Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпаргалки по Менеджменту в СКСиТ - файл ШПОРА Менеджмент в СКСиТ.doc


Шпаргалки по Менеджменту в СКСиТ
скачать (56.2 kb.)

Доступные файлы (1):

ШПОРА Менеджмент в СКСиТ.doc145kb.30.11.2010 13:34скачать

содержание

ШПОРА Менеджмент в СКСиТ.doc


Основные функции менеджера:

1. Планирование – цели, способы достижения цели, организация (организационная структура управления, функциональные отделы, капитализм, отдел маркетинга (рынком), бухгалтерия, отдел кадров, производство, служба безопасности, НИЧ разработка положения о работе, должностная инструкция).

Структура управления зависит от целей. Поменялись цели, ложна поменяться структура.

2. Технология – совокупность операций для преобразования входов (ресурсов) в выходы.

3. Мотивация сотрудников. Стимулы создает менеджер.

4. Контроль – разработка стандартов (положения, параметры) – средства контроля – сравнение – период контроля – результаты с наименьшими затратами.

^ 5. Информации – коммуникации – получить или создать – сохранить – обработать – передать – кодировать, декодировать.

6. Принятие решений. связующие, вспомогательные ф-и.

^ Организация, менеджеры и успешное управление.
Организация (формальная) – группа людей, деятельность которых сознательно координ. для достижен. общих целей.

^ Неформальная организация - группа людей, которая возникает спонтанно, но где взаимодейств. достаточно регулярно.

Часто цели формальных организаций не совпадают с целями неформальных организаций.

Задача: Пойти на определенный компромисс и соединить цели.

Внутри организаций условно выд. ^ 3 уровня управлений:

1) Высшее звено управления (топ)

2) Среднее звено управления

3) Низшее звено управления (лоуэ)

Вывод: У них свои ф-и, высшее – тактическими пл., среднее тактическими, низшее – оперативными планами.

Успешное управление – подразумевает, что менеджер может приспособить (адаптировать) внутренние перемен. предприятия к внешним факт.

1) для того, чтобы пред. выжил

2) достичь целей

3) цели должны быть положительные

^ Внутренняя среда предприятия.
Внутренняя среда – совокупн. внутрен. фак-ов (переменных) организации (предп).

Выделяют след. (основн.) внутренние переменные:

1. Цели – конкретные конечные состояния (желаем. результаты), которых хотят достичь члены предприятия, работая вместе.

2. Задачи. Задача – работа или ее часть, которая должна быть выполнена определенным способом.

^ 3. Структура – логическое соот. функциональных зон и уровней управления используемых для достижения целей.

4. Технология – совокупность ситуаций по…. (любое средство преобразования исходных материалов для получения желаемых продукций или услуг)

5. Люди – сотрудники, количество, квалификация, образование, умения, навыки, опыт, возраст, пол.

^ Внешняя среда предприятия
- это совокупность факторов (сил…), находящихся за пределами организации

Внутрен. Внешняя

среда среда

Факторы внеш. среды в менеджменте условно делят на 2 группы:

1. силы прямого воздействия на предприятие

2. силы косвенного воздействия на предприятие

^ Силы прямого воздействия включают факторы, которые непосредственно влияют на операции предприятия и испытывают на себе прямое влияние операций предприятия (поставщики)

- трудовые ресурсы (сотрудники пред-ия)

- законы

- учреждения гос. регулирования (налоговая)

- потребители

- конкуренты

^ Силы косвенного воздействия – факторы (силы, переменные), которые могут не оказывать прямого воздействия на операции предприятия, но тем не менее сказываются на них:

- состояние экономики (взаимоотношения м/у людьми и предприятием) (Хотите решать проблемы – выделите ресурсы. Экономика развивается => потребители имеют больше денег => потребители больше тратят на предприятия СКС и Т)

- Научно-технический прогресс

- Социально(люди)-культурные изменения
ценности здоровье

принципы сохранять здоровье

методика утренняя зарядка, душ

технология проф. спорт

операции бег трусцой и др.

результат здоровье
- политические изменения

- групповые интересы

- существенные для предприятия события в других странах (война->техника->нефть->деньги)

Внутренние факторы мы должны приспособить к внешним, чтобы предприятие выжило

^ Стратегическое планирование
Планирование – цели и способы их достижения.

Стратегией занимаются топ-менеджеры, руководство.

Родителем стратегии является А. Македонский.

Стратегия – процесс формирования крупных и долгосрочных целей для предприятия и решений о том, какими способами это нужно сделать.

^ Главная задача стратегии – выбор пути – обеспечить нововведения и изменения на предприятии в достаточной степени.

В процессе стратегического планирования выделяют 4 осн. вида управленческой деятельности:

1. Распределение ресурсов

2. Адаптация к внеш. среде

3. Внутренняя координация

4. Организационное стратегическое предвидение.

^ 1. Распределение ресурсов

Виды ресурсов:

1. Труд

2. Земля

3. Капитал – осн. производственные фонды

4. Инфо

5. Технология

6. Деньги

7. Время

8. Энергия

Закон 1. У любого предприятия ограничены ресурсы

Закон 2. Ограниченные ресурсы менеджер должен распределить.

Менеджеру нужно выработать критерии распределения ресурсов, реализовать и отвечать за них.

^ 2. Адаптация к внеш. среде

Адаптация – приспособление к внеш. среде.

Выделить главные факторы

3. Внутренняя координация – работа с внутр. переменными так, чтобы предприятие приспособилось к внешн. факторам и выжило.

^ 4. Организационно-стратегическое предвидение. (ОСП)

гипотеза -> прогноз (думаем) -> план

Все эти элементы и составляют предвидение

Организационное – использование прошлого опыта с использованием текущей ситуации.

ОСП подразумевает систематическое постоянное занятие плановой работой.

Модель стратегического планирования
1.Миссия→2.Цели→3.Оценка и анализ внеш. среды→4.Оценка и анализ внутр. среды→5.Анализ стратегических альтернатив→6.Выбор стратегии→7.Реализация стратегии→8.Оценка стратегии→1.Миссия→2.

^ 1.Миссия – главная цель, причина существования бизнеса. (Ваш отдых – это наша работа) - сумма стратегических целей

3.Оценка – выражение параметров в натуральных или денежных единицах.

^ 5. Альтернатива – взаимоисключающие способы (варианты, пути). минимум (оптимистичный, пессимистичный, реалистичный вариант)

Анализ – разложение целого на составные части, выяснение взаимосвязей этих частей, определение плюсов и минусов.

Анализ выполняется, чтобы перейти к синтезу.

^ 6.Выбор стратегии. Выбрать лучшую стратегию, которая приводит к цели с наименьшими затратами

7. и реализовать ее

8.Оценка стратегии. Менеджеры должны договориться, записать какие отклонения являются существенными и не существенными


^ Реализация стратегии
Менеджеры должны уметь осуществлять тактику.

Тактика – (производная от стратегии) краткосрочные (до 1 года) действия, согласующиеся с общими долгосрочными (стратегическими) целями предприятия

^ Основные характеристики тактических планов:

- тактику разрабатывают в развитии стратегии

- тактику разрабатывают менеджеры среднего звена

- тактика рассчитана на более короткий срок, чем стратегии

- результаты тактики проявляются быстрее, чем результаты стратегии

Модель реализации стратегии

1.Миссия→2.Цели→3.Оценка и анализ внеш. среды→4.Оценка и анализ внутр. среды→5.Анализ стратегических альтернатив→6.Выбор стратегии→7.Реализация стратегии (тактика-политика-процедуры-правила-бюджеты)→8.Оценка стратегии→1.Миссия→2.

Политика – общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей.

На предприятии существует несколько видов политик (ценовая, кадровая, учетная и т.д.)

Политика другими словами кодекс правил, которые определяют в каком направлении могут осуществляться действия.

Процедура – описание действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации.

Процедуры рассчитаны на ситуации в которых имеют место последовательность нескольких связанных м/у собой действий.

Пример: прийти на экзамен с зачетной книжкой – взять билет – подготовиться в течение 35 мин. – в течение 10 мин. рассказать билет

Правила – точное описание того, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации.

Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный вопрос, а процедуры рассчитаны на ситуации, когда имеет место последовательность нескольких действий, связанных м/у собой.

И процедуры и правила – это ограничения.

Бюджет – метод накопления и распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме для достижения цели.

Существуют следующие виды бюджета:

^ 1. Бюджет с дефицитом имеет место, когда расходы превышают доходы (предвестник проблемы)

2. Бюджет с профицитом имеет место, когда доходы превышают расходы, т.е. есть часть денег, которую можно зарезервировать.

^ 3. Сбалансированный бюджет (высший) доходы=расходам.

Бюджет состоит из доходов и расходов.

Лучше если у предприятия будет бюджет с профицитом.

Мотивация
Мотивация одна из основных функций в управлении.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения цели.

В науке управления разработаны различные концепции мотивации («политика кнута и пряника», концепция использования психологии)

В современном менеджменте теории мотивации условно делят на 2 категории:

^ 1. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутр. побуждений (потребностях), которые заставляет людей действовать именно так, а не иначе.

Работы Маслоу, МакКеланда, Герцберга. В этих работах осн. упор делается на определение перечня и структуры потребности людей.

^ 2. Процессуальные теории мотивации являются более современными и основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

Основные процессуальные теории мотивации:

1. Теория ожидания

2. Теория справедливости

3. Модель мотивации Портера-Лоулера

Важный момент соотношения мотивации и компенсации:

Теория научного управления, т.е. менеджмент говорит о том, что вознаграждения материально-экономического характера обязательно приводят к тому, что мотивация усиливается. При определенных условиях рост з/п повышает производительность труда.

Контроль
Контроль одна из основных функций управления.

Контроль – процесс, обеспечивающий достижение цели организации.

Включает в себя:

1. Разработку стандартов.

2. Определение средств, способов произведения контроля.

3. Измерение фактически достигнутых результатов.

4. Сопоставление параметров из стандартов с фактическими данными

5. Сделать выводы.

6. Корректировка.

Если менеджер потерял контроль над процессом, то управления уже нет.

При ведении контроля необходимо выделить, как он будет производиться. Обычно менеджеры выделяют 3 вида контроля:

1. Предварительный осуществляется до фактического начала работы, обычно реализуется в политике, процедурах и правилах.

2. Текущий осуществляется, когда работа уже идет. И обычно осуществляется в виде работы по контролю подчиненного его непосредственным начальником. В этом элементе управления важна обратная связь.

3. Заключительный осуществляется, когда работа уже закончена.

В отдельных случаях бывает, когда истекло время для выполнения работы это обоснованная информация для принятия управленческих решений.

^ Важный элемент - эффективность контроля.

Эффект (Э)

Э=стало-было

Эффективность=Э/затраты, его вызвавшие

Работает эффективнее тот, у кого меньше затраты на выполнение.

Затраты на контроль должны быть минимальны, тогда контроль будет эффективным.

^ Школы в управлениях.
1. Научного управления (1885-1920) Тейлор, Френк и Лилия Гилберт, Генри Гант

Тейлор разработал основные принципы научного управления:

1. Разработка оптимальных методов осуществл. работы (стандартов)

2. Следование стандартам

3. Подбор обуч. и растан. рабоч.

4. Оплата по результатам труда

5. Контроль

6. Поддержание др-х отношений с рабочими.

Френк и Лилия Гилберт разработали микрохронометр (прибор)

- устранить из работы лишнее для повышения производительности труда.

^ Закон: В конкурентной борьбе побеждает тот, у кого выше производительность труда.

Генри Гант изобрел диаграммы Ганта

Вывод: Предст. научн. шк-лы занимались упр-м, но на уровне рабочих операций.

2. Классическая (Административная школа) (1920-1950) Анри Файоль- Макс Вебер

Файоль разработал 6 ф-й для организации:

1. Производство

2. Коммерция

3. Финансовая деятельность

4. Безопасность

5. Эккаутинг (анализ, учет, статистика)

6. Управление

14 принципов управления:

1.разделение труда, 2.полномочия и ответственность, 3.дисциплина, 4.единоналичие, 5.единство направления, 6.подчиненность личных интересов общим, 7.вознаграждение персонала, 8.централизация, 9.скалярная цепь, 10.порядок, 11.справедливость, 12.стабильность рабочего места для персонала, 13.инициатива, 14.корпоративный дух

Макс Вебер разработал теорию бюрократического построения организации. Разработал основные элементы построения организации:

1. Разделение труда (производ)

2. Иерархия власти

3. Система правил и норм

4. Система процедур

5. Отсутствие личного в межличностном

6. Прием на основе компетентности

7. Продвижение внутри организации

8. Пожизненный найм

9. Четкая система карьеры

10. Разработка доскональных письм. инструкций

Вывод: Эта школа развила принципы управл. и описала ф-и управления.

Школы в управлениях (продолжение)
3. Школа человеческих отношений (1930-1950) Элтон Мэйо – Мери Паркер Фоллетт

Элтон Мэйо провел знаменитые эксперименты на предприятии «Уэстерн Электрик» в Хоторне и обнаружил, что в ходе взаимодействия м/у рабочими возникают также взаимоотношения, которые бывают сильнее, чем указания администрации.

^ Мери Паркер Фоллетт считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими и быть лидером призн. рабочими, а не опирающимся на домин. власть. «Менеджмент – это обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»

Вывод: эта школа применила приемы управления межличност. отношен. для повышения производительности труда и удовлетворенности.

4. Школа поведенческих наук (1950-наше время) Абрахам Маслоу-Дуглас МакГрегор- Уильям Оучи

^ Абрахам Маслоу разработал теорию потребностей

- физиологические - безопасность

- принадлежность и приманость

- признание и самоутверждение

- самовыражение

Работы Маслоу показали, что мотивами поступ. людей являются не эконом. факторы, а различные потреб.

^ Вывод: если менеджер проявит большую заботу о своих рабочих, то уровень удовлетв. ↑, что приведет к ↑ производительности труда.

МакГрегор разработал теорию Х и У

Теория Х – подраз., что есть сотруд., которые не любят работать, их нужно принуждать и ими нужно управлять.

Теория У – подр., что есть работники, которые любят работать, источник удовлетворения, хар-н самоконтроль, самопобуждение, они готовы брать на себя ответств., менеджер должен помочь им раскрыться.

Оучи разработал теорию Z

Теория Z – включает долгосрочный наем, групп. принятие решений, но индивидуальная ответственность, медлен. продвижение кадров, неформальный контроль, всесторон. заб. о работниках.

Вывод: Эта школа примен. науку управления к формир. организ. таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью испол. в соответ. с его потен????

5. Школа науки управления (1950-нв)

Суть: В этой школе разработ. кол. методики, такие как построение моделей и исследов. операций.
Вывод: Эта школа разработала основу решения управленческих проблем за счет использования моделей.

П= Яхочу- Я имею

П = цели-факт(причины) (найти причины)
Вывод: Ни одна система без кризиса не существует.

Школы в управлениях (продолжение 2)

Общий вывод: в управлении существуют подходы:

^ 1. Процессный подход – управление - это процесс, который состоит из непрерывной серии взаимосвязанных управленческих действий, которые называются функции управления (планирование, организация, мотивация…)

^ 2. Системный подход рассматривает организацию как открытую систему состоящую из подсистем:

- цели и задачи

- структура

- технология

- люди

^ 3. Ситуационный подход к управлению – подразум., что у каждой организации есть внутр. и внешн. ф-ры (переменные)

Факторы:

1. Принятие управлен. решений, при этом основывает. на знании всех факторов, но с учетом конкрет. ситуации

^ ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.
Вероятно, самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Если, по крайней мере, два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны делить работу между собой. Например, организация из двух человек, имеющая целью пройти на судне до места, отдаленного на 10 миль, может разделить работу так, чтобы один во время путешествия управлял парусами, а другой был у руля. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется ^ ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания, как описано в гл. 9, позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно. Разбив работу по приготовлению и подаче еды клиентам между 12 работниками, как это обычно делается у «МакДоналдса», можно обслуживать в сотни раз больше людей в день, чем в традиционных маленьких ресторанчиках с одним поваром и несколькими официантами.

В очень малых организациях горизонтальное разделение труда может не прослеживаться достаточно четко. Владельцы, которые являются одновременно и управляющими маленьких ресторанов, могут поочередно то готовить еду, то обслуживать посетителей. Но большинство сложных организаций имеют такого рода горизонтальное разделение, так что можно четко проследить их функции и цели деятельности. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии, например, являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.


^ Вклад различных направлений:
Школа научного управления.

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Классическая школа управления.

1. Развитие принципов управления.

2. Описание функций управления.

3. Систематизированный подход к управлению всей организации.
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.

1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Школа науки управления.

1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.

2. Развитие количественных методов в помощь руководителям принимающим решения в сложных ситуациях.

^ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Структура организации часто изображается в виде плоской двухмерной организационной блок-схемы, которую мы увидим в гл. 8. Эти блок-схемы представляют собой удобные модели, которые помогают увидеть сложные взаимоотношения между отдельными подразделениями, структурными единицами и людьми в данной организации. Но, если бы это было возможно, более точно отобразить структуру помог бы нам «мобайл», — подвижное изображение, а не блок-схема. Как вы, наверное, знаете из опыта, когда касались какого-то участка подвижной структуры, конструкции «мобайл», все другие его части также приходят в движение или изменяют свое положение в большей или меньшей степени, в зависимости от того, какой части вы касаетесь и с какой силой вы воздействуете на нее. Более того, положение других частей меняется не сразу, — необходимо какое-то время на реакцию. И это время опять-таки зависит от того, в каком месте и насколько сильно вы касаетесь «мобайла». Точно также, когда руководство меняет один элемент или какую-то одну часть организации, все другие части в определенной степени также испытывают воздействие этой перемены. Такого рода изменения могут сказаться на будущей эффективности организации в целом.

Такие эффекты возникают при изменениях физического характера, вроде необходимости нанимать новых людей или менять технологию при покупке новых машин и оборудования, а также при изменениях одной из управленческих функций. Например, если высшее руководство решает предоставить одному из подчиненных руководителей большую свободу действий, это повлияет на мотивацию данного руководителя, на то, как он будет вести себя со своими подчиненными, и на то, как подчиненные будут взаимодействовать с новым руководителем. Кроме того, может снизиться мотивация к работе других руководителей, которые находятся на той же ступени иерархической лестницы, но не получили никаких дополнительных прав. Они могут почувствовать себя ущемленными по многим организационным аспектам, влияющим на их работу. Все эти изменения будут происходить в разное время. Следовательно, в будущем организация станет некоей иной целостностью, находящейся в другой позиции на пути к достижению своих целей, чем это было бы, если бы изменения не произошли



Рис. 2.3.Организация - открытая система.


^ ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД
Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции — планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок, фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков.


Рис. 2.2. Функции управления.

^ СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов не считает, что концепции традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности.



Рис. 2.4. Процесс управления с точки зрения открытой системы.
Рассмотрение ситуации как важного явления не является чем-либо новым в управленческой теории. Идя намного впереди своего времени, Мери Паркер Фоллетт еще в 20-е годы говорила о «законе ситуации». Она отмечала, что «различные ситуации требуют различных типов знаний», и что человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации, стремится быть в хорошо управляемых деловых организациях, при прочих равных условиях, калифом на час. Два десятилетия спустя, в 1948 г. Ральф Стогдилл (университет штата Огайо) провел тщательное и скрупулезное исследование характерных качеств лидеров и также пришел к выводу, что именно ситуация по большей части определяет, какие черты и навыки нужны лидеру.

Однако, лишь в конце 60-х годов управление и смежные дисциплины социальных наук получили достаточное развитие, чтобы справиться с переменными, влияющими на организацию и на эффективность управления в различных ситуациях. Такая увязка очень важна для сравнения стилей управления в различных культурах. Например, хотя многие организации недавно предприняли попытку заимствовать японские методы управления, успех может зависеть

Принятие решения:
1. определить проблему

2. Найти альтернативные решения

3. оценка альтернативных решений

4. выбрать наиболее подходящее решение

5. принять решение
Функции менеджера:
1. Планирование

2. Организация

3. Мотивация

4. Контроль

5. Коммуникации

6. Принятие решений
Менеджер на предприятии – наемный сотрудник, который должен достигать поставленные цели (стратегические, оперативные). Менеджер должен управлять людскими или неодушевленными ресурсами.



Скачать файл (56.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации