Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Анализ психодиагностической методики Кеттелла 16 PF - файл 1.docx


Анализ психодиагностической методики Кеттелла 16 PF
скачать (21.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx22kb.22.11.2011 22:48скачать

содержание

1.docx

1.Вид методики:

по качеству: стандартизованные;

по назначению: общедиагностические;

по материалу, которым оперирует испытуемый: бланковые;

по количеству обследуемых: как индивидуальные, так и групповые;

по форме ответа: письменные;

по степени однородности задач: гомогенные;

по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами (закрытые опросники);

по области охвата психического: тесты личности.
2. Теоретическое основание методики: Используется факторный анализ. Критическим моментом факторного анализа является стартовая точка, те поверхностные переменные, с которых все начинается, и Кеттелл делал существенный акцент на важности адекватного представления всей личностной сферы, в начале исследования. Кеттелл начал свое исследование в области оценки поведения с составленного Олпортом и Одбертом (Allport & Odbert, 1936) перечня из примерно 4500 наименований черт, взятых из полного словаря. Они были сведены примерно 200 на основе группировки близких и синонимичных слов и исключения редких и метафорических понятий. Оставшиеся наименования черт подверглись интеркорреляции и затем на основе эмпирических процедур кластеризации редуцированы к итоговому перечню из тридцати пяти поверхностных черт. Оценка этих тридцати пяти черт составила основу для осуществления изначального факторного анализа 1-данных.

Факторы личности, диагностируемые 16 PF, обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для тех факторов, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют бытовые и технические названия. Первые представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов.

Первичные факторы теста

  1. Фактор А: «замкнутость - общительность»

  2. Фактор В: интеллект

  3. Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность»

  4. Фактор Е: «подчиненность-доминантность»

  5. Фактор F: «сдержанность - экспрессивность»

  6. Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»

  7. Фактор Н: «робость - смелость»

  8. 

  9. Фактор I: «жесткость – чувствительность»

  10. Фактор L: «доверчивость - подозрительность»

  11. Фактор М: «практичность - мечтательность»

  12. Фактор N: «прямолинейность -дипломатичность»

  13. Фактор О: «спокойствие - тревожность»

  14. Фактор Q1: «консерватизм - радикализм»

  15. Фактор Q2: «конформизм - нонконформизм»

  16. Фактор Q3: «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»

  17. Фактор Q4: «расслабленность - напряженность»

  18. Фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка»

Вторичные факторы теста

  1. F1. Тревога

  2. F2. Экстраверсия - интроверсия

  3. F3. Чувствительность

  4. F4. Конформность

Некоторые названия факторов по сути описательны, другие отражают гипотетические представления Кеттела относительно истоков и природы этих факторов.
^ 3.Область применения методики: Тест направлен на диагностику таких существенных характеристик личности, как:

· Степень эмоциональной вовлеченности

· Способность к логическому анализу

· Эффективность интеграции поведения

· Доминантность или зависимость

· Свобода действий или скованность

· Степень интериоризации социальной нормы

· Уровень энергетического потенциала

· Уровень реалистичности и практичности

· Степень аффективной ригидности

· Способность подчинять свое поведение системе правил

· Уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней

· Потребность в переживаниях и склонность к риску

· Зависимость от поддержки группы или самодостаточность

· Способность к самоконтролю



· Степень напряженности неудовлетворенных потребностей

^ 4. Область распространения методики: Наибольшую популярность опросник получил как базовая методика найма персонала и оценки профессионально важных качеств личности. Тест предназначен для исследования личностных особенностей лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
^ 5.Стандартизация стимульного материала методики:

1. Обследуемому предлагают заполнить в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос который в наибольшей степени соответствует взглядам испытуемого, и его мнению о себе..

2. Методика включает в себя 187 суждений

3. Эти суждения поделены на 16 групп — шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. Каждая из шкал оценивает отдельную черту личности в стандартных баллах.

4. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации:

Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

а. пропустить вперед большинство машин;

в. не знаю;

с. обогнать все идущие впереди машины.

5. На основании качественного и количественного анализа содержания личностных факторов выделются следующие блоки факторов:

  • Интеллектуальные особенности: факторы B, M, Q1.

  • Эмоционально-волевые особенности: факторы C, G, I, O, Q3, Q4.

  • Коммуникативные особенности и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, H, F, Q2, N, L.



^ 6. Стандартизация процедуры проведения методики. Защита от фальсификации результатов:

1. Содержание инструкции и особенности ее предъявления: инструкция сообщается письменно, словами, понятными для всех;

2. Временные ограничения выполнения данного теста: не менее 50 мин.

3. Методика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.



4. Имеется стандартный бланк для выполнения теста и ключ для подсчета тестового балла.

5. Учет влияния опыта респондента в тестировании: характеризуется прошлым опытом индивида, который непосредственно влияет на результат проведенной методики.

^ Защита от фальсификации результатов:
На респондента влияет фактор социальной желательности, то есть респондент пытается представить себя в наивыгодном свете, отвечает, ориентируясь на общепринятые нормы. Во избежание влияния такого фактора в опросник вводятся шкалы лжи. Шкала "мотивационного искажения" (MD) введена для выявления случаев, когда испытуемые пытаются создать слишком благоприятное представление о себе. Если оценка по шкале MD выше 9 баллов, возможно испытуемый сознательно манипулирует тестовыми результатами (например, при приеме на работу) или испытуемого очень беспокоит вопрос о том, как он выглядят в глазах окружающих. В этих случаях следует провести эмпирическую коррекцию результатов, чтобы исключить сознательные или неосознанные попытки обследуемых исказить оценки по личностным шкалам в позитивном направлении.
^ 7. Стандартизация оценки результатов методики: способы интерпретации результатов методики: Обработка полученных данных производится с помощью ключа:совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в 2 балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в»- в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» - здесь любое совпадение ответа с ключом дает 1 балл.

Результаты выражаются в шкале стенов с минимальным значением в 0 баллов, максимальным — 10 баллов и средним — 5.5 балла. Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов.

Полученные результаты тестирования представлены в виде профиля личности, при анализе которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора в сопоставлении с нормами.

^ 8. Психометрические показатели методики:

Достаточно высокая валидность;

Коэффициент надёжности шкал-факторов 16 PF, определенный путем расщепления, находится в пределах 0,71—0,91. Коэффициент ретестовой надёжности — 

0,36—0,73. Чтобы измерить ретестовую надёжность, респонденты заполняют опросник дважды с разницей во времени от 2 недель до 2 месяцев;

Стандартная ошибка измерения составляет около 1 стена.


Скачать файл (21.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации