Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по Конституционному праву - файл 1.doc


Лекции по Конституционному праву
скачать (1019 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1019kb.21.11.2011 08:38скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10






Вопрос № 1

(Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права)

Норма права регулируют общественные отношения, то есть отношения между людьми. В процессе производственной деятельности при осуществлении руководства и управления обществом и государством в других сферах общественной жизни люди, организации и органы государства вступают между собой в разнообразные по характеру общественные отношения.

Многие отношения регулируются нормами права, другая группа отношения регулируется нормами морали и нравственности. В зависимости от содержания, то есть предмета правового регулирования право делится на отдельные отрасти: конституционное, административное, финансовое и др. права. Таким образом, создана определяющая научно обоснованная система права, которая состоит из отраслей. Каждая отрасль делится на правовые институты, то есть группы норм регулирующие однородные общественные отношения.

Пример: организация проведения выборов; регулирование положений о гражданстве.

Это облегчает пользование нормами права, так как их много.

Ведущая отрасль права – конституционное право. Это наименование условно. В ряде государств мира (ФРГ) эта отрасль права называется «Государственное право». «Государственное право» понятие более широко чем «Конституционное право».

Конституционное право отличается от других отраслей права содержанием регулируемых им общественных отношений.

Нормы Конституционного права закрепляют и регулируют наиболее важные основополагающие отношения, касающиеся принципиальных основ общественного строя, государства, народовластия и правового положения личности.

Предмет Конституционного права – как отрасли права включает закрепление и правовое регулирование основ общественного строя и политики РБ, взаимоотношения государства и личности, государственного устройства, принципа порядка обжалования, структуры и компетенции всех органов государства, их взаимоотношения между собой, а так же с общественными объединениями и гражданами. Следовательно, нормы Конституционного права закрепляют и регулируют основные устои белорусского общества и политики РБ. Какова по существу власть. Каковы роли политических и других партий, государство, общественные организации, трудовые коллективов и граждан в обществе, каково устройство органов государства, их принципы деятельности, суверенитет государства, правовой статус человека и гражданина, принципы хозяйственной политики.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 2

(Место конституционного права в системе права Республики Беларусь)

С одной стороны Конституционное право как бы интегрирует, то есть концентрирует основы всех отраслей права, с другой стороны оно создает для них юридическую базу, устанавливает общие наиболее важные положения.

Конституционное право РБ возглавляет всю систему белорусского права, являясь ее логическим центром вокруг которого расположены другие отрасли права.

Для раскрытия сущности Конституционного права и его эффективности нужен анализ политических, социально-экономических процессов, в обществе и обобщение реальной жизни как итога его реализации. Только этим путем можно давать оценку этой отрасли права все это вызывает необходимость постоянно совершенствования норм Конституционного права. От его научного совершенства зависит содержание всех отраслей права.

Конституционное право устанавливает исходные положения всех других отраслей права. КП закрепляет лишь основные принципы белорусского права и порядок установления правовых норм, какой бы отрасли они не относились. Более подробная регламентация общественных отношений правовое регулирование составляет предметы других отраслей права, которые развивают более общие принципиальные положения, закрепленные КП и как бы обогащают его.

Пример: нормы КП относятся к центральным и местным органам управления, а ток же права свободы и обязанности граждан составляют основу Административного права регулирующего деятельность исполнительно – распорядительных органов, взаимоотношения между отдельными нормами государственного управления, а также их взаимоотношения с гражданами в области управления.

Конституция составляет исходные положения для прудового права и иных отраслей права, таково соотношение КП с другими отраслями белорусского права.

Необходимо иметь в виду следующие теоретические положения, чем полнее и точнее выражают требования объективного закона развития общества нормы КП, тем больше их значение и эффективность в практике государственного и социально – экономического строительства.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 4

(Конституционно-правовые отношения: понятие, структура и виды)

Конституционные отношения, регулируемые нормами КП являются конституционно правовыми отношениями.

В содержании каждого правоотношения имеются субъекты (вступившие в них стороны) и объекты (то, на что направлены воля и действие субъектов правоотношений)

По характеру и значимости субъекты имеют свои особенности:

Белорусский народ,

Административно – территориальная единица,

Государственные органы, общественные организации и движения, политические партии, самодеятельные организации граждан.

Трудовые коллективы предприятий и учреждений,

Собрания граждан, собрания избирателей,

Депутаты как представители от народа, их органы, кандидаты в депутаты,

Физические лица.

Перечисленные субъекты могут вступать в конституционно правовые отношения между собой, в различных сочетаниях, и по самым разнообразным вопросам.

Пример: местный совет депутатов со своим исполкомом по поводу требования выполнения решения советов. Общественная организация с гражданином по поводу выдвижения его в кандидаты. Иностранцы могут вступать в КП отношения с президентом РБ по поводу принятия гражданства. Депутаты могут вступать в правовые отношения со своими избирателями по поводу их регулярных отчетов или связи с отзывом депутата, не оправдавшего доверие.

Не могут вступать с двух сторон в КП отношения граждане в КП отношениях, которых нет равенства сторон, что является типичным для гражданско-правовых отношений. Этот перечень правоотношений и участвовавших в них субъектов наглядно показывает специфику реализации норм КП и их сущность.

^ Объекты правоотношений.

Объекты конституционно-правовых отношений могут быть вещественными (территория, материальные ценности, финансы, недра и др.), а так же проявление в действиях и их результатах (обращение гражданина к органам власти, выдвижение кандидата в депутаты, отчет депутата, изменение состава постоянной комиссии представительского органа власти, отмена правового акта), таким образом, нормы КП действуют и реализуются только через механизм КП отношений.

^ Возникновение и прекращение конституционно правовых отношений.

КП отношения возникают: на основании государственных планов и программ экономического и социального развития, требований закона, соглашений государств (СНГ), указаний вышестоящих государственных органов по инициативе общественных объединений, обществ трудящихся, собраний граждан, избирателей, а так же по инициативе международных организаций и их решений, по инициативе граждан иностранцев, лиц без гражданства при наступлении определенных событий и возникновение их юридических фактов.

КП отношения прекращаются при исполнении субъектами их условий, при истечении их обусловленного срока, наступлении иных событий и юридичисских фактов, по инициативе сторон, при изменении условий конкретного правоотношения, по указанию вышестоящих госорганов, в результате смерти субъекта правоотношения (физического лица), в результате прекращения деятельности субъекта правоотношения (госорган, общественных организаций и т.д.), в результате договоренности субъектов правоотношений.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 5

(Источники конституционного права, их понятия и виды)

В учебной литературе под источником КП понимают формы его проявления. Право проявляется в различных правовых формах (источниках): Конституция, законы, декреты и указы Президента, решения местных советов и исполнительных комитенов, постановления правительства.

В учебной литературе эти акты называются источниками Конституционного права:

  • Конституция;

  • Международные договора РБ действующие на территории РБ;

  • Законы;

  • Декреты и указы президента;

  • Постановления правительства;

  • Нормативные акты министерств и ведомств;

  • Решения местных советов и исполнительных комитетов.

Конституция – основной источник КП, так как она содержит его важнейшие институты и нормы. Конституция является основным законом государства имеющим высшую юридическую силу. Это значит, что обычные законы и иные нормативные акты находятся с Конституцией в соподчинении. Они издаются на основе и в соответствии с Конституцией и не могут быть в противоречии с ней. Если они не соответствуют Конституции, то считаются незаконными и отменяются. Обычными законами нельзя отменить или изменить нормы Конституции. Следовательно, Конституция задает тон всему текущему законодательству, данное теоретическое положение позволяет объяснить такой вопрос как соотношение КП с другими отраслями права.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 9

(Структура Конституции Республики Беларусь)
Структура Конституции Республики Беларусь представляет собой систему конституционных норм и имеет преамбулу (вступление), основную часть, заключительные и переходные положения. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.

В преамбуле закрепляются основные принципы, на которых базируется Конституция. Указывается, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь.

В основной части Конституции раскрываются:

основы конституционного строя;

права, свободы и обязанности человека и гражданина во взаимоотношениях системы «Личность, общество, государство»;

вопросы избирательной системы и проведения референдума (народного голосования);

статус и полномочия Главы государства, государственных органов — Парламента, Правительства, органов судебной власти;

принципы осуществления местного управления и самоуправления;

нормы, регламентирующие деятельность Прокуратуры и Комитета государственного контроля;

финансово-кредитная система;

вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

В последнем разделе Конституции зафиксированы заключительные и переходные положения.

Они позволили обеспечить переход к реализации норм о времени формирования общереспубликанских органов: Президент, Парламент, Правительство, а также приобретения ими полномочий и действия правовых актов до введения Конституции Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь состоит из 146 статей.

За всю историю развития Беларуси как самостоятельного независимого государства в стране действовало пять Конституций. Последняя Конституция была принята 15 марта 1994 года, на основании референдумов 1996 и 2004 годов в нее были внесены изменения и дополнения.

Значение Конституции огромно для общества, государства и в жизни каждого гражданина нашей страны, так как в ней нашли отражение все сферы жизнедеятельности общества, государства и каждого индивидуума.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 10

(Действие Конституции, порядок ее изменения и дополнения)

Статья 137. Конституция обладает высшей юридической силой.

Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция.

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Статья 138. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Статья 139. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Статья 140. Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 12

(Конституционное развитие РБ)

Принято считать в науке КП первой Конституцией РБ Конституцию БССР 1919г. Основной задачей, которой является - установление диктатуры пролетариата в целях уничтожения буржуазии, построение социализма. Эта Конституция провозглашала отмену частной собственности на землю, объявила национальным достоянием: леса, недра, воды; закрепила союз рабочего класса с крестьянством, равноправие наций и народностей. В этой Конституции предусмотрено отстранение эксплуататоров в осуществлении власти. В целом акты послеоктябрьского периода в Беларуси и в целом в БССР базировалась на утопичных представлениях о победе социализма и коммунизма во всех странах мира. Конституционное строительство БССР долго эволюционировало. Конституции 1919,1937,1978 годов до принятия декларации о государственном суверенитете РБ, которая имела статус конституционного закона. Далее Конституция РБ 1994 года, в которую 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года были внесены дополнения и изменения.

Конституция 1937 года провозгласила завершение строительство основ социализма, закрепила права и обязанности граждан, появилась право избирательная система, система и компетенции высших органов государственной власти, суда и прокуратуры республики.

Конституция подтвердила добровольное объединение БССР с дружественной республикой в СССР, а так же суверенный характер прав БССР.

Конституция БССР 1978 года закрепляла концепцию построения развитого социализма и общенародного социального государства. Провозглашала социальная однородность в группе слоев общества советского народа, а так же руководящую роль КПСС в политической системе. Частная собственность не допускалась. Плановое ведение хозяйства. В основу организации государственной власти был положен принцип.

Новым конституционным документом явилась Декларация о государственном суверенитете республики 1991 года, которая закрепила полновластие народа. Конституция 1978 года с учетом дополнений и изменений действовала до 1994 года. Причем декларацией была ликвидирована роль коммунистической партии и закреплен плюрализм политических сил.

Принятию Конституции Республики Беларусь 1994 г. предшествовало обновление общественного строя, начало перехода экономики на рыночную систему, допущение разнообразных форм собственности, развитие плюрализма, непосредственная реализация власти народом, расширение безопасности и сотрудничества с мировым сообществом; в науке – переход от марксистской концепции к общечеловеческой концепции прав человека. Указанная Конституция представляет собой – принципиально новый документ, в котором закрепляется гуманная ориентация развития нашего общества. Приоритет отдается личности и общечеловеческим ценностям. Эта черта качественно отличает новую концепцию прав человека, отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов над интересами личности. Обоснованием такого подхода являлось положение, что государство призвано выражать общественные и личные интересы. Считалось, что у личности, как и общества в целом, не могут быть политические интересы, противоречащие государственным, олицетворяемым в политике КПСС, поскольку ”воля партии – это воля народа”. Если же такие интересы формировались, то в зависимости от формы их выражения они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакцию власти вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства.

Принцип разделения властей и дальнейшее развитие реальной демократии призваны гарантировать недопустимость узурпации и концентрации власти в руках отдельных государственных органов или группы лиц и нарушений с их стороны прав личности.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 14

(Принципы конституционного строя)

Принципы конституционного строя РБ:

  1. народовластие—основа государства

2. многообразие политических институтов, идеологий и мнений

3. разделение властей

4. верховенство закона

5. приоритет общепризнанных принципов международного права

6. сохранность историко-культурного наследия и развитие культуры

Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону.

Статья 4. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Статья 5. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Статья 7. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.

Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 15

(Суверенитет государства, народа, нации. Их взаимосвязь)
Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства.

Данное понятие было разработано в Средние века. В литературе отмечается, что классическое определение суверенитета было дано французским философом Ж. Баденом в его первой из 6 знаменитых книг о политическом сообществе (1576г.): «Всеобщая абсолютная и постоянная власть над гражданином» и «Суверенитет подданным в политическом сообществе».

Разработанная в Средние века теория суверенитета абсолютизировала власть абсолютных монархов. Но в 17-18 вв. подход к сущности суверенитета стал изменяться и этому способствовала буржуазная революция. Суверенитет связывался не с абсолютизмом, а с народом и государством (Руссо).

В начале 20 в. появляется термин «национальный суверенитет». В Науке конституционного права существует 3 суверенитета[ Демичев Д.М. Конституционное право. Мн.: Выш. шк., 2004, стр. 84]:

- Государства

- Народа

- Нации

Единого подхода по вопросам сущности, соотношения видов суверенитета нет.

Суверенитет -- (франц.) «верховенство», «независимость», «самостоятельность». В государстве не может быть несколько суверенитетов, он один и неделим, а выделение видов лишь условно.

Первичен суверенитет народа, т.к. во всех Конституциях есть положение, что народ является источником государственной власти. Сам по себе он реализоваться не может. Это возможно только в условиях наличия государства, государственных органов, законодательства.

Нация -- часть народа, проживающего в государстве. В Советской Конституции было право на самоопределение нации вплоть до определения и образования самостоятельности государства.

В самостоятельном государстве каждая нация станет заявлять желание отделится от этого государства и определить свое государство. В итоге идея суверенной нации станет оружием к средству распада государства.

В современных Конституциях есть положение, закрепляющее, что территория данного государства едина и неделима. Следовательно, есть заслон на распад государства.

Суверенитет РБ впервые был закреплен в Декларации Верховного Совета 27 июля 1990г. 25 августа 1991г. был выдан закон «О предании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете», который просуществовал до 15 марта 1994г. (принятие Конституции). Эта Декларация не отменена, но ее положения практически полностью перекочевали в Конституцию.

Признаки суверенитета РБ проявляются в: Верховенстве, единстве и независимости государственной власти. Верховенство власти проявляется в том, что она принадлежит народу (ст.3 Конституции). Единство проявляется в наличии системы органов, составляющих в совокупности единую государственную власть. Независимость проявляется в том, государственная власть самостоятельно реализует свою внутреннюю и внешнюю политику.

Наличии своей территории (ст.9 Конституции). Наличии собственных вооруженных сил. Наличие своего гражданства (ст.10 Конституции).

Наличии собственной денежной и финансово-кредитной системы.

Самостоятельности в вопросах науки, культуры и других сфер.

Наличии государственной символики (гимн, герб, флаг).
Под гарантией суверенитета понимаются материальные, организационные и правовые условия, делающие реальностью независимость государства.

Виды гарантий:

- Материальные (наличие природных ресурсов, стабильной экономики, т.е. созданные экономические предпосылки)

- Организационные (наличие эффективно функционирующих органов в государстве, органов, обеспечивающих территориальную неприкосновенность государства (пограничные войска, МВД, вооруженные силы))

- Юридические (нормативная база, регулирующая данную сферу правоотношений, обеспечение отношений с государством).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 16

(Гарантии суверенитета РБ и их правовое обеспечение)

^ Гарантии суверенитета.

Под этим понимаются материальные, организационные и правовые условия, делающие реальностью независимость государства.

Вида гарантий:

Материальные (наличие природных ресурсов, стабильной экономики, т.е. созданные экономические предпосылки)

Организационные (наличие эффективно функционирующих органов в государстве, органов, обеспечивающих территориальную неприкосновенность государства (пограничные войска, МВД, вооруженные силы))

Юридические (нормативная база, регулирующая данную сферу правоотношений, обеспечение отношений с государством)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 17

(Государственные символы РБ: понятие, правовое регулирование)

Каждый народ издревле защищал и оберегал Родину - территорию своего развития и проживания, национальную культуру, свой уклад жизни, сформированные опытом поколений нравы, обычаи, воззрения. Каждый народ гордился и гордится своей историей, славил и славит героических, трудолюбивых предков. Единению народа служили многочисленные общепринятые символы в одежде, украшениях, утвари, жилищных постройках. Эти символы, носители сущностной информации, использовались в повседневной жизни простого народа, при дворах правителей, в отношениях с иностранцами, во время военных походов.

С 1919 года в Беларуси использовался красный флаг, с 1951 года в связи с вступлением Беларуси в Организацию объединенных наций использовался красно-зеленый флаг с белым орнаментом. С 1991 года в Беларуси применялся бело-красно-белый флаг, но подавляющее большинство населения Беларуси не считало его национальным флагом, поскольку им пользовались немецкие пособники в годы Великой Отечественной войны. В качестве герба применялось изображение конного рыцаря с мечом, служившее гербом Великого Княжества Литовского, в его состав входила Беларусь. Рыцарь был отвергнут, как заимствованный, не отображающий суть белорусской истории, хотя белорусские воины издревле участвовали в сражениях. 14 мая 1995 года на референдуме были утверждены Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн как символы государственного суверенитета республики.

Государственный герб и флаг нашей страны воплощают ее общественный и политический строй. Государственные символы Беларуси отражают также основополагающую идею равенства всех граждан Республики Беларусь независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Герб и флаг Республики наделены яркими чертами, которые сразу напоминают о нашей родной стране. Они легко узнаваемы среди всех государственных символов мирового сообщества. С помощью простых и понятных средств отражают славную историю народа Беларуси и его многовековые традиции.

Герб, флаг и гимн - главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан.
Государственный флаг
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально размешенных цветных полос: верхней - красного цвета в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага. У древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.

Эти основные черты Государственного флага имеют исторические и национальные корни.

Красный цвет с древних времен служит знаком Солнца, символизирует кровные узы, братство, борьбу за правое дело. Он означает высокое предназначение в судьбе и победу. Красный цвет на современном флаге Беларуси символизирует штандарты победоносной Грюнвальдской битвы белорусских полков с крестоносцами, цвет знамён Красной Армии и белорусских партизанских бригад. Одновременно это знак счастья, жизни. В старину знатные люди носили красные шапки и красные сарафаны.

Традиция почитания красного цвета восходит, по крайней мере, к верхнему палеолиту. Зафиксировано применение на археологических памятниках той эпохи природной красной краски (охры), причем явно в магических, культовых целях. Красная охра у первобытных охотников, по-видимому, ассоциировалась с кровью и в конечном счете с жизнью. Доказана связь красного цвета с огнем, без которого человек в те времена просто не мог существовать. Вместе с тем красный цвет - это символ Солнца.

В последующие времена красный цвет по-прежнему занимал почетное место в мировосприятии славян. "Красный" в древнерусском языке означало "красивый", "почетный". Красный цвет щитов был излюбленным у славян. Большинство воеводских хоругвей Великого княжества Литовского имели именно красный цвет, равно как и его главная хоругвь.

Одновременно красный цвет символизирует борьбу, сопротивление угнетению, а также кровь, пролитую в борьбе. Такое его значение пришло на Беларусь с революционным движением, набиравшим силу в Российской империи со второй половины XIX века.

С образованием БССР красный флаг был объявлен ее государственным символом (в феврале 1919 года) и оставался таковым до 1951 года (до 1937 года на нем имелась золотая надпись "БССР", а потом добавилось золотое изображение серпа и молота со звездой).

Зеленый цвет - цвет Природы. Это цвет урожайных полей, досмотренных трудолюбивыми руками хлеборобов, лугов и лесов, которые издавна занимали основную территорию нашей страны. Зеленый цвет - цвет добра, роста, развития, благополучия и мира.

Традиция почитания зеленого цвета на Беларуси также очень древняя. Одним из главных божеств у славян-земледельцев была Мать-Сыра-Земля, неразрывно связанная с зеленой растительностью. Эта связь воплощена в белорусских поговорках-пожеланиях: "Рунейце як зямля", "Зелянейце як зямля".

Леса и болота были и остаются характерной чертой белорусского пейзажа, так же как и засеянные поля. Наши предки-язычники обожествляли окружающую природу, существовал развитой культ дубовых и березовых рощ, холмов, камней. Поклонение силам природы и ее образам сохранилось даже после принятия христианства. Таким образом, зеленый цвет - цвет священных рощ и дубрав, болот и полей, вполне естественен в качестве одного из национальных цветов белорусского народа. Зелень всегда символизировала торжество жизни, весеннее пробуждение природы после долгого зимнего сна.
Белый цвет - это прежде всего цвет свободы. Недаром название нашей страны - Беларусь - связано с неугасимой волей народа к свободе. Белый цвет - это цвет нравственной чистоты и мудрости. И эти качества должны свято хранить в своей душе граждане белорусской земли.

На белый цвет наложен белорусский национальный орнамент, который объединяет красный и зеленый цвета в графический рисунок, наполненный высоким смыслом. Известно, что традиционный орнамент - не просто украшение. Он символизирует древнюю культуру народа, духовное богатство, единство. По своему происхождению это символический рисунок, графический способ заклинания высших божественных сил. Посредством узоров люди выражали различные пожелания и заветы еще в те времена, когда не существовало письменности - они хотели передать уроки жизни новым поколениям. Центральное место на узоре флага занимает вытянутый по вертикали ромб, от которого сверху и снизу отходят загнутые линии, напоминающие рога. На протяжении тысячелетий такой ромб воплощал материнское, женское начало и связанную с ним идею плодородия земли, ее созидательную силу, а также магическую силу труда. Этот узор широко использовали наши предки. В центре главного ромба - две крестообразно пересеченные линии с четырьмя точками между ними. У древних земледельцев ромб с такой фигурой символизировал засеянное поле. Его также трактуют как "ключ к счастью" - магическое пожелание благоприятного развития событий. С другой стороны, тот же ромб с крестом - еще более древний знак, т.е. символ Солнца. У белорусских вышивальщиц орнамент такого типа назывался "сонейка" и символизировал восходящее красное солнце. Попарно соединенные ромбы вверху и внизу орнамента символизируют, как считается, идею продолжения жизни, возобновляющихся хлебов. Между ними и центральной фигурой проходят линии из четырех прямоугольников с черточками, отходящими от всех сторон. Это так называемые "вотивные" знаки, обозначающие посвящение богам, пожелание, чтобы сбылось все, чего просит человек.

Весь узор пронизывает идея добра, надежды на лучшее, пожелание плодородия и грядущего расцвета. Издавна считалось, что традиционная орнаментальная вышивка на одежде новобрачных поможет им прожить вместе долгую счастливую жизнь в довольстве и достатке. Вышитый традиционными символами рушник, в который заворачивали каравай из муки нового урожая, также считался залогом достатка и удачи, одним из основных оберегов каждого дома.

Таким образом, три полосы Государственного флага - горизонтальные красная и зеленая, вертикальная белая с красным орнаментом - несут пожелание добра, успеха и процветания всем гражданам Беларуси и всем народам Земли.
Государственный герб
Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь. В нем запечатлены основные национальные духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, стремление к совершенствованию свой личности и всего общества, миролюбие и одновременно готовность постоять за свою свободу и суверенность. Государственный герб Беларуси представляет собой серебряное поле, в котором размещен зеленый контур государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Выше контура помещена пятиконечная красная звезда. Поле обрамлено венком из золотых ржаных колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, на которой внизу помещена надпись золотом «Рэспублiка Беларусь».

Родословная белорусского герба связана с гербом БССР. Однако в нем есть весьма существенные отличия, отражающие тот важнейший исторический факт, что суверенная Республика Беларусь после распада СССР стала унитарным демократическим государством. Сделалось излишним присутствие в гербе серпа и молота как символов классового государства, выражения связи советских республик, воплощенной в СССР. С ленты, обвивающей венок, убраны слова лозунга и аббревиатура "БССР" - вместо них появилось новое название нашего государства. Сама лента приобрела цвета Государственного флага.

Зеленый контур Беларуси в центре символизирует территориальную целостность страны в ее международно-признанных границах. Она не нуждается в чужой земле, но сбережет каждую пядь своей. В этом находят отображение самостоятельность нашего народа и его мирный характер. В то время контур подчеркивает индивидуальность герба, его национальную особенность. В то же время контур подчеркивает индивидуальность герба, его национальную особенность.

Изображения земли и солнца отражают древние традиции нашего народа, который в дохристианские времена поклонялся матери-Земле и Солнцу с целой плеядой его богов - Даждьбогом, Ярилой, Хорсом. Земля ассоциировалась у предков с богиней-матерью, а восходящее утреннее солнце - с мальчиком, младенцем. Так эти образы перекликаются с центральными символами христианства. Символы земли и солнца несут и глубоко современный смысл. Они отражают надежды на расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землей-кормилицей и с мудростью энергичного народа, который трудится на этой земле.

Пятиконечная Красная звезда - символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов. Пять лучей символизируют гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, к которой готов каждый белорусский гражданин.

Солнце, Земля, Родина, Безопасность, Справедливость, Гуманизм - все это исходные духовные понятия, которые наполняют жизнь смыслом и свойственны народу Беларуси. Эти ценности дополняет идея неистощимого плодородия и щедрого изобилия. Она нашла воплощение в обрамлении герба - венке из спелых ржаных колосьев, украшенном цветами клевера и льна, обвитом лентой цветов Государственного флага.

Венок из спелых ржаных колосьев издревле использовался народами как награда победителю и олицетворял победу. Венок, переплетенный с одной стороны розовыми цветами клевера и с другой стороны голубыми цветами льна из колосьев - это символ памяти и нерасторжимой связи современников с предками.
Рожь - символ силы природы, плодородной земли, ласкового солнца и человеческого труда. Клевер - символ связи с созидательным миром животных, для которых клевер - лучший корм. Лен - символ преобразования мощи труда, знак добра и достатка.

Пышно украшенный "дожиночный" сноп в старину ставился в главный, "красный" угол славянского жилища. Он олицетворял собой совместное произведение творческой силы природы, плодородной земли, ласкового солнца и человеческого труда.

Ниже контура границы Республики Беларусь помещен земной шар с восходящим над ним солнцем и золотыми лучами. Он означает то, что наша республика воспринимает все народы как равноправных друзей. Изображение земли и восходящего солнца - это два слоя символов жизни: Земля - основа всего живого, Солнце - источник жизни. Земной шар - это знак того, что Беларусь, являясь частью цивилизации, воспринимает все народы Земли как равноправных друзей и партнеров, готова с ними дружить и торговать. Земля в лучах солнца - вера в вечность жизни. Единение Земли и Солнца - главный знак жизни.
Государственный гимн
Еще в древние времена люди, охваченные общими чувствами радости, в праздники, при победах, избавлении от болезни, засухи, наводнения, пожара пели общую песню. Слово гимн возникло тысячелетия назад в греческом языке и означало торжественное песнопение в честь богов, героев или исторического события.

24 сентября 1955 года Президиум Верховного Совета БССР утвердил текст и музыку Государственного гимна Белорусской республики. В первом конкурсе на слова для гимна БССР приняли участие почти все известные поэты, среди которых были Кондрат Крапива и Петрусь Бровка. Победителем был признан текст белорусского поэта Михаила Климковича - «Мы, беларусы». Автором музыки гимна БССР стал Соколовский Нестор Федорович - композитор, хормейстер, фольклорист, организатор Ансамбля белорусской песни и танца.

Новая редакция гимна была принята в 2002 году. В Беларуси был объявлен конкурс на лучшую музыку и слова гимна. Музыки лучше, чем музыка для Гимна БССР, которую сочинил Нестор Федорович Соколовский, не было представлено. Музыка символизирует преемственность исторических традиций белорусского народа. Автором текста гимна стал поэт лирик Владимир Иванович Каризна. В гимне были использованы фрагменты прежнего текста, написанного поэтом Михаилом Климковичем. В нем отражены новые политические, экономические и социальные условия развития Республики Беларусь как суверенной, миролюбивой страны, подчеркивающие патриотизм и трудолюбие граждан, дружеские отношения между представителями всех национальностей в нашей стране.

Итак, Государственные символы Республики Беларусь прошли долгий путь становления, развития и утверждения. В них бережно сохранены черты, отражающие мирные, созидательные цели белорусского народа и государства.

Мы хорошо знаем свою историю, но наши помыслы устремлены не в прошлое, а в будущее. Герб, флаг и гимн Республики Беларусь - символы жизнестойкости, трудолюбия и надежд на счастливое будущее.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (1019 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации