Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ценности профессиональной деятельности государственного служащего - файл


скачать (69.5 kb.)


ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
VALUES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF A CIVIL SERVANT
Аннотация: В статье рассматривается система ценностей государственных служащих. Особое внимание уделяется профессиональным ценностям государственных служащих.

Abstract: The article considers the system of values of civil servants. Special attention is paid to the professional values of civil servants.

Ключевые слова: ценности, профессионализм, компетентность, государственные служащие.

Keywords: values, professionalism, competence, civil servants.


В настоящее время профессиональные ценности, являются объектом пристального внимания у государственного служащего. Так же эти ценности выступают как источник зрелости, эффективности и профессиональной адекватности у государственного служащего [2].

Рассмотрим, определение ценности. Проведя исследование природы ценности и ценностного отношения в общенаучной литературе, можно дать в самом общем виде следующее определение ценности. Ценности – это предметы и явления материального и духовного порядка, их свойства, имеющие социокультурный смысл и предназначение, способные удовлетворить природные, биологические, физиологические и духовные потребности людей, составляющие основу, цель и средство развития человека [3].

Данное определение подчеркивает следующий момент. Лишь для человека и общества вещи, предметы и явления имеют особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и вообще культурой. На первый план выступает не то что, безусловно, необходимо, без чего нельзя существовать, не то что выгодно с точки зрения материальных условий бытия, а то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, то главное в мотивации поведения, в котором проявляется самоутверждение и свобода личности.

Различают три основных вида ценности:



  • общечеловеческие ценности (справедливость, честность, открытость, патриотизм, свобода, достоинство, здоровье, гармония, счастье и т.п.);

  • прикладные ценности (конкурентность, инновационность, управляемость, качество, стабильность, ответственность, клиентность, лидерство, командность и т.п.);

  • личные ценности (уважение к людям, активная жизненная позиция, самокритичность и т.п.).

Президент Российской Федерации В.В. Путин в обращении к Федеральному Собранию отметил, что сейчас в России утрачены многие нравственные ориентиры, и спасение ситуации возможно лишь через возрождение традиционных человеческих ценностей: «Мне больно об этом говорить, но сегодня российское общество испытывает дефицит уважения, честности, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи, дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [1].

Федеральным законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен принцип профессионализма и компетентности.

Как, отмечает социолог Т. Г. Калачева что профессионализм - высший уровень психофизических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях [5].

Можно выделить два основных уровня профессионализма в деятельности государственного служащего: уровень управленческих задач и уровень управленческих проблем.

Управленческая проблема включает в себя как, отсутствие готового управленческого решения, а также о том, как надо выходить из сложившейся ситуации. Характеризует более высокого уровня профессионализма управленца, тем, что он может поставить, а затем решить управленческую проблему.

Управленческая задача состоит в наличии управленческого решения и необходимости его выполнения, т. е. в случае возникновения затруднения в деятельности, управленец имеет представление о том, что и как нужно сделать [5].

У государственного служащего необходимой составляющей профессионализма является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [6].

А. К. Маркова писала «Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении всех профессиональных вопросов». Она описывает различные виды профессиональной компетентности:



  • специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

  • социальная компетентность - владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

  • личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

  • индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом [7].

А. К. Маркова выделила одной из главной составляющих профессиональной компетентности это получать из своего опыта новые навыки, умения, знания, а также применять их в своей деятельности.

Приведем основные признаки современного профессионализма государственных служащих:

1. Профессиональное образование, выраженное в определенной сумме экономических, управленческих, психологических и правовых знаний. Фактор широкого спектра знаний, их современный уровень, степень и качество перманентного обновления служат первейшим и важнейшим признаком профессиональной компетентности госслужащего, профессионализма государственного управления.

2. Об умении грамотно и эффективно применять не только известные способы и методы решения возникающих управленческих задач, но и инициировать, создавать, совершенствовать, развивать и обогащать арсенал нетрадиционных средств и приемов осуществления управленческой деятельности и достижения желаемых социально-экономических и иных результатов.

3. Гражданская служба, становится для государственного служащего неким жизненным пристрастием, образом жизнедеятельности, которому присуща качественная определенность морально-нравственного совершенства помыслов и практических действий.

4. Способности воспроизводить управленческие знания, умения и навыки в других людях, то есть быть педагогом-наставником по отношению к новому поколению вовлекаемых в процесс гражданской службы специалистов.

5. Госслужащий мотивирует и рационализирует свою деятельность с учетом накопленного опыта, насколько самокритично оценивает свои возможности, насколько продуманно, расчетливо и эмоционально взвешенно он способен действовать при исполнении должностных обязанностей руководителя или специалиста.

6. Способности госслужащего действовать в составе управленческой команды, определять вероятность воплощения решений в условиях дефицита ресурсов, предвидеть последствия управленческих решений и действий, определять стратегию и тактику достижения желаемых результатов, предвидеть (предвосхищать) и контролировать ход событий на своем участке деятельности [8].

Все эти признаки не описывают всю суть профессионализма, но они составляют фундамент профессиональных ценностей на государственной службе.

Давайте рассмотрим, еще одно очень важное определение «профессиональное самосознание».

Профессиональное самосознание - это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу. Профессиональное самосознание включает: осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств [9].

Можем сделать вывод, о том, что профессиональные ценности, такие как: высокий профессионализм и компетентность, постоянное обновление и повышение уровня знаний, навыков и умений выступает важнейшей составляющей становления личности потенциального государственного служащего.






Скачать файл (69.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации