Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Изучение стрессоустойчивости и жизнестойкости работников разных полов - файл 1.doc


Изучение стрессоустойчивости и жизнестойкости работников разных полов
скачать (962.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc963kb.20.11.2011 20:49скачать

содержание

1.doc

  1   2   3
Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал
Психологический факультет
Кафедра общей психологии
Изучение стрессоустойчивости работников ОАО «ТФК КАМАЗ».
(курсовая работа по дисциплине : «Общая психология»)


Выполнил: ст.2 курса гр. 391-у _______Хусаинова Г. Ж.

Проверил: к.псх.н.,доцент _______Шулаева М.В.
Набережные Челны – 2010

Содержание
Введение 3

1. Теоретические основы изучения стрессоустойчивости и жизнестойкости 4

1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости и стрессоров 4

1.2 Возрастные характерные черты кризиса среднего возраста 9

1.3 Понятие жизнестойкости 15

2. Методы и организация исследования 20

2.1 Описания выборки 20

2.2 Методы и методики исследования 21

3. Эмпирическое изучение работников ОАО «ТФК КАМАЗ» 25

3.1 Интерпретация результатов 25

Вывод 31

Заключение 34

Список использованной литературы 36

Приложение 39

Введение

Проблема стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования актуальна как никогда.

Актуальность темы. В современном мире профессиональная деятельность людей протекает в сложных условиях. Эффективность такой деятельности определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными свойствами, в числе которых - стрессоустойчивость, являющаяся компонентом адаптивности личности.

Объект исследования: работники ОАО «ТФК КамАЗ».

Предмет исследования: стрессоустойчивость и жизнестойкость работников.

Гипотеза исследования: существуют различия в уровне стрессоустойчивости и жизнестойкости разных полов.

Цель исследования: выявить уровень стрессоустойчивости и жизнестойкости работников разных полов.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены основные задачи:

- раскрыть теоретические основы стрессоустойчивости и жизнестойкости;

- изучить стрессоустойчивость и жизнестойкость работников разных полов на примере ОАО «ТФК КамАЗ»;

- проанализировать результаты исследования.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, тестирование, Теппинг тест, «Шкала профессионального стресса» и «Оценка НПУ: «Прогноз»», Тест жизнестойкости. База исследования: эксперимент проводился в ОАО «ТФК КамАЗ» г. Набережные Челны. Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

^ 1. Теоретические основы изучения стрессоустойчивости

1.1 Понятие Стресса и стрессоустойчивости и стрессоров

Непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса, так как из конкретно - научного понятия он перерос в универсальное. По словам Л.С.Выготского, объем понятия возрос и перешел свои пределы. Но это вовсе не означает упразднение его из научной психологии, просто понятие стресса стало намного шире. Означая сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома, это понятие относят теперь ко всему и в его содержание входят разнородные явления, такие как реакция на холодовые воздействия и на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях, усталость и унижение [8 c. 81].

По замечанию Р. Люфта, многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати, а Г. Селье полагает, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, и приравнивает отсутствие стресса к смерти [22 c. 52].

П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно употреблять этот термин применительно к ситуациям, повторяющимся или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации [29 c. 26].

Однако сам основоположник теории стресса Ганса Селье определяет его как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Устранить идею неспецифичности стресса означает лишить его основного смысла. В действительности же, определение стресса, данное Г. Селье, не отрицает специфический характер стимулов и ответов организма на них, а утверждает то, что любой стимул одновременно со своим специфическим действием предъявляет организму неспецифические требования, ответом на которые является неспецифическая реакция во внутренней среде организма [21 c. 46].

Исходя, из этого можно считать, стресс критическим событием и в то же время рассматривать его как перманентное жизненное состояние.

Стрессор (синоним стресс-фактор, стресс-ситуация) - чрезвычайный или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающие стресс. Раздражитель становится С. либо в силу приписываемого ему человеком значения (когнитивная интерпретации), либо через низшие мозговые сенсорные механизмы, через механизмы пищеварения и метаболизма. Существуют различные классификации стрессоры. В наиболее общей форме различают стрессоры - физиологические и психологические (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.).

В наше время эмоциональный стресс все чаще становится причиной тягостных переживаний, нарушений общения людей и заболеваний, получивших название "болезни стресса". Много сил и средств тратится на защиту природы от неблагоприятных влияний со стороны человека, неизбежных в ходе научно-технического прогресса. Но и сам человек должен рассматриваться как важнейший элемент природы, который надо защищать. В прошлые тысячелетия люди боролись с дикой природой — хищниками, стихийными бедствиями, эпидемиями. Для защиты от нее человечество окружило себя искусственной средой с городами и заводами, университетами и больницами, автомобилями и телевидением, зонами отдыха и многим другим. Искусственная среда сама стала наносить удары по людям. Особенно болезненные удары, приводящие людей к стрессу, наносит нерационально организованная психологическая среда. Причиной стресса могут стать излишне интенсивный или монотонный ритм работы и жизни, лишающий людей радостей многодневных празднеств, карнавалов, фестивалей. А они необходимы для полного восстановления работоспособности и жизнеспособности после тяжелой работы, не оставляющей сил для общения, учебы, творчества. Тягостен стресс из-за отсутствия условий для свободного волеизъявления, без чего невозможно развитие многих лучших способностей человека, и многое другое. Проблемы психологической экологии с каждым днем становятся все злободневнее, так как неблагоприятные влияния на психику со стороны пространства, где живут и работают люди, все усиливаются. Эмоциональный стресс проявляется в двух обличиях. Как кратковременная вспышка эмоций, под внешним проявлением которых скрываются сложные физиологические, биохимические процессы. И как длительное напряжение со сложными изменениями поведения, мышления, взглядов на жизнь и т.п.

Неприятности нередко бывают долгими. Они создают, по выражению канадского физиолога Г. Селье, "стресс жизни". Как говорится, "пришла беда - открывай ворота" [39 c. 41]. Тягостные события наслаиваются одно на другое, и бывает трудно понять, какая невзгода больше действует на человека, от чего в первую очередь надо его спасать. Длительный стресс из-за нескончаемой череды неприятностей, даже если они приходят "малыми порциями", значительно хуже для человека, чем однократное, пусть даже сильное, но быстро проходящее переживание. При таком стрессе, рождающем чувство безысходности и беспомощности, возникают многочисленные "болезни стресса". Многие западные авторы называют их "болезнями цивилизации". Но это название неточно. Не всякие цивилизации несут с собой "болезни стресса". Древние цивилизации Индии, Китая, американских индейцев и коренных жителей Африки имели высокую культуру и сложные социальные отношения. Но для этих цивилизаций "болезни стресса" не были характерны. Только во второй половине нашего столетия эти болезни стали распространяться в странах с развитой индустриальной цивилизацией. Сейчас уже говорят об "эпидемии болезней стресса". Наиболее часты инсульт, инфаркт, язвенная болезнь. Стресс нередко становится причиной диабета, глаукомы, геморроя, пародонтоза. При стрессе легче возникает простуда, хуже заживают раны. Стало известно, что раком чаще заболевают люди, страдающие от неисправимой беды: краха жизни, гибели супруга, банкротства. Стресс бывает важной причиной психических болезней.

Изменение человеческих взаимоотношений исследовались в различных экстремальных условиях. При длительном стрессе изменения в общении людей друг с другом могут и резко ухудшаться, и, напротив, стать лучше. Можно выделить три вида дезорганизующих особенностей общения так сказать, "трехглавую гидру раздоров". У человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Даже в мелочах. Например, кто-либо обращается к нему с вопросом. При стрессе он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и без него в душе человека, пораженного стрессом, загорается обида. Вокруг ему чудятся несправедливости, среди соседей и сослуживцев многие видятся недостойными людьми или просто дураками, подчас без всяких оснований. Приказы часто воспринимаются как неверные, начальники - как пройдохи или глупцы. Это первая неблагоприятная особенность общения при стрессе.

Вторая проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на кого угодно, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе. Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе членов семьи и коллег. Иной человек месяцы, годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто постоянные его спутники. Но если уменьшится давление стресса и жизнь улыбнется человеку, его связь с людьми окрепнет.

Но при стрессе возможны не только неблагополучные, разрушающие общение омрачающие жизнь изменения личности. Нередко в экстремальных ситуациях "трехглавую гидру раздоров" затмевают возвышающие личность проявления. Первая благоприятная особенность стрессового поведения — желание поддерживать лидера, доверять ему, следовать за ним в трудной ситуации. Не только за народным трибуном, вождем. При стрессе может возрастать доброжелательность к каждому инициативному человеку. Наверно, именно такие положительные психологические явления побуждают нас поддерживать человека в беде, толкают на самопожертвование. "Заслонить грудью командира!" подобные решения приходят в состоянии эмоционального максимального напряжения. Они, как правило, не оставляют места для сомнений и кажутся потом непроизвольными. Нередко люди скромные, ничем в спокойной обстановке не выделявшиеся, в экстремальной ситуации становятся лидерами. Привлекая людей своей решимостью к действию, проснувшейся властностью, они берут на себя ответственность за них, вселяют в них надежду на успешный выход из критической, опасной ситуации. Это второе благоприятное проявление особенностей личности при стрессе. Третья такая особенность усиление чувства взаимной симпатии, дружественности, "чувство локтя", уверенности, что сосед поддержит, не подведет в трудную минуту. Такие переживания рождаются, прежде всего, в экстремальных, опасных условиях. Пережившие эти ощущения братского единения и душевного подъема на всю жизнь сохраняют родственное отношение друг к другу. Обращаясь к экологической психологии, надо иметь в виду, что для каждого человека, где бы он ни находился и какое бы "пространство" ни выходило на первый план, самое главное, как к нему относятся и влияют на него люди из этого пространства (члены семьи, соседи, сослуживцы, сограждане). Эти влияния суммируются, образуя "социальное пространство". Каждый на личном опыте знает, как сложны, многогранны, а иногда и тяжелы такие влияния.

Таким образом, стресс – это неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома. Стрессорами могут быть не только физические, но и психические раздражители. Стрессоустойчивость зависит от психофизиологических особенностей личности.

^ 1.2 Возрастные характерные черты кризиса среднего возраста

Кризис среднего возраста — долговременное эмоциональное состояние, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте (30-40 лет), когда многие из возможностей, о которых индивидуум мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»).

Отцом понятия «кризис среднего возраста» принято считать канадского психоаналитика Элиот Джек, который в 1965 году в «Международном журнале Психоанализа» опубликовал статью под оптимистическим названием «Смерть и кризис среднего возраста». Изучив множество личных биографий, автор пришёл к выводу, что в середине жизни, люди испытывают некий кризис обусловленный двумя основными факторами:

  • к этому моменту индивидуумы начинают глубоко осознавать собственную природу, как смертных существ.

  • к этому моменту у людей меняются рамки восприятия действительности, в результате чего система прямого отсчёта «время с момента рождения» заменяется в сознании системой обратного отсчёта «время до смерти».

Данная концепция получила широкое распространение, несмотря на то, что её сторонникам приходилось сталкиваться с огромными концептуальными трудностями, обусловленными ёмкостью и размытостью данного определения [2 c. 78].

Теория «кризиса середины жизни» нашла применение в ряде предложенных в конце прошлого столетия моделей «Жизненного развития взрослых». Все эти модели предполагали, что к середине жизни, у человека возрастает осознание собственной смертности, и он начинает оценивать время оставшееся до смерти. В ответ на это осознание, происходит переоценка собственной жизни, меняется отношение к работе, семье, качестве жизни и смыслу существования.

На волне популярности психоаналитики, тема «кризиса середины жизни», получила бурное развитие, и стала предметом тщательного изучения.

Было выявлено несколько концептуальных составляющих присущих «кризису середины жизни». Среди них:

- беспокойство относительно будущего

- безрадостное проведение отдыха

- ощущение расшатывающегося здоровья

- негативная переоценка отношений с родителями и детьми

- негативная переоценка супружеских отношений

- негативная оценка карьерного пути и текущей работы

- духовные искания, поиск смысла жизни, обращение к религии или эзотерике

- увеличение стрессов от ухода за престарелыми родственниками.

Вышеперечисленные характеристики легли в основу статистических исследований, целью которых было выяснить: зависит ли интенсивность этих ощущений от возраста респондентов. В результате, Левинсон доказал, что 80% опрошенных испытывали ощущения характеризующие кризис среднего возраста. Несмотря, на то, что существуют и обратные данные, всё же последние научные исследования подтверждают повышение интенсивности ключевых переживаний именно в средние годы.

Последние исследования американских учёных Клементс, Джонатан 2005 г., подтвердили, что наименьший уровень счастья люди испытывают именно с сорока до пятидесяти лет (Модель счастья U-формы), хотя в данной работе весьма критично оцениваются причины данного явления.

Все исследователи сходятся на том, что пик кризиса приходится на середину сорокалетнего периода. Многие расширяют этот диапазон от 35 до 50 лет. Существует мнение, что это не разовый кризис, а серия возрастных трансформаций, которые именуются фазой перерождения, фазой освобождения и фазой подведения итогов и происходят соответственно в периоды 40-65 лет , 55-75 лет и 65-85 лет.

Однако есть свидетельства того, что «кризис середины жизни» изменил свой возраст. И конечно исходя из факта роста продолжительности жизни, стоило бы предположить, что и кризис тоже постареет. Случилось как раз обратное, представители нового поколения, называемого в Америке X-поколение, проявляют присущие возрастному кризису симптомы в более раннем возрасте.

Американские исследователи объясняют это увеличением темпа жизни и экономическим бумом.

Данные объяснение основываются на предположении, что повышение темпа жизни, создаёт условия для пресыщения новыми ощущениями и информацией. Их избыток вызывает ощущение, что уже всё изведано, и соответственно скуку и ощущение пустоты в будущем. Вторым, заметным фактором «омоложения» кризиса стал экономический бум, основанный прежде всего на высокотехнологической отрасли. Тысячи юношей, едва покинув стены учебных заведений делали свои состояния благодаря новым информационным технологиям. Достигнув к тридцати годам полной экономической свободы, они ощутили разочарование, несоответствие ожидаемого эффекта от заработанных капиталов и реального «маржинального удовлетворения» предоставляемого богатством.

Как видно из объяснений специалистов, кризис не только помолодел, но и несколько сменил свою природу. Несмотря на это, основные его элементы: остались прежними и он остался среди актуальных проблем современного общества.

Женщины гораздо легче переносят кризис среднего возраста. Во-первых, женщины гораздо критичнее относятся к собственному возрасту. Мужчина может думать, что ему восемнадцать лет, до трагического момента когда он вдруг проснётся после очередного приключения и получит жёсткий и критический отчёт собственного организма о реальном положении дел. Женщина, отслеживает возрастные изменения постоянно, вовремя внося необходимые корректировки в замысел природы. Поэтому, тридцать пять лет, ей наступает не внезапно, сразу после восемнадцати, а в положенное время, непосредственно после тридцати четырёх. При этом, все вокруг могут продолжать думать, что ей ещё восемнадцать, но женщина весьма реалистично смотрит на эту проблему.

Во вторых, работа для мужчин зачастую является исключительно источником денег и социального положения, но не удовлетворения и самореализации. В то же время исследования доказывают, что женщина ожидают, и получают от своей работы большего. Это нивелирует для женщин остроту проблемы «неудовлетворения работой и карьерой». Более того, женщины более склонны к экспериментам, и будучи недовольны работой могут уйти в абсолютно иную область, начать новый бизнес.

Этот процесс облегчается, третьим важным отличием – женщины смотрят в будущее более оптимистично и умеют мечтать даже в зрелом возрасте. В отличие от мужчин, которые становятся жёсткими реалистами задолго до сорока. Известный исследователь Челенбаргер, объясняет это тем, что женщина откладывает свои мечты на потом, пока растит маленьких детей, и лишь потом она в состоянии активно превращать свои мечты в жизнь.

Мечты многих женщин включают в себя открытие собственного бизнеса. И многие, отмечают фазу кризиса именно этим деянием.

Кризис середины жизни у женщин также отличается своими особенностями. Изменения в жизненных целях и ценностях у женщин связаны чаще всего с семейным циклом и с этапами профессионального пути, а не с предсказуемыми возрастными изменениями. Так, женщина, которая откладывает рождение ребенка до 40 лет, часто делает это для того, чтобы преуспеть в карьере, и напротив, женщина, достаточно рано образовавшая семью, и имеющая выросших, определившихся и, возможно, вставших на ноги детей, получает значительное количество свободного времени, чтобы заниматься собой, своим самосовершенствованием в личном и профессиональном плане.

Впрочем, возрастные изменения влияют на женщин сильнее, чем на мужчин: женщины более эмоционально реагируют на физическое старение – поэтому сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы является значимой потребностью женщин после 40.

Кризисы середины жизни сопровождаются депрессивными переживаниями. Это может оказаться снижение интереса ко всем событиям, апатия, отсутствие энергии. Часто встречаются переживания по поводу собственной никчемности, беспомощности. Особое место занимает тревога по поводу собственного будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. Естественно, что проекция кризиса на свое окружение приводит к попыткам изменить именно окружение: работу, страну, семью. Некоторые женщины в этот период заполняют внутреннюю пустоту рождением еще одного ребенка.

При достаточно высоком уровне развития рефлексии люди пытаются осмыслить свое состояние и понимают, что дело не в окружении, а в них самих.

Эмоциональные и поведенческие проявления, а также пути преодоления кризиса взаимосвязаны, по результатам взаимосвязей можно выделить несколько схем. При работе с кризисом можно определить доминирующую схему переживания кризиса и делать опору на соответствующий способ преодоления кризиса.

Существуют схемы переживания кризиса, более характерные для женщин и более характерные для мужчин. Схемы, характерные для женщин, связаны с общением. Схемы, характерные для мужчин, более связаны с внутренними переживаниями. На наш взгляд, это вызвано тем, что, в соответствии со стереотипом феминности, существующем в общественном сознании, женщине «разрешено» показать себя слабой, делиться своими проблемами и даже просить помощи в их решении. Подобное же поведение мужчины не одобряется и даже осуждается обществом. Стереотип маскулинности предполагает способность самостоятельно с ситуацией, независимость. Следовательно, мужчина вынужден совершать внутреннюю, «невидимую» работу над кризисной ситуацией. Этот момент важно осознавать при работе с человеком, находящимся в состоянии кризиса: внешнее отсутствие признаков кризиса не означает его действительного отсутствия; в то же время напряжение внутри склонно копиться и может проявиться неожиданно, в том числе аутоагрессивно (суицид).

Мужчины и женщины в кризисе с одинаковой частотой прибегают к компенсаторному поведению. На современном этапе развития общества для женщин так же, как для мужчин, имеется достаточно способов компенсации, как положительных, так и отрицательных. И мужчины и женщины имеют одинаковые возможности слушать музыку, посещать дискотеки, читать, играть на компьютере.

Традиционно считается, что мужчина более агрессивен, чем женщина, но в рамках кризиса ситуация оказывается иной. Это лишний раз доказывает, что гендерные стереотипы являются скорее продуктами человеческого сознания, чем реальной действительности, а следовательно, не всегда ей соответствуют.

В современной социальной психологии личности можно выделить три подхода к трактовке пола человека: классический, модернистский и постмодернистский. Классическая традиция социально-психологического анализа половых аспектов личности основывается на признании определяющей роли биологических факторов. В рамках этой традиции пол рассматривается в качестве объективно существующей формы телесной организации индивидов, которая находит специфическое отражение в социальных формах общения и взаимодействия людей. Социальные аспекты связанного с полом поведения, различия личностных структур мужчин и женщин в соответствии с классическим подходом выступают всего лишь культурным «фасадом» или «надстройкой» над анатомо-морфологической структурой и психофизиологическими процессами в мужском или женском организме.

Социальная психология, ориентированная на классическую модель знания, трактует понятие «гендер» как сводную социально-биологическую характеристику, с помощью которой люди определяют друг друга в качестве «мужчин» или «женщин». В такой интерпретации гендер выступает особым надстроечным образованием над анатомо-физиологическими особенностями тела человека: специфическим культурным «покрывалом», которое скрывает и смягчает «животную сущность» биологического пола. В классической социальной психологии гендер сводится к совокупности поведенческих моделей (паттернов), ожидаемых от представителей того или иного пола в конкретной культуре [18 с.51].

«Кризис середины жизни» или, в Российской терминологии «Кризис среднего возраста», можно считать просто данью моде, красивым брэндом, который помогает продвигать маркетологам товары и услуги для определённой возрастной категории. Однако проблемы трансформаций являются актуальными, независимо верите вы в них или нет, являются ли они предметом тщательного изучения специалистов, или протекают естественным образом. И задача нивелирования отрицательного эффекта, минимизации психологического дискомфорта является крайне важной для обеспечения здорового социального и психологического климата в обществе. Пока эта проблема в России не подвергалась тщательному изучению, будет полезно использовать западный опыт, которого к данному моменту накопилось достаточно и который во многих случаях предлагает эффективные решения для самых сложных проблем.
^ 1.3 Понятие жизнестойкости

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонен­том вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность» [15 c. 98].

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, лю­бовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

С. Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости.

Одним из первых и наиболее убедительных исследований, основанных на конструкте жизнестойкости, явилось лонгитюдное исследование менеджеров крупной телекоммуникационной компании штата Иллинойс. Стрессогенная ситуация в компании возникла вследствие изменений в законодательстве, регулирующем телекоммуникационный бизнес в США. В результате этих изменений всем предприятиям отрасли предстояли значительные сокращения персонала в течение нескольких месяцев, о чем было заранее известно. Эта си­туация провоцировала реакции дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работников, ожидающих решения своей судьбы. Исследование, проведенное С. Мадди, обнаружило четкую обратную зависимость между выраженностью компонентов жизнестойкости и вероятностью серьезного заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации у менеджеров компании. При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболевания оказалась равна 92,5 %, при высоком уровне одного из компонентов — 71,8 %, при высоком уровне двух компонентов — 57,7 %, и при высоком уровне всех трех компо­нентов — 1,1%. Эти цифры говорят не только о значимости компонентов жизнестойкости в предотвращении стрессо-генных расстройств, но и о системном, синергическом характере их взаимодействия между собой, при котором суммарный эффект превышает сумму эффектов каждого компонента в отдельности.

Как работает жизнестойкость? За счет чего она позво­ляет преодолевать стресс? Согласно психологии стресса, все психологические факторы влияют на стресс одним из двух способов (рис. 1): они могут влиять на оценку ситуации («Несет ли она угрозу для меня?», «Могу ли я с ней справиться?»), а могут влиять на реакцию человека, его поведение, преодоление трудностей.



Рис. 1. Структура стрессового события и переработки стресса
На возникновение стресса влияют различные факторы: врожденная уязвимость организма (например, склонность к различным заболеваниям), внешние события, убеждения человека, его умение совладать со стрессовой ситуацией. Влияние первых двух факторов не всегда подвластно контролю, однако развитие трансформационных копинг-стратегий и жизнестойкости способствует смягчению их последствий — собственно стресса.

Жизнестойкие убеждения, с одной стороны, влияют на оценку ситуации — благодаря готовности активно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию она воспринимается как менее травматичная. С другой стороны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и т.п.), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.

С. Мадди различает регрессивное и трансформационное совладание со стрессом. Трансформационное совладание, в отличие от регрессивного, подразумевает открытость новому, готовность действовать и активность в стрессовой ситуации.




Он описывает пять основных механизмов, благодаря которым проявляется буферное влияние жизнестойкости на развитие заболеваний и снижение эффективности деятельности (рис. 2):

  • оценка жизненных изменений как менее стрессовых;

  • создание мотивации к трансформационному совладанию;

  • усиление иммунной реакции;

  • усиление ответственности по отношению к практикам здоровья;

  • поиск активной социальной поддержки, способству­ющей трансформационному совладанию.


^ 2. Методы и организация исследования

2.1 Описания выборки

Открытое акционерное общество «Торгово-финансовая компания «КамАЗ» было создано в 1998 году и является дочерним предприятием ОАО «КамАЗ». Целью деятельности компании является извлечение прибыли и использование ее в интересах акционеров, а также насыщение рынка товарами и услугами.

Видами деятельности являются: продажа автомобилей КамАЗ и запасных частей к ним через фирменную сеть продаж и сервисного обслуживания.

Общая численность персонала компании составляет 1572 человека: рабочие – 918 человек (59%) и руководители, специалисты и служащие - 652 человек (41%).

Цель работы: изучение зависимости стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей мужчин и женщин, работающих в условиях промышленного предприятия ОАО «ТФК КамАЗ».

Гипотезой исследования стало предположение о существовании зависимости уровня стрессоустойчивости и жизнестойкости от полового признака, работающих на производстве ОАО «ТФК КамАЗ».

Задачи исследования:

1) Изучить жизнестойкость работников ОАО «ТФК КамАЗ» в зависимости от пола.

2) Изучить стерессоустойчивость работников ОАО «ТФК КамАЗ» в зависимости от пола.

Предмет исследования: жизнестойкость и стерессоустойчивость.

Объект исследования: 30 человек в возрасте 27-36 лет, образующие две выборки.

Группа 1 – женщины 27-36 лет в количестве 15 человек.

Группа 2 – мужчины 27-36 лет в количестве 15 человек.
^ 2.2 Методы и методики исследования

Методика «Шкала профессионального стресса» (Приложение 1).

Опросник предназначен для оценки как наличия стрессовых состояний и даже неврозов, так и прогнозирования их возникновения в профессиональной деятельности

Опросник состоит из 22 утверждений, на каждое из которых необходимо выбрать один из прилагаемых ответов. Тестирование продолжается 15-30 мин.

Оценка результатов производится путем подсчета суммарной оценки по всем утверждениям в соответствии с ключом.

0-15 баллов стресс не является проблемой в Вашей жизни. Сказанное отнюдь не означает, что Ваш уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности. Данная шкала предназначена только для того, чтобы оценить нежелательные ответы на стресс.

16-30 баллов умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.

31-45 баллов – стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий. Чем дольше Вы будете работать при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа Вашей профессиональной жизни.

46-60 баллов – на этом уровне стресс представляет собой главную проблему и что-то должно быть сделано немедленно. Вы можете оказаться очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме. Напряжение должно быть ослаблено.

Ограничения теста

Баллы, получаемые по шкале стресса, нужно интерпретировать очень осторожно. Существует слишком большое число факторов, которые лежат за пределами этих шкал, но оказывают влияние на те способы, которые человек использует, сталкиваясь со стрессом и пытаясь с ним справиться. Число факторов столь велико, что два человека, имеющие один и тот же суммарный балл, могут реально переживать совершенно разный уровень напряжения.

Шкалы следует использовать только в качестве общих ориентиров.
Методы математической статистики

Методы математической статистики использовались нами для обработки цифрового материала, полученного в результате исследования. При проведении исследования вычисляли t-критерии Стьюдента с помощью стандартной программы XL.

t-критерий Стьюдента - общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на сравнении с распределением Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках

Формула расчета критерия Стьюдента выглядит так:



М1 – М2 в числителе разность средних значений двух групп,

в знаменателе – квадратный корень из суммы квадратов стандартных ошибок этих средних).

Находим в таблице критических значений строку с определенным для наших групп числом степеней свободы. Определяем, при уровне значимости критическое значение критерия Стьюдента.

Все значения t р> t кр, полученные в тесте позволяют отказаться от нулевой гипотезы и признать различия между группами статистически значимыми.

Изучение жизнестойкости будет проходить по следующим этапам:

- сравнительный анализ между мужчинами и женщинами по уровню жизнестойкости;

1. Цель методики: определение меры способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

2. Описание методики: методика состоит из таблицы, где приведены 45 утверждений, которые испытуемый должен оценить по 4 шкалам (Приложение 3).

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная жизнестойкости (hardiness) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти стоящее и интересное для личности. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет средство повлиять на результат происходящего. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) – убежденность в том, что все то, что случается, способствует развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, неважно, позитивного или негативного.

Средние и стандартные отклонения субшкал.

Нормы

Общий балл

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска
Среднее

80.72

37.64

29.17

13.91

Стандартное отклонение

18.53

8.08

8.43

4.39


^ 3. Эмпирическое изучение работников ОАО «ТФК КАМАЗ»

3.1 Интерпретация результатов

Исследование уровня профессионального стресса испытуемых по методике «Шкала профессионального стресса»

Данные диагностики уровня профессионального стресса работников ОАО «ТФК КАМАЗ», Приложение 2.



Рис. 3. Гистограмма сравнения уровней профессионального стресса испытуемых в группах мужчин и женщин
В соответствии с проведенной диагностикой всех испытуемых условно можно разделить по уровню выраженности профессионального стресса на 5 групп (рис. 3.):

46-60 баллов – очень высокий уровень стресса – выявлен у 3 человек:

2 женщины и 1 мужчина;

31-45 баллов – высокий уровень – 12 человек из них 7 женщин и 5 мужчин;

16-30 – средний уровень (с тенденцией к высокому) – 11 человек, из них 5 женщин и 6 мужчин;

5-15 – средний уровень (с тенденцией к низкому) - 4 человека: 1 женщина и 3 мужчин;

0-5 баллов – низкий уровень стресса – не выявлен ни у кого.

Средний балл (33) в группе женщин свидетельствует о том, что стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий. Чем дольше будут работать при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа профессиональной жизни.

Средний балл (26,7) в группе мужчин свидетельствует о том, что умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее, следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.

Разумеется, баллы, получаемые по шкале стресса, нужно интерпретировать очень осторожно. Существует слишком большое число факторов, которые лежат за пределами этих шкал, но оказывают влияние нате способы, которые человек использует, сталкиваясь со стрессом и пытаясь с ним справиться. Число факторов столь велико, что два человека, имеющие один и тот же суммарный балл, могут реально переживать совершенно разный уровень напряжения.

Шкалы следует использовать только в качестве общих ориентиров.

Расчет значимости различий уровня стрессоустойчивости разных полов произведен по критерию Стьюдента при числе свободы 30.

Если t р ≥ t кр., то значит, мы можем статистически обоснованный вывод о том, что существуют различия в уровнях профессионального выгорания продавцов-консультантов разных возрастных групп.

Расчетные и критические значения Стьюдента приведены в таблице 1.

Таблица 1

Расчетные и критические значения Стьюдента

Пол

t расч.

t крит

Женщины

2,3

2.45 при p≤ 0.05

Мужчины

1,5

3.71 при p≤ 0.01


По таблице 1. мы видим, что t расч. ≤ t кр. Значит, можем сделать статистически обоснованный вывод о том, что не существуют различия в уровнях стрессоустойчивости работников разных полов.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют значимые различия в уровне стрессоустойчивости работников разных половых групп, не подтвердилась.

^ Исследование жизнестойкости

Результаты диагностики испытуемых по трем сравнительно автономным компонентам, составляющим шкалу жизнестойкости: вовлеченность, контроль, принятие риска испытуемых группы 1 (женщины) и группы 2 (мужчины) представлены в таблице 1 Приложение 5 и на рис. 4.



Рис. 4. Результаты диагностики испытуемых по трем компонентам, составляющим шкалу жизнестойкости: вовлеченность, контроль, принятие риска испытуемых группы 1 (женщины) и группы 2 (мужчины)
Рассмотрим полученные результаты:

1) По субшкале Вовлеченность баллы могут колебаться в пределах от 29,56 до 45,72 (Приложение 4).

В группе 1 (женщины) баллы колеблются от 22 до 32, средний балл – 28. В этой группе уровень вовлеченности ниже среднедопустимого, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

В группе 2 (мужчины) самый низкий балл – 36, самый высокий балл – 46, средний балл – 40. У группы 2 высокий уровень вовлеченности, человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности.

2) По субшкале Контроль баллы могут колебаться в пределах от 20,74 до 37,6 (Приложение 4).

В группе 1 (женщины) баллы колеблются от 18 до 30, средний балл – 23,6, низкий балл по этой шкале говорит о том, что человек испытывает ощущение собственной беспомощности.

В группе 2 (мужчины) самый низкий балл – 35, самый высокий балл – 40, средний балл – 37,3, представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет средство повлиять на результат происходящего. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

3) По субшкале Принятие риска баллы могут колебаться в пределах от 9,52 до 18,30 (Приложение 4).

В группе 1 (женщины) баллы колеблются от 7 до 13, средний балл – 10,30 это может означать, что люди этой группы любят действовать путем проб и ошибок, т.е. не рискуя.

В группе 2 (мужчины) самый низкий балл – 17, самый высокий балл – 22, средний балл – 19,20, характеризует убежденность в том, что все то, что случается, способствует развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

По результатам трех субшкал был определен уровень Жизнестойкости группы 1 (женщины) и группы 2 (мужчины) Приложение 5 и рис. 5.



Рис. 5. Уровень Жизнестойкости группы 1 (женщины) и группы 2 (мужчины)
Рассмотрим полученные результаты:

4) По шкале Жизнестойкости баллы могут колебаться в пределах от 62,19 до 99,25.

Уровень Жизнестойкости группы 1 (женщины) баллы колеблются от 51 до 75 средний балл 61,63 характеризует, как невысокую способность личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

В группе 2 (мужчин) самый низкий балл 89 самый высокий 105, средний балл 96,27. Выраженность 3 компонентов в группе 2 (вовлеченность, контроль, принятие рисков) и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Таким образом, уровень жизнестойкости в группе 2 (мужчин) выше, чем у группы 1 (женщины), это подтверждает нашу гипотезу о том, что у мужчин выше уровень жизнестойкости.

Расчет значимости различий уровня жизнестойкости разных полов произведен по критерию Стьюдента при числе свободы 78.

Если tр ≥ t кр., то значит, мы можем статистически обоснованный вывод о том, что существуют различия в уровнях профессионального выгорания продавцов-консультантов разных возрастных групп.

Расчетные и критические значения Стьюдента приведены в таблице 2.

Таблица 2

Расчетные и критические значения Стьюдента




t расч.

t крит

Группа 1 (женщины)

2,76

2.76 при p≤ 0.01

Группа 2 (мужчин)

2,05

2.05 при p≤ 0.05


По таблице 2. мы видим, что tр ≥ t кр Полученное эмпирическое значение t (25.3) находится в зоне значимости.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют значимые различия в уровне жизнестойкости работников разных полов, подтвердилась.

^ Кориляционный анализ между стрессоустойчивостью и жизнестойкостью

Проведём корреляционный анализ результатов исследования стрессоустойчивости и жизнестойкости группы 1 (женщины) и группы 2 (мужчины.)

Расчет значимости различий произведен по критерию Стьюдента при числе свободы 57.

Если t р ≥ t кр., то значит, мы можем статистически обоснованный вывод о том, что существуют различия в уровнях профессионального выгорания продавцов-консультантов разных возрастных групп.

Расчетные и критические значения Стьюдента приведены в таблице 3.

Таблица 3

Расчетные и критические значения Стьюдента




t расч.

t крит

Группа 1 (женщины)

2

2 при p≤0.05

Группа 2 (мужчин)

2,66

2.66 при p≤ 0.01

По таблице 3 мы видим, что t расч. ≤ t кр. Полученное эмпирическое значение t (1.9) находится в зоне незначимости.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различия в уровне стрессоустойчивости и жизнестойкости разных полов, не подтвердилась.
Вывод

В результате диагностики испытуемых по тесту «Шкала профессионального стресса» показала:

  • В группе 1, в которой исследовались женщины, «низкий уровень стресса» выявлен у 1 человека, «средний уровень с тенденцией к низкому» - у 5 человек, «средний с тенденцией к высокому» - у 7 человек, «высокий уровень стресса» - у 2 женщин.

  • В группе 2, в которой исследовались мужчины: «низкий уровень стресса» выявлен у 3 человек, «средний уровень с тенденцией к низкому» - у 6 человек, «средний с тенденцией к высокому» - у 5 человек, «высокий уровень стресса» - у 1 мужчины.

Расчет значимости различий уровня стрессоустойчивости разных полов произведен по критерию Стьюдента не выявил значимых различий между группами.

Вывод: не существуют различия в уровнях стрессоустойчивости работников разных полов.

В результате диагностики испытуемых по трем сравнительно автономным компонентам, составляющим шкалу жизнестойкости: вовлеченность, контроль, принятие риска получены следующие результаты:

По результатам трех субшкал был определен уровень Жизнестойкости группы 1 (женщины) и группы 2 (мужчины):

- уровень жизнестойкости группы 1 (женщины) баллы колеблются от 51 до 75 средний балл 61,63 характеризует, как невысокую способность личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности;

- в группе 2 (мужчин) самый низкий балл 89 самый высокий 105, средний балл 96,27. Выраженность 3 компонентов в группе 2 (вовлеченность, контроль, принятие рисков) и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых:

Таким образом, следует сделать вывод, на основании теоретического и эмпирического изучения жизнестойкости и стрессоустойчивости

- для мужчин характерно:

1) результаты исследования стрессоустойчивости: средний балл 26,7 - в группе мужчин свидетельствует о том, что умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее, следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.

2) результаты исследования жизнестойкости: средний балл 96,27 – высокий уровень жизнестойкости. Выраженность 3 компонентов (вовлеченность, контроль, принятие рисков) и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

- для женщин характерно:

1) результаты исследования стрессоустойчивости: средний балл: средний балл 33 в группе женщин свидетельствует о том, что стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий. Чем дольше будут работать при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа профессиональной жизни.

2) результаты исследования жизнестойкости: средний балл 61,63 характеризует, как невысокую способность личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Женщины показали более низкие результаты по шкале жизнестойкость и стрессоустойчивость, можно предположить, что это связано с более низким доходом, и большой нагрузкой в семье.

Расчет значимости различий уровня жизнестойкости разных полов произведен по критерию Стьюдента выявил значимые различия между группами.

Вывод: существуют различия в уровнях жизнестойкости работников разных полов.

Кореляционный анализ между стрессоустойчивостью и жизнестойкостью показал, что не существует значимых различий между уровнем стрессоустойчивости и жизнестойкости.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют значимые различия в уровне стрессоустойчивости и жизнестойкости работников разных половых групп, не подтвердилась.
Заключение

Таким образом, стрессоустойчивость и жизнестойкость — представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию — к свойствам, которые приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека.

Важнейшими ресурсами стрессоустойчивости и жизнестойкости (факторами антириска стресса) здесь выступают активная позиция и особенно удовлетворенность ходом жизни в целом, переживание успешности самореализации.

Личностная переменная жизнестойкости характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Жизнестойкость включает в себя три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых. Для повышения стрессоустойчивости и жизнестойкости имеет значение характер труда, значение его творческой направленности для личности.

Исследование показало:

- не существуют различия в уровнях стрессоустойчивости работников разных полов;

- существуют различия в уровнях жизнестойкости работников разных полов;

- Кореляционный анализ между стрессоустойчивостью и жизнестойкостью показал, что не существует значимых различий между уровнем стрессоустойчивости и жизнестойкости.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют значимые различия в уровне стрессоустойчивости и жизнестойкости работников разных половых групп, не подтвердилась.

^ Список использованной литературы

  1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82—90.

  2. Адамчук В.В., Варна Т.П., Воротникова В.В., Паутинка Т.И., Подгаецкий С.И., Рыбицкий П.Н., Сорокина М.Е., Сухова Л.С., Шлендер П.Э., Костин А.Н. Эргономика. Учебное пособие для ВУЗов. – Изд. «Юнити – Дана», 1999. – 352 c.

  3. Александровский Ю. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. – М. - 2006.

  4. Алиев X. Защита от стресса. - М. - 1996.

  5. Березин Ф. Психологическая и психофизическая адаптация человека. - Л. - 1988.

  6. Василюк Ф. Психология переживаний. - М. - 1984.

  7. Вильховченко Э. Социально-профессиональное развитие человека в производстве. - М., «Экономика», 1997.

  8. Воробьев Г. Человеческие ресурсы и современное предприятие. - М. 1997.

  9. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.

  10. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. - Псков: изд-во Псковский обл. институт. усовершенствования учителей, 1994. – 352 c.

  11. Колбин Г., Фросина И. Социально-психологические процессы на промышленном предприятии. - М., Изд. “Институт психологии РАН» 2007. – 251 с.

  12. Кон И. Социология личности. – М. - 2007. – 341 с.

  13. Кондрашенко В. Донской Д. Общая психотерапия. – М. - 1997. – 412 с.

  14. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.

  15. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. - С. 87-101.

  16. Майерс Д. Социальная психология. - С.-П. - 1999. – 328 с.

  17. Немов Р.С. Психология. 1 и 2 том. - М., Изд. центр «Владос» 1999. – 356 с.

  18. Новиков В. В.; Забродин Ю. М. Психологическое управление производственной организацией. - Изд. - М. 2002. – 361 с.

  19. Парцерняк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. – М., 2002. – 374 с.

  20. Психологический словарь. - М. - 1998. – 384 с.

  21. Рогов Е. Настольная книга практического психолога. - М. -1998. – 365 с.

  22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- Кн.2:Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - М.:Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС»,2008. – 388 с.

  23. Рубинштейн С. Основы общей психологии. - С.П. - 1999. 351 с.

  24. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. – М., изд. «РЭНАР», 2002. – 387 с.

  25. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М. - 2000. – 368 с.

  26. Селье Г. Стресс без дистресса. – М. - 2002. – 371 с.

  27. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: «Социально-психологический центр» , 2006. – 364 с.

  28. Стресс жизни / Составители Л.Попова, В. М.Соколов. – М. - 1996. – 409 с.

  29. Судаков К. Системные механизмы эмоционального стресса. - М. 2001. – 384 с.

  30. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент. - М. «Класс» 1997. – 388 с.

  31. Турачев Ю., Иовлев Б. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. – М. 2006. – 399 с.

  32. Фресс П., Пиаже Ж 'Экспериментальная психология. Выпуск 4 – М.: Прогресс, 2003 - 344 с.

  33. Хьелл Л., Зинглер Теории личности. - С.-П. - 1999. – 258 с.

Приложения

Приложение 1
  1   2   3



Скачать файл (962.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации