Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Рынок труда в регионе - файл 1.doc


Лекции - Рынок труда в регионе
скачать (781 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc781kb.21.11.2011 23:15скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ



«УПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ ТРУДА В РЕГИОНЕ»
Содержание
Тема №1. Основные понятия социально-трудовой сферы в РФ……………3
Тема №2. Рынок труда в системе рыночного хозяйства экономики……......14
Тема №3. Занятость и безработица как форма проявления рынка труда…31

Тема №4. Политика занятости в странах рыночной экономики и её


значение для России………………………………………………98


Тема №5. Формирование российского рынка труда и необходимость

его государственного регулирования…………………………..113




Тема №1. Основные понятия социально-трудовой сферы в РФ
ПЛАН

  1. Управление социально-трудовой сферой.

  2. Опыт регулирования социально-трудовой сферой.

  3. Стратегические проблемы социально-трудовой сферы.



  1. Управление социально-трудовой сферой


Социально-трудовая сфера (сфера социально-трудовых отношений) - та общественная форма, в которой формируется и меняется социальное положение трудящихся. К социально-трудовой сфере относятся:

а) государственные обязанности и меры по регулированию социально-трудовых отношений;

б) договорные и социально-партнерские отношения работников и работодателей;

в) действия работников и работодателей по отстаиванию своих интересов в сфере труда.
^ Управление (регулирование) социально-трудовой сферой - совокупность функций и форм, с помощью и в результате действия которых социально-трудовые отношения приобретают и устойчиво сохраняют общественно-организованный вид.

Управление социально-трудовой сферой (УСТС) делится на 2 части:

    1. правовое управление, правовое обеспечение;

    2. материально-финансовое обеспечение управления.

^ Правовое обеспечение управления - налаженное функционирование общественных форм и институтов на правовой основе. Правовое обеспечение управления есть предпосылка правопорядка в управляемой сфере. Оно включает в себя законодательную (и нормотворческую) деятельность и правоприменительную деятельность.

^ Материально-финансовое обеспечение управления – наличие необходимых

и достаточных материальных и финансовых ресурсов для своевременного и в полном

объеме исполнения принятых управленческих решений.

При выходе общества из тоталитарного состояния меняется характер управления им. Он меняется тем глубже (радикальнее), чем дальше и необратимее продвигается общество от тоталитаризма к демократии. Даже буржуазная демократия (в том числе и деформированная бюрократизмом, коррупцией и примесью диктаторства) способна дать благотворные перемены в управлении в сравнении с тоталитаризмом.

Магистральное направление ценных перемен в самом характере управления при выводе из тоталитаризма - упразднение командно-карательных форм и методов управления, становление реальной многосубъектности в управлении. Это касается всех сфер общественной и хозяйственной жизни, включая социально-трудовую сферу.

В тоталитарном обществе (типичный пример - общество в СССР) круг реально самостоятельно действующих субъектов, принимающих принципиально важные управленческие решения. сводится к одному - к управляющему центру (в СССР это был ЦК КПСС). Другие субъекты могут быть обозначены и даже иметь уставы и положения с описанием их функций. Но реально они не более чем декорация, не более чем исполнители детальных регламентирующих предписаний центра. Уход от тоталитаризма начинается с отмены командных и карательных функций центра. Постепенно начинается складывание субъектов, самостоятельно принимающих и исполняющих собственные решения или решения, принятые на основе закона, а не помимо закона. Это и есть продвижение к гражданскому (многосубъектному) обществу и к правовому, государству. Продвижение это - процесс сложный и длительный.

Россия стоит в начале этого пути. Вызревание полноценных субъектов гражданского общества задерживается в силу ряда причин. По тем же причинам и государство вес еще не стало правовым. В этой обстановке продолжает сохраняться ситуация, koi-да государство все еще сосредоточивает, у себя (и не всегда по злому умыслу, а по необходимости), слишком широкий круг управленческих функций. В социально - рудовой сфере это особенно заметно, так как в этой сфере мало охотников активно включиться в процессы управления.

В Конституции РФ, действующей после 12 декабря 1993 г., зафиксирован ряд положений, имеющих основополагающее значение для формирования круга субъектов, управляющих социальной сферой, для разделения и порядка взаимодействия их функций. Приведем их для справки.

Статья 1.1. "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".

Статья 5.3. "Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны".

Статья 7. "1. Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена па создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Статья 12. "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".

Статья 71. "В введении Российской Федерации находятся:

<...:> е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации…»

Статья 72. "I. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

<...> е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта:

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства: социальная защита, включая социальное обеспечение <...>

к) ...трудовое законодательство..."

Статья 73. "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российском Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".

Российское законодательство, предназначенное для регулирования социально-трудовой сферы, достаточно обширно и разветвлено. В его составе Кодекс законов о труде, федеральные законы «Об образовании», «О ветеранах» и др.


Стало обычным делом жаловаться на отсутствие или недостаточность правовой базы. Однако, чем больше принимается законов, тем громче звучат такие жалобы. Как это объяснить? Не получается ли, что мы говорим: «Нет правовой базы», а подразумеваем: «Нет порядка»? Если так, то вопрос должен стоять совсем иначе.

Представьте себе ситуацию, что все российские законы и все подписанные РФ международные договоры и конвенции действительно действуют. Чего тогда не будет хватать, каких именно правовых норм и законов? Это предмет серьезного обсуждения на нашем «круглом столе». Совсем другой и тоже серьезный предмет обсуждения – исполнение законов, т.е. правоприменение.

Закон развития любого общества – обеспечение, устойчивое воспроизведение необходимого продукта. Если это не обеспечивается, страна утрачивает достигнутый уровень цивилизованности, ее население частично или в массовом масштабе деградирует, дичает.

В России с самого начала реформ закон необходимого продукта нарушен резко и устойчиво. В этом и состоит смысл шоковой модели перехода к рынку.

Если принять реальную покупательную способность населения в декабре 1991 г. за 100%, то в 1992 г. она составила 20,3%, в 1993 г. – 33,1, в 1994 г. – 36,0, в 1995 г. – 32,0%. Как видим, имевшиеся у населения средства существования покрывали в годы реформ примерно треть необходимого продукта, да и то если посчитать в среднем по всему населению, т.е. если сложить «в общий котел» доходы богатых и бедных, а потом как бы разделить на всех поровну. Но в жизни нет деления поровну. Поэтому реально более половины населения страны не имеет даже третьей части тех жизненных средств, которыми располагало до реформы.

Шоковая модель «прыжка в рынок» (выражение Е. Гайдара) поначалу оправдывалась тем, что резкое понижение уровня жизни продлится с января по август 1992 г. А далее оживление и подъем – и прощай нищета. Вышло не так. Режим выживания из кратковременного превратился в стартовый для послереформенной жизни, ибо сейчас реформы практически завершены, все задачи реформистского прорыва выполнены.

Возьмем ли мы зарплату, возьмем ли ассигнования на социальные нужды из бюджета – везде отмечается значительное понижение уровня. Закон воспроизведения необходимого продукта продолжает нарушаться. Страна отброшена назад от достигнутого прежде уровня цивилизованности.

Б.Н. Ельцин признал в феврале 1996 г.: «…главное, чего мы не сумели сделать, - надежно защитить социальные и экономические права, гарантировать гражданам неприкосновенность их прав. Проводя социальную политику, действуем пассивно, движемся вслед за событиями, часто реагируем лишь на открытые проявления социального недовольства. Социальные обязательства государства выполняются крайне неаккуратно, с крупными провалами и огромным напряжением.

Практика несвоевременной выплаты зарплаты и пенсий, грубо нарушающая неотъемлемые права граждан… продолжается в массовых масштабах».

Когда говорились эти слова (в феврале 1996 г.), общая задолженность по зарплате с составляла 23 трлн. руб. В январе 1997 г. задолженность, по зарплате составила 47 трлн. руб. плюс 15.5 трлн. Руб. задолженность но пенсиям.

Наиболее чисто можно слышать такое объяснение причин недостаточного материально-финансового обеспечения социально-трудовой сферы: государству и предпринимателям, дескать, неоткуда взять средства. Однако такое объяснение совершенно неверное и неубедительное. Российские предприниматели продают теперь свою продукцию по мировым иенам и на внешнем и на внутреннем рынке. Л работникам платят всего лишь от 5 до 10% западноевропейской зарплаты (при сопоставимой квалификации и выработке). Куда деваются недоплаченные работникам средства?

Ответ понятен, если обратить внимание на бурный рост крупных частных состояний в условиях резкого спада производства. Эвакуированные из России капиталы перевалили за 100 млрд. долл.



  1. ^ Опыт регулирования социально-трудовой сферой


Социально-трудовая сфера обладает своеобразием, которое крайне важно учитывать при управлении (регулировании). Подходы, годные для решения, скажем, экономических или технических вопросов, обычно полностью неприменимы в социально-трудовой сфере.

Необходимо уяснить специфику постановки и решения проблем этой сферы.

Роль (значимость, существенность) общественной формы неодинакова при протекании разных экономических процессов. Часть экономических процессов непосредственно не связана с интересами и конкретными формами жизнедеятельности людей. Другая часть связана непосредственно. Экономические процессы, непосредственно связанные с интересами и жизнедеятельностью людей, являются социально-экономическими (в отличие, например, от технико-экономических, эколого-экономических и др.),

Труд – процесс социально-экономический. Вся сфера труда относится к социально-экономическим процессам. Не только в самих этих процессах, но и по поводу трудовых процессов складываются и противоречиво сталкиваются интересы.

В социально-трудовой сфере люди, их общности (семьи, коллективы и др.) и представители (профсоюзы и др.) действуют непосредственно, а потому их интересы и действия являются полными (комплексными), а не частичными (только экономическими, например).

Осознание воспроизводственных процессов, в которых доминируют процесс труда или отношения по поводу труда, как процессов не экономических только, а непременно социально-экономических имеет принципиальное методологическое и практическое значение. Суть формируемого таким осознанием подхода – недопустимость при изучении и регулировании социально-трудовых процессов абстрагирования (отвлечения или оторванности) от их социальной стороны, необходимость подходить к ним как к целостно-человеческим. Другими словами, для понимания таких процессов и для эффективного управления ими важным является то обстоятельство, что в них участвуют живые люди, которым одновременно и неотъемлемо присуще все человеческое.

Человек может быть рабочей силой, потребителем, работником, иждивенцем, застрахованным от того или иного риска, вкладчиком, обманутым вкладчиком, собственником, акционером, исполнять иные сугубо или по преимуществу экономические роли и функции. В этих случаях он всегда «человеческий фактор» экономики. Есть «экономические теории, которые ограничиваются тем, что видят человека в экономике лишь как особый (живой, человеческий), но чем не менее только экономический фактор. Есть и другие теории, для которых принципиально недопустимо отсекать экономическую ипостась (общественную роль) человека от всех остальных ипостасей (общественных ролей). Именно отсюда и проистекают два отмеченных принципиально разных подхода к экономическим явлениям и процессам, в которых так или иначе участвуют и в которых заинтересованы живые люди.

Один подход культивирует узкоэкономическое видение мира и признает человека в качестве «экономического человека». В науку переносится метод мольеровского театра, в котором каждый персонаж имел и демонстрировал в предельно очищенном виде какую-либо одну-единственную человеческую черту.

Homo economicus скромен по мольеровскому фасону. Рассмотрение экономических процессов с его участием ведется так, как если бы живые люди не имели иных способностей, потребностей и интересов, кроме экономических. Теории, построенные на таком видении человека в экономике, выглядят ясными, четкими, поддающимися формализации. Но они описывают не ту реальность, с которой приходится иметь дело действительным субъектам хозяйствования и общественной жизни, управляющим органам власти например.

Значительно более реалистическая (хотя тоже научная, модельная) картина создается на основе другого подхода – социально-экономического. Здесь сущностные неэкономические характеристики человека и других носителей полного (комплексного) интереса не отбрасываются, а принимаются во внимание. И это дает поразительно богатый познавательный результат. Там, где исследователь homo economicus констатирует, допустим, незанятость, исследователь социально-трудовых отношений страдает по поводу безработицы. Где первый видит неполную занятость и излишнюю в сравнении с возможной занятость, там второй обнаруживает скрытую безработицу. Аналогичным образом первому подходу неведомы проблемы безземельности, бездомности, социальною дна и социального верха, роскоши и т.п.

Проблемы регулирования социально-трудовых отношений обсуждаются и ставятся в науке и на практике иной раз в их целостном (комплексном, живом) виде, а иной раз – в разъятом на узкоспециальные вопросы. Нам важно научиться ставить и обсуждать социально-трудовые проблемы так, как стоят они в жизни перед живыми людьми, перед реальными трудовыми коллективами, перед управленцами.

Проблемы регулирования социально-трудовой сферы многообразны, т.к. они затрагивают каждого человека. На современном этапе в РФ наиболее актуальными и острыми являются следующие проблемы:

  1. массовая бедность, нищета, «социальное дно»;

  2. законный и незаконный рынок труда, открытая и скрытая безработица, конкуренция между работниками.


3. Стратегические проблемы социально-трудовой сферы

Требования современного мирового сообщества (современные критерии цивилизованности) к обеспечению человека работой формируются в увязке проблем занятости и безработицы с проблемами социализации (социальной интегрированности) и социальной отчужденности человека. Проще говоря, проблемы занятости и безработицы демонстрируют, нужен человек обществу или он для него лишний, ненужный. Гуманизм по самому своему существу исходит из того, что человек не может не быть ценностью для общества. Отсюда без всяких вариантов гуманизм отвергает справедливость и тем более общественную якобы полезность даже малой безработицы, признавая ее варварским способом принесения человеческих жертв, не оправдываемых никакими гуманными, а тем более негуманными целями. Современное мировое сообщество признает обязательной целью для любой страны полную, и притом продуктивную, занятость.

Обязательство 3 Копенгагенской декларации о социальном развитии (Россия подписала декларацию в марте 1995 г.) гласит:

«Мы обязуемся способствовать достижению цели полной занятости в качестве одного из основных приоритетов экономической и социальной политики и создавать для всех мужчин и женщин надежные и устойчивые возможности зарабатывать себе на жизнь посредством свободно избранного производительного труда и работы».

Это обязательство целиком соответствует обязательству 4, суть которого – содействие социальной интеграции.

Принятый в Копенгагене другой международный документ (а по Конституции Российской Федерации он приобрел силу закона) под названием «Программа действия Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития» содержит развернутый раздел «Расширение продуктивной занятости и снижение уровня безработицы». В «Программе действий» в качестве основы для действий и цели фиксируется, в частности, следующее:

«Производительный труд и занятость являются центральными элементами развития, а также элементами, определяющими характер человеческой личности… Полная и должным и соответствующим образом оплачиваемая занятость является действенным средством борьбы с нищетой и содействия социальной интеграции. Реализация цели полной занятости требует от государства, социальных партнеров и всех других слоев гражданского общества на всех уровнях сотрудничества в создании условий, позволяющих каждому участвовать в производительном труде и пользоваться его результатами…»

Выделенные курсивом установки отражают стержень современных подходов мирового сообщества к проблемам безработицы и занятости.

Занятость – не просто занятость или наличие занятия. Занятость есть надежная и устойчивая возможность зарабатывать себе на жизнь посредством свободно избранного производительного труда и работы. Занятость одновременно с этим есть непременное условие и состояние социальной интегрированности человека, . определяющее социальный характер человеческой личности.

Безработица соответственно не может быть сведена к отсутствию в данный момент или данный период времени нанятости или же занятий ради заработка. Безработица есть лишенность человека надёжной и устойчивой возможности зарабатывать на жизнь посредством свободно избранного производительного труда или занятия. Безработица есть одновременно с этим фактор и состояние социальной отчужденности человека и общества, определяющие социальную неполноценность человеческой личности.

Главная опасность безработицы для общества, признак общественного неблагополучия – именно социальная отчужденность, именно социальная неполноценность человеческой личности. Скрытия безработица – такое состояние занятости, при котором за внешними показателями нанятости и наличия занятий развиваются и являются существенными для состояния социально-трудовых отношений процессы социального отчуждения и социальной неполноценности трудящегося человека..

Контрольные вопросы по теме

  1. Какие пути намечает правительство для нормализации положения с материально-финансовым обеспечением социально-трудовой сферы?

  2. Приведите статистически данные, характеризующие следующие проблемы: «массовая бедность», «обнищание населения», «законный и незаконный рынок труда», «открытая и скрытая безработица».

  3. Каковы же должны быть стратегия и действия по отношению к незаконной занятости и занятости в незаконных формах?

  4. Как экономисты разных школ понимали «полную занятость»?

  5. В чём суть проблемы деградации состава занятий? Понижение профессионального и квалификационного уровня трудового потенциала?

  6. Проблемы так называемого «среднего класса».

  7. Резкое повышение социальных рисков и понижение уровня социальной защищённости трудящихся.



Список литературы.

Конституция РФ (принята 12 декабря 1993г.).

У нас Россия одна на всех: Выдержки из стенограммы расширенного заседания Правительства РФ//Российская Федерация. -1996. -№6.

Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. - М.: Молодая гвардия, 1996.

Дмитриев М. Политика социальных расходов в современной России // Вопросы экономики. - 1996. - № 10.

Российский статистический ежегодник. - М., 1995.

Лапин В. Его величество бюджет // Российская Федерация. - 1995. -№ 13.

Корсунов А. На трансферты надейся, но и сам не плошай! // Российская Федерация. - 1996. -№12.

Поляков Л. Спрос с ни:юв. А средства'1 // Российская Федерация. 1996. -№ 15.

Копенгагенская декларация о социальном развитии. Принята в марте 1995 г.

Программа действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития. Принята в Копенгагене в марте 1995г.

Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. - М: Молодая гвардия, 1996.

Социальные проблемы современной России: Серия статей // Вопросы экономики. - 1995. -№ 9. -С.40-63.

Волгин И.А.. Николаев С.В. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. - М.: Красный пролетарий, 1994.


Тема №2. Рынок труда в системе рыночного хозяйства экономики

ПЛАН

  1. Особенности функционирования рынка труда.

  2. Основные понятия рынка труда.

  3. Анализ механизмов функционирования рынка труда.

  4. Особенности российского рынка труда, государственное регулирование.

  5. Демографические аспекты рынка труда.


^ 1. Основные понятия рынка труда

Труд – это процесс, совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости – средства существования.

Труд как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой представляет собой вечное и естественное условие человеческой жизни. В этом смысле процесс труда не зависит от какой бы то ни было определенной общественной формы жизни, т.е. он, как отношение человека к природе, одинаков для всех общественных форм, для всех способов производства, для любого общественного строя.

Труд и работа – понятия не равнозначные, не тождественные. Труд – явление общественное, он присущ только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа – понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа – килограммометрами.

Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила – совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда, рабочая сила – основная, главная производительная сила общества. Средства производства – состоят из предметов труда и средств труда.

^ Предметы труда – это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости.

Средства труда – это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их.

Процесс труда есть процесс соединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. Чем лучше организован труд, т.е. чем экономичнее расходуется (потребляется) рабочая сила и средства производства, тем больше при прочих равных условиях может быть создано продукции, тем выше будет производительность общественного труда.

Рынок труда – это сфера жизнедеятельности общества, в которой стоимость рабочей силы получает оценку, определяются условия найма, условия труда, величина заработной платы, гарантии занятости, возможность профессионального роста, возможность получения образования.

Таким образом, рынок труда, как важная сфера социально-экономической жизни, отражает следующие моменты:

    1. тенденции в динамике занятости;

    2. тенденции в общественном разделении труда;

    3. мобильность рабочей силы;

    4. динамику и масштабы безработицы.



^ 2.Особенности функционирования рынка труда

Исторически рынки возникли в древности при разложении
первобытных общин и натурального хозяйства. Однако заметным
явлением, оказывающим большое влияние на развитие экономики, они
стали в средние века. С утверждением капиталистического способа
производства возник рынок рабочей силы.

Следует подчеркнуть, что, отвечая на реакцию внешних условий, периодически разрушающих сложившиеся пропорции, равновесие между отдельными звеньями экономики и факторами производства, рынки оказались способными в условиях относительно небольших кризисов вновь направлять экономику к равновесию, восстанавливать его. Они продемонстрировали возможность стихийной экономической координации планов и действий тысяч и миллионов хозяйствующих субъектов, т.е. показали определенную способность к саморегулированию, самоорганизации.

Весь процесс саморегуляции, самоорганизации происходит не в кабинетах, не на заседаниях производителей и потребителей или их комитетов, комиссий, а на основе информации и стимулов, получаемых в форме изменяющихся рыночных цен. Следовательно, в основе своей равновесие достигается стихийно, через локальные изменения, совершаемые людьми в их личных интересах. Вместе с тем во второй половине XX в. большое значение и распространение получили коллективно-договорный процесс, социальное партнерство в решении проблем, возникающих на рынке трудовых ресурсов.

В основе функционирования рынка трудовых ресурсов, как и других производственных факторов, лежат те же принципы, что и в основе рынка потребительских товаров и услуг. Анализ спроса и предложения является основным методом изучения и тех и других. Однако в функционировании рынка труда имеется ряд особенностей. Они связаны с характером и особенностями воспроизводства рабочей силы.

Каковы эти особенности?

Первая. Неотделимость права собственности на товар - рабочую силу от его владельца. На рынке трудовых ресурсов покупатель приобретает только право использования способностей к труду рабочей силы. Вместе с тем покупатель не просто покупает рабочую силу, а имеет дело с человеком, обладающим определенными правами как свободная личность, которые он должен соблюдать. Поэтому такого покупателя правильнее называть нанимателем.

Вторая. Имеет место относительно длительное взаимодействие продавца и нанимателя (по сравнению с рынком продовольственных тонеров), накладывающее свой отпечаток на их взаимоотношения, играющие немаловажную роль в конкурентоспособности фирмы. Работник может сам контролировать качество своей работы, трудиться с разной отдачей, проявлять разную степень лояльности к нанявшей его фирме.

Третья. Наличие большого числа институциональных структур особого рода (разветвленная система законодательства, социальные программы, службы занятости, профсоюзы и т.д.), что также связано со своеобразием отношений между агентами рынка трудовых ресурсов, с необходимостью более детальной регламентации различных сторон их деятельности.

Четвертая. Высокая степень индивидуализации сделок, что связано с различным профессионально-квалификационным уровнем рабочей силы, технологией, организацией труда, переходом к контрактной системе найма и т.д.

Пятая. Своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара. Оно состоит в том, что процесс обмена рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара начинается в сфере обращения товара рабочая сила в форме передачи права пользования способностью к труду покупателю, что фиксируется в контракте или коллективном договоре. Дальше он продолжается в сфере производства в форме обмена функционирующей рабочей силы действительного труда - на номинальную заработную плату и закапчивается в сфере обращения жизненных благ, т.е. на рынке товаров и услуг, фактом обмена номинальной заработной платы на жизненные средства, тогда как обмен вещного товара начинается и заканчивается в сфере обращения вещного товара.

Из указанной особенности вытекает два следствия. Первое - рынок труда связывает между собой различные рынки. И второе - реальная оплата труда осуществляется в соответствии с конечными результатами и с ценой реализованной продукции, розданной данным трудом. Последнее обстоятельство ставит спрос на рабочую силу в зависимость от спроса на конечные товары и услуги Он продолжается последним, а потому называется производным спросом (как, впрочем, и спрос на другие производственные факторы).

Шестая. Для работника важную роль играют неденежные аспекты сделки, а именно:

а) содержание и условия труда;

б) гарантии сохранения рабочего места;

в) перспективы продвижения по службе и перспективы профессионального роста;

г) микроклимат в коллективе и т.д.

Из указанных особенностей следует, что и спрос на труд, и предложение труда прежде всего зависят от цены его реализации, которая в конкурентном рынке выступает в форме равновесной рыночной цены.

Принимая решение, сколько производить на основе рыночной цены, предприятие определяет свои потребности в рабочей силе, в труде, руководствуясь при этом определенным правилом найма.



  1. ^ Анализ механизмов функционирования рынка труда

Существуют различные подходы к анализу механизма функционирования рынка труда: неоклассический, кейнсианский, монетаристский, институционалистский, марксистский и т.д.

Неоклассический подход (Дж. Перрии, М. Фелдстайн, Р. Холл, Д. Гилдер, А. Лаффер и др.). Сторонники этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Из неоклассической концепции следует, что цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, и безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие.

С позиции этого направления фирма, чтобы быть конкурентоспособной, получать максимальную прибыль, должна постоянно следить за тем, чтобы издержки, вызываемые вовлечением дополнительной рабочей силы, дополнительной единицы труда, не превышали размер дохода, получаемого в результате ее использования. Другими словами, чтобы решить вопрос, стоит ли нанимать еще одного работника, фирма должна сравнить ценность продукта, который будет произведен этим работником, с его заработной платой. А заработная плата, согласно неоклассической теории, есть издержки использования дополнительной, предельной единицы труда.

На этой основе сформулировано правило оптимального найма. Оно сводится к следующему: расширять масштабы занятости, пока.. предельная доходность труда выше уровня заработной платы, сокращать численность занятых, как только предельная доходность упадет ниже заработной платы. Таким образом, численность занятых считается оптимальной, т.е. эффективной, если выполняется следующее условие: зарплата = предельная доходность труда.

В указанном равенстве следует выяснить, что такое предельная доходность груда. Она представляет собой предельный доход фирмы, умноженный на величину предельного продукта труда. При совершенной конкуренции предельный доход фирмы равен фиксированной рыночной цене за единицу продукта. Предельный продукт труда представляет собой прирост выпуска в результате использования дополнительной единицы труда.

Кейнсинский подход (Дж.М. Кейнс. Р. Гордон и др.). Рынок труда рассматривается как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Цена рабочей силы (заработная плата) жестко фиксирована и практически не меняется, особенно в сторону уменьшения. Поскольку цена (заработная плата) по данной концепции не является регулятором рынка, такой регулятор должен быть привнесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может данное неравновесие ликвидировать. Таким образом, спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночной цены на труд, а совокупным спросом, иначе - объемом производства

Монетаристская модель. Как и сторонники кейнсианского подхода, представители школы монетаристов (М Фридмен и др.) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и предпосылки их однонаправленного движения в сторону повышения. Монетаристами вводится понятие «естественного уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятствующими нормальному функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу.

Негативными факторами, которые усиливают рыночное неравновесие, являются:

  1. установление минимального уровня оплаты труда;

  2. сильные позиции профсоюзов;

  3. отсутствие необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы.

Для уравновешивания рынка труда монетаристы предлагают использовать инструменты денежно-кредитной политики. Речь идет о необходимости применения таких рычагов, как учетная ставка Центрального банка, размер обязательных резервов коммерческих банков на счетах Центрального банка и т.д.

Институционалистский подход (Дж. Данлоп, Л. Ульман). Основное внимание уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы в соответствующих уровней заработной платы. Здесь прослеживается отход от макроэкономического анализа и предпринимается попытка объяснить характер рынка труда особенностями динамики отдельных отраслей и производств.

Марксизм об особенностях рынка труда. В марксистской экономической литературе рынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает разница товара "рабочая сила" и физического капитала. Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом. При этом рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену.
ВЫВОД: Ни один из перечисленных выше подходов не дает полной и адекватной картины механизма функционирования рынка труда, отражая, впрочем, отдельные его элементы.

Очевидно, что рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Регуляторами здесь являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные, социально-экономические и социально-психологические, часто не имеющие прямого отношения к цене рабочей силы – заработной плате.



  1. ^ Особенности российского рынка труда, государственное регулирование

Особенности российского рынка труда. Главное, что отличает российский рынок труда от цивилизованного - это наличие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы по наиболее выгодным условиям. Это и фактически продолжающаяся практика прописки, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и все еще подавляющее преобладание государственной собственности, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.

Рынок труда в России несбалансирован. Это относится ко всем его сферам: региональной, профессиональной, квалифицированной, отраслевой, демографической. Существуют как трудоизбыточные регионы (юг России, Северный Кавказ, некоторые крупные города), так и районы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов (центр и север России, Дальний Восток, Сибирь и др.). Ощущается острая нехватка рабочих и специалистов во многих отраслях экономики при растущей безработице.

Все эти трудности могут быть преодолены при организации подлинной конкурентной среды на основе приватизации, при реальной повсеместной отмене прописки, создании рынка жилья и действенной системы государственного регулирования занятости.

^ Государственное регулирование рынка труда.. Вследствие многообразия рыночных регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в регулировании со стороны государства. Основные направления государственного регулирования рынка труда:

1) создание новых рабочих мест в государственном секторе;

2) программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

3) перераспределение трудовых ресурсов из трудоизбыточных районов в районы с недостатком рабочей силы;

4) содействие найму рабочей силы (создание государственных служб занятости, частных посреднических фирм, региональных и межрегиональных банков вакансий рабочих мест, обеспечение максимальной доступности информации о рынке труда и т.д.);

5) оказание поддержки частному предпринимательству.



  1. ^ Демографические аспекты рынка труда
План

А) Социально-экономические реформы и современная демографическая ситуация в России.

Б) Влияние половой и возрастной структуры населения на состояние трудовых ресурсов.

В) Рождаемость - фактор социально-экономического развития страны.

Г) Воздействие миграции на экономические процессы.


^

Ключевые слова


Воспроизводство населения - постоянное возобновление поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности.

^ Демографический процесс (от лат. proсessus - продвижение) -последовательность одноименных событий в жизни людей, имеющая значение для смены их поколений. Основные демографические процессы - рождаемость, смертность, брачность, прекращение брака, миграция.

^ Демографическая ситуация - демографическая обстановка, состояние демографических процессов, состав и размещение населения в какое-либо определенное время. Это конкретное проявление объективных социально-экономических закономерностей развития общества, определяющих общие тенденции развития населения.

^ Коэффициент демографической нагрузки - определяется различными соотношениями численности укрупненных возрастных групп: детей (0-14 лет), пожилых и старых (60 лет и старше), трудоспособных (условно 15-59 лет).

^ Миграция населения - процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время места жительства.

^ Нагрузка демографическая - обобщенная количественная характеристика возрастной структуры населения, показывающая нагрузку на общество непроизводительного населения.

^ Репродуктивное поведение - система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака.

Рождаемость - процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение, или в совокупности поколений - населении.

Смертность - процесс вымирания поколения, один из двух главных подпроцессов воспроизводства населения. Это массовый процесс, складывающийся из множества единичных смертей, наступающих в разном возрасте и определяющих в своей совокупности порядок вымирания поколения.

^ Структура половая трудовых ресурсов - соотношение числа мужчин и женщин в составе трудовых ресурсов.

Структура возрастная трудовых ресурсов - соотношение
возрастных групп в составе трудовых ресурсов.
А) Социально-экономические реформы и современная демографическая ситуация в России
События последних лет в России обострили демографическую ситуацию и породили беспокойство о будущем демографическом развитии страны.

На протяжении последних двух десятилетий прирост населения был умеренным и определялся относительно большим превышением числа рождений над числом смертей. В то же время показатели воспроизводства населения уже в течение ряда лет были на уровне прошлого замещения поколений или даже ниже этого уровня. К началу 90-х гг. экономические трудности переходного периода привели к резкому снижению рождаемости и некоторому повышению уровня смертности, а с 1992 г. число умерших в России превышает число родившихся.

Таким образом, демографическую ситуацию в России следует оценивать как неблагоприятную. Дело не только в том, что низкий уровень рождаемости ведет к убыли населения страны, но и в том, что в условиях кризиса семьи отказываются от рождения детей в желаемом и планируемом количестве. Кроме того, рост смертности свидетельствует о том, что общество утрачивает возможности ее контроля.

Демографические процессы можно рассматривать как реакцию людей на условия их существования либо как более или менее осознанное стремление приспособиться к этим условиям в соответствии со своими потребностями. Социальные и природные условия воздействуют на поведение людей в комплексе и одновременно.

Неблагоприятные тенденции в экономике и обществе могут привести к замене двухдетной модели репродуктивного поведения на однодетную, к массовому распространению бездетности и к дальнейшей дестабилизации института брака. Возврат к нормальному замещению поколений станет в обозримом будущем маловероятным. Падение уровня жизни, ухудшение здоровья и повышение в населении доли хронически больных от поколения к поколению при утрате специального контроля над смертностью могут привести к скачкообразному снижению продолжительности жизни.

Население отдельных регионов страны меняется в результате не только рождаемости и смертности, но и миграции. Современные тенденции миграции могут создать высокое демографическое давление на города с их бедной инфраструктурой и ограниченными ресурсами жилья. К этому следует добавить испытываемые мигрантами трудности адаптации, недостаток рабочих мест, социальную конкуренцию за ограниченные блага с местным населением.

Даже если современный демографический кризис будет преодолен в относительно короткие сроки, отдаленные его последствия будут сказываться на социальных, экономических и культурных процессах в России в первой половине XXI в., создавая трудности в политике занятости, семейной политике, в развитии системы образования, здравоохранения, социального обеспечения.

Рассмотрим подробнее влияние режима воспроизводства населения на развитие экономики и общественного воспроизводства.
Б) Влияние половой и возрастной структуры населения на состояние трудовых ресурсов

Изменение интенсивности процессов смертности, рождаемости и миграции обусловливает различия в соотношении численности лиц трудоспособного и нетрудоспособного возраста. Известно, что в нашей стране нижней границей трудоспособного возраста считается 14-16 лет, а верхней - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Естественно, что, чем больше нетрудоспособных приходится на одно лицо в трудоспособном возрасте, тем эффективнее должен быть труд населения в трудоспособном возрасте, т.е. изменение возрастной структуры определяет степень так называемой демографической нагрузки на население в рабочем возрасте - соотношение числа людей, создающих национальное богатство, и иждивенцев.

Если в численности нетрудоспособной части населения увеличивается доля несовершеннолетних, т.е. будущих тружеников, то впоследствии можно ожидать уменьшения нагрузки на одного трудоспособного, а если увеличивается доля людей старшего возраста (что наблюдается в России в данный момент), то, наоборот, это ведет к увеличению нагрузки на одного человека трудоспособного возраста.

Факторы, определяющие дифференциацию возрастной структуры населения и режим его воспроизводства, приводят к конкретным экономико-демографическим последствиям, в том числе к необходимости повышения производительности труда. Нехватка трудовых ресурсов может служить стимулом для принятия мер по повышению производительности труда, более эффективному использованию внутренних ресурсов предприятий и отраслей, а также для разработки ряда мер, направленных в случае необходимости на стимулирование прироста населения.

Для успешного развития экономики необходима достаточная численность молодежи, которая может быстро овладеть достижениями науки и техники и претворить их в жизнь. Это особенно важно ввиду 'ускорения темпов научно-технического прогресса.

Экономическое влияние демографического фактора на развитие страны сказывается прежде всего на состоянии трудовых ресурсов. Формирование, использование и распределение последних тесно связано с демографическими параметрами населения: его численностью, динамикой рождаемости и смертности, половозрастной структурой, миграцией и другими характеристиками демографической ситуации.
В) Рождаемость - фактор социально-экономического развития страны

Снижение рождаемости обусловливает обострение проблем всей системы образования - от школы до вуза, от количества школьных зданий и численности учителей до качества образования в целом, а также сказывается на профессиональном и половом составе безработных, потенциально обусловливая увеличение среди них доли женщин, так как подавляющее большинство работающих в системе здравоохранения и школьного образования составляют женщины, спрос на рабочую силу которых уменьшается. В то же время на рынок труда все в большем числе выходят женщины, не имеющие детей, а также с одним ребенком. Следовательно, снижение рождаемости уменьшает спрос на женскую рабочую силу и одновременно увеличивает ее предложение.

На процессы экономического и социального развития влияет не только возрастной, но и половой состав населения. Существует определенная склонность мужчин и женщин к тем или иным профессиям. Так. развитие добывающей промышленности требует большего участия труда мужчин; в ряде производств, требующих большей точности и постоянного внимания (электротехника, часовое производство, сфера услуг), эффективнее труд женщин. На интенсивности участия женщин в производстве сказываются и их материнские обязанности.
Г) Воздействие миграции на экономические процессы

В последние годы особое значение приобретает изучение методов оценки экономических последствий миграции, в том числе из-за нерациональных с позиции общества направлений и объема перемещений, низкой приживаемости новоселов.

Демократические перемены в стране, с одной стороны, экономический и социально-политический кризис - с другой, существенно изменили ситуацию в миграции населения.

В настоящее время для России целесообразно выделить три типа миграции: 1) собственно внутреннюю миграцию; 2) миграционные связи с бывшими союзными республиками и 3) миграцию за пределы бывшего СССР.

Важный аспект трудовой внешней миграции - эмиграция высококвалифицированной рабочей силы, или как принято называть в англоязычной литературе, "утечка мозгов", которая имеет социальное значение.

Подвижность различных групп населения - половозрастных, социальных, профессиональных, этнических и т.д. - неодинакова. Изучение различных видов миграции очень важно для понимания тех изменений, которые происходят в общей интенсивности миграции, и для ее прогнозирования.

Демографические характеристики - возрастно-половая структура, брачное состояние, число детей в семье и их возраст и др. - заметно влияют на миграционные процессы. При прочих равных условиях подвижность населения тем выше, чем выше в нем доля наиболее подвижных возрастных групп. Существенно различаются показатели подвижности в зависимости от пола. В целом в настоящее время наблюдается преобладание мужчин среди мигрантов. Частые переезды могут приводить к откладыванию рождений, а в конечном счете и к уменьшению числа детей. Миграция, таким образом, воздействует на интенсивность процессов воспроизводства. Она непосредственно изменяет численность и структуру населения. Особенно важное значение имеют изменения возрастно-половой структуры, которые зависят от отмеченной выше дифференциации миграции по возрасту и полу. Если, как это бывает часто, среди мигрантов преобладают мужчины и наблюдается доля младших трудоспособных возрастов (16-30 лег), то возникает диспропорция полов и нарушается естественная возрастая структура (в районах выбытия понижается, а в районах прибытия повышается доля населения в наиболее детородных возрастах). Диспропорция полов затрудняет заключение браков, что в конечном счете влияет на показатели рождаемости. Миграция отрицательно воздействует и на смертность мигрантов из-за трудностей адаптации на новом месте, в результате повышается общий коэффициент смертности в местах прибытия.

Современные тенденции миграции в России создают определенные экономические проблемы для государства: требуется немало средств для полноценного социально-экономического обустройства мигрантов и их семей.

Таким образом, демографические параметры и социально-экономические характеристики формирования, распределения и использования трудовых ресурсов находятся в тесной зависимости, взаимообусловливая и дополняя друг друга. Можно сказать, что состояние трудовых ресурсов является не только одним из существенных результатов, но и одной из важнейших составляющих демографической ситуации.

В краткосрочной перспективе, при прочих равных условиях, следует ожидать снижения воздействия демографических факторов на рост безработицы, поскольку на рынок труда Российской Федерации начнут вступать малочисленные поколения, родившиеся в период сокращения рождаемости.

Данные показывают, что современная демографическая ситуация в России характеризуется суженным режимом воспроизводства населения. Это означает, что трудовые ресурсы страны могут стать в будущем численно более ограниченными: во-первых, произойдет убыль наиболее важных в экономическом отношении возрастных групп трудовых ресурсов, и, во-вторых, увеличится доля лиц пенсионного возраста. Оба указанных момента могут негативно повлиять на экономическое развитие страны.

Величина валового внутреннего продукта (ВВП) в расчете на душу населения в первые голы спада рождаемости, естественно, выше, поскольку ВВП распределяется на меньшую численность населения. Однако после того как к трудовой деятельности приступит поколение, родившееся в годы снижения рождаемости, может сократиться как величина ВВП, так и доход на душу населения.
Контрольные вопросы

  1. Как сложилась современная демографическая ситуация в России?

  2. Как воздействует возрастная структура населения на состояние трудовых ресурсов?

  3. Что такое миграция населения и как влияют современные тенденции миграции на экономику страны?

  4. В чем выражается воздействие демографических процессов на социально-экономическое развитие страны?

  5. Что нужно сделать для улучшения демографической ситуации в стране?

  6. Что такое рыночное равновесие? В чем заключается процесс саморегуляции, самоорганизации рынка трудовых ресурсов?

  7. Каковы общие принципы и особенности функционирования рынка рабочей силы по сравнению с другими рынками?

  8. В чем суть правила оптимального найма? Что такое предельная доходность труда? предельный доход фирмы? предельный продукт труда?

  9. Каково влияние на оптимальные масштабы найма увеличения основного капитала фирмы? внедрения нового способа организации труда? повышения цена на выпускаемую фирмой продукцию?

  10. Почему спрос на трудовые ресурсы называется производным? Каковы основные законы эластичности производного спроса на труд?

  11. Как изменяется предложение труда с изменением заработной платы? В чем суть эффекта замещения и эффекта дохода? Проявляются ли они на отраслевом уровне и в масштабах экономики?

  12. В чём состоит марксова теория образования резервной армии труда?

  13. Причины возрождения неоклассических идей саморегулирования рынка труда.

  14. Монетаристская теория и её значение.

  15. П.Самоуэльсон – родоначальник неоклассического синтеза.


Список литературы

    1. Буланов B.C. Рабочая сила в условиях формирующихся рыночных отношений. Рязань. 1994. - Гл.IV, V.

    2. Долан Э.Д. Микроэкономика. Спб, 1994. - Гл.3

    3. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. - М.: Аспект Пресс, 1995.

    4. Маршалл А. Принципы политической экономии. Т.П. - М.: Прогресс, 1984.

    5. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1996. - Разд.II.

    6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993. Гл. 15, 16.

    7. Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс Универс, 1993.

    8. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии, - М., 1989.

    9. Мировое население: взгляд в будущее. - М., 1992.

    10. Уровень жизни населения. - М., 1995.

    11. Мдинарадзе М.Г., Щербаков А.И. Основы демографии и государственной политики народонаселения. - М., 1997.

    12. Костин Л. По поводу некоторых понятий теории рынка труда // Человек и труд. 1998. №12. С. 33-36.

    13. Котляр А. О понятии рынка труда //Вопр. Экономики. 1998. №1. С. 33-34.

    14. Курс экономической теории / Под. Ред. Н.М.Чепурина. М., 1993. Гл.16. С. 268-280.

    15. Никифорова А.П. Рынок труда: занятость и безработица. М. 1991.

    16. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23. С.626-662.

    17. Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова Л.П. Рынок труда и занятость населения: Учеб. пособие. Челябинск: Челяб.гос.ун-т, 1994. С.4-18.

    18. Самоуэльсон И.А. Экономика. М., 1993. Гл.19.


Тема №3. Занятость и безработица как форма проявления рынка труда

ПЛАН

  1. Категории занятости населения.

  2. Вторичная занятость.

  3. Безработица: её виды и формы.

  4. Определение уровня безработицы.

  5. Социально-экономические последствия безработицы.

  6. Методы борьбы с безработицей.


^ 1. Категории занятости населения

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением общественных и личных потребностей, не противоречащая действующему законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

^ Полная занятость - предоставление трудоспособному населению реальных возможностей заниматься общественно полезным трудом.

Рациональная занятость представляет собой использование трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его территориального размещения.

^ Эффективная занятость - это отбор оптимальных вариантов организации процессов воспроизводства рабочей силы с точки зрения как экономических, так и социальных критериев.

Эффективная занятость не тождественна рациональной, поскольку последняя не всегда экономически выгодна. Примером может служить строительство новых объектов в целях улучшения демографической структуры, вовлечения в общественное производство трудоспособного населения.

Следует различать виды и формы занятости.

^ Виды занятости - это распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства: в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и т.д.

^ Формы занятости - организационно-правовые способы, условия трудоиспользования (полный или неполный рабочий день, жесткий или гибкий режим труда и отдыха, работа основная или дополнительная, постоянная или временная, на предприятии или на дому и т.д.).

Различают основную и специальную формы занятости.

^ Основная форма регулируется наряду с трудовым законодательством типовыми правилами внутреннего распорядка дня рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций. Правила предопределяют порядок приема и увольнения рабочих и служащих, режим рабочего времени, обязанности администрации и работников и т.д.

^ Специальная форма занятости отличается от основной тем, что трудовая деятельность работников не совпадает с типовыми правилами и нуждается в особом правовом регулировании. Сюда относится занятость с режимом неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, на условиях надомничества, по совместительству, а также кооперативная трудовая деятельность и пр.

Занятыми считаются:

а) работающие по найму;

б) временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства;

в) самостоятельно обеспечивающие себя работой;

г) назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

д) проходящие службу в вооруженных силах;

е) трудоспособные граждане, обучающиеся в школах и других учебных заведениях, в том числе обучающиеся по направлению службы занятости.
^
Организация работы

Федеральной государственной службы занятости населения
Историческая справка


Первые бюро по трудоустройству и информации населения в Челябинской области были созданы в 1972 году в г.г. Копейске и Магнитогорске. Вскоре такие бюро были созданы в г.г. Челябинске и Златоусте. Всего с 1972 по 1985 года было трудоустроено 300,7 тыс. чел.

В июле 1987 года начало работать областное бюро по трудоустройству населения.

После принятия решения о создании государственной системы трудоустройства, переобучения и профориентации населения, охватывающей все районы города, области, края и республики в Челябинской области был создан областной центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения. 1 октября 1988 года утверждены штаты областного центра, городских и районных бюро в количестве 162 чел.

В июне 1991 года на базе областного центра была создана государственная служба занятости, образовано 40 городских и районных бюро занятости населения. В дальнейшем служба была преобразована в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области.
^ Федеральная государственная служба занятости населения
Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории РФ, деятельность которой направлена на:

  • Оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

  • Разработку и реализацию федеральной, территориальных и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

  • Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

  • Организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

  • Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы.
^ Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области
Департамент совместно с органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления, осуществляет разработку и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей Челябинской области.

Основными задачами Департамента являются:

  • Разработка и финансирование территориальной программы содействия занятости населения на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития;

  • Определение основных направлений развития и совершенствования профессиональной ориентации, профессионального обучения и психологической поддержки безработных граждан в Челябинской области;

  • Организация работы по содействию занятости населения в городах и районах Челябинской области, реализация целевых программ по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

  • Осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, а также оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящихся на их содержании.

Основными направлениями деятельности Департамента являются:

  • Анализ ситуации на территориальном рынке труда и выработка мер по предупреждению или сокращению негативных социально-экономических последствий массового высвобождения работников;

  • Организация работы по приему безработных граждан, их регистрация в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице и стипендий в период обучения;

  • Обеспечение государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

  • Организация профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения;

  • Организация работы городских и районных отделов занятости населения по выполнению федеральных, межрегиональных, территориальных, городских и районных программ содействия занятости населения;

  • Организация профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и стажировки работников Департамента и его филиалов, организационное руководство деятельностью учебных центров службы занятости на территории Челябинской области;

  • Определение основных направлений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с учетом потребностей рынка труда и сложившегося рынку рабочей силы, формирование или использование имеющейся учебно-производственной базы для реализации указанных целей;

  • Заключение договоров с образовательными учреждениями на профессиональное обучение безработных граждан;

  • Изучение, обобщение и распространение отечественного и международного опыта в области занятости, налаживание международных связей с целью обмена опытом работы;

  • Содействие в опережающем профессиональном обучении высвобождаемых работников;

  • Содействие в развитии и поддержке малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости, возрождении народных промыслов и прикладного искусства;

  • Создание территориальных банков данных о вакансиях рабочих мест, а также о наличии свободных учебных мест по необходимым профессиям и специальностям;

  • Осуществление специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

  • Содействие работодателям в подборе необходимых работников;

  • Предупреждение массовой или длительной безработицы;

  • Подготовка и внесение в органы государственной власти Челябинской области, органы местного самоуправления предложений по организации и проведению в целях обеспечения временной занятости населения оплачиваемых общественных работ, организация временной занятости безработных граждан, включая участие этих граждан в общественных оплачиваемых работах;

  • Участие в межтерриториальном перераспределении трудовых ресурсов совместно с заинтересованными организациями;

  • Выдача заключения для Федеральной миграционной службы России и ее территориальных органов о целесообразности привлечения и использования рабочей силы из других регионов и из-за рубежа;

  • Организация связей с общественностью и СМИ;

  • Внедрение и контроль за эксплуатацией автоматизированных информационных систем в городских и районных отделах занятости населения, создание единой информационной системы в Челябинской области;

  • Организационно-методическое взаимодействие с негосударственными организациями, оказывающими платные услуги, связанные с трудоустройством, профессиональной подготовкой, повышением квалификации, переподготовкой, профориентацией и психологической поддержкой граждан, выдача заключений на их деятельность и участие в работе экспертных комиссий по лицензированию деятельности указанных организаций;

  • Рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан и организаций по вопросам, относящимся к деятельности Департамента;

Материально-техническое обеспечение деятельности структурных подразделений Департамента и его филиалов.
Финансирование

Федеральной государственной службы занятости населения
Финансирование Федеральной государственной службы занятости населения – Государственный фонд занятости населения
Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (фонд занятости) формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований и аккумулируются на счетах в учреждениях Центрального банка РФ, других уполномоченных банков.

Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в федеральную часть фонда занятости, категории работников и работодателей, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении утверждается федеральными законами. Размер обязательного страхового взноса составлял 1,5%.

Фонд занятости не являлся юридическим лицом, находился в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости и расходовался на финансирование мероприятий по содействию занятости населению. Являлся государственным внебюджетным фондом РФ и федеральной государственной собственностью. Средства фонда занятости не входят в состав федерального бюджета. Средства, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год.

Структура основных расходов населения


Статьи затрат

1992г.

1994г.

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

Всего израсходовано, тыс. руб.

228,0

48962,0

123943,0

164665,0

200037,0

267685,0

351364,2

В т.ч. в %

Программы активной политики

5,9

10,8

10,2

10,1

31,9

19,9

24,8

Материальная поддержка безработных

50,1

21,6

60,3

65,5

48,4

60,3

27,2

Информационная поддержка

2,0

5,9

2,3

2,9

1,6

1,6

3,0



^ Финансирование мероприятий содействия занятости населения – 2000 г.
В 2000 году доходная часть государственного фонда занятости населения составила 417700,3 тыс. руб. Доходы бюджета фонда занятости сформированы за счет: страховых взносов работодателей – 394433,0 тыс. руб.; прочих поступлений – 10603 тыс. руб.; переходящего остатка на 01.01.2000 года – 12664,0 тыс. руб.

В целом расходы фонда занятости составили 351364,2 тыс. руб., расходы на материальную поддержку безработных граждан составили 95676,9 тыс. руб. или 27,2% от всех расходов; на реализацию программ активной политики занятости составили – 87308 тыс. руб. или 24,8 от всех расходов, в том числе на программы обучения лиц, признанных безработными, израсходовано 32044 тыс. руб. или 9,1% от всех расходов.

Расходы на специальные программы занятости составили 55264 тыс. руб. или 15,7% от всех расходов.

Доля проведенных взаимозачетов по программам активной политики занятости составила 37,8%, в том числе по программам обучения 22%, по специальным программам - 47%.
Финансирование Федеральной государственной службы занятости населения – через Федеральное казначейство
С 01.01.2001 порядок финансирования службы занятости был изменен, Государственный фонд занятости расформирован. Сейчас в федеральном бюджете предусмотрена статья, направленная на обеспечение финансирования программ занятости. Финансовые средства аккумулируются на счетах в Федеральном казначействе, откуда высылается уведомление о поступлении денег на счет службы занятости. Планирование расходов денежных средств осуществляется Департаментом службы занятости населения по Челябинской области.

За 9 месяцев 2001 года из федерального бюджета поступило на осуществление активных направлений программы занятости, переселение граждан в сельскую местность и материальную поддержку безработных граждан 154278,6 тыс. руб. (67,8% от утвержденных бюджетных ассигнований на год). Из них было израсходовано 132837,4 тыс. руб.

Наибольшая доля затрат приходится на программу материальной поддержку безработных граждан (74,4% от всех расходов), из которых основная часть – 98,2% произведена на выплату пособий по безработице, и только 1,8% - на выплату досрочных пенсий и материальную помощь безработным.

Расходы на программу активной политики занятости почти в 3 раза меньше, чем на программу материальной поддержки. Их доля составила за отчетный период всего 25,6%. Среди мероприятий по содействию занятости населения 53,6% всех затрат составляют расходы на специальные программы; 41,3% - расходы на профессиональное обучение и 5,1% - на профессиональную ориентацию безработных граждан.

Среди специальных программ основная доля расходов произведена по статье «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан» (46,8%) и статье «Организация общественных работ» (13,8%).

Выполнение программ материальной поддержки составило 66,5%, программ активной политики занятости – 43,1%, расходы по переселению граждан в сельскую местность – 42,4%.



  1. ^ Вторичная занятость



  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (781 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации