Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Ситуация в сфере образования. Вызовы. Современные тенденции. Компетентностный подход - файл 1.doc


Лекция - Ситуация в сфере образования. Вызовы. Современные тенденции. Компетентностный подход
скачать (586.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc587kb.22.11.2011 00:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема занятия: «Cитуация в сфере образования РФ, вызовы, современные тенденции (на основе российского и международного опыта). Компетентностный подход».

Преподаватель: А.В. Князева, директор ПАЦ ТГУ.

Назначение темы в учебном курсе: формирование у слушателей представления о существующих изменениях в системе образования и их проблематизация относительно необходимости модернизации учебного процесса.

Содержание лекционного занятия:

  1. Официальные рамки системы образования

Сорбонская декларация (25.05.1998г.):
Обоснование создания Зоны европейского высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента.

Грацкая декларация Европейской ассоциации университетов (12.04.2004г.):
Политика по обеспечению качества

Задачи:

  • разработать согласованный свод стандартов, процедур и принципов измерения качества;

  • изучить способы создания соответствующей системы внешней оценки для агентств по оценке и обеспечению качества.

Болонская декларация: (29 европейских стран) (19.06.1999г.):

- Обеспечение качества

- Структура степеней: принятие двухуровневой системы

- Мобильность

- Введение кредитной системы

- Признание степеней: принятие системы четких и сопоставимых степеней

- Развитие Европейского измерения высшего образования

Московская декларация министров образования G8 (02.06.2006 г.):

- Формирование глобального инновационного общества

- Развитие жизненных и трудовых навыков на базе качественного образования

- Образование и развитие для всех

- Укрепление социальной сплоченности и содействие интеграции эмигрантов

Государственные документы развития образования в России:

1) ФЦП развития образования на 2006-2010 гг. (Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 г. №803)

2) ФЦП развития образования до 2020г. (в процессе разработки)

  1. Характеристики современной экономики

  • максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы;

  • включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы;

  • опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития;

  • многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени;

  • смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации.

  1. Характеристики современной системы образования РФ сегодня

  • Система образования в России еще не соответствует требованиям инновационной экономики;

  • уже начала стихийно меняться;

  • нуждается в образе будущего;

  • образ будущего – не ответ на сегодняшние проблемы и не экстраполяция сегодняшних трендов.

  1. Направления развития системы ВПО до 2012г.

  • сокращение вузов и внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования;

  • внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей;

  • организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования;

  • совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в рамках единого образовательного пространства;

  • внедрение современных образовательных технологий;

  • внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования;

  • внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций.

  1. Базовые принципы современного образования

  1. Образование как стержень карьеры в течение всей жизни.

  2. Культура усвоения замещается культурой поиска и обновления.

  3. Интенсивность – «достижение максимума результата при минимуме затрат времени» за счет внедрения современных образовательных технологий.

  4. Практическая ориентация – ориентация на перспективные требования инновационного развития экономики (квалификационные структуры, профессиональные требования).

  5. Адаптивность – приемлемость для работающих слушателей (модульность, частичный дистанционный режим обучения, реализация программ на местах работы, индивидуализация).

  6. Открытость системы образования.

  7. Пространство поддержки и свободы для таланта, инициативы и мотивации.

  8. Новые роли преподавателя.

    1. Образование как стержень карьеры в течение всей жизни

  • Индивидуализация гибких (настраиваемых) образовательных траекторий: 75% их объема формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ученику, а самостоятельный человек для себя самого.

  • Резкое увеличение доли выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей.

  • Прозрачная и понятная для всех система признания результатов образования в каждом модуле и система трансфера кредитов.

    1. Культура усвоения замещается культурой поиска и обновления

  • Информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков.

  • Изменение содержания образования – новая фундаментальность. Информационная составляющая содержания в значительной степени замещается формированием ключевых компетентностей (коммуникативность, решение проблем, работа в группах) и умением применять знания.

  • Реабилитация свободного поиска: преподаватель теряет монополию на оценку результатов учащегося.

    1. Открытость системы образования

  • Новое разделение труда в образовании: за рамками собственно образовательных организаций.

  • От изолированных институтов к сетям и кооперациям.

  • Жесткие рамки формальной системы образования размываются; новые «несистемные» образовательные институты: научные лаборатории, электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры в корпоративном секторе; частные консультанты, коучеры и репетиторы.

  • Новое регулирование образовательного рынка: государство уже не способно контролировать качество. Фокус регулирования перемещается к обеспечению полноты и достоверности информации, предоставляемой участниками рынка. Главные субъекты регулирования – профессиональное сообщество и потребители

  • Международная открытость: сравнительные исследования, поддержка импорта и и экспорта образовательных технологий и услуг.

    1. Новый социальный стандарт образования

  • Городская культура и городская экономика резко ограничивает возможности людей без высшего образования.

  • В России это усугубляется сложившейся (с 70-х) низкой социальной оценкой начального и даже среднего профессионального образования. Зарплатная премия работников с ВПО в России в 10 и более раз выше, чем у выпускников СПО (в странах ОЭСР – не более, чем в 2 раза). 90% российских родителей считают важным дать ребенку высшее образование.

  • Первая ступень высшего образования фактически превращается в продолжение общего (школьного), главная роль – это продвинутая социализация, а не профессиональные компетенции.

  • В России приращение объема общего образования, которое во многих странах происходило за счет удлинения старшей школы, целесообразно осуществлять в вузовском секторе (закрепив фактическое положение дел) и включить в систему высшего образования прикладной бакалавриат (часть техникумов).

  • В результате до 70% выпускников школ будут продолжать образование на академическом и прикладном бакалавриате.

    1. Свобода и поддержка для инициативы, таланта, мотивации

  • Образовательная система ранее была нацелена на успешное освоение стандарта основной группой учащихся. Теперь добавляется новая (равнозначная) задача: раннее выявление и поддержка высоко мотивированных учащихся, создание для них особых условий, позволяющих полностью реализовать свой творческий потенциал.

  • Система национальных олимпиад и конкурсов.

  • Опережающее развитие системы дополнительного образования школьников и молодежи, включающей реальную проектную деятельность.

  • Импорт мозгов: стипендии русскоговорящим студентам и аспирантам из ближнего зарубежья, приглашение ведущих зарубежных ученых в российские университеты.

  • Грантовые программы на поддержку индивидуальных и групповых инициатив.

    1. Новая роль преподавателя (как исследователя, наставника, консультанта, руководителя проектов)

  • Снижение доли «герметичных» учебных заведений, преподаватели которых больше нигде не работают.

  • Творческие компетенции преобладают над дидактикой.

  • Новая модель рынка труда преподавателей: он теряет свою прежнюю замкнутость, накладывается на рынки интеллектуальных работников других профессий (причем в обе стороны). Резко растет эффективная зарплата преподавателя; несоответствие реального вознаграждения ведет к оттоку квалифицированных кадров.

  • Адресная поддержка эффективных и перспективных педагогов.

  • Перевод подготовки основной массы учителей в специализированных магистратурах.

  1. Новая структура высшего образования в РФ (бакалавриат, специалитет, магистратура)

    1. Бакалавриат

Бакала́вр (от лат. baccalarius, первонач. значение — подвассал, от baccalaria — поместье) — академическая степень или квалификация, приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения. Впервые появилась в средневековых университетах Западной Европы.

В России этот уровень подготовки выделен в начале 1990-х гг. (cм. также Болонский процесс). Нормативный срок программы подготовки бакалавра (при очной форме обучения) — 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт на право поступления в магистратуру и аспирантуру.

В различных странах и по различным направлениям сроки подготовки бакалавров разнятся от 3 до 6 лет: в Англии — 3, в Шотландии, Канаде и США — 4. Во Франции звание бакалавра присваивается выпускникам полной средней школы и даёт право поступления в вузы.

Фактически бакалавриат – общее высшее образование (1-ый уровень высшего образования). На выходе этого типа образовательных программ – инженер «широкого профиля», подготовленный за 4 года.

Бакалавр – человек, работающий с материалом, конструктами, владеющий функциональной грамотностью и др. (здесь и гуманитарные инженеры и педагоги тоже).

Что касается бакалаврских программ, очевидно выделение двух типов программ: технические и академические.

Технический бакалавриат – предуготовление к рабочему месту (функционированию в профессиональной деятельности); ставится способ деятельности. На выходе – «бакалавр техники» (инженер-техник).

Академический бакалавриат – широкое фундаментальное образование с необходимым набором функциональной грамотности; ставится способ деятельности, также организация исследовательской, инженерно-конструкторской, проектно-аналитической работы. На выходе – «бакалавр наук» (инженер «широкого профиля»). Академический бакалавриат для тех, кто ориентирован на дальнейшее обучение в вузе, в частности, речь идёт о магистратуре.

Таким образом, бакалавр – это тот специалист («специалист» в ином представлении), готовый к рабочему месту, владеющий достаточными профессиональными знаниями, умениями, компетенциями, умеющий работать. В основе подготовки бакалавра лежит практикоориентированное обучение. Это значит, что студент, начиная со второй половины обучения в вузе, должен работать, получать знания в стенах университета и ad hoc («здесь и сейчас») их практиковать: на действующих предприятиях региона, в университете (в НИР, ПАР, на кафедрах, в учебных тренажёрах).

    1. Специалитет

Специали́ст (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения. В конкретных специальностях имеет собственное название (например, физик, химик, инженер, врач, учитель).

Нормативный срок программы подготовки специалиста (при очной форме обучения) — 5 лет. Квалификация присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт на право поступления в магистратуру и аспирантуру.

Специалитет подразумевает структуру образовательной программы бакалавриата в дополнении с узко-специализированными профессиональными знания, дополнительными социально-личностными компетенциями и дополнительными культурно-этическими компетенциями (формально – 2-ой уровень высшего образования).

Продукт образовательных программ специалитета – инженер, узко «заточенный» на определённую специфику деятельности. Специалист готовится также как и бакалавр, дополнительно (на пятом году обучения) добавляются обозначенные выше знания и компетенции. Программы специалитета предполагается реализовать на коммерческой основе.

Специалитет – платный. Таким образом, должна уточнена задачам по своевременному «выводу» специалитета из структуры ВПО.

    1. Магистратура

Маги́стр (от лат. magister — «наставник», «учитель», «руководитель») — высшая академическая степень, начальная учёная степень или квалификация, приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения).

В средневековом университете существовали следующие учёные степени: бакалавр, лицентиат и магистр. В 1240 году магистры получили право избирать ректора — главу университета.

В России звание «магистр» вводится в 1803 указом Александра I (обучение ведётся только на латыни).

В 1819 впервые магистры пишут на русском языке. Тогда же были введено звание доктор, а позднее и кандидат.

В 1884 отменяется кандидатская степень и утверждается система магистр — доктор.

В 1917 в России упраздняются все научные степени и до 1934 г. ученых степеней нет.

В 1993 название «магистр» возвращается как квалификация выпускников образовательный учреждений высшего профессионального образования.

В современной России нормативный срок программы подготовки магистра (при очной форме обучения) — 2 года. Однако предварительно студент должен освоить программу подготовки бакалавра (4 года) или специалиста (5-5,5 лет). Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт на право поступления в аспирантуру.

Фактически магистратура – высший уровень высшего образования. На выходе этого типа образовательных программ – профессионал в соответствующей области деятельности.

Таким образом, магистратура предполагает дальнейшее движение студента в образовательной действительности, освоение ими методологии профессиональной, проектно-аналитической, инженерно-конструкторской и исследовательской деятельности.

По магистерским программам в России актуально различение три вида программы: профессиональная магистратура, менеджерская и исследовательская.

Профессиональная магистратура – осваиваются методы профессиональной деятельности, на выходе – магистр-профессионал, владеющий методологией своей профессиональной деятельности, знающий ее устройство, умеющий общаться в профессиональном сообществе и осуществлять инновационную деятельность в этой сфере

Менеджерская магистратура – осваиваются методы управленческой деятельности, на выходе – магистр-менеджер (по типу МВА, MPA), владеющий методологией управления и практикующий эту деятельность.

Исследовательская магистратура – осваиваются методы научных исследований, на выходе – магистр-исследователь, который двигается в научном направлении (и это не исследования ради исследований, это исследования ради инноваций в деятельности).

Естественно, что требования ко всем этапам образовательной программы в вузе задает соответствующее содержание образовательного процесса и требование к структуре образовательной программы. В связи с чем выстраивание структуры образовательной программы должно опираться на ряд принципов, не соблюдая которые говорить о понимании национальной квалификационной структуры практически невозможно.

  1. ^ Основы новой образовательной программы ТГУ

К 2010 г ТГУ планирует перейти к реализации учебного процесса по новой образовательной программе.

Образовательная программа (ОПг) ТГУ – это инструмент, при помощи которого вуз может видеть, анализировать и прогнозировать происходящее вокруг, и отвечать на это изменениями в собственной системе образования и подготовки.

ОПг – это совокупность образовательных проектов, ресурсов и документов, обеспечивающих формирование заданных образовательных результатов выпускников

ОПг включает в себя:

    • матрицу компетенций выпускника ТГУ,

    • описание общего устройства обучения:

    • этапность,

    • набор учебных модулей,

    • требования к ресурсному, кадровому, нормативному и организационному обеспечению.

  1. Принципы новой образовательной программы ТГУ:

  1. Компетентностный подход в формировании образовательных результатов.

  2. Этапность подготовки в ТГУ (общая подготовка, бакалавриат, магистратура).

  3. Модульность образовательных программ.

  4. Использование современных технологий обучения.

  5. Целевая организация практической деятельности студентов по профилю и этапу освоения ОПг.

  6. Совместные образовательные программы.

  7. Использование кредитно-модульной системы.

  8. Единое для вуза информационно-коммуникационное пространство (создание образовательного портала ТГУ).

  1. Компетентностный подход

Компетентностный подход - переход от оценки результата обучения по количеству затраченного труда (время обучения, количество учебных предметов, объем учебных работ, экзаменов и др.) к оценке результата через приобретенные учащимися компетенции.

Компетенция – основной результат образовательной деятельности (способность выпускника образовательной программы (её этапа) самостоятельно принимать решения и целенаправленно действовать в профессиональных и социально-личностных ситуациях)

Группы ключевых компетенций:

  • Коммуникативная компетенция.

  • Информационная компетенция.

  • Организационно-управленческая компетенция.

Группы профессиональных компетенций:

  • Компетенция анализа, исследования и постановки профессиональных задач.

  • Компетенция организации профессиональной деятельности.

  • Компетенция проектирования и разработки профессиональных решений.

  • Компетенция коммерциализации объектов профессиональной деятельности.

  • Компетенция ответственности за профессиональные решения.

  1. Принципиальное устройство ОПг ТГУ



  1. Глоссарий (новая действительность образовательной деятельности)

  • Вхождение в Болонский процесс.

  • Многоуровневые программы подготовки.

  • Компетентностный подход в образовании.

  • Кредитно-модульный учебный процесс.

  • Современные образовательные технологии.

  • Общественно-профессиональная оценка качества.

  • Новые формы взаимодействия с работодателем. Формирование образовательного рынка.

  • Новые организационно-правовые формы.

  • Новые формы финансирования.



Скачать файл (586.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации