Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Влияние деструктивных религиозных организаций на процесс социализации ребенка - файл 1.doc


Контрольная работа - Влияние деструктивных религиозных организаций на процесс социализации ребенка
скачать (130.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc131kb.22.11.2011 00:37скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание
1. Функции религии в обществе 3

2. Сущность религиозного воспитания 6

3. Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве 7

4. Особенности осуществления социально-педагогической

деятельности в различных христианских конфессиях 10

5. Влияние деструктивных религиозных организаций на процесс

социализации ребенка 14

Выводы 17

Список использованных источников 18

1. Функции религии в обществе
В истории Республики Беларусь православие играло огромную роль. Беларусь крепла в тяжелых испытаниях, и только вера и нравственная сила народа помогли ей выжить. Вся белорусская жизнь проходи­ла под знаком благоговейной церковности и внут­ренней религиозности.

Церковь была основным социальным институтом, который воспитывал человека. Белорусская община - это христианская община верующих, объединенная вокруг церк­ви одного прихода. Община выступала воплощением Духа Хрис­това на земле белорусского народа, так как в ее основе лежали запове­ди любви к Богу и ближнему. Каждая деревня, село и улица тянулись к своему приходу, который освящал любое семейное или общественное дело [1, с. 136].

Трудно переоценить роль религии в обществе. Являясь одним из древнейших его институтов, она и по сей день продолжает влиять на формирование социально-нравственных и правовых норм. Исторически православная церковь в Беларуси являлась одной из идеологических основ общества и выполня­ла многие социальные функции, в том числе и социально-педа­гогическую.

Церк­ви принимают все большее участие в социальных программах, которые напрямую касаются и сферы социальной педагогики. Притом речь здесь уже идет не только о деятельности православной церкви, но и об увеличении активности других конфессий. В связи с этим можно упомянуть различные старо­обрядческие церкви, традиционные протестантские конфессии (лютеран, англикан, методистов, армию спасения, баптистов, пятидесятников) и достаточно молодые христианские конфес­сии (церкви харизматического направления, церковь Бостонс­кого движения). Наряду с этими общинами в настоящее время широкое распространение получили и псевдохристианские сек­ты (свидетели Иеговы, мормоны). Быстрый количественный рост церквей в перестроечный и постперестроечный период во многом определен духовными потребностями общества и инди­видов.

По отношению к обществу религия выполняет большое коли­чество функций. Вот некоторые из них:

- ^ Моральная (ценностная, аксеологическая). Религия обла­дает определенным набором моральных принципов, являющих­ся частью ее религиозного откровения. Через своих последова­телей религия распространяет свои моральные ценности на об­щество, в котором она существует. Значение этой функции очень велико — практически все моральные правила современ­ности имеют религиозное основание. Невыполнение религией этой роли или ее ослабление ведет к эрозии моральных принци­пов общества.

- Духовная. Религиозное учение жизнеспособно лишь в слу­чае, если оно отвечает духовным запросам как общества в це­лом, так и ряду индивидов, его составляющих. Духовные воп­росы, с философской точки зрения, всегда одни и те же. Напри­мер, это вопросы о смысле жизни, о вечности, истине. Но каж­дое поколение задает эти вопросы по-новому, поэтому религия должна постоянно адаптироваться, реинтерпретируя свое уче­ние на современный ей язык. В случае если интерпретация не­успешна, то поколение начинает искать ответы на свои духов­ные запросы в другой религии или мировоззрении. Это про­изошло перед Октябрьским переворотом 1917 года, когда номи­нально 95% населения считалось Православными, но, практи­чески, большая часть отошла от христианства, ввиду того, что церковь не смогла восполнить их духовные запросы. Протестан­тские общины, с другой стороны, всегда отличались большей приспосабливаемостью к языку современности, чем и можно объяснить рост числа их приверженцев.

- Гносеологическая. Эта функция религии заключается в том, что она предлагает своим последователям хорошо разрабо­танную систему знаний и представлений о мире. Система зна­ний, представляемая религией, может быть дополнением к об­щепринятой системе или прямо ей противоречить.

- Политическая. Религия как социальный институт облада­ет определенным политическим весом. Разумеется, чем больше последователей у определенной религии, тем большим полити­ческим влиянием она обладает. Так, на западе, лоббирование церковью или их объединением ряда законопроектов является общепринятым явлением. Именно таким образом благодаря церковной и политической активности баптистского пастора Мартина Лютера Кинга-младшего в 60-х годах этого века в США был принят закон, запрещающий сегрегацию. В совре­менной Республике Беларусь политическая функция церкви проявляется в ее периодических попытках установления политического согла­сия, лоббирования ряда законов, консолидации политиков вок­руг себя. Несмотря на утверждения Православных Иерархов о том, что «церковь вне политики», ее политическая активность в последнее время все больше увеличивается. Это может быть положительным фактором при лоббировании ряда социально значимых законопроектов.

- Экономическая. Как и политическая функция, экономи­ческая зависит от числа последователей данной религии и ее исторического значения. В настоящее время русская право­славная церковь обладает большим количеством зданий и зе­мель. Как институт церковь является важным потребителем общественного продукта и в ряде случаев - его производите­лем.

- Историческая. Религия является своеобразным хранили­щем, как своей собственной истории, так и истории страны, в которой она существует. Религия осуществляет эту функцию как путем накопления и обобщения исторической информации, так и путем формирования системы культа, традиций и обря­дов, которые тоже выполняют функцию передачи исторической информации. Эта функция особенно сильно выражена у христианских конфессий, опирающихся на национальную идею (например, у Русского Православия). Таким образом, история церкви становится неотделимой от истории государства. Это дает национальной религии особую, узаконенную роль в госу­дарстве, а государству - поддержку национальной религии. Такое отношение обеспечивает связь поколений, и общество тем самым получает инструмент стабилизации.

По сути, все виды институализированной религии выполня­ют эти функции в обществе. Тем самым институализированная религия является интегральной частью общества и не может существовать вне социума, а общество в целом развивается в направлении прагматичного использования религии как соци­ального института в своих целях.

Но существование религии не ограничивается макроуровнем (религия как институт общества). Все формы религии (и хри­стианство здесь не является исключением) функционируют на мезоуровне (соприкосновение групп христиан друг с другом) и на микроуровне (межличностное христианское общение). На мезоуровне в дополнение к духовной, моральной, гносеологи­ческой, экономической и исторической функциям общины выполняют и следующие функции по отношению к личности:

- Социализации. Христианские общины достаточно посто­янны в своем составе (особенно протестантские), и, в зависимо­сти от их устройства и организации, создают широкие возмож­ности для социализации личности с единоверцами. Это проис­ходит не только во время богослужений, но и во время чаепи­тий, собраний в домашних группах, на занятиях воскресных школ, в паломнических поездках. Здесь восполняется важней­шая психологическая потребность идентификации личности с подобными себе индивидуумами. Люди в общинах социали­зируются не только по вере, создаются и микросреды общения с людьми схожего возраста (группы для молодежи или для по­жилых прихожан) и схожих проблем (группы для одиноких, излечивающихся алкоголиков или наркоманов). Строя отно­шения в общине на центральной христианской заповеди «воз­люби ближнего своего», христианские общины становятся уникальным местом для социализации - зачастую они могут принять в свои ряды тех, от кого отказались семья, школа, друзья и коллеги.

- Педагогическая. В основе христианства - изменение жиз­ни через покаяние, следовательно, это постоянный процесс фор­мирования и воспитания, перевоспитания и коррекции, начи­нающийся с детства и не заканчивающийся до самой смерти. В основе своей, процесс христианского образования идет по трем направлениям: когнитивному (передача информации и форми­рование определенного мировоззрения, этот аспект тесно свя­зан с гносеологической функцией религии); моральному (фор­мирование в характере человека определенных моральных положений и устоев, этот аспект связан с моральной функцией религии); духовному (развитие духовного мира человека). Пе­дагогическая деятельность осуществляется как напрямую при соприкосновении человека с общиной, так и косвенно - через семью, крестных, родственников.

- Психотерапевтическая. В переводе с греческого «психо­терапия» значит исцеление души. Христианская, и особенно во­сточная православная традиция, накопили огромный опыт в процессе диагностики душевного и духовного состояния чело­века, помощи в исцелении разнообразных недугов и страстей. К сожалению, этот пласт знаний еще не был интегрирован с со­временной психологией. Христианство же обладает огромным потенциалом помощи душе человека и во многом превосходит современную материалистическую психологию в аспекте оцен­ки самобытности и бесценности человека. Не случайно наибо­лее успешная во всем мире программа избавления от алкоголиз­ма «Анонимные Алкоголики» разработана именно на основе христианского отношения к душе и ее болезням [3].

Как видно из вышеперечисленных функций, христианство как религия и христианские общины как социальные образо­вания обладают огромным потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности. В настоящее время этот потенциал используется не полностью, и, к сожалению, некоторые секты (такие как «Белое Братство») уже использо­вали этот потенциал в деструктивных целях.
^ 2. Сущность религиозного воспитания
Рассмотрев функции религии в обществе и христианских общин по отношению к обществу и личности, в частности, мы сделали вывод, что они обладают большим потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности. Более того, миссия духовного воспитания, включающая в себя соци­альное воспитание, социальное перевоспитание и социальное обучение, является движущим девизом всех христианских конфессий, следуя заповеди Христа: «идите и научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам».

Социально-педагогическая деятельность христианских кон­фессий осуществляется на трех уровнях: на макроуровне (уро­вень взаимодействия определенной конфессии или группы кон­фессий с социальными институтами), на мезоуровне (уровень взаимодействия христианской общины с малыми группами внутри общины или вне ее) и на микроуровне (уровень взаимо­действия общины или ее представителей с личностью).

На макроуровне церкви как субъект социально-педагогичес­кой деятельности влияют на становление моральных норм и правил поведения, являются пропагандистами своих мораль­ных ценностей (выступления против абортов, наркомании), лоббируют законы и действия власть имущих на осуществление социально приемлемой политики. В настоящее время русская православная церковь начинает осуществлять именно такую деятельность. Созданы программы, призванные как пропаган­дировать прожизненные ориентиры (выступления против абор­тов, наркомании, алкоголизма), так и лоббировать соответству­ющие законодательные акты. На экономическом уровне церк­ви жертвуют на осуществление социально-педагогических про­грамм.

На мезоуровне деятельность христианских конфессий идет по двум направлениям: миссионерскому и катехизаторскому. Миссионерское направление подразумевает привлечение в об­щину новых прихожан. Здесь используются паломнические поездки как способ привлечения школьников, деятельность в местах заключения и пенитенциарных учреждениях, учрежде­ние благотворительных столовых и приютов. Катехизаторское направление подразумевает целенаправленные программы хри­стианских конфессий на перевоспитание и наставление в вере вновь пришедших в церковь. Здесь используются классы вос­кресных школ, музыкальные и иконописные студии, системы домашних церквей, библейские школы и кружки. Во всех этих группах используются определенные методы для достижения объективных изменений в поведении, системе ценностей и ду­ховном мире группы.

На микроуровне происходит восполнение психологических нужд члена общины в процессе общения с другими прихожана­ми и восполнение духовных нужд в процессе действия благода­ти Духа Святого, зачастую тоже происходящее в контексте вза­имодействия с другими прихожанами. Сюда можно отнести совместную молитву, общение в церковной и светской атмосфе­ре, исповедь, духовное наставничество. Эти действия (за исклю­чением исповеди) редко бывают запланированными и целенап­равленными (кроме случаев, когда они являются частью кате­хизаторской работы общины на мезоуровне), но являются чрез­вычайно эффективными и продуктивными в процессе социаль­ного перевоспитания члена церкви [2, с. 179].
^ 3. Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве
Христианство началось как одна из сект иудаизма. Взяв мно­гое из иудаизма, оно дополняет его своими учениями, которые складываются в три этапа: период раннего христианства, пери­од средневековья, и - для протестантизма - период реформа­ции и до наших дней.

^ Социальное воспитание в иудаизме.

Иудаизм по сути своей религия более социальная, нежели индивидуальная. Одна из основ иудаизма - идея избрания од­ного народа, этноса. Именно в пределах этого народа Бог реша­ет осуществить свой план по обращению этого народа к вере и его перевоспитанию. Из законов Моисея (книги Пятикнижия Моисеева: Бытие, Исход, Числа, Левит, Второзаконие) видно, что законы касаются духовной, культовой и социальной жиз­ни еврейского народа. Не было бы ошибкой сказать и то, что в иудаизме религиозное воспитание в принципе не отделимо от социального, и носит вполне преднамеренный характер.

«Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: «Что значат сии уставы, постановления и законы, которые за­поведал вам Господь, Бог Ваш? » То скажи сыну твоему: «раба­ми были мы у фараона в Египте; но Господь вывел нас из Егип­та рукою крепкою... и заповедал нам Господь все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего...» (Второзаконие 6:20-24). В Писаниях иудаизма видна вполне определенная за­бота о передаче учения из поколения в поколение. Это станови­тся обязанностью семьи, общества, государства.

Процесс передачи учения осуществляется путем как когни­тивного поглощения информации о законе и его содержании, так и культовым путем - через участие в Богослужениях и жертвоприношениях, которые также имеют обучающий харак­тер: «и веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя» (Втор. 16:14). Сама же суть закона, который одно поколение должно передать другому - в послушании Богу, а важнейшей частью послушания является социальная праведность: «не суди превратно пришельца и сироту; и у вдовы не бери одежды в за­лог... когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его, пусть он останется пришель­цу, сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих» (Втор. 24:17-19). Проблеме воспитания посвящено несколько книг еврейской Библии (Ветхий завет), таких как Притчи и Екклесиаст, которые включают в себя советы по воспитанию, и наставления подрастающему поколе­нию [3].

Проблема воспитания всегда очень остро стояла в иудаизме, вина за грехи детей ложилась на родителей или на семью, если они не делали все для того, чтобы воспитать достойное поколе­ние. Образование было в основном социальным и основывалось на передаче знаний, традиций и обрядов.

^ Социальное воспитание в христианстве.

Христианство унаследовало от иудаизма серьезное отноше­ние к воспитанию, но и значительно расширило его. Посколь­ку, исторически христианство не начиналось как общенацио­нальная религия, то его педагогический заряд направлен, в первую очередь, не на новое поколение, но на присоединяющих­ся к общине людей.

Социальный аспект учения Христа «возлюби ближнего сво­его, как самого себя» имеет глубокое влияние на проблему со­циального воспитания в христианстве. Заповедь любви конк­ретна и в то же время кажется недостижимой. В ее свете с осо­бой силой вспыхивает необходимость постоянного воспитания и перевоспитания каждого. Ответственность за воспитание пе­реходит с общества на церковь как общину (малое общество) и на семью (как на домашнюю церковь). И по сей день эти два института являются основными инструментами христианской социальной педагогики.

В христианстве под перевоспитанием понимается процесс, направленный в сторону замены сложившегося отношения к Богу, миру и людям в нем на качественно иной уровень: отно­шение любви к Богу «всей силой, всей душой и всей крепостью своею» и отношения любви к ближнему «как к самому себе». Этот процесс нельзя путать с самовоспитанием - в христиан­стве это действие спасающей благодати на человека, которая действует извне и «изнутри наружу». Вначале под действием благодати меняется сердце (мировоззрение и психика), а затем и поведение человека. Зачастую светская коррекция поведения направлена на изменение внешнего поведения человека, обра­щая мало внимания на внутренние изменения. В этом его корен­ное отличие от христианского перевоспитания.

Таким образом, в христианстве под социальным перевоспи­танием понимается направляемый Богом и фасилитируемый в церковной общине процесс спасения души человека, ведущей к изменению отношения к церкви, людям и обществу. Основны­ми характеристиками такого процесса можно считать следую­щие: проявление некондиционной любви ко всем людям, разрушение эгоцентризма в психике человека, удаление от греха мира как в частных, так и в общих проявлениях. Это постоян­ный процесс «отвращения зла и прилепления к добру» (Рим. 12:9).

^ Социальное воспитание в ранней церкви.

Как мы уже сказали, объектами социального воспитания и социального перевоспитания в церкви становятся все - ведь Христос предлагает радикально новый путь построения обще­ства и общественных отношений, следовательно, все нуждаю­тся в перевоспитании. Субъектом и объектом этой деятельнос­ти выступает вся церковь, вся община.

Апостол Павел пишет в послании к Галатам: «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляй­те такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким об­разом исполните закон Христов» (6:1-2). Таким образом, общи­на, заботясь о своих членах, может вся вместе возрастать в люб­ви. В результате в ранних христианских общинах появляется уникальная атмосфера, где люди обретают не только веру, но и новый вид общества: «верующие были вместе и имели все об­щее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44-45).

Такая жизнь общины способствует радикальному социально­му перевоспитанию и в то же время отрывает человека от при­вычного для него общества. Но вместе с тем человек отрывается и от социально-деструктивных аспектов этого общества. Так, в ранней церкви оказываются бывшие воры и проститутки, убий­цы и беглые рабы, оставляющие прежний образ жизни.

^ Социальное воспитание в средние века.

В связи с ростом церкви, ее огосударствлением в III в. и ее институализацией увеличивается и ее коррумпированность, о чем свидетельствуют постановления соборов того времени. Хри­стианские общины постепенно теряют способность к радикаль­ному социальному корректированию, и эта роль переходит к монастырям.

В монастыри уходят люди, особенно остро сознающие нуж­ду в своем социальном и духовном перевоспитании. Позже, осо­бенно на западе, туда направляют в административном поряд­ке согрешивших священников и мирян. Монастыри в средневе­ковом христианстве выполняют ту же роль, что и общины в раннем христианстве. Именно при монастырях образуются бо­гадельни и приюты, именно монахи призывают людей в миру «к покаянию».

Но сам процесс духовного обращения и христианской соци­альной педагогики сильно видоизменяется. Субъектом соци­ального воспитания выступает уже не вся община, как прежде, а лишь опытный духовный наставник. Обычно эту роль выпол­няют настоятели монастырей, монахи и священники. Процесс становится гораздо более целенаправленным, вырабатываются методики «исцеления души». Так, появляются многочислен­ные руководства по духовной жизни, например, «Устав» Бене­дикта и «Лествица» Иоанна Лествичника.

Как и прежде, исцеление души связано с изменением поведе­ния. Но в этот период вкрадывается идея о том, что можно из­менить поведение, а соответствующее этому расположение сер­дца придет потом. Эти идеи можно найти в писаниях многих отцов аскетики, в том числе и у преподобного Иоанна Лествичника.

Поскольку путь в монастырь был явно не для всех, то церковь перемещает ответственность за воспитание в духе христианства на семью. Здесь заимствуются соответствующие идеи из насле­дия иудаизма (Ветхий завет). Развивается и институт крестных отцов и матерей. Его развитие было связано с тем, что повсеме­стное распространение получает крещение младенцев, крещаемых по вере родителей и крестных, которые давали обещание воспитывать детей в христианской вере через свои слова и дела. Как известно, в случае, если семья не могла выполнять свои обязательства по отношению к ребенку (материальные или ду­ховные), то обязанностью крестных было вмешаться в судьбу ребенка и напрямую заняться его воспитанием. Но даже в слу­чае, если ничего выходящего за пределы нормы и не происхо­дило, крестные все равно принимали активное участие как в духовно-моральных, так и материальных аспектах христианс­кого воспитания ребенка. Таким образом, можно сказать, что институт крестных в церкви был прообразом института совре­менных социальных педагогов.

^ Социальное воспитание под влиянием реформации.

Реформация католической церкви в Европе повлекла за собой серьезные изменения мировоззрения и, соответственно, прак­тики существования христианства. Реформаторы взялись за искоренение пороков церкви и общества с идеей возвращения к первоосновам христианства. На почве этого расцветает гер­манский пиетизм - стремление к практическому освящению жизни. Параллельно все большую популярность получает идея о том, что «нет святости, кроме святости социальной» (Джон Уэсли).

Таким образом, призыв к христианскому перевоспитанию всего мира, которое неизбежно приводит к перестройке обще­ства и связей в нем, звучит во времена реформации с новой си­лой. «Армия Спасения» возникла именно на волне уэслеанского учения о социальной святости, а ее основатель Бутс просла­вился инновациями в социальной работе.

Христианская социально-педагогическая деятельность опять приобретает новый размах. Церковь идет к людям, которые погрязли как в бедности, так и в своих грехах, и помогает им выбраться из этого положения. Именно в период поздней рефор­мации и Великого Пробуждения в США начинают приобретать современную форму теории христианской социальной работы и социальной педагогики. Как и прежде, социальное перевос­питание и воспитание в протестантизме не строится на том, что­бы помочь человеку найти место в этом мире. Оно начинается с резкой критики мира и порядков в нем, создания альтернати­вы в виде земной общины и помощь человеку при вхождение в жизнь и деятельность этой общины.
^ 4. Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях
В ходе рассмотрения раннехристианской, средневековой и реформационных моделей социальной педагогики в христиан­стве мы наметили следующие тенденции: христианство всегда выступало оппозиционно существующему социальному строю. Даже когда «официальная иерархия» его поддерживала, появ­лялось монастырское движение, которое обличало грех мира и призывало к святости, покаянию и перевоспитанию. Модель христианской социальной педагогики строится на том, что уче­ние Христово в совокупности с силой Бога и жизнью поместной общины может изменить жизнь человека и присоединить его к другому социальному порядку и мировоззрению, пусть даже в рамках большего социума. В этот период происходит социали­зация человека в христианской общине (приходе, церкви, мо­настыре). Церкви также заботятся о тех, кто оказался на «обо­чине жизни» и стремятся включить этих людей в круг своей миссионерской и катехизаторской деятельности. Внутри себя община стремится поддерживать должный уровень социализа­ции и делает это как напрямую, так и через семью [3]

В настоящее время в Республике Беларусь социально-педагогическую дея­тельность осуществляют, в основном, структурные организации русской православной церкви и многочисленные проте­стантские церкви. Последние разнятся в методике и технологии осуществления этой деятельности, но в целях этой работы мы будем рассматривать их как одно целое. Приходы католической церкви по форме деятельности схожи с православной церковью.

^ Православная церковь.

Православная церковь как наиболее влиятель­ная религиозная организация современной Республики Беларусь осуществля­ет широкую социально-педагогическую деятельность. Как мы сказали раньше, призыв к перевоспитанию, в том числе и к со­циальному перевоспитанию, заложен в вероучении церкви.

Вначале рассмотрим внутрицерковные (катехизаторские) формы христианской социальной педагогики. Катехизаторская деятельность в первую очередь направлена на тех, кто уже на­ходится в церкви, и здесь используются самые разнообразные методы.

Например, беседа с духовником и таинство исповеди, поми­мо его прямых сакраментальных функций, дает возможность священнику проводить анализ семейной ситуации, влиять на нее, давать советы и консультировать. Семья остается основным институтом воспитания и местом первичной социализации де­тей, и внимание церкви направлено на нее. Священнослужите­ли могут влиять на семейный климат еще до создания семьи, через подготовку молодых к браку и таинству венчания. В ма­леньких приходах создается возможность посещения священ­ником домов прихожан (патронажа).

Крещение детей дает возможность подготовки крестных и родителей к ответственности воспитания ребенка в христианс­ком духе, и тем самым церковь является косвенным субъектом социальной педагогики. К сожалению, в настоящее время ин­ститут крестных еще не возрожден во всей своей полноте, отно­шение крестных к своим обязанностям зачастую формально, но, хочется надеяться, что это в ближайшем скором изменится. Ведь крестные могут посещать дом, где растут дети (патронаж), наблюдать за домашней ситуацией (анализ и диагностика), по­могать родителям и детям в трудных ситуациях как материаль­но, так и духовно (адресная помощь). Главное преимущество этой формы работы в том, что она не требует особых финансо­вых затрат от организации, но при достаточной подготовке кре­стных может служить важным фактором социально-педагоги­ческой деятельности церкви.

В приходах организуются классы воскресной школы, клубы пения и иконописи. Эти организации создают положительную среду для общения детей и способствуют процессу социализа­ции личности в христианскую субкультуру. Широко практику­ются и паломничества, которые дают возможность целенаправ­ленного совместного туризма, что обычно оказывает положи­тельное влияние на процесс социализации.

В порядке миссионерской деятельности церковь соприкаса­ется и с лицами делинквентного поведения через организацию богослужений и встреч в местах предварительного заключения и лишения свободы. Зачастую в этих местах нет полноценной возможности для создания общины как основного структурно­го элемента в процессе социального перевоспитания.

Православная церковь также посещает детские дома и интернаты, поддержи­вая их как материально, так и духовно. В этой работе важен и демонстративный фактор - нередки случаи, когда христиане идут к тем, к кому никто больше не идет, тем самым, способ­ствуя становлению их психического и социального статуса и положительно влияя на процесс их социализации.

Протестантизм.

Некоторые традиционные формы протестантизма имеют в Беларуси уже довольно давнюю историю (около трех столетий), но всплеск активности протестантизма в Беларуси приходится на начало демократических преобразований.

Протестантизм в большинстве своем конгрегациален (основ­ным структурным звеном церкви является приход, или конгре­гация). Поэтому вся социально-педагогическая деятельность на мезоуровне и на микроуровне осуществляется именно через приходы или даже через домашние церкви.

Вообще, в большинстве протестантских церквей нет термина «прихожанин», но есть понятие члена церкви. Член церкви обычно присоединяется к общине через определенный обряд (конфирмацию, исповедание веры) или через крещение. От чле­на церкви ожидается, что он будет посещать все богослужения, активно участвовать в жизни церкви. В процессе такого присо­единения к общине происходит первичная христианская соци­ализация. Поэтому в ряде протестантских церквей между чле­нами складываются близкие отношения, большая часть членов общины знает друг друга по именам и проч. В традиционной протестантской общине от 80 до 100% процентов присутствующих на Богослужении — члены церкви.

В протестантизме традиционно хорошо функционирует си­стема воскресных школ, где даже в самых маленьких церквях есть программы для детей всех возрастов. У учителей складываются особые отношения с учениками, и в некоторых церквях назначаются отдельные детские пасторы и молодежные пасто­ры для духовной опеки над соответствующими возрастными группами. Классы воскресных школ являются основным ме­стом христианской социализации, здесь традиционно старают­ся совмещать когнитивный и духовно-нравственный подход к образованию. Каждый класс воскресной школы становится сво­еобразной микрообщиной, где отмечаются дни рождения и устанавливаются прочные межличностные отношения.

В некоторых классах воскресной школы практикуется так называемая «публичная исповедь». Люди регулярно рассказы­вают друг другу о своих проблемах, грехах и сомнениях. Такой уровень межличностного общения подразумевает необычайно высокий уровень доверия в группе, свидетельствует о серьезно­сти намерений по перевоспитанию ее членов. Этим методом пользуются и внецерковные группы по социальной и психоло­гической реабилитации и перевоспитанию лиц с девиантным поведением (Анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы, Ал-Анон), берущие свое начало именно в таких классах воскрес­ной школы.

Еще одной интересной формой работы протестантских общин является организация домашней церкви, или «ячеечных групп». В церквях, придерживающихся «ячеечной модели» каждый член общины, вдобавок к общему богослужению, по­сещает и собрания такой домашней группы. Как и в классах воскресной школы, люди в домашних церквях хорошо узнают друг друга", поддерживают материально и духовно. Домашние группы обычно не больше двенадцати человек, состоят из не­скольких семей и способны оказывать друг другу всестороннюю консультативную, духовную и материальную помощь. Члены домашних групп обычно живут в одном и том же районе и в случае необходимости могут посещать друг друга дома.

Как видно из приведенных выше примеров, структура проте­стантских церквей позволяет устанавливать межличностные связи, отличающиеся высоким уровнем доверительности, что способствует контролю со стороны общины за жизнью каждо­го ее члена и дает возможность для оказания своевременной помощи. В таких условиях легко восполняется потребность в социализации, появляются возможности мониторинга динами­ки христианского воспитания и создаются условия для превен­тивной деятельности.

Протестантские общины помогают детским домам и местам заключения, организуют там богослужения и библейские уро­ки. В либеральном протестантизме понимание миссии значительно шире простого духовного перевоспитания, поэтому мис­сионерская деятельность идет рука об руку с просветительской и обще-гуманистической. Такие общины организуют консуль­тации медиков, психологов и прочих специалистов, заботятся об общем социально-культурном уровне незащищенных слоев населения, тем самым являясь положительным фактором их ресоциализации.

Христианские конфессии осуществляют социально-педагоги­ческую деятельность как составную часть их общей централь­ной миссии проповеди и утверждения Евангелия Иисуса Хри­ста.

Субъектами социально-педагогической деятельности высту­пает церковь как централизованная религиозная организация на макроуровне, община на мезоуровне и каждый христианин на микроуровне. Объектами социально-педагогической дея­тельности являются все, попадающие в поле влияния церкви. Особое внимание уделяется прихожанам церкви и социально незащищенным слоям населения. Христианская община дей­ствует на объект социально-педагогической деятельности как непосредственно, так и опосредованно. Главной миссией хри­стианской педагогики является воспитание личности человека в «образ и подобие Бога». Основным компонентом этого процес­са является христианское социальное воспитание или, вернее сказать, перевоспитание. Перевоспитание происходит в контек­сте христианской общины.

Деятельность социального педагога при взаимодействии с различными общинами христианских конфессий должна стро­иться на следующих принципах: уважения к свободе вероиспо­ведания личности, соблюдения прав и интересов ребенка, тща­тельного изучения процесса и динамики христианского пере­воспитания в каждом конкретном случае. Участие социально­го педагога в деятельности христианской общины может сво­диться к консультированию служителей и прихожан, исследо­ванию методик и технологий перевоспитания в церкви, участию в проектах.

Часто церковь может сделать то, что не сможет сделать соци­альный педагог. Это утверждение особенно верно в тех случаях, когда семья не справляется со своими основными функциями, а для ребенка отсутствует возможность пребывания в другом месте. Церковное общение также дает положительные резуль­таты в процессе реабилитации лиц с делинквентным и девиантным поведением. На этих основах может строиться плодотвор­ное сотрудничество между церковью и социальным педагогом.
^ 5. Влияние деструктивных религиозных организаций на процесс социализации ребенка
За прошедшие десятилетия белорусское государство и Церковь сделали значительные шаги по пути взаимного сотрудничества и понимания, что позволило заложить основы для дальнейшего плодотворного взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе, в сфере образования. Идет последовательный поиск наиболее эффективных путей взаимодействия учреждений образования и религиозных организаций в сфере духовно-нравственного воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи.

Основополагающим принципом такого взаимодействия становится право ребенка и родителей на воспитание в соответствии со своими убеждениями и семейными традициями. Современная школа не игнорирует запросы семьи, и не навязывает чуждые семье идеологические или духовно-нравственные доктрины. Система образования, реализуя фундаментальные права человека, стремится изучать духовно-нравственные запросы семьи, активно с ней сотрудничать в соответствии с целями и интересами общества. Сотрудничество проявляется в реагировании школы на запросы семьи, в опоре общественного воспитания на семейные духовно-нравственные ценности и традиционных религий, с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Светский характер образования не препятствует взаимодействию школы и Церкви в вопросах воспитания, в решении общих социальных задач.

Светский характер образования означает, прежде всего, равнодоступность образования для всех граждан независимо от их вероисповедания. Свобода воспитанника исповедовать религию не может ограничиваться учебных заведением, если при этом не нарушается закон. В противоположность этому, в религиозные учебные заведения зачисляются учащиеся по признаку принадлежности к конфессии (требуется свидетельство о крещении, рекомендации прихода и т.д.).

Светский характер образования разграничивает функции государства и Церкви, в силу чего учебное заведение не ставит своей целью формировать определенное отношение к религии или решать вопросы веры, это - функция Церкви. Родители или сами обучающиеся, достигшие возраста 18 лет, вправе определять свое отношение к религии в соответствии с собственными убеждениями и семейными традициями. При решении вопроса о взаимодействии учреждения образования и религиозной организации в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов решающим аргументом для учебного заведения являются запросы совершеннолетних обучающихся, родителей, в отношении несовершеннолетних детей.

Специфика светского и религиозного образования проявляется в используемых формах и методах, в постановке целей образования.

Соблюдение права выбора учащихся и семьи является естественным способом организации духовно-нравственного образования в соответствии с религиозными традициями народа.

Законодательство Республики Беларусь позволяет успешно строить взаимоотношения учреждений образования и религиозных организаций в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи с учетом их влияния в общественной и культурной жизни страны.

Конституция Республики Беларусь трактует равенство религий перед законом следующим образом: «Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношение государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».

Конституция и законодательство устанавливают приоритетность сотрудничества государства с традиционными религиозными конфессиями: православной, римо-католической, мусульманской и иудейской.

Государственная система образования при выборе союзника в воспитании подрастающего поколения граждан не может не руководствоваться такими понятиями как культурообразующая религия, религия большинства населения страны, исторически традиционные религии нашей страны.

Дифференцируя конфессии при выборе партнера по взаимодействию в воспитании подрастающего поколения следует иметь в виду следующее: Белорусская Православная Церковь объединяет большинство населения нашего Отечества. Православие является культурообразующей религией нашего народа, оказавшей определяющее влияние на формирование духовности, культуры и государственности белорусского народа. Римо-Католическая Церковь является второй по количеству прихожан. Католицизм является исторически традиционным для Беларуси, оказавшим существенное влияние на формирование культурных и духовных особенностей нашей страны. Иудаизм является исторически традиционной религией еврейского населения Беларуси. Ислам – исторически традиционная религия белорусских татар. Все перечисленные исторически традиционные для Беларуси религии формировали на протяжении многих столетий духовность и культуру белорусов, наш национальный менталитет.

Учреждения образования призваны сформировать у учащихся чувство глубокого уважения и почитания к культурообразующей религии своего народа, любовь к просветителям нашей страны, интерес к истории Церкви. Формирование национального самосознания подразумевает и религиозное самоопределение личности. Учащиеся должны знать особенности исторически-традиционных религий, их роль в историческом и культурном развитии страны, с уважением относится к представителям этих религий.

Учреждениям образования необходимо сформировать представления у учащихся и студентов о нетрадиционных для Беларуси религиях, представители которых проживают в Республике Беларусь. В основе таких подходов веротерпимость и уважение к гражданским правам представителей этих религий.

Учащимся и студентам необходимо иметь представления о деструктивных сектах и неокультах. На учреждениях образования лежит ответственность за воспитание у молодежи иммунитета к деструктивному их влиянию.

Таким образом, в совместной деятельности учреждений образования и религиозных конфессий в духовно-нравственном воспитании детей, учащихся и студентов должны быть объединены запросы родителей и детей, потребности семьи с интересами государства и традиционными ценностями общества.

Заключение
Сегодня школа больше не препятствует обеспечению конституционного права ученика на свободный выбор вероисповедания и получения знаний о культовых обрядах, изучения Закона Божьего в воскресных школах и других учреждениях, создаваемых религиозными организациями, зарегистрированными в установленном законом порядке в республике.

Вместе с тем, кризис бывшей официальной идеологии, разрушение господствовавшей в советскую эпоху системы ценностей, трансформация всех сторон жизни белорусского общества и государства поставили перед школой в качестве одной из первоочередных задач обеспечение духовно-культурного и нравственного развития детей, подготовку их к жизни и функционированию в системе существующих общественных отношений, что также предполагает преодоление в учебно-воспитательном процессе замкнутости и изолированности от других культур и общечеловеческих ценностей, включение в единые образовательные стандарты мирового сообщества, минимизации невостребованности знаний, навыков и умений, которые дает и воспитывает школа, в практической жизни учащегося и выпускника школы.

Способность религии более гибко по сравнению с другими общественными институтами реагировать на изменяющиеся исторические условия, умение поддержать в определенные сложные жизненные моменты духовное равновесие личности, предложить человеку свою опору в личных или общественных проблемах, обусловила быстрый рост численности верующих в республике.

Почти половина религиозных общин в республике относится к православной конфессии. Учитывая то, что роль православия в духовной жизни общества становится все более заметной, Министерство образования постоянно сотрудничает с руководством и представителями Белорусской Православной Церкви, Примером поворота государства от нейтралитета к более тесному сотрудничеству с религиозными организациями в деле воспитания подрастающего поколения, возрождения духовности и нравственности белорусского народа, восстановления культурной традиции и утверждения исторической роли Православия в Беларуси является заключение Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и Белорусской Православной Церковью.

С 1994 года по инициативе Министерства образования и Белорусского Экзархата проводятся ежегодные Свято-Евфросиньевские педагогические чтения.

Министерство образования открыто для сотрудничества и с представителями других традиционных конфессий, зарегистрированных в установленном законом порядке Республики Беларусь.

Происходящие изменения в обществе и государстве, возрастающие требования к уровню и качеству образования требуют постоянного обновления его содержания. Особенно значительные изменения необходимо внести в гуманитарный блок образовательно-воспитательного процесса. Государство, общество, школа оставляли в зоне умалчивания, фактически скрывали от подрастающего поколения важнейший пласт мировой культуры человечества, каким являются религии, а также ту роль какую они играют практически во всех сферах человеческой деятельности, и особенно, в духовной сфере. Т.е. значительная часть информации о религиозных идеях, институтах, их историческом развитии, являющихся почти для 85% жителей Земли смыслом жизни, оставалась до последнего времени для школьников Беларуси, как и в целом для учащихся школ постсоветского пространства, своеобразной «терра-инкогнито» (неизведанной землей).

Таким образом, сегодня нельзя говорить о серьезной гуманитарной подготовке вне рассмотрения вопросов истории религии, религиозных представлений, традиций, нравственных установок. Религиоведческая подготовка должна стать одной из основ формирования полноценной личности, обладающей развитыми духовными ценностями, нравственными основами, милосердием, состраданием.
^ Список использованных источников
1. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - 5-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», - 2005. - 440 с.

2. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник / Л.В.Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

3. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А.Галаузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галаузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с.

4. Верещагина, А. О некоторых тенденциях современной конфессиональной ситуации в Беларуси / А.Верещагина // Социология. -2006.- №2. – с. 41-45.

5. Земляков, Л.Е. Религиозные процессы в Беларуси. Проблемы государственно правового регулирования / Л.Е.Земляков, 2005. – 208 с.

6. Конституция Республики Беларусь № 2875-ХН от 15.03.1994г., Минск: Амалфея, 2005.


Скачать файл (130.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации