Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества. Вариант 7 - файл 1.docx


Контрольная работа - Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества. Вариант 7
скачать (30.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx31kb.22.11.2011 21:37скачать

Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Содержание:

1. Источники норм и принципов международного научно-технического сотрудничества…………………….……………………...….………….…………......3

2. Международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии…………………………………………………………...….………………..…4

3. Международное сотрудничество в области мирного использования средств массовой информации………… ………………………………... ………………........6

Список используемой литературы…………………………………………………...12




1. Источники норм и принципов международного научно-технического сотрудничества.

Развитие производительных сил в обществе сопровождается углублением и расширением международного разделения труда, а следовательно, развитием не только политических, экономических и правовых, но и научно-технических связей между государствами, в том числе технологических и промышленных. Это объективно повышает роль международного права в сфере научно-технического сотрудничества.

В процессе обменов научно-техническими достижениями между государствами совершенствуется механизм правового регулирования международного разделения труда, появляются новые формы научно-технических связей, новые типы международных договоров, позволяющих сотрудничающим сторонам получить максимальную выгоду. К таким договорам относятся соглашения о научно-техническом сотрудничестве и международные программы научно-технического сотрудничества.

Складывается система универсального международного сотрудничества в области науки, техники и технологии. Ее субъектами являются как государства, так и международные организации. Эта система охватывает: международные научные связи, направленные на решение теоретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки, и международные технические и технологические связи, подготовку кадров; международное содействие выполнению отдельных работ и созданию технологических процессов; обеспечение безопасного использования достижений научно-технического прогресса; предотвращение ущерба окружающей среде.

Система норм международно-правового регулирования сотрудничества государств в области науки и техники составляет фундамент международного научно-технического сотрудничества.

Международный договор в области научно-технического сотрудничества помимо прав и обязанностей сторон включает обычно перечень форм и видов этого сотрудничества.



Программы научно-технического сотрудничества представляют собой международные договоры особого рода. Это - относительно новая форма взаимодействия и партнерства в области науки и техники.

Нормы, сформулированные в этих программах, обращены в будущее и устанавливают параметры поведения в области использования достижений науки и техники, выполняя тем самым роль международно согласованного планирования отношений в области науки и техники.

На основе общих принципов международного права в практике международного научно-технического сотрудничества сложились специфические международно-правовые принципы, отражающие процессы интернационализации научно-технических связей: принцип свободы научных исследований; принцип сотрудничества в применении достижений научно-технического прогресса; принцип научно-технического содействия; принцип разделения сфер научных исследований между отдельными государствами с учетом географических, социальных, экономических и исторических факторов; принцип равноправия в научно-технических связях; принцип эквивалентности при обмене научно-техническими достижениями, включая международный книгообмен; принцип взаимности и др.

Эти принципы нашли отражение в международных договорах и резолюциях международных организаций. Они отражают тесное взаимодействие международного права и научно-технического развития.

Критерием правомерности или противоправности применения достижений науки и техники служат как основные принципы и нормы международного права, так и специальные принципы, регулирующие международные научные и технические связи.


2. Международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии.

XX столетие нередко характеризуется как «атомный век», что связано не только с появлением атомного оружия, но и с развитием атомной энергетики.

Универсальным центром международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии является Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Устав которого вступил в силу 29 июля 1957 года. Цель МАГАТЭ - содействовать использованию атомной энергии в мирных целях во всем мире. Методы достижения этой цели охватывают обмен информацией, передачу ядерных материалов, предоставление Агентству услуг, оборудования и приборов, подготовку проектов Агентства, разработку мер безопасности.

Под эгидой МАГАТЭ была выработана Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб, принятая на конференции в Вене 21 мая 1963 года. Конвенция исходит из целесообразности эксплуатации ядерных установок (ядерных реакторов, заводов по производству ядерного материала, складов ядерных материалов), но устанавливает абсолютную (т. е. не зависящую от вины) ответственность оператора установки за ущерб, выразившийся в смерти, любом телесном повреждении, в потере имущества или причиненном ему ущербе в результате радиоактивного воздействия.

МАГАТЭ разрабатывает и принимает стандарты безопасности обращения с ядерными материалами, которые обязательны для всех операций, осуществляемых самим Агентством, а также служат основой для принятия национальных стандартов и правил безопасности. Для государств, получающих от Агентства помощь при создании ядерных объектов, стандарты МАГАТЭ обязательны.

Агентство имеет программу технической помощи государствам -членам в форме направления на места своих экспертов и предоставления оборудования. Техническая помощь предоставляется на основе двусторонних соглашений между МАГАТЭ и заинтересованными государствами.



Разработанные МАГАТЭ правила по безопасной транспортировке ядерных материалов были включены в ряд международных договоров (например, в Международные правила, касающиеся перевозки опасных грузов по железной дороге, 1967 г.).

Другим важным органом является функционирующий в рамках ООН Научный комитет по действию атомной радиации. Таким образом, международное право служит делу обеспечения безопасной эксплуатации ядерных источников энергии.

Другим аспектом международно-правового регулирования является ответственность за ущерб, причиненный «мирным атомом».

25 мая 1962 года в Брюсселе была подписана Конвенция об ответственности операторов ядерных судов. Оператором по этой конвенции признается лицо, уполномоченное выдающим лицензию на эксплуатацию судна государством, или само государство, если оно само является эксплуатантом судна с ядерной энергетической установкой. Конвенция также устанавливает объективную ответственность оператора за ущерб, которая ограничена по массе (сумме возмещения). Если оператор не является государством, он обязан застраховать свою ответственность или осуществить иное ее финансовое обеспечение. Это объясняется тем, что верхний предел ответственности составляет весьма значительную сумму - 1,5 млрд. золотых франков (1 золотой франк содержит 65,5 мг золота пробы 900).

После аварии на Чернобыльской АЭС под эгидой МАГАТЭ в 1986 году были выработаны и заключены Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации. Первая конвенция призвана действовать в случае ядерной аварии с трансграничными последствиями. Вторая конвенция определяет условия оказания помощи по ликвидации последствий ядерных аварий или аварийных выбросов радиоактивных материалов.

В 1988 году вступила в силу разработанная под эгидой МАГАТЭ в 1979 году Международная конвенция о физической защите ядерного материала, 

участницей которой является и Россия. Конвенция направлена на предотвращение несанкционированного использования ядерных материалов в результате их хищения.

На региональном уровне сотрудничество в области мирного использования ядерной энергии наиболее активно осуществляется европейскими странами. В 1960 году 16 западноевропейских стран заключили Парижскую конвенцию об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии. Конвенция была разработана в рамках Европейского агентства по ядерной энергии. Она устанавливает объективную (не зависящую от противоправности или правомерности действий) ответственность оператора ядерной установки. Оператором считается лицо, назначенное или признанное в этом качестве компетентным государственным органом. Основанием для возмещения ущерба являются сам факт наличия ущерба и доказательство того, что этот ущерб вызван ядерным инцидентом. Конвенция устанавливает максимальный предел суммы ущерба, подлежащей возмещению.

С 1958 года существует Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), которое объединяет усилия 14 стран Западной Европы по производству и использованию атомной энергии (Договор о Евратоме был подписан в Риме в 1957 году). Евратом вошел вместе с Европейским экономическим сообществом и Европейским объединением угля и стали в Европейские Сообщества (ЕС).

С 1956 года в Дубне (Московская область) работает Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ), созданный в свое время социалистическими странами как международное научно-исследовательское объединение. ОИЯИ действует в соответствии с Соглашением и Уставом института.

Соглашением 1992 года, подписанным представителями Российской Федерации, США, Японии и Европейских Сообществ, был учрежден Международный научно-технический центр в качестве международной межправительственной организации, которая призвана финансировать и 

контролировать научно-технические проекты в мирных целях на территории России, а также других заинтересованных государств СНГ и Грузии. Центр планирует содействовать фундаментальным и прикладным исследованиям и техническим разработкам в области разоружения, ликвидации ядерного оружия, охраны окружающей среды, производства энергии и обеспечения безопасности в атомной энергетике.

Специфика деятельности с использованием ядерных материалов и большое число нормативных актов, регулирующих международное сотрудничество в этой области, позволили ученым-юристам сделать вывод о становлении особой отрасли - международного атомного права (иногда именуется международным ядерным правом).


3. Международное сотрудничество в области мирного использования средств массовой информации.

Информационный взрыв, характерный для ХХ века, поставил юристов перед проблемой разработки правовых норм, регулирующих использование средств массовой информации в трансграничном масштабе. Обилие нормативного материала и попытки юристов сформулировать специальные принципы, действующие в этой области отношений, свидетельствуют о формировании новой отрасли международного права, которую можно обозначить как между

народное информационное право.

Государства активно сотрудничают в области обмена информа

цией и связи, включая радиовещание, телевещание, распространение печатной и звуковой продукции. Имеется несколько десятков между

народных специальных соглашений в этой сфере, в большинстве из которых Россия участвует: Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 года, Международная конвенция электросвязи (в редакции 1991 г.), Конвенция о международном обме

не изданиями 1958 года, Конвенция о международном обмене официаль

ными изданиями и правительственными документами 1958 года, Конвен

ция о распоряжении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г., соглашения об обмене правовой, экономической ин

формацией, информацией в сфере внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с соглашениями субъектами международного информационного обмена могут быть как государства, субъекты феде

рации, органы государственной власти и органы местного самоуправ

ления, так и физические и юридические лица.

Объектами международного информационного обмена являют

ся: документированная информация, информационные ресурсы, ин

формационные продукты, информационные услуги и др.

Необходимость международного сотрудничества в области распространения массовой информации вызывается рядом факторов: неизбежностью координации использования радиочастот для предотвращения взаимных радиопомех; 

целесообразностью влияния на формирование общественного мнения; коммерческими интересами производителей продукции массовой информации.

На международные информационные обмены распространяют свое действие все общие императивные принципы международного права. Они дополняются рядом специальных принципов: право государств на осуществление или санкционирование трансграничного радиовещания и телевизионного вещания; обязанность государств предотвращать или пресекать распространение идей, осужденных мировым сообществом; обязанность государств обеспечивать свободный доступ населения к источникам информации; право государств на противодействие распространению на своей территории идей, запрещенных международным сообществом и представляющих угрозу государственной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения; право государств развивать свои информационные инфраструктуры для достижения своих политических, экономических и культурных целей; обязанность предотвращать и пресекать использование национальных средств массовой информации для враждебной другим государствам пропаганды и для вмешательства в их внутренние дела.

Источниками норм, касающихся содержания массовой информации, являются международно-правовые акты, такие как Декларация ООН о средствах массовой информации и правах человека, Декларация ЮНЕСКО «Об основных принципах, касающихся средств массовой информации в укреплении мира и международного взаимопонимания и в развитии прав человека», международные конвенции, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

На универсальном уровне проблемы политики в области международных обменов массовой информацией обсуждаются в рамках учрежденного в 1978 году Комитета ООН по информации и специализированных комитетов ЮНЕСКО. Специалисты различных стран на регулярных научных форумах, проводимых по инициативе Международного союза электросвязи, предсказывают неизбежность радикальных изменений в области международно-правового регулирования электросвязи вследствие бурного развития информатики и предвидимого в 

обозримом будущем формирования единой мировой коммуникационной системы, которая соединит спутники связи, банки данных различных стран, теле- и радиовещание, телефонную и факсимильную связь. Формирование единого всемирного «информационного поля» потребует и адекватных международно-правовых решений.

Одна из характерных тенденций современного этапа мирового научно-технического прогресса связана со стремительным развитием и повсеместным внедрением новейших информационных технологий и глобальных средств телекоммуникации. Вместе с тем становится очевидным, что наряду с положительными моментами такого процесса создается и реальная угроза использования достижений в информационной сфере в целях, не совместимых с задачами поддержания мировой стабильности, безопасности, глобального и регионального баланса сил. Формируется принципиально новая сфера противоборства на международной арене. Кибертерроризм становится сегодня предметом анализа и проектирования. При этом затрагивается как сфера национальной безопасности отдельных государств, так и общая система международной коллективной безопасности на региональных и глобальном уровнях.



Список используемой литературы:

  1. Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 года [www.nuclearpolicy.ru].

  2. Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года [www.lawmix.ru].

  3. Конвенция о международном обмене официаль

  4. ными изданиями и правительственными документами 1958 года [www.infopravo.by.ru].

  5. Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 года [www.kodeks.ru].

  6. Международная конвенция электросвязи 1982 года [www.pravoteka.ru].

  7. Бирюков, П. Н. Международное право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1998. - 243 c.

  8. Ермишина, Е. В. Международный обмен информацией: правовые аспекты. - М.: Междунар. отношения, 1988. - 142 с.

  9. Каламкарян, Р. А. Международное право: Учебн. / Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мигачев. - М.: Эксмо, 2004. - 688с.

  10. Лукашук, И. И. Международное право. Общая часть: Учебник. - Издательство БЕК, 1997. - 576 с.

  11. Международное право: Учебн. / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. -Изд. 2-е, изм. и доп. - М.: НОРМА, 2002. - 592 с.

  12. Международное право: учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов и В. И. Кузнецов. - М.: Международные отношения, 1999. - 622 с.

  13. Собакина, Е. В. Международная коммуникация и международное право: современные тенденции // Советское государство и право. - М.: Наука, 1990, № 6. - с. 140-144.

  14. Топорнин, Б.Н. Европейское право: Учебн. / Институт государства и права РАН. - М.: Юристъ, 2001. - 456 с.

  15. Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. - М.: Юстицинформ, 2006. - 256 с.



Скачать файл (30.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации