Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Инновационный процесс как объект менеджмента - файл 1.doc


Инновационный процесс как объект менеджмента
скачать (190 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc190kb.23.11.2011 01:30скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

Введение. 3

Глава 1.Основные понятия “нововведения”, “инновации”. 5

Глава 2.Классификация инноваций и их сущность. 10

Глава 3.Сущность инновационного менеджмента. 15

Глава 4.Основные этапы инновационного процесса. 20

Глава 5.Организационные формы инновационной деятельности. 26

Заключение. 30

Приложение. 34

Список использованной литературы. 35

ВВЕДЕНИЕ
Инновационный менеджмент имеет огромное значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики.

Радикальная перестройка управления экономикой является сегодня одним из важнейших направлений программы реформ в научных организациях и на инновационных предприятиях.

К числу наиболее значительных негативных последствий экстенсивного развития экономики в России следует отнести преобладание на предприятиях многих отраслей промышленности морально устаревших основных фондов с большой степенью износа и высоким уровнем ресурсоемкой выпускаемой продукции, недостаточную загрузку части произведенных мощностей, утяжеление структуры российской экономики старыми технологиями производства. Все это в конечном итоге привело к тому, что многие предприятия по уровню производительности труда и качества выпускаемой продукции не соответствуют жестким конкурентным требованиям мировых товарных рынков.

В настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечить ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Изучение инновационного менеджмента – это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной деятельности, но и отечественной теории и практики в этой области. Сейчас инновационный менеджмент выступает как система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг на основе постоянных нововведений.

^ Глава 1. Основные понятия: “нововведения”, “инновации”.
Понятие “нововведение” означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Слово “инновация” (от англ. innovation) по замыслу идентично слову “нововведение”; оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности.

Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

В инновационном менеджменте можно выделить два направления.

Первое – инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного, как и любого другого процесса, обусловлено взаимодействием многих факторов.

Второе – также весьма актуальное для России движение от инновации к предпринимательству. В некоторых публикациях данная теория получила название инноватики. Уже внутри самой инноватики появились новые самостоятельные направления: формирование новшеств, сопротивление нововведениям, диффузия (распространение новшеств); адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям; инновационные организации; выработка инновационных решений и т.д. В приведенном перечне основных частей инноватики отсутствуют некоторые важные элементы, такие, например, как рынок нововведений, инновационные стратегии. В других работах сделана попытка обобщить основные концепции инновационного развития, но некоторые из них не учтены в полной мере, в частности концепции цикличности инновационного и экономического развития, государственного регулирования инновационных процессов.

Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога. Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом.

В зависимости от объекта и предмета исследования инновации можно рассматривать:

  • как процесс;

  • как систему;

  • как изменение;

  • как результат.

Кроме того, инновации являются объектом рассмотрения новых наук. При этом философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий. Психологи, прежде всего, рассматривают возникающие при этом конфликты, способы их разрешения и синергетические эффекты, которых достигают команды инноваторов. В технических науках акцентируется внимание на технологической стороне изменений принципиально новых технологий. В экономической науке фиксируется не только процесс внедрения, но и широкомасштабное рентабельное использование новшеств.

Й. Шумпентер в работе “Теория экономического развития” рассматривал инновацию как экономическое воздействие технического изменения. Он пытался найти в рамках производственной функции сущность инновационного предпринимательства: “Производственная функция описывает количественное изменение продукта с учетом изменений во всей совокупности воздействующих на него факторов. Если в сумме факторов изменить форму функции, получится инновация”.

Мощный толчок началу серьезных исследований по инновациям и их роли в экономическом развитии дали работы Н. Кондратьева. Рассмотренные Кондратьевым большие циклы конъюнктуры (длинные волны) инициировали последующее изучение причин этих циклов и их продолжительность. Наиболее важной причиной были признаны инновации.

Идеи Кондратьева оказали сильное влияние на австрийского экономиста Й. Шумпетера, который и стал родоначальником инноваций. В вышедшей в 1939г. работе “Экономические циклы” и других трудах Й. Шумпетер исследовал основные понятия теории инновационных процессов. Он рассматривал нововведения как изменение технологии и управления, как новые комбинации использования ресурсов. При этом Й.Шумпетер подчеркивал роль предпринимателя в инновационном процессе. Он считал, что предприниматель является связующим звеном между изобретением и нововведением.

Существенным вкладом в развитие инновационной теории можно считать разработку российскими экономистами концепций технологических укладов. Понятие “технологический уклад” (в современном понимании данного термина) введено в научный оборот С.Ю.Глазьевым. Оно имеет некоторую общность с рассмотренным выше понятием технологической системы, но достаточно полно исследовано применительно к российской действительности.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера. Она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект.

Применение в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

  • состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

  • состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

  • специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счете ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие самого инноватора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который, рискуя, взялся за проект, нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок и тем самым реализовал свой коммерческий интерес.

В последние годы многие крупные фирмы и организации с развитой рыночной экономикой были вынуждены искать пути и возможности поощрения нового поколения изобретателей и новаторов – высокоэффективных внутрифирменных предпринимателей, которые изыскивают возможности для развития инициативы, разработки новой продукции, технологии освоения новых сфер деятельности с использованием внутренних ресурсов. Такое внутреннее предпринимательство в рамках крупных корпораций получило название интрапренерства.

По мнению Р.Нильсона и других, интрапренерство является методом, который может помочь организации в устранении внутренних конфликтов между интеграцией и потребностью в гибкости и инновациях. Это развитие в большой организации внутренних рынков и относительно небольших и независимых подразделений. Они предназначены для того, чтобы создавать и апробировать продукты на внутренних рынках, налаживать внутри организации работу по совершенствованию продуктов, внедрению инноваций, новых технологий и методов.

Дж. Пинчот характеризует интрапренеров (внутренних предпринимателей) как “мечтателей, которые творят”. Это те люди, которые берут на себя практическую ответственность за осуществление на предприятии инноваций любого рода. Интрапренер может быть созидателем или изобретателем, но всегда остается мечтателем, который работает над тем, каким образом идею превратить в выгодную реальность.

Интрапренерство – это саморегулируемый процесс изобретателя-инициатора, его нельзя ни назначить, ни снять. Внутренний предприниматель, по мнению Дж. Пинчота, с одной стороны, одинокий, справедливый индивидуум, который соблюдает принятые на себя обязательства, следует своему призванию и в конце концов, справляясь со многими препятствиями побеждает. С другой – тип новатора, который преодолевает сопротивление всего старого и добивается того, чтобы новые идеи были приняты.

Потребность в инновациях возникает под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся: конкурентная борьба, задачи завоевания новых рынков, изменение политической, демографической правовой ситуации и др.; к внутренним: неблагоприятные условия труда, рост производственных затрат.

Поскольку новшествами, как правило, нельзя воспользоваться без специальных знаний, важную роль в деле их реализации играют “ноу-хау” (англ. know how – знать как) – информация, необходимая для их практического применения (технологические и конструкторские секреты производства, конфиденциальные сведения коммерческого, управленческого и организационного характера).

^ Глава 2. Классификация инноваций и их сущность.
Разнообразие специфических условий, в том числе экономических, организационных и других, в инновационной деятельности приводит к тому, что, несмотря на общность предмета инноваций, каждое ее внедрение обладает уникальностью. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и соответственно субъектов инновационной деятельности.

Различия между радикальными и усовершенствующимися, или модифицирующими, инновациями выражают качественные различия в уровне новизны соответствующих новшеств и указывают на зависимость вторых от первых: радикальные инновации служат базой для последующих усовершенствований. За этими различиями обнаруживаются два существенно различных типа субъектов инновационной деятельности. Их организационные структуры во многом противоположны, а их соотношение весьма диалектично. После внедрения радикальной инновации усовершенствующая служит дальнейшему ее развитию и продлевает эффект. Но на начальных стадиях радикальные инновации наталкиваются на сопротивление со стороны механизмов и структур усовершенствующей деятельности.

Особенности инновационных процессов, которые должен учитывать инновационный менеджер при создании организационно-экономического механизма собственного дела, вытекают из преобладающего вида нововведения. Важным этапом анализа инноваций является их классификация по ряду основополагающих признаков (табл.1 см.прил.)

Приведенные в данной таблице классификации подтверждают, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

Среди экономистов, исследующих проблемы нововведений, важное место занимает немецкий ученый Г.Менш, который пытался увязать темпы экономического роста и цикличность с появлением базисных нововведений. По его мнению, в моменты, когда базисные нововведения исчерпывают свой потенциал, возникает ситуация “технологического пата”, определяющая застой в технологическом развитии. Такая постановка вопроса и введение в оборот данного определения имеет большое научное, а с учетом современной ситуации в России, и практическое значение. Менш считал, что промышленное развитие – это переход от одного технологического пата к другому. В результате появления базисных нововведений появляются новые предприятия, циклы развития которых оказываются взаимосвязанными. Производство новых товаров на начальной стадии, как правило, отстает от спроса и поэтому характеризуется в этот период высокими темпами роста. Менш связывает цикличность экономики с цикличностью нововведений и фазами развития новых предприятий. Он указывал на момент, когда производство новых товаров начинало превышать спрос. С этого времени фирмы начинают искать выходы на внешние рынки, падает норма прибыли, и все меньше средств направляется на инвестиции. Капиталы устремляются на финансовые рынки. Рано или поздно спекулятивные финансовые операции достигают гигантских размеров и норма прибыли в денежно-кредитной сфере опускается ниже нормы прибыли в промышленности. Это означает, по мнению Менша, что финансовая сфера созрела для инвестиций в реальный сектор. Это весьма актуально для российской практики. Очевидно, что экономика России не готова к инвестициям, так как доходность финансовых операций выше средней доходности финансовых инвестиций.

Многие положения концепции Менша были критически рассмотрены и развиты другими авторами.

Значительное место в теории инновационного менеджмента занимают концепции, исследующие формирование технологических систем и способы распространения инноваций. Эти концепции развиваются рядом ученых, среди них можно выделить английских экономистов К.Фримена, Д.Кларка и Л. Суите. Они ввели понятие технологической системы взаимосвязанных семейств технических и социальных инноваций. По мнению авторов, темпы экономического роста зависят от формирования, развития и старения технологических систем. Диффузия, или процесс распространения инноваций, рассматривается как механизм развития технологической системы. Авторы связывают темпы диффузии нововведений с рыночным механизмом. Они отмечают, что диффузия инноваций требует соответствующих условий и стимулирования. Толчком к развитию экономики служит появление базисных инноваций в отдельных отраслях производства (здесь просматривается сходство с концепцией Менша). Старение технологических систем в одних странах и появление новых в других приводит к неравномерности межстранового развития. Экономический рост рассматривается как следствие появления новых отраслей.

Среди российских ученых, изучающих проблемы цикличности и внесших вклад в разработку многих теоретических и практических проблем данной проблемы, можно назвать Ю.В.Яковца и Е.Г.Яковенко.

Ю.В.Яковец выделил циклы и фазы развития техники, а также провел периодизацию научно-технических революций. В работах В.Г.Яковенко и его коллег рассмотрены циклы жизни изделий, моделирование процессов цикличности на микроуровне. Многие выводы этих исследований могут быть использованы в разработке механизмов регулирования рыночных процессов с учетом жизненного цикла технологий, продуктов и отраслей.

Ю.В.Яковец выделил четыре вида инноваций с точки зрения цикличного развития техники:

  • крупнейшие базисные инновации реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народнохозяйственный эффект; однако происходят они не каждый год;

  • крупные инновации (на базе аналогичного ранга изобретений) формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в более короткие сроки и с меньшими затратами, чем базисные инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше;

  • средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения;

  • мелкие инновации улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования.

Пэвит и Уолкер выделяют семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и их широкого применения:

    1. основанные на использовании фундаментальных научных знаний, результаты которых находят широкое применение в различных сферах общественной жизни (ЭВМ и др.);

    2. инновации, также опирающиеся на научные исследования, но имеющие ограниче6нную область применения (например, измерительные приборы для химического производства);

    3. разработанные с использованием уже существующих технических знаний новшества с ограниченной сферой применения (например, новый тип смесителя для сыпучих материалов);

    4. инновации, входящие в комбинации различных типов знаний в одном продукте;

    5. использование одного продукта в различных областях;

    6. технически сложные новшества. Появившиеся как побочный результат крупной исследовательской программы ( керамическая кастрюля, созданная на основе исследований, проводившихся в рамках космической программы);

    7. применение уже известной техники или методов в новой области.

Детальную и оригинальную типологию инноваций дал А.И.Пригожин. Он разделил инновации:

      • по типу новшества: материально-технические и социальные, экономические и организационно-управленческие, правовые и педагогические;

      • по механизму осуществления: единичные, диффузионные, завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные;

      • по инновационному потенциалу: радикальные, комбинированные; модифицирующие;

      • по особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные, межорганизационные;

      • по эффективности: эффективность производства и управления, улучшение условий труда и т.д.

Ранее в работе были разделены понятия “инновация” и “новшество”. Новшество – это предмет инновации. Новшества и инновации имеют различные жизненные циклы. Новшества – это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание; инновации – это зарождение, диффузии, рутинизация.

По характеру общественных целей различают инновации:

  • экономические, ориентированные на прибыль (производство лекарственных препаратов на экспорт и др.);

  • экономические, не ориентированные на прибыль (экологические и др.);

  • специальные (военные, здравоохранение, образование и др.)


Глава 3. Сущность инновационного менеджмента.
Инновации связывают различные по характеру и способам управления области хозяйственной деятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции. Совершенствование стилей и приемов инновационного управления, быстрое и адекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, острая необходимость в управлении во внедрении новшества, развитие новых направлений инструментов в работе фирмы, совершенствование всех основных элементов современного инновационного менеджмента применительно к специфике фирмы дают возможность инноваторам использовать все виды резервов для успешной инновационной деятельности.

Инновационное управление представляет процесс постоянного обновления различных сторон деятельности фирмы.

Оно включает не только технические и технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах деятельности предприятия, а также в управлении процессом новых знаний.

Инновации можно представить как процесс совершенствования сбалансированности различных областей работы фирмы. Для инновационного менеджера процесс обновления означает разрушение обычной ориентации научно-производственного персонала и направление его на поиск новых форм инновационной деятельности, превращение каждого работника в источник нововведений. Ему предстоит объединить большое количество участников инновационного процесса, создать экономические условия и стимулы для работы, нацеленной на обновление деятельности фирмы.

Внедрение инноваций всегда связывается с потребностями рынка. Инновационный менеджер определяет, какие виды новых продуктов, работ и услуг должны обеспечить нужную долю рынка, какие продукты требуют модернизации, для того, чтобы была обеспечена сбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ, т.е. он выявляет, как добиться в конкретных условиях оптимального варианта собственной доли рынка, повышения отдачи от используемого инновационного потенциала.

В настоящее время в программах инновации российских предприятий приоритетными являются: внедрение новых видов продуктов; освоение новых сегментов рынка; повышение рентабельности деятельности фирмы и каждого подразделения в отдельности; оптимальное использование имеющихся материальных и научных ресурсов. Инновационный менеджер должен уметь разрешать уникальные проблемы.

В деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценивать хозяйственную ситуацию и находить тот единственно возможный в данном положении подход, который и является в данных условиях оптимальным.

^ Инновационный менеджмент – это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей, действующий в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационально использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Инновационный менеджер имеет дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент связан с различными видами инновационной деятельности и в зависимости от их специфики осуществляет свою управленческую деятельность. В его функции входят:

  • постоянная корректировка инновационных целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

  • ориентация на достижение запланированного конечного результата инновационной деятельности фирмы;

  • использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;

  • изменение функций стратегического управления и планирования – от текущего к перспективному;

  • упор на все основные факторы изменения и улучшения инновационной деятельности фирмы;

  • оценка управления работы в целом только на основе реально достигнутых конечных результатов;

  • привлечение всего научно-технического и производственного потенциала фирмы к его управлению;

  • осуществление управления на основе предвидения изменений и развития гибких решений;

  • обеспечение инноваций, нововведений и в каждом сегменте работы фирмы, принятие нестандартных решений;

  • проведение глубокого экономического анализа каждого экономического решения.

Инновационным менеджерам приходится решать комплекс задач:

    • определение целей стратегического управления и развития фирмы;

    • выявление приоритетных задач, их очередность и последовательность решения;

    • управление изменениями на фирме;

    • разработка стратегий развития фирмы – системы хозяйственных задач и путей их решения;

    • подготовка системы мероприятий по разработке и освоению новых видов продукции (в рамках жизненного цикла продукции);

    • оценка необходимых ресурсов и поиск источников их обеспечения;

    • обеспечение жесткого контроля за выполнением поставленных задач в сфере инновационной деятельности;

    • прогнозирование как предвидение результатов развития фирмы, происходящего под воздействием существующих факторов;

    • обеспечение жизнеспособности своего предприятия в условиях жесточайшей конкуренции, несмотря на любые рыночные коллизии и неожиданности;

    • достижение максимальной прибыли в конкретных условиях хозяйствования;

    • постоянное совершенствование всей работы фирмы на основе применения наиболее современных методов управления;

    • заблаговременная подготовка необходимых нововведений;

    • улучшение в соответствии с изменяющимися требованиями организационной структуры предприятия;

    • обеспечение эффективной работы каждого работника в отдельности и коллектива в целом как единой взаимодействующей системы;

    • систематическая разработка и внедрение в практику предприятия более совершенных форм бизнеса, проникновение в новые сферы предпринимательства;

    • определение и достижение на практике целей, соответствующих интересам фирмы, исходя из запросов рынка, потребителя;

    • умение в разумных пределах идти на риск и в то же время быть способным минимизировать воздействие рисковых ситуаций на финансовое положение фирмы.

Инновационный менеджмент располагает своим собственным экономическим механизмом и тесно связан с методологией научного управления. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен работой фирмы в рыночных условиях, когда результаты деятельности всей фирмы получают оценку на рынке.

Содержание понятия “инновационный менеджмент” обычно рассматривают как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений. Этапом разработки методологии научного управления стал анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объемов производства. Авторы работ по научному управлению А.Файоль, П. Друкер, М.Х.Мескон, Х.Вольфганг и другие выдвинули и обосновали следующие научные положения:

  • важность применения научного анализа для определения наилучших способов достижения целей;

  • целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных заданий, обеспечение их последовательного обучения и переобучения;

  • необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач.

Любое положение, возникающее в процессе управления, требует от менеджера определить основные требования к целям фирмы и правила реализации этих требований, а также принятие конкретных решений, особенно это касается изменения целей и программ действий. Всякое управленческое решение является результатом обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды. Роль получаемой информации в последнее время особенно возросла. Анализ информации и принятие на ее основе управленческих решений осуществляются в рамках технологии менеджмента.

Специфика инновации как объекта предполагает особый характер труда инновационного менеджера. Кроме общих требований (творческий характер, аналитические способности), он должен быть профессионалом: знать производственную область инновации; состояние рынка новшества, инноваций и инвестиций; организацию инновационной деятельности по разработке и освоению новых видов продукции, оказание услуг и выполнения работ; финансово-экономический анализ инновационно-производственной и инвестиционной деятельности; основы трудовых отношений и мотивации труда персонала; правовое регулирование и виды государственной поддержки инновационной деятельности и др. Особое внимание должно уделяться подготовке и принятию решений в целом и на каждом этапе его прохождения. Конечная цель инновационного менеджмента состоит в повышении эффективности использования ресурсов и обеспечении функционирования субъектов инновации.
^ Глава 4. Основные этапы инновационного процесса
Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, – процесс коммерциализации технологий.

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации.

Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.

Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения.

В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Рой Росвелл, автор статьи “Изменение характера инновационного процесса”, выявляет несколько поколений моделей инновационного процесса.

Линейный подход к определению инновационного процесса он относит к 1950-м – середине 1960 гг., т.е. к первому поколению инновационного процесса, который подталкивается технологиями. Простой линейно-последовательный процесс с упором на роль НИОКР (научно-изыскательских и опытно-конструкторских работ) и отношением к рынку лишь как к потребителю результатов технической активности производства представлен на рис.1.

Рис.1.Первое поколение инновационного процесса

Второе поколение инновационного процесса, по Россвеллу, относится к концу 1960-х – началу1970-х гг. Та же линейно-последовательная модель, но с упором на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР (рис.2.)



Рис.2.Второе поколение инновационного процесса
Третье поколение: начало 1970-х – середина 1980-х гг. Сопряженная модель. В значительной степени комбинация первого и второго поколений с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка (рис.3.)


Новая потребность

Потребности общества и рынка





Производство

Маркетинг и продажи

Концепция идеи

Разработка

Рынок





Уровень развития технологии и производства

Возможности новой технологии





Рис. 3.Третье поколение инновационного процесса

Четвертое поколение: середина 1980-х гг. – настоящее время. Это японская модель передового опыта. Отличается тем, что акцентирует внимание на параллельную деятельность интегрированных групп и внешние горизонтальные и вертикальные связи. Главное здесь в параллельной деятельности. Одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях. Это ускоряет решение задачи, ибо время реализации технической идеи и превращения ее в готовую продукцию в современном мире – это важный аспект.

Пятое поколение: настоящее время – будущее. Это модель стратегических сетей, стратегическая интеграция и установление связей. Ее отличие состоит в том, что к параллельному процессу добавляются новые функции. Это процесс ведения НИОКР с использованием систем вычислительной техники и информатики, с помощью которых устанавливаются стратегические связи.

Зарождение инновационной идеи и возможность использования новых научных результатов происходят на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок.

Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей.

Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания.

Следующий этап инновационного процесса – прикладные научно-исследовательские работы (ПИ). Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.

Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включает эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизацию, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способ объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему.

В зависимости от сложности инновационного проекта (разработки и освоения нового вида продукции) задачи, решаемые на предварительном этапе инновационной деятельности, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов НИР, проводимых в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом.

Исполнителями работ на предварительном этапе являются творческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-технических центров (НТЦ).

Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад.

На стадии предсерийного производства выполняются опытные экспериментальные работы. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.

Стадии промышленного производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителям. Первый – это непосредственное общественное производство материальных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй – доведение новой продукции до потребителя.

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

Уже на начальной стадии процесса руководство предприятия принимает в расчет кривую жизненного цикла изделия, т.е. периоды ее подъема снижения, обусловленные воздействием рыночной конкуренции.

В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средою: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Сущность диффузных процессов на разных уровнях возникновения инновационной среды определяется равновесным распространением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая и сферу оказания услуг. В конечном счете диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики. Когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляются, деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.

^ Глава 5.Организационные формы инновационной деятельности
Палитра создателей новшеств весьма разнообразна. Рассмотрим их подробнее.

Интерпартнерство представляет собой наиболее простую внутрифирменную форму инновационно-предпринимательской деятельности, когда инициативный творческий работник (интерпартнер) при поддержке администрации сам имеет возможность осуществить нововведения. Оно позволяет реализовывать новые формы деловой активности, создает возможности внутрифирменной реализации идей, самостоятельного выбора нового направления деятельности и внедрения на рынок в качестве независимого контрагента; дальнейшей модификации организационных структур для поддержки инновации.

^ Малая инновационная фирма является небольшим коллективом профессионалов, действующим самостоятельно или в составе крупной организации, специализируется на узком направлении инновационной деятельности и имеет возможность быстрой переориентации. Это мобильность особа важна в таких сферах, как электроника, робототехника, новые конструкционные материалы, биотехнология, связанных с повышенным риском.

^ Венчурная фирма создается учеными и изобретателями, покинувшими крупные фирмы, научные учреждения или университеты. Их деятельность часто финансируется крупными компаниями, которые сами не решаются осуществлять инновации, но стремятся их контролировать. В случае успеха они получают готовое научно-техническое достижение.

Как правило, сами по себе венчурные фирмы не прибыльные, так как не занимаются организацией производства, но ими создается до 60% новшеств, например ксерокс, микропроцессор, персональный компьютер. Они могут быть дочерними более крупных фирм или самостоятельными.

Выделяют следующие типы венчуров:

внутренний венчур – это автономное в административном и хозяйственном отношении подразделение, которое создается в структуре организации на период разработки и внедрения наукоемкой продукции. В его основе лежат идеи сотрудников фирмы, отобранные специальной службой. Подразделение, возглавляемое авторами проектов, в течение обусловленного срока проводит разработку новшества и готовит проект запуска его в производство;

внешний венчур является мобильной временной независимой малой компанией, занимающейся инновациями межотраслевого характера.

^ Технологический центр, представляющий собой разновидность исследовательского центра, создается в США на средства федерального или местного бюджета, как правило, для привлечения ученых и студентов к разработке новых идей. За умеренную плату разработчики обеспечиваются помещением, оборудованием, кадрами на срок от одного до трех лет, за который они могут самостоятельно встать на ноги или найти солидный источник финансирования.

^ Научный парк формируется вблизи крупного научного центра или вуза, обладающих развитой инфраструктурой, и ориентируется на осуществление инновационного процесса, разработку новых технологий и программного продукта. Такая структура основывается на пространственном соединении творческой деятельности с необходимой для нее материальной базой.

В собственном смысле слова научный парк представляет собой территорию, пригодную для размещения инновационных предприятий различного размера и охватывающих различные стадии исследований, а также маломасштабных производств, основанных на научно-технических разработках местного исследовательского центра. Если новшество разрабатывается только до стадии опытного образца, такое образование получило название исследовательский парк.

Инкубатор (США), или инновационный центр (Западная Европа), является специальной экономической структурой, предназначенной для первоначальной поддержки небольших вновь образованных инновационных компаний, созданных под руководством ученых и специалистов, для доработки новых научно-технических идей и доведения их до образования новых стартовых или полноценных наукоемких компаний.

Обычно инкубатор создается местными властями либо крупными компаниями на срок до трех лет для реализации инновационного проекта. Вузы за плату предоставляют землю, помещения, лабораторное оборудование, необходимые услуги. Инвесторами проектов могут быть также физические лица.

Технополис как разновидность научного парка специализируется на прикладных исследованиях и разработках с целью коммерциализации их результатов.

Спин-оф” (фирмы-отпрыски) – это отделившиеся от вузов, государственных исследовательских центров и лабораторий крупных компаний малые инновационные организации, созданные с целью коммерческого внедрения побочных научно-технических достижений, полученных в ходе внедрения нетрадиционных проектов. Обычно они субсидируются государством через различные некоммерческие центры и университеты.

Научно-экспериментальная, финансово-экономическая, социально-культурная инфраструктура, объединенная вокруг научного центра и предназначенная для поддержки самостоятельных малых научно-технических организаций, творческих коллективов и отдельных ученых в деле внедрения результатов НИР в новую технику и технологию и распространению их на рынке, получила название технопарк.

Сосредоточенный в рамках региона комплекс научных учреждений фундаментального и прикладного характера, вузов, конструкторских и внедренческих предприятий, венчурных фирм, банков, промышленных предприятий, организующих производство на базе новых новшеств, образует технополис. Он объединяет полный инновационный цикл, влючая подготовку кадров.

Для организации высокотехнологической деятельности в крупных исследовательских организациях и университетах создаются технологические центры.

Организационной формой инновационной деятельности общества вновь создаваемых территориально близких предприятий в сфере “наука-производство” является учредительский центр (“промышленный двор”). Он включает общие здания, в которых расположены фирмы, управляемые головной компанией, облегчающие консультирование.

^ Научно-технический альянс представляет собой устойчивое объединение фирм различных размеров с университетами и государственными лабораториями на основе соглашения о совместном финансировании НИОКР, разработки или усовершенствовании выпускаемой продукции. Каждый из участников вносит свой вклад в виде имеющихся у него материальных или интеллектуальных ресурсов, а после получения результатов согласно договору получает право на свою долю интеллектуальной собственности.

^ Внедренческие фирмы реализуют проекты, находящиеся на пороге промышленного освоения, и могут обеспечит им быструю окупаемость. Для этого они проводят его доработку, промышленные испытания и освоение.

Выделяют несколько видов таких фирм.

  1. Эксплеренты (пионерные фирмы) занимаются продвижением новшеств на рынок. С целью уменьшения риска создаются типовые схемы финансирования на срок, за который необходимо добиться успеха. Когда новинка создана, они заключают контракт с крупной фирмой для ее разработки.

  2. Патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под воздействием моды, рекламы и др. Они действуют на этапе роста выпуска продукции с целью расширения рынка. Такие фирмы уже прибыльны.

  3. Виоленты обладают крупным капиталом, высоким уровнем технологии и обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск продукции.

  4. Коммутанты действуют на этапе снижения объема выпуска и осуществляют изменения с учетом требований рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, понятие “нововведение” означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике. Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия. В инновационном менеджменте можно выделить два направления.

Первое – инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения.

Второе – также весьма актуальное для России движение от инновации к предпринимательству. Данная теория получила название инноватики предшествующего аналога.

Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом.

В зависимости от объекта и предмета исследования инновации можно рассматривать: как процесс; как систему; как изменение; как результат.

Й. Шумпентер в работе “Теория экономического развития” рассматривал инновацию как экономическое воздействие технического изменения. Мощный толчок началу серьезных исследований по инновациям работы Н. Кондратьева. Идеи Кондратьева оказали сильное влияние на австрийского экономиста Й. Шумпетера, который в “Экономические циклах” исследовал основные понятия теории инновационных процессов. Существенным вкладом в развитие инновационной теории можно считать разработку российскими экономистами концепций технологических укладов применительно к российской действительности.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера. Она всегда должна рассматриваться как сложный процесс.

Применение в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют:состояние внешней среды; состояние внутренней среды данной хозяйственной системы; специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

Важнейшим условием успеха инновации является наличие инноватора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который взялся за проект. Интрапренерство – это саморегулируемый процесс изобретателя-инициатора, его нельзя ни назначить, ни снять. Поскольку новшествами, нельзя воспользоваться без специальных знаний, важную роль в деле их реализации играют “ноу-хау”.

Обнаруживаются два существенно различных типа субъектов инновационной деятельности: после внедрения радикальной инновации усовершенствующая служит дальнейшему ее развитию и продлевает эффект. нововведения.

Среди экономистов, исследующих проблемы нововведений, важное место занимает немецкий ученый Г.Менш, экономисты К.Фримен, Д.Кларк и Л. Суите, Ю.В.Яковец, В.Г.Яковенко. Ю.В.Яковец выделил четыре вида инноваций с точки зрения цикличного развития техники: крупнейшие базисные инновации; крупные инновации; средние инновации; мелкие инновации.

Пэвит и Уолкер выделяют семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и их широкого применения: основанные на использовании фундаментальных научных знаний; инновации, опирающиеся на научные исследования, но имеющие ограниче6нную область применения; разработанные с использованием уже существующих технических знаний с ограниченной сферой применения; входящие в комбинации различных типов знаний в одном продукте; использование одного продукта в различных областях; технически сложные новшества; применение уже известной техники или методов в новой области.

Детальную и оригинальную типологию инноваций дал А.И.Пригожин. Он разделил инновации: по типу новшества: материально-технические и социальные, экономические и организационно-управленческие, правовые и педагогические; по механизму осуществления: единичные, диффузионные, завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные; по инновационному потенциалу: радикальные, комбинированные; модифицирующие; по особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные, межорганизационные; по эффективности: эффективность производства и управления, улучшение условий труда и т.д.

По характеру общественных целей различают инновации: экономические, ориентированные на прибыль (производство лекарственных препаратов на экспорт и др.); экономические, не ориентированные на прибыль (экологические и др.); специальные (военные, здравоохранение, образование и др.)

Инновационное управление представляет процесс постоянного обновления различных сторон деятельности фирмы. Внедрение инноваций всегда связывается с потребностями рынка. Инновационный менеджер определяет, какие виды новых продуктов, работ и услуг должны обеспечить нужную долю рынка, какие продукты требуют модернизации, имеет дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику инновационной деятельности.

Содержание понятия “инновационный менеджмент” обычно рассматривают как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.

Цель инновационного менеджмента состоит в повышении эффективности использования ресурсов и обеспечении функционирования субъектов инновации.

Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований (теоретические и поисковые).

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, к поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий квалификации. Следующий этап инновационного процесса – прикладные научно-исследовательские работы (ПИ). Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции (эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов). Под опытно-конструкторскими работами понимается применение результатов ПИ для создания образцов новой техники, материала, технологии, это завершающая стадия научных исследований. Исполнителями работ на предварительном этапе: творческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-технических центров. Практическая реализация осуществляется на рыночном этапе (внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад). На стадии предсерийного производства выполняются опытные экспериментальные работы. Стадии промышленного производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителям. За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг.

К организационным формам инновационной деятельности относятся: интерпартнерство; малая инновационная фирма; венчурная фирма (внутренний венчур, внешний венчур); технологический центр; научный парк; инкубатор; технополис; “спин-оф” (фирмы-отпрыски); технопарк; технополис; технологические центры; учредительский центр (“промышленный двор”); научно-технический альянс; внедренческие фирмы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица№1

Классификация нововведений.

^ Признак классификации

Виды нововведений

По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т.д.)

Радикальные (пионерные, базовые, научные и т.п.), ординарные (изобретения, новые технические решения)

По характеру применения:

  • продуктовые;

  • технологические;

  • социальные;

  • комплексные;

  • рыночные

Ориентированные на производство и использование новых продуктов. Нацеленные на создание и применение новой технологии. Ориентированные на построение и использование новых структур.

По стимулу появления (источнику)

Нововведение, вызванные развитием науки и техники, потребностями производства и рынка.

По роли в воспроизводственном процессе

Потребительские и инвестиционные.

По масштабу (комплексности)

Сложные (синтетические) и простые

Для кого являются нововведениями

Для производителя и потребителя; для общества в целом; для рынка


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Основы менеджмента: Учеб. для вузов; под ред. Вачугова Д.Д. – 2-е изд.– М.: Высш. шк., 2005. – 376 с.

  2. Медынский В.Г.Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 295с. – (Высшее образование).

  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 528 с.

  4. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов; под ред. Ильенковой С.Д. – 2-изд. – М.: Юнити, 2003. – 343 с.

  5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд. – М.: Юнити, 2003. – 359с.





Скачать файл (190 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации