Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа по дисциплине: Психологическая коррекция развития личности средствами искусства Тема: Виды музыкотерапии. Их коррекционный потенциал - файл 1.doc


Контрольная работа по дисциплине: Психологическая коррекция развития личности средствами искусства Тема: Виды музыкотерапии. Их коррекционный потенциал
скачать (155 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc155kb.20.11.2011 22:34скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию и науке

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра возрастной педагогики и психологии
Контрольная работа по дисциплине:

Психологическая коррекция развития личности средствами искусства

Тема: «Виды музыкотерапии. Их коррекционный потенциал»


Исполнитель:

студентка 323 группы ОЗО ИППО

Ушакова Наталья Алексеевна
Руководитель:

Кузнецова Ольга Юрьевна


Нижний Тагил

2011

Содержание:

1. Виды и основные направления современной музыкотерапии …… …. 3

1.1. Направления ПАССИВНОЙ (рецептивной) музыкотерапии …… 4

1.2. Направления АКТИВНОЙ музыкотерапии ………………………. 5

1.3. Упрощённая классификация видов музыкотерапии ……………… 9
2. Влияние музыки на человеческое тело как физиологический процесс ..10
3. Феномены музыкотерапии мелодическими шедеврами ………………. 13

3.1. Феномен Катарсиса …………………………………………………. 13

3.2. Феномен Кессона …………………………………………………… 14
4. Музыкотерапия в неврологической реабилитации детей ………………16
5. Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста …20
Выводы ………………………………………………………………………..26
Список интернет-ресурсов …………………………………………………... 28
Приложение 1 …………………………………………………………………29
^ 1. Виды и основные направления современной музыкотерапии

Музыкальная терапия (МТ) или музыкотерапия (мелолистика) сегодня – это весьма обширное поле различных методов и технологий, использующих музыку, пение, отдельные звуки и звукосочетания с терапевтической целью.

В широком понимании, музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. С точки зрения онтопсихологии, музыкотерапия - это обращение к собственному телу.

Конечная цель одна - обретение, восстановление, возвращение гармонии и здоровья всего организма, которую люди утрачивают в процессе неразумной жизни на планете Земля. [ 2 ]

В современной музыкотерапии традиционно выделяют 3 отрасли (или вида):

• клиническая МТ;

• оздоровительная МТ;

• экспериментальная МТ.

КЛИНИЧЕСКАЯ МТ занимается вопросами лечения различных психосоматических нарушений, устранением патологических синдромов, восстановлением нарушенных жизненно важных функций после перенесенных заболеваний.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МТ используется для активизации резервных возможностей человека, снятия нервного перенапряжения и утомления, для повышения работоспособности, социальной адаптации, развития психических и интеллектуальных способностей, общего оздоровления. [ 1 ]

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МТ работает в области поиска и апробации новых музыкотерапевтических технологий и методик. В ее задачи входит также исследование реакций, возникающих в живых системах различного уровня в результате музыкотерапевтического воздействия (особенно перспективны исследования реакций на музыкальное воздействие клеточных структур).

Специфика оздоровительной МТ в сравнении с клинической МТ (несмотря на сугубо прикладной терапевтический характер обеих) заключается в том, что оздоровительная МТ имеет более широкий спектр бытования, выходящий далеко за пределы только клинической сферы. Безусловно, приведенная градация видов современной мировой музыкотерапии является во многом условной (все 3 вида тесно взаимосвязаны друг с другом и даже взаимозависимы).

Практически все существующие на сегодняшний день методы (технологии), используемые в каждой из перечисленных выше “отраслей” МТ, универсальны, поскольку применяются в работе как с больными, так и со здоровыми людьми. При этом сеансы могут быть групповыми и индивидуальными.

В зависимости от степени участия пациента в процессе лечения музыкотерапия подразделяется на пассивную (рецептивную) и активную. [ 1 ]
^ 1.1. Направления ПАССИВНОЙ (рецептивной) музыкотерапии

Пассивная (рецептивная) МТ характеризуются тем, что пациент получает музыкотерапевтический сеанс по той или иной технологии, не участвуя в нем активно, т.е., находясь в определенном удобном для себя статичном положении, он пассивно получает сеанс музыкального воздействия (попросту – только слушает музыку). [1] Пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем и достижению новых, гармоничных результатов и смыслов, т.е. лечебное воздействие. [2]

Существуют 3 основных направления пассивной (рецептивной) МТ:

• ПАССИВНАЯ МУЗЫКОПСИХОТЕРАПИЯ (МПТ) – одно из наиболее известных и достаточно давно известных направлений, методы которого решают задачи по лечебно-коррекционному воздействию на психоэмоциональное состояние пациента;

• МУЗЫКОРЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ (МРТ) – преследует своей целью дистантное или контактное лечебное воздействие на психосоматические функции организма через точки акупунктуры;

• МУЗЫКОФАРМАКОТЕРАПИЯ (МФТ) – новейшее направление, в которой эффективность лекарственных средств “потенцируется” одновременным музыкотерапевтическим воздействием.

Следует отметить, что ПАССИВНАЯ (рецептивная) МТ играет все бóльшую роль в современной мировой клинической и санаторно-курортной практике. Техническое обеспечение в виде музыкальных CD- и DVD-дисков, музыковоспроизводящей аппаратуры, специализированных компьютерных программ позволяет врачам, психологам, медсестрам, даже не имеющим специального музыкального образования, весьма легко освоить и применять самые простые из музыкотерапевтических методик (как подспорье в этом – возможность прохождения специализированных учебных “экспресс”-курсов по музыкотерапии. [1]

^ 1.2. Направления АКТИВНОЙ музыкотерапии

Активная МТ предполагает непосредственное участие пациента в музыкотерапевтическом процессе (он сам поет, играет на доступных музы-кальных инструментах, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные: собственное тело - хлопки, постукивания и пр., выполняет другие творческие задания музыкотерапевта). [1]

Основной целью помимо лечебного воздействия, происходит интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость (ложное стеснение), некоторые комплексы, кроме того формируется выдержка и самоконтроль. [2]

К самым популярным ее направлениям относятся:

• вокалотерапия;

• музыкально-педагогическая реабилитация;

• музыкотерапия по методу Нордоффа-Роббинса;

• аналитическая музыкотерапия и активная музыкопсихотерапия;

• онтопсихологическая музыкотерапия по А. Монгетти (ОМТ).

Последние 3 метода весьма популярны именно на Западе (в Российской Федерации они практически не применяются). [ 1 ]

ВОКАЛОТЕРАПИЯ (ВТ) базируется на оздоровительных свойствах классического пения и включает в себя упражнения по акустической стимуляции жизненно важных органов, а также упражнения, повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности человека. ВТ сочетает в себе использование внутренних (вокалотренинг) и внешних (рецептивная музыкотерапия) акустических сигналов сложной ангармонической природы. Особенно эффективна вокалотерапия при лечении хронических бронхо-легочных и сердечно-сосудистых заболеваний, при снижении иммунитета и общей сопротивляемости организма. Есть данные о пользе ВТ при синдроме Альцгеймера.

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ (МПР) использует с лечебно-восстановительной целью музыкально-педагогический процесс, который может осуществляться в виде музыкально-дидактических игр, обучения пению, игре на музыкальных инструментах, движению под музыку (ритмика, танцы, игры), прослушивания музыки. МПР преимущественно и наиболее успешно проводится с детьми, отстающими в развитии, с нарушениями слуха и речи.

Вокалотерапия и музыкально-педагогическая реабилитация как направления активной МТ разработаны и впервые внедрены в музыкотерапевтическую практику именно в Российской Федерации (по оценкам специалистов, они отличаются оригинальностью, индивидуальным подходом к пациентам, многогранностью лечебно-восстановительных "свойств" и реально высокой эффективностью).

МУЗЫКОТЕРАПИЯ ПО МЕТОДУ НОРДОФФА-РОББИНСА создана более 40 лет назад за рубежом, и все эти годы данная методика достаточно широко используется в мировой музыкотерапевтической практике. В этом направлении делается акцент на уникальность роли “ЖИВОЙ” (исполняемой “вживую” – самим музыкотерапевтом) музыки как средства коммуникации. При этом музыкотерапевт должен иметь навыки спонтанного лечебного музицирования и импровизации. Существуют разновидности метода для детей, подростков и взрослых. Пациенты всех уровней вовлекаются в процесс совместного с терапевтом создания музыки с помощью музыкаль-ных инструментов, удобных для работы в условиях клиники. Это стиму-лирует межличностную коммуникацию и взаимодействие между терапевтом и пациентом. В числе показаний к применению музыкотерапии по методу Нордоффа-Роббинса – отклонения в развитии, аутизм, эмоциональная нестабильность, афазия, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, психосоматические заболевания, внутренние болезни, психопатии.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ МУЗЫКОТЕРАПИЯ и АКТИВНАЯ МУЗЫКО-ПСИХОТЕРАПИЯ также очень популярны в зарубежных странах и исполь-зуются в первую очередь при психозах, неврозах и функциональных нару-шениях. Один из специалистов в этой области M. Престли (Англия) видит возможность исследования бессознательного посредством психоанализа "звукового самовыражения" пациента, происходящего в процессе совместного (вместе с музыкотерапевтом) музицирования. Здесь исполь-зуется психоанализ, который ведется на основе теоретических концепций Фрейда, Адлера, Клейна, Шмольца и др. При этом в рамках музы-котерапевтического сеанса обязательно должна проводиться психоло-гическая коррекция – метод комплексного психологического воздействия на цели, мотивы и структуру поведения пациента, а также на развитие его некоторых психических функций: памяти, внимания, мышления. Основной задачей такой психологической коррекции является обучение и тренинг в освоении новых навыков поведения, общения, запоминания, в развитии дифицитарных (недостаточно развитых) психических функций.

ОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МУЗЫКОТЕРАПИЯ (ОМТ) - еще одно широко распространенное направление в практике музыкотерапевтов многих стран мира. Автором ОМТ является итальянец Антонио Менегетти (его именем и названо данное направление), который считает, что бессозна-тельное представляет собой реальность не только психическую, но и телесную. При этом в организме человека изначально (уже с периода внутриутробного развития) заложен определенный порядок, внутренняя гармония. Этот внутренний порядок наделен особой – сугубо индиви-дуальной – музыкой и движением. Технические средства, использующиеся при проведении ОМТ, отличаются простотой. Как правило, ОМТ проводится с использованием ударных инструментов (чаще всего – это двойной комплект "Конга"). Музыкотерапевт выполняет функции "посредника" (при этом он же является и исполнителем музыки, и чутким психологом). В данном процессе нет никаких правил, которые следовало бы неукоснительно выполнять. С каждым моментом рождается новая музыка, кажущаяся спонтанной, но на деле согласующаяся (или, по крайней мере, стремящаяся войти в согласие) с той особой – “потаенной” – внутренней гармонией пациента, которая отражает взаимодействие его тела, эмоций, состояния души, сексуальности, способности двигаться и т.д. Цель состоит в том, чтобы у пациента была максимальная возможность проявиться наилучшим образом и с большей любовью к себе посредством именно музыкального посыла, на который реагирует организм. И здесь одна из самых главных и, в то же время, самых сложных задач, стоящих перед музыкотерапевтом, – суметь “услышать” (выявить) заветную внутреннюю гармонию пациента. ОМТ, как правило, используется в работе с физически и социально здоровыми людьми, которые самостоятельно строят свою жизнь, полны желанием "расширить" свои психоэмоциональные и духовные способности, укрепить здоровье.

На сегодняшний день мировая официальная музыкотерапия использует около 20 различных “общепризнанных” методик. Известный немецкий музыкотерапевт Ганс-Гельмут Декер-Фойгт в своей книге “Введение в музыкотерапию” мудро подметил: “На свете есть почти столько же видов музыкальной терапии, сколько музыкальных терапевтов”. [ 1 ]

^ 1.3. Упрощённая классификация видов музыкотерапии

Директор Сомнологического центра Министерства здравоохранения и социального развития РФ, профессор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Я. И. Левин справедливо утверждает, что всю современную мировую музыкотерапию можно условно разделить на 2 вида – релаксационная и активационная МТ. Первая – расслабляет, успокаивает и служит прекрасным средством устранения последствий стресса, психического напряжения и преодоления бессонницы. Вторая – напротив, бодрит и активизирует умственную деятельность человека и физиологические процессы в его организме. [1]

^ 2. Влияние музыки на человеческое тело как физиологический процесс

Музыкотерапия - это система психосоматической регуляции функций организма человека.

При музыкотерапии происходит одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.

Музыкотерапия часто входит в состав арт-терапии (лечение искусством), которая представляет собой целый комплекс методов и приемов вовлечения людей, в различные виды деятельности, благодаря которым удается заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями. Иногда преподносится как самостоятельный метод. [2]

Cуществует естественная музыка, которая окружает всю гармонично устроенную Вселенную и искусственная музыка, которая представляет гармоническое устройство тела и физиологические процессы в теле.

Согласно этому, влияние музыки на человеческое тело объясняется как физиологический процесс. Этот подход нашел в будущем глубокое развитие и продолжение в практически всех серьезных научных исследованиях по музыкотерапии: в публикациях Санкт-Петербургского биолога С.Шноля, в работах психиатра С.Грофа и во множестве других. Влияние музыки стало описываться как психофизиологическое воздействие.

Психофизиологические аспекты музыкотерапии изучались в многочисленных работах психологов и физиологов. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и др. появляются данные о благотворном влиянии музыки на ЦНС, дыхание, кровообращение, газообмен.

Исследования ряда авторов показывают, что музыка оказывает стойкое воздействие на ЦНС. Так, Н. Н. Захарова и В. М. Авдеев исследовали функциональные изменения в ЦHC при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций.

Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока возбуждения в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах. Более глубокие положительные эмоции при прослушивании определенных музыкальных произведений сопровождались изменениями ЭЭГ (электроэнцефалограмма), свидетельствующими о большой активности коры головного мозга, учащением сердечных сокращений и дыханий.

И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья.

Воздействие музыкой влияет не только на ЦНС, но и на функции других жизненно важных физиологических систем: кардиореспираторной, мышечной, пищеварительной. Так, И. М. Догель и И. М. Сеченов отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность, которая, в частности, оживляюще действует на уставших солдат.

И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями показал, что мелодии, доставляюшие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект.

Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. В связи с этим обед в музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, о и с практической точки зрения. Выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию, в частности на уровень гормонов в крови, играющих чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных реакциях.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебнопрофилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения; для преста-релых и лиц, нуждающихся в постоянном уходе; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и некоторые другие.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что когда мы слушаем музыку, наш организм поглощает музыкальную энергию, и она нормализует работу жизненно важных систем и органов: ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, восстанавливает энергопоток, снимает мышечное напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление. Есть некоторая "классическая" схема воздействия определённых произведений на конкретное заболевание, которая была сформирована опытно-экспериментальным путём. (Приложение 1) [ 2]

^ 3. Феномены музыкотерапии мелодическими шедеврами
«Я убедился, что создатели великих мелодий - это могучие целители, которые способны помочь человеку не хуже любого прославленного экстрасенса. Музыка, по словам Л. Ван Бетховена, высекающая огонь из человеческой души, помогала мне снять трагические состояния, стрессы, установки на самоубийство, отчаяние. Мне удавалось добиться перелома в течение ряда заболеваний, "снимать" речевые нарушения и отклонения в поведении, устранять симптомы неврологических проблем. Постепенно во мне росла уверенность, что существует связь между предпочтением определенного цвета и восприятием музыки…» - отмечал Владимир Михайлович Элькин, кандидат медицинских наук, психотерапевт, музыкант, музыкальный терапевт, член Арт-терапевтической ассоциации.

^ 3.1. Феномен Катарсиса

На психологическом уровне музыка волнует человека, вызывает потрясение. Назовем это состояние катарсис.

Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения.

Катарсис способствует оживлению творческого подсознания, помогает гармонизовать человек, снять болезненные симптомы. Цветовыбор после достижения катарсиса становится гармоничным.

Лик катарсиса - это счастливое лицо, наполненный светом творческого, счастливого огня взгляд. Это лицо счастливого человек, человека, в твор-честве нашедшего свою самореализацию. Приобщение к шедеврам мелодики своего психологического уровня часто сопровождается (при сеансе с закрытыми глазами) появлением зрительных образов. Это эффект Чюрлениса, сотворчество, разговор подсознания с высшими духовными ценностями на одном уровне и на своем языке.

Мы наблюдаем проявления катарсиса - во время сеанса импровизации, слушатель с закрытыми глазами видит иногда поразительные по яркости зрительные образы, трагически горестная маска сменяется сиянием глаз, человек испытывает творческое потрясение. Если сеанс проведен правильно, снимается тревожность.

Выбор близких человеку произведений искусства, включение в творческую игру, самоидентификация с творцами шедевров - это нереализованная одаренность. Именно это, он бы нарисовал, написал, сыграл, если бы умел. Такое личностное приобщение к шедевру, может снять оковы отрицательных эмоций, освободить творческое подсознание человека, слившегося с миром искусства.

Мы приобщаем подсознание к высшим мировым ценностям, эмоции пациента реализованы в шедеврах великих музыкантов, которые испытывали подобные чувства.

Музыка своего уровня волнует невротичного человека, вызывает потрясение, мы видим состояние катарсиса.

Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения.

^ 3.2. Феномен Кессона

При нарушении принципа индивидуальности, несоответствии психологического содержания музыки и слушателя вызывает тягостные ощущения, феномен кессона.

При восприятии музыки чуждого психологического уровня отмечаются следующие проявления кессона, идущие ступенями:

- безразличие, отсутствие интереса;

- скука, оценки "примитивный", "наивный"

- иронически насмешливое восприятие (смеховой кессон);

- отрицание, негативизм;

- эмоциональные и вегетативные реакции (кашель, беспокойные движения и т.п.).

Кессон - термин, взятый для представления о неприятии чуждого пациенту психологического уровня и его проявлений.

Кессонная болезнь - это состояние, которое возникает у водолаза, если его быстро поднимают из глубины: может выделиться азот в крови и погубить человека. Так же вреден переход на чуждый психологический уровень. Понятие кессон имеет универсальное значение в психологических взаимоотношениях.

Если музыка не соответствует отрицаемому цвету, она может отрицаться и вызвать отрицательные образы - чудесная мелодия воспринимается как скучная, тягостная при этом возникают удивительные негативные образы. Приведем некоторые примеры, музыка Моцарта - и вдруг образы: зима, два мужика пилят дрова и очень устали, Ленин и Крупская сидят у белого рояля, атомный взрыв, эмбрион в банк.

Женщина отрицает в тесте Люшера синий цвет и на исполнение мелодии, соответствующей тональности реагирует по законам кессона - она иронически смеется, увидев свинью на коньках в ответ на мелодию Грига.

Молодой человек, отрицая синий цвет, на этой мелодии увидел пластмассовых людей с синими лицами, сидящими на снегу.

Феномен кессона позволяет снять старые проблемы, проработать болезненные проблемы.

Таким образом, цель музыкотерапевта - избежать КЕССОНА и добиться КАТАРСИСА. [3]

^ 4. Музыкотерапия в неврологической реабилитации детей

Музыкотерапия (прослушивание музыки детьми) предполагает использование как "живого" голоса (пение кормящей матери, отца, а также прародителей ребенка и медицинского персонала), так и магнитофонной записи (или других звуконосителей).

Наиболее мягкое, щадящее воздействие оказывает пение колыбельных песен. Для индивидуального исполнения (матерям) рекомендуются также лирические песни, которые по характеру мелодии близки колыбельным, обладая успокаивающим воздействием на детей.

Колыбельные песни можно петь недоношенным и маловесным детям (независимо от степени их морфофункциональной зрелости) начиная с первых дней жизни. Исключение составляют дети, находящиеся в крайне тяжелом состоянии, с проявлением судорожного синдрома. Такие дети нуждаются в строгом соблюдении лечебно-охранительного режима.

Помимо колыбельных, детям с перинатальной энцефалопатией, сопровождающейся синдромом общего угнетения, а также пациентам с нарушением ритма дыхания, с тенденцией к брадикардии, с нарушениями моторики кишечника в первой половине дня показано прослушивание песен, исполняемых в умеренно быстром темпе с четким маршевым ритмом (детские песни В. Шаинского, русские народные песни и некоторые другие).

Обычно рекомендуется исполнять колыбельные и спокойные песни 2 - 3 раза в день в течение 5 - 10 мин после кормления, а песни в быстром темпе - за 5 - 10 мин до начала кормления. Для тех недоношенных и маловесных детей, которые не нуждаются в режиме инкубатора, наиболее полезно слушать пение, находясь на руках у поющего взрослого (в первую очередь, у кормящей матери), при этом исполнитель (мать, медицинский работник и т. д.) должен смотреть на лицо ребенка, обращаться непосредственно к нему, слегка поглаживать его в такт пению. Установлено, что пение полезно не только для ребенка, но и для самой матери. В частности, у кормящих матерей, которые регулярно напевают колыбельные, достоверно увеличивается лактация. Если ребенок находится в кувезе, во время пения нужно держать его за руку или слегка поглаживать (через окно инкубатора).

Помимо музыкотерапии в виде "живого" пения, для детей, находящихся в стационаре, начиная с 5 - 7-го дня жизни, может применяться музыкотерапия с использованием магнитофонных записей. Рекомендуется три разновид-ности программ для музыкотерапии: "успокоительная" программа, "активизирующая" программа и программа смешанного типа. Каждая из указанных программ состоит из фрагментов оркестровых, инструментальных и вокально-инструментальных произведений, которые специально подобраны в зависимости от их характера, темпа и ритмико-мелодической структуры.

При проведении музыкотерапии в режиме записи необходимо подбирать музыкальные произведения, отличающиеся высоким качеством исполнения и звучания. Целесообразнее всего использовать магнитофонные записи с лазерных (компакт) дисков. Особенно тщательно следует выбирать солистов (например, "Аве Мария" Ф. Шуберта в исполнении И. Архиповой и т. д.).

При проведении музыкотерапии (с использованием магнитофонной записи) магнитофон следует размещать на расстоянии около 1 м от кроватки или кувеза (с открытыми окнами). При этом рекомендуемый уровень громкости динамика не должен превышать уровень громкости средней разговорной речи. Использовать наушники запрещается из-за возможного электромагнитного и акустического травмирования органов слуха и ЦНС незрелого ребенка.

Длительность одного сеанса музыкотерапии (в записи) может варьироваться от 5 до 15 мин. В день не следует проводить более трех сеансов (обычно ограничиваются одним-двумя).

Детям с синдромом возбуждения рекомендуется прослушивать индивидуально подобранную музыку сразу или через 20 - 30 мин после кормления, вялым детям - перед кормлением. Можно включать музыку с воспроизведением на минимальной громкости во время сна, а также во время кормления, что способствует подпороговому усилению пищевой доминанты.

Прослушивать индивидуально подобранную музыкальную программу рекомендуется в течение 7-10 дней, затем в рамках того же типа программы ребенок может слушать другие ее фрагменты.

Музыкотерапию можно проводить на дому (после выписки из стационара), при этом необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1. Детям, родившимся преждевременно и(или) с низкой массой тела, но уже адаптированным к условиям внеутробной жизни, в первой половине дня показано прослушивание музыки в магнитной записи (а также с виниловых и лазерных звуконосителей). Во второй половине дня рекомендуется прослушивать "живую" музыку (т. е. пение родителей или прародителей).

2. Необходимо оберегать органы слуха и ЦНС ребенка от механических монотонных шумов, от возбуждающих разговоров взрослых, от воздействия музыки с излишне подчеркнутым, синкопированным ритмом. Избегать сочетания акустического музыкального ряда с видеорядом телевизионного экрана (с возбуждающим мельканием ярких точек).

Показания к проведению музыкотерапии:

  • Перинатальная энцефалопатия у недоношенных и маловесных детей: при синдроме угнетения ЦНС - "активизирующая" программа; при синдроме повышенной нервно-рефлекторной возбудимости - "успокоительная" программа; при чередовании эпизодов возбуждения и вялости - программа композитора В. Кирюшина, которая является наиболее эффективной при синдроме вегето-висцеральных дисфункций.

  • Нарушения ритма дыхания на фоне пневмонии или дыхательных расстройств различного происхождения ("активизирующая" программа или программа В. Кирюшина).

  • Нарушение моторики кишечника (дискинезия ЖКТ) и(или) наличие плоской весовой кривой (музыкальная программа подбирается индивидуально в зависимости от ведущего неврологического симптома).

  • Синдром выраженного угнетения ЦНС у глубоконедоношенных детей ("успокоительная" музыкальная программа заменяется на "активизирующую" через 3 - 5 дней).

Противопоказания: тяжелое общее состояние ребенка, острая фаза инфекционно-воспалительного процесса, интоксикация, судорожный синдром, острый отит. При тяжелом перинатальном поражении ЦНС, резко выраженной возбудимости, судорожной готовности и судорогах музыкотерапия противопоказана. [4]

^ 5. Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста

Музыкотерапия сегодня активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное.

Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением слушающего, может не только не нравится, но даже раздражать».

Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей. [5]

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Занимаясь музыкой с детьми не следует ставить задачу развития собственно музыкальных способностей детей. Основная цель заключается в том, чтобы стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий, ввести музыкальные игры и упражнения как средство развития у них слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное, коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении гиперактивных и неконтактных детей.

Все занятия проводятся в игровой форме, продолжительность занятий не превышает 10-12 минут. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности. На занятиях используются следующие упражнения:

^ 1. Развивающие слуховое внимание

Одна из важнейших задач в этом направлении работы - формирование умения у гиперактивных детей умения слышать и слушать. Это для них нехарактерно, так как слуховое внимание этих детей не развито вследствие их импульсивности, двигательной расторможенности и дефицита внимания. А у неконтактных детей задачей является развитие их эмоциональной сферы и создание благоприятных условий для социализации и включения детей в совместную деятельность. [5]

Занятия музыкой включают в себя: звукоподражание и подпевание; песенки; слушание музыки; пальчиковые и жестовые игры; телесные (контактные) игры; игровой массаж; подвижные игры; музицирование на детских музыкальных инструментах.

Для слушания музыки в раннем возрасте выбирают небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии, вызывает неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность. Именно классическая музыка способствует наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей.

Детям третьего года жизни предлагают рисование во время слушания музыки. Рисование под классическую музыку влияет на выбор детьми цвето-вой гаммы – от темных тонов малыши постепенно переходили к более свет-лым, ярким тонам, это позволяет снимать внутреннее напряжение неконтакт-ных детей и сосредоточить, уравновесить состояние гиперактивных.

Для развития устойчивости внимания на занятиях следует использовать приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов, звучание контрастных музыкальных инструментов (бубен – «сердится», колокольчик – «весело звенит, всех ребят веселит»).

Использование музыки контрастного характера активно способствует формированию произвольного внимания; это особенно важно для гиперактивных детей, внимание у которых очень короткое и неустойчивое.

Наибольшего эффекта можно достичь при индивидуальном общении с ребенком, поэтому при проведении игр и занятий по возможности необходимо чаще обращаться к каждому ребенку в отдельности.[5]

^ 2. Упражнения, развивающие чувство ритма

Как свидетельствовали наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки дети совершают заметные или мало заметные движения, соответствующие её ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппарата. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Восприятие музыки никогда не являлось только слуховым процессом, оно всегда означало слухо-двигательный процесс, как верно отмечал в своё время еще Б.М. Теплов.

Развитие чувства ритма было еще и столь необходимо для коррекции поведения у гиперактивных детей, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Для мало контактных детей ритм помогает вхождению в различного рода деятельность.

Развитие чувства ритма у малышей происходило благодаря равномерным как танцевальным так и игровым движениям под музыку.

Малышей учат отстукиванию двух и трехдольного размеров, повторению простейшего ритмического рисунка. Кроме развития чувства ритма это упражнение способствует и развитию координации движений.

В работе используются и игры, имеющие стихотворное и двигательное сопровождение. С помощью стихотворного ритма отрабатывается определенный ритм речи, развивается речевой слух.

^ 3. Упражнения, развивающие пространственные представления

Эти упражнения помогают неконтактным детям освоить все пространство музыкального зала, а гиперактивным использовать это пространство целее-направленно. Для этого детям предлагают ходьбу в разных направлениях, танцы, хороводы, игры.

^ 4. Игры и задания на развитие координации движений и мелкой моторики

Эти игры важны для всех детей, но особенно для гиперактивных, у которых моторика и координация движений страдают особенно сильно.

Исполняются песни с показом действий, например «Курочка», «У ребяток ручки хлопают», «Где наши ручки? », используются музыкально-речевые игры, в которые входят малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки), игры-сценки. Подбираются упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. При этом дети постигают не только не только общее значение слова, но и смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне: игра кистями рук, загибание пальчиков, протягивание руки вперед, изменение ритма движений соответственно ритму музыки, длительности и громкости звука («паровоз стучит колесами, гудит», «часики тикают », «идет коза рогатая»). Это способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию внимания и памяти малышей, что отражается на нормализации поведения детей.

^ 5. Игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки

Занятия в группе должны быть направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения.

Стремясь установить с ребенком контакт и помочь ему изменить свое состояние, взрослые не должны требовать, чтобы ребенок делал по правилам, ограничивать активность ребенка. Роль взрослого на этом этапе – это роль наблюдателя, но не пассивного, а активно следующего за ребенком, помогая ему музыкальными средствами, такими, например, как сопровождение действий ребенка музыкой, исполняемой на инструменте. Музыка при этом должны быть созвучна настроению и характеру действий ребенка. Педагог может комментировать движения, выполняемые ребенком, пением. При этом текст пропевается под мелодию, соответствующую настроению ребенка.

Такое участие взрослого является наиболее безопасным (не пугает и не настораживает ребенка) и дает возможность установить взаимодействие. Это может быть совместное музыкальное переживание – выбирая музыкальный фрагмент, педагог отражает эмоциональное состояние ребенка, поет об этом. Совместная игра на детских музыкальных инструментах помогает установить с ребенком более тесные эмоциональные отношения. Важно дать ребенку возможность выразить себя через игру на том или ином инструменте. [5] Совместное музицирование возникает далеко не сразу. Иногда ребенок не позволяет взрослому вмешиваться в его игру и только постепенно удается добиться музыкального взаимодействия. Это возможно только тогда, когда ребенок уже проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах и в какой-то момент увлекается игрой на одном из них.

Таким образом, музыкальные занятия способствуют развитию творческих возможностей детей раннего возраста, дают им богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Своевременное же выявление отклонений в поведении детей и необходимая коррекция дает возможность создать оптимальные условия для развития всех сторон личности ребенка. [5]

Выводы

Таким образом, музыкальная терапия или мелолистика сегодня – это весьма обширное поле различных методов и технологий, использующих музыку, пение, отдельные звуки и звукосочетания с терапевтической целью.

В широком понимании, музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Конечная цель музыкотерапии - обретение, восстановление, возвращение гармонии и здоровья всего организма.

В современной музыкотерапии традиционно выделяют 3 отрасли (или вида): клиническая, оздоровительная, экспериментальная.

В зависимости от степени участия пациента в процессе лечения музыкотерапия подразделяется на пассивную (рецептивную) и активную.

Я. И. Левин условно разделяет современную мировую музыкотерапию на релаксационную и активационную.

Музыкотерапия широко применяется в лечебно-профилактической медицине и включает в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возмож-ностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для контингента психи-атрических больниц и клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения; и многие другие.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают: катарсис - эмоциональную разрядку, регули-рование эмоционального состояния; облегчение осознания собственных переживаний; конфронтацию с жизненными проблемами; приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.

Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Цель занятий с использованием музыки – создание положительного эмоционального фона, реабилитация, стимуляция двигательной функции, развитие и коррекция сенсорных процессов и сенсорных способностей, растормаживание речевой функции.

Наиболее важным для занятий детей является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма, времени, мыслительных способностей и фантазий, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики.

В настоящее время музыкотерапию считают самостоятельным направлением, своеобразным разделом психотерапии, на нее возложен ряд задач по психокоррекции. Несмотря на то, что использование музыки в лечебных целях получает в настоящее время все большее распространение, теоретические аспекты музыкотерапии до конца не разработаны.

Список интернет-ресурсов:


  1. ВИДЫ и ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ современной МУЗЫКО-ТЕРАПИИ (Лекция № 5) http://doroga-istin.ru/index.php?topic=442.0

  2. Лечение музыкой - музыкотерапия. http://zvann.narod.ru/aLM.html

  3. Владимир Элькин "ЧЕЛОВЕК И МЕЛОДИЯ" (ФЕНОМЕНЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ мелодическими шедеврами)

http://www.yugzone.ru/articles/music_t.htm

  1. Музыкотерапия в неврологической реабилитации детей http://chadushko-rostov.narod.ru/Psyhology/Lechebn.muzika/o_muzekop_muz.htm

  2. ^ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ» № 3 / 2007 http://www.health-music-psy.ru/index.php?page=musykalnaya_psychologiya&issue=03-2007&part=8_nozhenko_muzykoterapiya_ranniy_vozrast





Приложение 1
Cхема воздействия определённых произведений

на конкретное заболевание.

Замечено, что:

  • снимает головную боль, уменьшает эмоциональное напряжение прослушивание полонеза Огинского "Прощание с Родиной", "Венгерская рапсодия 1" Листа, "Фиделио" Бетховена, Моцарт - Дон Жуан, Хачатурян - Сюита Маскарад.

  • снимает неврозы и раздражительность, разочарование, поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы - "Симфония" Гайдна, "Лунная соната" и Симфония ля-минор Бетховена, "Итальянский концерт" Баха, "Кантата №2" Баха, музыка Генделя

  • успокаивает, уменьшает чувство тревоги и неуверенности прослушивание - "Аве Мария" Шуберта (звучит на этой странице), вальсы Штрауса, "Колыбельная" Брамса, "Свет луны" Дебюсси, мелодии Рубинштейна, Бетховен - Симфония 6, часть 2, Ноктюрн соль-минор, мазурки и прелюдии Шопена.

  • алкоголизм и курение (наркотическая зависимость) уменьшаются от прослушивания - "Аве Мария" Шуберта, "Лунная соната" Бетховена, "Метель" Свиридова, "Лебедь" Сен-Санса.

  • восстанавливает кровяное давление и сердечную деятельность, снимает напряженность в отношениях с другими людьми прослушивание - "Ноктюрн ре-минор" Шопена, "Свадебный марш" Мендельсона, Кантата 21 и "Концерт ре-минор" для скрипки Баха, Барток - Соната для фортепиано, Квартет 5, Брукнер - "Месса ля-минор".

  • бессонницу устраняют - сюита "Пер Гюнт" Грига (здесь), "Грустный вальс" Сибелиуса, "Грезы" Шумана, пьесы Чайковского.

  • гастрит "не любит" - "Сонаты N7" Бетховена.

  • эпилепсия "не любит" - "Сонату К448" Моцарта.

  • улучшает зрение - музыка Вольфганга Амадея Моцарта

  • уменьшает cуставные боли - музыка Вольфганга Амадея Моцарта

  • росту умственных способностей у детей - способствует прослушивание музыки Моцарта.

  • нормализует работу мозга - прослушивание сюиты "Пер Гюнт" Грига.

  • стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение музыка Бетховена, Штрауса.

  • ускоряет рост растений - музыка Россини.

  • Для поднятия общего жизненного тонуса, наполнения себя жизненой силой, улучшение самочувствия, активности, настроения, вдохновением, творческой энергией: Чайковский - Шестая симфония - 3 часть, Шопен - Прелюдия 1 - опус 28, Лист - Венгерская рапсодия 2, Бетховен - Увертюра Эдмонд.

  • Из эстрадной музыки можно отметить музыку: Энгельберт Хампердинк, Демис Руссос, Хулио Иглессиас, Сара Брайтман, песня Александры Пахмутовой "Беловежская пуща".

  • уменьшает злобность, зависть к успехам других людей: Бах - Итальянский концерт, Гайдн - Симфония.


У некоторых специалистов есть мнение, что подавляют и угнетают неко-торые произведения Шопена, особенно его ноктюрны, в которых композитор дал выход своей меланхолии, слабости и ностальгии, тяжёлый рок.

Мы рекомендуем каждому человеку держать "под рукой" домашнюю аптечку с музыкально-терапевтическим набором аудиокассет или музы-кальных дисков. Её желательно чаще применять в профилактических целях! Но и экстренных случаях, в момент возникновения того или иного дискомфорта, можно подобрать соответствующую мелодию-терапевта! [2]


Скачать файл (155 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации