Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - История Графического Дизайна и Рекламы. Временной контекст группы Мир искусства - файл Временной контекст группы Мар искусства.doc


Реферат - История Графического Дизайна и Рекламы. Временной контекст группы Мир искусства
скачать (1652.7 kb.)

Доступные файлы (2):

Временной контекст группы Мар искусства.doc51kb.12.11.2009 22:45скачать
Группа «Мир искусства».ppt1736kb.18.12.2009 04:00скачать

содержание

Временной контекст группы Мар искусства.doc

Временной контекст группы «Мир искусства»


Изучение русской провинции отечественными и зарубежными художниками, начавшееся еще в эпоху Средневековья и отраженное, например, в иконописи XVII века, активизировалось на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Рассматривая наследие мастеров того времени, можно констатировать, что среди них не было ни одного равнодушного к «провинциальной» теме.

Художники группы «Мир искусства» были по-своему увлечены образами русской «глубинки». Настала пора опровергнуть ложное утверждение, что большая часть из них придерживалась, открыто прозападных позиций и в рамках русской темы интересовалась лишь XVIII столетием и Петербургом.

Предыстория «мира искусства» началась с группы «Невские пиквикианцы», образованной в 1887 г. учащимися петербургской частной школы Карла Мая — А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым и К. Сомовым. Впоследствии к кружку примкнул С. Дягилев и Л. Бакст. Дягилев часто ездил за границу. Там он завел знакомства с иностранными писателями и художниками и начал коллекционировать картины.

Под руководством Дягилева камерные «невские пиквикианцы» к концу 1890-х годов превратились в экспансивный «мир искусства». В объединение влились художники московской школы (входившие в состав абрамцевского кружка) — Коровин К. А., Серов В. А., Васнецов В. М., Васнецов А. М, Врубель М. А., Нестеров М. В..

Их первым масштабным публичным выступлением явилась «Выставка русских и финляндских художников», состоявшаяся в начале 1898 в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.

В том же году начал выходить журнал «мир искусства»; его издателями были княгиня Тенишева М. К. и Мамонтов С. И., главными же идеологами были Бенуа и Дягилев.

^ Главная идея объединения была выражена в статье выдающегося мецената и знатока искусства Сергея Павловича Дягилева (1872 — 1929) «Сложные вопросы. Наш мнимый упадок». Основной целью художественного творчества объявлялась красота, причём красота в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к задачам искусства давало художнику абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что для России было достаточно ново и необычно.

Художественная ориентация группы «мир искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям товарищества передвижников художники «мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены объединения утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника.

«Мир искусства» открыл для русской публики немало интересных и неизвестных ей ранее явлений западной культуры, в частности финскую и скандинавскую живопись, английских художников-прерафаэлитов и графика Обри Бёрдсли. Огромное значение для мастеров, объединившихся вокруг Бенуа и Дягилева, имело сотрудничество с литераторами-символистами. В двенадцатом номере журнала за 1902 г. поэт Андрей Белый опубликовал статью «Формы искусства», и с тех пор крупнейшие поэты-символисты регулярно печатались на его страницах. Однако художники «Мира искусства» не замкнулись в рамках символизма. Они стремились не только к стилевому единству, но и к формированию неповторимой, свободной творческой личности.

Как цельное литературно-художественное объединение «Мир искусства» просуществовал недолго. Разногласия между художниками и литераторами привели в 1904 г. к тому, что журнал закрыли. Возобновление в 1910 г. деятельности группы уже не могло вернуть её былой роли. Но в истории русской культуры это объединение оставило глубочайший след. Именно оно переключило внимание мастеров с вопросов содержания на проблемы формы и изобразительного языка.

Отличительной особенностью художников «Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и оформлением театральных постановок, и декоративно-прикладным искусством. Однако важнейшее место в их наследии принадлежит графике.

Лучшие произведения Бенуа графические; среди них особенно интересны иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903—1922 гг.).

Творчеству Бенуа близка романтическая идея противопоставления одинокого страдающего героя и мира, равнодушного к нему и этим убивающего его.

Оформление театральных спектаклей -- самая яркая страница в творчестве Льва Самуиловича Бакста (настоящая фамилия Розенберг; 1866—1924). Наиболее интересные его работы связаны с оперными и балетными постановками «Русских сезонов» в Париже 1907— 1914 гг. — своеобразного фестиваля русского искусства, организованного Дягилевым. Бакст выполнил эскизы декораций и костюмов к опере «Саломея» Р. Штрауса, сюите «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, балету «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси и другим спектаклям. Особенно замечательны эскизы костюмов, ставшие самостоятельными графическими произведениями. Художник моделировал костюм, ориентируясь на систему движений танцовщика, через линии и цвет он стремился раскрыть рисунок танца и характер музыки. В его эскизах поражают острота видения образа, глубокое понимание природы балетных движений и удивительное изящество.

Одной из главных тем для многих мастеров «Мира искусства» стало обращение к прошлому, тоска по утраченному идеальному миру. Любимой эпохой было XVIII столетие, и прежде всего период рококо. Художники не только пытались воскресить это время в своём творчестве — они привлекли внимание публики к подлинному искусству XVIII в., фактически заново открыв творчество французских живописцев Антуана Ватто и Оноре Фрагонара и своих соотечественников — Фёдора Рокотова и Дмитрия Левицкого.

С образами «галантного века» связаны работы Бенуа, в которых версальские дворцы и парки представлены как прекрасный и гармоничный, но покинутый людьми мир. Евгений Евгеньевич Лансере (1875— 1946) предпочитал изображать картины русской жизни XVIII в.

С особенной выразительностью мотивы рококо проявились в работах Константина Андреевича Сомова (1869—1939). Он рано приобщился к истории искусства (отец художника был хранителем коллекций Эрмитажа).

^ Константин Фёдорович Богаевский (1872-1943)
российский живописец, акварелист, член объединений "Союз русских художников", "Мир искусства", создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма - Киммерии.

^ Георгий Семенович Верейский (1886-1962) отказался от живописи в пользу графики и всегда тяготел к воспроизведению реальности непосредственно с натуры - к пейзажному и портретному жанрам. В 1920-1930-х годах исполнил ряд превосходных графических пейзажей - деревенских и городских, да и впоследствии не раз с успехом обращался к изображению города - в основном ленинградских улиц в окрестностях своей мастерской. Но первой любовью и главным делом жизни художника был портрет. В совершенстве освоив литографию, он за долгие годы работы создал громадную галерею портретов своих современников - художников, писателей, деятелей культуры.

Александр Яковлевич Головин (1863-1930)
российский живописец, график, театральный художник, член "Мира искусства".

Мстислав Валерианович Добужинский (14.8.1875 - 20.11.1957) сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике - рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX века. Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений. После революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов "мирискуснической" книжной графики. Это было заметно уже в рисунках к "Свинопасу" Андерсена (1917), за которыми последовали рисунки к "Бедной Лизе" Карамзина и "Тупейному художнику" Лескова (1922) и, наконец, к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского (1925), ставшие шедеврами русской книжной графики. В своем движении к новому Добужинский оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1924 года к "Веселой азбуке" Н. Павловой, "Примусу" Мандельштама, "Бармалею" Чуковского.

Владимир Михайлович Конашевич [7(19).5.1888, Новочеркасск, - 27.2.1963, Ленинград], советский график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Для книжной графики, натюрмортов и пейзажей Конашевича характерны эмоциональность, повышенная декоративность, артистизм и трепетность линий каллиграфически точного рисунка (акварели, рисунки тушью на китайской бумаге, литографии). Для многочисленных работ Владимира Конашевича в области детской книги типичны сочетание реальности с поэтическим вымыслом, весёлая изобретательность в изображении сцен и персонажей, декоративная выразительность рисунка (кисть или перо). Произведения: иллюстрации к книгам - "Стихотворения" Фета (изд. в 1922), "Пожар" Маршака (изд. в 1923), "Манон Леско" Прево (изд. в 1932), "Сказки" Чуковского (изд. в 1935), "Сказки" Андерсена (изд. в 1950), "Плывёт, плывёт кораблик" (изд. в 1956); станковые серии - "Павловский парк" (цветные автолитографии, 1921-1923), "Зимние пейзажи Павловска" (тушь на китайской бумаге, 1932-1940, Русский музей, Ленинград, и Третьяковская галерея).

^ Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) российский живописец, театральный художник, член "Мира искусства"; с 1923 года жил за границей. На протяжении всего творческого пути Коровин выставлялся на выставках передвижников, "Мира искусства", "Союза 36", Союза русских художников (в этом объединении Коровин играл ведущую роль). С 1901 года Константин Коровин преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

^ Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946)
российский график, живописец, сын скульптора Е. А. Лансере, член "Мира искусства". Лансере остался не затронут характерным для его круга ностальгическим ретроспективизмом. Его работы в журналах ("Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон"), в книжной графике ("Венок Врангелю", "Царская охота на Руси", обе 1902; "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны", 1910) и в сценографии (спектакли петербургского Старинного театра) утверждают принципы "нового стиля"; однако в исторических стилизациях ("Никольский рынок в Петербурге", 1901; "Петербург начала XVIII века", 1906; "Ботик Петра I", 1906; "Корабли времен Петра I", 1911) нет печали об ушедшем, но есть радостное, романтически-взволнованное повествование, любование архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин. Сатирические рисунки в журналах "Зритель", "Жупел" и "Адская почта" (после закрытия "Жупела" Лансере взял на себя издание "Адской почты"), а также участие в создании "Календаря русской революции" (1907, запрещен сразу же после выхода) тоже несколько выделяют художника из "мирискуснического" круга: сатира Лансере слишком конкретна, а политическая ориентированность слишком очевидна.

Лучшая предреволюционная работа Лансере - иллюстрации к "Хаджи-Мурату" Льва Толстого (в полном виде книга вышла в 1918 году) - как бы знаменует непрерывность его творческой биографии: несмотря на "мирискусническое" понимание книжного ансамбля и изысканную графичность "петербургских" разворотов, общий декоративно-живописный строй иллюстраций предвосхищает цикл к толстовским "Казакам" (1917-1936). Кавказская тема сделалась важнейшей для художника и по житейским обстоятельствам: три года (1917-1920) он провел в Дагестане, затем долго жил в Тбилиси - работал рисовальщиком в Музее этнографии, в Кавказском археологическом институте (выезжая в этнографические экспедиции), был профессором Тбилисской АХ.

^ Пётр Васильевич Митурич (1887-1956)
российский художник-график, член объединений "Мир искусства" и "Четыре искусства".

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)
российский живописец, график, член "Мира искусства" ("Играющие мальчики", "Купание красного коня", "Смерть комиссара").

^ Валентин Александрович Серов (1865-1911)
российский живописец, график, член "Товарищества передвижников", "Мира искусства", сын композитора А. Н. Серова.

^ Константин Андреевич Сомов (1869-1939)
российский живописец, график, член "Мира искусства"; с 1924 года жил в Париже ("Дама в голубом платье", "Купальщицы", "Вечер").

^ Александр Васильевич Шевченко (1882-1948)
российский живописец, член "Мира искусства", "Ослинный хвост", "Маковец", основатель "Цеха живописцев".

После революции оъединение художников "мир искусства" распалось на петроградскую и московскую группы, а в 1920-е годы окончательно прекратило свое существование. Последняя выставка с таким названием была устроена художниками-эмигрантами в 1927 в Париже.


Скачать файл (1652.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации