Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Конституционное право Беларуси - файл к.р. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО2.doc


Контрольная работа - Конституционное право Беларуси
скачать (71.7 kb.)

Доступные файлы (1):

к.р. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО2.doc1543kb.02.09.2006 04:44скачать

содержание
Загрузка...

к.р. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО2.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СОДЕРЖАНИЕ


1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.
А) диалектическое взаимоотношение государства, общества и личности. Признание человека высшей ценностью общества и государства;
Б) правовой статус личности;
В) основы правового положения граждан: гражданство, общая правоспособность, права и обязанности, принципы правового статуса граждан ( материальные, политические, организационные, правовые).


3

3
5

6


2. РЕФЕРЕНДУМ:
А) референдум – народное голосование;
Б) условия проведения референдума;
В) подготовка и проведение референдума в разных условиях;
Г) законность решений, принятых референдумом.


11

11
12
16
17

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

19


1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
А) диалектическое взаимоотношение государства, общества и личности. Признание человека высшей ценностью общества и государства
Согласно статье 1 Конституции Республики Беларусь Республики Беларусь является социальным государством [1].

Понятие «социальное государство» закреплено в ряде конституций других стран, например Германии и отражает характер взаимоотношений государства, общества и личности.

В литературе отмечаются следующие признаки социального государства:

1) оно ответственно за существование общества;

2) в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом;

3) это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование [7, с. 73].

Одной из основных характеристик социального государства является гарантированность каждому достойного человека прожиточного минимума. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий (часть вторая статьи 23).

Употребление термина «каждый» в данном случае не совсем удачно. Указанный термин явно нуждается в уточнении. С одной стороны, он позволяет предположить, что нормы Конституции в данном случае распространяют свое действие как на граждан Республики Беларусь, так и иностранных граждан, лиц без гражданства, по крайней мере постоянно проживающих на территории Республики Беларусь. С другой стороны, очевидно, что речь может идти о каждом, кто не в силах самостоятельно обеспечить свое существование. В законодательстве Германии предусмотрено, что только тот, кто не в силах самостоятельно добыть себе средства к существованию и не получает при этом никакой посторонней помощи, имеет право на личную и материальную поддержку, которая соответствует его специфическим потребностям, побуждает к самопомощи, обеспечивает участие в общественной жизни и гарантирует достойное человека существование (§ 9 Общей части Кодекса социальных законов ФРГ). Таким образом обеспечивается сбалансированный подход государства и отдельного индивидуума к решению вопроса об обеспечении достойного существования, устанавливается грань, за пределами которой начинается иждивенчество; первична активность самого человека и только затем уже возможна помощь государства, задача которого - создать нормативную базу, способствующую развитию личности, ее потенциала, использованию своих возможностей на практике.

Для социального государства характерен баланс интересов человека, общества и государства, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и другими социальными регуляторами.

В соответствии со статьей 2 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. При этом государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Данная статья закрепляет принципиально новую концепцию взаимоотношений между государством и гражданином Республики Беларусь Если ранее права и свободы отдельного человека занимали второстепенное место, приоритет отдавался интересам общества или коллектива, класса, то сейчас высшей целью государства (его органов, должностных лиц) является осуществление такой деятельности, которая направлена на обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и их гарантированность со стороны государства означает придание им приоритета по отношению к иным каким-либо ценностям. Ориентиром в деятельности государства, его органов и должностных лиц должны быть права и свободы человека. С учетом их содержания необходимо осуществлять как нормотворческую деятельность, так и практику применения законодательства. Важно, чтобы «законодательное определение» меры свободы действий человека и гражданина отвечало природе данного права, было направлено на оптимальный учет интересов других граждан, общества в целом. Аналогично следует формировать и правоприменительную практику.

Статьей 2 Конституции Республики Беларусь устанавливается взаимная ответственность государства и гражданина. Это может проявляться не только в закреплении прав и свобод человека и гражданина в юридических документах, но и возложении на граждан определенных обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством.

Невыполнение обязанностей государства перед гражданином, как и гражданина перед государством, является основанием для ответственности (например, имущественной).

В соответствии со статьей 21 Конституции Республики Беларусь обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

^ Б) правовой статус личности
Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория.

Понятие «статус» используется для определения роли и места субъекта (человека, гражданина, юридического лица) в системе правовых отношений, существующих в обществе и государстве. Нередко используется другое по сути тождественное правовому статусу понятие – «правовое положение».

В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права.

Виды правового статуса. Различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус;

г) статус физических и юридических лиц;

д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;

е) статус граждан Республики Беларусь, находящихся за рубежом;

ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;

з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора).

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией Республики Беларусь и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы Конституцией. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Юридический статус личности – это сложный по своему составу институт, который включает не только нормы Конституции и актов конституционного права, но и нормы других отраслей права. Однако в Конституции в силу базового характера данного акта содержатся исходные, главные положения.

Следует отметить, что в литературе чаще правовой статус отождествляют с правами, свободами и обязанностями граждан (человека). Однако более точным будет подход, при котором это понятие по своему содержанию не сводится к совокупности прав, свобод и обязанностей, так как сами по себе они еще не дают полной картины правового положения человека. Согласно предложенной Л.Д. Воеводиным концепции правовой статус (правовое положение) представляет собой комплексный государственно-правовой институт, в котором права, свободы и обязанности граждан являются лишь составной частью [8, с. 13].

Важнейшим критерием, помогающим установить составные элементы правового статуса личности является место индивида в обществе и государстве.

В качестве составляющих элементов правового статуса личности можно выделить:

1) гражданство (подданство), имеющее значение с учетом того, что права и свободы являются в первую очередь правами и свободами гражданина;

2) правосубъектность (праводееспособность) – способность лица иметь права и нести обязанности;

3) конституционные права, свободы и обязанности;

4) гарантии (принципы) (политические, социально-экономические, нравственные, организационные) – условия и средства реализации конституционных прав и свобод.
В) основы правового положения граждан: гражданство, общая правоспособность, права и обязанности, принципы правового статуса граждан ( материальные, политические, организационные, правовые)
1. Гражданство – это правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, определяющий принадлежность лица к государству, обуславливающую совокупность его прав и обязанностей и защиту как со стороны государства внутри страны, так и за ее пределами. Гражданин находится под суверенитетом государства, и последнее может требовать от них выполнение обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство со своей стороны должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами.

Законом «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 г. (далее - Закон) определены правовые основы государственного регулирования в области гражданства, основания и порядок приобретения, сохранения и прекращения гражданства, принятия, исполнения и обжалования решений по вопросам гражданства и другие вопросы [4].

Согласно Закону гражданство Республики Беларусь приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Республики Беларусь; в порядке регистрации; по иным основаниям, предусмотренным этим Законом.

Законом предусмотрено приобретение гражданства в порядке регистрации. Согласно статье 15 Закона приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации могут:

1) лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года, а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки;

2) дети - по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;

3) дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства.

Таким образом, Закон закрепляет, по существу, два принципа приема гражданства - принцип крови и принцип почвы.

Что касается права на гражданство ребенка, то вопрос решается следующим образом. Согласно статье 13 Закона ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

1) родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;

2) один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;

3) один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является иностранным гражданином, - по совместному заявлению родителей, независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства;

4) родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

5) родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

2. Для того, чтобы быть обладателями закрепленных в Конституции Республики Беларусь прав и обязанностей все люди должны обладать правосубъектностью – правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – это абстрактная способность (возможность) лица (субъекта права) иметь соответствующие права и обязанности, предусмотренные действующим правом. Все физические лица обладают равной для всех правоспособностью, что является формой выражения их правового равенства, включая равенство всех перед законом.

Дееспособность – это реальная способность (возможность) лица (субъекта права) своими активными правомерными действиями реализовать в соответствующих правоотношениях свою правоспособность, приобретать и осуществлять свои субъективные права, создавать для себя и исполнять свои субъективные юридические обязанности [10, с. 217].

Физические лица, согласно закону, приобретают дееспособность лишь с определенного возраста, необходимого для совершения осознанных юридически значимых действий в соответствующей сфере правовой регуляции. Полная дееспособность в Республике Беларусь наступает с восемнадцати лет. Ограниченная дееспособность в разных отраслях права возникает с разного возраста. Так, в гражданском праве, согласно ст. 20 Гражданского кодекса Республики Беларусь, признается ограниченная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Малолетние в возрасте до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки [3].

Физическое лицо, которое вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть в надлежащем порядке признано судом недееспособным. Над ним устанавливается опека. Гражданское право предусматривает также возможность ограничения дееспособности физического лица в судебном порядке и установления над ним попечительства. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных физических лиц.

3. Под основными конституционными правами понимаются установленные государством и закрепленные Конституцией возможности выбирать вид и меру своего поведения, пользоваться экономическими, политическими, социальными благами. Юридическое различие между субъективным правом и свободой провести довольно трудно. Под субъективным правом лица понимаются закрепленные в норме права, а именно: возможность использовать определенные социальные блага; полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц; свобода поведения, поступков в границах, установленных нормой права. К юридическим свойствам основных прав и свобод относят те, которые:

1) возникают непосредственно из Конституции;

2) затрагивают наиболее важные, существенные отношения и связи между гражданином и государством;

3) составляют ядро правового статуса гражданина, лежат в основе многих других прав и свобод;

4) являются неотчуждаемыми, естественными правами человека, принадлежащими ему от рождения;

5) должны гарантироваться государством и др.

Основные права и свободы человека и гражданина делятся:

по времени появления – права человека первого поколения, права человека второго поколения и права человека третьего поколения. К таким правам относят личные (гражданские) права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические права и свободы. Также к правам человека относят и культурные права и свободы человека и гражданина;

по способу реализации – индивидуальные и коллективные. Индивидуальное право часто может осуществляться коллективно, но отличие его от коллективного права в том, что оно вполне может осуществляться и защищаться индивидуально, в то время как права коллективные по своей природе индивидуально осуществлять невозможно, например, право на забастовку – коллективное. В большинстве случаев права, свободы и обязанности человека и гражданина по характеру своему индивидуальны [11, с. 80].

Блок закрепленных в Конституции Республики Беларусь личных (гражданских) прав и свобод представляет собой основу практически всего правового статуса человека. Их особенностью является то, что эти права неотчуждаемые и принадлежат каждому от рождения. К ним относят: право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность; свободу мысли и совести; тайну частной жизни и коммуникации; неприкосновенность жилища; свободу передвижения и поселения и др.

В отличие от личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения, политические права связаны с обладанием гражданства государства. Они закреплены в статьях 33–40 Конституции Республики Беларусь. К таким правам относят: право на участие в решении государственных дел; избирать и быть избранным в государственные органы; свобода на собрания, митинги и демонстрации; свобода объединений; свобода информации (свобода слова и печати); право и обязанность защиты страны; право на петиции и др.

Социально-экономические, культурно-творческие и экологические права и свободы закреплены в статьях 41–51 Конституции Республики Беларусь. К ним относят: право частной собственности, ее наследование и неприкосновенность; право на труд; на охрану здоровья; на благоприятную окружающую среду; на социальное обеспечение; на образование; на охрану интеллектуальной собственности; на пользование достижениями культуры, на участие в культурной жизни; право и обязанность платить налоги и др.

4. По тому, насколько гарантированы права и свободы, можно судить, реальны или декларативны положения Конституции. Гарантии прав, свобод и обязанностей граждан – это условия и средства их реализации, связующее звено, которое дает возможность осуществлять необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности.

Гарантировать основные права и свободы граждан – это значит обеспечить обладание и пользование ими, а также защиту. Главной институциональной гарантией является в демократическом государстве суд, независимый от любого другого органа. Здесь, прежде всего, следует упомянуть право человека на рассмотрение его дела компетентным и беспристрастным судом.

От того, насколько гарантированы права и свободы, мы можем судить о том, реальны или декларативны положения Конституции.

Гарантии прав и свобод могут быть как общие, так и специальные.

К первым относят экономические, социальные, политические и духовные гарантии. Среди экономических гарантий следует назвать закрепленное в статье 13 Конституции предоставление всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантированность равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества. В статье 44 Конституции провозглашена неприкосновенность собственности. Основой социальных гарантий служат нормы Конституции, направленные на обеспечение социального мира и сотрудничества в обществе (статьи 1, 4, 5, 14, 16 и др.). Политические гарантии имеют целью обеспечение политического плюрализма, развитие демократии (статьи 3, 4, 5). Духовные гарантии предполагают развитие человеческой личности на началах нравственности, взаимного уважения друг друга (статьи 2, 16, 53 и др.).

Закрепленные в Конституции и текущем законодательстве специальные меры по обеспечению и охране прав, свобод, законных интересов относятся к юридическим гарантиям.
2. РЕФЕРЕНДУМ

А) референдум – народное голосование
В мировой практике референдум – это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума – желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность [6, с. 373].

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольными». Например, таковыми были в 70– 80-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера Например, в Швеции в 1956 г в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одобрили перевод транспорта на правостороннее движение, но несмотря на это, парламент все же принял такой закон [7, с. 298].

Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственного лидера или действий органов власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-либо территории. По своей процедуре плебисцит ничем не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Референдум (народное голосование) является высшим непосредственным выражением власти народа. Право на референдум может быть успешно реализовано лишь при законодательном закреплении механизма его проведения. Порядок организации и проведения референдумов регулируется Конституцией (ст.ст. 73 - 78) и Избирательным кодексом (далее - ИК), некоторыми другими правовыми актами.

Референдумы могут быть республиканские и местные, обязательные (когда данный вопрос решается только путем народного голосования, например изменения разделов I, II, IV, V, VIII Конституции) и факультативные (когда данный вопрос может быть решен не только путем референдума, но и другим органом, например Парламентом), конституционные и законодательные, для принятия законов и одобрения концепции решения и др.

Согласно статье 73 Конституции Республики Беларусь на референдум ставятся наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни. Однако Основной Закон не определяет их перечень, за исключением лишь того, что разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума. В других государствах такой жесткой записи в конституциях нет и на практике путем референдума могут решаться любые вопросы. События последнего времени - это проведение в европейских государствах референдумов об одобрении Маастрихтского соглашения. В Швеции путем народного голосования решался вопрос о строительстве атомных станций, в 1974 г. в Греции - о сохранении монархического режима и переходе к республиканской форме правления. В некоторых случаях решения референдумов не способствуют обновлению общества. Так, при проведении в конце 1994 г. референдума по новой Конституции Албании 60% ее граждан не поддержали новый Основной Закон.

В литературе различают конституционные, законодательные, международно-правовые и административно-правовые референдумы. К первым относятся те, на которых рассматривается вопрос, связанный с принятием Конституции, внесением в нее изменений либо дополнений. Широкое распространение они получили в нынешних условиях, когда в республиках бывшего Союза, некоторых странах Восточной Европы активно пошла работа над новыми Конституциями. Путем референдума к настоящему времени уже приняты Конституции Эстонии, Литвы, Румынии, России, Таджикистана, Польши и др.
^ Б) условия проведения референдума

В Конституции указано о вынесении на референдум важнейших вопросов государственной жизни, но не содержится их перечня, хотя бы примерного.

В законодательстве всех государств, где предусматривается возможность проведения референдума, обычно оговаривается, что не может быть предметом народного голосования. Аналогично решен вопрос и в ИК. Согласно части третьей статьи 112 ИК на республиканский референдум не выносятся вопросы, которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и Национального собрания Республики Беларусь; о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии, о помиловании [2].

На местный референдум не выносятся вопросы вышеперечисленные, а также имеющие значение для Республики Беларусь в целом, вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.

Тем самым законодатель признает, что есть круг проблем, на которые не может распространяться власть народа. Это полностью согласуется с положением статьи 3 Конституции о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно и через представительные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Согласно Конституции Дании (ст. 42) на референдум не могут выноситься финансовые законы, касающиеся обычного, чрезвычайного или временного бюджетов, законопроекты о государственных займах, законопроекты о размерах заработной платы и пенсий по старости, законопроекты о предоставлении гражданства, законопроекты об экспроприации, законопроекты о прямых и косвенных налогах, а также законопроекты, связанные с выполнением международных обязательств, вытекающих из подписанных договоров, а также некоторые другие вопросы. По Конституции Италии не допускается референдум в отношении законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров (ст. 75) [9].

Согласно статье 74 Конституции Республики Беларусь республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава), каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум. Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.

Вопрос о внесении Президенту предложения о назначении республиканского референдума может быть рассмотрен первоначально на заседании любой из палат. Важно, что заседания обеих палат должны проводиться раздельно и их решения должны совпадать, в этих целях возможно создание согласительной комиссии.

Следует отметить, что право граждан на инициирование референдума до принятия Конституции Республики Беларусь не являлось безусловным. При наличии необходимого числа подписей с оформлением в установленном порядке Верховный Совет после их получения рассматривал вопрос о назначении даты обязательного референдума или консультативного референдума и мерах по его обеспечению либо о необходимости принятия закона или иного решения, предлагаемого на референдум, без его проведения.

Право требования гражданами проведения референдума может быть реализовано путем сбора подписей, который должна проводить инициативная группа (для республиканского референдума - не менее 100 человек). Как показал опыт подготовки в 1992 г. первого в республике референдума (после обретения независимости), правовое регулирование порядка его организации, защиты прав инициативной группы имеет одно из основополагающих значений. Регистрация вопроса, предлагаемого на референдум инициативной группой, осуществляется Центральной комиссией по референдуму. Закон прямо обязывает инициативную группу четко и ясно его сформулировать, чтобы на него был возможен однозначный ответ. К сожалению, законодатель прямо не решил, как быть, если вопрос сформулирован неудачно, а коррективы в него инициативная группа вносить не желает. В законе лишь отмечено, что формулировка вопроса может быть уточнена с согласия инициативной группы. Такое положение может привести к ситуации, когда не удастся разрешить возникшие противоречия.

Наряду с порядком организации инициативной группы и регистрации вопроса ИК детально закрепляет дальнейшую процедуру подготовки референдума (порядок сбора и подсчет подписей). Это предотвращает злоупотребления, максимально обеспечивает демократизм подготовки и проведения самой важной политической акции. Гражданам, политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам предоставляется право беспрепятственной агитации за предложение по проведению референдума, за принятие решения, выносимого на него, а также против предложения по проведению референдума, принятия решения, выносимого на народное голосование. При этом публичное обсуждение предложений, выносимых на референдум, осуществляется в соответствии с законодательством о порядке проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.

В законах устанавливается срок реализации права инициативы граждан на проведение референдума. В нашей республике, России, Литве он равен двум месяцам, на Украине и в Грузии – трем [7, с. 300].

В случае, если в течение двух месяцев не было собрано необходимое число подписей, дальнейший сбор подписей прекращается. Повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее чем через три года после проведения референдума по этому вопросу.

В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, предусматриваются: дата проведения референдума; юридическая сила решения, принятого референдумом; формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов); иные организационные мероприятия по обеспечению проведения референдума. Если на референдум выносится законопроект, то он прилагается к указу Президента Республики Беларусь о назначении референдума. Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента Республики Беларусь о назначении референдума.

В соответствии со статьей 75 Конституции Республики Беларусь местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Право инициативы на проведение местного референдума принадлежит местным представительным органам и гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета. Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10 процентами граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве:

в области и городе Минске - не менее 50 человек;

в районе, городе, районе в городе - не менее 20 человек;

в поселке, сельсовете - не менее 10 человек.

Документы о проведении местного референдума, представленные инициативной группой, и вопрос, предлагаемый на референдум, направляются местным исполнительным и распорядительным органом на заключение в соответствующий областной, Минский городской орган юстиции, которые проверяют соответствие вопроса, выносимого на референдум, требованиям законодательства и соблюдение порядка образования инициативной группы.

Вопрос, предлагаемый на местный референдум, с учетом заключения соответствующего областного, Минского городского органа юстиции и состав инициативной группы регистрируются соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

В течение 30 дней со дня обращения за регистрацией инициативной группе выдается свидетельство о регистрации, образец подписного листа, а членам инициативной группы - соответствующие удостоверения.

Если исполнительным и распорядительным органом установлено, что собрано необходимое количество достоверных подписей, инициативная группа по проведению местного референдума составляет заключительный акт и представляет его в соответствующий исполнительный и распорядительный орган, который передает его в местный Совет депутатов.

Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением - городским Советом депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь такого предложения.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня принятия решения о назначении референдума.

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В них участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.
^ В) подготовка и проведение референдума в разных условиях
Референдумы могут проводиться для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Впервые на конституционном уровне запись о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование - референдум, появилась в Конституции СССР в 1936 г. Однако практики проведения референдумов в республике не было, более того, соответствующий закон - о народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь был принят лишь 13 июня 1991 г., в последующем законом от 9 июля 1999 г. он утвержден в новой редакции.

Следует отметить, что широко используемый во всех европейских странах институт референдума имеет довольно глубокие корни. Он уходит корнями в плебисциты Римской республики, в вечевые собрания Пскова, Новгорода, Киева, на которых всеобщим голосованием принимались решения по наиболее важным проблемам, в более современные формы, которые появились в средние века. Наиболее часто из современных государств референдум проводится в Швейцарии. Впервые он был проведен в кантоне Берн в 14З9 году при решении вопроса о финансовом положении.

Экскурс в историю XX в. дает возможность назвать многочисленные примеры прямого волеизъявления народов по вопросам государственного развития. По подсчетам ученых, в XX в. в Европе было проведено более ста референдумов. В последнее время были проведены многочисленные референдумы в Швейцарии, Италии, Великобритании и других странах. Всенародные голосования стали более частым явлением в политической жизни европейских стран.

В конституциях ряда зарубежных государств еще в начале XX в. были включены положения, в соответствии с которыми можно было проводить референдумы, причем инициатива могла исходить как от государственных органов, так и от избирателей. Это Конституции Германии 1919 г. (ст.ст. 43, 73 - 76), Австрии 1920 г. (ст.ст. 41, 43 - 46 и 60), Чехословакии 1920 г. (§46), Греции 1927 г. (ст. 125) и другие [9]. Особенностью референдумов является не только то, что они, помимо утверждения или отклонения законопроектов, т.е. традиционного их назначения, стали рассматриваться и как средство арбитража в конфликте между различными органами власти, как это имело место по Веймарской Конституции Германии.

Существует различная практика проведения референдумов. Например, в США на федеральном уровне они не проводятся, в Швейцарии, которая считается родиной референдумов, они проводятся наиболее интенсивно, причем на всех уровнях - коммунальном, кантональном и федеральном.

Как уже подчеркивалось, согласно Конституции республики на референдум ставятся наиболее важнейшие вопросы государственной и общественной жизни. Однако Основной Закон не определяет их перечень, за исключением лишь того, что разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума (ст. 140). В других государствах такой жесткой записи в конституциях нет и на практике путем референдума могут решаться любые вопросы. События последнего времени - это проведение в европейских государствах референдумов об одобрении Маастрихтского соглашения, в Швеции путем народного голосования решался вопрос о строительстве атомных станций, в 1974 г. в Греции - о сохранении монархического режима или переходе к республиканской форме правления [7, с. 315].

Однако нельзя делать вывод, что референдум всегда имеет прогрессивное значение, нередко происходит наоборот, он носит консервативный или даже реакционный характер и заканчивается сохранением статуса-кво, отвержением внесенных предложений, как это, например, длительное время (до 1971 г.) происходило с отсутствием права голоса у швейцарских женщин. Однако подобная характеристика этого важнейшего института непосредственной демократии вовсе не должна приводить к отрицанию возможности проведения народных голосований по самому широкому спектру общегосударственных проблем, ведь курс на развитие демократии означает становление самоуправления народа. В то же время трудно не согласиться с утверждениями, которые являются характерными для предшествующего периода, когда в литературе утверждалось о необходимости превращения института непосредственной демократии в повседневный, стабильный элемент практики государственного строительства. На наш взгляд, важнейшим элементом института непосредственной демократии следует пользоваться крайне осторожно. Не всегда в переломные моменты истории решение референдума может быть правильным и отражать объективный ход истории. Да и превращение его в «стабильный элемент практики государственного строительства» приведет к девальвации этого института. Вместе с тем вряд ли можно согласиться с другим полярным мнением на этот счет: так иногда утверждается, что заменить власть парламента властью народа - значит передать управление страной из рук разума в руки невежества.
^ Г) законность решений, принятых референдумом.
Референдум – это институт непосредственной демократии. В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату, а решению какого-либо вопроса. Так, юридическая сила референдума в Республике Беларусь, как и во многих зарубежных странах, выше юридической силы законов.

В Конституции предусмотрен механизм, при котором после принятия того или иного акта (решения) на референдуме, его изменение и даже отмена могут быть осуществлены и представительным органом (такое право не может быть делегировано более никому). Для этого в статье 77 Конституции предусмотрено, что решения, принятые референдумом, могут быть отменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. Тем самым создается правовая основа для принятия актов Парламента или иных органов по решениям, принятым референдумом. Если же при проведении народного голосования по конкретному вопросу такое право не будет делегировано государственному органу, то никто не вправе нарушить незыблемый принцип верховенства воли народа.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» решение референдума является нормативным правовым актом, направленным на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом [5].

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-05.01.1999.-N 1- 1/0.

  2. Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. N 370-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. - N 25. - 2/145.

  3. Гражданский кодекс Республики Беларусь. – Мн.: НЦПИ, 1999. – 512 с.

  4. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. - № 88. - 2/885.

  5. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. - № 7. - 2/136.

  6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. - М.: НОРМА, 2004. - 816 с.

  7. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учеб. для студ. вузов. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 832 с.

  8. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. – М.: Издательство Московского университета, 1997. – 138 с.

  9. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков - М.: Издательство БЕК. — 584 с.

  10. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999.- 630 с.

  11. Обухович И.В. Курс лекций по конституционному праву Республики Беларусь. – Мн.: МИТСО, 2003. – 136 с.



Скачать файл (71.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации