Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Английское Возрождение и деятельность Елизаветы I. Театр и драматургия - файл 1.doc


Реферат - Английское Возрождение и деятельность Елизаветы I. Театр и драматургия
скачать (114 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc114kb.16.11.2011 02:09скачать


1.doc

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Амурский государственный университет

(ГОУ ВПО «АмГУ»)


Кафедра литературы и МХК


РЕФЕРАТ


на тему: Английское Возрождение и деятельность Елизаветы I. Театр и драматургия

по дисциплине История зарубежной литературы


Исполнитель

студент группы 890 Е.С. Чернова


Проверил: К.А. Крыжанская


Благовещенск 2008

Содержание


Введение

3

1 Английское Возрождение и деятельность Елизаветы I

4 – 8

2 Английский театр эпохи Возрождения

9 – 14

3 Развитие английской драматургии в эпоху Возрождения

15 – 18

Заключение

19

Библиографический список

20


ВВЕДЕНИЕ


Своей вершины театр европейского Возрождения достиг на английской почве в творчестве величайшего драматурга Вильяма Шекспира. Театр Шекспира стал итогом развития национального английского театра и в известной степени суммировал достижения всей предшествующей сценической культуры как древнего, так и нового времени. Одновременно творчество Шекспира открывало перспективы для дальнейшего развития театра и драмы по пути социально-философского осмысления жизни, глубокого раскрытия внутреннего мира человека и его ярчайшего поэтического воссоздания.

Сила шекспировского ренессансного реализма – в способности к широчайшим историческим обобщениям, в обнажении главнейших противоречий времени, в сохранении неиссякаемой веры в человека. В этих своих качествах реализм мог утвердиться только в эпоху, которая сама с наибольшей силой раскрыла противоречия века, столкнула старые, феодальные силы с новыми, капиталистическими, и одновременно дала бесчисленные примеры гневного протеста масс.

Таким образом, английский театр, развившись позже итальянского и испанского, создал на рубеже XVI – XVII вв. искусство, идейная зрелость которого предопределялась зрелостью самого исторического процесса – процесса решительной ломки феодальных форм и закладки основ буржуазного общества.

Цель работы – изучение театра и драматургии Англии эпохи Возрождения.

Реферат основывается на монографической работе группы ученых под редакцией Давыдова, а также статей из учебников по истории зарубежного театра и литературы Каревой, Бояджиева, Образцовой, Жирмунской и др.

1 Английское Возрождение и деятельность Елизаветы I


Возрождение в Англии хронологически совпадает с периодом правления династии Тюдоров, от вступления на престол Генриха VII (1485) и до смерти королевы Елизаветы (1603), последней представительницы этой династии. Еще в XV в., несмотря на все политические неурядицы и военные неудачи, экономическое развитие Англии быстро шло вперед, вызвало глубокую общественную перестройку и усилило значение тех классов, которые составили потом главную опору королевского абсолютизма. В XVI в., при Тюдорах, Англия пережила полный переворот во всех областях экономической и социальной жизни, превративший ее из страны феодальной в классическую, по выражению Маркса, страну первоначального накопления. На этот период и приходится в Англии необычайный расцвет во всех областях мысли и творчества.

Возрождение в Англии, захватив более чем столетний промежуток времени, прошло несколько этапов в своем развитии. Ранний его период совпал с Реформацией, хотя и имевшей глубокие народные корни, но свершившейся здесь «сверху», правительственным указом короля Генриха VIII (1534). Это определило важные особенности английского гуманизма. Прежде всего, вопросы религии и церковной жизни для всех ранних английских гуманистов играли несравнимо большую роль, чем для гуманистов итальянских, так как первые увлечения античной литературой и миром новых философских идей хронологически совпали в Англии с жизненным интересом к проблемам назревавшей Реформации. Во второй период английского Возрождения положение существенно изменяется. Уничтожая экономическое и политическое могущество церкви, королевская власть тем самым подрывала и ее авторитет, и ее сильное до того времени идейное влияние. Реформация Генриха VIII облегчила последующим поколениям английских гуманистов борьбу за светскую культуру против культуры церковной, за жизнерадостное мировоззрение против средневекового монашеского аскетизма, за освобождение разума от церковной схоластики. Существенное значение имело и то обстоятельство, что в общеевропейском плане Возрождение в Англии было поздним историческим явлением. Благодаря этому английские гуманисты могли воспользоваться идейным наследием гуманистов других стран.

Наибольший расцвет идей Возрождения приходится в Англии на период царствования королевы Елизаветы (1558—1603), знаменитой королевы английской, владевшей множеством языков, любившей музицировать, танцевать и смотреть театральные представления. Ее правление ознаменовалось решающими для английской истории событиями. Вслед за Генрихом VIII (1509-1547), который отказался подчиняться Ватикану и объявил себя главой английской церкви (1534), Елизавета ревностно оберегала независимость Англии от притязаний римских пап. При ней в 1588 г. было нанесено сокрушительное поражение снаряженной испанским королем Филиппом II "Непобедимой армаде", огромному флоту, направлявшемуся к берегам Англии, чтобы восстановить в стране католицизм. После открытия Колумбом Америки (1492) Испания стала самой могущественной колониальной и торговой державой в Европе. С разгромом "Непобедимой армады" торговое первенство перешло к Англии. На этот период приходится также пора наибольшего равновесия сил дворянства и буржуазии, национального объединения, высокого патриотического подъема. Англия жадно вбирает в себя все богатства европейской гуманистической культуры.

Проникновение в страну ренессансных идей о раскрепощении личности совпало с эпохой первоначального накопления капитала, которое проходило в Англии куда интенсивнее, чем в прочих европейских государствах. Предпринимательский дух охватил все слои общества. Современник Шекспира Харрисон книге "Описание Англии" сетовал, что джентльмены стали торговать овцами, рыцари превратились в горнопромышленников, люди, пользовавшиеся большим уважением и владевшие большим состоянием, сделались скотоводами, мясниками и кожевниками.

Центром гуманистической культуры Англии был Оксфордский кружок гуманистов. В конце XV в. в Оксфордском университете образовался тесный дружеский кружок молодых ученых, объединенный общими запросами, с увлечением изучавших классическую древность. Это были первое английские филологи, для которых, однако, общественные задачи и моральные стремления тесно сплетались с научными целями. Виднейшими членами кружка были Вильям Гросин, Томас Линэкр и Джон Колет. Именно этот кружок оказал дружеский прием Эразму Роттердамскому во время нескольких его приездов в Англию. К этому же кружку впоследствии примкнул и Томас Мор. Все они учились в Италии и связаны были с Оксфордским университетом. Научные склонности их были во многом различны, но всех их объединял общий интерес к классическому миру и новой науке Гросин интересовался филологией и философией, Линэкр – классическими языками и медициной, Джон Колет в классических занятиях видел средство обновления религиозных вопросов. Новое движение, однако, не ограничивалось стенами Оксфорда. «Оксфордские реформаторы», как иногда называют кружок Гросина, имели многочисленных друзей и в других городах Англии, например в Кембридже и Лондоне. Немногочисленная при Генрихе VII группа английских гуманистов значительно расширилась при Генрихе VIII. Самое выдающееся место среди них занял Томас Мор. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Утопия», в котором он разработал модель идеального государства. Это произведение оказало огромное влияние на мировую литературу и общественно-политическую мысль.

Величайшим представителем английского Возрождения явился драматург и поэт Вильям Шекспир (1564-1616). Его комедии «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь» и др. пронизаны гуманистическим мировосприятием. Трагедии «Гамлет», «Король Лир», и другие отразили крушение гуманистических идеалов в столкновении их с морально-этическими ценностями грядущего капиталистического общества. От прославления человека, его культа, Шекспир в период трагического гуманизма, крушения его идеалов, отойдет от понимания человека как венца всего живущего и увидит в нем лишь квинтэссенцию праха. В исторических пьесах «Ричард III», «Генрих V» и др. Шекспир обратился к прошлому Англии. В них четко выражены государственные и политические позиции гуманиста. Шекспир был убежденным сторонником абсолютизма.

Крупнейшим ученым и философом эпохи Возрождения был Френсис Бэкон. Ему принадлежит фундаментальный труд «Новый Органон» и сочинение «Новая Атлантида», в котором он прославляет науку, рассматривая прогресс научной техники как основу будущей счастливой жизни человечества. Но в этом произведении-утопии Бэкон не только не высказывает таких смелых мыслей о социальных преобразованиях, как Томас Мор, но даже вступает с ним в полемику по ряду вопросов. Причиной этого является то, что в 20-х годах XVII в. гуманистическая мысль Англии была уже на спаде.

Гуманизм в Англии развился несколько позднее, чем в Италии, Франции и Германии. Гуманистическая литература в Англии иступила в период своего расцвета в такое время, когда элементы нового, буржуазного строя получили уже значительно большее развитие, чем в других странах. Английские гуманисты видели перед собой общество, в котором пороки старой феодальной системы сочетались с отрицательными явлениями, сопровождавшими буржуазный прогресс. Отсюда проистекала важнейшая особенность английской гуманистической литературы эпохи Возрождения: она была не только антифеодальной, но и антибуржуазной.

Буржуазный мир представал перед английскими писателями-гуманистами во всей своей противоречивости. Англия была страной, которая переживала процесс капиталистического развития в его наиболее «классической», по выражению Маркса, форме. Поэтому английские писатели-гуманисты самими условиями развития своей страны были поставлены в такое положение, которое

позволило нм с особенно большой глубиной отразить противоречия нового общественного строя, шедшего на смену феодализму.

Необычайный расцвет во всех областях мысли и творчества, который переживает Англия во второй половине XVI в., является, однако, сравнительно кратковременным. Уже в самом начале XVII в. основная масса английской буржуазии выступает против всей системы английского абсолютизма. Надвигающаяся феодальная реакция приближает кризис радостного и жизнеутверждающего ренессансного мировоззрения. Это окрашивает поздний английский гуманизм в довольно пессимистические тона. Однако пессимистические и резко сатирические настроения имеют в Англии и другие истоки. Английские гуманисты были очевидцами глубоких изменений в социально-экономической жизни. Их главным врагом оказался в конце концов не старый феодальный мир, уже отходивший в Англии в прошлое, а новое общество, построенное на капиталистической собственности и наживе, и они чрезвычайно остро и болезненно реагировали на все порожденные этим уродливые явления жизни. Именно эта черта оказалась особенно устойчивой и характерной для гуманистической культуры в классической стране первоначального накопления.

Таким образом, несмотря на то, что Возрождение пришло в Англию поздно, оно было особенно зрелым. Уже на ранних этапах гуманистам и философам стало хорошо видно, как ничем не скованная инициатива оборачивается безнравственностью и вседозволенностью. Ренессансные иллюзии о благом мироздании и гармоничном существовании абсолютно свободного человека в обществе и мире довольно быстро потерпели в Англии крах. Наиболее остро трагические противоречия наступавшего нового времени были выражены в драме. Английский Ренессанс был, прежде всего, ренессансом театральным. Никогда больше ни искусство Англии, ни европейский театр не переживали таких звездных часов. Не живописи, не архитектуре, не музыке, а именно театру суждено было стать своеобразным символом английского Возрождения и аккумулировать в себе все идеи трагического гуманизма.

2 Английский театр эпохи Возрождения


Что вообще мы понимаем под словами "театр эпохи Возрождения" и можно ли представить себе что-либо более несхожее, чем ренессансный театр Италии, Испании и Англии? Пожалуй, единственное, что их объединяет - это осознание и реализация огромного художественного потенциала этого вида искусства. Применительно к театру Англии уместно утверждение, что Ренессанс – это "последний миф о человеке". Гуманистическое выступает в Англии не как оглядка на античность, а как вера в титанические силы человека, способного бросить вызов универсуму, человека, которому, по выражению Л.Е. Пинского, трагическая ситуация оказывается "по плечу".

Вероятно само островное положение страны, даже чисто географически удаленной от цитадели гуманистических студий Италии, обусловило первостепенное значение традиций народной средневековой сцены в процессе формирования здесь профессионального театра. Процесс этот по сравнению с другими европейскими странами представляется наиболее естественным. спонтанным, и, как следствие, понятие нормативности оказывается английскому театру наиболее чуждо. Для английского театра эпохи Возрождения стиль равен индивидуальности художника, вырастающего из средневековой зрелищной традиции и вступающего с ней в диалог на равных.

Судьба английского ренессансного театра была особой, совершенно непохожей на судьбу театра итальянского. Началось все, однако, с заимствований и подражаний.

В Англии расцвет гуманизма совпал с Реформацией, и поэтому первоначально театр был использован здесь в его традиционной средневековой форме в целях сложной религиозно-общественной борьбы. Довольно рано под иноземным влиянием создались в Англии гуманистические «школьный» и «придворный» театры, но они имели сравнительно узкое назначение и не оказали решающего влияния на выработку новой драматургической манеры; с другой стороны, национальные театральные традиции были здесь настолько сильны, что они оказали воздействие на классицистические тенденции гуманистического театра. В результате в период Возрождения в Англии наблюдается своеобразный синтез противоположных драматургических течений, составляющий одну из важнейших особенностей английского ренессансного театра и обеспечивающий ему выдающееся место в мировой литературе.

Описанный процесс объясняется специфическими условиями общественного развития Англии в XVI в. Здесь не уничтожалась, но получила развитие форма театра, которая сложилась в средневековом городе. Пережитый Англией во второй половине XVI в. национальный подъем, основанный на относительном равновесии сил дворянства и буржуазии, обеспечил существование национального театра в той синтетической форме, которой не знало, за исключением Испании, искусство других стран в эпоху Возрождения. В течение всей первой половины XVI в. в английском театре шла борьба разнородных элементов, своих и привнесенных. Необычайный подъем драматургической деятельности приходится на вторую половину XVI и начало XVII в. В Лондоне появляется много публичных платных театров.

В это время городские постоянные театры в Лондоне существовали в двух разновидностях: публичные и частные; впрочем, различие между ними постепенно сглаживалось. Частные и публичные театры отличались друг от друга главным образом составом зрителей и особенностями актерских групп. Частные более состоятельных посетителей. Здесь выступали преимущественно «детские труппы». Публичные – рассчитывали на разношерстную и пеструю толпу зрителей, находились они не в центральной части города (как частные театры), а за его чертой. В публичных театрах играли исключительно профессиональные «взрослые» актерские труппы, и их сценические площадки нередко отличались сложным устройством. В 1576 г. театральный предприниматель Джемс Бербедж построил в заречной части Лондона первый публичный театр, и в том же году в центральной части столицы появился первый частный театр (так называемый «Блекфрайерский»). Затем возникали и сменяли друг друга многочисленные театры («Куртина», «Роза», «Лебедь», «Глобус» и т. д.).

Лондонские театры этого времени, как публичные, так и частные, имели особое устройство, значительно отличавшее их от нынешних. Театральные здания, строившиеся, по-видимому, исключительно из дерева, имели то круглую или овальную форму, то форму многогранников. Основная масса зрителей размещалась на просторном «дворе», окруженном стенами, вдоль которых шло несколько ярусов галерей; в публичных театрах крыша над партером отсутствовала. На галереях зрители сидели, в отличие от посетителей партера, смотревших спектакль стоя. Один или два нижних яруса галерей были разделены на ложи, это были самые дорогие места, предназначавшиеся для привилегированных зрителей.

Важнейшей особенностью публичных театров являлось сложное устройство сцены. Актеры располагали здесь не одной сценой, а несколькими. Действие шло последовательно то на одной, то на другой, то на третьей из этих сцен, и это во многих отношениях определило особую структуру драматических произведений этого периода. Хотя сцена была бедна декорациями (в особенности в публичных театрах), а спектакли отличались примитивной условностью постановки, театры не были совсем лишены обстановочных средств. Иллюзию усиливали сценические эффекты, выполнявшиеся с помощью некоторых технических приспособлений, а также производившиеся за сценой звукоподражания, музыка, сопровождавшая спектакль, в особенности же экспрессивная игра актеров. Немалую роль играл в этом отношении и самый сценический текст, заключавший в себе описания мест, в которых происходит действие. Благодаря совокупности всех указанных приемов можно было достигнуть разнообразных иллюзий, например темноты, хотя спектакль шел при дневном свете. Но наибольшую помощь постановщикам оказывал в этом отношении театральный зритель, живо и эмоционально реагировавший на представление, обладавший легковозбудимым воображением. Свободный доступ в театры обусловил пестроту зрительного зала и превратил их в развлечение общенародного характера. Это обстоятельство имело огромное значение и для драматургии этого периода.

Однако средневековый театр сохранял в Англии свою живучесть даже во второй половине XVI п., когда на городских подмостках уже шли пьесы предшественников Шекспира. Представления мистерий, несмотря на запрещение их парламентским указом 1543 г., устраивались до 90-х годов XVI в., впрочем, все больше заглушаемые новым театром. Одна из лучших дошедших до нас рукописей этих пьес переписана еще в XVII в. Свидетельством их популярности у населения является то, что, возникнув под сенью католической церкви, мистерии пережили ее падение в эпоху Реформации и сумели приспособиться к новым условиям. Впрочем, это объясняется также теми реалистическими элементами, которые постепенно накоплялись в этом театре и уже в XV в. нередко превращали религиозное действие в бытовые картины современности. Самым популярным жанром, начиная с конца XIV в., стало моралите. Оно оказалось наиболее жизнеспособным в силу того, что обладало необходимой драматической основой - конфликтом. В центре его в отличие от мистерий стояла не судьба Вселенной или всего человеческого рода, а история человеческой души в ее отношении, к Богу и дьяволу, силам добра и зла. Введение в моралите социальной тематики делало возможным постепенное формирование жанра исторической хроники. Таким смешанным типом пьесы был «Король Джон» Джона Беила, одного из видных деятелей английской реформации, яростного врага римского престола.

Но наполнение аллегорических фигур, действующих в моралите, новым идейным и политическим содержанием еще не могло породить нового искусства. Схематизм и условность старых форм вели к тому, что исторически достоверные события превращались в некую отвлеченную театральную игру. Новые идейные устремления должны были выразить себя в искусстве, отражающем реальную картину социальной борьбы и человеческих страстей. Средневековый жанр сам этого сделать не мог. Но, сходя с подмостков, он завещал будущей английской национальной драме ряд важнейших художественных принципов, усвоенных и развитых ею: принцип широкого эпического охвата действия, его значительный временной и пространственный масштаб, чередование героических и комических эпизодов, примат действенного начала над повествовательным.

Еще более тесные связи нового театра со средневековым шли по линии фарса, интерлюдии. Излюбленный народный жанр получил дальнейшее развитие благодаря деятелям Возрождения и использовался ими как острейшее оружие против папства и его многочисленной агентуры. Особенно язвительны были интерлюдии Джона Геивуда.

Новое движение в области театрального искусства могло начаться, только преодолев ограниченные рамки средневековых жанров, после усвоения английской сценой опыта ренессансной культуры в том ее виде, в каком она развилась в наиболее духовно богатой стране того времени — Италии. Приобщение к итальянской культуре и искусству вело и к более активному восприятию античной цивилизации.

Завершение феодальных междоусобиц в Англии и установление абсолютизма совпадают с усилением связей английских гуманистов с итальянскими. В Англии открываются грамматический школы, распространяется латинский язык, в университетах с конца XV в. принимаются усиленно изучать Плавта и Сенеку. Затем следуют переводы латинских комедий и трагедий на английский язык и их постановки в колледжах, при дворе и в домах аристократии.

Параллельно с изучением античных писателей рос интерес к итальянской поэзии и новеллистике. При дворе был создан жанр театрального представления, именовавшийся маской. Для этого придворного зрелища использовались сюжеты и образы итальянских пасторалей.

В результате знакомства с античным и итальянским опытом на английской сцене появились первые образцы национальной драматургии — комедии и трагедии. Автор первой английской комедии, «Ральф Роистер Дойстер» (ок. 1551 г.), – Николас Юдолл. Но, несмотря на традиционность сюжета и образов, первая английская комедия, написанная по римскому образцу, обладала ярко выраженными жизненными чертами и национальным колоритом.

Первой национальной английской трагедией была пьеса Томаса Нортопа и Томаса Секвила «Горбодук», показанная при дворе Елизаветы в 1562 г. Печать подражания римскому образцу – трагедиям Сенеки – тут очень явственна (кровавые убийства, пространные монологи вестников, выступления хора, деление пьесы на 5 актов). Но сам сюжет был заимствован не из античного источника, а из средневековой хроники и рассказывал о событиях при дворе древнего британского короля Корбодука.

Опыт античной и итальянской драматургии был очень полезен молодой английской драме: после хаотической мистерии и примитивных фарсов стали появляться пьесы, отличавшиеся стройной композицией, логическим развитием характеров, единством действия, соразмерностью частей. Но все же драматургия, созданная по примеру античных образцов и культивируемая по преимуществу в среде ученых и аристократов, не могла дать решительный толчок для возникновения нового театра. Для этого необходимо было, чтобы на сцену проникло новое общественное содержание, пришел новый герой, вступивший в борьбу за свои права; необходим был синтез гуманистического искусства с народным – синтез того, что было открыто в ученых книгах, с тем, что существовало на площадной сцене.

Таким образом, популярностью театра у всех классов общества следует объяснить разнообразие и пестроту создававшегося для него репертуара. Репертуар этот был создан группой выдающихся драматургов, являющихся непосредственными предшественниками Шекспира. Большая их часть работала для театров всех разновидностей. В их творчестве разнородные драматические течения предшествующей поры сочетаются более или менее органически и образуют замечательное художественное целое, из которого, в конце концов, вырастает шекспировский театр.

3 Развитие английской драматургии эпохи Возрождения


Новое драматическое искусство сформировалось в Англии не сразу. Понадобилось целое столетие, прежде чем оно достигло расцвета, обретя ту высокую степень народности и реализма, которая характеризовала творчество Шекспира. Драматическое искусство на протяжении эпохи Возрождения прошло следующие этапы развития.

Начальный период (конец XV и первые три четверти XVI в.) характеризовался переходом от старых жанров к новым: от средневекового моралите и интерлюдии к трагедии и комедии.

Второй период (конец XVI и начало XVII в, до смерти Шекспира – 1616 г.) является порой наивысшего расцвета английской драмы эпохи Возрождения. В течение этих трех десятилетий английская драма достигла своего высшего развития. Это – время расцвета реализма в драме. Однако в пределах этого периода следует различать две стадии. Первая приходится на пору от разгрома «Непобедимой Армады» до конца столетия. Эту стадию можно определить, в общем, как оптимистический период в развитии гуманистической драмы. Обострение социальных противоречий в конце царствования Елизаветы и после вступления на престол Иакова I получило ясное отражение в том переломе, который произошел в драматической литературе. На второй стадии, в первые годы XVII столетия, гуманистическая драма отмечена преобладанием трагических мотивов. Эволюция величайшего из драматургов эпохи – Шекспира – очень ясно отражает эти две основные стадии в английском драматическом искусстве поры его расцвета.

Третий период (от смерти Шекспира в 1616 г. до закрытия театров в 1642 г.) характеризуется кризисом, распадом гуманизма и упадком реализма в драме.

Новое общество получило в наследие старую драму. При Генрихе VII еще в полной силе был театр средневековый. Век, отделяющий мистерии и моралите от «Гамлета» и «Короля Лира», был наполнен исканиями, экспериментами, перенесением на английскую почву достижений драматургии других стран, напряженным строительством нового театра.

Творцы новой драмы были выходцами из демократической среды. Они стали независимыми профессиональными писателями, смелыми вольнодумцами, близкими по духу народной аудитории. Наименование «университетские умы» эта группа драматургов получила потому, что все они – Марло, Кид, Грин и другие – учились в университетах и были весьма образованными людьми. Старое подразделение на ученых авторов – аристократов – и поставщиков текста для народных представлений было ликвидировано. Синтез гуманистической и народной линий осуществлялся уже в том отношении, что деятелями площадного театра стали люди высокой культуры.

Тем не менее, английская драма эпохи Возрождения отнюдь не была однородной по своей социальной и художественной направленности. Основным, ведущим жанром ее была гуманистическая народная драма, представленная на первом этапе создателями первых комедий и трагедий, на втором этапе – Марло, Грином, Шекспиром и Бен Джонсоном, на третьем этапе – Бен Джонсоном, Деккером и Т. Гейвудом.

Наряду с драмой народной развивалась драма придворно-аристократическая. В пору расцвета ренессансного театра главными представителями этого направления были Лили, Бомонт и Флетчер, причем деятельность Флетчера продолжалась и в третий период Возрождения, когда аристократическое направление стало преобладающим, выдвинув таких писателей, как Тернер и Вебстер.

Однако итогом и вершиной развития английского и общеевропейского театра эпохи Возрождения стало творчество Вильяма Шекспира. Оно вобрало в себя все лучшее, что было достигнуто мировой культурой. Шекспир является автором не только в большинстве своем известных нам трагедий, комедий и сонетов, но и хроник.

Философская основа творчества Шекспира – ренессансный гуманизм. В своих произведениях великий драматург отвергал любые формы социального угнетения. Шекспир не принимал ни деспотического своеволия феодальных рыцарей, ни хищнического индивидуализма нового времени. Это доказывают образы Ричарда III, Яго, Эдмонда. Для Шекспира только тот человек подлинно велик, душевные силы которого обращены к благим целям.

Творчество Шекспира утверждает естественную красоту и совершенство человека Возрождения, отстаивающего право на счастье и свободу для себя и других, проникающего в самую суть бытия, бесстрашно вступающего в бой со злом. Таковы Гамлет, Отелло, Лир. Постигая трагическую сущность современного мира, Шекспир не оставляет гуманистических мечтаний о гармоническом обществе свободных и прекрасных людей.

Творчество Шекспира народно по своей природе. Корни его драматургии уходят в историю площадного плебейского театра. Шекспир черпает многие образы я сюжеты из сокровищницы народных преданий, легенд; верований. Он пишет свои пьесы для толпы лондонских простолюдинов, заполнявших его «Глобус». В драмах Шекспира всегда звучит голос народа; драматург изображает не только парадную, официальную сторону истории – он рисует широкую картину жизни парода, его бед, страданий. Но главное, творчество Шекспира народно потому, что, впитав в себя общественные устремления всех прогрессивных слоев английского государства, гуманистическое мировоззрение драматурга объективно выразило интересы народных масс.

Неверно было бы полагать, что драматургия Шекспира – некий эстетический феномен, созданный по прихоти истории па пустом месте. Гигантская фигура Шекспира окружена целой плеядой талантливых современников.

В первые десятилетия XVII в., в годы обострения социальных противоречий, в годы напряженной борьбы дворянской монархии с растущей буржуазией, в годы усиливающегося кризиса английской гуманистической культуры, театральная жизнь Англии поражала своей сложностью и разноречивостью. Тем не менее, среди множества идейно-художественных направлений можно выделить два основных: демократическое и аристократическое.

Самым значительным художником, принадлежавшим к первому, демократическому направлению, был Бен Джонсон (1573—1637) – один из образованнейших людей своего времени, знаток античной классики. Он вошел в историю театра как создатель английской сатирической комедии. На смену поэтической и жизнерадостной комедии Шекспира пришла достоверно-бытовая обличительная комедия Бена Джонсона. Пьесы Джонсона – это комедии того мира, трагедия которого – «Гамлет».

Совсем другой характер имеют произведения драматургов, связанных с придворными и аристократическими кругами времени Иакова I и Карла I. Если писатели типа Бена Джонсона или Хейвуда охотно изображали испорченность придворных нравов, противопоставляя им буржуазные добродетели – то их противники, напротив, вышучивали мещанские претензии, сентиментальную дидактику, все обострявшуюся нетерпимость пуританских кругов ко всякого рода. Значительная часть драматургического наследия Бомонта и Флетчера представляет собой переделки более ранних драматических произведений, в том числе испанских и итальянских; писатели широко пользовались также новеллистикой эпохи Возрождения.

Однако уже к 20 – 30-м годам XVII века все более грозным становится голос пуритан, давно требовавших закрытия театра, как рассадника безбожия и разврата. В 1642 г., когда буржуазия захватила в Англии политическую власть, парламент принял акт о запрещении всех публичных зрелищ. Развитие английского театра было искусственно прервано па долгие годы.

Заключение


Английская революция и противостояние пуритан не могли уничтожить память о великой эпохе английского театра. Прошло время — и драматургия английского Возрождения, прежде всего драматургия Шекспира, вошла в плоть и кровь мировой театральной культуры, стала ее неотъемлемой частью, во многом определила дальнейший путь ее развития.

И, несомненно, самыми высшими достижениями английская драма эпохи Возрождения обязана тем драматургам, произведения которых были близки народу и шли преимущественно на сцене народных театров.

Одним из таких писателей и, наверное, самой яркой личностью английской драматургии Возрождения был Вильям Шекспир. В его творчестве эта эпоха, ее сложные исторические процессы, ее прекрасные и трагические стороны нашли самое полное и совершенное художественное выражение.

Драмы Шекспира – величайшее достижение мирового искусства. Достоверно отражая реальность своего времени, они в то же время поднимаются над потоком повседневного быта к высотам поэтического обобщения, позволяющего драматургу раскрыть самые глубинные конфликты, поставить самые мучительные проблемы эпохи. Шекспир – гениальный творец человеческих характеров. В гуманизме, народности, поэтической мощи и беспощадной правдивости шекспировского искусства – залог бессмертия великого мыслителя и художника.

Однако помимо Шекспира Англия эпохи Возрождения подарила мировой литературе плеяду выдающихся писателей и драматургов.

И, несмотря на то, что английский театр, развившись позже итальянского и испанского, создал на рубеже XVI – XVII вв. искусство, идейная зрелость которого предопределялась зрелостью самого исторического процесса – процесса решительной ломки феодальных форм и закладки основ буржуазного общества.


Библиографический список


  1. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX – XX вв./ Под ред. М.Ю. Давыдова. – М.: РГГУ, 2001. – С. 52 – 89

  2. История западноевропейского театра / Под ред. Г.Н. Бояджиева. – Т. 1. – М.: Искусство, 1956. – С. 389 - 395

  3. История зарубежного театра. Театр Западной Европы: Учебн. для культ.- просвет. и театральн. учебн. заведений / Под ред Г.Н. Бояджиева. – Ч. 1. – М.: Просвящение, 1971. – С. 267 - 279

  4. История зарубежного театра. – Ч. 1: Театр Западной Европы от античности до Просвящения / Под ред. Г.Н. Бояджиева, А.Г. Образцовой. – М.: Просвящение, 1981. – С. 161 – 197

  5. История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения: учеб. для филолог. спец. вузов / Под ред. Н.А. Жирмунской, З.И. Плавскина. – М.: Высшая школа, 1987. – С. 326 - 394

  6. Карева В.В. История Средних веков. – М.: ПСТБИ, 1999 – С. 98-101.



Скачать файл (114 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации