Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Миграция и проблемы социальной работы - файл 1.doc


Контрольная работа - Миграция и проблемы социальной работы
скачать (118.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc119kb.16.11.2011 02:09скачать

содержание

1.doc

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Федеральное Агентство по образованию

Российский государственный социальный университет




Контрольная работа


По дисциплине: «Теория социальной работы »


Тема: «Миграция и проблемы социальной работы».


Выполнила: студентка 3 курса

заочного отделения

ф-та Социальная работа


Проверил: преподаватель

Шилович Татьяна

Ивановна


2007 г.


Содержание.


  1. Введение………………………………………………………….стр.3

  2. Понятие миграции……………………………………………….стр.4

  3. Современная миграционная ситуация в РФ…...........................стр.6

  4. Правовые аспекты социальной работы с мигрантами ………..стр.8

  5. Последствия вынужденной миграции………………………….стр.11

  6. Социальная работа с мигрантами……………………………….стр.12

  7. Заключение……………………………………………………….стр.16

  8. Литература………………………………………………………..стр.18



1.Введение.


История становления и развития России неразрывно связана с миграцией населения, которая играла и будет играть первостепенную роль в жизни нашей страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности.

Миграционные процессы в современном мире оказывают значительное влияние на хозяйственную жизнь, размещение, численность и состояние людских ресурсов различных территорий планеты. Именно миграция во многом определяет экономический и социальный облик большинства государств.

Миграция является неоднозначным социальным процессом. С одной стороны, это жизненно необходимый и неизбежный для нормальной жизнедеятельности процесс, связанный с перераспределением трудовых ресурсов, их обучением, отдыхом и т.д. С другой стороны, миграция, носящая вынужденный характер, приводит к росту социальной напряженности, порождая проблемы обеспечения мигрантов жильем и работой, иногда пищей и одеждой, медицинским обеспечением, решения психологических проблем, связанных с устройством и адаптацией на новом месте жительства. Все это делает актуальной социальную помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с переселением. В этом и заключается актуальность изучения данной темы.


2.Понятие миграции.


Миграция (от лат. migratio – переселение)- это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Миграция населения – сложный социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения. По определению ООН, миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев. Существует и более широкое толкование этого понятия, согласно которому: миграция – все виды движения населения, имеющие общественную значимость, вплоть до перемещения из пригорода в город, внутри города, из дома на работу и обратно.

При анализе миграции населения ее классифицируют по ряду признаков:

1. ^ В зависимости от характера пересекаемых границ различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения.

Внешней называется миграция (иммиграция), при которой пересекаются государственные границы. Она в свою очередь делится на межконтинентальную (например, массовое переселение европейцев за океан в XIX – XX вв.) и внутриконтинентальную (например, современная миграция из одних европейских стран – Италии, Испании, в другие – Германию, Францию и т.д.).

К внутренней миграции (эмиграция) относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т.п. Основными типами современной внутренней миграции являются миграции из сельской местности в города и межрайонная миграция.

2.^ По временным признака миграцию делят на постоянную (безвозвратную), временную, сезонную и маятниковую.

Безвозвратная миграция связана с окончательной сменой постоянного места жительства. Примером такой миграции может служить миграция из села в город.

Временная миграция предполагает переселение на какой-то достаточно длительный, но ограниченный, часто заранее обусловленный срок, что обычно связано с работой в месте вселения. Временными являются многие переселения рабочих из одних стран в другие, внутренняя миграция в удаленные и малообжитые районы (например, для работы по контракту на несколько лет).

Сезонная миграция включает ежегодные перемещения людей в определенные периоды года, например, в сельскохозяйственные трудонедостаточные районы в период уборки урожая, летом – в курортные районы и т.д.

Маятниковая миграция – это регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта.


3.^ По отношению к перемещению различают:

Добровольную миграцию, которая осуществляется человеком по собственной воле в поисках лучшего места работы, жилья, в связи с потребностью в получении образования.

Вынужденную миграцию, под которую попадают лица, вынужденные покидать свое место жительства из-за военных действий, спасающиеся от тех или иных природных или антропогенных катаклизмов (последствий землетрясений, наводнений, промышленных аварий и т.п.) Последствия реформ 90-х годов породили новую небывалую волну вынужденной миграции, вызванную межнациональными конфликтами, ущемлением прав русскоязычного населения в бывших советских республиках, войной в Чечне, ухудшением экономической ситуации в северных регионах.

Принудительную миграцию – это и сталинские депортации народов, и практика вывоза советских граждан на работы в Германию фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны.


В основе миграционных процессов лежат причины экономического, политического, социального, национального, религиозного и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный и вынужденный характер.

Миграционные процессы, если они крупномасштабны, имеют существенные последствия для государства, а поэтому всегда находятся в центре внимания не только миграционных служб, но и социальных работников. Недавнее историческое прошлое нашей страны подтвердило влияние миграционных процессов на расселение народов и культурно-хозяйственное освоение территорий. Поднятие целины, рост промышленных центров, урбанизация, появление новых рабочих мест, подъем уровня образования, науки и культуры, укрепление межнациональных связей – все это следствие миграционных процессов.

Мигранты – это люди, которые в большей или меньшей степени попадают в ситуацию маргинализации в силу потери своих «территориальных корней». Привязанность к определенному местопребыванию оказывает влияние на соматическое и психическое здоровье человека, его этику, чувство хозяина, восприятие природы, а также внутреннего пространства (чувство дома). Эти влияния находят выход на проблемы этноса, продолжение рода, семьи. У человека возникают многие его потребности и естественно-антропологические права. Среди последних - право на жилье, определение этнической принадлежности, право на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право обеспечения на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». Приведенная цитата из Всеобщей Декларации прав человека как раз и характеризуют естественно-антропологические, или, социальные права. И все они в немалой степени реализуются благодаря наличию такого биотического (естественно-антропологического) условия, как территориальность, т.е. возможность оседлого проживания в определенном месте, в кругу близких людей, определенном жилище.

Для мигрантов, таким образом, характерно добровольное или вынужденное изменение (потеря) прежней территориальности, что влечет за собой, как правило, временное или постоянное «поражение» многих из перечисленных, а также ряда других прав. Эти изменения болезненно оборачиваются для физического и психологического здоровья, духовности (чувства достоинства), профессиональной активности (трудоустройство по специальности) вынужденных мигрантов. При вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека: из одной природной и социальной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая множество естественно-антропологических связей и искусственно создавая такие связи на новом месте. В этом сущность объекта и предмета социальной работы с мигрантами как маргиналами, потерпевшими «поражение» в социальных естественно-антропологических правах.


3.Современная миграционная ситуация в РФ.


Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной границы РФ, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.

Иммиграция в Россию, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. За прошедшие 10 лет в Россию из стран СНГ и Балтии переехало более 8,6 миллиона переселенцев. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами.

Массовый приток вынужденных мигрантов (вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, ищущих временное убежище), достигший пика в первой половине 90-х годов, постепенно снижается.

Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека. Сохраняются проблемы социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев.

Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в РФ, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. Террористические нападения заставили мировое сообщество принять в последние годы меры по ужесточению процедур иммиграционного контроля как по отношению к лицам, ходатайствующим о признании беженцами либо ищущим временное или политическое убежище, так и к экономическим мигрантам. Ряд государств прибегнул в этих целях к беспрецедентным мерам безопасности. Уделять должное внимание вопросам антитеррористической интеграции стремится и Россия.

Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и использования в Российской Федерации труда иностранных граждан, выезда российских граждан за границу с целью работы по найму. При этом среди иностранных работников, используемых в России, и российских граждан, работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению их трудовых и социальных прав. В России это создает угрозу национальному рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики.

Сохраняется внутренняя миграция, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными бедствиями. Природные и техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем.

Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах РФ уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости.

По прогнозу, начиная с 2006 года, ожидаются значительные изменения в структуре населения, будет сокращаться численность населения трудоспособного возраста – основного источника формирования трудовых ресурсов.

Потребность экономики страны в дополнительных трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого притока иммигрантов, в первую очередь из государств – участников Содружества Независимых Государств. В этой ситуации актуальной проблемой для российского общества является формирование установок толерантного сознания.

Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов с тем, чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.


4. Правовые аспекты социальной работы с мигрантами.


Возросшие масштабы вынужденной миграции предопределило принятие государством целого ряда мер по регулированию и оказанию помощи переселенцам. В 1993г. приняты Законы РФ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах».

Согласно Закону РФ «О беженцах», «беженцем является прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имело намерение покинуть место своего постоянного жительства или территорию другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений».

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечества или другое тяжкое умышленное преступление.

Соответственно Закону РФ «О вынужденных переселенцах», вынужденный переселенец – это гражданин Российской Федерации, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории РФ вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением кампаний применительно к определенным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.

Вынужденным переселенцем может быть также признано лицо, не имеющее гражданства РФ, покинувшее место своего постоянного жительства на территории РФ по основаниям, изложенным выше.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечества или другое тяжкое умышленное преступление.

С начала 90-х годов вместе с зарождением и формированием мощных миграционных потоков в РФ из стран ближнего зарубежья и внутри страны возникла необходимость разработки новой миграционной политики РФ и создания структуры, обеспечивающей реализацию этой политики.

В июле 1992г. были сформулированы основные положения миграционной политики РФ и была создана Федеральная миграционная служба (ФМС) как основной структурный элемент ее реализации. Кроме ФМС в судьбе мигрантов в РФ принимают участие службы занятости, подчиненные Министерству труда и социального развития, Министерству юстиции, МВД.


Приоритетными направлениями миграционной политики РФ являются:

- защита прав и интересов граждан РФ на ее территории и за ее пределами;

- управление миграционными процессами РФ, регулирование въезда и выезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и минимизация миграционных потоков;

- содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в РФ путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;

- осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения.


Основными задачами ФМС являются:

- разработка проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечение их реализации;

- распределение средств из республиканского бюджета для решения проблем миграции и контроль за их использованием;

- организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства;

- разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции;

- защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и подготовка предложений по совершенствованию этого законодательства;

- организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране;

- определение в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывающих или намеревающихся прибыть на территорию РФ.


Уже к началу 1993г. фонд «Соотечественники» смог реально помочь нескольким десяткам тысяч человек. Отделения фонда существуют во многих других городах России. Фонд не только финансирует, но и контролирует исполнение программ, например, программу по общинному размещению и комплексному обустройству переселенцев, в рамках которой только в Псковской области было устроено и получило работу 1100 семей переселенцев, в основном из Прибалтики, а также из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Нагорного Карабаха.

Опыт деятельности российских фондов помощи переселенцам показывает, что только путем четкой и слаженной работы и государства, и общественных организаций можно прийти к положительным сдвигам в положении мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.

18 января 1995г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление №64 «О реализации Федеральной миграционной программы», предусматривающее:

- разработку порядка выделения мест для размещения беженцев и вынужденных переселенцев из числа одиноких инвалидов, престарелых и детей-сирот;

- участие органов социальной защиты населения в разработке адаптационных программ;

- разработку предложений по методической разработке программы профориентации;

- разработку предложений по освидетельствованию мигрантов во ВТЭК;

- разработку системы льгот для мигрантов, переселяющихся в районы Сибири и Дальнего Востока;

- разработку международных и межгосударственных договоров по вопросам миграции;

- реализацию мероприятий по социальной адаптации и трудовой реинтеграции.

Отсутствие договоров между Россией и республиками бывшего СССР, членов СНГ, по вопросам иммиграции, эмиграции и беженцев создают дополнительные сложности в решении проблем работы с лицами, ищущими убежища в Российской Федерации, начиная от проблем въезда-выезда до вопросов организации процедуры депортации незаконных мигрантов.

Проблема неконтролируемой миграции обостряет криминогенную обстановку и наносит ущерб безопасности страны.

Для решения проблем, связанных с незаконной иммиграцией, необходимо создать систему действенного контроля, которая обеспечит проведение миграционной политики, отвечающей интересам государства, а также защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства в решении вопросов, касающихся выезда из страны и въезда в страну, выбора местожительства.


5. Последствия вынужденной миграции.


Концепция государственной миграционной политики России представляет собой систему основных принципов и приоритетов федеральных органов государственной власти субъектов Федерации в сфере регулирования миграционных процессов, а также механизмы и формы реализации. В ней раскрыты причины миграции, намечены цели и поставлены соответствующие задачи в политической, государственно-правовой, социально-экономической, духовной сфере, в области внешней политики.

Большие миграционные потоки ведут к перенаселенности ряда районов, что может вызвать определенные социальные осложнения (падение уровня жизни, увеличение безработицы, криминализацию, возрастание конфликтности, угрозы эпидемий, прерывание обучения значительного числа детей и др.). В Федеральной программе действий в области прав человека отмечены «явно недостаточное, не соответствующее масштабу проблемы финансирование, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие опыта». Кроме того, отмечаются примеры негативного отношения к «пришельцам» со стороны постоянно проживающего на данной территории населения, которое порой поощряется местными органами власти. Для ослабления социальной напряженности названный выше проект предусматривает необходимую материальную поддержку социальных прав мигрантов, коммуникативную и информационную поддержку (учреждение массовой газеты, освещение проблемы миграции населения), а также реализацию социальных программ юридической подготовки и переквалификации (с особым упором на права человека) для различной категории служащих, в частности для социальных работников. Предусматривается также совершенствование законодательной базы и осуществление поэтапных шагов по расширению органов социальной защиты и социального обслуживания, специализации социальных работников с мигрантами. Работа на федеральном уровне в этом направлении ведется (например, подготовлены методические рекомендации для региональных программ), но она все еще недостаточна. В 20 субъектах РФ, в том числе в Московской области, приняты и реализуются свои миграционные программы, чем смягчается и общая неблагоприятная обстановка.

Для социальных работников объектом приложения их профессиональных знаний становится работа в миграционных службах, которые сотрудничают со службами социальной защиты, социального обслуживания и здравоохранения, социально-эпидемиологическими службами. Наиболее сложные условия работы в центрах временного размещения вынужденных мигрантов. В зоне осетино-ингушского конфликта, а также в Ставропольском крае на 14,5 тыс. человек создано 24 таких центра. Здесь действовали центры медико-психологической реабилитации беженцев, подвергшихся насилию в зоне вооруженных конфликтов. Создан подобный центр и в Московской области, на базе пансионата «Ватутинки». Несколько временных пунктов было создано в Ингушетии и Чечне после военных действий 1999 – 2000 гг. На их обустройство в 2000г. Правительство России выделило 200 млн.рублей. Для социальных работников в таких условиях наиболее важно снять или смягчить негативные последствия насилия с помощью индивидуальной и групповой психотерапии, технологий устранения конфликтности, развития способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости.

Более благоприятные условия для реинтеграции мигрантов создаются в местах компактного проживания переселенцев. По России предусмотрено 107 таких мест, наиболее крупное из них в г. Борисоглебске Воронежской области для нуждающихся мигрантов Таджикистана (22тыс. человек). Иногда в новом месте сохраняется сплоченный коллектив вынужденных переселенцев. В новых условиях социальные работники могут опереться на общности переселенцев, практикуя методики «группы самостоятельного опыта», «развития через группу психосоциальной компетенции».

Во время второй чеченской войны из 213 тыс. беженцев, проживающих в Ингушетии, только 15 тыс. проживали в лагерях (палатках и вагонах), остальные ютились в так называемом частном секторе, лишенные какой бы то ни было помощи государства. Те, кто уехал в Россию, находились на положении нелегалов и были лишены каких-либо прав.

Социальному работнику при работе с мигрантами чрезвычайно важно сотрудничать с органами власти, со средствами массовой информации в формировании своеобразной идеологии. Это идеология единства соотечественников, абсолютной ценности каждого человека, связей переселенцев с Россией как с исторической родиной, идеология терпимости и единой судьбы. В этом плане важны специальная пропаганда прав человека, разъяснение прав вынужденных переселенцев. В индивидуальной работе применим весь арсенал методов специалиста социальной сферы.


6. Социальная работа с мигрантами.


Проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует комплексного решения с участием различных ведомств федерального и регионального уровня.

Пока в системе органов социальной защиты населения еще не сложилась развитая система специализированных учреждений, ведущих работу с мигрантами. В социальной работе с мигрантами выделяют два основных вида:

1.Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи).

2.Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).

^ Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому.

1.^ Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами, в том числе – Пенсионным фондом) включает в себя:

- проведение социальных консультаций;

- проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;

- выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;

- социальная диагностика;

- помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;

- содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;

- выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей;

- профилактика девиантного поведения;

- организация культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами из числа мигрантов;

- профилактика бездомности (включая содействие в получении общежития, временного жилья или приобретении собственного жилья);

- профилактика детской беспризорности (включая устройство детей в детские дома и дома-интернаты);

- содействие возвращению имущества мигрантов и получению ими компенсаций;

- взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам.

2. ^ Социально-информационное направление (работа осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации):

- информирование мигрантов о деятельности социальных служб;

- сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;

- информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых связей;

- содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции.

3. ^ Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения):

- психологическое консультирование;

- психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации;

- психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса;

- психопрофилактика стресса;

- проведение психологических тренингов с мигрантами;

- обучение аутотренингам и психологической саморегуляции;

- психологическая диагностика развития детей и подростков из семей мигрантов;

- психологическая диагностика и консультирование в области приобретения новой специальности.

4. ^ Социально-педагогическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка):

- проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей;

- социально-педагогическая работа с детьми и подростками;

- специализированная (коррекционная) социально-педагогическая помощь нуждающимся в ней детям и подросткам;

- социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении;

- контроль за получением образования детьми и подростками из семей мигрантов;

- профессиональное консультирование и содействие получению профессионального образования подростками и молодежью из числа мигрантов;

- профилактика девиантного поведения;

- проведения досуговых мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях.

5. ^ Социально-правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами):

- защита прав мигрантов;

- предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях;

- социально-правовое консультирование.

6. ^ Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения):

- медико-социальное консультирование;

- оказание доврачебной медицинской помощи;

- содействие в проведении диспансеризации мигрантов;

- контроль за адекватной санитарно-профилактической работой и соблюдением норм социальной гигиены;

- помощь в приобретении полисов страховой медицины (выдача сертификата на медицинское обслуживание);

- выявление хронических больных и нетрудоспособных и организация для них специализированных медико-социальных консультаций;

- социально-психиатрическая диагностика и помощь;

- оказание в содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств;

- при необходимости выделение финансовой помощи на лечение;

- направление в специализированные медицинские учреждения;

- контроль за санитарным состоянием жилья мигрантов.

7. ^ Финансовое направление – оказание стартовой помощи (предоставление ссуд):

- предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации.

8. ^ Социально-экономическое направление:

- консультирование по социально-экономическим вопросам;

- предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности;

- содействие в повышении доходов.

9. ^ Материальное направление (работа осуществляется в контакте с общественными организациями):

- предоставление продуктовой помощи;

- предоставление вещевой помощи;

- предоставление иной натуральной помощи (лекарства, строительные материалы и т.п.).

10. ^ Социально-трудовое направление (работа осуществляется в контакте со службами занятости):

- оказание содействия в получении основной дополнительной работы;

- оказание содействия в открытии собственного дела;

- консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации;

- помощь в профессиональной подготовке и переподготовке.


В рамках организации социальной работы с мигрантами необходимо решение следующих основных задач:

- связь с международными организациями, занимающимися проблемами миграции, и участие в их деятельности;

- организация взаимодействия между различными ведомствами и учреждениями Российской Федерации и регионов, решающих проблемы миграции и мигрантов;

- организация взаимодействия между государственными структурами, общественными организациями и фондами, занимающимися социальной защитой и помощью мигрантам;

- содействие созданию общественных организаций, занимающихся проблемами мигрантов;

- связь с зарубежными организациями, занимающимися проблемами мигрантов;

- разработка оптимальной структуры и нормативов деятельности стационарных и нестационарных учреждений социальной помощи мигрантам применительно к условиям конкретных регионов;

- организация различных форм учреждений социальной защиты мигрантов (центров социальной защиты, реабилитационных центров, кризисных стационаров, домов-интернатов, консультаций, пунктов выдачи помощи т.п.);

- подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с мигрантами;

- выработка норм выдачи натуральной (продуктовой, вещевой и др.) помощи мигрантам;

- проведение социологических и маркетинговых исследований проблемы;

- социальная реклама федеральной и местной миграционной политики;

- организация деятельности службы по связям с общественностью;

- разработка правовых основ выдачи пенсий и пособий мигрантам, а также оказание финансовой помощи;

- разработка правовых основ социального, санитарного, медицинского и педагогического контроля жизнедеятельности мигрантов;

- разработка правовых основ профилактики девиантного поведения лиц из числа мигрантов;

- организация центров, курсов и семинаров по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации мигрантов и другие задачи.


Социальный работник непосредственно или опосредованно опирается на помощь некоторых специализированных государственных и общественных центров. Среди них Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам, ведущий просветительскую работу; Российский центр помощи беженцам «Соотечественники», помогающий создавать рабочие места, предприятия; Международная организация по миграции, оказывающая экспертную и консультативную помощь, организующая семинары, помогающая инструментами и машинами, начавшая в Тамбове и в Новгороде осуществлять пилотные проекты расселения вынужденных мигрантов; ЭКО-центр «Среда обитания», разрабатывающий проекты расселения и строительства жилья для вынужденных мигрантов с их участием; благотворительная организация помощи вынужденным переселенцам «Гражданское содействие».

В данный момент на переднем плане оказались экстренные виды миграции. Это налагает отпечаток на характер социальной работы и отношение к ней. В будущем, однако, социальные работники смогут уделять внимание не только экстренной миграции, но и остальным ее видам, участвовать в разработке и реализации научно-обоснованной политики переселения и реинтеграции. Важным подспорьем в такой работе является Концепция государственной миграционной политики РФ, где разработано и такое направление, как регулирование социально-экономических миграций.


7. Заключение.


Политические события последних десяти лет явились причиной возникновения на территории бывшего СССР конфликтных зон, что привело к возникновению массовой миграции. Масштабы и условия, в которых происходит миграция, порождают целый комплекс проблем, возможность решения которых уменьшается вследствие сложной социально-экономической ситуации в стране.

Приток мигрантов способствовал росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего в области образования и здравоохранения, криминализации обстановки в России. Усиление националистических и сепаратистских настроений в ряде случаев привели к столкновениям на межнациональной и межконфессиональной основе. Во всей совокупности миграционных проблем ключевыми являются проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество и проблемы адаптации принимающего общества к новым условиям, прежде всего к изменению этнического состава населения и следствиям этого процесса.

Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.

Процессы миграции населения всегда будут существовать и оказывать на общество определенное влияние. Главной задачей социальных служб, так или иначе встречающихся с мигрантами в своей работе, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Миграция может стать и благом, и злом, спасти экономику региона или привести к социальному взрыву.

Социальным службам нужно учиться управлять миграцией, готовить кадры, накапливать информацию о формах и методах работы, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление этим процессом. Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль социальной деятельности находится пока в стадии формирования, а недостаток материальных средств явно мешает действительно эффективной работе миграционной службы.

Но все же сам факт того, что общество и государство обратили внимание на эту проблему, внушает сдержанный оптимизм относительно ее решения.


8.Литература.


  1. Е.И.Холостова. Социальная работа. Учебное пособие.

М. 2005г.

2.Технология социальной работы. Под редакцией И.Г.Зайнышева М. 2002г.

3. Основы социальной работы. Учебник. Ответственный редактор П.Д. Павленок. М. ИНФРА-М, 2003г.

4. Е.А.Назарова. Особенности современных процессов миграции. Социологические исследования №7 2002г.

5. Н.В.Подгорнова. Современные миграционные процессы в России. География в школе №3 2002г.

6. Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение. М.1997г.

7. Вынужденные мигранты и государство. М. 1999г.

8. Российская энциклопедия социальной работы. М 1997г.


Скачать файл (118.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации