Конспект лекций для сдачи экзамена по курсу Политология (73 вопроса)
скачать (649.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 650kb. | 20.11.2011 22:02 | ![]() |
содержание
Загрузка...
- Смотрите также:
- Конспект лекций для сдачи экзамена по курсу Микроэкономика [ лекция ]
- Гинекология. Краткие лекции для сдачи экзамена [ лекция ]
- Конспект для сдачи экзамена по Макроэкономике [ лекция ]
- Конспект лекций для сдачи экзамена по курсу Экономическая теория [ документ ]
- Конспект лекций для сдачи экзамена по курсу Биофизика [ лекция ]
- Конспект лекций для сдачи экзамена по курсу Бухгалтерский учет и анализ экономической деятельности предприятия [ лекция ]
- Конспект лекций для сдачи экзамена по курсу Гражданское право РФ (общая часть) [ лекция ]
- Конспект для сдачи экзамена по курсу Основы менеджмента [ лекция ]
- Конспект лекций для сдачи экзамена по курсу Безопасность жизнедеятельности [ документ ]
- Конспект для сдачи экзамена по курсу История экономических учений [ лекция ]
- Конспект лекций для сдачи экзамена по курсу Теория термообработки [ лекция ]
- Конспект для сдачи экзамена по курсу Экономика и управление предприятием [ документ ]
1.doc
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Политология
Конспект лекций
Содержание
Политология - междисциплинарная наука, ее законы и категории.
Предмет и объект политологии (анализ схемы «Предмет и объект политологии»)
Политика, политические отношения и политический процесс. Структура, содержание и сущность политики.
Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность
Место и роль классов и социальных групп в политике, их сотрудничество и борьба.
Экономика и политика: их взаимосвязь и взаимообусловленность
Личность как первичный субъект и объект политики.
Политическая власть как общественное явление.
Понятие и концепция власти. Легитимность власти.
Понятие и структура политической системы общества, ее социально-историческая обусловленность.
Типология политических систем.
Государство в политической системе, его сущность, функции, свойства , признаки.
Марксизм о государстве.
Политические режимы, их правовой и политический аспект.
Понятие и идейные истоки тоталитаризма.
Важнейшие права и свободы личности, их роль в гуманизации политики.
Три лица законности: законность, суверенитет, власть. Их взаимозависимость, взаимообусловленность и влияние на легитимность власти.
Политические партии, партийные системы, их происхождение.
Правящие коалиционные, революционные, консервативные и реакционные партии.
Общественно-политические движения и организации.
Современные общественно-политические движения и организации: сущность и разновидность.
Группы давления и общественно-политические движения.
Политические элиты. Современные теории элит.
Концепции элитообразования, циркуляции и смены элит.
Политический лидер. Типология лидерства.
Политическая культура, ее сущность и содержание.
Античная политическая мысль. Учение Платона и Аристотеля, их взгляды на политику и закон.
Основные политические идеи средневековья (Августин -Аврелий, Фома Аквинский).
Учение Н.Макиавелли в истории политической мысли.
Т.Гоббс.Дж.Локк,Ш-Л Монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и гражданами.
Русская политическая мысль ХУ11-Х1Х вв.
Современная западная политология. Основные школы и течения.
Политическая социология Мориса Дюверже.
Взгляды Г.Д. Ласуэлла - классика американской политической науки.
Сущность и структура политического процесса.
Принятие политических решений. Объекты и субъекты политических решений.
Культура политических дискуссий.
Проблемы политического прогнозирования на современном этапе.
Основные этапы развития прогноза. Проблема объективной истинности политического прогнозирования.
Типология политических режимов.
Политическое развитие: понятие и критерии.
Рассмотрите соотношение понятия «Политическое развитие» и «политическая модернизация». Их сущность и характеристики.
Характеристика трех критериев политического развития:
а) структурная дифференциация
б) способности системы
в) тенденция к равноправию
Основные этапы эволюции теории политической модернизации и их связь с историческим развитием мирового сообщества .
Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Пути перехода к демократии. Модели перехода к демократии. Пять возможных исходов переходного периода.
Политика как наука и учебная дисциплина
Предмет, законы и категории политики.
Политика как общественное явление.
Содержание мира политики.
Ведущая роль современной зарубежной политики : школа политологов США.
Немецкая школа политической науки.
Политическая школа Франции.
Методы и функции политологии.
Место политологии в системе гуманитарных знаний.
Типология форм политического устройства по Аристотелю.
Концепция «общественного договора» и «естественного права» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо).
Учение Ш. Монтескье о разделении властей.
Политическая власть: сущность и структура.
Механизм осуществления политической власти (объяснить структуру народовластия в России)
Эффективность и легитимность власти (начертить и объяснить схему структуры местного самоуправления в РФ).
Типы политического господства по Веберу (Рассмотреть схему – легальное, традиционное, харизматическое господство).
Объяснить уровни легитимности власти, дать понятия , разобрать схему.
Гражданское общество – понятие, структура, функции.
Группы интересов - понятие, структуры, функции и типы. Лоббизм.
Правящая элита и ее роль в политике.
Характер и тенденции изменений элиты советского/российского общества.
Политическое лидерство : природа, функции, типы и стили (схема №10).
Политический режим – понятие, типы.
Тоталитаризм как исторический и политический феномен.
Авторитарный политический режим.
Политология – междисциплинарная наука, ее категории и законы.
В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми.
Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был довольно длительным. Привязывать ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно.
Будучи интегральной наукой о «политике», политология включает в себя ряд более частных дисциплин. Среди них можно выделить:
Политическую философию. Она исследует ценностные аспекты властных отношений.
Политическую историю. (ИПУ). Она рассматривает процесс возникновения политических институтов и учреждений, причины их изменений во времени.
Политическую теорию. Она обращается к анализу типов и форм организации власти. Изучает основные элементы политической системы общества: государства, партий и т.п. Выявляет характер взаимодействия между ними.
Политическую социологию, занимающуюся исследованием взаимоотношения между гражданским обществом и государством.
Политическую психологию. Она изучает политическое поведение людей и его мотивацию, особенно в массовых формах.
Политическую антропологию. Она исследует влияние основополагающих потребностей и родовых качеств личности, на ее политическое поведение.
Политическую географию. Рассматривает влияние климатических, географических и природных факторов на политическую жизнь.
Раскрытие содержания сложнейшего мира политики становится возможным благодаря существованию категориального аппарата. Категории политологии - это ее узловые понятия, каждое из которых представляет собой самостоятельный предмет исследования и вместе с тем служит изучению науки о политике в целом. Существуют как общие, так и частные категории политологии.
Первые используются всеми общественными науками и к ним относятся: цивилизация, общество, свобода, власть, право, культура и т. д.
Вторые же используются собственно политологией или науками, находящимися на стыке с ней - это категории: политики, политической власти, политических отношений, политических режимов, правового государства, политической системы, политической культуры, частной собственности и т.д.
Все отношения в политологии определены теми или иными законами. Законы политологии - это объективно существующие и необходимые связи между явлениями. Они реализуются через деятельность людей и являются общими. Общепринятым является деление законов в зависимости от сферы их проявления на 3 группы:
группу - составляют законы политэкономии, отражающие отношения между экономическим базисом и надстройкой
группу - образуют политико-социальные законы, характеризующие развитие политических явлений, как особых социальных схем.
группу законов можно условно назвать политико-психологической, т. к она характеризует взаимоотношения между личностью и миром политического.
Законы политологии подразделяют также на законы функционирования и законы развития. Первые обеспечивают сохранение того или иного политического явления или процесса, а вторые - его переход от одного качественного состояния в другое. По способу проявления законы бывают динамические, т.е. определяющие однозначную связь между явлениями, и статические, обуславливающие связь с определенной долей вероятности, условности.
^
Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (например, общественные процессы) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны в этом случае рассматриваются как второстепенные. Поэтому отличие наук друг от друга и состоит в том, что даже на одном объекте, каждая исследует свой предмет.
Объектом политологии является – «политическая реальность». Ее рассматривают также философия, социология, политическая психология и т. д. Предмет же политического познания, не может быть тождественен объекту, он то и позволяет выделить политологию в самостоятельную научную дисциплину. Но вопрос его определения остается еще не решенным.
Среди политологов сегодня нет единого мнения в вопросе о содержании предмета политологии.
Отсутствие его обусловлено различием национального политического опыта, который формировал традиции исследования политики в разных странах. Чтобы преодолеть большие разночтения в 1948 году группа ведущих экспертов ЮНЕСКО из Америки и Европы, приняла резолюцию, в которой предлагался перечень проблем, изучаемых политологией:
Политическая история
Политические институты
Партии, группы и общественное мнение
Международные отношения.
Не смотря на это, разногласия и споры продолжились. Эта проблема во многом также объяснима, стремлением разделить политологию на две самостоятельные дисциплины прикладную и теоретическую. Тем не менее в большинстве случаев под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми сопровождающими данное явление политическими факторами. Согласно такому пониманию теоретико-содержательным ядром политологии ее предметом является учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в сфере политического и т.д.
Следует учитывать, что политология является интегральной наукой, и включает в себя совокупность наук, отличающихся друг от друга предметом, методами, подходами, исследования политической жизни, в этом смысле объект, т.е. политическая реальность, является как бы объединяющим фактором.
Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни.
^
Структура, содержание и сущность политики.
Представления о политике очень разнообразны. Так ^ писал: «Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то внутри государства, или между государствами». Ленин давал свое понимание политики, как «области отношений между классами общества, основанных на господстве одного класса над ресурсами». Шпенглер под политикой в высшем смысле понимал жизнь, а Бирс - борьбу интересов, маскирующуюся под борьбу принципов, во имя личной выгоды.
В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. Выделяют три основные группы определений политики:
социологические, характеризующие политику через другие общественные явления - экономику, право, мораль, культуру;
субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики;
научно сконструированные , раскрывающие ее деятельный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и ее носителей.
Политика - это действия (греч. «Государственные дела»), направленные на власть, ее обретение, удержание и использование. *судить о ней могут все, а творить ее дано лишь избранным. Главный аспект общественного существования политики, возникает из требований людей друг к другу, из различия противоречий.
Суть политики - подавление сильными слабых. Это может обнаруживаться практически во всех направлениях общественной жизни. Всякие отношения между социальными группами, основанные на подчинении - мы вправе называть политикой.
Характерные черты политики:
Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для предания целенаправленности действий.
Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности.
Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства, как социального института, служащего для всего общества.
Связь с действиями и интересами больших масс людей.
Необходимо принимать во внимание, что эти характерные черты не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, предполагает обращение к механизмам власти.
^
Наука в такой мере, в какой политика слита со знаниями.
Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов; Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов; Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп давления;
Регулирование и согласование интересов, обеспечивающее целостность общества;
Отношение социальных субъектов по поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов политики.
Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов.
К элементам политики принято относить: субъектов политики, политическое сознание, политическую культуру и организацию, политическую власть, политические отношения.
^ это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.
Политические отношения – отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентаций.
Специфическое взаимодействие, возникающее между субъектами политики, на основе выполняемых ими ролей и функций составляет политический процесс. Иногда его отождествляют с политикой.
^
Процесс создания гражданского общества имеет свои специфические особенности. Для его появления необходимо наличие развитой социальной структуры и отлаженной социальной политики государства.
Социальная структура – совокупность связей и отношений, в которые вступают общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. В основе ее развития – лежит общественное разделение труда, в результате которого общество делится на социальные группы, классы, сословия и т.д. Они не однородны по составу и делятся на отдельные группы (например рабочий класс, интеллигенция). Выделение больших и малых социальных групп происходит объективно, независимо от воли людей, в ходе их сознательной деятельности. Социальные группы – динамически взаимосвязаны. Это проявляется в единстве людей по поводу удовлетворения их потребностей.
В зависимости от уровня разделения труда и социально-экономических отношений исторически сложились 4 типа социальных структур:
1. Рабовладельческая структура (существует 2 основных класса: рабов и рабовладельцев).
2. Феодальная структура (взаимодействуют класс феодалов и класс крестьян + сословия и различные группы интеллигенции)
3. Капиталистическая структура (взаимодействуют буржуазия и рабочие. Предпринимательство + средний класс (фермеры, торговцы, служащие) + монополисты, банкиры, промышленники)
4. Социалистическая структура – рабочий класс является основным.
Социальная структура общества – это явление динамическое. Основными тенденциями ее развития сегодня являются: появление новых социальных групп и слоев, интеграция в мировые процессы, усиление внутриклассовой дифференциации и мобильности.
Развитие социальной структуры общества постоянно нуждается в регулировании. Встает вопрос о социальной политике. Под ней подразумевается целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему общественных отношений.
Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной системы.
Цели социальной политики:
Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны
Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного уровня равновесия в обществе
Повышение благосостояния и культуры
Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы, репрессивными методами, – например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий.
Таким образом, социальная политика контролирует развитие социальной структуры общества. Анализируя социальную политику можно сделать выводы о состоянии и уровне развития социальной структуры и наоборот. Эти понятия неотделимы и взаимообуславливают друг друга.
^
Наряду с индивидуальными субъектами в политике действуют социальные (совокупные) субъекты, цели и действия которых отражают коллективное сознание индивидов, объединенных на основе исторически сложившихся устойчивых общественных связей. Деятельность социального субъекта является интегративным результатом взаимодействия составляющих его индивидуальных субъектов и отличается от простой суммы их персональных качеств. При этом коллективное сознание того или иного социального субъекта может противостоять личностному сознанию индивидов, представленных в той или иной общности, и вынужденных считаться с совместно выработанными ценностями.
В роли социальных субъектов политики могут выступать классы и социальные группы, когда они оказываются в противостоянии с другими общностями или же во взаимодействии с некоторыми из них, но в конфликте или сотрудничестве с существующей политической властью.
С точки зрения марксизма основными социальными субъектами политической жизни являются общественные классы. Борьба классов – это основное содержание политической жизни, средство решения всех наиболее важных жизненных проблем. По определению классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в укладе общественного хозяйства. В этом определении делается акцент на экономические отношения людей. А они, с точки зрения марксизма, проявляются прежде всего как интересы.
Такой анализ, в котором класс рассматривается как основной субъект политической деятельности уже в начале XX века был подвергнут критике. Американский политолог А. Бентли указал, что понятие «класс» — это слишком большая общность, которая обладает множеством интересов и поэтому не пригодно для изучения быстро меняющейся политической реальности. Вместо классов в качестве различных субъектов политики А. Бентли предложил социальную группу, которую он назвал «группа интересов». Группа интересов, по определению А. Бентли, — это объединения людей на основе общности интересов и действий в каждой конкретной политической ситуации. Таким образом был найден иной более узкий эмпирический субъект политики, определенная часть, слой, фракция класса.
Политология использует понятие социальной группы в более узком значении, трактуя ее как носителя властных свойств и устремлений, как субъекта силы, влияния, способного воздействовать на принятие политических решений в свою пользу.
Политическая жизнь в соответствии с этой теорией приобретает характер борьбы социальных интересов.
^
Фундаментом всей системы общественных связей являются политика и экономика. Именно поэтому их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества.
Политика глубоко опосредована экономической сферой. В свою очередь воздействие самой политики на экономику существенно и многогранно. Оно может проявляться в:
Создании государством условий для более эффективного осуществления экономических функций по удовлетворению жизненных потребностей людей.
Поддержании стабильного общественного порядка, трудовой дисциплины, транспортных связей, гражданского согласия в обществе.
Создании благоприятных условий государством для научно-технического прогресса.
В последнее время ведется оживленная дискуссия о том, в какой мере допустимо политическое, государственное вмешательство в экономику. Ряд авторов выступает за полную независимость экономики от политики. Но такие представления являются весьма спорными и сомнительными.
Потребность в активном воздействии политики на экономику существенно возрастает в переломные моменты жизни общества: в период глубоких потрясений и войн, а также в условиях реформирования экономики. Однако нельзя перегибать планку. Как свидетельствует исторический опыт России, увлечение командно-административными методами оказало на экономическое развитие сильное отрицательное влияние. Достаточно вспомнить такие экономические потрясения как коллективизация, мелиорация, планы переброса вод северных рек.
В последние трети XX века экономика и политика приобретают отчетливо выраженный международный характер. Набирают силы процессы глобализации. Это является следствием развития тенденции формирования единой мировой цивилизации. Одной из форм проявления этой тенденции явилось возникновение ряда международных экономических и политических организаций. Так, например, большую роль в развитии экономического партнерства играют сегодня ООН, МВФ, ЮНЕСКО и т.п. На европейском континенте важное место в деле координации политики занимает СБСЕ (Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе).
^
Понятия “субъект” и “объект” – философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.
Очевидно, что говорить о субъекте политики можно только при существовании не тождественного ему объекта. Однако необходимо иметь в виду, что каждый социальный субъект, оказывая воздействие, сам в то же попадает под влияние других субъектов, и становится по отношению к ним объектом.
Субъект политики — это ее творец. Важнейшим качеством его является активность. Она выражает меру интенсивности его деятельности, обозначает все виды и способы воздействия на объективный мир.
В политической науке различают индивидуальный и совокупный субъект. Индивидуальным субъектом – является сознательно и ответственно действующая личность, которая в своих действиях руководствуется общественно значимыми интересами и целями и участвует в борьбе за их осуществление. В качестве таких личностей выступают, прежде всего, политические лидеры. Помимо них индивидуальными субъектами политики являются обычные люди.
Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания, в процессе политической социализации.
Для определения места и роли личности в системе политических отношений принципиально важны политико-правовые условия субъективности личности, т.е. правовой статус гражданина. Основным измерением его являются гражданские права и обязанности, их гарантии.
Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов.
Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как индивидуальными, так и социальными ее качествами. К индивидуальным качествам следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости сознания, политическое мышление, политическую культуру и т. д.
Социальные качества также многогранны. Первичным фактором, определяющим условия участия личности в политике, является социальный статус личности: сословная принадлежность, положение семьи, профессия и т. д.
Участие личности в политике напрямую зависит от ее объективной вовлеченности в конкретные социальные проблемы, от ее доступа к ресурсами власти.
Формы политического поведения и участия личности:
Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни;
Личность, профессионально занимающиеся политикой;
Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, акции);
Личность проявляющая интерес к политике, но лично не участвующая в ней;
Пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике;
Скачать файл (649.5 kb.)