того чтобы попасть на биржу, ценные бумаги должны пройти листинг — так называемый доступ к торгам, при этом допускаются на биржу только те ценные бумаги, эмитенты которых отвечают определенным, достаточно строгим критери

ям. В результате основная масса ценных бумаг мелких и средних инвесторов не может быть допущена к торговле на бирже, что приводит к необходимости поиска других мест торговли, кото

рым и стал для них уличный рынок.

Относительно высокие проценты комиссионного вознаграж

дения за услуги биржи, что не всегда доступно для мелких инвес

торов, и они также предпочитают осуществлять сделки на вне

биржевом рынке.

Монополизация членства на бирже в настоящее время из-за того, что на бирже могут осуществлять сделки только члены биржи, а стать ими достаточно сложно, так как существует ряд серьезных требований к ним (о которых говорилось выше) и из-за высоких взносов, не дающих возможности мелким инвес

торам самостоятельно торговать на бирже, а осуществлять сдел

ки посредством обращения к членам биржи достаточно дорого, мелкие инвесторы постарались найти другое, более выгодное и удобное для них место торговли, чем и стал вторичный рынок.

Вторичный внебиржевой рынок в настоящее время подразде

ляется на две большие части:

организованный рынок;

неорганизованный рынок.



Организованный рынок представляет собой вторичный вне

биржевой рынок, находящийся под контролем со стороны про

фессиональных участников рынка ценных бумаг, прежде всего дилеров и брокеров. В настоящее время торговля на организо

ванном рынке осуществляется через электронные терминалы. В последние годы все большую популярность приобретает тор

говля акциями через электронные коммуникационные сети. Са

мые популярные из них— ISLAND, INSTINET, REDI, ARCHIPELAGO, BLOOBERG, BRUT. Как правило, на этом рынке осуществляется оптовая торговля, но минимальная пар

тия меньше, чем на бирже. Оборот на этом рынке очень боль

шой, что связано с высокой скоростью осуществления сделок и с низкими комиссионными, и превышает оборот на бирже в несколько раз. В настоящее время в ряде стран внебиржевые рынки по объему своих операций иногда близки к фондовым биржам. В США, например, в ряде случаев сделки по системе НАСДАК превышали обороты Нью-Йоркской биржи, но по объему капитализации первая уступает второй. Во внебиржевой схеме торговая система ни в коей мере не является участником сделки, а служит лишь местом, где фиксируется по определен

ным правилам факт совершения сделки между двумя участника

ми, и торговая система выступает не как участник, а в опреде

ленном смысле как независимый арбитр при совершении этой сделки. Центральную роль в структуре организации внебиржево

го рынка играют система правил торговли, контроля за их вы

полнением и меры дисциплинарного воздействия, осуществляе

мые организатором внебиржевой торговли.

Неорганизованный рынок — это рынок, который не предпола

гает оптовой продажи, на нем может продаваться любое коли

чество ценных бумаг, так как он рассчитан на мелких инвесто

ров. Посредников на этом рынке, как правило, не существует. Такие рынки на данный момент существуют во всех странах, од

нако их роль с развитием организованного рынка все в большей степени снижается. Неорганизованный рынок в ФРГ 

предпола

гает такую форму торгов, как торговля «по телефону» (в США такой рынок носит название «рынок через прилавок»). На этом рынке присутствуют мелкие инвесторы, которые стремятся при

обрести небольшие партии. Это может происходить в фондовых магазинах, банках, на почте и т.д. На этот же рынок могут попа

дать все ценные бумаги как мелких и средних, так и крупных компаний.

Уличный рынок существует во всех странах и дополняет биржевой рынок. Рассматривая развитие внебирже

вой торговли в западных странах, следует отметить, что идет процесс дальнейшей либерализации рынка ценных бумаг в це

лом. Выделение внебиржевого рынка означает создание нового канала финансирования средних и мелких предприятий через рынок ценных бумаг. Действительно, многие компании на Запа

де, в основном средние и мелкие, нуждаются в денежных фондах для развития своей деятельности, но биржевой рынок не позво

ляет им реализовывать свои бумаги. Поэтому уличный рынок служит своеобразным спасательным средством как источник фи

нансирования таких компаний. Кроме того, он служит дополни

тельным источником получения средств для крупных компаний, которые, не сумев перепродать свои акции на бирже, сбрасыва

ют и продают их на уличном рынке.
^



3. Курс акции


Рассматривая процесс купли-продажи акций, следует иметь в виду, что существует несколько различных и обычно неравных оценок стоимости акции.

  1. Нарицательная стоимость (номинал) показывает стоимость реально привлеченного капитала. Именно эта доля фигурирует в уставном капитале. Теоретически номинал акции можно рассчи

  2. тать путем деления уставного капитала на количество выпущен

  3. ных акций (или необходимого для привлечения при данной эмиссии капитала на количество акций). Например, если предп

  4. риятие нуждается в капитале, равном 1 000 000 ден. ед, и выпус

  5. кает 1000 акций, то номинал акции составит 1000 ден. ед. Как правило, по номиналу акции размещаются на первичном рынке. Если эмитент разместил ценные бумаги по более высокой цене, разница с номиналом называется учредительской прибылью. Для инвестора особого значения такая стоимость не имеет, так как она дает лишь минимум информации, а именно, если номи

  6. нал обыкновенной акции поделить на размер уставного капита

  7. ла, уменьшенного на объем привилегированных акций, то полу

  8. чится минимальная доля голосов, приходящаяся на данную ак

  9. цию на собрании акционеров, и доля прибыли, которая будет выплачена на эту акцию из общей суммы, направленной на ди

  10. виденды по обыкновенным акциям. Однако для определения этих долей вполне достаточно знать размер уставного капитала, сформированного из обыкновенных акций, и количество ак

  11. ций, выпущенных в обращение. В некоторых странах акции вы

  12. пускаются в обращение без указания номинала.

  13. Эмиссионная стоимость — стоимость размещения акций на первичном рынке. Чаще всего она выше номинальной стоимос

  14. ти акции, поскольку процесс размещения происходит через пос

  15. редников, которые скупают их 

  16. у эмитента, а затем реализуют их среди инвесторов, поэтому она определяется, в конечном счете, соотношением спроса и предложения на акции.

  17. Рыночная стоимость. Чаще всего она называется курсом, или курсовой стоимостью акций. Это стоимость, которая фор

  18. мируется на рынке в зависимости от спроса и предложения. В основе этой стоимости лежит номинал. Как правило, рыноч

  19. ная стоимость превышает номинальную стоимость. Если курс превышает номинал, то такая ситуация называется лаж, или ажио. Если наоборот, то дезажио. Спрос и предложение зависят от размера дивидендов и от ставки процента в банке. Так как вложения в акции являются альтернативой вложению денежных средств в банк, то инвестор будет сравнивать две величины — доход по акциям (дивиденд) и процент по вкладам в банке. В случае, если дивиденд превысит процент по вкладам, инвестор предпочтет акции, если же окажется ниже, предпочтет вложения в банк. В этом случае теоретически существует зависимость между курсом акций и доходностью вложений в акции и в банк.

  1. Балансовая стоимость определяется как отношение чистой стоимости активов предприятия к количеству выпущенных ак

  2. ций (ЧА/А). Она основывается на показателях текущего состоя

  3. ния активов предприятия и зависит от эффективности его дея

  4. тельности. Поэтому если балансовая стоимость приближается к номиналу или становится меньше, это означает, что предприя

  5. тие движется к банкротству, и чем выше балансовая стоимость, тем лучше работает предприятие.

  6. Ликвидационная цена акции равна сумме, приходящейся на одну акцию в случае продажи имущества предприятия при его ликвидации (Стоимость имущества/А). Эта сумма может су

  7. щественно отличаться от балансовой и в меньшую и в большую сторону. Причина различия заключается в том, что имущество учитывается по ценам его покупки, откорректированной на ко

  8. 

  9. эффициенты переоценки и амортизацию, а текущая его цена может быть совсем иной. Так, при относительно высоких темпах инфляции и нерегулярных переоценках имущества балансовая стоимость всегда существенно ниже ликвидационной. В случае, если имущество морально устарело и не находит сбыта, хотя его цена по балансу высока, балансовая стоимость может быть выше ликвидационной.
^



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Рынок ценных бумаг — это сфера потенциальных обменов ценными бумагами, иначе говоря, институт или механизм, сво

дящий вместе покупателей и продавцов отдельных ценных бу

маг. Рынок ценных бумаг выступает инструментом привлечения свободных денежных средств, являясь альтернативой финанси

рованию предприятий и компаний. Рынок ценных бумаг в эко

номике любой страны выполняет ряд важных функций. Одной из них выступает функция регулировщика инвестиционных пото

ков, обеспечивающая оптимальную для общества структуру ис

пользования ресурсов. Благодаря рынку ценных бумаг происхо

дит переток денежных ресурсов из морально устаревших отрас

лей и предприятий в более современные, предполагающие наибольшую рентабельность вложений. Это связано с тем, что доход по ценным бумагам (прежде всего акциям) зависит от прибыли предприятия: чем больше прибыль, тем больше доход по ценным бумагам, чем больше доход по ценным бумагам, тем больше на них спрос, а следовательно, и курс ценной бумаги на вторичном рынке. В современных отраслях спрос на продукцию велик, не насыщен, отсюда и высокие цены, и высокие прибы

ли. В морально же устаревших отраслях спрос на продукцию ми

нимален, и, чтобы его реализовать, необходимо снижать цену, что приводит к снижению прибыли, а следовательно, к сниже

нию дохода ценных бумаг. Таким образом, происходит увеличе

ние спроса на ценные бумаги современного предприятия, кото

рое увеличивает выпуск ценных бумаг на первичный рынок, что и приводит к притоку денежных средств в предприятие и оно расширяет производство. Спрос на товар насыщается, прибыль падает, инвестиции идут в другое предприятие. Такое циклич

ное развитие приводит к постоянному изменению структуры экономики и рациональному ее развитию.



Через обеспечение мас

сового характера инвестиционного процесса — рынок ценных бумаг позволяет любым экономическим агентам (в том числе и обладающим номиналь

но небольшим инвестиционным потенциалом), имеющим свободные денежные средства, осуществлять инвестиции в про

изводство путем приобретения ценных бумаг. Концентрация оборота ценных бумаг на фондовых биржах и/или у профессио

нальных посредников дает возможность инвестору облегчить процедуру осуществления инвестиций.

Через рынок ценных бумаг реализуется принцип демократизма в управлении экономикой на микроуровне — и это еще одна функ

ция рынка ценных бумаг. Управление акционерным обществом осуществляется общим собранием акционеров, которое прини

мает решения прямым голосованием — один голос равен одной акции. Поэтому, с одной стороны, любой имеющий хотя бы одну акцию принимает решение, с другой стороны, чем больше акций у акционера, тем большее влияние он имеет на принятие решений. Право реального управления предприятием дает конт

рольный пакет акций, т. е. то количество акций, которое дает право преимущества при голосовании. Классически такой пакет равен 50 % плюс одна акция. Реально на данный момент он ко

леблется в пределах 6—20 % от общего количества акций. Как правило, в крупных, транснациональных компаниях он меньше (около 6 %), а в небольших, местных компаниях он больше (свыше 20 %), что объясняется возможностью присутствия всех акционеров на общем собрании акционеров.

Рынок ценных бумаг выступает инструментом привлечения свободных денежных средств, являясь альтернативной формой финансирования предприятий и компаний. У предприятия су

ществуют два основных источника привлечения денежных средств для развития производства.

1. Собственные средства, которые предполагают процесс само

финансирования. Они включают в себя нераспределенную при

быль, амортизацию, денежные средства, временно высвобождаю

щиеся в процессе 

производства из-за несовпадения сроков покуп

ки и продажи оборотного капитала, нераспределенную выручку.

2. Заемные (привлеченные) средства, которые подразделяются на банковский кредит и эмиссию ценных бумаг. Банковский кредит выступает традиционным источником привлечения средств, но кредиты не всегда доступны предприятию, так как банк, прежде чем выдать кредит, рассматривает кредитоспособ

ность предприятия, учитывает его финансовое положение, и в случае затруднений вряд ли может выдать кредит. В то же время предприятиям часто в большей степени требуются деньги имен

но в этом случае, и тогда предприятие обращается к рынку цен

ных бумаг, выпуская собственные ценные бумаги. Предприятие может выпустить два вида ценных бумаг — акции, которые дадут возможность увеличения собственного капитала, и облигации, являющиеся долговыми обязательствами, предполагающими возврат в будущем данных денежных средств.

Таким образом, рынок ценных бумаг дает возможность пе

рераспределения денежных средств и дальнейшего развития эко

номики. В целом рынок ценных бумаг представляет собой слож

ную систему со своей структурой, где присутствуют покупатели, продавцы и посредники, которые торгуют ценными бумагами.
^



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг: Учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. — (Профессиональное образо

  2. вание).

  3. Алехин Б. И. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие / Б. И. Алехин. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

  4. Анесянц С. А. Основы функционирования рынка ценных бумаг: учеб. пособие. М., 2005.

  5. Курс экономики: учебник/под ред. Б. А. Райзберга. М., 2000.

  6. Рынок ценных бумаг: учебник./ под ред. проф. Е. Ф. Жукова. М., 2002.

  7. Рынок ценных бумаг: учебник/ под ред. В. А. Галанова, А. И. Басо

  8. ва. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

  9. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учебник для вузов/ отв. ред. О. И. Дегтярева, Е. Ф. Жуков. М., 2002.






Скачать файл (75 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации