Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Организация предпринимательства - файл 10.doc


Лекции - Организация предпринимательства
скачать (1535 kb.)

Доступные файлы (29):

10.doc232kb.03.02.2000 11:13скачать
11.doc647kb.03.02.2000 11:19скачать
12.doc361kb.03.02.2000 11:23скачать
13.doc908kb.03.02.2000 11:25скачать
1.doc172kb.02.02.2000 14:18скачать
2.rtf510kb.02.02.2000 14:21скачать
3_1.rtf663kb.02.02.2000 14:24скачать
3_2.rtf565kb.02.02.2000 14:26скачать
4.rtf568kb.02.02.2000 14:29скачать
5.doc127kb.03.02.2000 14:57скачать
6.doc355kb.03.02.2000 10:06скачать
7.doc388kb.03.02.2000 10:09скачать
8_1.doc189kb.03.02.2000 14:36скачать
9.doc1104kb.03.02.2000 11:04скачать
liter.doc71kb.03.02.2000 11:27скачать
Oglav.doc48kb.03.02.2000 16:36скачать
out_data.doc35kb.02.02.2000 11:24скачать
title.doc35kb.06.03.2000 11:35скачать
vved.doc44kb.02.02.2000 14:13скачать
рис127_5.doc30kb.03.02.2000 09:59скачать
рис184_8.doc21kb.03.02.2000 10:18скачать
рис187_8.doc24kb.03.02.2000 10:17скачать
рис190_8.doc22kb.03.02.2000 10:14скачать
рис194_8.doc22kb.03.02.2000 10:13скачать
рис195_8.doc23kb.03.02.2000 10:12скачать
рис228_9.doc32kb.03.02.2000 10:43скачать
рис229_9.doc32kb.03.02.2000 10:42скачать
рис234_9.doc29kb.03.02.2000 10:41скачать
рис252_11.doc25kb.03.02.2000 11:15скачать

содержание
Загрузка...

10.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

10. Предпринимательский успех

10. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УСПЕХ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ

ПЛАН


  1. Составляющие предпринимательского успеха.

  2. Роль деловой информации в обеспечении успешной предпринимательской деятельности. Коммерческая информация как товар особого рода.

  3. Законодательные основы ответственности предпринимателей.

  4. Некоторые рекомендации о путях достижения предпринимательского успеха и общественного блага.


1

А
нализ опыта успешно оперирующих на рынке компаний показывает, что составляющие предпринимательского успеха можно представить в виде системы (рис. 10.1).
Рисунок 10.1. Составляющие предпринимательского успеха
Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных составляющих.

Кредо компании. Первое непременное условие, жизненно важное для успешной деятельности – выработка четкого кредо компании, ее миссии (рис. 10.2).

Лучшее время дня служащие фирмы проводят на работе, поэтому очень важно, чтобы их работа имела в их глазах существенный смысл. Осознание всеми работниками миссии компании оказывает важнейшее влияние на продуктивность их труда.

Формулировка миссии фирмы должна содержать в себе следующие элементы:

  1. предназначение фирмы с точки зрения ее конкретного вида деятельности в условиях конкретного сегмента рынка;

  2. направление, ориентиры, образ к которому стремится фирма;

  3. преимущества фирмы, выделяющие ее среди конкурентов и указывающие на новые, лучшие или оригинальные пути удовлетворения запросов потребителей.

Правильно сформулированная миссия фирмы должна дать однозначный ответ на следующие вопросы:





Рисунок 10.2. Миссия фирмы
Ответы на эти вопросы даются при разработке бизнес-плана.

Учет человеческого фактора. Эта составляющую успеха означает соотнесение целей компании с естественным поведением людей, то есть создание таких условий, при которых естественные склонности и побуждения людей тесно связаны с процветанием компании.

С этой точки зрения важно выяснить основы мотивации труда персонала. Если основные мотивирующие факторы совпадают с политикой фирмы, то будет обеспечено гармоничное сотрудничество, в противном случае никакой прогресс невозможен без насилия над личностью.

Корпоративный дух и совместная собственность. Создание рабочей обстановки, в которой присутствует корпоративный дух, является четвертым непременным условием успеха. Абсурдно в качестве основного побудительного мотива к труду использовать лишь размер заработка. Необходимо кроме этого создание таких рабочих условий, при которых работник чувствует радость творчества, удовлетворение от достижения цели.

Очень важно поддерживать сознание партнерства в совместной собственности. Уверенность в том, что он имеет долю в капитале компании – необходимое условие укрепления самоуважения человека, повышения его социального статуса, а следовательно и продуктивности его труда.

Политика всеобщей заинтересованности. Пятая предпосылка успеха компании – каждый работник фирмы должен иметь право выражать свое мнение. Тесно связанная с предыдущей предпосылкой, она, по мнению бизнесменов развитых стран, в последнее время приобретает все большее значение. Произошедшие изменения в технике менеджмента вызывают необходимость дать каждому служащему возможность ощутить свою причастность к политике компании. Этот принцип сопричастности основан на такой предпосылке: если вы лично участвуете в разработке политики и целей компании, то будете на практике осуществлять эту политику и стремиться к достижению этих целей, даже если что-то вас в них и не устраивает.

Перспективный рынок сбыта. Шестое необходимое условие успеха – перспективный рынок сбыта, продвижение к которому связано с быстрой реакцией на запросы общества. Это одна из самых важных функций предпринимателя. Если компания уже завоевала прочные позиции на таком рынке, то ей следует максимально закрепить свои достижения. Однако не следует забывать о будущем – необходимо думать о продвижении на еще более перспективный рынок. Такая стратегия – ключ к динамичному и широкомасштабному развитию.

Оригинальная технология. Оригинальная технология – седьмое непременное условие успеха требует концентрации усилий на исследованиях и разработках. Какими бы надежными позициями не располагала компания на рынке, она никогда не добьется значительных достижений, если будет рассчитывать только на заимствование инноваций. Компании следует стремиться к технологической независимости.

Эффективное руководство. Это непременное условие достижения успеха. Даже если компании удалось добиться выполнения предыдущих условий, без эффективного менеджмента ей не достичь поставленных целей.

Легко заметить, что в процессе выполнения каждого из перечисленных условий происходит обмен, накопление, обработка и анализ информации. От того, насколько эта информация актуальна и достоверна, зависит качество принимаемых управленческих решений, а, следовательно, и достижимость целей, стоящих перед компанией. Остановимся на роли деловой информации в обеспечении успешной предпринимательской деятельности.
2

Мировая экономическая система вступила в эпоху формирования информационного общества. Это зарождающееся общество характеризуется не только качественно новым производственным аппаратом, основанным на компьютеризации труда и информационных технологиях, но и новыми социальными отношениями.

Информация как совокупность нужных сведений и данных для успешного проведения анализа, контроля, принятия и организации выполнения управленческих решений выступает неотъемлемым элементом управления организационно-экономическими процессами вообще и предпринимательской деятельностью в частности.

Высокоэффективное информационное обеспечение руководства современной фирмы требует создания управленческих информационных систем, охватывающих все уровни управления.

К важнейшим принципам современных информационных систем, обеспечивающих их эффективное использование в предпринимательской деятельности относятся следующие:

  • полнота информационного обеспечения руководителя компании;

  • адаптивность системы к конкретной организации;

  • агрегирование информации по уровням управления (руководство фирмы должно иметь возможность пользоваться информацией руководства низших звеньев управления);

  • обеспечение возможностей для работы неподготовленного пользователя.

  • прямое участие руководителей всех уровней иерархической структуры управления при создании информационной среды;

  • создание в любой обстановке информационной независимости руководителей различных уровней.

Сказанное в первую очередь относится к корпоративным сетям, главное предназначение которых – хранение, обработка и анализ информации о состоянии внутренней среды предпринимательства.

Что касается информации о состоянии внешней среды, то здесь следует сделать следующие замечания.

Основная тенденция развития сферы информационных услуг в 90-е годы: фокусировка деятельности на обеспечении интегральных рыночных услуг, что ведёт к ликвидации промежуточных звеньев между поставщиками и потребителями товаров и услуг.

Организация интерактивного обмена информацией между отдельными предпринимателями и создание интегрированной системы обеспечения сделок между поставщиками и потребителями оценивается специалистами как одна из наиболее перспективных и «горячих» точек информационных услуг.

Помимо организации беспосреднических сделок перспективным направлением являются предшествующие сделке маркетинг и реклама.

С развитием глобальной сети Internet возрастает роль коммуникационных технологий именно в области маркетинга и в определенной степени - рекламы.

Исходя из того, что сейчас около 50% всех персональных компьютеров в мире соединены в информационные сети, можно сделать вывод, что Internet является для маркетинга весьма перспективной средой.

Среда эта состоит из отдельных областей – sites. Sites Internet могут использоваться для следующих целей:

  • как электронные каталоги с информацией о товарах и услугах.

  • как прайс-листы.

  • для рекламы.

  • как механизм реагирования на рекламу и средство для оформления заказов.

  • для презентации товаров и услуг с использованием средств мультимедиа.

Следует подчеркнуть, что Internet является интерактивной средой для обмена информацией. Поэтому предприниматели, использующие сеть, могут получать отклики на свою информацию по этой же сети. Уровень контактов, осуществляемых с постоянными и потенциальными клиентами и партнерами через Internet, черезвычайно высок, поскольку те могут практически мгновенно получить любую, интересующую их дополнительную информацию.

Когда дела фирмы идут неважно, например продукция приближается к концу жизненного цикла или спрос на нее начинает катастрофически падать, даже минимальное использование возможностей Internet может заметно поправить положение. Даже простое указание адреса электронной почты или Web-страницы на этикетках товаров фирмы может способствовать подъему спроса (товару в глазах покупателя придается дополнительная ценность и новизна; наличие адреса электронной почты автоматически означает, что вы стремитесь к диалогу с клиентом, цените возможность обратной связи).

Однако несмотря на заметные и неоспоримые преимущества использования Internet для получения внешней информации и предоставления во внешнюю среду информации о компании и ее товарах и услугах, не стоит забывать об использовании «традиционных» (если конечно это слово применимо к компьютерным системам) технологиях – развитие локальных сетей, создание и ведение баз данных, использование прикладных систем в учете и отчетности, использование средств подготовки электронных презентаций, деловая графика и т.д.

Таким образом, мы обсудили роль использования информационных технологий в предпринимательской деятельности.

Видно, что информационный бизнес не только вошел в инфраструктуру системы обслуживания предпринимательской деятельности наряду с банками, биржами, аудиторскими и страховыми фирмами, но и, с другой стороны, является самостоятельной сферой предпринимательской деятельности.

Н
а соответствующем рынке предлагаются не только устройства передачи, получения, хранения и обработки информации, информационно-коммуникационные технологии, но и сама деловая информация, которая становится товаром особого рода. Емкость данного рынка огромна, соответственно велики и обороты. По последним данным, годовой объем производства в информационной отрасли находится на втором месте среди важнейших отраслей мировой промышленности (рис. 10.3).

Рисунок 10.3. Объем производства крупнейших отраслей мировой промышленности, млрд. долл., 1998 г.

1 – туристическая, 2 – информационная, 3 – текстильная, 4 – химическая,
5 – автомобильная, 6 – машиностроительная, 7 – оборонная
В США берутся на учёт и широко используются не только отдельными лицами и предприятиями, но и государством частные банки данных. За последние 14 лет (1985-1999 гг.) государство вложило свыше $250 млн. на формирование и поддержку таких информационных банков и баз данных. Миллионы американцев простым набором кода могут входить в любую из 2200 баз и получать нужную информацию по любому вопросу.*

Приведенные данные свидетельствуют о высоком потенциале информационных технологий и их возможной привлекательности для потенциальных инвесторов.

Развитие рынка информационных технологий в Украине в настоящее время кроме причин общеэкономического характера тормозится и отсутствием действенной системы законодательного регулирования рыночного обращения информации и информационных технологий. Отечественный предприниматель практически не защищен от несанкционированного копирования и использования информации и программных продуктов. Это же следует отнести и к любым другим объектам интеллектуальной собственности.

Что касается правового регулирования вопросов ответственности предпринимателей, занятых в других отраслях, здесь существуют достаточно четкие нормы.
3

Подробно вопросы гражданско-правовой ответственности предпринимателей за нарушение договорных обязательств мы рассмотрели в теме «Хозяйственные связи предпринимателей и договоры между ними». Поэтому сейчас остановимся на других аспектах данной проблемы.

Прежде всего дадим общее определение юридической ответственности.

Юридическая ответственность – это законодательно определенный способ обеспечения правомерного поведения субъектов права, надлежащего исполнения ими своих обязательств и борьбы с правонарушениями.

Законодательство Украины выделяет следующие виды юридической ответственности:

  • уголовная;

  • административная;

  • гражданско-правовая;

  • материальная, как разновидность гражданско-правовой;

  • материальная и дисциплинарная ответственность за причиненный вред, связанный с трудовыми отношениями.

Основания юридической ответственности – наличие факта правонарушения, правоспособность, дееспособность и подсудность субъекта, наличие законодательного определения того или иного вида ответственности.

Уголовная ответственность установлена за совершение преступлений, т.е. общественно-опасных действий (или бездеятельности), которые посягают на общественный строй, политическую и экономическую систему государства, собственность, имущественные и другие права и т.д.

Что касается сферы предпринимательской деятельности, то уголовная ответственность обусловлена, в первую очередь, совершением имущественных преступлений, хозяйственных и должностных преступлений.

Анализ статистических данных по Донецкой области за последние 5 лет показывает, что наиболее социально опасными преступлениями, характерными для предпринимательской деятельности, в первую очередь, являются:

  • хищения;

  • мошеничество с финансовыми ресурсами(так называемые «пирамиды»);

  • обман покупателей;

  • взяточничество;

  • сокрытие доходов от налогообложения;

  • нарушение правил валютных операций (так называемое «обналичивание»);

  • занятие незаконным промыслом (производство и сбыт ликеро-водочной продукции, операции с цветными металлами без соответствующих лицензий);

  • фиктивное предпринимательство.

Административная ответственность применяется в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, т.е. противоправные (умышленные или неосторожные) действия или бездеятельность, которые посягают на государственный порядок, общественную собственность, права и свободы граждан.

Относительно предпринимательской деятельности как наиболее характерные можно выделить следующие группы правонарушений, предусмотренные Кодексом Украины об административных правонарушениях:

  • правонарушения против государственной и общественной собственности;

  • правонарушения в сфере охраны труда и здоровья населения;

  • правонарушения в сфере охраны природы, использования природных ресурсов;

  • правонарушения в сфере производства, строительства, использования электроэнергии и тепловой энергии;

  • правонарушения в сфере стандартизации качества продукции;

  • правонарушения в сфере торговли, финансов, кустарных промыслов;

  • правонарушения в сфере сельского хозяйства, включая нарушения ветеринарных правил.

Ответственность СПД за нарушение антимонопольного законодательства подробно рассматривается в теме «Конкуренция предпринимателей», а налогового законодательства – при изучении вопросов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Гражданско-правовая ответственность. Поскольку основные определения и сведения об ответственности СПД за нарушение договорных обязательств даны нами ранее, остановимся на вопросах внедоговорной гражданско-правовой ответственности предпринимателей, т.е. такой ответственности, которая возникает в случаях нанесения ущерба, когда между сторонами не было гражданско-правового договора.

Гражданским кодексом Украины предусмотрены четыре вида внедоговорных обязательств:

  • обязательства, которые возникают при публичном обещании вознаграждения (объявление конкурса);

  • обязательства, которые возникают вследствие спасения чужого имущества;

  • обязательства, которые возникают вследствие причинения ущерба;

  • обязательства, которые возникают вследствие приобретения или сохранения имущества других лиц без достаточных оснований.

В первом случае ответственность за выполнение своих обязательств в полном объеме несет СПД, объявивший конкурс. В случае, если предметом конкурса был объект интеллектуальной собственности, СПД, выполнивший свои обязательства перед конкурсантом, имеет право использовать результаты по своему усмотрению.

Во втором случае, право на возмещение ущерба имеет лицо, спасавшее чужое имущество, а СПД, чье имущество было спасено, обязан возместить этому лицу весь причиненный ущерб.

Для наступления ответственности в третьем случае, необходимо выполнение следующих условий:

  • причинение ущерба потерпевшему;

  • противоправность поведения СПД, нанесшего ущерб;

  • причинная связь между противоправным поведением и нанесенным ущербом;

  • наличие вины СПД, нанесшего ущерб.

Действующим законодательством, кроме безусловного возмещения нанесенного ущерба, предусмотрены еще некоторые виды ответственности. В частности, если ущерб нанесен СПД лицом, состоящим с ним в трудовых отношениях, для него может наступить материальная и дисциплинарная ответственность.

Таким образом деятельность СПД в экономической системе регулируется целым комплексом норм хозяйственного, гражданского и уголовного законодательства. Однако не все связи между предпринимателем и внешней средой могут быть строго формализованы. В современных условиях все большее значение приобретают неформальные контакты между предпринимателями, создание атмосферы доверия, порядочности и честности в деловых отношениях, то есть тех составляющих, которые мы вкладываем в понятие «этика предпринимательства».
4

Весь предлагаемый нашему читателю курс лекций имеет своей целью подготовить его к успешной практической деятельности. В полном соответствии с этой целью находится приведенная ниже подборка заповедей и афоризмов, вобравших многовековой опыт предпринимательства, мудрость наблюдательных людей, прагматизм достигших успеха современников.

В 1912 г. Гильдия предпринимателей и купцов России утвердила семь принципов ведения дел, ставших своеобразным манифестом цивилизованного предпринимательского сословия:

  1. ^ Уважай себя. Власть – необходимое условие эффективного ведения дел. Во всём должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка на узаконенных эшелонах власти.

  2. ^ Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель обязан быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.

  3. ^ Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица трудиться на благо своей отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

  4. ^ Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создаёт атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всём блеске.

  5. ^ Будь верен слову. Деловой человек должен быть верен своему слову («Единожды солгавший, кто тебе поверит?»). Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. Слово делового человека должно цениться неизмеримо выше казённой бумаги с печатью.

  6. ^ Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй, сообразуясь со своими средствами.

  7. Будь целеустремлённым. Всегда имей перед собою ясную цель. Предпринимателю такая цель как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветную цель не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

В наставлениях современных деловых людей и специалистов мы находим меньше ссылок на христианские добродетели, больше расчётливого прагматизма. Вот один из образчиков советов, напутствий, заповедей предпринимателям нашего времени, принадлежащих Московской экономической школе:

  1. ^ Найдите коммерческую идею. Вы должны ясно представлять, какой товар, услугу вы предложите на рынок. Большая ошибка – сначала произвести товар, а потом думать, как его продать. Сначала следует решить, что можно продать из того, что вы можете сделать, и затем производить. Ищите новое.

  2. ^ Не бойтесь конкуренции. Не стоит думать: это уже есть на рынке. Помните, что у вас есть 3 мощных оружия против конкурентов: качество, цена, реклама.

  3. Качество – это не просто хорошая вещь, прекрасная услуга. Это комплекс потребительских свойств. Покупателю в конечном счёте не нужны просто вещи. Ему нужно решение его проблем! Именно это стоит денег и даёт наибольшую выгоду. Можно, например, производить и продавать стеновые блоки. Но намного выгоднее приложить все усилия и предложить покупателю готовый дом.

  4. ^ Составьте бизнес-план.
    Что продавать? Из чего сделать? Кто это будет делать? Сколько это будет стоить? Кто это купит? Как сделать, чтобы покупатели узнали о товаре? Как можно расширить сбыт?

  5. Не опасайтесь занизить цену, опасайтесь завысить её.
    Прибыль не в том, чтобы продать две вещи дорого, а в том, чтобы продавать двум тысячам, двум миллионам покупателей ваши товары или услуги по сходной цене.

  6. ^ Рекламируйте свой товар. Расскажите в местной газете о своём деле. Разошлите письма возможным покупателям. Закажите и расклейте объявления, плакаты. Подумайте, как коротко и ясно изложить сведения о том, что хотите продать.

  7. ^ Не бойтесь брать кредиты, если их можно получить. Или вы заработаете деньги и вернете кредит, или не заработаете и не вернете. Вот и вся проблема. Высокая кредитная ставка – плата за банковский риск. Возьмите кредит в сбербанке на строительство дома, постройте его и используйте под производственную базу. Постройте хозблок – это будет ваш склад. Возьмите там же кредит и купите машину – без своих колес делать дело тяжело. Или арендуйте машину с водителем.

  8. ^ Будьте доброжелательны. Ведь любой чиновник, любой деловой партнёр, любой ваш подчиненный – это такой же человек, как и вы. С каким человеком вам лично приятнее иметь дело? Вот таким будьте сами и не требуйте от людей всего и сразу. Помните, как умный солдат сварил кашу из топора – и получилось неплохо?

  9. ^ Не держите все яйца в одной корзине. Пошло одно дело – сразу цепляйте к нему другое. Одно прогорит – другое выгорит. Сначала вы организуете аренду и прокат машин. Затем их ремонт. Затем – продажу запчастей.

  10. ^ Помните, что ваш главный капитал сегодня – это вы сами. Заставьте этот капитал эффективно работать 24 часа в сутки. Не пейте и не курите – это изнашивает вас.

Для того, чтобы наши читатели в необходимых случаях могли сами оценить степень успешности работы своего предприятия, предлагаем следующую тестовую таблицу (табл. 10.1).
^ Таблица 10.1. Двенадцать стратегических принципов процветания предприятия

Сильно Слабо

^ 1. Четкое представление о перспективах предприятия

7654321

Смутное представление о перспективе

^ 2. Неиссякаемый оптимизм управляющих

7654321

Пессимизм управляющих

3. Ощущение семейной атмосферы на предприятии

7654321

Ощущение атмосферы "караван-сарая"

^ 4. Увеличение доли предприятия на рынке

7654321

Сокращение доли предприятия на рынке

^ 5. Забота о качестве товара

7654321

Пренебрежение качеством товара

6. Внимание к обслуживанию потребителей

7654321

Забвение потребителей

^ 7. Наличие ключевого направления в развитии предприятия

7654321

Отсутствие ключевого направления в развитии

Окончание табл. 10.1

Сильно Слабо

^ 8. Забота о талантливых сотрудниках

7654321

Невнимание к талантливым людям

9. Гибкость управления и организации

7654321

Консерватизм в управлении и организации

^ 10. Согласие между руководством и персоналом по вопросам премий и привилегий

7654321

Отсутствие такого согласия

^ 11. Создание для всех работников привлекательных условий труда

7654321

Наличие привлекательности условий труда только для избранных

^ 12. Забота о связях с местным населением

7654321

Пренебрежение связями с местным населением




* Труд, 1999, 8 сентября






Скачать файл (1535 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации