Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Организация управления и суда на территории Беларуси в составе Российской империи - файл 1.docx


Контрольная работа - Организация управления и суда на территории Беларуси в составе Российской империи
скачать (54.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx55kb.21.11.2011 12:02скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Рег. №_________

_______________

(дата)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени П.М. МАШЕРОВА»
Юридический факультет
Кафедра ИСТОРИИ И ТЕОРИИ права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу:

«История государства и права Беларуси»

ТЕМА:

« Организация управления и суда на территории

Беларуси в составе Российской империи.»

(ВАРИАНТ № 27)




Витебск 2010 г.



Содержание:
Тема 27.

Организация управления и суда на территории Беларуси в составе Российской империи.

ПЛАН:


Введение.……………………………………………………………..….3.

  1. Органы управления в губерниях. .……………………….…………6.

  2. Местные органы управления и полицейского надзора. .……....…11.

  3. Изменения в судебном строе. …..………………………………….13.

Заключение. ……………………………………………………………17.

Список использованной литературы. ..………………………………...19.

Приложение. …………………………………………………………...20.

Введение

Современная Беларусь — это достаточно цивилизованное европейское государство, имеющее свою историю, свои традиции, свою богатую и самобытную культуру. Центральное место в системе духовных ценностей белорусского народа занимают права и свободы человека, которые в концентрированном виде отражают реальные экономические, социально-политические, правовые и духовные усилия человеческого существования. Стремление белорусов к свободе, обладанию естественными правами человека, к сохранению своей национальной самобытности и человеческого достоинства лежало в основе развития революционно-демократического движения в Беларуси. Как известно, состояние государства и его статус зависят от уровня жизни проживающих в нем людей, а этот уровень соответственно определяется наличием и слаженной работой, как государственного аппарата, так и судебных органов. В связи с этим считаю тему «Организация управления суда на территории Беларуси в составе Российской Империи» актуальной, т.к. благодаря ее изучению представится возможным уяснить, как развивалась и изменилась судебная система, как было организованно внутреннее единство суда, какие существовали органы управления и прочее.

По данной теме мною была изучена следующая литература:

  • Гісторыя дзяржавы і права Беларусі: Вучэбны дапаможік.- Вішнеўскі А. Ф. Мн.:ВП. « Экаперспектыва», 2000-319с.

  • Доўнар Т.І. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі. Мінск: Амалфея, 2007-400с.

  • История государства и права славянских народов: учебное пособие/И. Н. Кузнецов. – 2 –е изд., М.: Новое знание, 2004-587с.

  • И. Н. Кузнецов, В. А. Шелкопляс. История государства и права Беларуси. Пособие для студентов ВУЗов.- Мн.: Тесей, 2004-320с.

  • 

  • Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История государства и права РеспубликиБеларусь. В схемах и комментариях. Учебное пособие. – Мн.: 1998. – 139с.

  • Юхо Я. А. Кароткі нарыс гісторыі дзяржавы і права Беларусі Вучэбны дапаможнік.- Мн.:Універсітэцкае, 1992-270с.

Благодаря изучению указанного материала, можно будет сопоставить ранее существовавший судебный строй с ныне действующей системой, и выявить общее и особенное, понять происхождение современной судебной власти, проанализировав принципы работы, выделить положительные и отрицательные их стороны.

Характеризуя состояние государственного и общественного строя Беларуси в период Российской империи, нужно отметить, что в конце XVIII века Беларусь была насильственно присоединена к Российской империи и стала ее провинцией — «Северо-Западным краем». Однако в этой огромной и богатой природными ресурсами стране так и не были созданы условия для дальнейшей жизни людей. Народ здесь всегда находился в рабской зависимости от власти, работал много и тяжело, а жил уныло и убого. Белорусы после «добровольно вхождения их страны в состав Российской империи» потеряли право на самоопределение и самоидентификацию, право на свободное экономическое, политическое духовное и интеллектуальное развитие, а следовательно, право на свою государственность и достойную жизнь. В Российской империи белорусы были лишены той правовой защищенности, которую они имели со времен Великого Княжества Литовского. Ибо, в этой стране традиционно в общественном сознании и на практике человек и его права имели второстепенное значение и были подчинены интересам правящего класса и государства.

Правовое, экономическое и политическое положение белорусов в составе Российской империи было еще более тяжелым, чем простого русского народа. Сотни белорусских деревень были переданы в собственность российским 

помещикам и чиновникам, тысячи свободных белорусов оказались в крепостнической зависимости от российских угнетателей. Российские самодержцы проводили политику, направленную на полную ликвидацию национальной самобытности белорусов. Для полного замирения захваченных западных земель, указывала Екатерина II, необходимы три вещи: 1) русский чиновник, 2) русская школа и 3) православная вера.

Задачи поставленные мной при выполнении данной контрольной работы:

В контрольной работе следует изучить:

- органы государства в целом, определить их соотношение;



- рассмотреть судебную систему, и изменения в судебном строе.




1.Органы управления в губерниях.

Присоединение территории Беларуси к России в результате трех разделов Речи Посполитой повлекло за собой ослабление религиозного и в некоторой степени национального гнета, способствовало прекращению разорительных вооруженных конфликтов между различными группировками крупных магнатов и в конечном итоге содействовало экономическому развитию.

В первые годы после присоединения Беларуси царское правительство, учитывая тяжелое экономическое положение населения, было вынуждено уменьшать налоги или на определенное время вовсе отменять их взыскание. Так, по указу Екатерины II от 13 декабря 1772 г. жители Псковской и Могилевской губернии были освобождены от уплаты податей на полгода, а по ее указу от 17 апреля 1773 г. размер налогов, взимаемых с населения этих двух губерний, был уменьшен. Жители территории, отошедшей к России по второму разделу, полностью освобождались от уплаты налогов на два года.

Далее, на присоединенных к России территориях царское правительство стремилось укрепить феодально-крепостнические отношения, закрепить интересы помещиков. Территория Беларуси в большинстве своем служила для царского самодержавия своего рода поощрительным фондом, из которого оно выделяло большие территории с крепостными крестьянами в награду отдельным лицам за их заслуги перед отечеством. Только с 1773 г. Екатерина II “за усердную и ревностную службу” пожаловала имения 16 лицам, а в 1774 г. и 1775 г. раздача земель увеличилась и достигла 37 лиц каждый год, т.е. за три года Екатерина II наградила 90 лиц имениями, расположенными в Беларуси. В правление Павла I раздача белорусских земель увеличилась в 5,5 раза в год. Имения в Беларуси получили такие известные лица как Румянцев, Суворов, Завадский и др.

Кроме того, царское правительство, организуя управление присоединенной территорией, стремилось к тому, чтобы на должности были назначены не местные чиновники, а из других губерний России.



На территории Беларуси неоднократно изменялось административно-территориальное деление, пока наконец, не было учреждено в 1801 г. пять губерний, которые и просуществовали вплоть до революции 1917 г.

 №4; с.69-70 

В губерниях Беларуси была учреждена система местных органов власти и управления, предусмотренная законом “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи” 1775 г.. Но царское правительство вынуждено было пойти на определенные уступки местному дворянству-шляхте, восстановив в 1796 г. действие Статута 1588 года, прежние некоторые названия (поветы вместо уездов), должности (поветовый маршал, подкоморий, поветовый хоружий и др.) и судебные органы, внеся лишь некоторые изменения.

 №3; с.222 

На территории Беларуси было образовано три генерал-губернаторства: Белорусское, Минское, Литовское. Во главе генерал-губернаторства стоял наместник или генерал-губернатор, которому подчинялись губернаторы губерний, входивших в состав генерал-губернаторства. Состав генерал-губернаторств неоднократно изменялся. Так, в 1793 г., когда было образовано Минское генерал-губернаторство, в него вошли Минская, Брацлавская и Изяславская губернии. Такой состав Минского генерал-губернаторства был до 1801 г. С этого времени в состав его входили только две губернии: Минская и Киевская.

Генерал-губернатор представлял собой высшую государственную власть на подведомственной ему территории.

 №4; с.71

Он назначался императором Российской Империи и непосредственно ему подчинялся. Его правовое положение закреплялось законом 1775г. «Учреждение для управления губерний Всеросийской Империи». Срок деятельности генерал-губернатора законом не определялся и зависел от императора.



 №2; с.137

Ему были подчинены все учреждения и должностные лица во вверенных ему территориях. В своей деятельности он руководствовался указами императора, законом “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи”,а также предписаниями Сената, которые предоставляли ему широкие полномочия. В его ведении была и полиция, над которой он имел “главное управление”, получая от губернатора, чинов полиции сведения о “состоянии тишины” в повете и давал им конкретные, обязательные к исполнению указания по различным вопросам.

При генерал-губернаторе для ведения делопроизводства учреждалась канцелярия во главе с правителем канцелярии. Кроме него, в состав канцелярии входили следующие чиновники: 2 старших и 3 младших секретаря, переводчик, казначей, журналист, архивариус, 12 помощников секретарей. При генерал-губернаторе были чиновники для особых поручений и адъютанты. Делопроизводство велось на польском и русском языках.

 №4; с.71-72 

В белорусских губерниях судопроизводство велось на польском и русском языке, а в поветовых органах управления и суда - только на польском.

Дополняли канцелярский штат 323 чиновника. Для посылок губернатор держал 132 человека военной команды.

Как правило губернаторы имели чин статского или тайного советника.

Губернская канцелярия имела четыре отделения. Первое распространяло законы, следило за исполнением распоряжений генерал-губернатора, губернатора и губернского правления. Через другое губернатор управлял полицией, через третье следил за судами, четвертое осуществляло связь с финансово-хозяйственными органами ( казенной палатой, которой руководил вице-губернатор).



В своей деятельности губернские государственные органы опирались на дворянские сословные учреждения -дворянские сходы, губернского руководителя, который в Беларуси назывался по-старому –маршалаком.

 №1; с.143-144 

Непосредственное управление губернией находилось в руках губернатора, который назначался вначале самим императором, а с 1801 г.—Правительствующим Сенатом. Губернатор, осуществляя административные, судебные, полицейские и хозяйственные функции, был наделен большими правами и нес ответственность за управление губернией. В его подчинении находились как коллегиальные органы (Казенная палата, Приказ общественного призрения, Врачебная управа и др.), так и все должностные лица губернии (губернский землемер, губернский доктор, земский исправник и др.).

Губернатор, выезжая за пределы губернии, оставлял за себя вице-губернатора, который временно исполнял все его обязанности.

В Беларуси после присоединения к России был учрежден специальный орган—Приказ общественного призрения, который, как в центральных губерниях России, ведал вопросами благотворительности, здравоохранения, образования и т.п. Текущие финансовые вопросы были в ведении Казенной палаты, которой подчинялось уездное казначейство.

В повете (уезде) не было единого органа управления как такового, а был лишь полицейский орган - нижний земский суд во главе с земским исправником, исполнявшим чисто полицейские функции. И если в центральных губерниях России земский исправник избирался из дворян, то в Беларуси царское правительство не решалось на это. Во всех пяти губерниях Беларуси земский исправник назначался Сенатом по представлению министра внутренних дел, сделанного на основе предложений губернатора.

Земский исправник каждые две недели обязан был посылать рапорт губернатору (губернскому правлению) о состоянии дел в уезде, и выполнял 

указания вышестоящих чиновников. Как и в губернии, в уезде были коллегиальные органы (почтовый дом, уездное казначейство) и должностные лица (уездный землемер, уездный доктор и др.), которые обязаны были посылать соответствующие сведения в губернское правление, которое, обобщая поступающие сведения по самым разным вопросам, готовило общую справку о состоянии дел в губернии за месяц и посылало генерал-губернатору. Губернское правление—это чисто бюрократический орган при губернаторе, насчитывавший более 2 тыс. чиновников, которые вели все делопроизводство в губернии.

 №4; с.72 

В 1837г. Поветы начали делить на станы. В каждый стан назначался губернатор из дворян, чаще всего из отставных офицеров, становой пристав, который выполнял полицейские обязанности и подчинялся земскому исправнику.

Для присмотра за государственными крестьянами в 1837-1838гг. в поветах были созданы округа, территория которых могла охватывать один или несколько поветов. Округа в свою очередь делились на воласти. Во главе округа стоял окружной начальник с двумя помощниками. В воласти каждые три года крестьянами выбирались воластной голова и два заседателя, которые составляли воластное управление. Также выбирался воластной писарь, однако он не входил в управление.

№6; с.243-244


^ 2.Местные органы управления и полицейского надзора.

В городах главными органами были городское правление во главе с городничим и городовой магистрат. Последний был выборным органом, состоящим, как правило, из двух бургамистров и четырех ратманов, избираемых на три года из наиболее зажиточных купцов и мещан. Но состав магистрата неоднократно изменялся. Так, по указу Сената 1798 г. в городах Минской губернии, имевших ранее магдебурское право, восстанавливалось прежнее число членов городского магистрата. Например, в Минске городской магистрат состоял из 9 человек: 2 бургомистров, 4 ратманов и 3 лавников.

С 1801 г. на территорию Беларуси было распространено Городовое положение и Грамоты, данной городам 1785 года. С этого времени фактически были отменены все привилегии, данные городам Беларуси в правление Павла I. Однако и в 1805 г. в составе городского магистрата г. Минска, Речицы и других городов Беларуси находились лавники, так как и в правление Александра I для пяти губерний Беларуси были сделаны некоторые отступления от общего штата управления губерниями на 1801-1812 гг. И окончательно были устранены особенности в составе городских магистратов Беларуси только после 1830 г., когда по указу императора на территорию Беларуси было полностью распространено законодательство России и прекращено действие Статута 1588 года.

Городское правление, возглавляемое городничим, осуществляло полицейские функции. Но по мере введения закона “Устав благочиния или полицейский” изменялась и организация охраны общественного порядка в городах Беларуси. На основе примерного штата городской полиции, утвержденного императором в 1799 г., были составлены штаты полиций конкретно для каждого города Беларуси. В городе создавалась управа полиции во главе с городничим. Город, например Минск, делился на 2 части, в каждую из которых определялось по одному частному приставу и одному квартальному надзирателю. Каждая часть города делилась на столько отделений, сколько необходимо было ночных 

сторожей, которых назначали поочередно от домов каждого отделения. Подобная организация полиции в городах просуществовала до полицейской реформы 1862 года, по которой городская полиция была объединена с уездной в одно полицейское управление во главе с полицмейстером. И только в губернских городах и в “некоторых более значительных” городах и посадах сохранялась городская полиция на новых началах. В городе учреждалось городское полицейское управление во главе с полицмейстером.

 №4; с.72-73 


^ 3. Изменения в судебном строе.

После присоединения территории Беларуси к России по указу Павла I от 12 декабря 1796 г. в 5 губерниях Беларуси была восстановлена с некоторыми изменениями прежняя система судебных органов, которая существовала в Беларуси, когда она находилась в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. В губернии судом 2-ой инстанции был Главный суд, куда подавались жалобы на решения и приговоры земских поветовых, подкормоских судов (до 1810 г.), межевых (с 1810 г.) и городского магистрата.

 №4; с.73 

Земский поветовый суд был судом первой инстанции. После присоединения Беларуси к России изменялось не только судопроизводств, но и состав суда. Членами суда в конце XVIII в. были судья, подсудок и писарь, а в XIX в. – земский судья и два подсудка. Членами суда могли быть только дворяне “честного поведения, богобоязливые…” и владеющие недвижимым имуществом. Члены суда избирались на три года. Поветовый земский суд проводил свою работу в виде трех ежегодных сессий, которые продолжались по две-три недели.

Круг дел, подведомственных поветовым земским судам, в XIX в. был более широким чем в XVII в., когда Беларусь входила в состав ВКЛ. Это было вызвано тем, что в беларусских губерниях (за исключением Виленской и Гродненской) после присоединения к России не создавались гражданские суды, дела которых отошли к компетенции поветовых земских судов.

Поветовые земские и гродские суды действовали до 1831 г. и были заменены уездными судами в составе уездного судьи и двух заседателей, которые руководствовались в своей деятельности только российским законодательством. Просуществовали на территории Беларуси вплоть до введения мировых судов в 1871 г., когда буржуазная судебная реформа начала осуществляется и на территории Беларуси.



Подкормские суды действовали на территории Беларуси с 1796 г. по 1810 г. Они рассматривали, как и до присоединения к России только одну категорию гражданских дел – межевые споры. Но в связи с тем, что в России, в том числе и Беларуси, проводилось генеральное межевание, в 1810 г. сначала в Виленской, затем Гродненской и Минской губерниях были учреждены по просьбе дворянства межевые суды. Положение о размежевании от 6 октября 1810 года состав, порядок комплектования, систему и компетенции. Межевых судов. Сначала межевые суды действовали в виде двух инстанций, а в 1815 г. был создан внешний губернский межевой апелляционный суд, т.е. третья судебная инстанция.

Судьи межевых судов в каждом повете избирались на три года. Число членов межевых судов в повете законом не определялось, но указывался минимальный и максимальный состав поветовых межевых судов: не менее 3 и не более 21.

Межевой суд первой инстанции (общий межевой суд) состоял из одного межевого судьи, который рассматривал дело по существу обязательно на месте нахождения опорных границ земельных владений и в присутствии арбитров от обеих сторон.

Решение общего межевого суда можно было обжаловать в апелляционный межевой суд, в состав которого входило 5 межевых судей. Этот суд постоянно находился в поветовом городе. Решения его являлись окончательными и обжалованию не подлежали, что несколько разгрузило Главный суд.

Деятельность межевых судов вызвала поток жалоб на незаконные решения, выносимые ими при рассмотрении дел. В связи с чем и был создан в 1815 г. Высший губернский межевой суд, состоящий из выборных судей от каждого повета по одному. Находился суд в губернском городе. С этого времени решения межевого поветового суда обжаловались в вновь учрежденный суд третьей инстанции.

Межевые суды в составе трех инстанций просуществовали в Беларуси вплоть до 1840 г. С этого времени межевые споры решались в уездных судах на основе 

особых правил, составленных Межевым департаментом Сената в соответствии с общей инструкцией действовавшей на всей территории России.

№3; с.224-225 

Вступление России на путь капиталистического развития и проведения буржуазных реформ 60-70-х годов XIX в. коснулись и территории Беларуси как неотъемлемой составной части Российской империи.

Реализация буржуазных реформ в Беларуси имела некоторые особенности. Так, по крестьянской реформе 1861 г. за крестьянами трех губерний Беларуси (Виленской, Гродненской и Минской) было признано право на сохранение дореформенного надела земли, т.е. с самого начала на этой территории крестьянская реформа проводилась в жизнь на более лучших условиях, чем в центральных губерниях России, в Витебской и Могилевской губерниях, где имели место “отрезки” и чересполосица, которые ухудшали положение крестьян. Более того в результате востания крестьян под руководством К.Калиновского 1863 г. заставило царизм в Виленской, Гродненской, Минской и части Витебской губерниях отменить с 1 мая 1863 г. временно обязанное состояние крестьян, которое в других губерниях России длилось до 1883 г., т.е. на большей территории Беларуси крестьянская реформа была проведена на более льготных условиях. Что касается пореформенных органов крестьянского самоуправления в Беларуси, то их система, структура и компетенция ничем не отличались от аналогичных органов других губерний России.

Все другие буржуазные реформы (земская 1864 г., городская 1870 г., судебная 1864 г.) были проведены в Беларуси значительно позднее (на 10-20 лет!), чем в центральных губерниях России, и с такими особенностями, которые сводили на нет выборные начала и другие прогрессивные положения буржуазных реформ. Но даже в таком виде проведенные буржуазные реформы в Беларуси создавали более благоприятные условия для развития буржуазных отношений во всех сферах общественной жизни, чем те, которые господствовали в России в первой половине XIX века. Именно благодаря буржуазным реформам Россия, в 

том числе и Беларусь, прочно встала на путь капиталистического развития, не в результате революции, как это было во всех странах Западной Европы. Эволюционный путь буржуазного развития был прерван недальновидной внутренней и внешней политикой царизма, террористической деятельностью радикально настроенных сил общества, которые привели Российскую империю к социальному взрыву – революции 1905-1907 гг. Преобразования, предпринятые в ходе революции и после нее во всех сферах общественной жизни, свидетельствовали, что в России , в том числе и в Беларуси, в начале XX в. углубляются процессы, направленные на формирование буржуазного общественного и государственного строя. О чем свидетельствуют нормы Основных законов Российской империи 23 апреля 1906 года.

Процессы, происходившие во всех сферах общественной жизни, получили правовое закрепление. Основным источником права продолжает оставаться – нормативный акт. В силу ускоренных процессов развития общества и государства резко активизируется правотворческая деятельность. Наблюдается стремление царского правительства унифицировать законодательство и управление страной, лишая многие губернии, в том числе и губернии Беларуси их особенных прав. И если до 1830 года на территории Беларуси действовал Статут 1588 г. то затем действие его было отменено и на Белорусские губернии было распространено общее российское законодательство с некоторыми оговорками, изъятиями и т.д. Такое положение дел в области права сохранялось до создания ССРБ 1 января 1919 года как суверенного государства.

№4; с.75-76 



Заключение

Присоединение территории Беларуси к Российской Империи сыграло важную роль в экономическом, общественно-политческом и культурном развитии белорусского народа.

Российская Империя по отношению к Беларуси применяло политику русификации во всех сферах жизни, в образовании и культуре, законодательстве, а также в судопроизводстве.

На все важные управленческие посты (например: генерал-губернатор, губернатор и др.) назначались именно российские сановники и чиновники, дворяне.

Однако царское правительство было вынуждено пойти на определенные уступки местному дворянству (например: оставил некоторые прежние названия (поветы, вместо уездов); должности (поветовый маршал, подкоморий и др.).

На территории Беларуси было образованы генерал-губернаторства во главе которых стояли генерал-губернаторы, им подчинялись губернии во главе с губернаторами, вице-губернатором, губернским правлением, далее шли уезды (поветы) со своими органами правления (нижний земский суд) и города, во главе города стоял городской магистрат и городническое правление. Все они были взаимосвязаны и подчинялись генерал-губернатору, который в свою очередь подчинялся императору Российской Империи.

Система судебных органов была изменена по закону от 30 октября 1831 года. Несмотря на изменения судебная система в тот период была архаичной, очень сложной и запутанной. Она имела сословный характер, и для каждого сословия ( дворян, горожан, селян) действовали свои судебные органы. Кроме того, существовали специальные суды – коммерческие, совестные, межевые и др. Судебные функции осуществляли и административные органы- губернские правления, органы полиции, судебная власть была неотделима от административной. Ведение следствия и выполнения приговоров принадлежало 

органам полиции, которые кроме того, могли принимать на себя и судебные функции по так называемым «маловажным» делам. Отсуствовала гласность и состязательность судебного процесса. Рассмотрение дел проводилось во всех судебных инстанциях на закрытых заседаниях. В судебном процессе господствовало инквизиционное начало и формальность доказательств. В судах было распространено самоуправство , взяточничество и необычайная волокита ( делопроизводство могло тянуться годами).Всё это вызывало всеобщее недовольство и требовало реформирования судебной системы, что и произошло в 1864 году.

И началом реформирования судебной системы стало подписание 20 октября 1864 года Александром  четырех законов:

- «Учреждение судебных установлений»;

- «Устав уголовного судопроизводства»;

- «Устав гражданского судопроизводства»;

- «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».1

1 Российское законодательство - вв. Судебная реформа. Т. 8. М., 1991г.

И в октябре 1865 года вступило в силу « Положение о введении в действие судебных уставов ».

Судебная реформа была новым этапом развития российской судебной системы, а вместе с тем и судебной системы Беларуси.



Список использованной литературы:

1). Гісторыя дзяржавы і права Беларусі: Вучэбны дапаможік.- Вішнеўскі А. Ф. Мн.:ВП. « Экаперспектыва», 2000-319с.

^ 2).Доўнар Т.І. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі. Мінск: Амалфея, 2007-400с.

3).История государства и права славянских народов: учебное пособие/И. Н. Кузнецов. – 2 –е изд., М.: Новое знание, 2004-587с.

^ 4).И. Н. Кузнецов, В. А. Шелкопляс. История государства и права Беларуси. Пособие для студентов ВУЗов.- Мн.: Тесей, 2004-320с.

5).Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История государства и права Республики Беларусь. В схемах и комментариях. Учебное пособие. – Мн.: 1998. – 139с.

^ 6).Юхо Я. А. Кароткі нарыс гісторыі дзяржавы і права Беларусі. Вучэбны дапаможнік.- Мн.:Універсітэцкае, 1992-270с.



Приложение

№ 5;С.153


Нормативные акты

- Положение о введении в дейстие в судебных уставах (9 октября 1865 г.)



Демух. Н.В.



Скачать файл (54.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации