Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Национальная экономика - файл 1.doc


Лекции - Национальная экономика
скачать (815 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc815kb.21.11.2011 22:37скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...

НАЦИОНАЛЬНАЯ

ЭКОНОМИКА
КРЕМЕНЧУГ

2008

Днепропетровский университет экономики и права

Кременчугский институт
Кафедра международной экономики

и экономической теории
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
для студентов III курса

всех форм обучения

Отрасль знаний

03.05 – «Экономика и предпринимательство»
Направления подготовки

6.030507 – «Маркетинг», 6.030508 – «Финансы и кредит»,

6.030509 – «Учет и аудит»

Составитель: к.т.н. В.С. Татаринов


Конспект составлен в соответствии с учебной программой дисциплины, содержит материал для 36 часов лекций, рассмотрен и одобрен на заседании кафедры МЭ и ЭТ (протокол №___ от _________)

Руководитель напр ст. преп. ______Л.Н. Крот

КРЕМЕНЧУГ

2008
СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


Тема 1. Национальная экономика: общее и особенности

5

    1. Сущность национальной экономики

5

    1. Признаки национальной экономики

6

    1. Особенности национальной экономики

7

      1. Секторы национальной экономики

7

      1. Основные макроэкономические проблемы

8

      1. Объекты и субъекты национальной экономики

9
^

Тема 2. Экономические теории и базисные институты национальной экономики


11

2.1 Теории занятости

11

2.1.1 Классическая теория занятости

11

2.1.2 Кейнсианская теория занятости

12

2.1.3 Монетаристская теория занятости

12

2.1.4 Теория «полной занятости»

13

2.2 Теории инфляции

14

2.2.1 Инфляция спроса, инфляция издержек и инфляция, вызванная нарушением механизма издержек


14

2.2.2 Влияние инфляции на перераспределение дохода

15

2.2.3 Модели инфляции

17

2.3 Теории денег и банковское дело

18

2.3.1 Металлическая теория денег

18

2.3.2 Количественная теория денег

18

2.3.3 Теория «регулируемой валюты»

20

2.3.4 Банковская система и госконтроль за деньгами

20

2.3.5 Кредитно-денежная политика

22

2.4 Концепция инфраструктуры в теории экономического роста

26

Тема 3. Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики

30


3.1 Основные понятия теории общественного благосостояния.

30

3.2 Индивидуальное и общественное благосостояние.

31

3.3 Эффективность и справедливость как критерии благосостояния

33

Тема 4. Характеристика экономического потенциала.

35


4.1 Национальное богатство

35

4.2 Природно-ресурсный потенциал

37

4.3 Людской потенциал

40

4.4 Производственный и научно-технический потенциал

43

Тема 5. Институциональные факторы развития национальной экономики.

46


5.1. Сущность институционализма и его факторы.

46

5.2 Финансовый фактор.

46

5.3 Инвестиционный фактор

50

5.4 Научно-технический фактор

54

5.5 Социальный фактор.

57

Тема 6. Функционирование инфраструктуры национального рынка

60


    1. Сущность и функции инфраструктуры национального рынка

60

    1. Рынки сырья и материалов

60

    1. Рынок ценных бумаг (фондовый рынок)

    2. Рынок денег и банковская система

61

62

    1. Рынок труда

63

    1. Информационный рынок

64

    1. Рынок духовного и интеллектуального продукта

64

Тема 7. Государственность и государственное управление экономикой

65


    1. Государственность и факторы ее развития

65

    1. Цели и задачи государственного управления экономикой

66

    1. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики

67

    1. Экономические функции государства

68

    1. Объекты и субъекты госрегулирования экономики

70

    1. Прямые и косвенные методы госуправления экономики

70

    1. Система органов госрегулирования экономики

71

Тема 8. Демократия экономическая свобода и экономический порядок

72

8.1 Демократия и демократизация: их сущность и предпосылки.

72

8.2 Экономическая свобода и ее влияние на экономические процессы.

74

8.3 Экономическая свобода и экономический порядок.

75

Тема 9. Структурная перестройка национальной экономики

    1. Сущность структуры экономики и виды структурных соотношений

    2. Характеристика структуры экономики Украины

    3. Государственное регулирование структурных сдвигов в экономике

Тема 10. Программирование и прогнозирование национальной экономики

10.1 Сущность социально-экономической стратегии.

10.2 Социально-экономическое прогнозирование.

10.3. Макроэкономическое планирование.

10.4. Государственное программно-целевое планирование.

Тема 11. Политика экономического роста в национальной экономике.

11.1. Сущность политики экономического роста.

11.2. Политика роста в сфере макроэкономики.

11.3 Институциональное регулирование экономики развития.

11.4 Социальная стратегия экономического развития.

11.5 Инновационно-инвестиционная стратегия.

11.6 Внутренне и внешнеэкономическая стратегия экономического роста.

11.7 Усовершенствование региональной политики.

Тема 12. Институциональные формы интеграции в мировое хозяйство.

12.1 Сущность экономической интеграции.

12.2 Особенности институциональных форм интеграции в мировое хозяйство.

12.3 Современные интеграционные объединения.

12.3.1 Европейский Союз.

12.3.2 Содружество Независимых Государств.

Литература

78

78

79

80

82

82

83

84

86

88

88

88

89

89

89

90

90

92

92

93

94

94

95

96


Тема 1. Национальная экономика: общее и особенности


    1. Сущность национальной экономики

    2. Признаки национальной экономики

    3. Особенности национальной экономики

      1. Объекты и субъекты национальной экономики

      2. Секторы национальной экономики

      3. Основные макроэкономические проблемы


1.1 Сущность национальной экономики

Познание экономики обычно начинают с изучения закономерностей функционирования отдельных экономических субъектов. Но усвоив эти микроэкономические закономерности, человеку необходимо разобраться в том, как живет общественный феномен, образуемый их взаимодействием. Ему следует понять:

- есть ли у него свои собственные законы;

- отличается ли действие известных принципов микроэкономики на микроуровне;

- поддаются ли сознательному регулированию со стороны государства макроэкономические процессы;

- какие рычаги может использовать государство для достижения своих целей?

Все эти проблемы изучает раздел экономической теории, который называют макроэкономикой.

Объектом изучения указанного раздела является национальная экономика. Исследовать этот объект нам и предстоит при изучении данной дисциплины.

Настоящая тема посвящена определению сущности национальной экономики, характерных признаков, основных макроэкономических проблем.

Макроэкономика – это наука о функционировании экономики в целом. Если изучая микроэкономические процессы мы узнаем причины и условия успеха того или иного продукта на рынке, механизм получения экономической прибыли, пути формирования цен на конкретные товары, мотивы создания и ликвидации рабочих мест, то макроэкономика занимается выяснением причин общего экономического роста или спада, тенденций изменения цен вообще, общей характеристикой состояния рынка труда. Но это не разные науки, а два взгляда одной и той же науки – экономической теории – на свой объект изучения. Чтобы уточнить объект макроэкономического изучения, выясним, что следует понимать под словами «экономика в целом», используемыми в определении макроэкономики. Что в данном случае будет служить объектом изучения: экономика мирового хозяйства, отдельной страны, крупного экономического региона? Ведь, например, Донецкая и Днепропетровская области Украины по численности населения и размерам территории могут быть приравнены к некоторым европейским государствам. Но можно ли изучать макроэкономические проблемы на уровне экономики отдельной области? Какими вообще признаками должна обладать экономическая система, чтобы функционировать как макроэкономическая?

Для определения макроэкономических систем используется понятие «национальна экономика». Национальная экономика – это совокупность экономических субъектов и связей между ними, характеризующаяся хозяйственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках. И теперь можно уточнить первое определение макроэкономики, то есть она является наукой о функционировании национальной экономики.

Как известно, каждый хозяйствующий субъект ежедневно вступает в экономические отношения со множеством себе подобных. В основе этих отношений лежит разделение труда. Поскольку адекватным современному уровню развития типом организации производства выступает товарный характер, то и большинство хозяйственных отношений в национальной экономике приобретают товарный характер. Производя товары для других, каждый субъект национальной экономики оказывается зависимым от контрагентов, в свою очередь зависимых от него.

Но в этих условиях успех одного может обернуться убытками для других, увеличение доли одного товара на рынке может сопровождаться спадом других. Поэтому тенденции развития национальной экономики формируются как сложная система становления множества равнодействующих микроэкономических процессов.
^ 1.2 Признаки национальной экономики.

Лучшему пониманию сути национальной экономики будет способствовать выделение следующих ее признаков.

^ 1. Наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъектами страны на основе разделения труда. В приведенном выше примере определения национальной экономики этот признак обозначен словом «целостность». Национальную экономику образуют не просто производители, функционирующие в той или иной стране; это не простая их сумма, а некоторое единство. Наличие хозяйственных связей необходимо для передачи экономического импульса от одного субъекта к другому. Например, кто-то решил улучшить условия жизни своей семьи и переехать в новый собственный дом. Покупка дома одним субъектом принесет доход другому. Вырученные деньги продавец дома израсходует на покупку каких-то товаров, что принесет доход их продавцам и т. д. Поэтому первоначальная покупка дает толчок, импульс для целого ряда новых сделок, порождая тем самым некую экономическую волну следующих друг за другом событий.

Если во времена Средневековья экономика страны состояла из отдельных обособленных поместий, вотчин и других феодальных хозяйств, практически не связанных между собой, то экономические успехи или проблемы кого-либо из них не влекли за собой никаких серьезных последствий для других. Если хозяйствующие субъекты тесно связаны между собой, тогда обнаруживаются волны, инициированные кем-то из них; возможно наложение этих волн, резонанс, их деформация и т. п., что и порождает макроэффекты в экономике.

Это состояние экономики – целостность возникает в процессе формирования общегосударственных рынков, что связано с переходом к товарному типу организации общественного хозяйства.

В современных условиях частота функционирования экономики страны как национальной нарушается рядом обстоятельств. В частности, усиление внешнеэкономических связей размывает границы национальной экономики. Часть ее субъектов в своей хозяйственной деятельности ориентирована не на внутренний, а на внешний рынок, а поэтому, во-первых, ощущает на себе импульсы другой экономической системы, и во-вторых, ослабевает сила внутриэкономических волн. Поэтому, применяя макроэкономические закономерности вообще к народному хозяйству какой-либо страны, необходимо учитывать их корректировку степенью ее интеграции в мировое хозяйство.

^ 2. Общая экономическая среда, в которой действуют хозяйствующие субъекты. Ее образуют прежде всего:

а) единое хозяйственное законодательство;

б) единая денежная система;

в) общая финансовая система.

Подробно эти вопросы будут излагаться в последующих темах.

Однако здесь необходимо особо рассмотреть денежную систему. Проводя аналогию между национальной экономикой и живым организмом, можно сравнить деньги с той ролью, которую играет в организме кровь. Именно через денежные потоки главным образом транслируются импульсы от одного субъекта к другому; деньги, как и кровь, несут в себе питательные вещества для соответствующих частей национальной экономики. И эта денежная кровеносная система должна быть единой для всего организма национальной экономики. Если в какую-то часть тела не поступает кровь, происходит ее отмирание. Если часть национальной экономики ограждена от поступления денег, она теряет связь с целым и к ней не могут в полном объеме применять закономерности национальной экономики.

В целом ряде стран современного мира в качестве платежеспособного средства используются несколько валют: собственная и иностранная. Страны западной Европы перешли к общей денежной единице (евро). Но если эмиссия денег, используемых в стране, не контролируется данным государством, то его экономика во многом не может быть определена как национальная, а, следовательно, макроэкономические закономерности могут быть применены в управлении ею только с определенной корректировкой.

^ 3. Общий экономический центр, контролирующий деятельность хозяйствующих субъектов. Этим центром выступает государство. В любой экономической системе ему отводится роль координатора. Степень его вмешательства в экономику может быть различна (от минимальной в условиях чистого рынка, до максимальной при централизовано-плановой экономике). Но национальная экономика предполагает, что этот центр берет на себя, по меньшей мере, функции регулирования денежной системы, проведения финансовой политики, оказания социальной поддержки определенным категориям населения.

^ 4. Общая система экономической защиты. Это наличие своего рода экономических границ в виде экспортно-импортных пошлин, квот и т. п. Если этот признак отсутствует, то такая макроэкономическая проблема, как равновесие совокупного спроса, совокупного предложения, становится не вопросом каждой страны, а некоторого международного экономического образования (например, ЕС).

Практически экономика ни одной страны не обладает в чистом виде всеми перечисленными признаками. Макроэкономические проблемы особо сильно ощущают на себе влияние специфических факторов той или иной страны: демографических, социальных, исторических. Вот почему механический перенос успешных макроэкономических решений из одной страны в другую, как правило, не приносит ожидаемых результатов. Для выработки обоснованной макроэкономической политики необходим глубокий анализ модифицирующих факторов. Поэтому процесс макроуровневого изучения национальной экономики той или иной страны схематически можно описать следующим образом: 1) познание общих закономерностей и принципов функционирования национальной экономики; 2) обнаружение модифицирующих факторов макроуровня и познание механизма их действия; 3) выявление специфики проявления общих закономерностей с учетом национально-исторических особенностей данной страны. Усиление роли внешнеэкономических связей в динамике внутренних процессов большинства стран приводит к делегированию ряда функций макроэкономического регулирования международными организациями, что также вносит специфику в функционирование национальных экономик и должно учитываться в выработке макроэкономической политики.


    1. ^ Особенности национальной экономики.

      1. Объекты и субъекты национальной экономики

Поскольку национальная экономика – это система связей, то ее можно рассматривать со стороны объектов, субъектов и содержания складывающихся отношений.

Если для субъектов микроэкономики ограниченность ресурсов, как правило, носит относительный характер и преодолевается путем уплаты больших сумм за привлечение дополнительных ресурсов, то на макроэкономическом уровне общество довольно часто сталкивается с абсолютной ограниченностью ресурсов: площадь сельскохозяйственных угодий не может быть больше той территории, которая пригодна для этих целей; ресурсы труда ограничены численностью населения и т. п. Во многом попытка преодолеть эту абсолютную ограниченность ресурсов стимулирует международные экономические отношения, что приводит к образованию мегаэкономики.

Объектами макроэкономических отношений выступают те, которые на микроуровне таковыми не являются. Например, многими государствами воздушное пространство над территорией страны объявлено достоянием соответствующего народа. В этом есть смысл. Ведь одной из важнейших макроэкономических проблем становится защита окружающей среды от загрязнения предприятиями соседних стран. Объектом макроэкономического регулирования выступают также демографические процессы в стране в целом, поскольку они оказывают весьма существенное влияние на совокупный спрос и совокупное предложение.

В качестве субъектов отношений в национальной экономике выступают домашние хозяйства, предприятия и государства. Между ними формируются как горизонтальные, так и вертикальные отношения. До недавнего времени в экономике нашей страны основной упор делался на вертикальные связи. Такая система показала свою нежизнеспособность. Однако не следует идеализировать и абсолютизировать горизонтальные связи. Для нормального функционирования экономики необходимо сочетание и тех и других.

Каждый хозяйствующий субъект, будучи в той или иной степени обособленным, имеет определенный экономический интерес. Его деятельность подчинена реализации этого интереса. Естественно, что эти интересы различны, порой противоположны, противоречивы. Противоречие интересов существует, как в горизонтальных, так и вертикальных связях.

Различие и противоречие между интересами могут достигать такой остроты, что деятельность одних субъектов по реализации своих интересов будет наносить ущерб другим субъектам. Поэтому главная задача экономического центра национальной экономики заключается в обеспечении экономической среды позволяющей разрешать противоречия. Это возможно или путем соподчинения интересов, когда выделяются «старшие» или «младшие» интересы, их субординация, или путем сочетания, когда все интересы рассматриваются как равноправные и создается экономический механизм, позволяющий сделать реализацию интересов одних условием реализации интересов других. На принципах субординации интересов, а именно – признании главенствующей роли государственного интереса, строится централизовано-плановая экономика. Рыночная система позволяет в значительной мере обеспечить сочетания интересов. С учетом этого и должна строиться макроэкономическая политика.


      1. ^ Секторы национальной экономики.

Специфика жизнедеятельности, интересы и роль в макроэкономических процессах выделенных выше субъектов позволяют рассматривать секторы национальной экономики как особые части, отличающиеся складывающимися там отношениями хозяйствования, формами связи с другими субъектами, функциями и т. п.

В Украине, как и в любой современной экономической системе, можно выделить частный и государственный (общественный) секторы экономики. Частный сектор представляют: а) домашние хозяйства; б) частные предприятия. Состав государственного сектора формируют: а) структуры, производящие товары и оказывающие услуги (государственные предприятия, организации, учреждения); б) регулирующие структуры (Правительство, Национальный банк, местные органы власти).

Соотношение названных секторов может быть различным. Если в национальной экономике господствует какой-либо сектор, подчиняя все остальные, то она условно может быть названа моносекторной. Однако для современного этапа развития человечества характерным является отсутствие «критической массы» у одного сектора. Экономика представляет собой переплетение частного и государственного секторов. Если в конце XIX – начале XX века практически безраздельно господствовал частный сектор, то сейчас в развитых странах на долю государственного сектора приходится от 30 до 60 % производства национального продукта. В Украине в настоящее время значительная доля государственного сектора экономики. Традиционно общественный сектор преобладает в сфере национальной обороны, здравоохранения, образования, энергетики, науки и т. п. Это накладывает отпечаток на весь механизм функционирования современной национальной экономики. Среди его особенностей можно выделить следующие:

1. Разнообразие форм хозяйствования без подавляющего преобладания какой либо из них.

2. Переход от подавления одной формы хозяйствования другой к их сотрудничеству.

3. Соперничество между различными формами хозяйствования как равными партнерами.

4. Расширение той или иной формы хозяйствования (прежде всего государственной и частной) определяется не идеологическими установками, а экономической эффективностью их функционирования и социальной необходимостью.

Почему сочетание этих секторов является адекватным современному этапу развития национальной экономики? Прежде всего потому, что сохраняются объективные предпосылки, для частного предпринимательства: общественное разделение труда, обособленность производителей, различие экономических интересов хозяйствующих субъектов, трехзвенная система машин, использование которой эффективно на средних и малых предприятиях и т. п. Вместе с тем, созрели условия для появления и развития государственного сектора в экономике: обнаруживается неспособность рыночных механизмов обеспечить бескризисное развитие; уровень обобществления производства создает сферы, регулирование которых необходимо на уровне национальной экономики в целом; изменения места и роли человека в экономике требуют для нормального ее функционирования решения задач воспроизводства рабочий силы в масштабах всего народного хозяйства.


      1. ^ Основные макроэкономические проблемы

В идеале национальная экономика должна стремиться к динамическому равновесию, т. е. установлению пропорций, обеспечивающих полное использование ресурсов и стабильное развитие. Поскольку современная национальная экономика имеет рыночную природу, то проблема пропорциональности, равновесия выражается через соответствие спроса и предложения. К основным видам равновесий макроэкономических проблем, следует отнести:

^ 1. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Периодическое нарушения этого равновесия приводят к цикличности развития национальной экономики. Экономика поочередно проходит через состояния подъема и спада. Темпы экономического роста могут иметь как положительное, так и отрицательное значение (экономический спад). Отсутствие экономического роста негативно сказывается на уровне удовлетворения потребностей общества. Достижение экономического роста будет означать увеличение потока товаров и услуг от предприятий к домохозяйствам и одновременное увеличение доходов, при прочих равных условиях, получаемых предприятиями. Задача макроэкономики – познать механизм экономического цикла, его причины, раскрыть суть экономического роста и факторы, его определяющие.

^ 2. Равновесие спроса и предложения денег. Известно, что нарушение этого равновесия вызывает инфляцию или дефляцию. Макроэкономика должна объяснить, в чем причина инфляции и как обеспечить стабильность денежной единицы, как влияют инфляционные процессы на динамику национальной экономики в целом.

^ 3. Равновесие на рынке труда. Одна из проблем, болезненно переживаемая большинством развитых стран, - безработица. Макроэкономика изучает причины, порождающие превышения предложения рабочей силы над спросом на нее, а также экономические последствия вынужденной незанятости.

^ 4. Равновесие доходов и расходов государства. Поскольку государство становится активным экономическим субъектом, то к основным макроэкономическим проблемам относятся и вопросы формирования и использования государственного бюджета. Макроэкономика также занимается анализом возможных последствий принятия тех или иных решений государством по регулированию национальной экономики.

Тема 2. Экономические теории и базисные институты национальной экономики.

2.1. Теории занятости

2.1.1. Классическая теория занятости

2.1.2. Кейнсианская теория занятости

2.1.3. Монетаристская теория занятости

2.1.4. Теория «полной занятости»

2.2. Теории инфляции

2.2.1. Инфляция спроса, инфляция издержек и инфляция, вызванная нарушением механизма издержек

2.2.2. Влияние инфляции на перераспределение дохода.

2.2.3. Модели инфляции

2.3. Теории денег и банковское дело

2.3.1. Металлическая теория денег

2.3.2. Количественная теория денег

2.3.3. Теория «регулируемой валюты»

2.3.4. Банковская система и госконтроль за деньгами

2.3.5. Кредитно-денежная политика

2.4. Фискальная политика, бюджетный дефицит и государственный долг.

2.4.1. Цели фискальной политики

2.4.2. Дискреционная и недискреционная фискальная политика

2.4.3. Бюджетный дефицит

2.4.4. Государственный долг

2.5. Концепция инфраструктуры в теории экономического роста
^ 2.1. Теории занятости

2.1.1. Классическая теория занятости

В основе классической теории занятости лежат два главных понятия.

Во-первых, утверждалось, что ситуация, при которой уровень расходов будет недостаточен для закупки продукции, произведенной при полной занятости, вряд ли возможна. Во-вторых, даже если бы уровень общих расходов и оказался недостаточным, довольно быстро включатся такие рычаги регулирования, как цена и заработная плата (в том числе ставка процента), в результате чего снижение общих расходов не повлечет за собой сокращения реального объема производства, занятости и реальных доходов.

Отрицание классической теорией возможности недостаточного уровня расходов частично основывается на законе Сэя. ^ Согласно закону Сэя процесс производства товаров создает доход равный стоимости произведенных товаров. Это значит, что производство любого объема продукции автоматически обеспечивает доход, необходимый для закупки всей продукции на рынке. Предложение порождает свой собственный спрос, а сбережения – усложняющий фактор. Однако в таком простом понимании закона Сэя есть явный изъян. Хотя факт, что производство продукции обеспечивает соответствующую сумму денежного дохода, и общепризнан, нет гарантии, что получатели дохода израсходуют его полностью. Какую-то часть дохода можно сберечь (не израсходовать), и поэтому она не найдет отражения в спросе. Сбережения вызывают нарушение, утечку в потоках расходов и доходов и, соответственно, подрывают эффективное действие закона Сэя. Сбережения вызывают недостаточность потребления. В результате – непроданные товары, сокращение производства, безработица и снижение доходов.

Экономисты-классики утверждают, что на самом деле сбережения не приводят к недостаточности спроса, ибо каждый сбереженный доллар будет инвестирован предпринимателями. Инвестирование якобы и происходит, чтобы компенсировать любую недостаточность потребительских расходов; инвестиции позволяют любой «пробел» в потреблении, вызванный сбережениями. В конце концов фирмы не намерены продавать всю свою продукцию потребителям, а склонны производить значительную долю продукции в виде средств производства для реализации друг другу. Итак, если предприниматели намериваются инвестировать столько же, сколько домохозяйства рассчитывают сберечь, то закон Сэя будет действовать и уровень производства и занятости останутся постоянными. Сможет или нет экономика достичь и сохранить уровень расходов, необходимый для обеспечения производства продукции и дохода при полной занятости, будет зависеть от того, намерены ли предприниматели провести достаточное инвестирование, чтобы компенсировать сбережения домохозяйств ( см. рис. 2. 1.).

Классики воспринимали капитализм как саморегулирующуюся экономику, в которой полная занятость считается нормой, а следовательно, капитализм способен «развиваться сам по себе». Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней. В экономике способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, по мнению классиков, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика классической теории подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.
^ 2.1.2. Кейнсианская теория занятости

Известный английский экономист Джон Мейнард Кейс в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.) обрушился на основы классической теории. Он стал родоначальником теории занятости в смешанной экономике. Многие экономисты продолжали разрабатывать и совершенствовать его учение.

Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Суть этой теории состоит в следующем: при капитализме не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость; экономика может быть сбалансированной при значительном уровне безработицы и при существенной инфляции. Полная занятость скорее случайность, а не закономерность; по Кейсу, капитализм не является саморегулирующей системой, способной к бесконечному процветанию и нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе».

Кейнсианцы подкрепляют свои утверждения тем, что отрицают сам механизм, на котором основана классическая платформа, - автоматическое регулирование ставки процента и соотношения цен и заработной платы.

Отличие от классической точки зрения очевидно. Для экономистов-классиков совокупный спрос является стабильным, пока не происходит никаких значительных изменений в предложении денег. Даже если совокупный спрос понизился, эластичность цен и заработной платы обеспечит работу автоматического встроенного механизма, с помощью которого поддерживается функционирование капиталистической экономики на уровне его потенциального объема производства и естественной нормы безработицы. Поэтому макроэкономическая политика государства представляется излишней и непродуктивной.

Для кийнсеанцев изменчивость совокупного спроса и неэластичность цен в направлении понижения означают, что безработица может увеличиваться и сохраняться в рыночной экономике в течении длительного периода. Чтобы избежать гигантских потерь от спадов и кризисов, необходима активная макроэкономическая политика регулирования совокупного спроса со стороны государства.
^ 2.1.3. Монетаристская теория занятости

В последнее время приобрели известность программы, построенные на основе рекомендаций теоретиков количественной теории денег – монетаристов. Их наиболее представляет М. Фридман. Монетаристы исходят из того, что рынок представляет собой саморегулирующуюся систему и сам в состоянии выйти на те пропорции, которые обеспечат эффективное развитие и полную занятость. Поэтому рынку не следует мешать. Фридман рекомендует использовать дорогой кредит, повысив для этого учетную ставку процента. По его мнению, государство должно стимулировать эффективных производителей льготной налоговой политикой. Это усилит стимулы их деловой активности, и, как следствие, создается ситуация, способствующая расширению производства и инвестированию. На этой основе может увеличиться совокупное предложение товаров, увеличится занятость и рассосется безработица. Итак, монетаристы вытягивают страну из кризиса, отвергая «рецепты» Кейнса.

Реализация монетарных программ ускоряет путь к стабилизации, но сам этот шаг становится тяжелым испытанием для населения. Ведь монетаристы первым шагом к стабилизации считают сокращение национальных социальных программ, которые отягощают государственные расходы, способствуя инфляции.
^ 2.1.4. Теория «полной занятости»

На практике трудно установить фактический уровень безработицы. Уровень безработицы – это процентное отношение безработной части к занятой рабочей силе.
Уровень безработицы = Безработица . 100

Рабочая сила

Уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, хотя его нельзя считать безошибочным барометром неблагополучия экономики.

«Полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы и составляет 5-6% от рабочей силы.

^ Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики.

Естественный уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т. е. когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени объективное явление. Ведь «фрикционным» безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. «Структурным» безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы: наблюдается дефицит совокупного спроса.

В такой ситуации фактический уровень безработицы выше естественного уровня. Эта ситуация свидетельствует о циклической безработице. Если при избыточном совокупном спросе ощущается нехватка рабочей силы, т. е. количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу, то в такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня.

Необычайно «напряженная» ситуация на рынках рабочей силы связана с инфляцией.

Естественный уровень безработицы сам по себе необязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие изменений в законах и обычаях общества.

В настоящее время в экономике индустриальных стран естественный уровень безработицы выше, чем в 60-е гг. Это произошло: 1) из-за изменений демографического состава рабочей силы ( в частности, женщины и молодые рабочие стали относительно более важным компонентом рабочей силы); 2) из-за институциональных изменений. Например, программа компенсаций по безработице в США была расширена как в отношении количества охватываемых ею работников, так и размеров пособий. Это позволяет безработным более спокойно искать работу и тем самым увеличивает фрикционную безработицу и общий уровень безработицы.
^ 2. 2. Теории инфляции

2.2.1 Инфляция спроса, инфляция издержек и инфляция, вызванная нарушением механизма издержек.

Экономисты различают три типа инфляции:

^ 1. Инфляция спроса – это когда избыточны совокупный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить, она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. Но производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому такой избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Иногда это объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».

Но соотношение между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен – с другой, значительно сложнее (рис. 2. 2.).

^ 2. Инфляция издержек, или уменьшение совокупного предложения, - это результат изменений издержек и совокупного предложения на рынке. Теория инфляции, обусловленная ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции, т. е . средних издержек при данном объеме производства.

Средние издержки

(издержки на единицу продукции) = Общие затраты______________

Количество единиц продукции

Повышение средних издержек в экономике сокращает прибыли и уменьшает объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь повышает уровень цен. Следовательно, издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.

Причины инфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальной зарплаты и цен на сырье и энергию.

Если «виновником» инфляции является чрезмерное повышение номинальной заработной платы, то этот тип инфляции называется инфляцией, вызванной повышением заработной платы, которая представляет собой разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек.

^ 3. Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения или обусловленная ростом издержек. Она является следствием увеличения издержек производства, а следовательно, и цен, связанных с внезапным, непредвиденным увеличением стоимости сырья или затрат на энергию. Примером может служить значительное повышение цен на импортируемую нефть. Если цены на энергию возрастают, то увеличиваются также издержки производства и транспортировки всей продукции в экономике. Это приводит к быстрому росту инфляции, обусловленной увеличением издержек.


^ 2.2.2. Влияние инфляции на перераспределение дохода.

В реальном мире ситуация гораздо сложнее. На практике трудно различать эти этапы инфляции, не зная первичного источника, т. е. подлинной причины роста цен и зарплаты.

Большинство экономистов считают, что инфляция, обусловленной ростом издержек, и инфляция спроса отличаются друг от друга еще в одном важном отношении. С одной стороны, инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы. С другой стороны, инфляция, обусловленной ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает, т. е. либо постепенно исчезает, либо самоизлечивается. Это объясняется тем, что из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукта и занятости сокращается, и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек. Иными словами, инфляция обусловленной ростом издержек, порождает спад, а спад, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.

Теперь попытаемся ответить на вопрос: как инфляция перераспределяет доходы?

Чтобы ответить на этот вопрос, важно понять разницу между денежным, или номинальным, доходом и реальным доходом. Денежный, или номинальный, доход – это количество рублей, которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов или прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем уровень цен, то реальный доход повыситься. И наоборот, если уровень цен буде расти быстрее, чем номинальный доход, то реальный доход уменьшится. Изменение реального дохода можно приблизительно выразить простой формулой:

Изменения реального дохода, (%) = Изменение номинального дохода, (%) – Изменение в уровне цен, (%).

Таким образом, если номинальный доход возрастет на 10% в течение данного года, а уровень цен увеличится на 5 % за этот период, то реальный доход повысится приблизительно на 5 %. И наоборот, 5%-ное повышение номинального дохода при 10%-ной инфляции понизит реальный доход примерно на 50%.

Следует помнить, что сам факт инфляции – снижение покупательной способности денег, т. е. уменьшение количества товаров и услуг, которые можно купить на рубль, - не обязательно приводит к снижению личного реального дохода, или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность денег; однако реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если номинальный доход будет отставать от инфляции.

Инфляция сокращает доходы людей, которые получают относительно фиксированные номинальные доходы. Она делает их просто беднее, и причем с каждым днем. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличивая их у других групп населения.

Примером являются пожилые люди, живущие на пенсию, которая обеспечивает фиксированный ежемесячный размер номинального дохода. Человек, ушедший на пенсию в 1995г. и получавший по тем временам достаточную сумму, обнаруживает, что в 1999г. Покупательная способность его пенсии значительно сократилась.

От инфляции страдают те наемные рабочие, которые работают в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки профсоюзов. В такой ситуации рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов.

Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции.

Номинальные доходы таких семей могут обогнать уровень цен, или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся. Рабочие, представленные профсоюзами, могут добиться, чтобы их номинальная зарплата шла в ногу с уровнем инфляции или опережала его.

Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей.

Если цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступления фирмы будут расти более быстрыми темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы в виде прибыли будут обгонять растущую волну инфляции.

Инфляция негативно влияет на владельцев сбережений.

С ростом цен реальная стоимость, или покупательная способность, сбережений, отложенных на черный день, уменьшится. Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных вкладов в банке, страховых полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с фиксированной стоимостью.

Инфляция перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам (получателям ссуды) за счет кредиторов (ссудодателей).

Предположим, вы берете в банке 1000 долл., которые вы должны возвратить через два года. Если за этот период общий уровень цен увеличился в 2 раза, то 1000 долл. — это только половина покупательной способности первоначально взятой суммы. Вследствие инфляции за каждый доллар теперь можно будет купить только половину того, что могли вы купить в то время, когда брали ссуду. Когда цены растут, стоимость доллара падает. Таким образом, из-за инфляции получателю ссуды дают «дорогие» доллары, а он возмещает ее «дешевыми» долларами.

Инфляция облегчает федеральному правительству реаль­ное бремя государственного долга.

Действительно, некоторые страны, такие, как Бразилия, когда-то настолько широко использовали инфляцию, чтобы уменьшить реальную стоимость своих долгов, что теперь кредиторы вынуждают их брать взаймы не в своей валюте, а в американских долларах или какой-нибудь другой относительно устойчивой валюте. Это не позволяет использовать инфляцию внутри страны, чтобы избежать «невыполнения обязательств» по долгам. Любая инфляция внутри страны приводит к уменьшению реальной стоимости ее валюты, но не стоимости долга, который необходимо выплатить.

Последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми и даже устранимыми, если бы люди могли: 1) предвидеть инфляцию и 2) иметь возможность скорректировать свои номинальные доходы с учетом предстоящих изменений в уровне цен.

Например, профсоюзы могут настаивать на том, чтобы в трудовые договоры вносились поправки на рост стоимости жизни, автоматически корректирующие доходы рабочих с учетом инфляции.

Итак: 1) инфляция произвольно «облагает налогами» тех, кто получает относительно фиксированные денежные доходы и владельцев сбережений; 2) инфляция «субсидирует» тех, чьи денежные доходы меняются, и приносит выгоды по­лучателям займов за счет кредиторов. Наконец, сильно на­казывает непредвиденная инфляция. И наоборот, в случае дефляции — снижения уровня цен — последствия прямо противоположные; реальные доходы возрастают у тех, кто имеет фиксированные денежные доходы; кредиторы выигрывают за счет дебиторов, а у владельцев сбережений в ре­зультате падения цен возрастает покупательная способность их сбережений.

Если размер «пирога» постоянный, а в результате инфляции некоторые группы получают большие куски, то другие группы обязательно получают куски поменьше. Но на практике объем национального производства может изменяться в зависимости от колебаний уровня цен. Другими словами, могут изменяться размеры самого «пирога».

Экономисты спорят по поводу того, сопровождается ли инфляция увеличением или уменьшением реального объема национального производства. Рассмотрим вкратце три модели, в первой из которых инфляция сопровождается увеличением объема национального производства, а в двух других — уменьшением.
^ 2.2.3. Модели инфляции

Первая модель — инфляция вызывает рост национального производства и занятости.

Некоторые экономисты считают, что достичь полной занятости можно только при довольно скромном уровне инфляции. По их мнению, следует примириться с некоторой умеренной инфляцией, если хотим добиться высокого уровня производства и занятости. Высокий уровень расходов, который приводит к более высокому уровню производства и низкому уровню безработицы, также вызывает инфляцию. Иными словами, может существовать обратная зависимость между уровнями инфляции и безработицы. Некоторые экономисты предполагают, что любое равновесие между уровнями инфляции и безработицы в лучшем случае является преходящим и кратковременным явлением и что в течение длительного периода такое равновесие невозможно.

^ Вторая модель — инфляция вызывает сокращение производства и занятости.

Если начинается инфляция, обусловленная ростом издержек, то при существующем уровне совокупного спроса реальный объем продукции сократится. Это значит, что рост издержек вызовет резкое повышение цен и при данных общих расходах можно будет купить на рынке только часть реального продукта. Следовательно, реальный объем производства уменьшится, а безработица вырастет.

^ Третья модель — гиперинфляция и крах. Гиперинфляция означает чрезвычайно быстрые темпы роста инфляции, которая оказывает разрушительное воздействие на объем национального производства и занятость.

Дело в том, что когда цены медленно, но постоянно растут, население и предприятия готовятся к их дальнейшему повышению. Поэтому, чтобы их неиспользованные сбережения и текущие доходы не обесценивались, т.е., чтобы опередить предполагаемое повышение цен, люди вынуждены «тратить деньги сейчас». Предприятия поступают так же, покупая инвестиционные товары. Поступки, диктуемые «инфляционным психозом», усиливают давление на цены, и инфляция начинает «кормить сама себя». Более того, поскольку стоимость жизни увеличивается, рабочие требуют высокую номинальную заработную плату. А профсоюзы должны стремиться к такому повышению заработной платы, которой хватило бы не только на то, чтобы покрыть прошлое повышение цен, но и компенсировать инфляцию, которая ожидается в тот период, когда новый коллективный договор будет еще в силе. Период экономического подъема не самое подходящее время, чтобы отклонять такие требования и идти на риск забастовок. Администрация фирм компенсирует свои затраты на рабочую силу, взвинчивая цены. При этом в большинстве случаев фирмы стремятся поднять цены еще на одну-две ступеньки, чтобы убедиться, что получатели прибылей идут в одной шеренге или впереди инфляционного парада. Так как в результате такого повышения цен стоимость жизни увеличивается, у рабочих появляется прекрасное оправдание, чтобы вновь потребовать существенного повышения зарплаты. Но это ведет к новому витку повышения цен. Конечным результатом является кумулятивная инфляционная спираль зарплаты и цен. Зарплата и повышение цен подкармливают друг друга, и это помогает ползучей инфляции, т.е. когда цены постоянно растут, перейти в галопирующую.

Считается, что гиперинфляция может ускорить экономический крах и общественно-политические беспорядки. К несчастью, история дает нам ряд примеров, вписывающихся в эту мрачную модель. Обычно — это инфляция военных или послевоенных лет, которая быстро превращалась в гиперинфляцию с катастрофическими последствиями. Такая гиперинфляция почти всегда является следствием безрассудного увеличения правительством денежной массы. При разумной государственной политике нет оснований для перерастания ползучей инфляции в гиперинфляцию.

^ 2.3. Теории денег и банковское дело

2.3.1. Металлическая теория денег

В XVI и XVII вв. представители учения меркантилизма, в частности английский экономист Т.Мэн, провозгласили подлинным богатством общества деньги. Для меркантилистов было характерно не только отождествление богатства с деньгами, но и отождествление денег с благородными металлами, в чем и состоит металлистическая теория денег. Согласно этой теории благородные металлы яв­ляются деньгами по своей природе.

Металлисты приписывали золоту и серебру как таковым, свойства денег. Но в действительности деньги — это не вещь, не золото и серебро сами по себе, а выраженное через вещь производственное отношение людей в товарном хозяйстве. Служить деньгами — вовсе не присуще золоту и серебру от природы. Благородные металлы стали деньгами лишь в условиях товарного хозяйства, сущность же денег состоит не в их вещественной оболочке, не в том, что они — золото или серебро, а в их общественной роли всеобщего эквивалента.

Металлистическая теория обращает внимание только на те функции, для выполнения которых необходимы металлические деньги (функции меры стоимости, сокровища и мировых денег), но игнорирует другие функции (средства обращения и средства платежа), которые могут выполняться и знаками стоимости. Один из сторонников металлистической теории денег, немецкий экономист XIX в. Книс, объявил понятие «бумажные деньги» такой же бессмыслицей, как «бумажные булки». Но подобные утверждения находятся в вопиющем противоречии с фактом существования бумажных денег.

Итак, суть металлистической теории денег состоит в том, что она: 1) отождествляет деньги с благородными металлами, не видя их специфической общественной роли и впадая в фетишизм, поскольку приписывает золоту и серебру как таковым свойства денег; 2) односторонне рассматривает только некоторые функции денег и игнорирует другие функции их; 3) неспособна объяснить существование бумажных денег.
^ 2.3.2. Количественная теория денег

Основная идея количествен­ной теории денег состоит в том, что величина стоимости денег находится в обратной зависимости от их количества, т.е. чем больше денег в обращении, тем меньше их стоимость.

Родоначальниками количественной теории денег были в ХIII веке во Франции - Монтескье, в Англии - Юм. Вначале XIX в. Д. Рикардо пытался сочетать количественную теорию денег со своей теорией трудовой стоимости. В XX веке количественная теория денег получила широкое распространение в политической экономии.

По Марксу, количество денег в обращении зависит прежде всего от количества обращающихся товаров. Если, например, количество проданных в стране товаров увеличится вдвое, то при прочих равных условиях для обслуживания товарооборота потребуется вдвое большее количество денег, чем прежде.

Важное влияние на количество денег в обращении оказывает уровень товарных цен. Физический объем товарооборота (количество проданных товаров в натуральных единицах — тоннах, метрах и т. д.) может не измениться, но если цены всех товаров повысятся вдвое, то для обслуживания товарооборота потребуется вдвое большее количество денег.

Оба этих фактора — количество проданных товаров и уровень товарных цен — можно выразить одним понятием «сумма товарных цен»; она представляет собой сумму произведений количества каждого товара на его цену.

Третьим фактором, определяющим количество денег в обращении, является скорость обращения денег, которая измеряется числом оборотов денежной единицы за известный период времени. Так как одни и те же деньги в течение года неоднократно переходят из рук в руки, обслуживая продажу многих товаров, то количество денег в обращении меньше, чем сумма товарных цен.

Подобно тому, как столовой, в которой ежедневно обедает 500 студентов, вовсе не нужно иметь 500 ложек, поскольку за день одна и та же ложка обслужит много ртов, стране вовсе не требуется иметь денег в обращении на такую сумму, которая равнялась бы сумме цен проданных товаров. Если сумма цен товаров, проданных в стране за год, составляет 100 млрд долл., а каждый доллар делает в год 10 оборотов, то для обращения понадобится только 10 млрд долл.

Таким образом:

Количество денег,

необходимое для обращения = Сумма товарных цен

Среднее число оборотов

одноименных денежных единиц

Из сказанного следует, что количество денег, необходимых для обращения, изменяется прямо пропорционально количеству обращающихся товаров и уровню их цен и обратно пропорционально скорости обращения денег. Но это определение не учитывает функцию денег как средства платежа. В то же время эта функция существенно влияет на количество денег в обращении.

Когда товары продаются в кредит, то уплата за них денег отсрочивается, причем функционирование денег в качестве средства платежа сокращает общее количество денег, необходимых для обращения. Это объясняется тем, что значительная часть долговых обязательств погашается не путем уплаты наличных денег, а посредством безналичных расчетов, т.е. путем взаимного зачета долговых требований и обязательств. Например, если А должен уплатить по векселю 1 тыс. долл. Б, а Б должен в этот же срок уплатить 1 тыс. долл. по своему векселю В, а последний, в свою очередь, должен в тот же день уплатить 1 тыс. долл. А, то, следовательно, А, Б и В могут взаимно зачесть друг другу свои долговые требования и обязательства без уплаты наличных денег.

В общем виде, по Марксу, закон, определяющий количество денег в обращении, может быть выражен следующей формулой: количество денег, необходимых в качестве средства обращения и средства платежа, равняется:

^ Сумма товарных цен — Сумма цен товаров, проданных в кредит

+ Сумма платежей по долговым и прочим обязательствам —

КД= + Сумма взаимно-погашающихся платежей

—Среднее число оборотов денег

Из всего сказанного следует, что:

1) количество обращающихся товаров оказывает прямое влияние на количество денег в обращении;

  1. уровень товарных цен оказывает прямое влияние на количество денег в обращении;

  2. степень развития кредита оказывает обратное влияние на количество денег: чем шире развит кредит, тем меньшее количество денег требуется для обращения;

  3. степень развития безналичных расчетов оказывает обратное влияние на количество денег: чем больше долговых обязательств погашается путем безналичных расчетов, тем меньше денег требуется для обращения;

5) скорость обращения денег оказывает обратное влияние за количество денег в обращении. При этом под скоростью обращения денег надо понимать среднее число оборотов денег при выполнении ими обеих функций — средства обращения и средства платежа.

Американский экономист И. Фишер математически обосновал количественную теорию денег с помощью «уравнения обмена»: М V=P Q, где М — количество обращающихся денег, V — скорость обращения денег, Р — средний уровень товарных цен и Q — количество проданных товаров. Он утверждал, что деньги, затраченные на блага, должны равняться количеству этих благ, умноженному на их цены; что уровень цен должен повышаться или падать в зависимости от изменения количества денег и изменений в скорости их обращения.

Скорость обращения денег в год (V) — это число оборотов денежной массы в год, где каждый оборот обслуживает расходование доходов. Если сумма денег оборачивается медленно, то V будет мала. Если люди перестают держать деньги «под подушкой» или «в чулке», т. е. делают покупки, то V будет высока. Величина V может меняться в зависимости от изменений финансовой политики, привычек, прогнозов на будущее и распределения М между организациями и группами людей с различными доходами.

Исходя из формулы

V=NNP=PQ

V M

можно вывести формулу «количественного уравнения обмена» MV = NNP или MV = PQ, а затем определить количество денег в обращении:

М= NNP= или PQ

V V

Такое равенство носит условный характер, его можно воспринимать как тождество, потому что эти уравнения есть не что иное, как тавтология, т. е. утверждения, которые далеки от реальности, но справедливы в любых экономических структурах.
^ 2.3.3. Теория «регулируемой валюты»

В 40-х гг. экономисты, «соединив номиналистическую теорию денег с количественной теорией, создали теорию «регулируемой валюты». Виднейшим представителем последней явился английский экономист Дж. М. Кейнс. Он утверждает, что металлические деньги — «варварский пережиток», ибо бумажные деньге не только не хуже, но значительно лучше металлических. Преимущество бумажных денег Кейнс усматривал в том, что количество их в обращении может регулироваться государством.

По Кейнсу, через регулирование количества денег в обращении государство может регулировать уровень товарных цен уровень заработной платы и всю экономику. Бумажные деньги выдаются им за «регулируемую валюту», а в увеличении их количества он видит ключ к увеличению спроса на товары, к сокращению безработицы и выходу из кризисов.
^ 2.3.4. Банковская система и госконтроль за деньгами

Фундаментальное свойство банковской системы состоит в том, что она может предоставлять кредиты, т.е. может создавать деньги, многократно увеличивая свои избыточные резервы. Причем каждый отдельный банк не может путем представления ссуды расширить расчетные счета (далее по тексту— депозиты) в количестве большем, чем его избыточные резервы. НБУ использует это свойство банковской системы, проводя кредитно-денежную политику в интересах государства. При этом происходит расширение депозитов, т.е. поступление новых депозитов из источника.

Банки могут создавать депозиты путем:

  1. вложения чеков, выписанных на другой банк;

  2. вклада наличности;

  3. выдачи ссуды;

  4. операций на открытом рынке;

  5. получения кредита от Центрального банка.

Первый способ получения банком депозитов — когда клиент вкладывает чек, выписанный на другой банк. В этом случае происходит инкассация чека. Если два банка связаны между собой корреспондентскими отношениями, то у первого банка (выписавшего чек) корсчет уменьшается, а у второго банка (куда вложили чек) — увеличивается. Аналогичное действие происходит, когда банковские корсчета находятся в Клиринговой палате, в РКЦ и т.д. Отличительная черта этого процесса клирингования состоит в том, что в результате не изменяется ни общая сумма депозитов, ни общая сумма корсчетов (корсчет можно считать банковским резервом) банковской системы.

Второй способ. Банк может получить депозиты путем вложения в него наличности. Вклад наличности увеличивает совокупные резервы и общее количество депозитов банковской системы.

Третий способ увеличения депозитов — выдача банком ссуды. Банк записывает кредитуемую сумму на ссудный счет заемщика. Следовательно, счет банка будет выглядеть следующим образом: в колонке активов — сумма кредита, в пассивах — депозит, ссудный счет. Депозиты приносят банку избыточные резервы, но здесь банк обязан хранить их в количестве, равном ссудным счетам, так как он обязан быть готовым к тому, чтобы погасить чеки, выписанные на вновь созданные депозиты. Люди редко берут деньги в кредит под проценты и не используют их, оставляя на своем ссудном счете. Итог: когда банк увеличивает свои депозиты путем выдачи ссуд, то общая сумма депозитов банковской системы возрастает, а общая сумма резервов — нет.

Четвертый способ — операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке представляют собой покупку или продажу государственных ценных бумаг НБУ. Расширение депозитов в банковской системе происходит, когда Банк покупает государственные бумаги у банка или у населения. Эта ситуация аналогична случаю вклада в виде наличности. Когда банк увеличивает свои депозиты через продажу государственных ценных бумаг, то общее количество депозитов в банковской системе и общее количество резервов банковской системы возрастает.

Пятый способ, благодаря которому в современных условиях возрастают денежные резервы банков, состоит в прямых кредитах, получаемых от НБУ. Этот случай аналогичен вкладу в виде наличности. Только здесь банку не нужно держать обязательные резервы с кредитованной суммы при выплате обязательств или при выдаче ссуды. Банк может распоряжаться кредитованной суммой в полном ее объеме. В данном случае имеет место увеличения общего количества резервов банковской системы с увеличением депозитов.

Банки, действующие на основе частичных резервов, уязвимы для банковской паники, или «наплыва требований». Бесчисленные примеры гибели банков в этих печальных обстоятельствах на самом деле существуют. Банковская паника маловероятна, если банк имеет резервы разумных размеров и проводит осторожную политику кредитования. Действительно, предотвращение наплыва требований в банке — основная причина жесткого контроля банковской системы.

Способность банковской системы создавать деньги опирается на предпосылку, согласно которой коммерческие банки готовы использовать свои возможности создания денег с помощью кредитования, а домохозяйства и предприятия готовы занимать. В действительности готовность банков давать ссуды на основе избыточных резервов циклически меняется, и в этом кроется причина государственного контроля за денежным предложением с целью обеспечить экономическую стабильность.

Когда устанавливается экономический подъем, можно ожидать, что банки расширят кредит до максимума своих возможностей. Почему бы и нет? Ссуды являются приносящими процент активами, и в хорошие времена невелик страх того, что заемщики не возвратят ссуду. Но денежное предложение оказывает существенное влияние на совокупный спрос. Кредитуя и тем самым создавая деньги в количестве, равном их максимальным возможностям в период процветания, коммерческие банки могут способствовать чрезмерному совокупному спросу и нагнетанию инфляции.

Наоборот, когда начинается экономическая депрессия, бан­киры поспешно берут назад свои предложения о займах, стремясь к безопасной ликвидности (избыточным резервам), даже если для этого потребуется пожертвовать потенциальным доходом от процента. Банкиры могут опасаться крупномасштабных изъятий вкладов паникующим населением и сомневаться в способности заемщиков выплатить ссуду. Неудивительно, что в годы «Великой депрессии» 30-х гг. банки обладали значительными избыточными резервами, но кредитование находилось в глубоком упадке. Известно, что во время спада банки могут понижать денежное предложение, сокращая кредитование. Такое противодействие денежному предложению имеет тенденцию сдерживать совокупный спрос и усиливать спад.

Именно по этой причине НБУ должен иметь в своем распоряжении определенные средства, предназначенные для управления денежным предложением в антициклическом духе. В этой связи переходим к рассмотрению кредитно-денежной политики.
^ 2.3.5. Кредитно-денежная политика

Кредитно-банковская система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.

Кредитно-банковские институты подразделяются на:

  1. Центральный банк;

  2. коммерческие банки;

  3. специализированные кредитно-финансовые институт

Центральный банк (ЦБ) — это банк для правительства и банкиров. Он осуществляет одну основную функцию — контроль за денежной массой и кредитом в экономике. Он занимает в кредитно-банковской системе особое место и является, как правило, государственным учреждением.

К основным функциям Центрального банка относятся:

  1. Эмиссионная функция (выпуск денег), сохраняющая свое значение, поскольку наличность по-прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств.

  2. Функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих банков, т.е. каждый банк — член национальной кредитной системы обязан хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Одновременно Центральный банк по трагедии является хранителем официальных золотовалютных резервов страны.

  1. Функция кредитования коммерческих банков. Меньше всего проявляется в периоды финансовых катастроф.

  2. Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, так как в бюджетах различного уровня аккумулируется до половины и более ВНП. Данные средства накапливаются на счетах ЦБ и расходуются с них. При этом, центральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций. Кроме того, они осуществляют операции с государственными ценными бумагами, предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки также проводят по поручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой

5. Клиринговая функция, или функция проведения безналичных расчетов. Так, в ряде стран Центральный банк ведет операции по общенациональному клирингу, выступая посредником между коммерческими банками, расположенными в разных районах страны.

Таким образом, ЦБ обладает многочисленной властью за контролем денежной массы и кредита. Только он может запустить «бумажный станок», только он может его приостановить. Все эти действия зависят от экономической ситуации в стране. В этом суть центральной банковской системы.

Как политика ЦБ влияет на экономику.

ЦБ может принять меры к сокращению банковских ресурсов. Каждый доллар сокращения банковских ресурсов при денежном мультипликаторе равном 5 вызывает пятикратное сокращение совокупных банковских денег, т.е. совокупных бессрочных депозитов банка. Уменьшение денежной массы (М) вызывает рост нормы процента и соответственно делает кредит менее доступным для населения. При дорогом кредите замедляется процесс инвестирования, как частного, так и государственного. Сокращение инвестиций вызывает уменьшение дохода, т.е. резкое coкращение потребительских расходов. Такая цепочка взаимодействий между ЦБ и экономической активностью требует просчета возможных последствий.

Разумная политика ЦБ — это главнейшее условие благосостояния населения.

^ Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов.

^ Функции коммерческих банков:

  1. Аккумулирование бессрочных депозитов, или ведение текущих счетов, и оплата чеков, выписанных на эти банки.

  2. Предоставление кредитов предпринимателям.

Особая заслуга коммерческих банков также состоит в осуществлении расчетов в масштабах всего национального хозяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).

^ Специализированные кредитно-финансовые институты включают банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования. Так, внешнеторговые банки специализируются на кредитовании экспорта и импорта товаров, а ипотечные банки и компании — на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли и строений).

К системе кредитно-финансовых институтов относятся:

  1. Инвестиционные банки, занимающиеся эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводящие операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на это доход. Они не имеют право принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства.

  2. Сберегательные учреждения, занимающие важное место в кредитной системе благодаря привлечению мелких сбережений и доходов, которые иначе не смогут функционировать как капитал.

Существуют различные типы сберегательных учреждений:

- сберегательные банки и кассы;

- взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США);

- доверительно-сберегательные банки (в Великобритании);

- ссудно-сберегательные ассоциации (США);

- кредитные кооперативы (союзы, ассоциации) и другие.

В Российской Федерации среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (имеет 42 тысячи: отделений).

  1. Страховые компании, для которых характерна специфическая форма привлечения средств — продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают прежде всего в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги.

  2. Пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и структуре активов. Так, имеются застрахованные пенсионные фонды (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности — банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и многие другие.

  3. Инвестиционные компании, размещающие среди мелких держателей свои обязательства (акции) и использующие полученные средства для покупки ценных бумаг народного хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний, так как из-за значительной диверсификации (вложение средств в различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за банкротства фирмы, в чьи акции вложен капитал. Так, инвестиционные чековые фонды в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.

Кредитная система состоит, во-первых, из банковской системы, имеющей обычно два уровня:

  1. Центральный банк;

  2. коммерческие банки.

Но иногда банковская система бывает и трехуровневой (например, в США):

  1. Казначейство;

  2. 12 окружных федеральных резервных банков;

  3. 500 банков-членов,

и, во-вторых, из кредитно-финансовых институтов, занимающих третий и четвертый ее этажи.

Многоуровневость и сложность взаимосвязей внутри данной структуры создает возможности для ее широкого использования, позволяет своевременно вводить в действие большой набор различных кредитно-денежных рычагов регулирования, воздействовать на экономический механизм как на систему, из чего следует комплексный характер кредитной политики.

Как Центральный банк может воздействовать на резервы банков?

Для этого используется ряд инструментов кредитно-денежной политики:

1. ^ Операции на открытом рынке — наиболее важное средство контроля денежного предложения.

Термин «операции на открытом рынке» относится к покупке и продаже государственных облигаций федеральными резервными банками на открытом рынке — т.е. к покупке и продаже облигаций коммерческим банкам и населению в целом.

^ 2. Понижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и тем самым увеличивает возможность банков создавать новые деньги путем кредитования.

Изменение резервной нормы воздействует на способность банковской системы к созданию денег двумя путями:

  1. влияет на размер избыточных резервов;

  2. изменяет размер денежного мультипликатора.

Так, например, в случае повышения установленной законом резервной нормы с 10 до 20% избыточные резервы понижаются с 3 тыс. до 1000 долл., и в то же время мультипликатор текущих счетов понижается с 10 до 5. Следовательно, способность банковской системы к созданию денег падает с 30 тыс. (3 тыс. долл. • 10) до 5 тыс. долл. (1000 долл. • 5).

Хотя изменение резервной нормы — это прием, обладающий мощным потенциалом, но на деле он используется не часто.

  1. ^ Изменение учетной ставки.

Одной из традиционных функций Центрального банка является роль «заимодателя в крайнем случае», т.е. Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам, которые обладают твердым финансовым вложением, но неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного получения дополнительных средств. Так, каждый Федеральный резервный банк предоставляет краткосрочные ссуды коммерческим банкам своего округа.

Разумеется, важно, что коммерческий банк, берущий в федеральных резервных банках ссуды, увеличивает резервы коммерческих, расширяя тем самым возможность предоставления кредита населению.

В связи с проведением кредитно-денежной политики экономика неизбежно сталкивается с двумя подходами: политикой дешевых денег и политикой дорог7их денег.

Рассмотрим две ситуации. Первая: экономика столкнулась с безработицей и снижением цен. Совет управляющих должен позаботиться об увеличении предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Ключ к решению этой проблемы — в росте избыточных резервов коммерческих банков. Как это делается?

  1. Совет управляющих должен дать команду федеральным резервным банкам покупать ценные бумаги на открытом рынке. Эта покупка облигаций будет оплачена увеличением резервов коммерческих банков.

  2. Должна быть понижена резервная норма, что автоматически переводит необходимые резервы в избыточные и увеличивает размер денежного мультипликатора.

  3. Учетная ставка должна быть уменьшена, с тем чтобы побудить коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования у федеральных банков.

Такой подход стал называться политикой дешевых денег. Ее задача — сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить объем совокупных расходов в занятость.

Вторая: излишние расходы толкают экономику к инфляционной спирали. Совет управляющих должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Ключ к решению этой проблемы — понижение резервов коммерческих банков. Как это делается?

  1. Федеральные резервные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков.

  2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.

  3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствование у федеральных резервных банков.

Такой подход получил название политика дорогих денег. Ее цель — ограничить предложение денег для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Большинство экономистов рассматривают кредитно-денеж­ную политику в качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики. Действительно, в пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов.

1. Быстрота и гибкость.

По сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может быть надолго отсрочено из-за обсуждений в парламенте. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной политикой: буквально ежедневно принимаются решения о покупке и продаже ценных бумаг, что быстро влияет на денежное предложение и процентную ставку.

2. Изоляция от политического давления.

По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот, действует мягче и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

3. Монетаризм.

Хотя большинство экономистов считают как фискальную, так и кредитно-денежную политику действенными инструментами стабилизации, так называемые монетаристы полагают, что изменение денежного предложения — ключевой фактор определения уровня экономической активности, а фискальная политика относительно неэффективна.

Однако необходимо признать, что кредитно-денежная политика в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

Минусы кредитно-денежной политики: избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег, могут использоваться банками для расширения предложения денег; вызванное кредитно-денежной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано вменением скорости обращения денег; воздействие кредитно-денежной политики ослабится, если кривая спроса на деньги залога, а кривая спроса на инвестиции крута; к тому же кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав кредитно-денежную политику.

Кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. В период после второй мировой войны направление кредитно-денежной политики было перенесено со стабилизации процентных ставок на контроль за денежным предложением, а затем кредитно-денежная политика стала более прагматической.

Влияние политики дешевых денег на ЧНП усиливается сопутствующим расширением чистого экспорта, которое, в свою очередь, ускоряется понижением процентной ставки в стране. Аналогичным образом политика дорогих денег усиливается сужением чистого экспорта. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.
^ 2.4. Концепция инфраструктуры в теории экономического роста

Естественные монополии (ЕМ) тождественное понятие "с инфраструктурой, ибо у них одно целевое назначение. Как ЕМ, так и инфраструктура представляют собой совокупность отраслей, объектов, сооружений, обеспечивающих общие условия производства и повседневного проживания людей на любой территории. Электроэнергия нужна всем, газ нужен всем, железные, автомобильные, да и вообще дороги нужны всем. Все это вместе взятое составляет фундамент экономики и его строит в основном государство. Из государственного бюджета строится инфраструктура. Почему мы ставим знак равенства между понятием «естественные монополии» и инфраструктурой? Потому что у них одна цель — сослать необходимые общие условия для эффективного развития экономики — любой: развитая, неразвитая, переходная, непереходная. Только термин «естественные монополии» используется при анализе образования цен и объемов производства в условиях монополистического господства на рынках, а «инфраструктура» используется при анализе воспроизводственного процесса, или кругооборота капитала, ресурсов и дохода.

В последующем изложении мы будет пользоваться категорией «инфраструктура», ибо анализируем процесс экономического роста как воспроизводственный процесс.

^ Инфраструктура: определение и специфические признаки. В основе выделения инфраструктуры как крупной сферы народного хозяйства лежит различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся : конкретные формы технологического процесса, присущие в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К общим условиям относятся те, без которых не может эффективно функционировать никакое производство. Иначе говоря, общие условия не связаны с технологией конкретного вида производства, они существуют независимо от нее. Общие условия производства создаются в результате производственной деятельности таких отраслей народного хозяйства, как транспорт, связь, информатика и т. д.

^ Инфраструктура и три уровня анализа. Поскольку функцией инфраструктуры является обеспечение всего процесса производства, ее можно рассматривать на трех уровнях: микро-, медиум и макроуровнях.

На микроуровне инфраструктуру понимают как совокупность материально-вещественных условий, или инженерно-технических сооружений, необходимых для функционирования отдельного предприятия или отрасли.

На медиумуровне инфраструктура анализируется применительно к определенному району или региону. Здесь она представляет собой системы сооружений, материально-вещественных элементов, обеспечивающих непрерывную и эффективную связь предприятий основного производства в пределах данной территории и нормальную жизнедеятельность населения данного региона.

На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие страны в целом и удовлетворяющих потребности всех членов общества. Эти общие условия создаются за счет функционирования отраслей общего назначения, специфическая особенность которых состоит в том, что они нужны всем без исключения видам производства и человеку.

^ Инфраструктуру на макроуровне обычно подразделяют на производственную, социально-бытовую и институциональную. К производственной относятся отрасли, непосредственно связанные с производством материально-вещественного продукта. Это информация, электроэнергетика, транспорт, связь, наука.

Совокупность отраслей, непосредственно связанных с созданием общих условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения, представляют собой социально-бытовую инфраструктуру. К ней относятся прежде всего образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие.

Институциональная инфраструктура обеспечивает управление экономикой. К ней относятся все виды учреждений и организаций, которые обеспечивают регулирование экономической и социальной жизни общества, например банки и управление по социальной защите населения, а также рыночная инфраструктура (биржи, аукционы и т.д.).

Подобное разграничение инфраструктуры важно для практики экономического развития. Чтобы экономическое развитие проходило согласовано во всех звеньях: регион, отрасль, фирма, нельзя допускать отставания ни одного из них. Например, если построены промышленные предприятия, но мало жилья, школ, детских садов, возникают трудности привлечения рабочей силы, как важнейшего условия процесса производства.

В зависимости от времени формирования инфраструктуры и отраслей промышленного производства, выделяют три ее типа: опережающий (инфраструктурные сооружения создаются до промышленного и сельскохозяйственного производства), одновременный, или синхронный (степень развития инфраструктуры соответствует уровню индустриального развития), запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными объектами отстает от потребностей экономики

^ Особенность инфраструктуры. Особенность инфраструктуры определяется ее признаками. Во-первых, инфраструктура — это сектор экономики общего назначения. Во-вторых, инфраструктуре присущ характер коллективного потребления. Особый характер потребления придает ей ту специфичность, которая требует новой формы организации производства. В-третьих, инфраструктура непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за ее технологическими пределами. Перечень отраслей и объектов инфраструктуры не может быть абсолютно неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития страны. Круг инфраструктурных отраслей и элементов достаточно гибок, но в значительной степени изменяется под влиянием научно-технической революции.

^ Воздействие инфраструктуры на экономический рост. Недостатки в работе предприятий и объектов инфраструктуры сказываются обычно на всей экономической деятельности народного хозяйства. Например, слабо развитая дорожная сеть в стране или на определенной территории, недостатки в работе транспорта вызывают разрыв цепи производство — потребление. Или при перебое в снабжении электроэнергией производственные предприятия не смогут функционировать непрерывно, как этого требует технологический процесс. Инфраструктура воедино связывает все отрасли народного хозяйства, способствует сбалансированному развитию экономики.

Развитие инфраструктуры служит обязательным условием вовлечения в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, рационального их использования, улучшения размещения производительных сил страны. В этой связи, большое значение придается инфраструктуре в формировании и развитии региональной экономики: она способствует быстрому освоению богатых природных ресурсов с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства в сырье и энергии. Однако этому значительно мешает ведомственная разобщенность при освоении новых районов. При строительстве новых объектов невыгодно, чтобы каждое предприятие обзаводилось собственными котельными, подстанциями, лучше пользоваться этими услугами в централизованном порядке. Опыт показывает, что объединение предприятий различных ведомственных принадлежностей в единый промышленный узел, дает существенный экономический эффект. Основное значение инфраструктуры — связывать воедино сложнейшую цепь взаимодействующих народно-хозяйственных звеньев.

Значительна роль инфраструктуры в решении современных проблем сельского хозяйства.

Трудно представить себе эффективный агропромышленный комплекс и современное село без развитой дорожной сети, надежного транспорта, элеваторов, хранилищ, складов, холодильников. Отставание в любом из этих звеньев неизбежно сказывается на количестве и качестве конечной продукции. Главная задача в сельском хозяйстве, в агропромышленном комплексе России, наряду с увеличением масштабов сельскохозяйственного производства устранить значительные потери продукции, возникающие в результате несовершенной инфраструктуры. Особенно нуждается в расширении строительство дорог в сельской местности. Доведение инфраструктуры до современных потребностей сельского хозяйства позволит быстрее увеличивать продовольственный фонд страны за счет сохранения уже собранной продукции.

Экономисты предлагают капитальные вложения, направляемые на развитие инфраструктуры сопоставлять не с увеличением производства, а с потерями, которых можно избежать за счет этих вложений.

В связи с тем, что отрасли инфраструктуры требуют крупного первоначального капитала, нельзя ожидать их одновременного быстрого развития. Общество наперед должно рассчитывать, сколько труда, средств производства и жизненных средств оно может без всякого ущерба тратить на такие отрасли производства, которые сравнительно длительное время не дают какого-либо полезного эффекта. Иначе говоря, фаза «затрата — выпуск» проявляется в инфраструктуре иначе, чем в промышленном производстве.

Эффективность функционирования инфраструктуры четко проявляется в снижении затрат, в росте объема национального дохода. Это достигается в результате того, что технически развитая инфраструктура позволяет бесперебойно функционировать основному производству и, следовательно, производить большее количество продукта с минимальными затратами. Таким образом, инфраструктура народного хозяйства оказывает значительное влияние на увеличение национального богатства страны.

  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (815 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации