Лекция - Ситуация в сфере образования. Вызовы. Современные тенденции. Компетентностный подход
скачать (586.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 587kb. | 22.11.2011 00:47 | ![]() |
1.doc
Тема занятия: «Cитуация в сфере образования РФ, вызовы, современные тенденции (на основе российского и международного опыта). Компетентностный подход».Преподаватель: А.В. Князева, директор ПАЦ ТГУ.
Назначение темы в учебном курсе: формирование у слушателей представления о существующих изменениях в системе образования и их проблематизация относительно необходимости модернизации учебного процесса.
Содержание лекционного занятия:
Официальные рамки системы образования
Сорбонская декларация (25.05.1998г.):
Обоснование создания Зоны европейского высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента.
Грацкая декларация Европейской ассоциации университетов (12.04.2004г.):
Политика по обеспечению качества
Задачи:
разработать согласованный свод стандартов, процедур и принципов измерения качества;
изучить способы создания соответствующей системы внешней оценки для агентств по оценке и обеспечению качества.
Болонская декларация: (29 европейских стран) (19.06.1999г.):
- Обеспечение качества
- Структура степеней: принятие двухуровневой системы
- Мобильность
- Введение кредитной системы
- Признание степеней: принятие системы четких и сопоставимых степеней
- Развитие Европейского измерения высшего образования
Московская декларация министров образования G8 (02.06.2006 г.):
- Формирование глобального инновационного общества
- Развитие жизненных и трудовых навыков на базе качественного образования
- Образование и развитие для всех
- Укрепление социальной сплоченности и содействие интеграции эмигрантов
Государственные документы развития образования в России:
1) ФЦП развития образования на 2006-2010 гг. (Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 г. №803)
2) ФЦП развития образования до 2020г. (в процессе разработки)
Характеристики современной экономики
максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы;
включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы;
опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития;
многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени;
смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации.
Характеристики современной системы образования РФ сегодня
Система образования в России еще не соответствует требованиям инновационной экономики;
уже начала стихийно меняться;
нуждается в образе будущего;
образ будущего – не ответ на сегодняшние проблемы и не экстраполяция сегодняшних трендов.
Направления развития системы ВПО до 2012г.
сокращение вузов и внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования;
внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей;
организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования;
совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в рамках единого образовательного пространства;
внедрение современных образовательных технологий;
внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования;
внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций.
Базовые принципы современного образования
Образование как стержень карьеры в течение всей жизни.
Культура усвоения замещается культурой поиска и обновления.
Интенсивность – «достижение максимума результата при минимуме затрат времени» за счет внедрения современных образовательных технологий.
Практическая ориентация – ориентация на перспективные требования инновационного развития экономики (квалификационные структуры, профессиональные требования).
Адаптивность – приемлемость для работающих слушателей (модульность, частичный дистанционный режим обучения, реализация программ на местах работы, индивидуализация).
Открытость системы образования.
Пространство поддержки и свободы для таланта, инициативы и мотивации.
Новые роли преподавателя.
Образование как стержень карьеры в течение всей жизни
Индивидуализация гибких (настраиваемых) образовательных траекторий: 75% их объема формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ученику, а самостоятельный человек для себя самого.
Резкое увеличение доли выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей.
Прозрачная и понятная для всех система признания результатов образования в каждом модуле и система трансфера кредитов.
Культура усвоения замещается культурой поиска и обновления
Информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков.
Изменение содержания образования – новая фундаментальность. Информационная составляющая содержания в значительной степени замещается формированием ключевых компетентностей (коммуникативность, решение проблем, работа в группах) и умением применять знания.
Реабилитация свободного поиска: преподаватель теряет монополию на оценку результатов учащегося.
Открытость системы образования
Новое разделение труда в образовании: за рамками собственно образовательных организаций.
От изолированных институтов к сетям и кооперациям.
Жесткие рамки формальной системы образования размываются; новые «несистемные» образовательные институты: научные лаборатории, электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры в корпоративном секторе; частные консультанты, коучеры и репетиторы.
Новое регулирование образовательного рынка: государство уже не способно контролировать качество. Фокус регулирования перемещается к обеспечению полноты и достоверности информации, предоставляемой участниками рынка. Главные субъекты регулирования – профессиональное сообщество и потребители
Международная открытость: сравнительные исследования, поддержка импорта и и экспорта образовательных технологий и услуг.
Новый социальный стандарт образования
Городская культура и городская экономика резко ограничивает возможности людей без высшего образования.
В России это усугубляется сложившейся (с 70-х) низкой социальной оценкой начального и даже среднего профессионального образования. Зарплатная премия работников с ВПО в России в 10 и более раз выше, чем у выпускников СПО (в странах ОЭСР – не более, чем в 2 раза). 90% российских родителей считают важным дать ребенку высшее образование.
Первая ступень высшего образования фактически превращается в продолжение общего (школьного), главная роль – это продвинутая социализация, а не профессиональные компетенции.
В России приращение объема общего образования, которое во многих странах происходило за счет удлинения старшей школы, целесообразно осуществлять в вузовском секторе (закрепив фактическое положение дел) и включить в систему высшего образования прикладной бакалавриат (часть техникумов).
В результате до 70% выпускников школ будут продолжать образование на академическом и прикладном бакалавриате.
Свобода и поддержка для инициативы, таланта, мотивации
Образовательная система ранее была нацелена на успешное освоение стандарта основной группой учащихся. Теперь добавляется новая (равнозначная) задача: раннее выявление и поддержка высоко мотивированных учащихся, создание для них особых условий, позволяющих полностью реализовать свой творческий потенциал.
Система национальных олимпиад и конкурсов.
Опережающее развитие системы дополнительного образования школьников и молодежи, включающей реальную проектную деятельность.
Импорт мозгов: стипендии русскоговорящим студентам и аспирантам из ближнего зарубежья, приглашение ведущих зарубежных ученых в российские университеты.
Грантовые программы на поддержку индивидуальных и групповых инициатив.
Новая роль преподавателя (как исследователя, наставника, консультанта, руководителя проектов)
Снижение доли «герметичных» учебных заведений, преподаватели которых больше нигде не работают.
Творческие компетенции преобладают над дидактикой.
Новая модель рынка труда преподавателей: он теряет свою прежнюю замкнутость, накладывается на рынки интеллектуальных работников других профессий (причем в обе стороны). Резко растет эффективная зарплата преподавателя; несоответствие реального вознаграждения ведет к оттоку квалифицированных кадров.
Адресная поддержка эффективных и перспективных педагогов.
Перевод подготовки основной массы учителей в специализированных магистратурах.
Новая структура высшего образования в РФ (бакалавриат, специалитет, магистратура)
Бакалавриат
Бакала́вр (от лат. baccalarius, первонач. значение — подвассал, от baccalaria — поместье) — академическая степень или квалификация, приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения. Впервые появилась в средневековых университетах Западной Европы.
В России этот уровень подготовки выделен в начале 1990-х гг. (cм. также Болонский процесс). Нормативный срок программы подготовки бакалавра (при очной форме обучения) — 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт на право поступления в магистратуру и аспирантуру.
В различных странах и по различным направлениям сроки подготовки бакалавров разнятся от 3 до 6 лет: в Англии — 3, в Шотландии, Канаде и США — 4. Во Франции звание бакалавра присваивается выпускникам полной средней школы и даёт право поступления в вузы.
Фактически бакалавриат – общее высшее образование (1-ый уровень высшего образования). На выходе этого типа образовательных программ – инженер «широкого профиля», подготовленный за 4 года.
Бакалавр – человек, работающий с материалом, конструктами, владеющий функциональной грамотностью и др. (здесь и гуманитарные инженеры и педагоги тоже).
Что касается бакалаврских программ, очевидно выделение двух типов программ: технические и академические.
Технический бакалавриат – предуготовление к рабочему месту (функционированию в профессиональной деятельности); ставится способ деятельности. На выходе – «бакалавр техники» (инженер-техник).
Академический бакалавриат – широкое фундаментальное образование с необходимым набором функциональной грамотности; ставится способ деятельности, также организация исследовательской, инженерно-конструкторской, проектно-аналитической работы. На выходе – «бакалавр наук» (инженер «широкого профиля»). Академический бакалавриат для тех, кто ориентирован на дальнейшее обучение в вузе, в частности, речь идёт о магистратуре.
Таким образом, бакалавр – это тот специалист («специалист» в ином представлении), готовый к рабочему месту, владеющий достаточными профессиональными знаниями, умениями, компетенциями, умеющий работать. В основе подготовки бакалавра лежит практикоориентированное обучение. Это значит, что студент, начиная со второй половины обучения в вузе, должен работать, получать знания в стенах университета и ad hoc («здесь и сейчас») их практиковать: на действующих предприятиях региона, в университете (в НИР, ПАР, на кафедрах, в учебных тренажёрах).
Специалитет
Специали́ст (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения. В конкретных специальностях имеет собственное название (например, физик, химик, инженер, врач, учитель).
Нормативный срок программы подготовки специалиста (при очной форме обучения) — 5 лет. Квалификация присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт на право поступления в магистратуру и аспирантуру.
Специалитет подразумевает структуру образовательной программы бакалавриата в дополнении с узко-специализированными профессиональными знания, дополнительными социально-личностными компетенциями и дополнительными культурно-этическими компетенциями (формально – 2-ой уровень высшего образования).
Продукт образовательных программ специалитета – инженер, узко «заточенный» на определённую специфику деятельности. Специалист готовится также как и бакалавр, дополнительно (на пятом году обучения) добавляются обозначенные выше знания и компетенции. Программы специалитета предполагается реализовать на коммерческой основе.
Специалитет – платный. Таким образом, должна уточнена задачам по своевременному «выводу» специалитета из структуры ВПО.
Магистратура
Маги́стр (от лат. magister — «наставник», «учитель», «руководитель») — высшая академическая степень, начальная учёная степень или квалификация, приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения).
В средневековом университете существовали следующие учёные степени: бакалавр, лицентиат и магистр. В 1240 году магистры получили право избирать ректора — главу университета.
В России звание «магистр» вводится в 1803 указом Александра I (обучение ведётся только на латыни).
В 1819 впервые магистры пишут на русском языке. Тогда же были введено звание доктор, а позднее и кандидат.
В 1884 отменяется кандидатская степень и утверждается система магистр — доктор.
В 1917 в России упраздняются все научные степени и до 1934 г. ученых степеней нет.
В 1993 название «магистр» возвращается как квалификация выпускников образовательный учреждений высшего профессионального образования.
В современной России нормативный срок программы подготовки магистра (при очной форме обучения) — 2 года. Однако предварительно студент должен освоить программу подготовки бакалавра (4 года) или специалиста (5-5,5 лет). Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт на право поступления в аспирантуру.
Фактически магистратура – высший уровень высшего образования. На выходе этого типа образовательных программ – профессионал в соответствующей области деятельности.
Таким образом, магистратура предполагает дальнейшее движение студента в образовательной действительности, освоение ими методологии профессиональной, проектно-аналитической, инженерно-конструкторской и исследовательской деятельности.
По магистерским программам в России актуально различение три вида программы: профессиональная магистратура, менеджерская и исследовательская.
Профессиональная магистратура – осваиваются методы профессиональной деятельности, на выходе – магистр-профессионал, владеющий методологией своей профессиональной деятельности, знающий ее устройство, умеющий общаться в профессиональном сообществе и осуществлять инновационную деятельность в этой сфере
Менеджерская магистратура – осваиваются методы управленческой деятельности, на выходе – магистр-менеджер (по типу МВА, MPA), владеющий методологией управления и практикующий эту деятельность.
Исследовательская магистратура – осваиваются методы научных исследований, на выходе – магистр-исследователь, который двигается в научном направлении (и это не исследования ради исследований, это исследования ради инноваций в деятельности).
Естественно, что требования ко всем этапам образовательной программы в вузе задает соответствующее содержание образовательного процесса и требование к структуре образовательной программы. В связи с чем выстраивание структуры образовательной программы должно опираться на ряд принципов, не соблюдая которые говорить о понимании национальной квалификационной структуры практически невозможно.
^
К 2010 г ТГУ планирует перейти к реализации учебного процесса по новой образовательной программе.
Образовательная программа (ОПг) ТГУ – это инструмент, при помощи которого вуз может видеть, анализировать и прогнозировать происходящее вокруг, и отвечать на это изменениями в собственной системе образования и подготовки.
ОПг – это совокупность образовательных проектов, ресурсов и документов, обеспечивающих формирование заданных образовательных результатов выпускников
ОПг включает в себя:
матрицу компетенций выпускника ТГУ,
описание общего устройства обучения:
этапность,
набор учебных модулей,
требования к ресурсному, кадровому, нормативному и организационному обеспечению.
Принципы новой образовательной программы ТГУ:
Компетентностный подход в формировании образовательных результатов.
Этапность подготовки в ТГУ (общая подготовка, бакалавриат, магистратура).
Модульность образовательных программ.
Использование современных технологий обучения.
Целевая организация практической деятельности студентов по профилю и этапу освоения ОПг.
Совместные образовательные программы.
Использование кредитно-модульной системы.
Единое для вуза информационно-коммуникационное пространство (создание образовательного портала ТГУ).
Компетентностный подход
Компетентностный подход - переход от оценки результата обучения по количеству затраченного труда (время обучения, количество учебных предметов, объем учебных работ, экзаменов и др.) к оценке результата через приобретенные учащимися компетенции.
Компетенция – основной результат образовательной деятельности (способность выпускника образовательной программы (её этапа) самостоятельно принимать решения и целенаправленно действовать в профессиональных и социально-личностных ситуациях)
Группы ключевых компетенций:
Коммуникативная компетенция.
Информационная компетенция.
Организационно-управленческая компетенция.
Группы профессиональных компетенций:
Компетенция анализа, исследования и постановки профессиональных задач.
Компетенция организации профессиональной деятельности.
Компетенция проектирования и разработки профессиональных решений.
Компетенция коммерциализации объектов профессиональной деятельности.
Компетенция ответственности за профессиональные решения.
Принципиальное устройство ОПг ТГУ

Глоссарий (новая действительность образовательной деятельности)
Вхождение в Болонский процесс.
Многоуровневые программы подготовки.
Компетентностный подход в образовании.
Кредитно-модульный учебный процесс.
Современные образовательные технологии.
Общественно-профессиональная оценка качества.
Новые формы взаимодействия с работодателем. Формирование образовательного рынка.
Новые организационно-правовые формы.
Новые формы финансирования.
Скачать файл (586.5 kb.)