Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Государственное регулирование экономики - файл 1.doc


Лекции - Государственное регулирование экономики
скачать (177.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc178kb.22.11.2011 00:17скачать

содержание

1.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Владимира Даля

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»


(конспект лекций)
Составил доц., к.э.н. Дейнека Л.А.
Луганск 2004

СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 2

1. Понятие государственного регулирования экономики 3

Субъекты регулирования 3

Носители хозяйственных интересов 4

Выразители хозяйственных интересов 4

Исполнители хозяйственных интересов 5

Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов 7

Анкетирование как форма обратной связи 8

2. Объекты и цели государственного регулирования экономики 9

Объекты ГРЭ 9

Цели ГРЭ 11

3. Средства (инструменты)
государственного регулирования экономики 12

Ускоренная амортизация 14

Государственный сектор 15

Внешнеэкономическое регулирование 16

4. Государственное экономическое программирование 17

5. Механизм государственного регулирования
на примере политики цен 19

Выводы 23

Вопросы для самоконтроля 24


Во всех экономических системах государство регулирует экономи­ку. Ясно также, что подобное регулирование в современной рыноч­ной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее и здесь эконо­мическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.
^

1. Понятие государственного регулирования экономики

Субъекты регулирования


Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными уч­реждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть ре­шены автоматически на базе частной собственности. Появилась не­обходимость значительных инвестиций, малорентабельных или не­рентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отрасле­вые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, наруше­ния в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Теоретически понятие ГЭП шире ГРЭ, так как первая может осно­вываться и на принципе невмешательства государства в хозяйствен­ную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны.

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением опреде­ленного уровня экономического развития, концентрации производ­ства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, сти­мулирование экономического роста, регулирование занятости, по­ощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной струк­туре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масш­табы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерлан­дах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последст­виям второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показа­телях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осу­ществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собствен­ности.

Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития ГРЭ.

Субъектами экономической политики являются носители, вырази­тели и исполнители хозяйственных интересов.

^

Носители хозяйственных интересов



Носители хозяйственных интересов — это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Представители этих групп индивидуально выражают свои интере­сы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учрежде­ния, ответственные за экономическую и социальную политику.

Это первая линия связи хозяйственных интересов с государ­ственным аппаратом, регулирующим хозяйство.

Реакция органов ГРЭ на инициативы носителей экономических интересов различна. Информация при отлаженной системе ГРЭ имеет значение для анализа текущего и перспективного состо­яния экономических интересов.


^

Выразители хозяйственных интересов



Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации - это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы), дру­гие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, напри­мер, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хо­зяйственных интересов.

Самые могущественные выразители хозяйственных интересов — это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют соб­ственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на ГЭП. У выразителей хозяйст­венных интересов есть печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связей с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерар­хически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в международные региональные и мировые объеди­нения.

Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей хозяйственных интересов на ор­ганы государственного экономического регулирования — это вто­рая линия связи хозяйственных интересов с ГЭП.

Выразителями социально-экономических, политических, религи­озных, культурных, экологических, специфических региональных интересов являются политические партии. В отличие от выразителей экономических интересов, которые заявляют, от чьего имени они выступают, политические партии часто действуют под знаменем об­щенациональных интересов, например демократическая и республи­канская партия в США.

Партии тесно связаны с выразителями и носителями экономи­ческих интересов. Во всем мире социал-демократические партии тес­но связаны с профсоюзами, а союзы предпринимателей поддержи­вают консервативные, христианско-демократические, либеральные партии.

С точки зрения оценки перспектив ГЭП важнейшее значение име­ет изучение социально-экономических разделов программ партий, реально претендующих на победу на следующих вы­борах. Тогда эти партийные программы могут стать основой прави­тельственной программы или составной частью (в случае формиро­вания правительства коалицией партий).

^

Исполнители хозяйственных интересов



Проводить в жизнь программу государственной экономической политики будут субъекты ГРЭ — исполнители хозяйственных интересов.

Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в ГЭП.

Исполнителями хозяйственных интересов — субъектами ГРЭ — являются органы ветвей власти, построенные по иерархиче­скому принципу, а также центральный национальный банк. В госу­дарствах с федеративным устройством (США, Канада, Индия, ФРГ, Россия, Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъек­тов ГРЭ, все более независимыми в осуществлении ГРЭ от законода­тельной власти становятся исполнительные органы.

Интересным с точки зрения изучения механизма ГРЭ является слияние субъектов государственной и частной экономической поли­тики и возникновение в результате этого новых регулирующих орга­нов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парла­ментской или президентской республики. Например, создается орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, сове­ты по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представи­телей министерства экономики и отраслевых союзов предпринима­телей. Аналогичные советы создаются для осуществления государст­венных региональных программ.

Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом, а формируются чаще всего центральными и местными властями вме­сте с заинтересованными союзами — выразителями экономических интересов. Часто они непосредственно проводят в жизнь, а иногда и принимают решения по мерам экономического и социального регу­лирования.

Основная часть таких органов формально осуществляет консуль­тативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на ГЭП. К таким органам относятся различные сове­ты экспертов при правительстве (известный “совет мудрецов” при канцлере ФРГ), министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных их управлениях, центральном банке, прав­лениях государственных железных дорог, почт и телеграфа и др.

В совете, консультирующем министерство экономики по судостро­ительной промышленности, находящейся в большинстве развитых стран в состоянии затяжного кризиса, заседают чиновники соответ­ствующих отделов министерства, представители судостроительных компаний и независимые эксперты. Рекомендации совета не имеют силы правительственного постановления, но с большой вероятностью будут вскоре формализованы в правительственные меры по регули­рованию, санированию судостроительной промышленности.

Подразделения федерального и регионального учреждения, от­ветственные за ГРЭ судостроения, имеют дело с несколькими (три— пять, а в некоторых странах одна—две) судостроительными компа­ниями. От этих компаний сильно зависит спрос на продукцию сотен крупных предприятий в регионе и во всей стране, состояние наци­онального экспорта, платежного баланса (отечественные судовла­дельцы могут заказывать суда на верфях у себя дома или за рубежом). Но самое главное, от положения судостроительных фирм в значи­тельной мере зависит занятость в регионе, доходы местного бюджета и настроение избирателей. В результате органы федерального и мест­ного правительств вынуждены учитывать и выполнять пожелания судостроительных фирм, сформулированные в рекомендациях сове­тов или отраслевых союзов предпринимателей, в той мере, в какой это не противоречит другим целям ГРЭ.

Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования — это советы по сферам деятельности, например, на­учно-технический, военно-технический, по региональной политике, по внутренним водным путям сообщений, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных органов и экспертами представи­тели самых разных отраслей, банков, различных фондов, объедине­ний инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их рекомен­дации относятся к принципиальной ориентации ГЭП, к направлени­ям расходования средств из бюджета и различных фондов.

Это четвертая линия связи между носителями экономиче­ских интересов и ГРЭ: носители (в данном случае заинтересованные фирмы) — выразители (союзы предпринимателей) — советы при го­сударственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных, общественных (например, эколо­гических) групп.

Существуют многочисленные возможности воздействия носителей и выразителей хозяйственных интересов на ГЭП: через органы мас­совой информации, демонстрации и манифестации, сбор подписей, обращения в суды — от местных до международных, кампании граж­данского неповиновения и т.д. Наиболее действенная из них — обос­нованное обращение в суд в случае нарушения государственными органами хозяйственного регулирования экономических интересов, защищаемых конституцией или законами.

^

Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов



Обратная связь между ГРЭ и носителями хозяйственных интересов довольно жесткая. Во-первых, успех ГРЭ проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, сни­жении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи ГРЭ отражаются в показателях, не всгда под­дающихся точному количественному измерению: в уровне социаль­ной напряженности (забастовки, демонстрации, выступления проф­союзов, торгово-промышленных палат с критикой экономической политики правительства), оценка ГРЭ средствами массовой инфор­мации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интере­сами. Наконец, союзы — выразители хозяйственных интересов сво­их членов, так же как и отдельные юридические и физические лица, финансируют или отказывают в средствах финансирования той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программы этой партии, или нет. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям — это главная линия обратной связи между ГЭП и носителями хозяйственных интересов.

Органы ГРЭ не могут позволить себе выяснять реакцию носителей хозяйственных интересов на общую направленность и конкретные меры ГЭП во время выборов, дожидаться, когда недовольство эконо­мической ситуацией примет крайние формы (забастовки, бегство капитала). Правительственным органам нужна оперативная инфор­мация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйствен­ных субъектов в случае осуществления той или иной меры государст­венного регулирования. Для этого существует отработанный меха­низм в виде анкетных опросов.

^

Анкетирование как форма обратной связи



Опросы постоянно проводятся специализированными исследовательскими центрами. Такие центры во Франции, ФРГ, Нидерландах и Швеции, например, проводят анкетирование определенного круга компаний и индивидуальных пред­принимателей, отражающих по отраслевой структуре и разме­рам капитала и оборота социально-экономическую структуру страны. Предпринима­тели за ответы на анкеты на льготных условиях получают от научного центра обзоры и прогнозы, в которых они заинтересованы, и с готовностью сотрудничают с центром.

В анкетах задаются вопросы, как бы прореагировали фирмы в своей экономической политике на конкретную государственную регулирующую акцию. Например, если бы были изменены налоговые ставки или нормы амортизационных списаний основного капитала, то как бы это отразилось в количественном выражении на издержках, ценах, капиталовложениях, отчислениях в резервы, расходах на научные исследования, кад­ровой политике предприятия. Ответы должны содержать и оценку регулирующей акции.

Работая с фирмами в течение ряда лет, сотрудники исследовательского центра получают возможность сравнивать ответы в анкетах с реальным поведением хозяйст­венных субъектов, отраженном в ежегодных отчетах, и на этой базе оценивать степень достоверности ответов, дифференцированных по группам опрашиваемых, по типам регулирующих мер и в зависимости от состояния конъюнктуры. После обобщения и обработки данных определяют количественный эффект мультипликатора, степень сравнительной эффективности отдельных инструментов (при помощи какого инстру­мента расходование единицы государственных средств принесет максимальный эф­фект в достижении конкретной цели), взаимозаменяемость и совместимость отдель­ных инструментов. Далее при помощи межотраслевого баланса определяют конечное воздействие потенциальных регулирующих мер на экономику страны и разрабатыва­ют конкретные рекомендации для министерств экономики и финансов в зависимости от приоритетов целей ГЭП и от реальных средств, находящихся в распоряжении у органов ГРЭ.

При помощи анкетного метода исследуют эффективность инструментария не толь­ко бюджетного, но и монетаристского регулирования, и воздействия государственных закупок и заказов, инвестиций в государственный сектор.

Анкетный метод исследования эффективности ГРЭ не может пол­ностью исключить элементы неопределенности при разработке реко­мендаций. Несмотря на это, он сыграл значительную роль в разра­ботке арсенала средств ГЭП, завоевал большой авторитет не только в научных кругах, но и в государственном аппарате, занимающемся хозяйственными вопросами. Этот метод превратился в рабочий инс­трумент ГРЭ, обеспечивающий обратную связь между регулирую­щими органами и носителями экономических интересов.

Мы рассмотрели идеальную картину зависимости ГРЭ от экономи­ческих интересов, механизм этой зависимости и обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели — идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм, извест­ны факты коррупции в органах ГЭП в разных странах. Но механизм ГРЭ функционирует все-таки не по отклонениям, а по правилам.

^

2. Объекты и цели государственного регулирования экономики

Объекты ГРЭ


Объекты ГРЭ — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-эко­номической жизни страны, где возникли или могут возникнуть труд­ности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем насто­ятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты ГРЭ — это:

— экономический цикл;

— секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

— условия накопления капитала;

— занятость;

— денежное обращение;

— платежный баланс;

— цены;

— НИОКР;

— условия конкуренции;

— социальные отношения, включая отношения между работодате­лями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

— подготовка и переподготовка кадров;

— окружающая среда;

— внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер; они охватывают макроэкономические процессы — хозяй­ственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдель­ные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами — условия конкуренции, отношения между профсоюза­ми и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предо­ставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются го­сударственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бур­ного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явле­ния — рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над пред­ложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ — притормозить рост спроса, капитало­вложений и производства, чтобы по возможности сократить перепро­изводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада произ­водства, инвестиций и занятости в будущем.

ГРЭ в области отраслевой и территориальной струк­туры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают приви­легированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних слу­чаях поддержка оказывается отраслям и территориальным едини­цам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других — поощ­ряется развитие новых отраслей и видов производств — носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессив­ным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективно­сти и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому ГЭП поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства. Одновременно го­сударственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам ГРЭ. Создавая дополнительные стимулы и возмож­ности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

^ Регулирование занятости — это поддержание нормаль­ного с точки зрения рыночной экономики соотношения между спро­сом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удов­летворять потребность экономики в квалифицированных и дисцип­линированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту зара­ботной платы, который может негативно отразиться на националь­ной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение заня­тости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потре­бительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направлен­ность регулирования денежного обращения — борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирова­ние денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты — условия накопления, цены, социальные отношения.

^ Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с ры­ночным хозяйством государство постоянно осуществляет оператив­ное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воз­действия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной поли­тики и участия в международной экономической интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования —цены. Динами­ка и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капита­ловложений, устойчивость национальной валюты, социальную ат­мосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результа­тов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил кон­куренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решае­мых ими задач. Это следующие иерархические уровни:

  • уро­вень фирмы;

  • региона;

  • отрасли;

  • сектора экономики (промышлен­ность, сельское хозяйство, услуги);

  • хозяйства в целом (хозяйст­венный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены);

  • глобальный (социальные отношения, экология);

  • наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Цели ГРЭ


Генеральной целью ГРЭ является экономическая и со­циальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называ­емых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель — выравнивание эконо­мического цикла — направлена на объект, т.е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структуры хо­зяйства — на секторальную и отраслевую, региональную структуру; улучшение окружающей среды — на окружающую среду и т.д.

Очевидно, что названные цели, во-первых, неодинаковы по значе­нию и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть постановлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стиму­лирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования от­раслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

Конкретные частные цели могут служить опосредующими для до­стижения других, более высоких для данного текущего момента це­лей. Так, конкретная цель — обеспечение дополнительных капита­ловложений на модернизацию угольных шахт — может быть опосредующей для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твердого топ­лива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли и хозяйственной конъюнктуры в угледобыва­ющих районах; снятия в этих районах социального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт; оказания давления на цены неф­тяных и газовых компаний.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна мо­жет оказаться временно более важной и подчинить себе другие в за­висимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уров­ня осознания этой ситуации субъектами ГРЭ и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели.

Итак, в дереве целей ГРЭ существуют не только отношения под­чинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчине­ния и взаимозависимости между самими конкретными целями, т.е. конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вто­ричными, третичными и т.д.

Положение отдельных целей в дереве целей ГРЭ нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком кон­кретном смысле — оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются ей. В условиях длительного дефицита пла­тежного баланса, роста внешней задолженности, уменьшения валют­ных резервов на первый план выступает цель — оздоровление пла­тежного баланса и подчиненные ей цели — привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на миро­вых рынках.

^

3. Средства (инструменты)
государственного регулирования экономики


Средства государственного регулирования подразделяются на ад­министративные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального сти­мула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Например. Фран­цузские власти запретили строить новые промышленные предпри­ятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличили налоги на новые предприятия, не ввели дра­коновские штрафы — это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.

Правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую во­енно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, со­здав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В резуль­тате в районе порта возросла хозяйственная активность.

В африканской стране правительство разрешило (раньше было запрещено) использовать государственный национальный парк в це­лях организованного туризма, чем воспользовались местные и ино­странные туристические компании.

Меры принуждения можно проиллюстрировать тем, что государст­венные органы всех развитых стран обязывают промышленные пред­приятия организовывать у себя производственное обучение молоде­жи, создавать определенные бытовые удобства для занятых, устанав­ливать очистные сооружения.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия ,в основном, ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно сла­бо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разук­рупнение ведущих концернов.

Экономические средства государствен­ного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджет­ной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. ^ Высшая форма ГРЭ — это государственное экономическое программирова­ние, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов ГРЭ.

Основные экономические средства — это:

  1. регулирование учет­ной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

  2. установление и изменение размеров минимальных ре­зервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

  3. операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обяза­тельств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относитель­ного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

^ Прямое государственное хозяйственное регулирование осущест­вляется средствами бюджетной политики. Государственный бюд­жет — это доходы и расходы центрального правительства и местных властей .

^ Главным инструментом мобилизации финансовых средств для по­крытия государственных расходов являются налоги. Они также ши­роко используются для воздействия на деятельность субъектов хо­зяйства. Нас сейчас интересует в первую очередь не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров нало­говых льгот.

Введение в первые послевоенные годы в ФРГ налога на заня­тость — им облагалась сумма заработной платы и жалованья, вы­плачиваемая работодателями,— оказало сильное воздействие на структуру затрат компаний. Предприниматели оказались заинтере­сованными экономить на живом труде и для этого проводить модер­низацию основного капитала и внедрять в производство новейшие достижения науки и техники.

В направлении стимулирования замены живого труда овещест­вленным и поощрения капиталовложений в новейшие отрасли действовали многочисленные налоговые реформы во всех развитых странах.

Налоги в ГРЭ играют двоякую роль:

  1. с одной стороны - это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики;

  2. другой стороны - это инструмент регу­лирования. Задача государственных бюджетных органов — не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйствен­ное поведение юридических и физических лиц. Для того использу­ются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.
^

Ускоренная амортизация


Особое место среди средств ГРЭ, осуществляемого при помощи налогов играет ускоренное амортиза­ционное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в со­временных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инстру­ментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его — в отрыве физического процесса снашивания машин, обо­рудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основно­го капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирую­щие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производ­ства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансиро­вания в дальнейшем новых капиталовложений.

Нормы амортизационных списаний по видам вещественных но­сителей основного капитала (станки, оборудование, транспортные средства, здания, очистные сооружения) с подробной разбивкой по типам регулярно публикуются министерствами финансов. При про­верке правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг толь­ко если амортизационные отчисления были произведены в соответ­ствии с нормами, разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.
^

Государственный сектор


Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государст­венном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хо­зяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих цен­тральным и местным государственным органам. ГС существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы ГРЭ государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

В одних странах ГС возник в основном в результате национализа­ции ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобри­тании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в ФРГ, США, Швеции, Япо­нии) . В первой группе стран доля ГС в национальном богатстве выше, чем во второй.

Значительная часть ГС — это объекты инфраструктуры, в боль­шинстве своем нерентабельные. Другая часть — государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рен­табельность государственных фирм, как правило, ниже, чем част­ных. Часть ГС — это пакеты акций смешанных частно-государствен­ных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отли­чающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных экономических задач, повыше­ния прибыльности частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности ГС в инфраструктуре, энерге­тике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких при­былей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг (в частно­сти, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Активно используется ГС как средство ГРЭ. Так, в условиях ухуд­шения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капита­ловложения сокращаются, инвестиции в ГС, как правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодейст­вовать спаду производства и росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал прите­кает недостаточно. Так, ГС играет огромную роль в НИОКР, подго­товке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую высту­пая пионерами во внедрении национального капитала в какую-ли­бо страну (пример — участие германского концерна «Фольксваген» (Volkswagen), частично находящегося в собственности федераль­ного и земельного правительств, в автомобильной промышленности Чехии).

В целом ГС служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате ГС служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов пе­рераспределения ВВП.

Размеры ГС, его доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие приватизации — продажи рентабельных, реконструиро­ванных объектов ГС частному капиталу. В 80-х и 90-х гг. эта тенден­ция заметно усилилась.

^

Внешнеэкономическое регулирование


Наряду с перечисленными инструментами ГРЭ, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсе­нал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычага воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономи­ческие связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экс­порта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубе­жом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограниче­нию доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования и репатриации, качественная селек­ция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уров­ня) поступающего из-за границы каптала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономиче­ских организациях, интеграционных межгосударственных объеди­нениях.

Отдельные инструменты государственной экономической полити­ки могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.

^

4. Государственное экономическое программирование


Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. Его задача — комплексное использование в гло­бальных целях всех элементов ГРЭ.

По мере усложнения задач по регулированию хозяйства прави­тельства стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и дол­госрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответст­венные за исполнение этих решений, выделять необходимые средст­ва и определять порядок финансирования.

Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли (в частности, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (напри­мер, социально-экономическая адаптация переселенцев, их обеспе­чение работой и жильем); различные направления научных исследо­ваний.

Виды программ представлены на рисунке 1.



Рисунок 1 –Виды программ

Обычные программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной кор­ректировкой и продлением на один год (скользящее программирова­ние). Чрезвычайные программы разрабатываются в критических си­туациях, например, в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило, краткосрочные. В инструмен­тарии их осуществления заметное место занимают средства админи­стративного регулирования.

Уровень развития государственного программирования в отдель­ных странах различен. Практически во всех странах рыночной эко­номики осуществляются целевые программы. Одна из самых старых целевых программ — регионально-энергетическая по освоению бас­сейна р. Теннесси в США, программа развития ядерной энергетики во Франции, хозяйственного развития юга Италии. В Украине реализуются программы малой и большой приватизации.

Известны общенациональные чрезвычайные программы по восста­новлению экономики Южной Кореи после войны, по структурной перестройке и приватизации новых земель (Восточной Германии) после присоединения ГДР к ФРГ.

На базе опыта целевых и чрезвычайных национальных программ в конце 60-х гг. в ряде стран перешли к общенациональному средне­срочному программированию, охватывающему важнейшие показа­тели народного хозяйства, пионерами в этой области стали Франция, Япония, Нидерланды, Скандинавские страны, Южная Корея. Кроме вышеназванных стран общеэкономическое среднесрочное програм­мирование в настоящее время получило сильное развитие в Герма­нии, Австрии, Испании, Финляндии, Индии, Турции, Кувейте, ря­де стран Латинской Америки. В цитадели рыночного хозяйства — США — общенационального программирования нет, но широко при­меняются целевые и чрезвычайные программы. Очевидно, различия в степени развития программирования в отдельных странах зависят от характера и масштабов задач, которые экономическая и социаль­ная ситуация ставят перед государством.

^ Субъекты экономического программирования — государственные учреждения, ответственные за составление программ, их непосред­ственное осуществление и контроль над ними. Программы раз­рабатываются специальным государственным органом (например, Комиссариатом по планированию во Франции, государственным фондом имущества), а если его нет, то министерствами экономики и финансов или специальным межмини­стерским органом. При этом министерство экономики, как правило, готовит проект самой программы, формулирует иерархию целей, сроки и последовательность осуществления отдельных мероприятий, называют инстанции, несущие ответственность за исполнение. Ми­нистерство финансов разрабатывает план финансирования програм­мы. К разработке программ широко привлекаются представители центрального банка, союзов предпринимателей, торгово-промыш­ленных палат, профсоюзов, создаются различные комиссии и советы экспертов.

Программа и финансовый план ежегодно (в связи со скользящим принципом продления) утверждаются парламентом, также раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении.

В условиях рыночной экономики программирование может быть только индика­тивным, т.е. носить целевой рекомендательно-стимулирующий ха­рактер. Тем не менее оно оказалось достаточно эффективным сред­ством решения хозяйственных задач разного уровня; если государст­венные программы часто и не реализовывались полностью, они все-таки обеспечивали социально-экономическое развитие в желатель­ном направлении. Не менее важно и то обстоятельство, что програм­мирование позволяет синтетически использовать все средства ГРЭ, избежать противоречивости и несогласованности регулирующих ме­роприятий отдельных государственных учреждений.

Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномер­ное влияние на конкурентоспособность отдельных компаний, поло­жение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротив­ление тех, чьи интересы оказались ущемленными. На государст­венные программирующие органы поэтому постоянно оказывается разностороннее влияние, отражающее противоречивые интересы от­дельных групп, общественных сил, политических партий.

Экономическое программирование в отдельных государствах За­падной Европы развивается в направлении все большей взаимной координации экономической политики стран ЕС.

^

5. Механизм государственного регулирования
на примере политики цен


Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит совершенно стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из кри­тических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребите­лей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров, импортеров. Цены затрагивают интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и парла­ментах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.

Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, уси­лению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государствен­ной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели государственного регулирования — опти­мизации темпов и пропорций экономического развития и стабилиза­ции социальной системы.

Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент ме­ханизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальной все­общей и полной свободы ценообразования никогда не было. Весь вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если абстрагироваться от возможностей сговора производителей или продавцов, на протяжении всей истории капитализма можно просле­дить воздействие государства на цены.

Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные монопольные цены на «акцизные» товары, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, сущест­венным образом воздействующее на внутренние цены,— вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен за по­следние 100—150 лет.

Первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия и кри­зис послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен. Германский экономист X. Мюллер писал по это­му поводу, что политические и экономические потрясения в государ­стве и обществе вызвали осознание того, что в интересах лучшего функционирования хозяйства, более равномерного распределения и избежания опасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобы государство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса и поддержанию справедливых цен.

Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х гг. во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воз­действию на цены, вплоть до их замораживания, и государствен­ные мероприятия по воздействию на цены стали составным элемен­том ГРЭ.

Характер государственного регулирования цен представлен на рисунке 2.



Рисунок 2

Приня­тые парламентами законы создают правовую основу отношений меж­ду хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осу­ществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопро­сам, вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финан­сов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60-х,70-х гг. были созданы межминистерские советы по ценам, они имеют наблюда­тельно-совещательные функции.

В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специ­алисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители го­сударственных органов; комитеты призваны консультировать госу­дарственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

Рассмотрим государственное регулирование цен в исторической и логической последовательности. Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него исторически началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Са­мостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства партий, международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров — измерение роста стоимости жиз­ни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособ­ность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную став­ку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по-существу, все государственные ре­гулирующие акции, какой бы цели они ни служили.

Государственное вмешательство в процесс ценообразования осуществляет­ся путем санкционированного правительствен­ными органами завышения издержек производ­ства через включение в себестоимость завы­шенных амортизационных отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда «издержки подпирают цену», т.е. расчет­ные (а не действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате объявленных правительст­вом льгот настолько высоки» что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благо­приятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

^ Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразо­вания является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий — цено­вые — предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

^ Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значи­тельна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслеЙ строительства. Правительственные органы, являясь посто­янными покупателями или заказчиками определенных видов това­ров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «конкретные цены», которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

^ Особым направлением ГЭП является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некото­рых странах — экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

Установление цен на минеральное сырье, до­бываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электро­станций и железнодорожные, почтовотелеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары и услуги госсектора.

Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют сни­жению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пони­женной рентабельности или дефицитности этих объектов государст­венной собственности.

Фиксация цен или установление пределов их повышения в не­государственном секторе — типичное средство администра­тивного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффектив­ным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабле­ния социальной напряженности.

Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществля­ется национальными органами.

Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали (ЁОУС), ежегод­ное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продук­ты в ЕС, меры по унификации транспортных тарифов ж налогов внутри ЕС, участие стран в международных конференциях, органи­зациях по отдельным видам товаров, тарифам на морские я воздуш­ные перевозки.


Выводы


1. Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контро­лирующего характера, осуществляемых правомочными государст­венными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономи­ческой системы к изменяющимся условиям. ГРЭ является реакцией на трудности и противоречия в социально-экономическом развитии. Уровень развития и конкретные формы ГРЭ в отдельных странах сильно различаются.

2. Субъектами ГРЭ являются носители, выразители и исполнители экономических интересов. Между субъектами, с одной стороны, це­лями и средствами ГРЭ, с другой, существуют многообразные прямые и обратные связи.

3. Основные объекты ГРЭ — экономический цикл, хозяйственная структура, условия накопления, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социаль­ные отношения, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда, внешнеэкономические связи.

4. Важным элементом ГРЭ является дерево целей, постоянно из­меняющееся в зависимости от конкретных проблем, стоящих перед экономикой страны.

5. Средства ГРЭ подразделяются на административные и экономи­ческие; последние состоят, в свою очередь, из средств денежно-кре­дитной и бюджетной политики, государственного сектора в экономи­ке. Наиболее широко используемые и эффективные средства бюд­жетного регулирования — изменения налоговых систем, налоговые скидки, ускоренное амортизационное списание основного капитала, льготы при реализации скрытых резервов.

6. Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование, развивающееся от чрезвычайных и обычных це­левых программ к государственному среднесрочному общеэкономи­ческому программированию.

7. В своем развитии ГРЭ прошло ряд этапов, от создания общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала пу­тем разработки законодательных норм до осуществления мер по меж­государственному согласованию среднесрочных общеэкономических программ и участию в составлении и выполнении международных целевых программ.

  1. Важнейшие относительные границы эффективности ГРЭ:

  1. границы достаточной мотивации предпринимательской дея­тельности;

  2. социальные границы налогообложения;

  3. границы прироста ВВП (конъюнктурные границы).

Можно подсчитать пределы возможностей ГРЭ путем поощрения самофинансирования.

Пределы эффективности государственного регулирования при по­мощи государственного бюджета зависят от того, что потребности в финансировании государственных регулирующих мер резко возра­стают именно тогда, коща возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются.

Границы экономического программирования также зависят от фи­нансовых возможностей государства обеспечить частному капиталу достаточную прибыль в качестве мотивации для деятельности в соот­ветствии с государственными программами.

9. Несмотря на существующие границы эффективности ГРЭ, оно продолжает развиваться и позволяет разрешить или смягчить многие серьезные проблемы, возникающие в рыночной экономике.

^

Вопросы для самоконтроля


1. Чем вызвана необходимость ГРЭ в условиях рыночного хозяйства?

2. Как осуществляется взаимодействие хозяйственных интересов с ГРЭ?

3. Что такое субъекты ГРЭ?

4. На какие объекты направлено ГРЭ?

5. Какие цели преследует ГРЭ?

6. Как осуществляется государственное регулирование при помощи денежно-кре­дитных средств?

7. Что такое административные средства регулирования?

8. Каковы соотношения между целями регулирования? Что такое дерево целей ГРЭ?

9. Как воздействуют на экономику изменения учетной ставки?

10. Какова роль налогов в ГРЭ?

11. Зачем министерства финансов разрешают фирмам проводить ускоренное амортизационное списание основного капитала?

12. Что такое скрытые резервы фирмы, как они возникают и используются?

13. Какую роль в ГРЭ играет государственный сектор?

14. Как осуществляется государственное экономическое программирование?

15. Чем определяются границы эффективности ГРЭ?


Скачать файл (177.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации