Квалиметрия, управление качеством
скачать (14.6 kb.)
Доступные файлы (1):
Квалиметрия, управления качеством.doc | 78kb. | 11.01.2007 00:32 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Управление качеством [ лекция ]
- Квалиметрия и управление качеством продукции [ лекция ]
- Рашников В.Ф, Салганник В.М., Шемшурова Н.Г. Квалиметрия и управление качеством продукции [ документ ]
- Пономарев С.В., Мищенко С.В., Герасимов Б.И. Квалиметрия и управление качеством. Инструменты управления качеством [ документ ]
- Квалиметрия и управление качеством [ документ ]
- Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация [ документ ]
- Управление качеством образовани 2008 №4 [ документ ]
- Управление качеством образования 2008 №5 [ документ ]
- Управление качеством образования 2008 №2 [ документ ]
- Управление качеством образования 2008 №3 [ документ ]
- Управление качеством образования 2008 №1 [ документ ]
- Управление качеством образования №1, январь 2006 [ документ ]
Квалиметрия, управления качеством.doc
Содержание.Введение.------------------------------------------------------------------------ 2
1 Общие принципы и организация управления качеством на предприятии.---------------------------------------------------------------------------3 – 8
1.1 Основные понятия и определения.------------------------------------------- 3 – 4
1.2 Система бездефектного изготовления продукции и сдачи её с первого предъявления.------------------------------------------------------------------------- 5 – 6
1.3 Системный и комплексный подход к управлению качеством.-------- 7 – 8
2 Система менеджмента качества на ОАО СинТЗ.------------------- 9 – 13
Заключение.------------------------------------------------------------------- 14
Литература.-------------------------------------------------------------------- 15
Введение.
Особое значение приобретает качество продукции, определяющее возможности обеспечения научно-технического прогресса, повышения производительности труда, удовлетворения потребностей народного хозяйства и советских людей. Качество продукции является одним из важнейших показателей общественного производства и в совокупности с показателями производительности, себестоимости, прибыли и другими служит характеристикой его эффективности. Высокое качество продукции означает максимальное удовлетворение многообразных потребностей: увеличение долговечности и надежности изделий, улучшение их технических и эстетических характеристик; обеспечивает большие скорости, мощности, бесперебойную работу машин и механизмов, являющихся основой роста производительности труда. Оно увеличивает национальный доход, снижает общие эксплуатационные расходы и улучшает другие экономические показатели производства.
В условиях развитого производства качество продукции зависит от общего уровня развития науки и техники, конструирования и моделирования изделий, технологии, метрологии и организации производства. Все это требует самого тщательного внимания не только к проблемам организации контроля за качеством выполнения операций в процессе изготовления изделия, но и к этапам исследования, проектирования, подготовки производства; изготовления, сбыта и потребления продукции. Следовательно, необходимо использование системного подхода к управлению качеством как координации деятельности всех участников процесса создания изделия, целенаправленному воздействию с помощью комплекса мер на коллективы и отдельных работников для достижения поставленной цели.
^
1.1 Основные понятия и определения.
Воплощение в продукте определенного количества специализированного труда определенной квалификации есть характеристика качества этого труда.
Создание потребительных стоимостей представляет собой процесс труда определенного качества для создания необходимого количества предметов труда.
Под качеством продукции понимается способность того или иного изделия удовлетворять определенным потребностям общества, запросам и вкусам потребителей.
Под надежностью следует понимать свойства изделий, позволяющие выполнить определенные для них функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение установленного времени или при выполнении заданного объёма работы.
Качество изделия, представляющего собой определенную потребительную стоимость, в условиях современного производства можно охарактеризовать в общих чертах следующим образом: технический и эксплуатационный уровень изделия, его эстетический характер, техническое качество.
Под техническим уровнем понимается степень реализации в изделии научно технических достижений.
Эксплуатационный уровень свидетельствует о наличии комплекса свойств, характеризующих техническую сторону использования изделия, и удобств в его эксплуатации (обслуживание, уход, ремонт и т. д.).
Эстетический характер изделия предопределяет степень отражения в нем современных и прогрессивных представлений о красоте, вкусе, изяществе и других требований эстетики.
Техническое качество — это гармонически увязанные предполагаемые и фактические потребительные свойства изделия в процессе его эксплуатации (точность, надежность, долговечность и т. п.).
^
Система бездефектного изготовления продукции и её сдачи с первого предъявления основана на воспитании у работника добросовестного отношения к труду, сознания его полезности для коллектива и общества, чувства ответственности за качество выполняемой работы.
Для осуществления этой задачи исполнителю должны быть созданы соответствующие условия: безупречно работающее оборудование; доброкачественная технология и техническая документация; необходимые инструменты и оснастка; качественные материалы и сырье; хорошо организованное рабочее место; постоянное повышение квалификации с учетом требований научно-технического прогресса; правильно организованная система стимулирования, социально-психологическая мотивация и т. д.
Каждый исполнитель перед предъявлением выполненной работы проверяющему обязан проконтролировать результаты своего труда, выявить дефекты и устранить их. В случае обнаружения контролерами отдела технического контроля (ОТК) в партии изделий первого же дефекта вся партия возвращается исполнителю на доработку и ему оформляется возврат с соответствующей пометкой в журнале. Повторная сдача может быть разрешена начальником цеха с указанием принятых мер.
Несмотря на значительное распространение системы бездефектного изготовления продукции и её сдачи с первого предъявления (особенно на предприятиях машиностроения, приборостроения и некоторых других отраслей), на ряде предприятий она не получила еще должного развития.
К числу субъективных факторов, отрицательно влияющих на распространение системы бездефектного изготовления продукции, следует отнести недостаточное внимание и скептическое отношение к ней со
стороны отдельных руководителей предприятий, а также
нежелание затрачивать время, внимание и энергию на
внедрение и поддержание новой системы.
Однако имеется и объективная причина, наличие которой существенно снижает эффективность системы. Основным ее недостатком является отсутствие количественной оценки труда работников, непосредственно не выполняющих технологические операции при изготовлении продукции, которые существенно влияют на ее качество. Отсутствие такой оценки препятствует целенаправленной работе по устранению причин возникновения дефектов.
^
В завершенной форме изделие предстает перед потребителем как носитель многих потребительных свойств, накопленных в разное время трудом многих специалистов на ряде предприятий различных отраслей.
При системном подходе к решению проблемы повышения качества продукции речь и конечном итоге сводится к необходимости обеспечить качественный труд многочисленных участников процесса создания изделия, возникает неизбежная необходимость управления качеством труда.
Управление качеством труда представляет собой целенаправленное воздействие на коллективы людей и отдельных работников для организации и координации их трудовой деятельности в полном соответствии с установленными нормами (правилами, стандартами).
Наиболее эффективное управление качеством может быть достигнуто в комплексном использовании всех методов и приемов воздействия на исполнителей трудовых процессов.
С учетом системного подхода и комплексного использования методов и приемов управления на основе соблюдения выработанных принципов правомерно решать вопрос о необходимости создания во всех трудовых коллективах комплексных систем управления качеством, которые по своему существу являются логическим этапом совершенствования и углубления системы бездефектности.
Комплексная система управления качеством продукции представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, обращении и эксплуатации или потреблении.
Основными преимуществами комплексной системы управления качеством являются:
-представление качества различного специализированного труда в количественной форме с помощью коэффициента оценки уровня качества;
-представление качества продукции и труда во взаимосвязи и взаимозависимости всех элементов труда (системный подход);
-возможность конкретно и наглядно оценивать уровень бездефектного труда каждого работника и каждого структурного подразделения предприятия;
-сравнимость результатов работы отдельных коллективов и исполнителей за определенный период, что имеет важное значение для организации социалистического соревнования;
- систематическое и оперативное принятие мер регулирования процессами управления качеством;
- анализ изменения качества труда в динамике;
- возможность эффективного использования систем материального и морального стимулирования;
- использование ЭВМ в процессе управления качеством.
^
В целях планирования, применения, совершенствования Системы
менеджмента качества и поставки готовой продукции заказчику в полном соответствии с требованиями стандартов технический директор устанавливает конкретные цели руководителям структурных подразделений предприятия на совещаниях по качеству и в их должностных инструкциях.
Совещания делятся на 2 уровня.
Первый уровень включает в себя плановые ежеквартальные, годовые совещания по качеству у технического директора, и ежеквартальные выездные совещания.
Проведение ежеквартальных и годовых совещаний по качеству
организует персонал Центра под руководством начальника Центра.
На совещания приглашаются руководители и специалисты
подразделений, определенные начальником Центра в зависимости от целей проведения совещаний.
Целью проведения совещаний по качеству может быть рассмотрение
одного или нескольких из перечисленных в области качества, а также рассмотрение вопросов по разработке и применению
документов Системы менеджмента и других вопросов, в том числе по предложению руководителей подразделений.
Принятые техническим директором решения оформляются персоналом
бюро анализа данных Центра в протоколе произвольной формы.
В протоколе приводятся:
-должности и фамилии участников совещания;
-рассматриваемые вопросы на совещании;
-выступления участников совещания;
-решения по качеству;
-лица (из числа руководителей), назначенные техническим директором ответственными за выполнение решений;
-сроки выполнения решений.
Контроль за выполнением решений по качеству осуществляет назначенное в протоколе должностное лицо (или лица).
Протокол подписывается начальником Центра, согласовывается с
начальником технического отдела и утверждается техническим директором. Протокол годового совещания утверждает управляющий директор.
Копии утвержденных протоколов персонал бюро анализа данных Центра
рассылает руководителям структурных подразделений для исполнения принятых решений.
При невозможности выполнения решений в установленный в протоколе
срок оформляется служебная записка на имя технического директора о причинах невыполнения и с просьбой о переносе срока выполнения. Служебная записка подписывается руководителем структурного подразделения, согласовывается с начальником Центра. Копия служебной записки с принятым решением технического директора направляется в Центр.
Проведение ежеквартальных выездных совещаний по качеству
организует персонал технического отдела.
Совещания проводятся под председательством технического директора
в производственных цехах предприятия. Состав участников совещания, регламент и график проведения совещаний определены начальником технического отдела.
Примечание - Для цехов Т-3 и В-2 в повестку совещания включается вопрос об оценке потерь из-за низкого качества.
Итоги совещания оформляются персоналом технического отдела в
протоколе произвольной формы, в котором приводятся результаты выполнения установленных нормативов по показателям качества, металлоиспользования, уровень технологической дисциплины, состояние технологии.
Протокол подписывает начальник техническою отдела, утверждает
технический директор. Копии протокола персонал технического отдела рассылает участникам совещания для исполнения принятых решений.
Ко второму уровню совещаний относятся еженедельные совещания у
начальника технического отдела по технологической подготовке производства, вопросам Системы менеджмента качества и качества продукции.
Организует проведение совещаний персонал технического отдела.
На совещания приглашаются заместители начальников цехов (по
технологии), начальники участков ОТК и другие специалисты, определенные начальником технического отдела в зависимости от целей проведения совещаний.
Целью проведения совещаний у начальника технического отдела являются
вопросы по технологической подготовке производства, оперативное решение вопросов, возникающих в процессе выполнения заказов, а так же вопросов по качеству продукции.
Итоги совещаний оформляются персоналом технического отдела
протоколом произвольной формы, в котором приводятся производственные показатели по цехам, решения, принятые на совещании, сроки выполнения решений. Протокол подписывает начальник технического отдела. Копии протокола персонал технического отдела рассылает руководителям структурных подразделений.
Во исполнение решений, принятых техническим директором /начальником технического отдела начальники производственных цехов/ заместители начальников цехов (по технологии) устанавливают персоналу цеха задания по качеству.
Задания по качеству устанавливаются в письменных распоряжениях или
на цеховых совещаниях по качеству. Совещания по качеству проводятся с целью обеспечения соответствия продукции, изготавливаемой в цехе, установленным требованиям стандартов.
Совещания по качеству проводятся еженедельно в установленные дни и
время (или чаще при необходимости). На совещаниях подводятся итоги работы цеха за прошедшую неделю, при этом рассматривается качество продукции, состояние технологической дисциплины, оборудования (технологического, контрольного, измерительного и испытательного), результативность выполнения ранее принятых решений по качеству и устанавливаются цели и задачи по качеству на текущую
неделю.
Дополнительно цеха Т-3 и В-2 ежемесячно на одном из еженедельных совещаний по качеству рассматривают и анализируют потери из-за плохого качества продукции, изготовленной для автомобильной промышленности, за прошедший месяц с разработкой корректирующих действий.
Персонал технологического бюро цеха (или уполномоченное начальником
цеха лицо) оформляет задания в виде протокола. Протокол подписывает руководитель подразделения и начальник технологического бюро цеха (или назначенное лицо). Контроль за выполнением заданий осуществляет заместитель начальника цеха (по технологии).
При необходимости, для выполнения заданий по качеству, установленных ежеквартальных и годовых совещаниях у технического директора, по указанию начальника Центра персоналом бюро управления документами/ бюро анализа данных Центра составляется план мероприятий по применению / совершенствованию процессов Системы менеджмента качества.
Порядок составления планов.
Планы составляются начальником Центра, согласовываются с техническим директором и утверждаются Управляющим директором.
План составляется произвольной формы и включает наименования, сроки исполнения, должности и фамилии лиц, ответственных за исполнение и за
контроль исполнения мероприятий.
Должностные лица, ответственные за исполнение и контроль мероприятий должны быть по статусу не ниже заместителя начальника структурного подразделения и назначаются с учетом выполняемой ими деятельности.
Содержание мероприятий по применению/совершенствованию процессов Системы менеджмента качества учитывает требования стандартов ISO 9001; ГОСТ Р ИСО 9001 и API Q1. План по применению/совершенствованию/ процессов Системы менеджмента качества включает, в том числе мероприятия по установлению требований к качеству.
Примечание - Планы по совершенствованию процессов Системы менеджмента качества составляются на основании и в соответствии с изменившимися требованиями стандартов к Системе менеджмента качества или изменившимися условиями применения процессов Системы менеджмента качества на предприятии.
Копии утвержденных планов персоналом бюро управления документами
Центра рассылаются руководителям подразделений, ответственным за исполнение и за контроль исполнения мероприятий.
Контроль за выполнением мероприятий планов по применению /совершенствованию/ процессов Системы менеджмента качества на предприятии в целом осуществляет начальник Центра.
Способами достижения установленных целей, выполнения заданий по качеству и запланированных мероприятий являются документально оформленные процедуры и рабочие инструкции, то есть документы Системы менеджмента, в которых устанавливаются требования к качеству и к Системе менеджмента качества.
Заключение.
В ходе проделанной работы были даны основные определения, показаны две системы управления качеством и даны их характеристики с преимуществами и недостатками.
Рассмотрено управление качеством на ОАО СинТЗ, показан порядок этого управления.
Исходя из выше рассмотренного следует сделать вывод, что, применяя то или иное управление, необходимо анализировать некоторую систему качества, применяя её к тому или иному предприятию, учитывая его специфику, а так же психологический подход к каждому вопросу в отдельности.
Вообще необходимо применять комплексную систему, то есть объединять несколько существующих систем управления в единое целое и применять их к конкретному вопросу в управлении качеством.
Литература.
1 Данилов М.Ф. Рашап А.М. Этин Л.К. «Принципы и организация управления качеством» Минск «Вышэйшая школа» 1977г.
2 ОАО СинТз «Система менеджмента качества»
3 Практическое руководство «Применение прикладных статистических методов при производстве продукции» (для руководителей предприятий и организаций) Нижний Новгород СМЦ «Приоритет» 1999г.
4 Паскуале Эрто «Всеобщее качество, в которое я верю» Нижний Новгород СМЦ «Приоритет» 1998г.
5 Саката Сиро «Практическое руководство по управлению качеством» Москва «Машиностроение» 1980г.
Скачать файл (14.6 kb.)