Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Психология. Журнал Высшей школы экономики 2004 №03 Том 1 - файл 1.doc


Психология. Журнал Высшей школы экономики 2004 №03 Том 1
скачать (2932 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc2932kb.20.11.2011 20:45скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Том 1, № 3

2004

Учредитель

Государственный университет

Высшая школа экономики

Главный редактор

Т.Н. Ушакова

Редакционная коллегия

К.А. Абульханова-Славская

Н.А. Алмаев

Т.Ю. Базаров

В.А. Барабанщиков

А.К. Болотова

А.Н. Гусев

А.Л. Журавлев

Г.В. Иванченко

Е.А. Климов

А.Н. Лебедев

Д.А. Леонтьев

Д.В. Люсин

Н.Б. Михайлова

В.Ф. Петренко

А.Н. Поддьяков

В.А. Пономаренко

И.В. Равич-Щербо

И.H. Семенов

Е.А. Сергиенко

И.Е. Сироткина

Е.Н. Соколов

Д.В. Ушаков (зам. глав. ред.)

А.М. Черноризов

В.Д. Шадриков (зам. глав. ред.)

А.Г. Шмелев

Отв. секретарь

В.В. Овсянникова

Редактор А.В. Александрова

Переводы И.Е. Сироткиной

Корректура О.В. Гаврильченко

Компьютерная верстка

Е.А. Валуевой

Адрес издателя

и pacпpocтpaнителя:

101990, Москва, ул. Мясницкая, 20.

Тел. 772-95-71; факс 772-95-71

Е-mail: id.hse@mail.ru

Перепечатка материалов только

по согласованию с Редакцией

 ГУ ВШЭ, 2004 г.


ПСИХОЛОГИЯ

Журнал Высшей школы экономики

СОДЕРЖАНИЕ

Философско-методологические проблемы

В.А. Барабанщиков. Принцип системности в

психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Теоретико-эмпирические исследования

А.Н. Лебедев. Нейронный код . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

Дидактические материалы для высшей школы

В.Д. Шадриков. О психологических

конструктах и последовательности их изучения

при подготовке психологов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37

Специальная тема выпуска:

Экономическая психология

А.Н. Поддьяков. Вступительное слово . . . . . . . . . .44

А.Л. Журавлев, В.П. Поздняков. Экономическая

психология: теоретические проблемы

и направления эмпирических исследований . . . . .46

А.Н. Поддьяков. Противодействие обучению

конкурента и «троянское» обучение

в экономическом поведении . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65

О.Е. Кузина. Экономико-психологическое

моделирование финансового

поведения населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83

А.В. Белянин. Математическая психология

как раздел экономической теории . . . . . . . . . . . . .106

Короткие сообщения

О.А. Гулевич. Поведение в правовой

сфере и социальные установки . . . . . . . . . . . . . . . .129

М. Линч. Базовые потребности и субъективное

благополучие с точки зрения теории

самодетерминации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137

Обзоры и рецензии

Учебник по социальному развитию в детском

возрасте / Под ред. П. Смита и К. Харта.

Рецензия Т.О. Гордеевой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143

Научная жизнь

А.К. Болотова. XVIII конференция

Международного общества изучения развития

поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .149

А.В. Белянин. Междисциплинарная конференция

SABE/IAREP 2004 г. «Взаимодействие

экономической и психологической наук» . . . . . .153

Памяти А.М. Матюшкина . . . . . . . . . . . . . . . . .156

Памяти А.А. Леонтьева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157

Резюме выпуска на европейских языках . . . . . .158


Vоl. 1, № 3

2004

Publisher

State University

Higher School of Economics

Editor

T.N. Ushakova

Editorial Board

K.A. Abulkhanova-Slavskaja

N.A. Almaev

T.Yu. Bazarov

V.A. Barabanschikov

A.K. Bolotova

A.N. Goussev

A.M. Chernorisov

G.V. Ivanchenko

E.A. Klimov

A.N. Lebedev

D.A. Leontjev

D.V. Lioussine

N.B. Michailova

V.F. Petrenko

A.N. Poddiakov

V.A. Ponomarenko

I.V. Ravitch-Scherbo

I.N. Semenov

E.A. Sergienko

V.D. Shadrikov (Vice Editor)

A.G. Shmelev

I.E. Sirotkina

E.N. Sokolov

D.V. Ushakov (Vice Editor)

A.L. Zhuravlev

Managing Editor

V.V. Ovsjannikova

Translation I.E. Sirotkina

Copy editing A.V. Alexandrova,

O.V. Gavriltchenko

Page settings E.A. Valueva

Publisher and Distributor’s

Address:

ul. Myasnitskaya, 20, 101990,

Moscow, Russia.

Tel. 772-95-71; fax 772-95-71

E-mail: id.hse@mail.ru

No part of this publication may

be reproduced without the prior

permission of the copyright owner

© SU HSE, 2004


PSYCHOLOGY

the Journal of the Higher School of Economics
CONTENTS
Theory and Philosophy of Psychology

V.A. Barabanshchikov. The Systems’ Principle

in Contemporary Psychology . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Theoretical and Empirical Research

A.N. Lebedev. The Neuron Code . . . . . . . . . . . . . . .18

Didactic Materials for the Higher School

V.D. Shadrikov. On Psychological

Constructs and their Use in the University

Training of Psychology Students . . . . . . . . . . . . . . .37

Special Theme of The Issue.

Economic Psychology

A.N. Poddiakov. Introduction . . . . . . . . . . . . . . . . .44

A.L. Zhuravlev, V.P. Pozniakov.

Economic Psychology: Theoretical Problems

and Directions of Empirical Research . . . . . . . . . . .46

A.N. Poddiakov. Counteraction to Competitors’

Learning and «Trojan Horse» Teaching

in Economic Behaviour . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65

O.E. Kuzina. Models of Financial Behaviour

in Economic Psychology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83

A.V. Belianin. Mathematical Psychology

as Part of Economic Theory . . . . . . . . . . . . . . . . .106

Work in Progress

О.А. Gulevich. Legal Beheviour and

Social Attitudes . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129

Lynch M. Basic Needs and Well-being:

A Self-determination Theory View . . . . . . . . . . . .137

Reviews

Blackwell Hanbook of Childhood Social

Development. Ed. by P. Smith and C. Hart.

Reviewed by T.O. Gordeeva . . . . . . . . . . . . . . . . . .143

Scientific Life

А.К. Bolotova.The XVIII Conference of the

International Society for the Study

of Behavioural Development . . . . . . . . . . . . . . . . .149

A.V. Belianin. The Interdisciplinary Conference

of SABE/IAREP–2004. «Cross-Fertilization

between Economics and Psychology» . . . . . . . . . .153

Obituary. А.М. Маtjushkin . . . . . . . . . . . . . . . . . .156

Obituary. А.А. Leontiev . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157

Summary of the Issue . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158

Философско-методологические проблемы
^ ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ

ПСИХОЛОГИИ1
В.А. БАРАБАНЩИКОВ
Барабанщиков Владимир Александрович — доктор психологических

наук, профессор, заведующий лабораторией системных исследова-

ний психики Института психологии РАН, лауреат премии

Президиума РАН им. С.Л. Рубинштейна (2002), один из основате-

лей и вице-президент (1994–2003) Российского психологического

общества, член Генеральной ассамблеи Международного союза

психологических наук (IUPsyS) (1994–2004).

Область исследований: теория и методология психологии, общая

психология (проблемы восприятия, деятельности, общения).

Контакты: Vbarabanshikova@mail.ru

Резюме

Обсуждаются содержание и пути развития оснований современной психоло-

гии. Показано, что обращение к принципу системности отражает актуаль-

ные состояния и генеральную тенденцию развития психологической теории и

практики. На данном этапе развития науки (1) доминирует генетическое

направление системного подхода, (2) подчеркиваются основания интегратив-

ности и целостности психических явлений, (3) развертывается онтологиче-

ский план исследований внутреннего мира человека. В качестве требований к

системному методу познания психики автор указывает и на чувствитель-

ность к интегральным (системным) качествам изучаемой реальности и воз-

можность внутреннего синтеза выделяемого измерения с другими измерения-

ми объекта познания. Обсуждается перспектива развития системного

подхода в психологии; обращается внимание на ее мультипарадигмальный

характер, принципы взаимовключения и дополнительности.
Исследование поддержано РГНФ, проект № 04-06-00298а.



1


В.А. Барабанщиков



Согласно принципу системности,

изучаемые явления рассматриваются

с точки зрения целого и обладают

свойствами, которые невозможно

вывести из его фрагментов или частей.

На передний план выдвигается логи-

ка целостности, синтеза, взаимопере-

ходов и взаимовключений.

Представление о системной при-

роде психических явлений все чаще

выступает в качестве итога развития

знания о психике. Включаясь во все-

общую взаимосвязь событий мате-

риального мира, психические явления

выражают уникальное единство раз-

нообразных свойств живых существ.

В совокупности они образуют «функ-

циональный организм», позволяющий

животным (человеку) гибко ориенти-

роваться, коммуницировать и действо-

вать в перманентно меняющейся среде

(мире). В разных отношениях психи-

ческое открывается и как отражение

действительности, и как отношение к

ней, и как функция мозга, и как регу-

лятор поведения, деятельности и

общения, как природное и социаль-

ное, как сознательное и бессознатель-

ное. Возникая как феномен жизни, оно

достигает высот творчества, самосо-

знания и духовности. Психика объек-

тивно выступает в виде многомерно-

го, иерархически организованного,

развивающегося целого, или органиче-

ской системы, функциональные ком-

поненты которой имеют общий

корень и онтологически нераздели-
Другой причиной обращения к

идее системности являются высокие

темпы дифференциации психологиче-

ского знания и связанная с этим мето-

дологическая и теоретическая разоб-

щенность исследований. Именно эта

рентности психологии, возможности

ее существования как единой науки

(Giorgi, 1992; Koch, 1992). Чрезвычай-

ное разнообразие подходов к исследо-

ванию психического (им соответству-

ет многообразие принципов, понятий,

методов исследования, эмпирических

данных) обостряет проблему предме-

та психологии и ее метода.

Первостепенное значение в данной

ситуации приобретает вопрос о спо-

собах объединения разнородного

психологического знания и порожде-

нии концептуальных синтезов более

высокого порядка.

Наконец, нельзя не учитывать

непрерывного втягивания психологии

в решение задач различных сфер обще-

ственной жизни (управления коллек-

тивами, бизнеса, сферы обслужива-

ния, обучения и воспитания, охраны

здоровья, политики и многих других).

Психология все больше превращает-

ся в область профессиональной прак-

тической деятельности, которая фор-

мирует собственные нормы и

принципы работы, понятийный аппа-

рат, методы и задачи. Складывается

основание научно-практического

направления системного подхода, свя-

занного, с одной стороны, с иденти-

фикацией психологических проблем

в разных сферах деятельности чело-

века, а с другой — с использованием

психологических знаний в реальных

жизненных ситуациях.

Как известно, попытки прямого

внедрения концепций человеческой

психики и поведения в различные

сферы практики наталкиваются на

непреодолимые трудности. Встает

задача разработки понятийного аппа-

рата и соответствующей методоло-

гии, которые позволили бы конкре-

тенденция порождает проблему коге-

тизировать

научное

знание
4

мы.


Принцип системности в современной психологии



применительно к реальной жизни и

деятельности людей. Ее решение

невозможно вне системного анализа

самой практической сферы — «реаль-

ного объекта», способов его соотне-

сения с теоретической моделью и связи

психологии с другими научными дис-

циплинами.

Таким образом, обращение к прин-

ципу системности в психологии отра-

жает ее актуальное состояние и гене-

ральную тенденцию развития.

Воплощение данного принципа в

«материал» психологической науки

является самостоятельной проблемой,

вернее, деревом проблем, решение

которых требует специальных усилий.

Отметим, что, как и любая методо-

логия высокого уровня, системный

подход не предназначен для решения

собственных проблем психологии. Его

функция заключается в том, чтобы

обеспечить работу по построению

предметного содержания науки сред-

ствами данной методологии. В зави-

симости от того, насколько это содер-

жание оказывается адекватным

исследуемой реальности, можно

судить об эффективности используе-

мого подхода.
Общая характеристика системного

подхода
В общем плане под системным под-

ходом понимают методологическое

направление, разрабатывающее сред-

ства познания и конструирования

сложноорганизованных объектов.

Исторически этот подход противо-

стоит механистической методологии,

ориентированной на изучение отдель-

ных, как правило, неизменных элемен-

тов действительности, движение кото-

рых подчинено законам классической

механики. В отличие от внешнего со-

единения частей, система представля-

ет собой качественное единство, или

совокупность, обладающую инте-

гральными свойствами. «В определен-

ном смысле системный подход и есть

методологическое средство изучения

интеграции, точнее интегрированных

объектов и интегральных зависимо-

стей и взаимодействий» (Кузьмин,

1980, с. 258).

Хотя предпосылки системного

мышления (например, представление

о несводимости целого к сумме частей,

идея иерархии и др.) появились в

философии и науке сравнительно

рано, их оформление в методологи-

ческий принцип потребовало суще-

ственного накопления эмпирических

данных и разработанности понятий-

ного аппарата решаемых проблем.

Логика развития познания такова, что

первоначально изучаемый предмет

берется в отдельности, сам по себе.

Его качество лишь констатируется,

свойства выводятся из него же само-

го, а сопоставление разных предме-

тов осуществляется внешним обра-

зом. На более высокой ступени

познания предмет описывается как

часть некоторого целого, закону суще-

ствования которого он подчиняется.

Целое, или система, играет роль осно-

вания родового качества предмета,

которое вне или помимо системы не

проявляется. Поскольку в действи-

тельности любой предмет принадле-

жит не одной, а многим системам, он

обнаруживает разные качественные

определенности и оказывается мно-

гомерным. Наконец, существует еще

одна, высшая ступень, на которой

предмет воспроизводится в знании

целиком, во всей полноте его связей и

отношений. Здесь осуществляется
5


В.А. Барабанщиков



высший гностический синтез, восхож-

дение от абстрактного к теоретиче-

ски конкретному изображению реаль-

ного предмета. Это предельно

широкое вÅдение действительности,

которое предполагает оперирование

всей совокупностью систем, учет мно-

гообразных взаимодействий, разно-

типности связей и разноплановости

отношений, а также преимуществен-

ное использование генетического или

конкретно-исторического способа

исследования.

С рассматриваемой точки зрения,

чем сложнее и глубже оказывается

человеческое знание, тем более систем-

ным оно становится. Системный под-

ход включает в себя средства как ана-

лиза (например, объективация/

выделение систем, спецификация меха-

низмов интеграции или разведение

уровней, планов и измерений изучае-

мых явлений), так и синтеза: разные

аспекты знания собираются в единое

целое, а все возрастающее число сре-

зов и измерений раскрывает действи-

тельность в ее конкретной полноте.

Как общенаучная методология

системный подход получил распро-

странение в 60-е гг. прошлого века в

связи с успехами научно-технической

революции. Ее наиболее известная

форма, названная Л. Берталанфи

общей теорией систем (ОТС), была

ориентирована на поиски универсаль-

ных закономерностей сложно органи-

зованных объектов и решала задачу

интеграции разнородного научного

знания. Исследователей интересова-

ли устройство систем и механизмы,

обеспечивающие их функционирова-

ние, т. е. равновесие со средой

(Блауберг, Юдин, 1973; Садовский,

1974). Именно в таком виде систем-

ный подход проник в западную, преж-

де всего американскую психологию,

захватив не только прикладные обла-

сти типа Human factors, но и ее обще-

теоретическое ядро. Представления и

установки ОТС использовались при

изучении поведения (Б. Скиннер), лич-

ности (Г. Олпорт), процессов позна-

ния (У. Найссер), организации и дина-

мики социальных групп и других

явлений. В какой-то степени этот

методологический шаг был подго-

товлен яркими достижениями геш-

тальтпсихологии и школы К. Левина,

показавшими, что представление пси-

хических явлений и поведения в каче-

стве систем открывает исследователю

весьма широкие перспективы (Левин,

2000; Koffka, 1935).

История психологической науки

во многом выступает как история

поиска альтернатив атомистической,

по существу, асистемной точки зре-

ния на природу психики и поведения.

Наиболее последовательно она реа-

лизовывалась эмпирической психоло-

гией сознания и классическим бихе-

виоризмом, которые постулировали

существование исходных элементов

(ощущений, реакций), объединяемых

внешними связями (ассоциациями),

а также обусловленность психики и

поведения жесткими каузальными

зависимостями. Следствием такого

подхода стало распространение редук-

ционизма (физиологического, логиче-

ского, социологического, кибернети-

ческого, информационного), опасность

утери специфики предмета психоло-

гии и кризис методологических основ

психологической науки. Собственно,

преодоление этого кризиса и связано

с освоением (большей частью неосоз-

нанно) системного взгляда на пред-

мет психологического познания.

Критерии научности все больше ассо-
6


Принцип системности в современной психологии



циируются не столько с аналитиче-

ским, сколько с синтетическим,

целостным подходом, вписывающим

психическое в систему жизненных свя-

зей и отношений человека и подчер-

кивающим самостоятельность цело-

го относительно образующих его

компонентов. Существенные шаги в

раскрытии системной природы пси-

хики в отечественной науке сделаны

Б.Г. Ананьевым, В.М. Бехтеревым,

первых Б.Ф. Ломов обратил внима-

ние на собственную организацию

предметного поля науки, попытался

уйти от его внешней гомогенности

и, следовательно, «лобового столкно-

вения» теорий, концепций и методов.

Предметное поле психологии высту-

пило в его работах как многомерное,

многоуровневое, подвижное образо-

вание. Этот методологический шаг

подводил к принципиально новой

Л.С. Выготским,

А.Р. Лурией,

стратегии познания. Важным стано-

В.С. Мерлиным, С.Л. Рубинштейном,

Б.М. Тепловым, А.А. Ухтомским.

Системный анализ поведения и дея-

тельности устойчиво связан с имена-

ми П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева,

Н.А. Бернштейна и других.

В отличие от теоретиков ОТС,

Б.Ф. Ломов (Ломов, 1984; 1995) под-

черкивал специфичность и многооб-

разие проявлений целостных образо-

ваний психики, их зависимость от

сферы бытия, уровня организации и

развития. Моносистемный взгляд на

природу целостностей, с его внима-

нием к компонентам и структуре,

Б.Ф. Ломов дополнил полисистемным,

выделив объективные основания инте-

гральных качеств и свойств. На кон-

кретном эмпирическом материале

было показано, что, включаясь в раз-

ные системы отношений, человек (его

психика, поведение) развертывается

в различных планах и обнаруживает

качества, которые отсутствуют в дру-

гих системах. Поскольку объемлю-

щих (макро-) систем оказывается не-

сколько, психические явления всегда

выступают как своеобразные «каче-

ственные узлы».

Принцип системности распростра-

нялся Б.Ф. Ломовым на всю психоло-

гию в целом и полагался ведущим

регулятивом исследования. Одним из

вились не только обоснование, под-

тверждение или опровержение кон-

кретной концепции, полученных

данных и т. п., но и указание их места

в сложнейшей системе знания, устано-

вление «ипостасей» или форм про-

явления, поиск множественных путей

их взаимосвязей и взаимопереходов.

Эпоха классических теорий, претен-

дующих на объяснение любых психи-

ческих явлений на основе проработ-

ки какой-либо одной из областей

науки, заканчивалась.

Исследования, проведенные в

психологии второй половины ушед-

шего столетия, позволяют заключить,

что обращение к идеям системности —

не просто дань времени или моде.

Системный подход вводит в психоло-

гию максимально широкий взгляд

на изучаемые явления, возможность

разработки конкретной логики вза-

имопереходов и взаимовключений,

а также конструирование интегратив-

ного знания, которое не только глубо-

ко отражает сущность изучаемых явле-

ний (их гетерогенность, текучесть,

недизъюнктивность), но и наиболее

приспособлено для решения практи-

ческих задач. Раскрывая недостаточ-

ность (узость, односторонность, огра-

ниченность) концептуальной базы и

традиционных средств исследования,
7


В.А. Барабанщиков



системный подход создает предпосыл-

ки для формирования более адекват-

ных теоретических построений, объяс-

нительных принципов и способов

организации знания. Системный под-

ход позволяет наиболее точно ставить

проблему и намечать стратегию ее

решения; ориентирует исследователя

на изучение психики как дифферен-

цированного целого, выявление мно-

гообразия его связей и отвечающих

им планов, уровней и измерений; обес-

печивает создание предельно широ-

кой, многомерной картины психиче-

ских явлений. Необходимо, однако,

иметь в виду (и это вытекает из самой

сути системного подхода как грани

диалектики), что он не дает исчерпы-

вающе полной методологической

характеристики исследований психи-

ки и предполагает другие методологи-

ческие ориентации. Более того, он

эффективен именно тогда, когда

наполняется конкретным психологи-

ческим содержанием.
Тенденции развития
В качестве ориентиров развития

системного подхода в психологии на

сегодняшний день выступают две зада-

чи: 1) построение на основе принципа

системности предмета и 2) разработка

системного метода познания психиче-

ских явлений. Полнота и эффектив-

ность решения названных задач опре-

деляют уровень развития системных

исследований в целом.

Строго говоря, изучение интеграль-

ных образований психики (либо их

производных), выявление состава,

структуры, способов функционирова-

ния, иерархической организации и т. п.

является скорее правилом, чем исклю-

чением. К такого рода объектам отно-

сятся: поведенческий акт (П.К. Ано-

хин), доминанта (А.А. Ухтомский),

гештальт (К. Коффка), психологиче-

ская система (Л.С. Выготский), интеграль-

ная индивидуальность (В.С. Мерлин),

интеллект (Ж. Пиаже), познавательная

сфера (Д. Норман), перцептивный цикл

(У. Найссер) и др. Особенность текуще-

го этапа состоит в том, что наряду с орга-

низацией (структурой, уровнями) и функ-

ционированием целостных образований

на передний план выдвигается изуче-

ние их становления и развития.

Доминирующим оказывается генетиче-

ское направление системного подхода.

В качестве ключевых рассматривают-

ся конкретные механизмы порождения

целостностей, соотношения стадий и

уровней развития, его видов, крите-

риев, взаимоотношений актуального

и потенциального в психическом разви-

тии и т. п. (Барабанщиков, 2000; 2002;

2003; Барабанщиков, Рогов, 2000;

Брушлинский, 1997; Завалишина,

Барабанщиков, 1990).

Как известно, проблема психиче-

ского развития занимает в психологии

одно из центральных мест и имеет глу-

бокое общепсихологическое содержа-

ние. К развитию способны лишь це-

лостные образования, находящиеся в

перекрестье системы детерминант.

Поэтому обратной стороной психиче-

ского развития выступает закономер-

ное движение этой системы: изменение

состава, структуры и способов детер-

минации психики и ее компонентов.

При данном условии самое развитие

приобретает очертания органическо-

го целого, т. е. системы. Это позволя-

ет более дифференцированно подой-

ти к решению ряда фундаментальных

проблем психологии и акцентировать

не всегда выделяемые измерения

детерминационных процессов: их
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23



Скачать файл (2932 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации