Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Учет товаров в розничной торговле - файл 1.doc


Курсовая работа - Учет товаров в розничной торговле
скачать (255.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc256kb.23.11.2011 01:51скачать

содержание

1.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА УЧЕТНО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Допустить к защите

_____________________

«___» _________ 20___ г.

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:

«Бухгалтерский финансовый учет»
на тему:

«Учет товаров в розничной торговле»

Научный руководитель

к.э.н. доц. Васильева Е.Г.

Выполнила

студентка 2 УФФ2 з/о с/о

Самсоненко С.Г.

Ростов-на-Дону

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

С.

Введение 3

1.Теоретические основы учета товаров в розничных торговых

предприятиях 5

1.1 Основные цели учета и правовое регулирование торговых операций 5

1.2 Организация учета товаров и их оценка 8

1.3 Учет поступления товаров 13

1.4 Учет продажи товаров 17

2. Учет товаров в продовольственном магазине ООО «Темп-3» 23

2.1 Общая характеристика ООО «Темп-3» 23

2.2 Документальное оформление торговых операций 25

2.3 Отражение операций с товарами на счетах бухгалтерского учета 28

3. Совершенствование учета товаров в ООО «Темп-3» 31

3.1 Общая оценка активов предприятия 31

3.2 Пути совершенствования деятельности ООО «Темп-3» 32

Заключение 36

Список использованных источников 40

Приложения 42


ВВЕДЕНИЕ
Торговля уже давно стала чем-то большим, чем просто деятельность по обороту и купле-продаже товаров. С ней соприкасаются практически все коммерческие сферы. Необходимый контроль над выполнением торговых и смежных операций возложен на бухгалтерский учет. При осуществлении бухгалтерского учета в торговле должны быть отражены все хозяйственные процессы по покупке, доставке, погрузке, выявлению брака, непосредственной продаже и др. Денежные потоки в торговой организации должны быть регулируемы, т.к. отсутствие контроля ведет к масштабным махинациям, отсутствию контролируемой и слаженной системы.

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. Основным показателем работы торговых предприятий является розничный товарооборот. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров. Здесь товары переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля представляет собой реализацию товаров непосредственно населению для личного потребления.

Бухгалтерский учет в торговле осуществляется на основании федерального закона «О бухгалтерском учете», но при этом обязательно учитываются специфические особенности учета. К ним относятся учет и оформление поступления, хранения и реализации товаров, а также необходимость использования контрольно-кассовой техники при продаже. В розничной торговле существует особый порядок бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет в розничной торговле включает в себя учет поступления, реализации и возврата товаров и другие операции.

Торговля ставит перед собой основную цель - удовлетворить потребности населения в товарах и услугах. О достижении этой цели можно судить по объему реализации товаров, т.е. по объему розничного товарооборота. В настоящее время торговые предприятия стремятся к максимизации прибыли. При этом товарооборот выступает одним из важнейших условий достижения этой цели, так как с каждого рубля реализованного товара предприятие получает определенный доход.

Розничный товарооборот – это показатель мощности торгового предприятия, эффективности использования его ресурсов. По обороту розничной торговли можно судить об эффективности работы предприятия в целом.

Основной составной частью розничного товарооборота является продажа товаров населению за наличный расчет, а объем реализации определяется выручкой за проданные товары. На предприятии розничной торговли одной из важнейших частей учета является учет товаров.

Актуальность данной темы определена тем, что полнота, своевременность, достоверность отражения расчетов по товарным операциям является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы фирмы. Грамотное построение и управление процессом учета товарных операций имеет большое значение в успешной работе предприятия.

Целью курсовой работы является более подробное изучение теоретических основ порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли.

Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи: ознакомиться теоретически с особенностями организации учета товаров в розничных предприятиях, а также провести анализ учета товаров на исследуемом предприятии розничной торговли ООО "Темп-3". Объектом исследования в ООО "Темп-3" являются первичные и сводные документы, связанные с учетом движения товаров.


^ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ТОВАРОВ В РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ


    1. Основные цели учета и правовое регулирование торговых операций


Товары - это часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических или физических лиц, предназначенная для продажи.

Для правильного руководства деятельностью предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.

Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.

Бухгалтерский учет на розничном торговом предприятии должен обеспечить:

контроль за выполнением плана розничного товарооборота, подготовку информации, необходимой для управления всеми службами предприятия;

проверку правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и полное их отражение в учете;

организацию материальной ответственности за товары;

контроль за правильностью списания товарных потерь;

контроль за соблюдением правил проведения инвентаризаций, своевременное выявление и отражение в учете их результатов.

При организации учета товарных операций руководствуются как общими нормативными документами по организации бухгалтерского учета, так и специальными, отражающими особенности сферы торговли. Достоверность учета в розничной торговле обусловливает необходимость соблюдения следующих нормативных актов:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Закон о применении контрольно-кассовой техники;

Закон РФ «О защите прав потребителей»;

Правила продажи отдельных видов товаров;

Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете»;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению;

ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»;

ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ;

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для организаций и индивидуальных предпринимателей;

Унифицированные формы документов для торговли и общественного питания.

Основными задачами учета товаров являются:

контроль за выполнением плана поступления товаров в целом, а также по источникам поступления;

контроль выполнения договорных обязательств поставщиками по количеству, ассортименту, качеству, срокам поставок товаров;

контроль за правильным определением количества, качества, стоимости товаров, поступивших в магазин, за своевременным и качественным оформлением документов на поступившие товары. От этого зависит обоснованное и своевременное предъявление претензий поставщику или транспортным организациям за недопоставку товаров, за понижение их качества по сравнению с указанным в документах поставщика;

контроль за своевременным и полным оприходованием поступивших товаров материально-ответственными лицами, что является важным условием обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей;

контроль за осуществлением своевременных и правильных расчетов с поставщиками за поступившие и оприходованные товары.

Для выполнения основных задач учета товаров в розничном предприятии необходимо соблюдение основных принципов учета товаров:

соблюдение единства показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятий розничной торговли;

возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия за любой период времени;

организация учета в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности. Благодаря этому принципу все потери от недостач и хищений возмещаются материально-ответственным лицом. При нарушении этого принципа администрация организации не может предъявить обоснованный иск виновным;

единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход. Если товары были оприходованы по продажным ценам, то списываться они должны по этим же ценам;

периодическая проверка путем проведения инвентаризаций фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей;

контроль за деятельностью материально-ответственных лиц путем встречной сверки.

Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий, т.е. способствует снижению прибыли предприятия.

Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала.


    1. Организация учета товаров и их оценка


Учет движения товаров в розничном предприятии осуществляется на основании коммерческих первичных документов: счетов-фактур, транспортных накладных, закупочных актов, кассовых чеков и др. Для учета товаров применяются формы унифицированных документов.

По приобретаемым товарам ведется учет по материально-ответственным лицам в натуральном или натурально-стоимостном выражении и аналитический учет в бухгалтерии.

Товарные запасы приходуются и учитываются по фактической себестоимости – по фактическим затратам, связанным с их приобретением без НДС. На предприятиях розничной торговли возможен их учет по ценам приобретения с добавлением торговой наценки без НДС - по роз­ничным ценам, а также по ценам закупки без применения торговой наценки.

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» фактическими затратами на приобретение товаров могут быть:

суммы, уплачиваемые поставщику по договору поставки;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;

таможенные пошлины;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы товара;

вознаграждения посредникам при приобретении товаров;

затраты по заготовке и доставке товаров. В состав данных затрат относятся и затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением товаров и произведены до даты оприходования товаров;

другие затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

Таким образом, торговые предприятия в учетной политике для целей бухгалтерского учета могут установить следующие варианты определения стоимости приобретенных товаров:

по покупной цене, в этом случае затраты по заготовке и доставке товара отражаются в составе издержек обращения по счету 44 «Расходы на продажу»;

по фактической себестоимости, включающей цену товара и затраты по заготовке и доставке.

Для целей исчисления налога на прибыль стоимость товаров может оцениваться двумя способами:

  1. по ценам поставщиков, остальные расходы, связанные с приобретением товаров учитываются в составе прочих расходов;

  2. по ценам поставщиков с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров.

Порядок формирования стоимости товаров определяется в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Для учета наличия и движения товаров, приобретенных для продажи, используется счет 41 «Товары». В розничной торговле к счету 41 открывается субсчет 41-02 «Товары в розничной торговле».
Д Счет 41-02 К

Сальдо – остаток товаров в розничной торговле на начало периода
Поступление товаров
Сальдо - остаток товаров в розничной торговле на конец периода


Продажа товаров



В настоящее время большинство предприятий розничной торговли ведет учет товаров по продажным ценам. При этом покупная стоимость товаров отражается на счете 41 «Товары», а разница между покупной ценой товаров без НДС и их продажной ценой с НДС отражается на счете 42 «Торговая наценка».

При продаже и ином выбытии товаров разрешено производить их оценку одним из следующих способов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

способом ФИФО (по себестоимости первых по времени при­обретения).

Оценку отгруженных (отпущенных) товаров по себестоимости каждой единицы запаса применяют в случае, если используемые за­пасы не могут обычным образом заменять друг друга и подлежат особому учету, например драгоценные металлы и камни, предметы искусства и т.п.

При списании (отпуске товаров, оцененных организацией по сред­ней себестоимости), последняя определяется по каждой группе (виду) запасов как частное от деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количества по остатку товаров на начало месяца и по­ступившим запасам в этом месяце.

На счетах бухгалтерского учета факты хозяйственной жизни, связанные с поступлением и выбытием товаров, отражаются в со­ответствии с первичными документами. На их основании матери­ально-ответственные лица периодически составляют отчетность о наличии и движении товаров и сдают ее в бухгалтерию орга­низации; администрация организации использует эту отчетность для контроля за действиями материально-ответственных лиц (главным образом для проверки сохранности ценностей) и управления товарными запасами.

Сроки составления отчетности устанавливает администрация организации. На практике материально ответственные лица составляют отчетность о наличии и движении товаров ежедневно, за 3, 5, а иногда даже за 10 дней.

В торговых организациях наиболее распространенным видом отчетности о наличии и движении товаров является товарный отчет по унифицированной форме № ТОРГ-29 «Товарный отчет».

В адресной части товарного отчета указываются наименование организации, торговой единицы (часто и ее номер) и структурного подразделения (отдела, секции), фамилия и инициалы материально-ответственного лица, номер отчета, период, за который составляется товарный отчет. В товарном отчете записывается каждый документ в отдельности с указанием поставщиков, покупателей, даты и номера документов, стоимости товара и тары, указываются остатки товаров и тары на начало и конец отчетного периода.

Товарные отчеты нумеруют с начала и до конца года последовательно с первого номера. Предметная часть товарного отчета раскрывает структуру товарного баланса в соответствии с формулой (1)
Он + П = Р + Ок, (1)
где Он — остаток товаров на начало отчетного периода;

П — поступление товара за отчетный период;

Р — расход товаров за отчетный период;

Ок — остаток товаров на конец отчетного периода.

Остаток товаров на начало отчетного периода берут из предыдущего товарного отчета по строке «Остаток на конец отчетного периода» или из инвентаризационной описи (если первый отчет составляют после проведения инвентаризации). В приходной части товарного отчета каждый приходный документ записывают отдельно и подсчитывают общую сумму оприходованных товаров за данный отчетный период, а также итог прихода с остатком на начало периода. При этом выделяют источник поступления товаров, номер, дату документа и сумму поступивших товаров.

В расходной части товарного отчета отдельно записывают каждый расходный документ (направление выбытия товаров, номер и дату документа, сумму оценки выбывших товаров) и подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период. По­сле этого определяют остаток товаров на конец отчетного периода по формуле (2)
Ок = Он + П – Р, (2)
где Ок - остаток товаров на конец отчетного периода;

Он - остаток товаров на начало периода;

П – сумма поступившего товара;

Р – сумма выбывшего товара.

В товарном отчете товары указываются в той стоимостной оценке, в которой ведется учет товаров на предприятии: по покупным ценам, по фактической себестоимости или по продажным ценам.

К товарному отчету прикладываются все приходные и расходные документы в хронологическом порядке. Отчет сдается в бухгалтерию для проверки и отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию и выбытию товаров.


    1. Учет поступления товаров


Основное требование учетным операциям состоит в том, чтобы на всем пути движения товаров на основании правильно составленных унифицированных форм первичных документов можно было установить физическое или юридическое лицо, несущее материальную ответственность за сохранность товаров.

В случае отклонений между документальными и фактическими данными о товаре, выявленными при их приемке, должны быть строго соблюдены все юридические нормы и бухгалтерские правила оформления расхождений (недостача, пор­ча, бой и т.п.).

При приемке проверяют соответствие количества и качества то­варов данным сопроводительных документов. Приемку производят по весу брутто и количеству мест, поставляемых в таре, а если товары не имеют тары, то их принимают по весу нетто путем пересчета или взвешивания. Если товар принимают по массе брутто, то об этом делают надпись на сопроводительном документе и материально от­ветственные лица, получившие и сдавшие товар, ставят на нем свои подписи.

В случае поступления товаров без сопроводительных документов поставщика их принимает комиссия, которая составляет акт о приемке товара, потупившего без счета поставщика (форма № ТОРГ-4). Кроме того, комиссия оформляет акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (форма № ТОРГ-5), который применяется для оформления приемки и оприходования тары, а так­же упаковочных материалов, полученных при распаковке товаров, в том случае, когда они не показываются отдельно в счете поставщи­ка, и их стоимость включена в цену товара.

При поступлении без согласия покупателя товаров, не преду­смотренных в договоре, они принимаются на ответственное хранение, о чем сообщается поставщику. Такие товары учитываются за балансом на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». В установленные покупателем сроки поставщик должен распорядиться принятыми на ответственное хра­нение товарами. Если в этот срок он не распорядится товаром, по­купатель вправе реализовать или возвратить товар поставщику.

Приемку товаров по количеству производят по транспортным и сопроводительным документам отправителя, удо­стоверяющим их количество: счет-фактуре, товарной накладной, товарно-транспортной накладной, спецификации, опи­си, упаковочным ярлыкам и др. Приемку товаров по качеству и комп­лектности производят по сопроводительным документам, удостоверяющим их качество и комплектность: техническому паспорту, сертификату, качественному удостоверению, справке о результатах лабораторных анализов и т.д.

В розничные торговые организации товары поступают от иногородних (промышленных, сельскохозяйственных, оптовых, внешнеторговых и других организаций) и местных поставщиков. От местных поставщиков товары доставляются транспортом поставщика (если товары принимаются в розничных организациях) или розничной организацией (если товары принимаются в месте нахождения поставщика).

От иногородних поставщиков товары могут доставляться автомобильным, железнодорожным, водным или авиатранспортом.

Информация первичных документов заносится в регистры аналитического учета по материально-ответственным лицам и синтетического учета в бухгалтерии.

Поступление товаров отражают по дебету счета 41 «Товары», а вы­бытие - по кредиту в одной и той же оценке. Товары учитываются либо по покупным, либо по продажным ценам. При учете товаров по продажным ценам разницу между стоимостью по продажным ценам и их покупной стоимостью отражают на пассивном регулирующем счете 42 «Торговая наценка». При поступлении товаров торговую над­бавку записывают в кредит данного счета. Остаток на счете 42 - кре­дитовый; он показывает сумму торговой надбавки, относящуюся к остатку товаров в организациях розничной торговли.
Д Счет 42 К


Сальдо – сумма торговой наценки по товарам на начало периода

Торговая наценка на поступившие товары

Торговые наценки по проданным или списанным товарам (красное сторно)

Сальдо – сумма торговой наценки на остаток товаров на конец периода


Поступление товаров можно отражать в учете с использо­ванием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных цен­ностей».

Учет расчетов с поставщиками за по­ступившие товары осуществляется на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», который кредитуется при оприходовании ценностей. По дебету это­го счета отражаются суммы, уплаченные поставщику, с кредитова­нием счетов по учету денежных средств и расчетов.

Если организация ведет учет товаров по покупной цене, а расходы по заготовке и доставке относит на издержки обращения, то поступление товаров отражается следующими проводками:

Содержание проводки Дебет Кредит

Оприходованы товары по покупным ценам без НДС 41-02 60

НДС по приобретенным товарам 19 60

Расходы по заготовке и доставке товара 44 60

НДС по расходам по заготовке и доставке товаров 19 60
Если торговая организация ведет учет товаров по фактической себестоимости, включающей цену товара и затраты по заготовке и доставке товара, то поступление товара отражается следующим образом:

Содержание проводки Дебет Кредит

Оприходованы товары по покупным ценам с учетом

затрат по заготовке и доставке без НДС 41-02 60

НДС, включенный в счет за товар и в счета за оказан-

ные услуги по его заготовке и доставке 19 60

НДС, предъявленный организации поставщиками то-

варов и услуг по доставке и заготовке товаров и

учтенный на счете 19, включается в состав налоговых

вычетов 68 19
Если торговая организация ведет учет товаров по продажным ценам, то поступление товаров отражается следующим образом:

Содержание проводки Дебет Кредит

Оприходованы товары по покупным ценам без НДС 41-02 60

НДС по приобретенным товарам 19 60

Разница между предполагаемой продажной ценой

поступивших товаров с НДС и стоимостью

приобретения без НДС 41-02 42
Использование в розничной торговле продажной цены для учета товаров производится в случае отсутствия количественно-суммового учета проданных товаров, т.е. кассовые машины пробивают чек только на стоимость проданного товара без учета количества и вида товара. В этом случае использование продажной цены создает простой способ контроля материально-ответственных лиц. Стоимость проданных товаров по товарному отчету должна соответствовать сумме полученной выручки по кассовой книге.

Относящиеся к непроданным товарам суммы торговых наценок уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения наценки, сделанной на товары в соответствии с установленными размерами.

После всех записей по дебету субсчета 41-02 отражается сумма фактически поступивших и оприходованных товаров по продажной или покупной стоимости в зависимости от учетной политики, избранной розничной торговой организацией. По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают сумму, подлежащую уплате поставщику по документу, а по дебету - оплату с кредитованием следующих счетов:

50 «Касса» оплата наличными;

51 «Расчетный счет» перечисление с расчетных счетов;

52 «Валютный счет» перечисление валюты;

55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы» оплата с аккредитива;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет 3 «Векселя выданные» оплата векселями;

71 «Расчеты с подотчетными лицами» оплата наличными из подотчетных сумм; и др.

Аналитический учет поступления товаров ведут по каждому товарному и расчетно-платежному документу поставщика с использованием позиционного метода записей в учетных регистрах по счету 60. При расчетах в порядке плановых платежей аналитический учет осуществляют по каждому поставщику. Позиционный метод состо­ит в том, что в дебете счета 60 записи производят на основании рас­четных документов (при оплате поставщикам), а в кредите - на ос­новании товарных и транспортных документов, подтверждающих оприходование товаров материально-ответственными лицами. Такой порядок записей позволяет осуществлять контроль за полным и свое­временным оприходованием товаров, а также за расчетами с поставщиками.

Аналитический учет товаров в розничной торговле осуществляют по каждому материально-ответственному лицу либо по покупным, либо по продажным ценам.


    1. Учет продажи товаров


Товары в рознице продают преимущественно за наличный рас­чет, при этом уплата денег покупателем практически совпадает по времени с передачей магазином товара покупателю. Вместе с тем существуют и другие варианты:

уплата денег предшествует переходу товара из сферы обраще­ния в сферу потребления (например, взнос покупателем аван­са на приобретение подписного издания);

реальная передача вещи потребителю опережает по времени ее оплату (например, продажа товаров в кредит с рассрочкой пла­тежа). Акт купли-продажи считают состоявшимся в момент вручения товара покупателю.

В розничных торговых организациях, как стационарных, так и мелкорозничных, денежные расчеты с населением проводят в соот­ветствии с Законом о применении контрольно-кассовой техники.

При расчетах должны применяться только те кассовые аппараты, которые входят в государственный реестр ККТ. Они обязаны удов­летворять следующим требованиям:

1) иметь контрольную ленту, блокирующую аппарат при ее от­сутствии или обрыве;

2) иметь контрольную память со сроком хранения информации до трех лет;

3) обеспечивать защищенность контрольной памяти ККТ от несанкционированного доступа.

По ККТ открывают книги кассира-операциониста индивидуаль­ные или на несколько машин с раздельным учетом в ней каждой ККМ. В книге фиксируют показатели контрольно-кассовой ленты на начало и конец рабочего дня. Книга кассира-операциониста дол­жна опечатываться и опломбировываться работником государствен­ной налоговой инспекции. Книгу подписывают руководитель и глав­ный бухгалтер торговой организации, ее заверяют печатью.

ККТ регистрируют в налоговой инспекции. Контрольно-кассо­вую ленту оформляют на начало и конец каждого рабочего дня, т.е. проставляют дату, время начала и конца работы, полную сумму счет­чика ККТ (клише), сумму выручки за день, номер ККТ. Ленту под­писывает представитель руководства, главный бухгалтер и кассир.

При обрыве контрольно-кассовой ленты оформление повторяют с указанием причины (обрыв ленты) и времени обрыва. По вновь принимаемой, находящейся в запасе или ремонте ККТ снимают и указывают в акте показатели счетчика. Акт подписывают представи­тель администрации и работник ремонтно-механической службы.

В случаях, предусмотренных законодательством, ККТ не применяют. Не используют ККТ при оказании услуг с выездом в труднодоступные местности по переч­ню, утверждаемому местной исполнительной властью.

Розничную продажу определяют по сумме выручки. Ее рассчиты­вают как разность между показаниями суммирующих денежных счет­чиков касс на конец и на начало дня по каждой секции или по магази­ну и целом. Сумму выручки ежедневно учитывают в кассовом отчете и периодически отражают при составлении товарного отчета.

В связи с тем, что в большинстве розничных торговых организаций аналитичес­кий учет ведут по общей сумме, названный отчет является одновре­менно и регистром аналитического учета.

В небольших организациях при ведении учета вруч­ную товарные отчеты могут совмещаться с регистрами журнально-ордерной формы: приходная часть - с журналом-ордером по счету 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками», а расходная - с ведо­мостью по данному счету. Такая рационализация сокращает объем технической работы. Товарный отчет должен подвергаться тщатель­ной проверке по всем показателям. Важно осуществлять встречный контроль: оприходование товаров и их оплату, а при внутреннем пе­ремещении - равенство данных материально ответственных лиц одной организации, отпустивших и принявших ценности.

Прием наличных денег оформляется выпиской приходного кассового ордера и пробивкой кассового чека на ККТ. Если в предусмотренных законодательством случаях ККТ не используют, то номер, дату кассового ордера и сумму, на которую продан товар, указывают в приходно-расходной накладной.

Для отражения выручки, полученной от продажи товаров за наличный расчет, используются счет 50 «Касса», счет 90 «Продажи» субсчет 90-01 «Выручка», субсчет 90-02 «Себестоимость продаж», счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет 62-02 «Расчеты по авансам полученным»:

Содержание проводки Дебет Кредит

Сдана выручка в кассу на основании отчета кассира 50 90-01

На сумму выручки списана стоимость товаров при

учете по покупным ценам 90-02 41-02

Отражен НДС по реализованным товарам 90-03 68

От покупателя получена предоплата стоимости

товаров 50 62-02

Зачтен аванс при отпуске товаров покупателю 62-02 90-01
При учете товаров по продажным ценам торговая наценка является доходом по реализованным товарам. Наиболее распространенными способами расчета валового дохода являются:

исчисление по общему товарообороту;

исчисление по ассортименту товарооборота;

исчисление по ассортименту остатка товаров;

исчисление по среднему проценту.

Способ расчета по общему товарообороту используется в случае применения ко всем товарам одинакового процента торговой надбавки в течение отчетного периода. При этом валовой доход определяют по формуле
ВД = Т * РН / 100, (3)
где ВД – валовой доход;

Т – общий товарооборот;

РН – расчетная торговая надбавка.

Расчетная торговая надбавка вычисляется по формуле

РН = ТН / (100 + ТН), (4)

где ТН – торговая надбавка в процентах.

В основе расчета валового дохода по среднему проценту лежит расчет средней торговой наценки по реализованным товарам. При этом средняя торговая наценка рассчитывается по формуле
П = (ТНн + ТНп - ТНв) / (Т + ОК) * 100 , (5)
где П – средняя торговая наценка;

ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода;

ТНп – торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период;

ТНв – торговая надбавка по товарам, выбывшим за учетный период;

ОК – остаток товаров на конец отчетного периода.

Валовой доход после расчета средней наценки определяется формулой
ВД = Т * П / 100 (6)
Реализованная торговая наценка списывается методом красного сторно

Содержание проводки Дебет Кредит

Сторнируется реализованная торговая наценка 90-01 42-01

Способ расчета валового дохода по среднему проценту можно представить в виде таблицы.
Расчет реализованного торгового наложения

Сальдо начальное по счету 42

Обороты по счету 42

Сальдо конечное предварительное

по счету 42

Кредитовый оборот

по счету 90-1

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

95000,00

20000,00

155000,00

230000,00

200000,00


Продолжение таблицы

Сальдо конечное

по

счету 41

Итого

гр.5 + гр.6

Средний процент

гр.4 х 100% : гр.7

Реализованное наложение на остаток товаров

гр.6 х гр.8 : 100%

Реализованное наложение на проданный

товар

гр.4 – гр.9

6

7

8

9

10

250000,00

450000,00

51,11

127777,77

102222,23


Расчет валового дохода по ассортименту товарооборота используется, если для различных групп товаров применяются различные размеры торговой надбавки. Этот способ предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых состоит из товаров с одинаковой надбавкой. Валовой доход определяется по формуле
ВД = (Т1 * РН1 + Т2 * РН2 +…+ Тн * РНн) / 100, (7)
где Тн – товарооборот по группам товаров;

РНн – расчетная торговая надбавка по группам товаров.

При использовании метода расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров необходимо на конец каждого отчетного периода проводить инвентаризацию. При этом расчет валового дохода производится по формуле
ВД = ТНн + ТНп – ТНв – ТНк, (8)
Где Тк - торговая надбавка на остаток товаров на конец отчетного периода.


^ 2. УЧЕТ ТОВАРОВ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ МАГАЗИНЕ

ООО «ТЕМП-3»
2.1 Общая характеристика ООО «Темп-3»
Общество с ограниченной ответственностью «Темп-3я» является предприятием розничной торговли. Относится к малым предприятиям. Предприятие зарегистрировано в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Ростовской области №11 в городе Батайске. Форма собственности предприятия – частная. Уставный капитал образован в соответствии с уставом ООО «Темп-3» за счет взносов учредителей, один из которых является директором предприятия. Основной вид деятельности ООО «Темп-3» согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности – 52.1 розничная торговля в неспециализированных магазинах. ООО «Темп-3» осуществляет розничную торговлю в магазине смешанного типа обслуживания. ООО «Темп-3» арендует помещение под магазин общей площадью 157 кв.м., торговая площадь составляет 108 кв.м.

Предприятие имеет круглую печать с указанием своего полного наименования, а так же штампы, бланки и расчётный счёт, открытый в ОАО КБ «Центр-Инвест».

В соответствии с Решением Батайской городской думы «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляемых на территории города Батайска», деятельность ООО «Темп-3» облагается единым налогом на вмененный доход с коэффициентом базовой доходности К1 = 1,148, К2 = 0,5.

В собственности предприятия имеются основные и оборотные фонды. К основным фондам относится оборудование. В оборотные фонды предприятия входят денежные средства и товарно-материальные ценности.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и законодательством Российской Федерации.

Управление деятельностью предприятия осуществляется его собственником, который является директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штат.

Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размер оплаты труда работников предприятия установлен согласно штатному расписанию.

Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Торговый зал и складские помещения предприятия оснащены современными видами оборудования, двумя кассовыми аппаратами. Магазин относится к автоматизированным торговым точкам. Магазин работает с 9 до 22 часов.

В штате предприятия состоят 10 работников. Бухгалтерский учет ведется штатным бухгалтером.

Бухгалтерский учет и отчетность в ООО "Темп-3" ведется согласно разработанной бухгалтером и утвержденной директором учетной политики с применением бухгалтерской программы 1С: Предприятие 8.1.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета возлагается на руководителя.

ООО «Темп-3» самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из специфики работы предприятия. ООО «Темп-3» применяет журнально-ордерную форму бухгалтерского учета на основе типового плана счетов.

Для документирования операций применяются унифицированные и самостоятельно разработанные формы. При этом бухгалтер руководствуется Положением об учете и отчетности Российской Федерации. ООО "Темп-3" самостоятельно осуществляет бухгалтерский учет имущества, финансовых обязательств и результатов деятельности на основании Закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.

Согласно учетной политике оценка товаров в ООО "Темп-3" производится по стоимости приобретения. Учет издержек обращения осуществляется на счете 44 "Расходы на продажу".

Предприятие не является плательщиком налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. В соответствии с Решением Батайской городской думы «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляемых на территории города Батайска», деятельность ООО «Темп-3» облагается единым налогом на вмененный доход с коэффициентом базовой доходности К2 = 0,3.

Расчеты с поставщиками товаров осуществляются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Учет прочей дебиторской и кредиторской задолженности ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Учет финансовых результатов учитывается на счете 99 "Прибыли и убытки".
2.2 Документальное оформление торговых операций
Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются договорами купли-продажи, заключенными директором ООО «Темп-3» с поставщиками товаров.

Товары поступают от поставщиков и оформляются товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров согласно договоров купли-продажи и правилами перевозки грузов: накладной (приложение А), товарно-транспортной накладной, счетом-фактурой (приложение Б). Доставка товаров в магазин производится автомобильным транспортом поставщика.

В накладной указывается номер и дата выписки, наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма отпущенного товара с учетом налога на добавленную стоимость. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар и заверяется круглыми печатями поставщика и ООО «Темп-3».

Приемка товаров по количеству предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах.

Если количество и качество поступившего товара соответствует указанному в товарно-транспортной накладной, товаровед, осуществляющий приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью ООО «Темп-3».

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой входит товаровед и представитель поставщика.

При приемке товара товаровед следит за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар (приложение В).

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной на возврат товара поставщику (приложение Г). Так как все документы должны быть подписаны обеими сторонами торговой операции, после проведения возврата у поставщика, товаровед получает от торгового представителя поставщика подтверждающую накладную на возврат товара с печатью и подписью представителя поставщика (приложение Д). Эта накладная сверяется с возвратной накладной ООО «Темп-3» по количеству, наименованию, цене и общей сумме. Условия возврата поставщику оговариваются в договоре поставки.

Оплата за товар поставщикам производится либо с расчетного счета ООО «Темп-3» платежным поручением, либо за наличный расчет подотчетными денежными средствами.

Товаровед на основе документов, подтверждающих фактическое получение товаров и их реализацию, составляет товарный отчет (приложение Е). Первичные документы по приходу и расходу товаров нумеруются и подшиваются к товарному отчету. Реализация регистрируется на основании чеков контрольно - кассовых машин.

В приходной части товарного отчета каждый приходный документ записывается отдельно и подсчитывается общая сумма оприходованных товаров за данный отчетный период, а также итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного отчета также отдельно записывают каждый расходный документ. После этого определяют остаток товаров на конец отчетного периода.

Внутри каждого вида прихода и расхода документы располагаются в хронологическом порядке. Общее число документов, на основании которых составлен товарный отчет, указывают прописью в конце отчета. Товарный отчет подписывает товаровед.

Товарный отчет составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр скрепленный с документами, которые располагают в порядке последовательности записей сдается в бухгалтерию. Бухгалтер в присутствии товароведа проверяет товарный отчет и расписывается в обоих экземплярах о приемке отчета с указанием даты. Первый экземпляр отчета вместе с документами, на основании которых он был составлен, остается в бухгалтерии, а второй передается товароведу. После этого каждый документ проверяется с точки зрения законности совершенных операций, правильности цен и подсчета. В ООО "Темп-3" товарный отчет составляется 3 раза в месяц. Это дает возможность обеспечить наиболее полный контроль за работой материально-ответственных лиц и более эффективно обрабатывать документацию по движению товаров.
2.3 Отражение операций с товарами на счетах бухгалтерского учета
В ООО "Темп-3" согласно рабочему плану счетов товары учитываются на счете 41 субсчет 11 "Товары в розничной торговле". Учет товаров организуется по покупным ценам.

Аналитический учет товаров ведет товаровед с использованием программы 1С:Предприятие, конфигурация Торговое предприятие и бухгалтерия с использованием программы 1С:Предприятие, конфигурация Бухгалтерия предприятия.. Его главная цель - получение информации, необходимой для управления товарными запасами.

Товаровед ведет учет движения товаров в натуральном и стоимостном измерениях.

Учет поступления товаров рассмотрим на примере ООО "Темп-3" за ноябрь 2009 года.

Содержание проводки Дебет Кредит Сумма, руб.

Оприходованы товары от ООО «Амида»

по накладной № 53 от 15.11.2009г.

на покупную стоимость 41-11 60-01 5978,57

Оплачена задолженность за товар

ООО «Амида» платежным поручением

№ 9 от 18.11.2009г. 60-01 51 5978,57

Оприходованы товары от

ООО «Небесная ласточка» по накладной

№125 от 27.11.2009г.

на покупную стоимость с учетом налога

на добавленную стоимость 41-11 60-01 2285,46

Оплачена задолженность за товар

ООО «Небесная ласточка»

согласно авансового отчета №8 от 30.11.2009 г. 60-01 71-01 2285,46

В ООО "Темп-3" применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета, движение товаров отражается автоматизированным способом в журнале-ордере по кредиту счета 41 «Товары» и ведомости по его дебету. Записи в регистре отражаются в целом за отчетный период с указанием остатка товаров на начало отчетного периода, оборотов по дебету и кредиту счета 41 с указанием корреспондирующих счетов и остатка товаров на конец отчетного периода (Приложение Ж). В ноябре 2009 года от поставщиков поступили товары на сумму 502646,52 рублей. Эта сумма отражается в ведомости по дебету счета 41 "Товары". По кредиту счета отражается расход по товарному отчету за январь, который составлен с учетом остатка товаров на первое января, прихода товаров, расхода и остатка на конец месяца.

По окончании месяца в журнале-ордере по счету 41 «Товары» итоги сверяются с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам.

Например, сумму товаров, полученных от поставщиков, сверяют с журналом-ордером по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Приложение И). Данный регистр формируется ежемесячно. Сальдо на начало месяца переносится из такого же регистра за предыдущий месяц, в дебетовой ведомости отражается оплата товаров, а в кредитовой - оприходование товаров. Если суммы по дебету и по кредиту равны, это означает, что товары полностью оприходованы и оплачены. Если сумма по дебету больше суммы, отраженной по кредиту, это означает, что товары оплачены, но не получены. В случае, если сумма по кредиту превышает сумму по дебету, это означает, что товары получены, но не оплачены.

На основании договоров с поставщиками товаровед оформляет возврат нереализованного в срок товара накладной «Возврат поставщику», подписанной товароведом и представителем поставщика.

Содержание проводки Дебет Кредит Сумма, руб.

Оформлен возврат товаров ООО «Амида»

по накладной № 1 от 18.11.2009г. на

покупную стоимость 60-01 41-11 111,09
Стоимость товаров, реализованных в розницу за наличный расчет, сверяют с учетным регистром по счету 50 "Касса" (Приложение К).

Результат розничной продажи товаров выражается определенной суммой розничного товарооборота, одного из основных показателей хозяйственной деятельности предприятия. Товарооборот - это общая стоимость реализованных товаров по продажным ценам. От объема товарооборота напрямую зависит величина валового дохода от реализации, издержек обращения, а следовательно и прибыли. Реализация в ООО «Темп-3» осуществляется за наличный расчет при использовании продажных цен. Сумма выручки от продажи товаров за наличный расчет определяется по показаниям двух контрольно-кассовых машин - по итогу за день. Учет товарооборота ведется на счете 90 "Продажи". Отражение торговой выручки производится на основании кассовых отчетов (Приложение Л).

На сумму торговой выручки составляются два приходных кассовых ордера по каждой ККМ (Приложение М). На основании распоряжения директора предприятия производятся выплаты покупателям по неиспользованным или ошибочно пробитым кассовым чекам. При этом оформляется Акт о возврате денежных сумм покупателям по форме № КМ-3 (Приложение Н). На основании акта бухгалтер оформляет расходный кассовый ордер на выдачу денежных средств из кассы предприятия (Приложение П).
Содержание проводки Дебет Кредит Сумма, руб.

Поступила выручка от реализации товаров

по кассовому отчету от 17.11.2009г. 50-01 90-01 9818,54

Оформлен возврат товара от покупателя

на основании акта №1 от 17.11.2009г.

по закупочным ценам красным сторно 90-02 41-11 33,48

уменьшается сумма выручки красным

сторно 62-02 90-01 40,00

Выплачена по расходному ордеру задол-

женность за товар покупателю по ценам

реализации 62-02 50-01 40,00
^ 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ТОВАРОВ В ООО «ТЕМП-3»
3.1 Общая оценка активов предприятия
Общую оценку предприятия можно провести на основании оборотно-сальдовой ведомости за ноябрь 2009г (приложение Р).

ООО «Темп-3» имеет в собственности основные средства на сумму 191423 рубля. Нематериальные активы предприятия на 30.11.2009г. составляют 40616 рублей.

Остаток товаров на 30.11.2009г. составляет 341885,51 рублей в закупочных ценах.

Остаток денежных средств в кассе предприятия на 30.11.2009г. составляет 15131,20 рублей, на расчетном счете остаток денежных средств составил 70047,65 рублей.

Задолженность перед поставщиками составляет 394066,60 рублей. Таким образом, весь остаток товара является неоплаченным на 30.11.2009г. Задолженность по краткосрочным займам составляет 296650 рублей. Существует также задолженность по налогам, по пенсионному обеспечению и по заработной плате.

Уставный капитал предприятия составляет 10000 рублей. При этом существует дебиторская задолженность по расчетам с учредителями в сумме 5000 рублей.

Целью хозяйственной деятельности любой организации розничной торговли является получение прибыли. Прибыль от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом и издержками обращения. Отсюда ясно, насколько важно правильно рассчитать валовый доход от реализации товаров. Валовый доход - это разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров. Эта разность представляет собой разность оборота по кредиту счета 90-01 «Выручка» и оборота по дебету счета 90-02 «себестоимость продаж».

Валовый доход ООО "Темп-3" за ноябрь 2009 года составил 30651,50 рублей.

После определения валового дохода от реализации товаров необходимо определить окончательный результат (прибыль или убыток) от реализации товаров, отражаемый на счете 90-09 «Прибыль/убыток от продаж» на конец отчетного периода. Для этого нужно правильно определить издержки обращения, учитываемые в течение месяца на счете 44-01 "Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность" и списать их в дебет счета 90-07 "Расходы на продажу" по окончании отчетного периода.

Расходы ООО «Темп-3» на продажу составили 94968,21 рублей. Убыток от продаж в ноябре 2009г. составил 64316,71 рублей.
3.2 Пути совершенствования деятельности ООО «Темп-3»
Стабильность и процветание торговой организации в современных условиях во многом зависит от использования передовых технологий учета и анализа информации, полного контроля товарных и финансовых потоков. Поэтому для наиболее полной и точной обработки учетной информации необходима автоматизированная форма учета, созданная на базе использования компьютеров. ООО «Темп-3» провело оснащение рабочего места бухгалтера и товароведа, создав автоматизированные рабочие места.

С помощью программы 1С:Предприятие бухгалтер организации может решить основные задачи учета товарных операций:

снятие остатков (инвентаризации) с вычислением количества проданного товара и его продажной стоимости и составление акта проведенной инвентаризации;

ведение учета задолженности на основании полученной выручки и розничной стоимости проданного товара, определяемой на основании инвентаризации. Наличие операций увеличения и уменьшения задолженности, в том числе операций по списанию задолженности в убыток или за счет виновных лиц;

ведение расчета себестоимости поступившей выручки;

программа формирует отчеты по остаткам и по движению товара;

программа формирует все бухгалтерские проводки с учетом специфики розничной торговли;

ведутся все формы расчетов с поставщиками. Программа помогает определить, какое количество товара того или иного поставщика продано за отчетный период и сколько этому поставщику заплатили и остались должны;

ведется учет денежных средств в кассе и банке;

ведется учет расчетов с подотчетными лицами;

возможно провести контроль исполнения плановых платежей;

возможность контроля дебиторской и кредиторской задолженности;

ведение взаимозачетов;

учет основных средств;

ведение картотеки по персоналу;

формирование штатного расписания и контроль его исполнения;

поддержка широкого спектра начислений и удержаний;

экспорт данных по подоходному налогу в систему "Налогоплательщик";

экспорт информации в программные системы Пенсионного фонда.

Таким образом, можно сделать вывод:

Применение автоматизированной формы учета обеспечивает: механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса, высокую точность учетных данных; оперативность данных учета, повышение производительности бухгалтера, освобождение его от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности.

Так как предприятие только начало свою торговую деятельность, результат его работы в первый месяц оказался отрицательным. Предприятие слабо оснащено оборотными средствами. Еще не сформировался имидж магазина в глазах покупателей.

Для улучшения финансового результата ООО «Темп-3» необходимо увеличить товарооборачиваемость. Предприятию необходимо провести комплекс мероприятий по привлечению покупателей с помощью рекламы в средствах массовой информации. Реклама - двигатель прогресса. Чем больше покупателей привлечено, тем выше товарооборачиваемость магазина. Так как торговая площадь магазина составляет 108 кв.м. у предприятия есть возможность проводить рекламные акции в торговом зале совместно с поставщиками на основании заключенных с ними договорами.

Предприятию необходимо провести анализ предложения поставщиков, сравнив прайс-листы по однотипным товарам и выбрав наиболее выгодную цену закупки на предлагаемые товары.

В период развития магазина ООО «Темп-3» необходимо регулярно проводить анализ рынка конкурентов, вести ценовую политику по привлечению покупателей, стимулированию роста продаж.

Предприятию необходимо провести мероприятия по снижению суммы издержек обращения. Путями снижения издержек обращения можно считать ряд направлений:

применение и расширение современных форм продажи товаров;

механизация трудоемких процессов;

совершенствование аппарата управления;

уменьшение звенности товародвижения;

развитие прямых хозяйственных связей;

прогнозирование оборотных средств и их оптимальное распределение;

материальная заинтересованность работников в рациональном использовании оборотных средств и повышении товарооборачиваемости;

проведение мероприятий по устранению сверхнормативных потерь.

Для повышения конкурентоспособности предприятия в условиях рынка необходимо улучшить ассортимент товаров. За счет привлечения новых поставщиков предприятие может снизить уровень цен, это позволит привлечь покупателей, товарооборот будет увеличиваться не за счет высоких цен, а за счет увеличения объема реализации товаров. Для повышения эффективности работы нужно провести работу с поставщиками о выполнении ими своих договорных обязательств. Изучить спрос населения на группы товаров и делать закупки товаров в соответствии со спросом населения.

Предприятию необходимо добиться роста эффективности труда торговых работников. С этой целью можно осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам. Руководство ООО «Темп-3» должно совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия, разработать положение о премировании работников. При неизменной численности работников и увеличении средней выработки одного продавца можно увеличить товарооборот магазина.

Необходимо улучшить использование материально-технической базы предприятия. С этой целью можно установить оптимальный режим работы предприятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума время проведения инвентаризаций, проверок.

Товароведу предприятия необходимо разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации товаров. Это позволит руководству предприятия оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным объектом бухгалтерского учета в торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.

В данной работе рассмотрены основные способы документального оформления и учета движения товаров в розничной торговле:

поступление товаров от поставщиков;

возврат товаров поставщикам;

отчетность материально-ответственных лиц по товару;

реализация товаров за наличный расчет населению;

возврат товаров от покупателей.

Целью курсовой работы было подробное изучение теоретических основ порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли.

В курсовой работе были рассмотрены и изучены следующие задачи: теоретическое ознакомление с особенностями организации учета товаров в розничных предприятиях и проведение анализа учета товаров на практическом примере исследуемого предприятия розничной торговли ООО "Темп-3". Объектом исследования в ООО "Темп-3" были первичные и сводные документы, связанные с учетом движения товаров.

В работе приведены образцы документов, используемых при приемке, возврате и реализации товаров. В приложениях приведены примеры документального оформления отражения поступления и выбытия товаров. В работе раскрыты основные цели учета и правовое регулирование торговых операций в предприятиях розничной торговли, рассмотрены основные способы оценки товаров и организации их учета.

В процессе исследования было выявлено, что учет товаров в предприятиях розничной торговли является основным из участков учета на предприятии и имеет ряд особенностей. Товарные запасы приходуются и учитываются по фактической себестоимости – по фактическим затратам, связанным с их приобретением без НДС. На предприятиях розничной торговли возможен учет товаров по ценам приобретения с добавлением торговой наценки без НДС - по роз­ничным ценам, либо по ценам закупки.

В розничном торговом предприятии реализация товаров осуществляется в основном за наличный расчет с применением контрольно-кассовых аппаратов. Розничную продажу определяют по сумме выручки. Прием наличных денег оформляется выпиской приходного кассового ордера и пробивкой кассового чека на ККТ.

При учете товаров по продажным ценам торговая наценка является доходом по реализованным товарам. Существует несколько способов расчета валового дохода:

исчисление по общему товарообороту;

исчисление по ассортименту товарооборота;

исчисление по ассортименту остатка товаров;

исчисление по среднему проценту.

На практическом примере учета товаров в ООО «Темп-3» было выявлено, что предприятие ведет учет товаров по покупным ценам без применения счета 42 «Торговая наценка». Приемку товара по количеству, качеству и комплектности осуществляет товаровед предприятия на основании товаросопроводительных документов, выписываемых поставщиками.

При обнаружении брака в процессе реализации товара или ухудшении его качеств, товаровед оформляет расходную накладную на возврат товара поставщику.

Реализация товаров в ООО «Темп-3» осуществляется с применением контрольно-кассовой техники. Полученная за день выручка от продажи товаров регистрируется на основании чеков контрольно-кассовых машин. На сумму полученной торговой выручки бухгалтером составляются приходные кассовые ордера по каждой контрольно-кассовой машине. Выручка за день может быть уменьшена на сумму выплат покупателям по неиспользованным или ошибочно пробитым кассовым чекам. В этом случае на основании составленного акта № КМ-3 бухгалтер оформляет расходный кассовый ордер на выдачу денежных средств покупателю из кассы предприятия.

На основе приходных и расходных документов товаровед предприятия три раза в месяц составляет и сдает на проверку бухгалтеру товарный отчет с приложением всех документов в хронологическом порядке.

Учет товаров в ООО «Темп-3» полностью автоматизирован и ведется как в натуральном, так и в стоимостном выражении. На предприятии применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. По окончании месяца производится сверка итоговых показателей учетных регистров, определяется сумма валового дохода и издержек обращения. Заключительным этапом учета является определение в конце каждого месяца окончательного результата от реализации товаров.

Было выявлено, что результат работы ООО «Темп-3» в первый месяц оказался отрицательным. Предприятие слабо оснащено оборотными средствами. Еще не сформировался имидж магазина в глазах покупателей.

В работе были сформулированы пути совершенствования деятельности ООО «Темп-3». Для улучшения финансового результата необходимо увеличить товарооборачиваемость. Для этого предприятию необходимо провести комплекс мероприятий по привлечению покупателей с помощью рекламы в средствах массовой информации. Предприятию необходимо провести анализ предложения поставщиков, сравнив прайс-листы по однотипным товарам и выбрав наиболее выгодную цену закупки на предлагаемые товары. ООО «Темп-3» необходимо регулярно проводить анализ рынка конкурентов, вести ценовую политику по привлечению покупателей, стимулированию роста продаж. Предприятию необходимо провести мероприятия по снижению суммы издержек обращения.

Для повышения конкурентоспособности предприятия в условиях рынка необходимо улучшить ассортимент товаров, иизучить спрос населения на группы товаров и делать закупки товаров в соответствии со спросом.

Предприятию необходимо добиться роста эффективности труда торговых работников. Необходимо улучшить использование материально-технической базы предприятия. Товароведу предприятия необходимо разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации товаров. Это позволит руководству предприятия оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота.

Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной и объективной, своевременной и достаточно детальной информацией. Эту информацию можно получить только при условии правильной организации и ведения учета на предприятии.

Таким образом, бухгалтер является основным звеном в торговом процессе, от эффективности его работы во многом зависит финансовый результат работы предприятия.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (в редакции ФЗ от 03.11.2006 г. № 183-ФЗ).

  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н (в редакции приказа от 26.03.2007г. № 26н).

  3. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Утверждено Министерством финансов СССР 29.07.1983 г. № 105.

  4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Министерства финансов № 94н от 31.10.2000 г.

  5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (в редакции приказа Минфина России от 27.11.2006 № 156н). Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 г. № 32н.

  6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в редакции приказа Минфина России от 27.11.2006 № 156н). Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 г. № 33н.

  7. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие – М.: ИКЦ Март, 2003.

  8. Бочкарева Н.И. и др. Бухгалтерский учет: учеб.; под ред. Я.В. Соколова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

  9. Бухгалтерский учет в торговле: Учебное пособие / под ред. М.И. Баканова.- М.: Финансы и статистика, 2002.

  10. Бухгалтерский учет: Учеб.-методич. пособие / Н.С. Стражева, А.В. Стражев.- 11-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Книжный дом, 2005.

  11. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалт. Учет, анализ и аудит» / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Омега-Л, 2006.

  12. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет: учеб.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

  13. Касьянова Г.Ю. 23 ПБУ: практический комментарий (9-е изд. перераб. и доп.). – М.: АБАК, 2010.

  14. Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: Москва, 2006.

  15. Пипко В.А., Буловина Л.Н. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Финансы и статистика, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Скачать файл (255.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации