Лабораторная работа - Построение и анализ модели декомпозиции временного ряда
скачать (1674.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 1675kb. | 23.11.2011 01:14 | ![]() |
- Смотрите также:
- по методам прогнозирования временных рядов [ лекция ]
- Диагностика модели временного ряда по коррелограмме [ документ ]
- Анализ временных рядов. Лекции [ документ ]
- Автоматные модели процессов [ лабораторная работа ]
- Построение и анализ многофакторной линейной эконометрической модели [ лабораторная работа ]
- №3-8 [ лабораторная работа ]
- №2 [ лабораторная работа ]
- по биометрии [ лабораторная работа ]
- по реинжинирингу бизнес процессов №3 [ документ ]
- построение и анализ множественной линейной производственной функции и нелинейной регрессии Кобба-Дугласа [ лабораторная работа ]
- по основам прогнозирования [ курсовая работа ]
- по реинжинирингу бизнес процессов №2 [ документ ]
1.doc
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИКафедра економічної кібернетики
Дисципліна «Економетрія»
Лабораторна робота№8
«Побудова та аналіз моделі декомпозиції часового ряду»
Цель: закрепление теоретического и практического материала по теме «Эконометрические модели динамики», приобретение навыков построения и анализа эконометрических моделей динамики в модуле Time Series/Forecasting.
Исходными являются данные о пассажирских перевозках в Соединенном Королевстве (тыс. чел.) за 6 лет.

Рис.1 Исходные данные
Построим график исходных данных, выбрав линейный тренд:

Рис.2 График исходных данных
Для выявления наличия тренда воспользуемся параметрическими методами, основанными на критериях Фишера и Стьюдента. Для этого проведем сглаживание по скользящей средней с лагом 12. Затем Разделим ряд на две совокупности и для каждой определим дисперсию и среднее значение.
Расчетное значение Фишера определяется по формуле:

Расчетное значение сравнивается с табличным для уровня значимости 0,05 и степеней свободы



Если F>

Если тренда дисперсии нет, то ряд проверяется на наличие тренда в бреднем при помощи критерия Стьюдента:

Расчетное значение сравнивается с табличным для уровня значимости 0,05 и к=n1+n2-2.
Расчет представлен на Рис.3

Рис.3 Тестирование на наличие тренда

Для построения модели декомпозиции временних рядов воспользуемся модулем Time Series/Forecasting.
Выберем мультипликативную декомпозицию временного ряда с лагом 12:

Рис.4 Результат мультипликативной сезонной декомпозиции
Построим график трендово-циклической составляющей:

Рис.5 график трендово-циклической составляющей
Выберем экспоненциальную модель для построения тренда:

Рис. 6 Построение модели тренда

Рис. 7 Окно оценки параметров модели тренда
Параметры являются статистически значимы по критерию Стьюдента. Модель можно представить следующим образом:

Значения трендовой составляющей определим как теоретические значения построенной модели, инициировав кнопку Residuals and Predicted.
График трендовой составляющей будет иметь вид:

Рис.8 График трендовой составляющей
Циклическую составляющую рассчитаем как


Рис.9 График циклической составляющей
Предположительно период цикла составляет 48.
Построим графики сезонной и случайной компонент:


Рис. 10 График сезонной компоненты Рис.11 График случайной компоненты
Анализируя график (Рис.10) можно сделать вывод, что период сезонных колебаний составляет 10 месяцев. При этом наибольший пассажирооборот наблюдается в летние месяцы.
Для анализа ошибок построим гистограмму и график распределения на нормальной вероятностной бумаге:


Рис.12 Анализ ошибок
Закон распределения ошибок близок к нормальному.
Теоретические значения пассажирооборота определим как

Построим график теоретических и эмпирических значений:

Рис.13 График исходных данных и теоретических значений
Аналогично проведем аддитивную декомпозицию временного ряда и получим следующие результаты:

Рис.14 Результат адитивной сезонной декомпозиции
Значение циклической компоненты определим



Рис. 15 График сезонной компоненты Рис.16 График циклической компоненты
Исходя из анализа графиков, период сезонных колебаний составляет 10 месяцев с пиком приходящимся на летние месяцы. Период циклических колебаний составляет приблизительно 48 – 4 года.

Рис. 17 График тренд-циклической компоненты
Для выделения тренда построим экспоненциальную модель:

Рис. 18 Построение модели тренда

Рис. 18 Оценка параметров модели тренда
Параметры являются статистически значимы по критерию Стьюдента. Модель можно представить следующим образом:

Значениями трендовой компоненты будут выступать теоретические значения построенной модели.

Рис. 19 График трендовой компоненты
Анализируя данный график, а также график на Рис.8 можно говорить тенденции роста пассажирооборота на протяжении 6 лет.
Построим график случайной составляющей и проведем анализ отклонений, используя гистограмму и график распределения на нормальной вероятностной бумаге.

Рис.20 График случайной компоненты


Рис. 21 Анализ распределения ошибок
Закон распределения ошибок близок к нормальному.
Рассчитаем теоретические значения товарооборота как


Рис. 22 Графики эмпирических и теоретических значений пассажирооборота
Для прогнозирования необходимо оценить качество полученных моделей. Для этого необходимо рассчитать следующие показатели:
Средняя ошибка:
Средняя абсолютная ошибка
Сумма квадратов ошибок:
Средняя квадратическая ошибка:
Среднепроцентная ошибка:
Средняя абсолютная процентная ошибка
Рассчеты представим в виде таблицы:
Оценка качества прогноза | Мультипликативная модель | Адитивная модель |
Средняя ошибка | 0,9996 | -0,00625 |
Средняя абсолютная ошибка | 0,9996 | 9,73 |
Сумма квадратов ошибок | 72,055 | 23013,66 |
Средняя квадратическая ошибка | 1,00076 | 319,634 |
Среднепроцентная ошибка | 0,2789 | -0, 202 |
Средняя абсолютная процентная ошибка | 0, 2789 | 2,466 |
Табл.1 Анализ адекватности моделей
Обе модели обеспечивают высокую точность прогноза, учитывая, что средняя абсолютная процентная ошибка менше 10%, но мультипликативная модель является болем адекватной.
Построим прогноз на перове полугодие 1961 года на основании мультипликативной модели декомпозиции.
Для этого рассчитаем трендовую компоненту для 73-78-го уровней ряда, сезонная компонента будет принимать значения соответственно 1-6 –го месяцев, циклическую компоненту рассчитаем как


Рис. 23 Прогнозирование пассажирооборота на перове полуголие 1961 г.

Рис. 24 График исходных и теоретических данных с учетом прогноза
Вывод: таким образом за рассматриваемые 6 лет наблюдается тенденция роста пассажироперевозок. Пик пассажирооборота припадает на летние месяцы, минимум – на зимне время. Компаниям, которые занимаются пассажирскими перевозками следует это учитывать при планировании использования парка транспортних средств для сокращения расходов.
В ходе работы закреплены навыки построения и анализа эконометрических моделей динпмики.
Скачать файл (1674.5 kb.)