Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Античная философия - файл 1.doc


Античная философия
скачать (122.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc123kb.20.11.2011 22:38скачать

1.doc



Введение

Я выбрала данную тему, потому что мне очень интересно изучать философию с самого начала, с момента ее зарождения и наблюдать потом за ее развитием. В своей контрольной работе я буду опираться на материалы взятые из различных источников: это и книга первая Бертрана Рассела «Досократики», и хрестоматия по философии под редакцией А. А. Радугина, и «Фрагменты ранних греческих философов», и учебный словарь-справочник «Великие философы» Блинникова Л. В., и учебник для вузов «Введение в философию» И.Т. Фролова, учебник «Философия» В.А. Канке , и многие другие материалы. Попробую охарактеризовать периодизацию античной философии, и рассказать, как первые философы своеобразно рассматривали проблемы познания и этики, бытия и не-бытия.

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является в первую очередь созданием гения древних греков (VII-VI вв. до н.э.). Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов, но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних китайцев и индийцев, во многих отношениях, также стоявших у истоков философии. Именно в древнегреческом мире философия являлась самостоятельным культурным образованием, существовавшим наряду с искусством и религией, а не как их малозаметная составляющая. Именно в Греции появились профессиональные философы, прославившие себя в веках.

Греки достигли определенных политических свобод, которые также благоприятствовали развитию философии. Эти доводы надо иметь в виду, но вместе с тем следует учитывать, что философия - это результат творчества. Всякое творчество является среди прочего и случайным явлением, неожиданным изобретением, догадкой. Сами древние греки очень удивлялись философии. Великий Аристотель не без оснований утверждал: "Философия начинается с удивления". 1

Период классики в античной философии опирается на представление о цельном чувственно-материальном Космосе как объекте философских размышлений. Этап ранней классики (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Парменид, Анаксагор, Демокрит) характеризуется интуитивным рассмотрением чувственно-материального космоса. Это своеобразная интуитивная натурфилософия. Натурфилософия - область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения, отдельных вещей, как регулятивную идею, позволяющую понять все сущее и все предметы в их единстве и в многообразии форм, построить рационально-научную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи и детерминации вещей, раскрыть различные уровни природы как целого — от неорганической природы к жизни и жизни человека2.


  1. ^ Периодизация античной философии. Особенности античной философии.

Для истории философии, как и для любой истории, важнейшим является вопрос периодизации. Наиболее общепринятый подход периодизации истории философии предложен Г.В.Ф. Гегелем, который назвал философию «духовной квинтэссенцией эпохи».3

Античная философия, богатая и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Древней Греции и Древнем Риме. Согласно наиболее распространенной концепции античная философия прошла, как и вся культура античности, несколько этапов.

Первый — зарождение и формирование. В первой половине VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады – в Ионии, в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.

Второй — зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.

Третий этап ( конец IV в.в. до н.э.- начало VI в.н.э.). — закат греческой философии в эпоху эллинизма и латинской философии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой философии. В этот период наиболее известными течениями эллинистической философии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.

По содержанию философской мысли также выделяют:

Раннюю классику (натуралисты, досократики) Главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение.

Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема - сущность человека.

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов и др.

Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.). Главные проблемы – мораль и свобода человека, познание и т.п.

Античная философия характеризуется обобщенностью зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также достижений научной мысли и культуры народов древнего Востока. Для данного конкретно-исторического типа философского мировоззрения характерен космоцентризм. Макрокосмос - это природа и основные природные стихии. Человек - своеобразное повторение окружающего мира – микрокосмос. Высшее начало, подчиняющее себе все человеческие проявления – судьба.

Плодотворное развитие в этот период математических и естественнонаучных знаний привело к уникальному сочетанию зачатков научного знания с мифологическим и эстетическим сознанием.

Поиск первоначала (основы) мира - характерная черта античной, в особенности ранней античной философии. Проблемы бытия, небытия, материи и ее форм, ее главных элементов, стихий космоса, структурности бытия, его текучести и противоречивости волновали представителей милетской школы. Их называют натурфилософами.
^ 2.Милетская школа. Гераклит. Пифагор. Постановка философских проблем

    1. Милетская школа. Фалесс.

Основной проблемой милетцев была онтология – учение об основных формах бытия. Представители милетской школы пантеистически (от греч. pav — все и theos — Бог — религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен миру, Бог и мир суть одно отождествляли природное и божественное). 4

Фалес Милетский (VII — VI вв. до н. э.), первый философ Эллады, который занимался поиском меры, нравственно-разумного поведения челове­ка, обеспечивающего счастье и процвета­ние людям.

Фалес — основатель Милетской школы досократовского периода. Он и его ученики — Анаксимен и Анаксимандр осуществили духовный переворот, сформиро­вали в Элладе философскую традицию, переосмыслив ми­фологические представления о началах мира в философские рассуждения о происхождении многого из единого источ­ника — архэ (вода у Фалеса), апейрон (беспредельная сти­хия, субстанциальное и генетическое начало космоса у Анаксимандра), воздух (у Анаксимена). Они же это беско­нечное и вечное в смене вещей считали конечным фундамен­том человеческой жизни и деятельности, связывали с опре­делением места человека в мире.

    1. Анаксимандр

Анаксимандр говорит об апейроне, который не определяется через другие элементы, представляя собой некое универсальное и неделимое целое. Меняются части, элементы предмета, а целое остается неизменным. Точно определить, что же такое апейрон, невозможно. Одни считали, что это нечто среднее между огнем и воздухом, другие — что это смесь земли, воды, воздуха и огня, третьи склонялись к мысли о принципиальной неопределенности апейрона. Анаксимандра даже упрекали, что он ошибается, не обозначая, чем же апейрон является — воздухом, водой или чем-то иным? Апейрон был безразличен к стихиям, а значит, и несводим к ним. Это наделяло его свойствами бесконечности и беспредельности, что в свою очередь придавало ему качество именно субстанциального, а не субстратного начала всех стихий и природных качеств. Апейрон был вечен, и ему было присуще свойство движения. Апейрон лежал в основе происхождения мира и всего, что есть в мире, включая и происхождение жизни.

Материализм и монизм (как сведение всего сущего к единому началу) концепции Анаксимандра были настолько сильны, что возникновение и развитие мира он объяснял без помощи внешней божественной силы, что даже вызывало упреки со стороны идеалистически настроенных философов. Августин отмечал, что Анаксимандр «ничего не оставил божественному уму»5.

Анаксимен (ученик Анаксимандра), полемизируя со своим учителем, говорит, что апейрон — это качество самой бескачественной из стихий — воздуха. Поэтому в основе всего лежит воздух, «ибо из него все рождается и в него вновь разлагается».

    1. Гераклит

Стихийный материализм и диалектика получили развитие в творчестве мыслителей эфесской школы, ярким представителем которой являлся Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.). Выходец из знатного аристократического рода, он отстаивал интересы своего класса, но в историю философии вошел, прежде всего, как «отец диалектики». Согласно его философии, мир един, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Природа и мир представляют собой вечный процесс движения и изменения огня.

Разрабатывая идею вечного движения, Гераклит развивает учение о логосе как необходимом и закономерном процессе. В этом процессе и заключается причина, источник движения. Гераклит имел в виду, что все в мире состоит из противоположностей, противоборствующего. Вследствие этого все изменяется, течет; нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Философ высказывал мысли о взаимном переходе борющихся противоположностей друг в друга: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.

Природа и человек в досократовской философии составля­ют единство. Однако досократики не отождествляли при­роду и человека, душу, и тело и не выделяли человека из природной окружающей среды.

    1. Пифагор

Пифагорейцы — мощное религиозное движение, орден, сложившийся в рамках орфизма, свято хранил предания о своем основоположнике — великом аскете, чудотворце и ученом — Пифагоре (вторая половина VI - начало V вв. до н. э.). Все члены общины: математики — хранители тайн и акусматики — послушники, знающие внешнюю сторону доктри­ны, — практиковали аскетический образ жизни, следова­ли пищевым запретам и этике: ее фундамент составляло учение о надлежащем, о правиле, о пределе, который нельзя было переходить. Добродетель понималась как контроль над страстями, как мера, а ее отсутствие как безмерность.

Пи­фагорейцы изучали зависимость между числами, характер чисел, что вело к их определенной абсолютизации и мисти­ке. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей. Первым простым понятием является единица как дискретная и множественная, за ней противоположность — двоица, различие, особенное. В геометрической интерпре­тации этим числам соответствуют: точка, прямая, квадрат, куб. Сумма чисел дает священную «декаду», как идеаль­ное число. Это была исторически первая попытка постиже­ния количественных отношений между реально существу­ющими вещами. Пифагорейцы учили о бессмертии души, о подчинении демоса аристократии. Их способ философство­вания был противоположным стихийной диалектике милетской школы, которая была скорее интуитивным объясне­нием сущностных и в то же время универсальных черт диа­лектики.


  1. ^ Элейская школа о проблемах бытия и познания

Гераклитовская философия резко критиковалась представителями школы элеатов - мыслителями из города Элеи. Основателем школы считают Ксенофана (ок.570-480 гг. до н.э.). В последующем главой школы стал Парменид (ок.540 – 480 до н.э.), а его легендарным учеником Зенон Элейский (ок.490-430 до н.э.). Систематизировал и завершил традиции этой школы Мелисс Самосский (V в. до н.э.). Формирование античной философии заканчивается в школе элеатов. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита проблему множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий), которые и до сих пор вызывают у философов, математиков и физиков неоднозначное отношение и выводы. Апории дошли до нас в изложении Зенона, поэтому их называют апориями Зенона (“Движущиеся тела”, “Стрела”, "Ахиллес и черепаха” и др.). По мнению элеатов, кажущаяся способность тел перемещаться в пространстве, т.е. то, что мы видим как их движение, на самом деле противоречит множественности. Это означает, что невозможно из одной точки попасть в другую, так как между ними можно найти множество других точек. Любой объект, перемещаясь, должен постоянно находиться в какой- либо точке, а так как их бесконечное множество, то он не движется и находится в состоянии покоя. Именно поэтому быстроногий Ахилл не может догнать черепаху, а летящая стрела не летит. Вычленяя понятие бытия, они обозначают им единую, вечную, неподвижную основу всего существующего. Идеи, обозначенные в апориях, опровергались много раз, доказывалась их метафизичность и абсурдность. В то же время попытка объяснения движения, изменений носит диалектический характер. Элеаты показали современникам, что важно искать противоречия в объяснении реальности.

    1. Парменид

Парменид (540 -470 гг. до н. э.) считал, что мнений о любой вещи можно высказать много, но истина одна. Что же представляет со­бой мир по истине? Лишь руководствуясь разумом, а не чув­ствами, мы можем найти ответ. Но и следование разуму не гарантирует истины: ибо можно допустить небытие, и мне­ние, что бытие и небытие одно и то же. Он доказывает, что это ведет к противоречию. Бытие неделимо и неподвижно, единое — Бог. В его учении происходит трансформация кос­мологии в онтологию (теорию бытия). Существуют три пути изучения единого: путь абсолютной истины, путь изменчи­вых мнений и путь мнений, достойных похвалы. Он подхо­дит к идее тождества бытия и мышления.

    1. . Зенон

Разрыв умопостигаемой реальности и очевидного стал основой рассуждений его ученика — Зенона Элейского, ко­торый изобрел апории, или примеры затруднений, возник­ших на пути мышления, если оно признает существование небытия и следствие его — движение и делимость бытия. И хотя это противоречило очевидности, он говорил, что ле­тящая стрела в каждый момент покоится в определенной точке, а быстроногий Ахиллес не сможет догнать медли­тельную черепаху, так как каждому его шагу соответству­ет шаг черепахи. За этими несоответствиями стоят проти­воречия чувственного мнения и рационального познания. Зенон утверждал, что он доказывает не отсутствие движе­ния, а лишь то, что оно немыслимо. В мысленном мире дви­жения нет.

    1. Мелисс

Завершается эта философия систематизацией ее Мелиссом Самосским (V в. до н. э.), признанием бытия «бесконечным», «бестелесным» и решительной элиминаци­ей сферы мнений, ибо единое не страдает и не печалится. Сущее вечно, беспредельно и совершенно однородно, дви­жения нет, но, кажется, что оно есть. Это учение сочетает апейрон Анаксимандра и бытие Парменида, синтезирует ионийскую и италийскую философии.


Заключение

Философское творчество эллинов — это автономная, самостоятельная философия, кото­рая быстро освободилась от власти авторитетов мифа, ми­стики и ритуала. Научное познание халдеев и египтян, финикийцев и персов в творческой греческой переработке вошло в ее культуру. Формы греческой жизни, подготовив­шие рождение философии, известны: поэмы Гомера и гно­мические тексты, общественная Олимпийская религия и орфические мистерии, социополитические и экономичес­кие условия. Мифология эллинов, многократно перерабо­танная и переосмысленная, повествует, что мировой про­цесс начинается с Хаоса — бесформенного состояния Все­ленной, затем из него рождаются боги: Гея — Земля, Уран — небо, Тартар — подземный мир. Эрос — мир пре­красный, Нюкта — ночь. Поколения богов во Вселенной, сменяя друг друга, представляют собой царство Зевса-гро­мовержца, мир, который похож на индийский: сходство традиций в отношении к богам, которые тщеславны и за­висимы, не всесильны, ибо, как и люди, находятся во вла­сти судьбы (у греков — мойра, ананке, морос).

Многочисленные направления философии первых веков нашей эры подвергаются сомнению и перерабатываются с учетом потребностей христианства. Переход от античности к ранней средневековой патристике .6

Следует подчеркнуть, что многообразие философских идей периода античности дает основание для вывода о том, что в древнегреческой философии содержатся в зародыше, в виде гениальных догадок, почти все позднейшие типы мировоззрений.
^ Творческое задание

Период

Имена

Проблемы

Античная философия

VIв.до н.э-Vв.н.э.

Фалес

Гераклит
Сократ


Платон
Эпикур


Первоначалом считал воду, мир- живое одухотворенное целое.
Сформулировал принципы абсолютной изменчивости («Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»), неповторимости, противоположности одно­го и того же.

Он был уверен, что незна­ние, точнее, знание о незнании в конечном счете оборачи­вается знанием, пусть и всегда относительным.

Был основоположником объек­тивного идеализма, т. е. философской доктрины, соглас­но которой мысли и понятия существуют объективно, не­зависимо от человеческого сознания, составляют подлин­ное бытие.

Утверждал в фи­зике два положения: ничто не рождается из небытия, все­ленная постоянна и бесконечна. Душа — структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему телу. Отсюда сле­дует бессмертие души.

Средневековая философия

Авиценна

Он отличил существо от сущности — первое конкретно, второе абстрактно. А Бог, интерпретированный по-аристотелевски, порождает необ­ходимым образом перворазум, интеллигибельное начало, от которого исходит второй, третий разум по нисходящей.

Философия Нового времени и Просвещения

Фрэнсис Бэ­кон

Он заявляет, что «чело­век — слуга и истолкователь Природы», но успешному ее познанию мешают негодные методы изучения, господство над сознанием «идолов» рода, пещеры, рынка и театра, т. е. предрассудки нашего ума, нашего индивидуального поло­жения, заблуждения, связанные с использованием слов с готовыми значениями и безусловным подчинением ав­торитету. Бесстрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимательный к опы­ту — вот его требование к философии. Сила разума, ис­тина проявляются в способности организации наблюде­ния и эксперимента.

Классическая немецкая философия

Иммануил. Кант

Заявляет, что мы можем знать лишь мир явлений (данные опыта и формы позна­ния, в которых они закреплены), но не то, что в нем явля­ется. Мир явлений и мир вещей в себе вводят понятия трансцендентального, имеющего признаки априорности, и трансцендентного, указывающего на нахождение чего-либо за границами опыта.

Русская философия

Михаил Васильевич Ломоносов

Составил правила «изоб­ретения» вымыслов, а теория воображения глубоко вскры­вала причины заблуждений в сфере научного познания и выявляла истоки эстетического отношения к действитель­ности. Он возвысился над односторонним гносеологизмом западноевропейской философии, ибо не мыслил себе ду­ховность иначе, как целостное единство веры, истины и красоты.

Неклассическая философия XXвека

Эрих Фромм

Он вводит понятие типов социальных характеров: рецептивного, эксплуататорско­го, накопительского и рыночного. В основе каждого из них лежит своеобразный психологический механизм, посред­ством которого люди решают проблемы своего существо­вания: мазохистский, садистский, деструктивистский и реформистский. Эти механизмы — защитные реакции индивида на противоречивую ситуацию социальной струк­туры. Чувство неуверенности и бессилия перед лицом эк­зистенциальной проблемы человек может компенсировать деструктивизмом, стремлением к разрушению. Конфор­мизм — это отказ человека от собственного «Я» посред­ством растворения себя в массе, толпе, коллективе.



Список использованной литературы

  1. Андрейченко, Г.В. Философия[Текст]: учеб.пособие для вузов/ Г.В. Андрейченко. Ставрополь: СГУ, 2001. – 245 с.

  2. Блинникова, Л.М. Великие философы[Текст]: учеб. словарь-справочник/Л.М. Блинникова.М.:Высшая школа,1998.-521с.

  3. Гегель,Г.В.Ф. Великие мыслители[Текст]:/ Г.В.Ф. Гегель.М.: Мир книги,2007.-464с.

  4. Иванов, А.В. Университетские лекции по метафизике[Текст] учеб.пособие для вузов:/ А.В. Иванов.М.: Современные тетради, 2004. — 647с.

  5. Канке, В.А. Философия[Текст]: учеб.пособие для вузов/ В.А.Канке. Ульяновск: Юристъ, 2001.-120с.

  6. Кант,И. Великие мыслители[Текст]: /И. Кант. М.: Мир книги,2007.-400с.

  7. Платон, Великие мыслители [Текст]:/ Платон. М.: Мир книги,2007.-496с.

  8. Радугин, А. А. Хрестоматия по философии[Текст]:учебное пособие / А. А. Радугин.М.: Центр, 2001.— 416с.

  9. Фролова, И.Т. Введение в философию[Текст]:учебник для вузов/ И.Т. Фролова. М.: Политиздат,1989. - 367 с.



Приложение

А) Персоналии:

Фалес ( из Милета (Иония, Малая Азия) — древ­негреческий философ и ученый, основатель Милетской школы.Пре­дание рисует его купцом и предпринимателем, гидроинжене­ром, тонким дипломатом и мудрым политиком, «первым» из 7 мудрецов, провидцем, предсказывающим погоду и затмения, наконец, своего рода культурным героем греческой науки и философии7

Анаксимандр (610-540 до н.э.) — ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. Ему приписывают первое письменное прозаическое произведение ("О природе"). Считается также, что он совершил несколько колониальных экспедиций, написав после этого ряд географических сочинений и первым изобразил границы тогдашнего мира на карте. Анаксимандр сделал ряд инженерных изобретений, среди которых солнечные часы ("гномон") и др.; много занимался астрономией, пытался сравнить величину Земли с другими известными тогда планетами. Он был первым среди философов, провозгласившим в качестве первоначала апейрон — как нечто материальное, качественно неопределенное и бесконечное, что явилось значительным шагом вперед по сравнению с другими мыслителями, говорившими о каком-то одном и обязательно конкретном, качественном первоначале. Анаксимандра можно считать одним из прародителей античной диалектики, т.к. именно с него начинается ее предыстория. Так, рассуждая о различных видах существования первоначала, он выдвинул идею о равноправии материальных состояний. Влажное, - может высохнуть, сухое — увлажниться и т.д., т.е. речь шла о взаимосвязи и возможности взаимопереходов между различными состояниями материального, более того, противоположные состояния. Идеи Анаксимандра проложили путь к одной из важнейших диалектических идей, выдвинутых последующей философской мыслью, — идее единства и борьбы противоположностей.8

Анаксимен (585-525 до н.э.) — ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик Анаксимандра. Его можно рассматривать и как продолжателя линии Анаксимандра, и как прямого последователя Фалеса.9

Гераклит из Эфеса (ок. 540—ок. 480 до н.э.,) древнегреческий философ-пантеист; политический и религиозно-этический мыслитель пророческо-реформаторского склада. Имел наслед­ственный титул басилевса (царя-жреца) от которого отрекся в пользу брата. В известном смысле Гераклит был первым греческим утопистом, предвосхитившим тему «Государства» Платона и написавшим об идеальном переустройстве общества, религии и морали на основании естественного закона, начиная с радикальной реформы человеческого языка и мышления.

Своеобразие мировоззренческой и философской позиций Гераклита в том, что он выступал как против мифопоэтической традиции (Гомер, Гесиод), так и против рацио­нализма Ионийского просвещения (Ксенофан, Гекатей). Фундаментальная оппозиция, вокруг которой вращалась мысль Гераклита,—«одно» и «многое» (или «все»). В космогонии Гераклита отчетливо видны следы мифа о страстях умирающего и воскресающего божества. Отсюда его «трагический пессимизм»: мы, живем в эпоху дегенерации бытия, но будущее человечества еще страшнее настоящего .

Пифагор (ок. 570 до н. э., о. Самос — ок. 497, Метапонт) — древнегреческий философ, ученый, религиозно-нравственный реформатор и политик. Его отец Мнесарх был богатым и, вероятно, знатным человеком.

Как и Сократ, Пифагор ничего не писал, а его ученики излагали не взгляды учителя, а свои собственные. Их теории слишком индивидуальны, чтобы прямо выводить из них систему учителя (если она вообще существовала. Сравнительно надежно к Пифагору можно отнести лишь отдельные идеи и открытия. Его интересы лежали в той же области, что и у ионийцев: космология, астрономия, математика (интерес к религии, хотя и иного типа, свойствен Ксенофану). Космогония Пифагора объясняла зарождение мира взаимодействием двух начал,- «предела» и «беспредельного». Последнее, заимствованное у Анаксимандра, отождествлялось с пустотой и одновременно с бесконечной пневмой, воздухом окружавшим космос. Космос «вдыхает» внутрь себя пневму, где она ограничивается «пределом», и кладет начало отдельным вещам.

В геометрии он продолжил исследования Фалеса, придав им более научный и абстрактный характер. Ему принадлежит доказательство теоремы Пифагора и метод нахождения «пифагоровых троек»; созданная им теория пропорций стала связующим звеном между всеми точными науками. В астрономии Пифагор развил идею Анаксимандра о «геометрической» вселенной, чьи параметры выразимы в числах. Он открыл сферичность Земли, положив начало канонической системе из двух сфер, небесной и земной.

Почитание богов и родителей, забота о воспитании детей, верность дружбе, умеренный образ жизни, нравственная и телесная чистота, приверженность к «отеческим законам», нелюбовь к тирании и анархии — все это не было выдумано Пифагором, он лишь придал этим вещам новый смысл и укрепил их своим авторитетом мудреца, знавшего и умевшего больше др. людей.10

Ксенофан из Колофона (ок. 570 — после 478 до н. э.) — древнегреческий поэт и философ. После покоре­ния греческих городов Ионии Гарпагом (540 до н. э.) эмигрировал и вел жизнь «скитальца» в течение 67 лет. По ряду сви­детельств, восходящих к полушутливому пассажу Платона в «Софисте», Ксенофан — основатель Элейской Школы и учи­тель Парменида. Он не выработал никакой фи­лософской системы: взгляды, излагавшиеся им в различных стихотворениях, не свободны от противоречий. По своему сти­лю Ксенофан — полемист и сатирик, по своему этосу — нис­провергатель всех авторитетов эллинской культуры и религи­озно-нравственный реформатор.Мифологическому политеизму Ксенофан противопоставляет монотеистическую концепцию: «Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь це­ликом видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. Высшим и абсолютно достоверным зна­нием, по Ксенофану, обладает только бог; человеческое зна­ние не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет вероятностный характер. В сочетании с критикой всех фило­софских систем этот тезис делал Ксенофана в глазах антич­ных скептиков предтечей скептицизма. Впервые зафиксиро­ванное у него противопоставление мнения и знания имело программное значение для античной гносеологии. Утилита­ризм Ксенофана имел не только социально-этические (осуж­дение роскоши, бесполезность Олимпийских игр), но и космологические следствия: «солнце полезно... а луна не нужна».11

Парменид— древнегреческий философ, основоположник Элейской школы, учитель Зенона Элейского, согласно античным «преемствам философов» — ученик Ксенофана, по более достоверной версии — пифагорейца Аминия.

Типологически философия Парменида близка к системе идеалистического монизма типа адвайта-веданты, однако необходимо учитывать отсутствие в его время строгого дуализма духа и материи, идею пространственной протяженности (и даже телесности) сущего (английский историк философии Дж. Бернет, впадая в другую крайность, считал Парменида «отцом материализма»)12.

Помимо прямого влияния на традиции Элейской и Мегарской школы философия Парменида косвенно, через требование рационального обоснования движения и множественности, оказала воздействие на формирование натурфилософских систем 5 в. (особенно атомистов) и теоретическую физику Аристотеля. Противопоставление бытия и становления, чувственного и умопостигаемого, истины и мнения вошло в азбуку платонизма.

Зенон из Элей — древнегреческий философ, представитель Элейской школы, ученик Парменида. Аристотель называл Зенона «изобретателем диалек­тики», т. е. критического анализа «принятых мнений» или опровержения тезиса противника путем reductio ad absurdum.13

^ Мелисс из Самоса (5 в. до н э ) — древнегре­ческий философ, завершитель и систематизатор традиции Элейской школы. Архаическая темнота стихов Парменида побудила Мелисса дать ясное прозаическое изложение элеиского течения с развернутой аргументацией.

Термины:

Философия (от греч. filein — любить, sofia — муд­рость) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фун­даментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отноше­ния к природе, обществу и духовной жизни. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. Она является теоретическим ядром мировоззрения.

Натурфилософия - область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения, отдельных вещей, как регулятивную идею, позволяющую понять все сущее и все предметы в их единстве и в многообразии форм, построить рационально-научную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи и детерминации вещей, раскрыть различные уровни природы как целого — от неорганической природы к жизни и жизни человека

Скептицизм (греч.skeptikos — ищущий, рассматрива­ющий, исследующий) — философское направление, создан­ное в 4 в. до н. э. Пирроном из Элиды (ок 360—270 до н. э.). Пиррон практиковал воздержание от суждения. Античные скептики доказывали, что притязания различных философских школ на абсолютную истинность неправомерны, а истинность всех знаний отно­сительна.

Патристика (от греч. wrap, или лат. pater, «отец») — термин, появившийся в 17 в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. 1—8 в. — т. н. отцов Церкви. К концу 5 в. были сформулированы три признака, отличавшие авторитетного «отца»: древность, святость жизни и ортодоксальность учения (впоследствии к ним был добавлен 4-й — одобрение церкви).

Стоицизм — учение одной из наиболее влиятельных философских школ античности, основанной ок. 300 до н. э. Зеноном из Кития. Учение стоицизма делится на логику, физику и этику Струк­турная взаимосвязь трех частей служит выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума логоса (прежде всего закона, причинно-следственной связи) в сферах познания, мироустроения и морального целеполага­ния.

Эпикуреизм — философское учение, созданное Эпикуром и развитое его учениками и последователями — эпикурейцами. Для эпикуреизма характерны атомистическая картина мира, отрицание телеологии, провиденциализма и бессмертия души.

Космос (лат. mundus) — понятие древнегре­ческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом це­лом. Древние греки противопоставляли космос хаосу. Перво­начально термин «космос» употреблялся для обозначения «наряда», «украшения», «воинского строя» и т. д. Семанти­чески наиболее близки в русском языке «порядок», «чин», «устройство», «красота», «лепота».

Пантеизм (от греч. pav — все и theos — Бог) — религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен миру, Бог и мир суть одно. В качестве религиозного учения обычно противопоставляется теизму, отделяющему Бога в качестве трансцендентного вневременного творца от мира как его временного творения.




1 Учебник «Философия» В.А. Канке Ульяновск. «Юристъ»: 2001 .

2 Учебный словарь-справочник «Великие философы» Блинникова Л. В.М.: Высшая школа, 1998-521с.


3 Великие мыслители Гегель, М.:«Издательство Мир книги»,2007г-464с.

4 Термин «пантеист» был впервые использован английским философом Дж. Толандом (1705), собственно термин «пантеизм» был введен в философский оборот нидерландским теологом Й. Фаем (1709). Первыми историческими формами пантеизма cчитаются некоторые системы индийской (брахманизм, индуизм, веданта) и китайской (даосизм) философии, а также философские концепции древнегреческих философов-досократиков (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Учебный словарь-справочник «Великие философы» Блинникова Л.М. М.:Высшая школа,1998.-521с.


5 Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике.— М.: «Современные тетради», 2004. — 647 с.


6 Патристика (от греч. wrap, или лат. pater, «отец») — термин, появившийся в 17 в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. 1—8 в. — т. н. отцов Церкви.


  1. 7 Учебный словарь-справочник «Великие философы» Блинникова Л. В.М.:Высшая школа,1998.-521с.



8 Учебный словарь-справочник «Великие философы» Блинникова Л. В. М.:, Высшая школа 1998-521с.

9 Учебный словарь-справочник «Великие философы» Блинникова Л. В.М: Высшая школа, 1998-521с.


10 Учебный словарь-справочник «Великие философы» Блинникова Л. В.М.: Высшая школа, 1998-521с.


11 Учебный словарь-справочник «Великие философы» Блинникова Л. В.М.: Высшая школа, 1998-521с.


12 Учебный словарь-справочник «Великие философы» Блинникова Л. В.М.: Высшая школа, 1998-521с.


13 Учебный словарь-справочник «Великие философы» Блинникова Л. В.М.: Высшая школа, 1998-521с.




Скачать файл (122.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации