Лекции - Основы энергосбережения
скачать (11802.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 11803kb. | 23.11.2011 00:24 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Энергосбережение на железнодорожном транспорте [ лекция ]
- Основы энергосбережения [ документ ]
- Методы изучения и оценки геотермальных ресурсов [ документ ]
- О проекте Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года [ документ ]
- Производственный менеджмент и маркетинг в электрохозяйстве [ документ ]
- по энергетическому аудиту [ документ ]
- Основы энергосбережения и энергетического менеджмента [ документ ]
- Конспект лекции - Основы экономических теорий [ документ ]
- Эксплуатационные основы диспетчерской централизации [ лекция ]
- Эксплуатационные основы электрической централизации стрелок и сигналов [ лекция ]
- Промышленое предприятие Сумыхимпром [ документ ]
- основы Буддизма [ документ ]
1.doc
Содержание1. Введение
1.2 Политика энергосбережения в Республике Беларусь. Государственная Программа Республики Беларусь «Энергосбережение»
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ РЕСУРСо- И ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
3. Виды ТЭР. Условное топливо. Тепловой эквивалент. Учёт расходования ТЭР.
4 Традицианные способы получения тепловой и электрической энергии
5. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ТОПЛИВО И ЕГО СВОЙСТВА
^
6.1. Потребление ТЭР в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Беларусь
^6.3. Тепловой баланс индивидуального жилого дома (зданиях)
7. Бытовое энергосбережение
Тепловая изоляция зданий методом «Термошуба»
10. Применение биогаза
10.1. Общие сведения о получении биогаза
10. 2. Биогазовые установки
- ^
1. Введение
Основные социальные и экономические достижения общества связаны с использованием энергии, энергетических ресурсов. Сегодня доступность энергии стала для нас привычным явлением, без которого трудно обойтись каждую минуту и без которого сложно представить жизнь современного общества. В тоже время огромно техногенное воздействие на окружающую среду современных объектов энергетики и промышленности. Основной причиной данного явления можно назвать не гармоничность сегодняшней модели потребления и производства в обществе. Для удовлетворения растущих энергетических потребностей необходимо мобилизовать ещё больше капиталовложений. Но есть альтернативный путь, который показала нам Центральная и Западная Европа после первого нефтяного кризиса – это путь самообеспеченности энергоресурсами за счёт развития программы энергосбережения во всех сферах – от собственного жилья до промышленности и транспорта. Энергосбережение подразумевает эффективное использование энергоресурсов за счёт внедрения перспективных энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, модернизацию производства, переход на безотходные, малоотходные ресурсосберегающие и ресурсозаменяющие технологии, использование вторичных материальных ресурсов, переход на местные виды топлива при одновременном улучшении среды и условий жизнедеятельности человека. Для нашей республики важно также изучение и использование возобновляемых энергетически чистых источников энергии, прежде всего, энергии солнца и ветра /1/, /6/.
Для индивидуальных и небольших потребителей энергии перспективно развивать применение биогазовых установок, отечественных установок для сжигания быстрорастущей древесины. В республике важно развивать использование нетрадиционных способов получения энергии, вторичных энергетических ресурсов (ВЭР), возобновляемых источников энергии (ВИР), развитие малой гидроэнергетики и т.д.
Основной целью курса «Основы энергосбережения» рассматриваемой дисциплины является формирование у каждого студента 3-го курса основных понятий дисциплины, дать знания и понимание вопросов и задач государственной политики в области энергосбережения; знание по традиционным источникам энергии, вопросам производства, распределения и потребления энергии; ознакомить с мировыми и отечественными показателями, программами и мероприятиями по эффективному использованию энергетических ресурсов; ознакомить с основными нормативными законодательных актов Правительства Республики Беларусь направленных на развитие политики энергосбережения; научить принципам энергоэффективного освещения и бытового энергосбережения; дать знания по организации и управлению энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве, на производстве; изучить способы тепловой изоляции зданий, применение и расчёты биогазовых установок, установок для сжигания.
1.1 Основные понятия курса «Основы энергосбережения». Мировые и государственная (Республики Беларусь) энергетические программы и программы в области энергосбережения.
Для изучения курса «Основы энергосбережения» необходимо знать основные понятия /1/:
Определение: Энергосбережение – это организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.
Определение: Эффективное использование топливно-энергетических ресурсов – это использование всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства.
Определение: Показатели энергоэффективности – научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов (с учётом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения, установления нормативными документами.
Определение: Топливно-энергетические ресурсы (ТЭР)– это совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике.
Определение: Вторичные энергетические ресурсы (ВЭР)– это энергия, полученная, в ходе любого технологического процесса в результате недоиспользования первичной энергии или в виде побочного продукта основного производства и не применяемая в этом технологическом процессе.
Определение: Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов – это достижение максимальной эффективности использования ТЭР при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства.
Определение: Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии – это источники электрической и тепловой энергии, использующие энергетические ресурсы рек, водохранилищ и промышленных водостоков, энергию ветра, солнца, редуцируемого природного газа, биомассы (включая древесные отходы), сточных вод и твёрдых бытовых отходов.
Определение: Пользователи топливно-энергетических ресурсов – это субьекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории РБ в качестве юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица, а также другие лица, которые в соответствии с законодательством РБ имеют право заключать хозяйственные договоры, и граждане, использующие ТЭР.
Определение: Производители топливно-энергетических ресурсов – это субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц, для которых любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в республике, является товарной продукцией.
Мировой нефтяной кризис начала 70-х годов дал резкий толчок усилиям западных развитых стран по снижению энергоёмкости промышленности и выработки политики энергосбережения, причём процесс подъёма энергоэффективности /22/ занял примерно 10…12 лет. Принятые меры, в странах имеющих недостаток собственных ТЭР, особенно в Великобритании, Дании, Ирландии, Люксембурге позволили совершить достаточно резкий скачок, повысив энергоэффективность на 25...32% уже к 1980 году /22/ ( № 11, 1997 г., с.4-7). Значительные успехи были достигнуты в первую очередь перестройкой отраслевой структуры, направленной на уменьшение удельного веса наиболее энергоёмких и материалоёмких отраслей и производств, вытеснением их в развивающиеся страны.
Большинство развитых стран, в целях снижения негативных последствий от нефтяного кризиса и недостатка собственных энергоресурсов, а так же чтобы исключить зависимости от поставщиков нефти и в целях обеспечения своей энергетической безопасности, пошли на объединение своих усилий и создали Международное энергетическое общество (МЭА), целью которого является повышение уровня энергетической безопасности, в частности путём создания стратегических запасов нефти на случай перерывов в нефтеснабжении из внешних источников/22/ ( № 1, 2002 г., с.2-3).
Энергетическая безопасность касается многих аспектов. Она означает ограничение уязвимости от краткосрочных и от долгосрочных перерывов в поставках энергоносителей. Велика в ней ценовая составляющая на энергоресурсы. Всё возрастает экологическая составляющая энергетической безопасности.
Отдел устойчивой энергетики Европейской Экономической Комиссии ООН в 1997 году выступил с инициативой к странам Содружества независимых государств (СНГ) по реализации проекта «Энергетическая эффективность и энергетическая безопасность стран-членов СНГ», так как к тому времени стало очевидным, что в большинстве стран СНГ энергосбережение становится очень важным направлением в политике и в обеспечении их энергетической безопасности. Эта инициатива была поддержана Исполкомом СНГ и Министерством науки и технологий Российской Федерации. В разработке проекта приняло участие 11 экспертов из государств СНГ, назначенные правительствами этих государств.
В Беларуси постоянно повышается рост цен на энергоносители, а из-за высокой энергетической составляющей в себестоимости выпускаемой продукции часто происходило снижение её конкурентоспособности на внешних и внутреннем рынках. Эта тенденция стала характерной для всех стран СНГ. В последние годы в результате политики энергосбережения эта тенденция стала изменяться.
Поэтому для Беларуси основой устойчивого развития является решение трёх глобальных проблем:
ресурсосбережение экономики;
конкурентоспособность производимой продукции;
улучшение экологии (снижение техногенного воздействия на окружающую среду).
Таким образом, энерго- и ресурсосбережение на основе современных научно-технических достижений является одним из основных долговременных направлений мировой экономической политики и она в полной мере должна быть реализована в нашей республике.
1.2 Политика энергосбережения в Республике Беларусь. Государственная Программа РБ «Энергосбережение».
Еще 25 лет назад страны Европы обратили внимание на проблему недостатка собственных энергоресурсов. Первая заявила об этом Дания и разработала Программу энергосбережения, в которой была программа обучение детей в детских садах энергосбережению. В результате решения энергетической проблемы некоторые страны достигли больших результатов в самообеспеченности энергоресурсами. Так, картина самообеспечения энергоресурсами в различных странах с 1974 года и по 2000 год следующая – смотри таблицу 1 /22/ ( № 11, 1997 г., с.5).
Первый этап в политике энергосбережения в Республике Беларусь был связан с модернизацией производства в таких отраслях как:
Электроника;
Приборостроение;
Производство средств связи;
Химико-фармацевтическая промышленность;
Промышленность полимерных и конструкционных материалов.
При отсутствии начальных средст важный рычаг в политике энергосбережения – привлечение инвестиций.
^ – достижение финансовой активности и отладка инвестиционного механизма объектами техничического перевооружения производств с наукоемкими и ресурсосберегаемыми технологиями, реформирование агропромышленного комплекса (АПК) и перевооружение отраслей народного хозяйства, обеспечивающих жилищное строительство.
Особенно большой потенциал энергосберегающих мероприятий заложен в жилищно-коммунальном секторе, где возможно внедрение конструкционных материалов с новыми свойствами, использование новых учетов и контроля потребляемой энергии, ведение компьютерных систем регулирования теплопотребления.
Таблица 1 - Степень самообеспечения энергоресурсами в различных странах с 1974 года и по 2000 год
Страна | 1974 | 1980 | 1986 | 1990 | 1992 | 1999 | 2000 |
1. Бельгия | 8 | 14 | 28 | 23 | 20 | 22 | 21 |
2. Дания | 0 | 1 | 25 | 50 | 59 | 57 | 57,3 |
3. Франция | 14 | 21 | 44 | 44 | 45 | 44 | 44,7 |
4. Германия | 53 | 49 | 55 | 55 | 45 | 47 | 47 |
5. Великобритания | 48 | 94 | 117 | 97 | 96 | 95 | 96 |
6. Финляндия | 16 | 27 | 37 | 37,2 | 44,1 | 41,6 | 46 |
7. Швеция | 21 | 33 | 55,2 | 61,8 | 62,6 | 64,4 | 64 |
8. Швейцария | 21 | 32 | 38 | 39 | 40 | 39 | 39 |
В настоящее время структурная перестройка – наиболее эффективное мероприятие в энерго- и ресурсосбережении для Республики Беларусь, требующее разумного научного подхода. Как правило, снижение ресурсоёмкости (стоимости) технологий и изделий способствует повышению конкурентоспособности на внешнем рынке. Политика энергосбережения в Республике Беларусь была начата в 90-х годах, когда в стране стали считать затраты на приобретение ТЭР, большей частью покупая их из-за границы. Так в 1998 г. Беларусь импортировала 85 % потребляемых в стране энергоресурсов из России /22/ ( №1,1998 г.,с.2).
Уже в 1997 году Правительством Республики Беларусь был создан ^ , а с 28 мая 1998 согласно Постановления Совета Министров РБ начал работу экспертный Совет Государственного комитета по энергосбережению и энергетическому надзору в РБ (Совет).
Основной целью деятельности этого Совета является разработка технических направлений энергосберегающей политики и стратегического развития этих направлений. Так же экспертный совет будет проводить экспертизу научно-технический и технико-экономических разработок, проектов строительства новых, расширение и реконструкцию действующих объектов, разработку и рассмотрение новых стандартов, норм и правил, технических условий (ТУ), технологий оборудования, приборов учета, регулирования относящихся к сфере использования топливно-энергетических ресурсов.
19 июня 1998 палатой представителей РБ и Советом Министров принят Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении», который подписан Президентом РБ. Закон имеет 5 глав, где даны основные понятия терминов, используемых в энергосбережении, и указаны все стороны взаимоотношений в процессе деятельности физических и юридических лиц в РБ в сфере энергосбережения, записаны цели и задачи политики энергосбережения в нашей стране.
Законодательство Республики Беларусь об энергосбережении состоит из названного выше Закона и иных актов Законодательства РБ, регулирующих вопросы энергосбережения. На сегодяшний день Закон имеет более 20 дополнений принятых Советом Министров в виде Постановлений Совета Министров Республики Беларусь. Постановлением № 1583 от 31.10.01 г. СМ РБ утвердил Положение о Комитете по энергоэффективности, где прописаны его основные функции и решаемые им задачи /4/.
В республике в 1998 году с целью пропаганды политики энергосбережения СМ РБ утвердил при РУП «Белэнергосбережение» в г.Минске Учебно-выставочный и информационный центр (УВИЦ), основными направлениями деятельности которого являются:
1) обучение и повышение квалификации специалистов, работающих в области энергосбережения;
2) выставочная деятельность;
3) издательско-полиграфическая деятельность (с 21.05.02 г.).
В 1999 году создан Координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных энергетических ресурсов. Национальная Академия Наук (НАН) разработала ряд программ совместно с заинтересованными министерствами в области энергосбережения и разработала «Программу неотложных мер по энергосбережению в НАН Беларуси», где указаны основные направления деятельности Институтов НАН Беларуси в этой программе.
С 1999 года в РБ введена экспертиза на стандарты. В каждом городе ведется надзор за выполнением государственной Программы по энергосбережению в регионе.
В 2001 году согласно Указа Президента РБ /3/ № 516 Госкомэнергосбережение был преобразован в Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь (сокращённо СМ РБ) или сокращённое название - Комэнергоэфективность.
В республике создан внебюджетный фонд «Энергосбережение», откуда для предприятий по решению Комэнергоэфективность выдают льготные кредиты на энергосберегающие мероприятия. В республике создан инновационный фонд Минтопэнерго (концерна «Белэнерго»), инновационные фонды Министерств (обьединений). На местном уровне (город, область) также созданы фонды финансирования энергоэффективных мероприятий. Каждое предприятие в свою очередь должно создать свой счёт «Энергосбережение». Также правительство РБ получало авансовые займы от Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) на подготовку различных Проектов по энергосбережению (например в 1998 г. получен займ на Проект по повышению энергоэффективности в социальном секторе, выполение его рассчитано на 5 лет на всей территории Беларуси и в результате будут проведены энергосберегающие мероприятия и реконструкция на многих объектах социальной сферы во всех регионах республики: больницы, детские сады, школы).
Ежегодно в Минске при УВИЦ проводятся семинары, конференции и выставки по энергосбережению и энергоэффективным технологиям. Основная информация печатается в журнале «Энергоэффективность» (издательство Комэнергоэфективность в г.Минск) и сводном каталоге «Энергоэффективность». В России издаётся журнал «АВОК», на Украине «Энергосбережение», где рассматриваются аналогичные вопросы.
Комэнергоэфективность всячески поддерживает разработки в области новых источников выработки электроэнергии (ЭЭ) на нетрадиционных источниках энергии /5/, /6/. Перед всеми министерствами республики и другими республиканскими органами управления поставлены задачи по энергосбережению, которые выражается в следующих показателях:
Прирост валового внутреннего продукта (ВВП), %
Расход котельно-печного топлива (КПТ), тонны условного топлива (т.у.т. или т у.т.).
Энергоемкость ВВП, %.
Экономический эффект от реализации мероприятий по энергосбережению за год, т.у.т., в том числе от использования ВЭР и отходов производства, т.у.т.
Скачать файл (11802.5 kb.)