Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспект лекции - психология деятельности - файл 1.doc


Конспект лекции - психология деятельности
скачать (89.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc90kb.23.11.2011 00:04скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема: «Психология деятельности».

Цель: сформировать у учащихся научное представление о «Деятельности».

Задачи:

  1. Образовательная:

- Закрепление знания о методах психологии;

- Дать представление о знаниях, умениях и навыках;

- Рассмотреть этапы и виды деятельности.

2) Развивающая:

- Развивать умение работать с новым материалом, путем ее схематизации и обобщения;

- Учить выделять связи и отношения в изучаемом материале.

  1. Воспитательные:

- Умение вызвать интерес к новому материалу;

- Показать значимость знаний по теме в профессиональной деятельности.

Оборудование: доска, мел, листы с тестовым материалом.

Тип урока: урок изучения и закрепления знаний

Вид урока: комбинированный урок.

Хронометраж по этапам:

  1. Организационный момент. 1 минут.

  2. Проверочный. 12 минут.

  3. Основной этап. 75 минут.

  4. Подведение итогов и систематизация материала. 2 минут.

Ход урока.

  1. Организационный момент

«Здравствуйте девочки (Учащиеся встают). Садитесь.

«Мы говорили о структуре деятельности, какие компоненты входят в нее. Теперь давайте поговорим об этапах деятельности. Ведь для кого чтобы написать курсовую работу, мы что – то делаем, а точнее выполняем этапы формирования деятельности. Переходим ко второму вопросу».

  1. Этапы выполнения деятельности

Деятельность можно разделить на три этапа. При этом заметим, что каждый из выделенных этапов, представляет собой деятельность, но в данном случае не основную, а вспомогательную по отношению к рассматриваемой деятельности. При этом каждый из этапов не ограничивается каким-то одним видом деятельности, а представляет собой их определенное сочетание.


Деятельность




Организация деятельности

Осуществление деятельности

Подведение итогов

Пунктирные стрелки показывают логическую последовательность этапов деятельности.

^ Любая деятельность решает какую-то проблему, задачу путем достижения необходимого результата. Организация деятельности, а значит и сама деятельность, начинается с определения человеком ее цели, потом мотив и планирования: выбора средств, способов, условия осуществления деятельности. С момента задания цели человек становится субъектом деятельности. То есть необходимыми для начала организации деятельности являются ее субъект и цель. (Пример: с написании реферата)

В этом случае субъект деятельности на этапе ее организации должен воссоздать недостающие моменты. Это и объект деятельности, и еѐ средства, и необходимые условия деятельности, а также в той или иной степени детализированные план, алгоритмы.

На этапе организации деятельности ее субъект задает необходимый и достаточный набор элементов и предпосылок для реализации метода деятельности. (Пример: бизнес – открытие своего дела)

Этап осуществления деятельности заключается применение выбранных способов (методов) и средств деятельности:


Осуществление деятельности




Применение выбранных способов (методов) и средств деятельности

Проводится реализация метода - это этап основной деятельности по реализации метода, этап, на котором и осуществляется собственно деятельность, процесс деятельности. Осуществление это - до этапа завершается теми или иными основными и не основными результатами.

Но деятельность не заканчивается на моменте получения результатов. Необходим еще этап завершения метода или подведение итогов:

Контроль над текущими результатами





Коррекция методов

На этапе обработки результатов основной деятельности происходит необходимая доработка основного результата.

Кроме того, к завершающему этапу метода относится и его возможная коррекция. В метод, его элементы и предпосылки вносятся необходимые уточнения и дополнения, вытекающие из опыта применения данного метода.

К концу этапа основной деятельности остаются и измененные в ходе деятельности материальные элементы метода - средства, способы, условия.

Этап подведения итогов деятельности можно подразделить:


Подведение итогов деятельности

Оценка текущего результата.

Доработка результатов деятельности




Да и субъекту после завершения деятельности необходимо отдохнуть на этапе реабилитации субъекта деятельности.
Подведем итоги: Завершая краткое описание основных этапов деятельности, отметим, что нашей задачей здесь было выделение всех возможных этапов деятельности. В реальной деятельности в каждом конкретном случае те или иные этапы могут отсутствовать.

«Для того чтобы закрепить данный вопрос, давайте каждый из вас приведет пример своей деятельности и разберет ее по этапам. Примеры могут быть разные: сшить новое платье или купить платье, купить хлеб, попить чай, сходить в кино, сделать подарок другу, познакомиться с молодым человеком, выкинуть мусор, сделать перестановку» После объяснения задания, дается около 2 мин, чтобы учащиеся смогли продумать возможные организационные моменты, возможно коррекционные этапы в их них примерах будет. Далее они озвучивают свои примеры, и мы вместе разбираем.

«Молодцы. Вы привели очень яркие примеры. Думаю, с помощью примеров вы окончательно разобрались в этапах выполнении деятельности. Давайте посмотрим, какие виды деятельности бывают».

  1. ^ Виды деятельности

«Скажите, как вы думаете, предполагаете, какие виды деятельности существуют?» (Учащиеся высказывают свои предположения).

«Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности».

^ Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Субъект – ребенок выступает как носитель активности, самостоятельности.

Анализируя игру как вид деятельности, следует, прежде всего, выяснить ее природу. Игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущую как животным, так и человеку.

В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение общественного опыты. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Игра организуется свободно. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.

Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет.

Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока: Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является воображаемое путешествие по карте нашей страны или карте земного шара на уроках географии, в ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают, что они «видят».

Развитие игры ребенка пытаются связать с соответствующими этапами развития человеческого общества. Интерес к игре в песочек, копание ям — этапы хлебопашества, игры с животными — скотоводства и т. д.

Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. К. К. Платон - ученый - этнографов на одном из островов Тихого океана обнаружил племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами. Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении пищи. Мужчины же заботились о детях.

В первых играх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые «обыгрывают» игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры переходит к ребенку. Но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается.

С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные для него свойства предметов и способы действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь при всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровождают его характерным звуком: «трик-трак».

Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. ^ В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.

Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах.

Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в «дочки-матери», в «магазин», беря на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в 3—4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6—7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров.

Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в игре: он то, капитан космического корабля, то его пассажир, то восторженный зритель, наблюдающий за полетом. Эти игры воспитывают чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им.

Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В спортивных состязаниях, в решении кроссвордов и других играх, требующих умственного напряжения, человек переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.

Являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра не исключает и других видов деятельности. С 3—4 лет ребенок знакомится с трудом по самообслуживанию. Он должен умываться, одеваться, убирать игрушки. В 5— лет трудовыми обязанностями ребенка становится уход за комнатными растениями, помощь старшим в уборке комнаты и т. д. В детском саду дети охотно дежурят в столовой, в живом уголке, в игровой комнате.

В жизнь дошкольника включаются и элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей. Например, лото «Животные» — игра, которая учит ребенка классифицировать предметы, изображенные на карточке. В детских садах проводятся занятия по родной речи (обогащение словарного запаса), по счету. В настоящее время в старших группах организованы занятия, подготавливающие детей к школе. Имеется положительный опыт обучения дошкольников в детских учреждениях музыке, рисованию, иностранному языку.
Учение – это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми, в конечном счете, для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача зна­ний от одного к другому. Это, прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Цель учение – овладение ЗУНами, способствует в деятельности. Сообщая учащим­ся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выра­жать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания.(Пример: внешние и внутренние действия). Хоро­шо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направ­ленность, волевые черты характера, способность и т. д. Значит, мотивов в учение выступает – познавательные потребности, познавательный интерес.

Поступление в школу – ответственный момент в жизни ребенка. Начало умения изменяет его положение в семье. Появляются обязательства (Пример: вовремя придти, домашние задание сделать). Формируются и изменяются мотивы: от случайных, связанных с заинтересованностью, у младших школьников, к общественным, вытекающим из чувства долга у старшеклассников. (Пример: в первые годы школьного обучения нередко мотивом является не интерес к знаниям, а стремление получить хорошую отметку, обрадовать родителей. В средней школе развивается дифференцированный интерес к предметам, возникает любознательность, появление мотив приобретения знаний, удовлетворяющих познавательные интересы подростка.

Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей

Основным мотивом учения является чувство долга, чувство ответственности, так же как и в труде.
Основным видом деятельности человека является труд. Конечный цель и результат труда — создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.

Труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Основным мотивом труда является чувство долга, чувство ответственности, трудолюбие. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.

В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в целом.

Деятельность педагога отличается от других видов труда. Обычное для трудовой деятельности отношение субъект – объект выступает в обучении отношением Ч - Ч. В педагогическом труде сталкиваются два вида деятельности: обучение – деятельность педагога по организации процесса передачи знаний и контролю за них усвоением и учение – деятельность обучающегося (учение), связанная с активным восприятием знаний, их переработкой и усвоением.
Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд. Все перечисленные виды деятельности: игра, элементы труда и учения — готовят ребенка к школе.
Общение- первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Развитие человека непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми человек усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у человека формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У человека количество целей общения увеличивается. Включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.

Мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. По-видимому, это и дало возможность известному французскому военному лётчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

В психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Он вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то же время саму деятельность можно рассматривать как условие и основание общения.


Чтобы закрепить материал, заполните таблицу на основе нового материал, чтобы вы имели четкое представление на различия целей и мотивов каждого вида деятельности. После ее заполнения, мы вместе ее проверим. Я вызову трех учащихся, и на доске они заполнят таблицу, кто-то с место будет дополнять». Во время заполнения таблицы, хожу по рядам, и смотрю, как справляются студенты, если у кого-то возникают трудности, подсказываю. На самостоятельную работу отвожу 5 минут, по ее истечению вызываю по одному ученику. Он должен по заданному ему виду деятельности написать цель и мотивы, разрешено пользоваться своей таблицей. Спрашиваю у класса, есть ли дополнения, если что-то не так, то исправляю ответ учащегося.




ИГРА

УЧЕНИЕ

ТРУД

Цели

Отражение мира взрослых, действия в условных ситуациях.

Усвоение ЗУНов, способствует деятельности

Достижение общественного значения

Мотивы

Стремление к удовольствию, интерес к миру взрослых.

Познавательные потребности, познавательные интересы.

Долг, интерес, трудолюбие, отвественность.


Сделаем вывод: ^ Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них человека происходит его интеллектуальное и личностное развитие

Домашнее задание:

- подготовиться к семинару по тему «Психология деятельности», пользуя материал лекции и прочитать данную тему в учебнике В.А. Крутецкого «Психология», стр.56.

На следующее занятие будет устно-письменный опрос по «Психологии деятельности». Оценены будут все, поэтому готовьтесь тщательно.
Используемая литература:

- Крутецкий В.А. Психология. – М: Просвещение, 1986.-336 с.

- В.В.Богословский, А.А. Степанов, А.Д.Виноградова. Общая психология. – М.: Просвещение, 1981.-383 с.,

- Першина Л.А. Общая психология. – М.: Академический Проект, 2004. – 436 с.

- Багдасарова С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. – Ростов в/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 320 с.


Скачать файл (89.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации