Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Психологическая служба вуза: современное состояние и перспективы развития - файл


скачать (56.7 kb.)


Психологическая служба ВУЗа:

современное состояние и перспективы развития.

В настоящее время высшие учебные заведения являются системой, призванной создавать условия для становления и развития личности как субъекта труда, познания и общения. В связи с этим возрастает роль психологической службы ВУЗа, обеспечивающей условия для развития субъектного потенциала личности, более адекватного осознания молодым человеком путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в ВУЗе, для повышения собственной психологической устойчивости в преодолении различных трудностей. Именно она и должна выступать как научно-методический и практический центр, реализующий психологическое сопровождение развития личности студента в образовательной среде ВУЗа. Наличие и функционирование психологической службы ВУЗа является одним из свидетельств высокого уровня развития высшего образования в стране.

На данный момент выделяют 5 основных организационных моделей психологической службы системы высшего профессионального образования, каждая из которых, несомненно, имеет свои плюсы и минусы в реализации.

1) Психолог, работающий в структуре подразделения, основными функциями которого является социальная, воспитательная работа и / или организация внеучебной деятельности студентов. Данная модель характерна для небольших университетов и требует от специалиста высокого уровня ответственности за качество реализации разных видов деятельности.

2) Психологический центр, выступающий самостоятельной структурой, с необходимой для деятельности автономией и независимостью в организации деятельности, что позволяет реализовывать основные задачи психологического сопровождения учебного процесса. Данная модель чаще всего используется в крупных университетах за рубежом. Сложным местом развития такой модели выступает функционирование, так как для его обеспечения нет внешних источников, а значит, финансирование приходится брать из бюджета ВУЗа.

3) Функции психологической службы возложены на преподавателей психологии. Данная ситуация достаточно сомнительна, так как возникают вопросы соблюдения этических норм профессиональной деятельности, смешения контекстов и оплаты нагрузки преподавателям (часто это волонтерская работа).

4) Студенческие психологические объединения, кураторами которых могут выступать преподаватели факультетов психологии. В данной модели преподаватели также могут вести консультативную работу в особо сложных случаях. Сложности данной модели заключаются как в низкой компетентности студентов, так и в возможном смешении педагогических и консультационных контекстов. К тому же возникают вопросы соблюдения этических профессиональных норм.

5) Аутсорсинговая система организации психологической помощи. Данная модель связана с передачей профессионального психологического сопровождения сторонней психологической организации по безвозмездному или возмездному договору. В этом случае выигрывает качество психологической помощи, однако возникают сложности понимания внутренних процессов университета и управления процессами психологической поддержки.

Говоря о вопросах и актуальных проблемах психологической службы ВУЗа, необходимо обозначить несколько актуальных проблем, которые в данный момент препятствуют эффективному развитию и функционированию психологической службы университета.

1. При определении основных целей и задач психологических служб в высших учебных заведениях возникает достаточно много иллюзорных или тревожных ситуаций. Зачастую психолог выполняет совсем не те функции, которые находятся в рамках его компетентности и входят в сферу его профессиональных интересов. Известны ситуации, когда на специалистов службы психологического сопровождения возлагают функции борьбы с терроризмом, наркоманией, асоциальным поведением студентов. Часто психолог выполняет функции специалистов по воспитательной работе. Очевидно, что реализация подобной деятельности обычно низкоэффективна.

2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологов системы высшего образования — это еще один вопрос, требующий своей проработки. Нормативной регламентации и рекомендаций по организации деятельности психолога университета нет. Не регламентирована нагрузка на специалиста, нет системного описания необходимых видов деятельности, не регламентирована заработная плата. Наблюдается огромный разброс в различных нормативных показателях. Так, например, показатель количества студентов университета на одного психолога варьируется от 700 до 6 000 человек на 1 психолога. Количество консультаций, проводимых психологом в неделю, составляет от 2–3 до 40 часов в неделю. Еще больший разброс и нестабильность в заработной плате. Очевидной является необходимость разработки и обоснования рекомендаций по нормативам профессиональной деятельности психолога системы высшего образования и ее правовому обеспечению.

3. Следующий вопрос, требующий обсуждения, — этические принципы и нормы деятельности психолога высшего образования. Ситуации, когда корпоративные требования и правила вступают в противоречие с этическими требованиями деятельности, возникают достаточно часто и требуют введения протоколов и алгоритмов деятельности, способствующих принятию верных решений. В таких случаях большую помощь оказало бы наличие утвержденных протоколов, алгоритмов поведения и последовательности действий психолога, а также наличие постоянно функционирующей профессиональной структуры, помогающей принять правильное решение.

4. Профессиональная подготовка психологов для работы в университетах, повышение их квалификации с учетом понимания специфики профессиональных задач практически не представлены в российском образовательном пространстве.

5. Следующая проблема — мифы, нарушающие деятельность психологической службы ВУЗов. Среди максимально часто представленных мифов выступают мифы самих психологов (о своих возможностях) и мифы руководителей учебных организаций (о задачах и возможностях психологов). Некоторые до сих пор уверены в том, что психологическая служба в ВУЗах не важна, без нее можно обойтись.

Однако психологические службы в системе высшего образования развиваются и уже сейчас решаются актуальные задачи развития направлений деятельности психологических служб ВУЗа, к ним относятся:

1) Содействие педагогическому коллективу в создании благоприятного психологического климата в ВУЗе.

2) Помощь в адаптации первокурсников к условиям вузовского образования.

3) Проведение психологических тренингов для студентов с целью создания благоприятного психологического климата внутри учебных групп.

4) Помощь студентам в осознании природы возникших личностных затруднений, их анализе и разрешении психологических проблем.

5) Выявление студентов «группы риска» и имеющих психические отклонения.

6) Помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

7) Формирование условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост обучающихся ВУЗа.

8) Обеспечение психологической защищённости студентов, преподавателей и сотрудников.

9) Осуществление психодиагностической деятельности, нацеленной на определение индивидуальных особенностей студентов.

10) Обеспечение психологической помощи в экстремальных и кризисных ситуациях.

11) создание условий для психологической поддержки преподавательского состава: консультирование и работа по психологическому просвещению профессорско-преподавательского состава, работа по профилактике профессионального выгорания.

12) Проведение лекций, семинаров, конференций с целью повышения психологической культуры студентов и сотрудников.

13) развитие сайта психологической службы, обеспечение возможности открытой записи на прием, возможности оставить отзывы, осуществление просветительской деятельности.

14) проведении психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в ВУЗе .

15) применение онлайн-консультирования.



В настоящие время эти задачи уже реализуются на практике, а в перспективе такое должно быть в каждом ВУЗе. Психологическая служба как организованная система работы существует во многих странах и имеет почти вековую историю. Исторически сложилось так, что в нашей стране наибольшее развитие получила служба психологической помощи в образовании. Почти за 30 лет, прошедших с 1-го съезда практических психологов образования, произошли существенные изменения в структуре и направлениях деятельности службы. Эти изменения имеют качественный характер. В настоящее время психологическая помощь получает признание и развивается практически во всех университетах России. Она не перестает совершенствоваться и создает благоприятные психолого-педагогические условия обучения в ВУЗе.


Скачать файл (56.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации