Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Управление культурой в СССР в 1936 - 1939 г.г - файл 1.doc


Контрольная работа - Управление культурой в СССР в 1936 - 1939 г.г
скачать (37.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc38kb.22.11.2011 00:25скачать


1.doc

Антонов С. А. И - 061

Управление культурой 1936 - 1964 гг.
В первые годы существования Советского государства управление культурой находилось в ведении Наркомата просвещения РСФСР. К середине 30-х годов управление народным образованием приобрело законченные организационные формы и в дальнейшем почти не претерпевало изменений. Что касается органов управления культурным строительством и искусством, то они получают дальнейшее развитие, которое приводит к их выделению в самостоятельную отрасль государственного руководства.

В 1936 г. По постановлению ЦИК и Совнаркома СССР образуются союзно-республиканский Всесоюзный комитет по делам искусств. На него возлагалось руководство всеми учреждениями культуры и искусства, в том числе учебными заведениями, готовившими кадры работников для отрасли. В 1936 – 1938 гг. в его составе находился и Кинокомитет СССР. Всесоюзный комитет по делам искусств осуществлял также цензурные функции в области культурной политики1

Создается Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию, преобразованный в 1936 г. Во Всесоюзный комитет по делам высшей школы. В 1940 г. Было образовано Главное управление трудовых резервов при Совнаркоме СССР, руководившее ремесленными училищами и школами фабрично-заводского обучения. В ведении Наркомпроса оставались дошкольные и школьные учреждения, а также педагогические вузы и училища, готовившие специалистов для начальной и средней школы2.

В сентябре 1938 г. СНК СССР утвердил Типовой устав высшего учебного заведения. Академия наук СССР была передана в ведение Совнаркома СССР. Отчет Академии наук стал периодически заслуши­ваться советским правительством. В ноябре 1935 г. СНК СССР утвер­дил Устав Академии наук СССР, который определял в качестве ее зада­чи всемерное содействие общему подъему теоретических, а также при­кладных наук в СССР, изучение и развитие достижений мировой науч­ной мысли. В феврале 1936 г. Коммунистическая академия была слита с Академией наук СССР. Таким образом, в одном государственном на­учном центре была объединена деятельность научных учреждений в области точных, естественных я общественных наук. Академия наук СССР стала во главе научно-исследовательской работы в Советском Союзе. Расширялась сеть научно-исследовательских институ­тов: в 1936 г. Был создан Институт истории, в 1937 г. - Институт геологических наук. Для успешного развития широкой научно-исследовательской работы требовались высококвалифицированные научные кадры. Важное значение постановление СНК СССР от 20 мата 1937 г., которым регламентировался порядок присвоения ученых степеней кандидата наук и доктора наук, а также ученых званий: ассистента, доцента, профессора. Основной фермой подготовки научных и научно-педагогических кадров стала аспирантура3.

В годы Великой Отечественной войны для централизованного руководства всей информацией было создано Советское бюро военно-политической пропаганды (Совинформбюро)4. Крупнейшие вузы были эвакуированы, многие закрыты или объединены. Сеть вузов в 1942-1943 учебном году уменьшилась на 40%, число студентов сократилось в 2,5 раза. Были введены новые учебные планы с ускоренным обучением (вместо 5 лет – 3,5, вместо 4 – 3 года), уменьшились летние и зимние каникулы, вводились новые дисциплины в вузах. Ущерб, причиненный войной высшей школе, был огромным: 334 вуза были совершенно уничтожены, в других – уничтожено оборудование, библиотеки, уникальные экспонаты вывезены в Германию5.
После войны органы управления культурой и искусством неоднократно подвергались реорганизации. В 1953 г. шесть ведомств этой отрасли (Комитет по делам искусств (руководство и контроль за репертуаром, зрелищной рекламой, утверждение проектов памятников, подготовка и распределение кадров), Министерство кинематографии (в его ведение отошли киностудии, кинотеатры, предприятия кинопромышленности, а также руководство производством фильмов, организации кинопроката, подготовка кадров для кинематографии), Комитет радиоинформации, Комитет радиовещания, Совинформбюро и Главное управление полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли) и два образовательных ведомства (Министерство высшего образования и Министерство трудовых резервов) слились в союзно-республиканское Министерство культуры. В таком виде министерство просуществовало недолго6. В 1954 г. из него выделились образовательные ведомства. Дальнейшая реорганизация Министерства культуры велась по двум направлениям: 1) расширение прав союзных республик, в ведение одноименных министерств которых было передано большее число учреждений культуры; 2) создание самостоятельных федеральных органов для управления отдельными подотраслями7.

В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы и Главное управление трудовых резервов преобразуются соответственно в Министерство высшего образования и Министерство трудовых резервов. Эта реорганизация сопровождалась передачей в непосредственное ведение Министерства высшего образования СССР более 300 вузов, находившихся до этого в административном подчинении различных министерств и ведомств.

В 1959 г. Министерство высшего образования переименовывается в Министерство высшего и среднего специального образования, а Главное управление трудовых резервов (под таким названием оно выделилось в 1954 г. из Министерства культуры) – в Госкомитет по профессионально-техническому образованию. Оба ведомства с 1954 г. имели статус союзно-республиканского органа.

В 1957 г. создается Госкомитет по радиовещанию и телевидению, переименованный в 1959 г. в Госкомитет по телевидению и радиовещанию, в 1963 г. – Госкомитет по кинематографии и Госкомитет по печати (последний в 1972 – 1978 гг. назывался Госкомитетом по делам издательств, полиграфии и книжной торговли)8.

Характерной чертой государственного управления культурой и искусством являлось нередко личное вмешательство первых лиц государства (особенно И.В.Сталина и Н.С.Хрущева) в процесс культурного творчества, когда в соответствии с их субъективными восприятиями и пристрастиями менялись приоритеты в культурной и идеологической политике.


1 Куликов В. И. История государственного управления в России. – М., 2003. – С. 206.


2 Там же. - С. 204-205.

3 История Государства и права России. – М. – 2003. – С. 401.


4 Куликов В. И. История государственного управления в России. – М., 2003. – С. 206.


5 Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. - М., 1986. – С. 238.


6 Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. - М., 1986. – С. 239.

7 Куликов В. И. История государственного управления в России. – М., 2003. – С. 206.

8 Куликов В. И. История государственного управления в России. – М., 2003. – С. 205.




Скачать файл (37.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации