Лекции - Конституционное право РФ - Самигуллин (БГУ)
скачать (2364.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 2365kb. | 22.11.2011 00:25 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Конституционное право зарубежных стран [ лекция ]
- Конспект для сдачи экзамена Конституционное право зарубежных стран [ лекция ]
- Паспорта специальностей - Юридические науки [ документ ]
- Конституционное право [ реферат ]
- Конституционное право Украины [ лекция ]
- Конспект лекций для сдачи экзамена по курсу Конституционное право Украины [ лекция ]
- Конституционное право [ лекция ]
- по конституционному праву в России [ лекция ]
- Конституционное право Беларуси [ лабораторная работа ]
- Конституционное право Казахстана [ лекция ]
- Конституционное право Республики Беларусь [ лекция ]
- Конституционное право Республики Беларусь [ лабораторная работа ]
1.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИБАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
В.К. САМИГУЛЛИН
КОНСТИТУЦИОННОЕ
ПРАВО
РОССИИ
КУРС ЛЕКЦИЙ
3-е издание, дополненное и переработанное
Уфа
РИО БашГУ 2004
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
В.К. Самигуллин
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ
Курс лекций
3-е издание, дополненное и переработанное
Уфа РИО БашГУ
2004
УДК 342 ББК 67.400 СП
Отв. редактор: канд. юрид. наук В.М. Костылев
Рецензенты: Кафедра конституционного права Уральской государственной юридической академии (г. Екатеринбург);
доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии, Заслуженный деятель науки РФ Н.А. Михалева (г. Москва)
^
СП Конституционное право России: Курс лекций. - 3-е издание, дополненное и переработанное. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 490с.
ISBN 5-7477-0942-9
В книге представлены лекции по ключевым темам учебного курса «Конституционное право Российской Федерации».
Предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей, для всех, кто интересуется вопросами права и государства.
УДК 342 ББК 67.400
ISBN 5-7477-0942-9
© Самигуллин В.К., 2004 г. © БашГУ, 2004 г.
Указ
Президента Российской Федерации
"Об изучении Конституции Российской Федерации
в образовательных учреждениях"
В целях формирования правовой культуры и гражданского воспитания личности постановляю:
1. Считать целесообразным организовать изучение Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях.
2. Правительству Российской Федерации при утверждении федеральных компонентов государственных образовательных стандартов основного общего образования обеспечить включение в них основных положений Конституции Российской Федерации.
Президент Российской Федерации
Б. Ельцин.
Москва, Кремль
29 ноября 1994 года
№2131
Российская газета. - 1994. - 7 декабря
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .......
сии
Раздел I. Теоретические начала конституционного права Рос-
Лекция 1. Конституционное право как наука...............12
Лекция 2. Конституция: общая характеристика.............35
Лекция 3. Конституционное развитие России..............57
Раздел II. Нормативный аспект конституционного права Лекция 4. Конституционное право в правовой системе России . 77 Лекция 5. Источники российского конституционного права ... 94
Раздел Ш. Демократические и гуманистические начала конституционного права
Лекция 6. Основы конституционного строя России.........109
Лекция 7. Права и свободы человека и гражданина.........126
Лекция 8. Гражданство Российской Федерации............151
Раздел IV. Государственно-территориальное устройство современной России
Лекция 9. Россия — федеративное государство.............184
Лекция 10. Субъекты Российской Федерации.............212
Лекция 11. Федеральные округа........................231
Раздел V. Три уровня публичной власти в России
Вводное слово........................................240
Часть первая. Федеральный уровень государственной власти
Лекция 12. Президент Российской Федерации.............241
Лекция 13. Парламент Российской Федерации.............263
Лекция 14. Правовой статус парламентария...............280
Лекция 15. Правительство Российской Федерации.........290
Лекция 16. Судебная власть............................316
Часть вторая. Региональный уровень государственной власти
Лекция 17 Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации................................351
Лекция 18. Особенности организации законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти в субъектах Российской Федерации...................................360
Лекция 19. Правовой статус легисланта..................393
^
Лекция 20. Конституционно-правовые основы местного самоуправления ...................................................396
Указатель имен.......................................423
Приложения.........................................I-LVI1I
ВВЕДЕНИЕ
Нет ничего практичнее хорошей теории. Роберт Кирхгоф
Теория и практика образуют одно целое, и, как душа и тело, они зачастую не согласны между собою. Мария Эшенбах
Сегодня недостатка в учебниках и учебных пособиях, в иных дидактических материалах по конституционному праву нет. После принятия новой Конституции РФ учебников только с грифом Минобразования России опубликовано несколько десятков. Но такая картина характерна не только для конституционного права. Издано много различной литературы и по дисциплинам, относящимся к другим областям юридических знаний: теории права и государства, гражданскому (частному) праву, административному праву, уголовному праву и т.д.
Еще недавно самым толстым учебником по конституционному праву было издание, подготовленное профессором Маратом Викторовичем Баглаем. Сейчас таких книг немало. Но пальма первенства в этом принадлежит учебнику профессора Анатолия Алексеевича Без-углова и профессора Сергея Александровича Солдатова, который именуется полным курсом конституционного права России. Состоит он из трех томов, по которым распределены 14 глав, включающих 95 параграфов. Каждый параграф, по существу, отдельная лекция (тема). Общий объем курса 2384 страницы: том I - 800 страниц, II - 832, III - 752. Внушительно, не правда ли? По объему этот курс, пожалуй, достоин книги рекордов Гиннеса. Но каково студентам? Смогут ли они одолеть этот трехтомник за время, отведенное им для изучения конституционного права? Особенно если принять во внимание то, что "от сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год".
Некоторые преподаватели (молодые и не очень) считают: зачем издавать какие-то авторские курсы, если и без них полно учебников и учебных пособий. Достаточно умело воспользоваться ими. Едва ли можно с ними согласиться.
В основе нашего курса лекции и материалы к ним, опубликованные автором ранее: Основы российского конституционного права, - Уфа, 2000. - 175 с.; Конституционное право России, - Уфа, 2001. -320 с.; Публичная власть: региональный аспект.- Уфа, 2002.- 115 с. Но рассмотренные в них темы переработаны и дополнены новыми лекциями, новыми данными, с учетом развития конституционно-правовой научной мысли, совершенствования действующего законодательства и практики его применения. Исправлены опечатки и другие погрешности полиграфического характера.
Курс состоит из 20-ти лекций, которые сгруппированы в пять разделов.
I. Теоретические начала конституционного права (три лекции).
II. Нормативный аспект конституционного права (две лекции). Ш. Демократические и гуманистические начала конституционного права (три лекции).
IV. Государственно-территориальное устройство современной России (три лекции).
V. Три уровня публичной власти в России (девять лекций). Последний раздел разбит на три части, что обусловлено общей
логикой изложения материала. Первая часть посвящена федеральной государственной власти, вторая - региональной, а в третьей рассматриваются вопросы, относящиеся к конституционно-правовым основам местного самоуправления.
Общий объем курса 42 2 страниц (без приложений и именного указателя). Многовато?! Но все же меньше, чем у А.А. Безуглова и С.А. Солдатова. Думается, что у студентов не возникнет больших затруднений в освоении предложенного лекционного материала.
Можно заметить, что, несмотря на некоторую структурную модернизацию, в целом в основу курса положена структура действующей федеральной Конституции. Такой подход, на наш взгляд, оправдан тем, что позволяет лучше усвоить логику Основного закона и яснее представить развитие основанного на ней законодательства и правоприменительной практики. Важно это и с той точки зрения, что в этом случае открываются большие возможности для хорошего овладения "языком" конституционного права, его терминами, понятиями и категориями. Вместе с тем, что тоже можно легко заметить, ряд
тем, которые многие авторы традиционно включают в свои лекционные курсы, в данном курсе лекций отсутствуют. Например, нет лекции, посвященной избирательному праву и референдумному праву. Несколько схематизировано изложен материал, относящийся к правам и свободам человека и гражданина.
Это сделано сознательно. Как нам представляется, основной курс конституционного права не должен быть перегружен. Он все же должен быть посвящен лишь ключевым темам. Другие же темы могут получить освещение в материалах спецкурсов и спецсеминаров. Именно таким путем идет наша кафедра. Наряду с основным курсом конституционного права преподаются еще 14 спецкурсов: конституционно-правовые основы свободы совести, парламентское право (законотворчество), избирательное право и др. Кроме того, учитывается то, что отдельные темы конституционно-правового свойства с той или иной степенью глубины освещаются при преподавании других учебных дисциплин: теории права и государства, истории права и государства, истории правовых учений, прав человека, международного права, политологии и др. В нашем институте (институте права Башгосуниверситета) даже образована кафедра прав человека, учебные дисциплины которой предполагают более углубленное изучение проблематики прав и свобод человека и гражданина.
Наряду с позитивным материалом наша работа содержит и вопросы проблемного характера.
В части законодательства она ориентирована на действующие источники права, среди которых, естественно, первенство отдано Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Здесь автор стремился быть предельно строгим. Вместе с тем в работе реализуются определенные идеи и концепции, которые, однако, автором не рассматриваются как бесспорные. Так, сторонники национально-территориальной, асимметричной, договорной федерации, вероятно, не согласятся с мыслью о том, что с точки зрения устойчивого развития страны, благоденствия ее народа, управляемости более привлекательна теоретическая конструкция территориальной, симметричной, конституционной федерации. Возможно, и даже скорее всего, не всем понравится структура курса. И к этому, думается, нужно отнестись с пониманием, так как вопросов более чем достаточно. Например, надо ли рассматривать
проблему соотношения курса конституционного права и специально-юридических дисциплин (скажем, курса административного права) или иных дисциплин (например, политологии)? Оправданы ли исторические экскурсы или лучше уйти от них? Уместна ли в курсе лекция на тему "Российская Федерация в мировом сообществе правовых государств" или это тема, относящаяся к международному праву либо проблемам глобалистики? Может быть, курс надо разделить, как предлагает Наталья Анатольевна Богданова, на общую и особенную части? А может быть, что в последние годы активно проповедует профессор Марат Сабирзянович Саликов, в курсе надо выделить еще и особый раздел или специальную часть, где рассматривается процедурно-процессуальная проблематика конституционного права?
Конституционное право имеет сложную природу. Можно сказать: ее природа множественная, а если быть еще точнее, синтетическая. Содержание конституционного права образует глубокий сплав идей, знаний, принципов и норм. Как наука конституционное право сочетает в себе черты фундаментальных и прикладных дисциплин. Наряду с очевидными истинами здесь еще много и не совсем ясного. Как любая наука, она сталкивается с тайнами, имеет секреты. С этим связаны трудности в организации лекционного материала, и это же требует постоянной работы над его совершенствованием. То, что сегодня кажется великолепным, завтра может вызвать другие чувства, ибо все относительно. Пределов для совершенствования нет. Пожалуй, хороший курс лекций — это не тот, у которого много достоинств, а тот, у которого мало недостатков. Именно к этому стремился автор данного курса. Удалось ли решить эту задачу?
В курсе приняты следующие сокращения:
РФ, Россия, Федерация - Российская Федерация.
Конституция РФ - Конституция Российской Фе-
дерации от 12 декабря 1993 года.
ФКЗ - Федеральный конституцион-
ный закон.
ФЗ - Федеральный закон.
ФЗ о гражданстве - Федеральный закон РФ о гра-
жданстве, принятый Государственной думой Федерального
Собрания Российской Федерации 31 мая 2002 года.
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации.
- Федеральное собрание - парламент Российской Федерации.
- Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации.
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
- Государственный Совет.
- Правительство Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации.
- Верховный Суд Российской Федерации.
- Высший арбитражный суд Российской Федерации
Буду признателен всем, кто возьмет на себя труд высказать замечания и предложения, направленные на совершенствование учебного пособия
Мой служебный адрес: 450006, г. Уфа, ул.Достоевского, 131, Институт права Башгосуниверситета.
ЦИК РФ
Президент
Федеральное собрание Госдума
СФ
Госсовет Правительство
КС РФ ВСРФ ВАС РФ
^
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ
10
Лекция 1
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА
Наука - это организованное знание. Г. Спенсер
Жизнь ставит цели науке; наука освещает путь жизни.
Н. Михайловский
Существуют три стадии признания научной истины: первая - «это абсурд», вторая - «в этом что-то есть», третья - «это общеизвестно»
Эрнест Резерфорд
1. Общая характеристика науки конституционного права. Николай Бердяев как-то сказал: «Науки нет, есть только науки». Это очень смелое и, вместе с тем, исключительно спорное утверждение. Вернее все же рассматривать науку как сложное явление. Ее можно представить как сумму научных знаний, и с этой точки зрения, думается, допустимы оба эти понятия: в каждом из них заключено представление о науке (науках), как об известном диалектичном единстве единичного и суммативного.
Можно вести речь о науке конституционного права отдельных стран. С этой точки зрения у каждой страны может быть своя наука конституционного права. Вместе с тем все, что в той или иной стране относится к конституционной проблематике, может рассматриваться в качестве объекта конституционного права как единой науки. В советское время в юриспруденции определенное развитие получило государственное (конституционное) право зарубежных стран. Достаточно активно использовалась следующая терминология: государственное право буржуазных стран; государственное право развивающихся стран; государственное право стран капиталистической ориентации; государственное право стран социалистической ориентации. Сейчас иногда пишут так: конституционное право стран дальнего зарубежья; конституционное право стран ближнего зарубежья. Ныне же ученые-юристы, занимающиеся изучением нероссийского конституционного права, свой предмет научного увлечения называют no-разному: одни - конституционное
12
право зарубежных стран (государств); другие - иностранное конституционное право. В последнее время достаточно активно развивается такое направление в конституциоведении как сравнительное конституционное право. Это как бы общее конституционное право, изучающее конституционное право всех стран мира, взятых в единстве и различии. В определенных своих частях сравнительное конституционное право смыкается с общей теорией права и государства, международным правом, философией, социологией, политологией.
Любая наука имеет свой объект и свой предмет. Что же представляют собой объект и предмет российской конституционно-правовой науки?
Разрушение тоталитаризма в России, развитие либерально-демократических идей и институтов в обществе обусловили не только смену обозначения науки (раньше она именовалась наукой советского государственного права, а теперь - наукой российского конституционного права), но и пересмотр прежних подходов к характеристике объекта и предмета этой науки. Однако в предлагаемых решениях немало дискуссионного. Одни ученые-конституционалисты не проводят различия между объектом и предметом науки конституционного права, нередко просто отождествляют их. Другие различают их, но не совсем четко их характеризуют.
При решении вопроса об объекте и предмете науки конституционного права, вероятно, нужно руководствоваться следующим методологическим постулатом: объект той или иной отрасли научного знания - это то, что дано до науки, а предмет ее - это то, что получилось после «научного окультуривания» этого поля. Вместе с тем следует учитывать еще одно обстоятельство: на определенном этапе своего развития во всякой науке получает развитие процесс самопознания, что, несомненно, является необходимым условием ее дальнейшего развития. А это, в свою очередь, усложняет решение вопроса об объекте и предмете науки.
В самом общем виде объект конституционного права как науки образует человек, его естественные права и свободы; общество и государство как институциональные образования, взятые в единстве, различии и взаимодействии. При углублении же в вопрос можно обнаружить, что основной интерес науки конституционного права сфокусирован на изучении конституционного права как от-
13
расли отечественной системы права; взаимоотношений человека и власти; становления и развития важнейших институтов общества (семьи, собственности, коллективов, местного самоуправления, партий и т.д.) и государства (прежде всего, институтов главы государства, парламента, правительства, судебной системы), а также законодательства (главным образом, конституционно-правового, но не только), а также практики его реализации, применения. Кроме того, в орбите познания науки конституционного права находятся такие объекты, как личность ученого-конституционалиста, различные конституционно-правовые идеи, учения, теории, концепции; конституционно-правовые научные институты, центры и другие учреждения и т.д. Предмет же науки конституционного права образуют вопросы, часто проблемные, направленные на установление закономерностей, тенденций, имеющих существенное значение с точки зрения легитимации и защиты естественных прав и свобод человека и гражданина, развития структур гражданского общества и правового государства, формирования конституционно-правового законодательства, в целом правовой системы общества. В зависимости от различных обстоятельств круг тем, обсуждаемых конституционалистами может сужаться или расширяться, но в целом объем и характер проблематики, образующей содержание науки конституционного права, предопределен объективными факторами: уровнем развития общества (в диком обществе не возникает даже потребности в науке конституционного права, как, впрочем, и в любой другой науке), степенью развития важнейших элементов конституционализма, т. е. тех ее частей, в которых наиболее полное выражение находят мировоззрение, философско-теоретические взгляды, основанные на постулатах свободы и справедливости. Свобода самодостаточного общества и порядок в государстве, наделенном властью, необходимой и достаточной, чтобы обеспечить безопасность обществу и его членам, не разрушая сложившийся в обществе правопорядок, а напротив, способствуя его сохранению и развитию, - это, пожалуй, стержневая идея современного конституционализма. Думается, тема законности, точнее правозаконности, относится не столько к обществу, сколько к государству. Если государство действительно проявляет заботу о правопорядке, то оно всегда должно действовать в режиме правоза-
14
конности. Общество не может жить только по писаным законам, в которых элемент субъективизма, волюнтаризма, произвольности во все времена достаточно значителен. Оно живет, веря в идею права, которое во много раз богаче и сложнее закона. Государство может находиться в кризисе и действительно частенько бывает в таком состоянии. И если с тем или иным успехом оно преодолевает такое состояние, то, как правило, только благодаря силе общества, долготерпению населения, его вере в право, в любовь, плодом которой является каждый человек, а также во все то хорошее, что окружает людей, создавая определенный уровень комфортности для их жизни.
Какова система российской науки конституционного права? Это один из интереснейших и вместе сложнейших вопросов консти-туциоведения.
В дореволюционной России нормативно-правовая сторона идеи конституции была развита крайне слабо. Этот «минус», как ни странно, в теоретическом плане становился «плюсом». Незрелость конституционно-правовой догмы позволяла развивать содержательно богатые теории о том, что есть система науки конституционного (государственного) права. По этому поводу Н.М. Коркуновым, Н.И. Лазаревским и рядом других крупных ученых-конституционалистов высказаны глубокие идеи, которые сохраняют свое значение и ныне. Так. Н.М. Коркунов находил, что система науки государственного права состоит из двух частей -общей и особенной. А Н.И. Лазаревский считал, что в системе науки конституционного (государственного) права центральное место должны занимать вопросы о конституционном государстве, т.е. о формах правления, исторических предпосылках конституционного строя (разделении властей, народном суверенитете, народном представительстве).
В советское время в юриспруденции господствовало мнение, что система науки государственного права СССР не может расходиться с системой государственного права как отрасли советской системы права, точнее, со структурой ее основного источника -Конституции СССР. Иные взгляды, а они были (крайне интересны работы Г.С. Гурвича, И.Д. Левина, И.П. Трайнина), разделялись немногими. В 60-80-е годы ученый люд стал смелее. А.И. Лепешкиным, И.Е. Фарбером, В.А. Ржевским, Б.В. Щетининым были обоснованы различные варианты системы науки конституционного (государст-
15
венного) права, которые достаточно сильно отличались от структуры действующей тогда конституции.
Ныне, уже в постсоветский период, в области систематики науки конституционного права много и продуктивно работают, например, Н.А. Богданова, В. Т. Кабышев, Ю.А. Тихомиров и др. Проведен критический анализ многих воззрений на систему науки конституционного (государственного) права, высказаны интереснейшие идеи на этот счет. Вместе с тем сохраняет свое значение и традиционная точка зрения, согласно которой структура науки конституционного права во многом совпадает со структурами конституционного права как отрасли отечественной системы права и как учебной дисциплины.
Таким образом, существуют различные решения вопроса о системе науки конституционного права. В дискуссионном плане хотелось бы высказать наше видение решения этого вопроса.
Обычно указывается, что конституционное право - система идей, взглядов, представлений, принципов, знаний о конституционном праве как отрасли отечественной системы права, обращается внимание на составляющие его содержание нормы, регулирующие общественные отношения. При этом отдельными авторами обращается внимание на то, что конституционное право частью относится к правоведению, а частью к государствоведению. Со сказанным с теми или иными допущениями, думается, можно было бы согласиться, но здесь, на наш взгляд, не принимаются во внимание два важных обстоятельства. Дело в том, что любая наука - это не только знания (идеи, теории, концепции и. д.), а еще и деятельность, в процессе которой эти знания потребляются и производятся, и, в конечном счете, вырабатываются новые знания. Кроме этого, всякая наука - еще и научные учреждения, научные образования, научные ассоциации. Следовательно, и в случае с наукой конституционного права при характеристике ее системы нельзя ограничиваться тем, что она представляет собой систему знаний, а обязательно нужно указывать еще и на деятельность, направленную на приращение этих знаний, а также на научные учреждения, научные образования, научные ассоциации как на ее определенные системообразующие элементы.
Далее. Существуют определенная зависимость между системой науки конституционного права и структурной организацией
16
всего объема изучаемого ею материала, т. е. при исследовании и характеристике системы науки конституционного права вольно или невольно приходится считаться с системными особенностями ее объекта и предмета.
Кроме того, нельзя понять, в чем специфика системы науки конституционного права, если отсутствует определенность в последовательности основной идеи конституционализма, которая по большему счету является отправной и в то же время конечной точкой всей конституционно-правовой теории и практики.
Наконец, любая достаточно развитая наука состоит из частей, в которых заключены соответствующие знания, относящиеся к ее философско-теоретической основе, истории, понятийно-категориальной и нормативной стороне. Следовательно, указанные элементы необходимо различать и в системе науки конституционного права. Вполне уместны в ней и исследования, направленные на алгоритмизацию решения отдельных конституционно-правовых задач.
Таким образом, можно заключить: хотя наука конституционного права представляет собой структурно обособленную часть правоведения и государствоведения в их функциональном единстве, она, тем не менее, представляет собой вполне самостоятельное и достаточно сложное системное образование, которое в полную объеме еще, пожалуй, не познано.
В порядке рабочей гипотезы можно высказать идею о том, что в качестве наиболее существенных, системообразующих элементов науки конституционного права выступают следующие содержательно богатые, наукоемкие фрагменты:
1. Методолого-теоретические начала науки конституционного права.
2. История науки конституционного права.
3. Учение о конституции. Современные взгляды на конституционализм, на его сущность, содержание, структуру, виды, возможности влияния на развитие общества и государства, отдельных их структур.
4. Конституционно-правовые принципы.
5. Важнейшие конституционно-правовые понятия и категории. Механизм конституционно-правового регулирования.
6. Права и свободы человека и гражданина.
17
7. Правовая система.
8. Территориальное устройство государства.
9. Организация и функционирование публичной власти. Понятие публичной власти. Виды и уровни публичной власти. Ветви государственной власти в условиях различных форм государства и политических режимов. Местное самоуправление.
10. Научные кадры и научные учреждения, организации, ассоциации.
Отсюда - наука конституционного права представляет собой отдельную область правоведения и государствоведения, взятых в единстве, т.е. систему специфических знаний о конституционно-правовой действительности, теоретико-практическую деятельность ученых-конституционалистов и специалистов, занимающихся решением многообразных задач, направленных на систематизацию и приращение этих знаний, а также совокупность научных учреждений, образований, ассоциаций, способствующих самореализации указанных лиц, создавая резким максимального благоприятствования развитию инициативы, творчества.
^ Методология науки конституционного права. Что такое методология? Одни отождествляют методологию с философией. Другие находят, что методология не сводится к философии, поскольку включает в себя еще и не философские, а чисто научные понятия и категории прикладного характера. Существует достаточно авторитетное мнение, что методология - особая отрасль науки, которая, отвлекаясь от психологических, физиологических, социальных и других аспектов анализа, рассматривает главным образом объективную структуру процесса исследования и строение образующих его компонентов. Э.Г. Юдиным высказана плодотворная идея, согласно которой необходимо различать типы и уровни методологии. По его мнению, существуют четыре уровня методологического знания: высший уровень - философская методология, определяющая общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом; уровень общенаучных принципов и форм исследования, специфика которых состоит в относительном безразличии к конкретным типам предметного содержания отдельных наук, и вместе с тем обладает некоторыми "общими чертами процесса познания в его достаточно
18
развитых формах"; уровень конкретной научной методологии -принципы исследования и процедуры, применяемые в той или иной специальной научной дисциплине; низший уровень - методика и техника конкретного исследования, которые представляют собой "набор процедур", обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку1.
Таким образом, в науке нет единого понимания методологии. Слабо разработан и вопрос о методологии науки конституционного права. Большинство ее представителей довольствуются наработками по этому вопросу данными общей теории права и государства, хотя, если углубиться в предмет, можно заметить, что и в этой научной области вопросы методологии тоже во многом дискуссионны.
Условимся, что методология - понятие достаточно широкое, собирательное, синтетическое, интегральное, состоящее из ряда компонентов: мировоззрения и фундаментальных понятий, некоторых общих принципов, всеобщих законов и категорий, общих и частных методов. С прикладной точки зрения очень важен вопрос о совокупности методов, используемых наукой конституционного права. Но при этом нельзя забывать и того, что методология не есть простая сумма, некий набор методов, а есть нечто большее. Методы, взятые в единстве и в целом, лишь часть всей методологии как системного явления. Ни один метод не имеет методологического значения без предмета соответствующей науки.
В науке конституционного права достаточно активно используются следующие методы и подходы.
Скачать файл (2364.5 kb.)