Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Отчет по практике товароведа - файл 1.doc


Отчет по практике товароведа
скачать (265 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc265kb.21.11.2011 08:41скачать

содержание

1.doc

Тематический план практики по профилю специальности
1. Ознакомление с торговым предприятием…………………………………...3

2. Изучение ассортиментной политики магазина «Ладья»…………..………..7

3. Изучение покупательского спроса………………………………………….11

4. Ознакомление с организацией торгово-технологического процесса магазина………………………………………………………………………....15

5. Ознакомление с информационной работой магазина………………….…..21
1. Ознакомление с торговым предприятием.
Местом прохождения практики был магазин «Ладья», осуществляющий торгово-закупочную деятельность, в которой универсальным ассортиментом продаваемых товаров является автомобильные запчасти, автохимия и аксессуары для автомобилей к отечественным автомобилям. Он расположен по адресу г.Кирово-Чепецк, Луначарского, 13, этаж 1 (Дом быта «Авангард»). Недалеко от магазина расположена автобусная остановка, это облегчает движение покупательских потоков. Он является частным предприятием. А это значит, что магазину приходится сталкиваться с большим числом конкурентов (Автошанс, Автоснаб, Лада-С, Виват…). Магазин хорошо известен многим автолюбителям и владельцам автомобилей.

Одно из направлений совершенствования розничной торговли - её специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально - технической базы торговли и оказывает положительное влияние на уровень обслуживания покупателей.

Специализация магазинов может осуществляться по товарному профилю, функциональности, вид обслуживания.

С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы: узкоспециализированные, специализированные, комбинированные, универсальные, смешанные. Магазин «Ладья» относится к специализированной группе, т.к. в основу построения ассортимента положены товары одной товарной группы (автомотозапчасти, автохимия, аксессуары для автомобилей ВАЗ).

Специализированные магазины, в зависимости от предлагаемого ассортимента, подразделяются на продовольственные и непродовольственные. Магазин «Ладья» относится к непродовольственным.

Согласно ст. 42 ТК нормальная продолжительность рабочего времени работников на предприятии, в учреждениях, организациях не может превышать 40 часов в неделю. Законодательством регулируется рабочее время работников всех предприятий, независимо от их форм собственности.

Режим работы:

ПН-ПТ:9.00-19.00

СБ-ВС:9.00-16.00.

График работы 2x2.

Все работники магазина работают пять дней в неделю, не больше 40 часов рабочего времени, установленного ТК. На обед магазин не закрывается, каждому продавцу в течение всего рабочего дня предоставляется 30 минут на обед.

Магазин имеет круглую печать, эмблему.

Главной целью магазина является получение прибыли и удовлетворение потребностей покупателей. Продажа товаров осуществляется традиционным методом через прилавок.

Высшим руководящим органом магазина является директор, ему подчиняются бухгалтер, продавцы.

Проанализируем эффективность использования торговой площади магазина.

Известно, что Sт.з=110 м2 , Sуст = 17,4, Sвыс = 68,3

Установочная площадь – это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу. Обычно для этих целей отводится около 15% процентов площади торгового зала для традиционного метода, который использует магазин «Ладья» имея площадь.
Следовательно, полученный коэффициент установочной площади не превышает норматив, это значит, что торговый зал магазина не нагружен и не загроможден оборудованием. Для коэффициента выставочной площади не должно превышать 0.7, у нас в магазине коэффициент нормальный. Следовательно, товар полностью загружен и торговое оборудование не пустует, на нем всегда имеется товар.

Важнейшим дополнением торгового – технологического оборудования магазина является торговый инвентарь. Продавцы должны быть оснащены необходимым инвентарем. У рабочего персонала магазина «Ладья» имеются на рабочем месте, ножницы, булавки, гвоздодёр для вскрытия тары, различные виды инвентаря: стандартный метр, приспособление для проверки электроприборов (отвертка для определения напряжения), бумага для упаковки, различные канцелярские принадлежности.

Контрольно-кассовая машина одна на магазин, используется марка АМС-100Ф, работает нескольких режимах, (калькулятор, вывод контрольной ленты, вывод итоговой суммы, показание ввода, ввод даты, времени, текстовой информации). Также для подсчета стоимости покупки используют калькулятор.

Магазин «Ладья» является самым большим в мкр., с самым широким ассортиментом товаров. В нем представлено большое количество качественной продукции. Магазин предоставляет возможность заказа товара, отсутствующего на складе.

Мероприятие по охране труда и техники безопасности.

Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, лечебно– профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Ответственность за проведения этих мероприятий в магазине несет директор Огородников В.А., также он несет ответственность за своевременный инструктаж работников. Обучение безопасности труда по программе технического минимума является обязательным для работников, деятельность которых непосредственно связано с эксплуатацией торгово-технологического и другого оборудование применяемым магазином. С вновь пришедшими на работу проводится инструктаж по технике безопасности, после которого работник должен расписаться в журнале, о том, что ознакомлен с инструктажем. Один раз в месяц проводится повторный инструктаж и внеплановый инструктаж.

Раз в полгода проводится противопожарный инструктаж с продавцами (приходит пожарный инспектор). Ответственность за соблюдение мер пожарной безопасности возлагается на директора, чтобы выполнялись меры пожарной безопасности, приобреталось противопожарное оборудование: огнетушители, щитки. Для лучшей организации мер противопожарной безопасности имеется пожарная сигнализация: при пожаре срабатывает датчик и немедленно подается сигнал пожара по магазину и в пожарную охрану.

За время прохождения практики температура в жаркие летние дни была нормальная за счет кондиционеров. Магазин освещается довольно хорошо, это обеспечивает правильное восприятие товаров покупателями и зрение при этом не портится, используются люминесцентные лампы. В магазине имеется уборщица, которая каждый день моет полы перед закрытием магазина, также сами продавцы протирают пыль с витрин каждое утро каждого рабочего дня.

В целом у магазина организация мероприятий по охране труда и технике безопасности находятся достаточно в хорошем состоянии.


^ 2. Изучение ассортиментной политики магазина «Ладья»
Ассортимент товаров - набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразие, аналогичные индивидуальные потребности.

- по числу учитываемых признаков ассортимент в магазине «Ладья» сложный (набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов и наименований).

- по степени детализации укрупненный (ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров: классы товаров, группа, вид товаров).

Формирование ассортимента товаров в магазине имеет свою специфику и зависит от ряда факторов. Тип, размер площади и оснащенность магазина «Ладья» позволяют сформировать ассортиментный перечень непродовольственных товаров. В основном товар приобретается на базе самостоятельно, т.к. низкие цены и широкий ассортимент. Численность населения позволяет торговому предприятию работать рентабельно.

Торговля запчастями осуществляется в основном для автомашин ВАЗ. Также в ассортименте магазина присутствуют моторные масла, чехлы для сидений, авторезина, автокамеры, сопутствующие товары, ручной инструмент, аптечка медицинская.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.

2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.

3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингентам покупателей. В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования.

Для характеристики ассортимента розничного предприятия и определения результативности ассортиментной политики, анализ структуры ассортимента, его широта и частично глубина позволяют охарактеризовать фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах.

Таблица 1- Структура ассортимента магазина за 2010г.

Наименование

Количество наименований

Удельный вес, %

Автозапчасти к а-м ВАЗ

51

32

Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-412

50

31

Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-2141

20

12

Масла моторные

4

2

Чехлы сидений для автомобилей

5

3

Авторезина

4

2

Автокамера

3

2

Сопутствующие товары

20

12

Ручной инструмент

5

3

Аптечка медицинская автомобильная

2

1

Итого

164

100


Определим основные показатели ассортимента магазина.

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:



где Шир.д. - фактическое количество товарных групп товаров, имеющихся в продаже; Шир.б. - общее количество групп товаров.

В магазине Шир.д. = 10, если анализировать потенциально возможное количество групп товаров для автомобилей, то количество существующих товарных групп, предлагаемых к реализации поставщиками магазина, но не реализуемых магазином насчитывает около 50.



Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию.



где Гл.д. - фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже; Гл.б. - общее количество разновидностей, предусмотренных условием договора с поставщиками.

Устойчивость ассортимента характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже:



где Шир.д. - фактическое количество разновидностей на момент отдельных проверок; Шир.б - количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; n - количество проверок.

Таблица 2 - Результаты проверок ассортимента.

Наименование

Количество наименований

 

I квартал

IIквартал

IIIквартал

IVквартал

Автозапчасти к а-м ВАЗ

51

47

43

50

Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-412

48

50

50

50

Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-2141

15

19

20

20

Масла моторные

4

4

4

4

Чехлы сидений для автомобилей

5

4

5

5

Авторезина

4

4

4

4

Автокамера

3

3

3

3

Сопутствующие товары

20

20

20

20

Ручной инструмент

5

5

5

5

Аптечка медицинская автомобильная

2

2

2

2

Итого

157

158

156

163


Таким образом, из анализа ассортимента магазина, можно сделать следующие выводы:

Наибольшую долю в ассортименте магазина занимают автозапчасти к а-м ВАЗ и автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-412 - 32% и 31% соответственно. На втором месте автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-2141 и сопутствующие товары - 12%. Доля остальных ассортиментных групп не превышает 3%.

Показатель широты ассортимента - 0,2 или 20%, говорит о том, что магазин использует не все возможности своих поставщиков.

Показатель глубины ассортимента показывает, что в настоящее время глубина ассортимента достаточно высока: в ассортиментном перечне товаров, реализуемых магазином, присутствует практически весь ассортимент, предусмотренный договорами поставок.

Показатель устойчивости ассортимента по результатам поквартальных проверок за 2010 год показал, что ассортимент реализуемых товаров достаточно устойчив, коэффициент устойчивости равен 0,97, что даже выше оптимального - 0,8. Это может говорить не только о хорошей организации поставок, но и о том, что многие позиции ассортимента пользуются недостаточным спросом.

Анализ показателей ассортимента говорит о том, что необходимо его расширение и обновление, увеличение широты ассортимента, включения в ассортимент новинок, расширение ассортимента за счет предлагаемых поставщиками групп товаров, но не заказываемых магазином для реализации.

Грамотная работа с ассортиментом позволит увеличить прибыль магазина на 15-30 %.

^ 3. Изучение покупательского спроса.
Эффективное функционирование любого торгового предприятия невозможно без изучения и прогнозирования спроса, которые являются неотъемлемой частью маркетингового плана фирмы. Основной целью изучения спроса предприятиями розничной торговли является учет текущих изменений спроса и использование этих результатов в коммерческой работе.

При изучении формирующегося спроса большое внимание уделяется не только количественной, но и качественной характеристике спроса, ставится цель выявить покупательские оценки потребительских свойств, качества и внешнего вида товаров. На этой основе определяются основные направления формирования товарного ассортимента.

Методы регистрации продажи в магазине «Ладья» включают такие приемы и технические средства, как учет продажи по товарным ярлыкам, ярлыкам-вкладышам, товарным, а так же учет продажи при расчете с покупателями с применением электронных кассовых аппаратов.
Таблица 3 - Зависимость объема запасов от уровня удовлетворения спроса

Уровень удовлетворения спроса, %

Стоимость необходимых запасов

Рост стоимости запасов на 1% роста удовлетворения спроса

72

98000

1361

85

127000

2231

91

145000

3000

96

190000

8600

100

290000

25000

Очевидно, что не выгодно стремиться к чрезмерно высокому уровню удовлетворения спроса, так как это приведет к хранению значительных запасов деталей нерегулярного спроса.

Анализ спроса на отдельные запасные части является одним из элементов системы управления запасами. Объем спроса покупателей при розничной продаже подвержен значительным колебаниям и не может рассматриваться в качестве конкретной величины, поэтому в системах управления запасами учитывается стохастический характер спроса в розничной торговле. Анализ спроса проводится по каждому наименованию запасных частей.

Таблица 4 - Анализ спроса на группы запчастей для автомобилей ВАЗ.

Группы агрегатов

Доля в общем, спросе, %

Узлы и детали

Спрос внутри группы,%

Электрооборудование

23

 

 

 




Генератор

43,3

 




Система зажигания

21,7

 




Система освещения

15,3

 




Указатели поворота и детали

11,4

 




Система запуска

8,3

 




Итого

100

Кузов

20,3

Оперение

56

 




Детали кузова

29,9

 




Стекла

13,4

 




Внутренние детали

0,7

 




Итого

100

Механическая часть

56,7

Подвеска и колеса

15,9

 

 

Сцепление

13,5

 

 

Основные части двигателя

11,6

 

 

Тормоза

11,4

 

 

Система распределения

10,5

 

 

Система выпуска газов

6,7

 

 

Полуоси

6,5

 

 

Система охлаждения

5,5

 

 

Коробка передач

5,4

 

 

Система смазки

4,5

 

 

Система питания

4,1

 

 

Дифференциал

1,6

 

 

Электроарматура

1,3

 

 

Рулевое управление

1,1

 

 

Карданная передача

0,4

 

 

Итого

100

 

 

Всего

100


Данные таблицы показывают, что наибольшим спросом пользуются механические детали. Анализ статистических данных позволяет выявить соотношение между количеством машин данной модели в исследуемом районе и количеством ремонтов, номенклатурой и количеством заказанных в течение года запасных деталей, а также их стоимостью и весом. Полученные в результате анализа данные помогают выяснить средний спрос, частоту замены деталей и среднюю величину расходов владельцев машин на их содержание.

Чтобы сконцентрировать основное внимание на тех деталях, которые чаще продаются и дают основную долю объема сбыта, данные о сбыте разбивают по разным группам деталей, выделенных в результате анализа спроса.

Распределение номенклатуры запасных частей на группы по статистики продаж за ряд лет. Магазин делит номенклатуру на четыре группы.

Таблица 5 - Номенклатура товаров магазина

Группа

Количество наименований

Доля в номенклатуре

Доля в объеме продаж

А

1000

2,20%

75%

В

3000

6,70%

20%

С

6000

13,30%

4%

D

35000

77,80%

1%

Всего

45000

100%

100%

Кроме разделения на группы по степени спроса, применяют деление по стоимости, установив критерий отбора.

Например, группа Х-стоимость товаров свыше 1000 руб., группа Y-стоимость от 100 руб., до 1000руб. Группы определяются компьютером автоматически на базе статистики спроса и критериев стоимости. Индекс группы спроса указывается на прейскуранте, статистике расходов, ведомости излишних товаров. По индексу можно напечатать необходимые документы для анализа. Очевидно, что вся деятельность в области маркетинга и управления запасами концентрируется на деталях тех групп, которые обеспечивают основную массу товарооборота.
^

Таблица 6 - Структура ассортимента магазина за 2010г.


Наименование

Количество наименований

 

I квартал

IIквартал

IIIквартал

IVквартал

Автозапчасти к а-м ВАЗ

51

47

43

50

Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-412

48

50

50

50

Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-2141

15

19

20

20

Масла моторные

4

4

4

4

Чехлы сидений для автомобилей

5

4

5

5

Авторезина

4

4

4

4

Автокамера

3

3

3

3

Сопутствующие товары

20

20

20

20

Ручной инструмент

5

5

5

5

Аптечка медицинская автомобильная

2

2

2

2

Итого

157

158

156

163


^ 4. Ознакомление с организацией торгово-технологического процесса магазина.
Основной деятельностью магазина «Ладья» является торгово-закупочная деятельность. Работа по закупкам товаров включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций: изучение и прогнозирование покупательского спроса, определение потребности в товарах, выявление и изучение источников закупки, и выбор поставщиков, установление хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и заключение договоров поставки, контроль исполнения договоров и хода поставки товаров.

В настоящее время состав поставщиков магазина «Ладья» является относительно постоянным. Сотрудничество ведется в основном с крупными оптовыми организациями. При выборе поставщиков ориентируются на качество поставляемой продукции, на уровень цен, на условия поставки.

Типовой договор (Приложение) имеет следующее содержание: номер договора, дата и место заключения договора; полное наименование сторон, заключивших договор; предмет договора; цена товара; качество товара; сроки и условия поставки; условия платежа; упаковка, знак соответствия; сдача-приемка товара; обязанности продавца; конфиденциальность; форс-мажорные обстоятельства; арбитраж; расторжение договора; срок действия договора; особые условия; общие положения; юридические адреса.

К договору прилагаются три приложения:

-Спецификация;

-График поставок;

-Дополнительное соглашение «Особые условия».

Согласно договору товары поставляются в магазин по заявкам, в которых указывается наименование товара, его количество. Заявка заверяется подписью предпринимателя и печатью. Если поставщик по каким-либо причинам не может выполнить частично или полностью заказ, то он обязан об этом оповестить предпринимателя, который делал заявку. Товар доставляется своим транспортом (предприниматель) и за свой счет. Поставка сопровождается всеми необходимыми документами. Завоз товаров осуществляется по мере их необходимости, без определенного графика.

Критерии определения количества заказываемого товара в магазине «Ладья»: необходимость пополнения продукции для удовлетворения покупательского спроса, сроки и частота поставки, средняя продажа в день, наличие места на складе, форма оплаты (оплата по реализации)

Основными поставщиками данных групп товаров являются фирмы-производители и оптовые фирмы Нижнего Новгорода, Самары, Ижевска, Тольятти, представленные в таблице 6.

Доля разных поставщиков в общем объеме поставок различна. Из таблицы 6 видно, что наибольшее количество товаров поставляют ООО «Движение-Автомасла» (Приложение) и ООО «Автотрейд»

Таблица 6 - Поставщики магазина «Ладья»





Наименование поставщиков

Ассортимент товаров, названия изделий продукта,

Количество наименований продукции

1.

ООО "Автотрейд"

Подвеска

Колеса

Сцепление

Основные части двигателя

Тормоза

Коробки передач

9

12

14

30

7

17

2.

ООО "Автомастер-Н"

Детали кузова

Стекла

Вентиляция

Подвеска

Амортизаторы

20

8

10

6

16

3.

ООО «Движение-Автомасла»

Электрика

Фильтры

Масла

Рабочие жидкости

Лаки, краски

31

20

47

52

30

4.

ООО "Пигма"

Чехлы сидений для автомобилей

Авторезина

Автокамера

16
13

11


Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.

Рис.1. Схема торгово-технологического процесса в магазине «Ладья»

Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:

-Операции с товарами до предложения их покупателям;

-Операции непосредственного обслуживания покупателей;

-Дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».

Приемка товаров по количеству заключается в сверке числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями товаросопроводительных документов.

Приемка товаров по качеству предполагает выявление качества и комплектности товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям. Качество товаров должно соответствовать требованиям стандартов, технических условий, а также требованиям договора. Если при приемке обнаруживаю недоброкачественные или некомплектные товары, то составляется акт по форме 0330202. По результатам конечной приемки составляется акт приемки по качеству.

После приемки весь товар заносится в базу данных компьютера, и при последующих покупках товаров он автоматически списывается.

Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку. Товары в зависимости от вида хранят в ящиках и коробках на полу, на поддонах и подтоварниках на стеллажах. Часть товарных запасов хранится на складе, часть в торговом зале, куда товар поступает после подготовки к продаже.

Для продажи товара и его показа магазин «Ладья» оснащен современным торговым и технологическим оборудованием и техникой: горки пристенные, сборно-разборными витринами, прилавками, стол для упаковки товара, кассовый аппарат. Горки пристенные имеют высоту более 2.5 метров и обеспечивают хорошую видимость. Для упаковки товара используется стол шириной около 1 метра. В магазине эффективно используются прилавки - витрины с целью хорошего просмотра товаров, также под столом много свободного места для хранения товаров, а это не маловажно при большом ассортименте.

Торговые помещения занимают важное место в общей совокупности помещений магазина. Большую часть площади всего магазина уделяют торговому залу. К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относятся приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товара. Для разгрузки транспортных средств в магазине оборудовано специальное место. Помещения для приемки товаров по количеству и качеству примыкают к месту разгрузки. Помещения для хранения товаров оснащены соответствующим технологическим оборудованием – стеллажами, подтоварниками коробками.

Все товары выкладывают на оборудовании этикетками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжаются ценниками, закрепляемыми на полках. Ценники соответствуют правилам продажи, на них указывается наименование товара, его магазинный код, цена, дата. На ценниках ставится печать и подпись материально ответственного лица.

В процессе хранения товаров на складе, подготовки их к отпуску и выполнения других складских операций возникают товарные потери. Следует различать допустимые товарные потери, на которые устанавливаются нормы естественной убыли, и недопустимые.

В магазине иногда наблюдаются товарные потери. На этапе поступления товара потери могут возникнуть вследствие передачи товара в бракованной таре, а также бракованного товара, рассыпа товара и повреждении тары при сгрузке и транспортировки товара. Предотвратить данные потери возможно посредством отказа в приеме товара ненадлежащего качества, либо товара в поврежденной таре, либо строгой договорной регламентации принятия подобных товаров.

На этапе хранения могут возникнуть потери связанные с неправильным хранением товара. Укладкой, группировкой, санитарным режимом, фасовкой и т.д. Избежать потерь можно посредством соблюдения технологических норм указывающих на правильное размещение товаров и соблюдения условий хранения. Постоянного поддержания соответствующего климата помещения и соблюдения температурных режимов. Правильного ведения учета товаров.

Отчет делается каждый месяц сверяются фактическое с данными. Недостача списывается на убытки фирмы, если же процент недостачи превышает установленную норму, то работники также несут материальную ответственность.
^ 5. Ознакомление с информационной работой магазина.
В торговле используются разнообразные рекламные и информационные средства, многие из которых применяются для рекламного оформления магазина. Они представляют собой носители информации, с помощью которых до покупателей доводится определенное рекламное сообщение.

Успешное функционирование магазина во многом зависит от использования для оформления магазина элементов фирменности, с помощью которых может быть создан его фирменный стиль.

Внешняя информация магазина «Ладья» включает вывеску, состоящую из названия магазина, фирменного знака. При входе в магазин размещена информация о времени его работы.

Товарный знак магазина «Ладья» выполнен в виде логотипа автомобилей ВАЗ. Указатели и вывески в помещении магазина представляют собой надписи белыми буквами на синем фоне, ценники изготовлены в черно-белом цвете. Потолок оформлен зеркальными панелями, что придает стильный вид магазину.

С помощью унифицированных рекламных средств, современных методов оформления отдельных зон торгового зала и создания условий для хорошего обозрения товаров в магазине создан стиль оформления интерьера, определяющего общую картину торгового зала «Ладья».

Одним из основных элементов оформления магазина «Ладья» является торговое оборудование, при выборе и расстановке которого учитываются сочетания практической и эстетической сторон. Оно не «противоречит» другим элементам оформления торгового зала. Форма и конструкция оборудования, особенности стиля и способов выкладки товаров, сочетание цветов, рекламные тексты создают единый, законченный ансамбль.

В качестве внутримагазинной рекламы в магазине «В яблочко» активно используется флажки с рекламой производителей, на стенах висят рекламные плакаты.

Также магазин размещает свою рекламу в средствах массовой информации (телевидение, газеты). В настоящее время в магазине «Ладья» действует система скидок, в связи с днем рождения магазина.

Тематический план квалификационной практики (стажировки)
1. Изучение розничного предприятия………………………………………….24

2. Изучение профессиональной деятельности товароведа………….………...26

3. Анализ товарной политики магазина «Ладья»…………………………..….27

4. Коммерческая деятельность магазина…………………………….………....31

5. Размещение принятых товаров на хранение………………………….……..33

6. Культура обслуживания покупателей в магазине «Ладья»…………….…..34

7. Учет и отчетность в магазине ……………...…………………………….......36

^ 1. Изучение розничного предприятия
Система управления коммерческим предприятием представляет собой слаженный механизм, каждое звено которого выполняет свою функцию, взаимосвязанную с функциями других звеньев.

Структура управления магазина «Ладья»



Руководство магазином «Ладья» осуществляется директором. Ему подчиняются все остальные сотрудники: бухгалтер, продавцы.

Директор осуществляет организацию закупок, установление хозяйственных связей, контроль за деятельностью всех остальных работников,

Бухгалтер, непосредственно подчиняется директору. В своей деятельности бухгалтер руководствуется: законодательными и нормативными актами, касающимися выполняемой работы, правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями непосредственного руководителя, должностной инструкцией.

Функции бухгалтера: ведет бухгалтерский учёт, оптимизирует налоги, контролирует и несёт ответственность за наличие всех налоговых документов, контролирует наличие всех приходных накладных на весь товар.

работает с проверками различных государственных контролирующих организаций, обеспечивает контроль за сохранностью собственности, правильным распределение денежных средств, финансовых ресурсов.

В своей деятельности продавцы руководствуются нормативными документами, относящимися к выполняемой работе; правилами трудового распорядка; приказами и распоряжениями непосредственного директора предприятия; должностной инструкцией.

Функции продавца в магазине «Ладья»: подготовка товаров к продаже, проверка комплектности, цены товаров, ценников, упаковка товаров, консультирование клиентов по товару магазина; размещение товара в торговом зале и на витринах; оказание помощи в разборе товара из прихода; встречать клиентов и консультировать их по ассортименту. При отсутствии в продаже отдельных изделий предлагать другие, близкие по свойствам товары; доводить до сведения директора магазина о спросе покупателей на отдельные товары; следить за наличием ценников, аккуратностью оформления витрин в розничном отделе, чистотой и порядком на рабочем месте; соблюдать правила трудовой дисциплины, установленной в фирме. Продавец должен уметь работать на кассовом аппарате, знать правила приёма, выдачи, учёта и хранения денежных средств;

Продавцы подчиняются непосредственно директору магазина.

Продавец несет ответственность за несвоевременное и недоброкачественное выполнение порученных должностных обязанностей.


^ 2. Изучение профессиональной деятельности товароведа
Должностные обязанности товароведа в магазине «Ладья» заключаются в выявлении спроса и рынков сбыта, организации закупок товаров, оценке качества товара, выявление дефектов и их характер, причины, работа с сопроводительными док-ми, расшифровка маркировки, знание ассортимента и его показателей, количественных характеристик товара, товарных партий, правила отбора проб, факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товара. А также своевременное оформление претензионных материалов по качеству упаковке и маркировке товаров, участие в рассмотрении претензии покупателей на некачественный товар, участие в проведении инвентаризации товаров.

Нормативными документами, регламентирующей деятельность товароведа и требованием к профессиональной компетентности является ГОСТ-51305-99, «Розничная торговля, Требования к обслуживающему персоналу». Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением министра труда России от 21 августа 1998 г. №37, где изложены требования к товароведу, а именно: что он должен знать, и что уметь.

Товаровед несет ответственность за несвоевременную и некачественную поставку необходимых материалов согласно заявкам, недостоверность отчетных данных по приобретенным материалам, неточное и нечеткое выполнение возложенных на него задач и функций.

Обязанности товароведа тесно перекликаются с деятельностью менеджера (организационно-управленческая деятельность, нацеленная на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров) и маркетолога (выявление потребностей и товаров как средств их удовлетворения). Однако деятельность товароведов в отличие от маркетологов больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительских свойств товаров.

^ 3. Анализ товарной политики магазина «Ладья»
Стороны при заключении договора поставки, определяют перечень документов среди них сертификат качества на товар, счет-фактур (паспорт на определенный товар), товарно-транспортная накладная (Приложение).

В магазине практически на все товары имеется сертификат качества. При поставке товаров, обязательно идут в наличии сертификаты соответствия, являющиеся определенной гарантией доброкачественности товаров, их безопасности для окружающей среды, жизни и здоровья.

В левом верхнем углу сертификата соответствия наносится Знак соответствия на продукцию, которая прошла сертификацию и имеет стабильное качество. Сертификат имеет регистрационный номер. Под номером указывается срок действия сертификата. Далее следует название органа по сертификации с указанием адреса и номера телефона, а также его регистрационного номера по Государственному реестру. Затем указываются наименование, тип, вид, марка, технические условия или другой нормативный документ, по которому выпускается товар, а также информация о том, что это — «серийный выпуск», «партия» или «единичное изделие» (в последних двух случаях проставляется номер и размер партии или номер самого изделия). Обязателен номер товарно-транспортной накладной, договора, контракта или документа о качестве продукции.

В тех случаях, когда партия товаров достаточно велика и в отведенном на бланке сертификата месте нельзя уместить наименование всех товаров, к нему дается приложение - перечень продукции, на которую распространяется его действие. В сертификате указывается также информация о производителе или продавце (полное наименование, юридический адрес и т. д.), перечисляются нормативные документы, на соответствие которым проводились испытания, предшествующие выдаче сертификата, документы, которые были учтены органом по сертификации при выдаче сертификата
(например, протоколы испытаний, ветеринарные свидетельства, гигиенические заключения и). Все подписи на сертификате удостоверяются печатью органа сертификации. После этого декларируется, что
«Сертификат имеет юридическую силу на всей территории Российской
Федерации».

Вся продукция, предлагаемая магазином «Ладья» имеет следующие сертификат соответствия, удостоверение о качестве и безопасности.

Данные документы говорят о качестве продукции и безопасности для жизни человека.

В магазине сертификаты хранятся на столе в папке у директора, при истечении срока сертификатов, их выбрасывают за ненадобностью. Магазин имеет право потребовать у поставщика действующий сертификат качества.

В магазине «Ладья» формирование цен на товары является свободным. Цены формируются на основании издержек. К издержкам мы можем отнести транспортные расходы, расходы на поставку, рекламу. Также при формировании цен учитывается и торговая наценка, которая устанавливается на каждый товар. При определении торговой наценки в магазине ориентируются на спрос, покупательское отношение к товару. В магазине «Ладья» на установление цены существенное влияние оказывает конкурентное положение. Магазин устанавливает свои цены ориентируясь на цены города, для того чтобы покупатель приобретал товар именно в этом магазине.

Были взяты за базу средние цены магазинов автозапчастей в г. Кирово-Чепецка. Это говорит, что магазин использует конкурентную стратегию ценообразования. Цены могут быть или ниже или выше рыночных - в зависимости от лояльности потребителей, предоставляемого сервиса, образа товара. Магазин продает продукцию по цене примерно на 10% ниже, чем у конкурентов. Это дает большой плюс, т.к. покупатель не слишком разборчив в этих системах.

Проанализируем формирование цены в магазине при помощи расчетов цены на отдельное наименование продукции.

Наценка на долговечность дается в пределах от 10 до 15%, на надежность от 9-17%, стоимость гарантии определяется от 10-25%. На менее долговечные товары, а значит, более дешевые у поставщика идет большая наценка, на более надежные - меньшая наценка. Этим магазин пытается страховать риск возврата товара, вышедшего из строя в течение гарантийного срока.

Таблица 7 - Формирование цены на бензонасос ГАЗ 3110, 31105,3302

Бензонасос ГАЗ 3110, 31105,3302

Показатель

Оптовая цена

745

Наценка за долговечность

12%

Наценка за надежность

13%

Стоимость гарантии

15%

Скидка

3%

Наценка за долговечность

29,4

Наценка за надежность

31,85

Стоимость гарантии

36,75

Цена без скидки

843

Цена с НДС

904,74

Цена со скидкой

964,27


Аналогичным образом определяется цена других товаров. Магазин использует подобное деление торговой надбавки на три вида наценки, исходя из качеств товара. Качества товара оценивается по тем описаниям, характеристикам и условиям гарантии, которые дает поставщик.

Таким образом, в настоящее время магазин «Ладья» придерживается ценовой стратегии ориентации на цены конкурента, а также страхует риск возврата недолговечных автозапчастей увеличением цены на них при помощи торговой надбавки на долговечность.

Ориентация на сравнительные цены продаваемых товаров позволяет устанавливать реальную рыночную позицию, занимаемую торговым предприятием.

^ 4. Коммерческая деятельность магазина
Содержание договора на поставку товаров (Приложение).

Договор поставки составляют условия, урегулированные обязательными для исполнения и другими нормами закона.

При этом условия, предусмотренные обязательными нормами, подлежат безусловному исполнению сторонами даже в том случае, если они не включены в договор. Условия, которые регулируются иными нормами, стороны, могут применять без изменения. В этом случае в договор вносится либо формулировка условия, либо ссылка на соответствующую статью нормативного акта. Кроме того, стороны имеют право исключить такое условие из договора или записать его в измененном виде.

Структура договора поставки определяется заключающими сторонами.

Договор поставки может иметь следующую структуру:

- Реквизиты договора

- Преамбула (вводная часть) договора

- Предмет договора

- Сроки и порядок поставки

- Качество и комплектность

- Упаковка и маркировка

- Цена и порядок расчетов

- Ответственность сторон

- Срок договора

- Изменение и расторжение договора

- Разрешение споров

- Заключительные положения

- Реквизиты сторон

Сейчас с каждым днем все больше становится поставщиков, и они сами ищут партнеров, с доставкой это экономит средства на доставку товара магазину.

Договор заключается на самом предприятии, где обговаривают все условия (предмет поставки, условия поставки и расчет за товар, качества товара, цена товара, ответственность сторон, разрешение споров, срок действия договора и т.д.) подписывается в двухстороннем порядке. Руководитель магазина «Ладья» сам осуществляет доставку товаров. За последнее время серьезных нарушений со стороны поставщиков не было. Оплата производится в момент передачи товара. Очень важную роль играют документы, удостоверяющие качество товаров. Стороны при заключения договора, определяют перечень документов среди них сертификат качества на товар, счет-фактур (паспорт на определенный товар), товарно-транспортная накладная.


^ 5. Размещение принятых товаров на хранение.
Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку. Товары в зависимости от вида хранят в ящиках и коробках на полу, на поддонах и подтоварниках на стеллажах. Часть товарных запасов хранится на складе, часть в торговом зале, куда товар поступает после подготовки к продаже.

В отличие от продовольственных товаров большинство промышленных изделий легко переносит разный температурный режим. Лучше всего они сохраняются при температуре от 10 до 20° тепла.

Способ укладки товаров - стеллажный. Такой способ создает хорошие условия для повседневного оперативного учета товаров и наиболее рационального использования емкости склада. Возможность повреждения тары и потери товаров от давления верхних рядов на нижние исключается.

После того как товар занял надлежащие места на полочках или на свободном пространстве, его маркируют. Коды мест хранения товаров - необходимые элементы автоматизированной системы поиска, перемещения и укладки грузов - заносят в базу данных.

Коды эти вводятся при поступлении товара и указываются при распечатке листа комплектации.

Товар в основном поступает в картонных коробках. Картонная тара гораздо легче чем деревянная в 2,5 – 4 раза и её не надо возвращать обратно поставщику. При покупки товара больших размеров товар продают в месте с коробкой, для сохранности и предохранения товара. Шумоизоляция поступает в полиэтиленовых пакетах.

Итак, состояние работы магазина с тарой находится на должном уровне, т.к. вся тара поступающая в магазин не требует возврата, а это гораздо облегчает работу.

^ 6. Культура обслуживания покупателей в магазине «Ладья»
Пришедшие в магазин «Ладья» покупатели наблюдают приветливое отношение со стороны торгового персонала, опрятный внешний вид работников магазина, т.к. все это непосредственно влияет на культуру торгового обслуживания.

Продавец выявляет намерения покупателей о необходимом товаре, при этом продавец предлагает сопутствующий товар, при необходимости дает характеристику товара, подчеркивает достоинства, объясняет способ приготовления и т.д. все это делается для того, чтобы выполнить желание покупателей «с прибылью для него и для магазина».

В магазине имеется книга жалоб и предложений, которая выдается по первому требованию покупателя. В ней сделано несколько записей по поводу ассортимента, качества товаров, их отсутствие. Под записями написано, что все заявления были приняты руководителем соответствующие меры. При оформлении заявления покупатель ставит дату заполнения, пишет свои жалобы и предложения, после фамилия заявителя, домашний адрес или телефон. Все причины сообщают в короткие сроки покупателю по телефону либо в письменном виде, и делается отметка в книге жалоб.

Для повышения культуры обслуживания и речевого этикета директор магазина проводит беседы с работниками, работники магазина соблюдают речевой этикет с покупателями.

Наиболее распространенные претензии покупателей: отсутствие или недостаточное количество товара, проблемы с навигацией в торговом зале, что подразумевает беспорядочное, нелогичное, с точки зрения посетителя, расположение товаров, нехватку указателей и знаков.

В магазине стараются строго соблюдать права потребителей.

Магазин обеспечивает разработку и доведение до потребителя необходимой информации, в установленных случаях возмещает в полном объеме причиненный ущерб.

Продавец обеспечивает реализацию товаров, имеющих сертификат безопасности; доведение до потребителя необходимой информации; Продавцы по желанию потребителей дают полную характеристику товарам, рассказывают о способах их использования, оперативно обслуживают покупателей. На сертифицированные товары в установленном порядке выдается сертификат.

За время работы магазина серьезных конфликтов с потребителями не было.

^ 7. Учет и отчетность в магазине

В магазине существует два вида материальной ответственности:

-индивидуальная

-бригадная (коллективная)

Индивидуальную материальную ответственность несет бухгалтер. Бухгалтер подписывает обязанности бухгалтера, где он обязуется нести ответственность за сохранность переданных ему ценностей в полном объеме.

В магазине с продавцами заключен коллективный договор о материальной ответственности. Договор заключается в двухстороннем порядке: с одной стороны работники обязуется соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и обеспечить сохранность переданных им товарно-материальных ценностей с другой стороны руководитель обязуется создать все необходимые условия для работы персонала. Договор подписывается директором и всеми работниками, указывается фамилия и адрес. Вновь принятый продавец дает подписку на данном договоре о принятии материальной ответственности. В договоре предусматривается также порядок учета и отчетности и порядок возмещения ущерба. При обнаружении недостачи или порчи товаров продавцы несут не солидарную, а долевую ответственность. Если же установлена виновность отдельных продавцов в причинении ущерба, то остальные освобождаются от материальной ответственности. Работники не несет ответственности за ущерб, происшедший не по её вине.

Коллективная форма материальной ответственности позволяет рациональнее использовать рабочее время работников магазина, способствует ускорению обслуживания покупателей. Также при внедрении коллективной материальной ответственности способствует воспитанию работников магазина чувство честного и добросовестного отношения к работе, содействует укреплению трудовой дисциплины.

Инвентаризации может проводиться в случае смены материально – ответственного лица или его ухода в отпуск. Опечатывается складское помещение.

Все данные проверяются бухгалтером, фиксируются остатки денег. Составляется товарный отчет со всеми документами и выведенным остатком товаров в момент инвентаризации. Ставится надпись «до учета» число и подпись. Сгруппировав товар по видам, ценам, артикулам и т.п. подготавливают товар к описи. По окончанию инвентаризации составляется акт результата проверки ценностей, где указывается остаток на начало по товарному отчету и фактический остаток из инвентаризационной описи. В том случае если обнаружена недостача или излишки с материально-ответственного лица берется письменное объяснение. Недостача взимается в полном объеме, при коллективной материальной ответственности недостача взимается в процентном отношении в зависимости от оклада.

В данной отчете была описана деятельность магазина «Ладья» в котором была пройдена практика. Магазин хорошо известен многим автолюбителям и владельцам автомобилей. Ассортимент товаров в магазине характеризуется разнообразием, интерьер магазина соответствует современным представлениям и требованиям, высокий сервис обслуживания.

Проанализировав деятельность магазина «Ладья» можно сделать ряд выводов: соблюдаются правила торговли и другие законы, нормы и правила в области розничной торговли; предлагается только качественный товар; устанавливаются хозяйственные связи только с надежными поставщиками.

Главной целью моей работы было получение первоначальных навыков на предприятии розничной торговли.

В мои функции входило:

1. Размещение товара в торговом зале и на витринах по видам, моделям, размерам и фасонам с учетом частоты спроса;

2. Оказывать помощь в разборе товара из прихода. Под руководством наставника участвовать в сортировке и маркировке товара;

3. Прикреплять ярлыки цен с указанием наименования, артикула, цены, размеров;

4. Рекомендовать новые товары. При отсутствии в продаже отдельных изделий предлагать другие, близкие по свойствам товары;

5. Доводить до сведения директора магазина о спросе покупателей на отдельные товары;

6. Соблюдать правила трудовой дисциплины, установленной в фирме.

7. Заполнение требуемых документов.










Скачать файл (265 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации