Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Логопед в детском саду 2005 №01 (4) - файл 1.doc


Логопед в детском саду 2005 №01 (4)
скачать (1393.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1394kb.21.11.2011 08:38скачать

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

<<>


<OCR ><: ><Светлана ><Головизнина>




>

<<>

<>

<ТУМИНА>

<ЛЮБОВЬ ><ЕГОРОВНА>

<доктор ><педагогических ><наук, ><профессор ><кафедры ><риторики ><и ><культуры ><речи ><МГЛУ, ><г. ><Москва>

<«... ><Утешение ><- ><один ><из ><древнейших ><речевых ><жанров. ><Этот ><жанр ><воз­><ник ><у ><народов ><разных ><стран ><от ><естественных ><потребностей ><их ><конк­><ретной ><исторической ><жизни, ><от ><общего ><стрем­><ления ><людей ><к ><поддержа­><нию ><исторически ><сло­><жившихся ><норм ><поведе­><ния ><в ><обществе, ><на ><осно­><ве >< ><вековых ><наблюдений>

<наиболее ><характерных ><явлений ><жизни. ><Утешение ><как ><речевой ><жанр ><бы­><ло ><широко ><распространено ><в ><Древней ><Руси. ><Оно ><сохранило ><свою ><жизнь ><из ><прошлого ><в ><составе ><самых ><различных ><видов ><древнерусской ><письмен­><ности: ><в ><летописных ><сказаниях, ><повестях, ><житиях, ><беседах, ><словах, ><по­><учениях ><и ><т.д. ><Но ><не ><только ><в ><древней ><письменности ><Руси, ><оно ><жило ><и ><живет ><до ><наших ><дней ><в ><устной ><речи, ><в ><устной ><народной ><поэзии. ><Иначе ><говоря, ><утешение ><стало ><явлением ><литературного ><творчества ><и ><устного ><поэтического ><слова. ><Такова ><двойная ><взаимосвязанная ><жизнь ><утешения ><в ><истории ><нашей ><культуры ><...»>

>

<<><Логопед ><в ><детском ><саду>

<Научно-методический ><журнал>

<><1(4)>

<2005>


<><><><Главный ><редактор ><Токарь ><И.Е.>

<Выпускающий ><редактор ><Глотова ><Г.В.>

<Редакционная ><коллегия>

<Вайнер ><Э.Н.>

<Волконская ><Т.Н.>

<Ланина ><Т.Н.>

<Мискащенко ><Т.П.>

<Коваленко ><О.М.>

<Семенович ><А. ><В.>

<Тумина ><Л.Е.>

<Федина ><Н.В.>

<Издательство ><«Коррекционная ><педагогика»>

<Директор ><Глотов ><А.Н.>

<Телефоны ><редакции:>

<(095) ><792-26-75, ><8-926-236-97-35>

<Факс: ><(095) ><434-57-35>

<E-mail: ><ko><rp><edagogika@mtu-net.ru>

<Адрес ><для ><писем:>

<119602 ><Москва,>

<ул. ><Академика ><Анохина, ><44-23>

<><Подписка ><по ><каталогу ><агентства ><«Роспечать», ><подписной ><индекс>

<83307.>

<Формат ><70х ><100 ><»1/><16><.>

<Бумага ><офсетная. ><Печать ><офсетная.>

<Зак. ><581, ><тир. ><1960.>

<Отпечатано ><в ><ОАО ><Полиграфический ><комплекс ><«Ориус»>

<398055, ><г. ><Липецк, ><ул. ><Московская, ><83,>

<тел.: ><8 ><(0742) ><33-00-49,>

<факс: ><8 ><(0742) ><33-99-92,>

<e-mail: ><orius@lprint.lipetsk.ru>

<СОДЕРЖАНИЕ>

<НАУКА-ПРАКТИКЕ ><Лопатина ><Л.В.>

<4 >< >< >< >< ><О ><нарушениях ><звукослоговой ><структуры ><слова ><у ><дошкольников ><со ><стертой ><дизартрией ><Гончарова ><В.А.>

<9 >< >< >< >< ><Нарушения ><словообразования ><у ><дошкольников ><с ><ФФН ><и ><с ><ОНР>

<ПРАКТИКУМ ><Кирьянова ><Р.А.>

<16 >< >< ><Новые ><подходы ><к ><организации ><и ><содержанию ><логопедической ><работы ><в ><дошкольном ><образовательном ><учреждении ><Елисеев ><А.В., ><Артюшенко ><Н.П.>

<21 >< >< >< ><Междисциплинарная ><диагностика ><речевых ><расстройств ><в ><системе ><коррекционного ><образования>

<^ НОВЫЕ ><ТЕХНОЛОГИИ ><Тумина ><Л.Е.>

<26 >< ><Риторика ><утешения>

<ЭКОЛОГИЯ ><ДЕТСТВА ><Дмитриева ><И.Г., ><Требухина ><Е.А.>

<54 >< ><Целостный ><подход ><к ><духовно-нравственному ><воспитанию ><дошкольника>

<^ СОВЕТЫ ><ВРАЧА ><Пилина ><Г.С.>

<63 >< >< ><Синдром ><нарушения ><внимания ><и ><гиперактивности ><у ><детей: ><диагностика, ><пути ><коррекции>

<^ ЗА ><РУБЕЖОМ>

<Федеричи ><Р.С.>

<66 >< ><Нейропсихологическое ><обследование ><и>

<реабилитация ><ребенка, ><вышедшего ><из ><учреждения>

<3>

>

<<Л><o><г><one><д>< ><в ><детском ><саду>< ><1(4), ><2005>

<><НАУКА-ПРАКТИКЕ>

<О ><НАРУШЕНИЯХ ><ЗВУКОСЛОГОВОЙ ><СТРУКТУРЫ>

<СЛОВА ><У ><ДОШКОЛЬНИКОВ ><СО ><СТЕРТОЙ>

<ДИЗАРТРИЕЙ>

<Лопатина ><Л.В.>

<РГПУ ><им. ><А.И. ><Герцена, ><г. ><Санкт-Петербург>

<В><едущими ><в ><структуре ><речевого ><дефекта ><при ><стертой ><дизартрии ><являются ><нарушения ><фонетического ><компонента ><речевой ><функциональной ><системы. ><Отклонения ><в ><формировании ><звуковой ><стороны ><речи ><не ><ограничива­><ются ><только ><звукопроизношением ><и ><час­><то ><затрагивают ><слоговую ><структуру ><сло­><ва, ><усвоение ><которой ><играет ><большую ><роль ><в ><общей ><картине ><ее ><формирования. ><Отдельные ><звуки ><начинают ><выполнять ><свою ><фонематическую ><функцию ><только ><в ><тех ><словах, ><когда ><слоговая ><структура ><оказывается ><доступной ><произношению ><ребенка. ><«В ><передаче ><ребенком ><звуково­><го ><состава ><слов ><на ><первом ><месте ><следует ><рассматривать ><усвоение ><им ><слоговой ><структуры ><слова, ><так ><как ><с ><этим ><связана ><судьба ><разных ><звуков ><и ><сочетаний ><зву­><ков» ><(Гвоздев ><А.Н. ><1948: ><13). ><В ><процессе ><усвоения ><слоговой ><структуры ><слова ><детьми ><наиболее ><часто ><встречается ><явле­><ние ><слоговой ><элизии, ><которое ><не ><зависит ><от ><качества ><согласных ><и ><гласных ><звуков, ><составляющих ><слог; ><от ><местоположения ><согласного ><в ><слове; ><от ><морфемного ><его ><состава. ><«Главным ><механизмом, ><регули­><рующим ><сокращение ><слова, ><является ><его ><акцентная ><структура, ><т.е. ><распределение ><слогов ><по ><месту ><в ><слове ><по ><отношению ><к ><ударению» ><(Цейтлин ><С.Н. ><2000: ><Зо). ><Как ><правило, ><ребенком ><сохраняется ><ударный>

<слог, ><выступающий ><звуковым ><центром ><слова. ><Возможности ><сохранения ><других ><слогов ><определяются ><степенью ><их ><реду­><цированности, ><местоположением ><в ><сло­><ве, ><произносительными ><возможностями ><ребенка, ><артикуляционными ><особеннос­><тями ><согласных ><звуков, ><фонетическим ><контекстом.>

<Нормативный ><для ><русского ><языка ><ди­><намический ><облик ><слова ><определяет ><воз­><можность ><деления ><его ><прежде ><всего ><на ><слоги ><открытого ><типа. ><Ребенок ><ощущает ><такие ><слоговые ><сегменты ><там, ><где ><напря­><женность ><артикуляции ><максимальна, ><за­><ударную ><часть ><слова ><он ><расценивает ><как ><нерасчленимое ><целое ><(Лепская ><Н.И., ><Ви-><нарская ><Е.Н., ><Богомазов ><Г.М. ><1979). ><Де­><ление ><слов ><не ><только ><на ><открытые, ><но ><и ><на ><закрытые ><слоги ><является ><неизбеж­><ным ><результатом ><овладения ><детьми ><сис­><темой ><родного ><языка, ><в ><первую ><очередь ><его ><лексическим ><компонентом. ><Подтве­><рждением ><этому ><можно ><найти ><в ><работах ><А.Н. ><Гвоздева, ><Ч. ><Грибли, ><где ><отмечает­><ся, ><что ><первоначальный ><словарь ><ребенка ><состоит ><из ><слов-корней, ><а ><сами ><корни ><имеют ><форму ><закрытых ><слогов ><(Гвоз­><дев ><А.Н. ><1961; ><Gribbli ><Ch.1973).>

<В ><зависимости ><от ><характера ><овладе­><ния ><звуковой ><системой ><речи ><различают ><«звуковых» ><и ><«слоговых» ><детей ><(Винарс-><кая ><Е.Н >< >< ><1987; >< ><Сикорский ><И.А. >< >< ><1999;>

< >< >< >< >< >< ><>

<4>

>

<<><Цейтлин ><С.Н. ><2000). ><Такое ><различение ><позволяет ><охарактеризовать ><различные ><стратегии ><в ><овладении ><языком: ><холисти­><ческую ><и ><аналитическую. ><«Дети ><типа ><«слоговых» ><(придерживающиеся ><холис­><тической ><стратегии) ><стремятся ><прежде ><всего ><воспроизвести ><слоговой ><контур ><слова, ><его ><ритмико-мелодическую ><струк­><туру ><не ><заботясь ><о ><качестве ><звуков, ><его ><составляющих ><. ><Дети, ><принадлежащие ><к ><«звуковому» ><типу, ><стремятся ><не ><расши­><рять ><слоговой ><цепочки ><до ><тех ><пор, ><пока ><не ><добьются ><определенной ><точности ><ар­><тикуляции ><звуков. ><Эти ><дети ><осваивают ><слово ><по ><частям, ><в ><то ><время ><как ><дети ><«слогового» ><типа ><сразу ><же ><стремятся ><воспроизвести ><его ><как ><целое ><(Цейт­><лин ><С.Н. ><2000: ><81).>

<При ><исследовании ><данной ><речевой ><патологии ><значимым ><является ><не ><только ><определение ><ведущей ><стратегии ><при ><воспроизведении ><детьми ><слоговой ><структуры ><слова, ><но ><и ><возможных ><меха­><низмов ><ее ><нарушения, ><взаимосвязей ><и ><взаимозависимости ><между ><передачей ><звукового ><облика ><слова ><и ><его ><слоговой ><структуры.>

<В ><процессе ><проведенного ><исследова­><ния ><были ><обнаружены ><различного ><рода ><искажения ><звукослоговой ><структуры ><слова ><у ><детей ><со ><стертой ><дизартрией: ><1) ><пропуски ><согласных ><звуков ><при ><стече­><нии; ><2) ><замены ><согласных ><при ><стечении ><и ><без ><стечения; ><3) ><пропуски ><слогов; ><4) ><пе­><рестановки ><звуков ><и ><слогов; ><5) ><добавле­><ния ><гласных ><и ><согласных ><звуков, ><слогов.>

<Таким ><образом, ><у ><детей ><со ><стертой ><дизартрией ><наблюдались ><как ><нарушения ><количества ><и ><последовательности ><сло­><гов, ><так ><и ><нарушения ><структуры ><отдель­><ного ><слога. ><Более ><характерным ><для ><этих ><детей ><оказались ><искажения ><структуры ><отдельного ><слога ><со ><стечением ><соглас->

<ных. ><Нарушение ><структуры ><такого ><слога ><проявлялось ><в ><основном ><в ><ее ><упроще­><нии, ><в ><сведении ><к ><конструкции ><СГ, ><СГС. ><Усвоение ><количества ><и ><последователь­><ности ><слогов ><в ><структуре ><слова ><оказа­><лось ><более ><сохранным. ><Самыми ><распро­><страненными ><у ><обследованных ><детей ><были ><пропуски ><и ><замены ><согласных ><при ><стечении. ><Реже ><встречались ><добавления ><звуков ><в ><слог ><(«движение-вдвижение»; ><«аквариум-акрвариум»; ><«кочерыжка-><крочерыжка»). ><Упрощение ><стечения ><сог­><ласных ><в ><именах ><прилагательных, ><чис­><лительных ><по ><проявлениям ><были ><более ><разнообразными, ><чем ><в ><именах ><сущест­><вительных ><или ><глаголах, ><что, ><возможно, ><обусловлено ><более ><поздним ><появлением ><в ><онтогенезе, ><а ><также ><более ><сложной ><зву­><кослоговой ><структурой ><(«внучата-нуча-><та»; ><«взглянуть-зглянуть»; ><«обыкновен-><ный-обыковенный, ><обоковенный, ><обно-><ковенный»; ><«художественный-художне-><стный, ><художнесный»; ><«девятнадцать-><девянадцать, ><девятадцать»). ><Пропуски ><согласных ><наблюдались ><как ><в ><стечениях, ><находящихся ><в ><начале ><и ><конце, ><так ><и ><при ><стечении ><согласных ><в ><середине ><слова. ><При ><этом ><наибольшую ><трудность ><предс­><тавляли ><стечения ><согласных, ><стоящих ><в ><начале ><слова ><(«внимание-нимание»; ><«скворечник-кворечник; ><«гвоздика-воз-><дика») ><или ><в ><конце ><(«машинист-маши-><нис»; ><«шесть-шесь»; ><«столб-стол») ><по ><сравнению ><со ><стечением ><в ><середине ><(«трудность-труность»; ><«обыкновен-><ный-обыковенный»). ><Сравнительная ><доступность ><стечений ><согласных ><в ><сере­><дине ><слова ><объясняется ><тем, ><что ><в ><этих ><случаях ><возможно ><распределение ><сог­><ласных ><стечения ><между ><двумя ><соседни­><ми ><слогами. ><Произнесение ><различных ><стечений ><зависит ><не ><только ><от ><их ><места ><в ><слове, ><но ><и ><от ><их ><качества, ><их ><фонети->

<
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25



Скачать файл (1393.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации