Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты по Общая психология (1 раздел) - файл 1.doc


Билеты по Общая психология (1 раздел)
скачать (146.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc147kb.23.11.2011 02:46скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

    1. Изменение представлений о предмете психологии в ходе ее исторического развития.

    2. Метод интроспекции и его значение в развитии психологии.

    3. Возникновение и развитие эмпирической психологии сознания.

    4. Бихевиоризм и его значение в изучении поведения.

    5. Учение З. Фрейда и его значение для развития психологии.

    6. Гештальтпсихология: идеи и факты.

    7. Проблема бессознательного в психологии: (З. Фрейд, Д.Н.Узнадзе)

    8. Происхождение и эволюция психики. Критерии психического.

    9. Развитие поведения и психики в филогенезе.

    10. Культурно-исторические факторы развития психики человека.

    11. Сознание как предмет психологического анализа.

    12. Культурно-историческая теория психики Л.С. Выготского.

    13. Высшие психические функции человека: их строение, свойства и происхождение.

    14. Развитие высших психических функций человека в онтогенезе. Понятие интериоризации.

    15. Психологическая теория деятельности.

    16. Действия, цели и операции.

    17. Деятельностный подход и его значение.

    18. Определение и классификация потребностей.

    19. Понятие мотива. Виды и функции мотива в теории деятельности А.Н. Леонтьева.

    20. Проблема объективности психологических исследований.

    21. Психофизиологическая проблема.

    22. Физиология активности.

1. Термин «психология» - производное от древнегреческих слов psyche – душа и logia – понимание, знание. Следовательно, этимологически психологию можно определить как науку о душе. Такое определение психологии было дано древнегреческим мыслителем Аристотелем. В то время психология входила в систему философского знания и выступала в качестве ее отдельной отрасли.

В Новое время психология продолжала развиваться в рамках философии, но ее предмет отныне рассматривался как сознание. Психология – наука о сознании. Так считали Р.Декарт, Б.Спиноза, Дж.Локк и другие мыслители Нового времени.

Начиная с V в. до н.э. и заканчивая 60-ми годами XIX в., длится период донаучной стадии развития психологии, после чего психология как наука переходит на качественно иной этап развития. Она обретает статус самостоятельной эмпирической науки. Связано это с созданием психологических лабораторий, институтов и кафедр в ВУЗах, а также внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Основателем научной психологии признается немецкий ученый Вильгельм Вундт, создатель первой в мире психологической лаборатории. В.Вундт и его последователи считали, что предметом психологии является сознание, понимаемое как субъективный мир личности человека. Иначе говоря, способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

В начале XX в. предмет психологии переосмысливается в соответствии с новыми общественными принципами, и в связи с открытием большого влияния на жизнедеятельность человека бессознательных структур.

В психоаналитическом направлении предметом психологии выступает психика человека, включающая структуры сознательного, бессознательного и сверхсознание.

В бихевиоризме предметом психологии объявляется поведение, а ее задача - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть.

В гуманистической психологии в качестве предмета рассматриваются мотивация поведения человека и условия его совершенствования и самоактуализации.

В советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту «наши ощущения, чувства, представления, мысли». По мнению П. Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность, в которую включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля.

Таким образом, говорить о едином предмете психологии на современном этапе достаточно трудно. Представляется целесообразным эклектическое объединение «рациональных зерен», содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение. В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

2. Интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

На протяжении долгого времени метод интроспекции не просто главный, а единственный метод психологии. Он основан на двух утверждениях: 1) процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, 2) процессы сознания способны открываться субъекту. Следовательно, процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более.

К концу XIX в. проводились грандиозные эксперименты по проверке метода интроспекции. Этому способствовало убеждение в том, что интроспекция как метод психологии имеет целый ряд преимуществ. Считалось, что в сознании непосредственно отражается причинно-следственная связь психических явлений. И что интроспекция, в отличие от наших органов чувств, которые искажают информацию, получаемую при изучении внешних объектов, поставляет психологические факты, так сказать, в чистом виде.

Но со временем широкое распространение интроспекции привело не к развитию психологии, а, наоборот, к определенному кризису. С позиции интроспективной психологии психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, следовательно, наблюдался отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта. Более того, поскольку утверждалось, что психолог может изучать самого себя, то выявленные в процессе такого изучения психологические знания не находили своего практического применения. Поэтому на практике интерес общественности к психологии упал.

Вместе с тем следует отметить, что период господства интроспективной психологии не прошел бесследно для развития психологической науки в целом. В это время возник ряд теорий, оказавших существенное влияние на последующее развитие психологической мысли. Среди них: теория элементов сознания (В.Вундт, Э.Титченер); психология актов сознания (Ф.Брентано); теория потока сознания, (У.Джемс); теория феноменальных полей; описательная психология В. Дильтея. Общим для всех этих теорий является то, что на место реального человека, активно взаимодействующего с окружающим миром, ставится сознание, в котором как бы растворяется действительное человеческое существо.

3. Эмпирическая психология (от греч. empeiria — опыт) — термин, введенный немецким философом XVIII в. Х. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души.

Начала эмпирический психологии связано с идеями Бэкона, Гоббса, Локка в том, что явления сознания и есть та область, которая должна придти на смену понятия о душе. Локк сформулировал представления о внутреннем опыте как о новом предмете психологического исследования. Вся психология как самостоятельная наука развивалась на базе этого представления (особенное развитие эта линия получила во французском материализме).

Задачей эмпирической психологии считалось наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж. Локка, однако, само понятие об опыте приобрело в этом учении двусмысленный характер. Опыт разделялся на внешний и внутренний. Это стало предпосылкой последующего расщепления эмпирической психологии на два направления — материалистическое (французский материализм) и идеалистическое (Дж. Беркли, Юм). Как следствие этого расщепления сложившаяся в середине XIX в. эмпирическая психология («опытная школа» в психологии) соединила установку на эмпирическое наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения. Программа «опытной школы» подготовила переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина «опыт» привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода к психике, понимавшими его как контролируемое наблюдением и экспериментом познание реальных процессов сознания и поведения, и сторонниками «чистого» опыта, сводимого к субъективным феноменам.

4. «Бихевиоризм» (от англ. — «поведение») — течение, возникшее в начале XX в., утверждающее в качестве предмета психологии поведение. Основатель — американский психолог Джон Уотсон. С его точки зрения предметом психологии как науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. В качестве принципа научного подхода признается принцип детерминизма — причинно-следственное объяснение событий. Поведение определяется как совокупность реакций организма, обусловленных воздействием внешней среды. Д. Уотсон разрабатывает схему поведения S — R, где S — «стимул», характеризующий все воздействия внешней среды; R— «реакция» (или «следствие»), т. е. те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами. Схема S — R означает, что стимул порождает некоторое поведение организма. Опираясь на данный вывод, Д. Уотсон представил научную программу, цель которой — научиться управлять поведением. Он отрицал существование инстинктов и наследственных дарований.

Эмоции бихевиоризм рассматривает как реакции организма на специфические раздражители (внутренние – сердцебиение, повышение давления и т.п., - и внешние). Страх, гнев и любовь – единственное, что возникает не в процессе научения. Младенцы от природы способны испытывать эти эмоции: страх – от громкого звука и при потере опоры; гнев – от сковывания; любовь – при прикосновении, укачивании.

Бихевиоризм приобрел в Америке необычайную популярность. На его материале состоялось знакомство с психологией «широких масс».

В недрах самого бихевиоризма Толмен (1948) подверг сомнению схему S – R как слишком упрощенную и ввел между этими членами переменную I – психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула S-I-R. В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении – в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем самостоятельной оценки.

5. «Фрейдизм» - психологическое и философское учение о личности человека, получившее название по имени основателя австрийского психиатра 3. Фрейда; включает в себя теорию и технику психоаналитической терапии. Центральное звено терапии Ф. состоит в признании того, что движущими силами развития личности являются инстинктивные влечения: сексуальное и агрессивное. Т. к. удовлетворение этих влечений наталкивается на препятствие со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного, и проявляются в реальной жизни в виде символов. Последними м. б. как простейшие действия, оговорки, так и произведения человеческой культуры, искусства.

Согласно раннему Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: подсознательного, бессознательного и сознательного. Позже Фрейд модернизировал «топографическую модель» психики и создал структурную модель, согласно которой психика человека состоит из трех элементов: господствующее "оно" (id) с его двумя основными врожденными инстинктами – эрос (либидо) и танатос (влечение к смерти и разрушению); подчиненное "я" (ego) – окно в реальность и "сверх-я" (superego), которое сдерживает необузданное примитивное "оно" (бессознательное), согласно принципу реальности.

Существование бессознательного признавалось рядом авторов и до Фрейда, однако динамика влияния бессознательного на сознание, его механизмы впервые были исследованы именно Фрейдом. Открытие им сложной структуры психики человека, переосмысление места сознания в жизнедеятельности человека изменили предмет психологии, в психоанализе им стала динамика отношений между бессознательным и сознанием. Сознание же перестало рассматриваться как замкнутое в себе когнитивное пространство, а как часть живой эмоциональной жизни, находящейся в зависимости от объективных мотивационных факторов, расположенных за его «кулисами».

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем: 1) проблему мотивации бессознательного; 2) проблему соотношения нормальных и патологических явлений психики; 3) проблему механизмов защитных психики; 4) проблему роли сексуального фактора; 5) проблему влияния детских травм на поведение взрослого; 6) проблему сложного строения личности; 7) проблему противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека.

6. Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Создатели В.Келлер, М. Вертгеймер, К. Коффка предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Психика понималась, как целостное «феноменальное поле», кот. обладает определенными свойствами и строением. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон, которые могут меняться местами.

Важнейшим законом является закон константности восприятия - целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т. д.) Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

Принципы гештальта: близость (стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе), схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе), целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности), замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму), смежность (близость стимулов во времени и пространстве), общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом).

Г. изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

7. Бессознательное - совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю.

Общая идея о Б., восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Такие психологи, как Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Вундт считал, что восприятие и сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь законов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждал существование не только осознаваемого, но и неосознанного “Мы”. Существенным толчком в исследовании Б. явились опыты в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного.

Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и сознательное. Павлов связывал явление Б. с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.

В советской психологии проблема Б. разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженцы которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Установка – готовность организма или субъекта к совершению определенного рода действий или к реагированию в определенном направлении. Речь идет о готовности к предстоящему действию. Узнадзе доказал, что установка неосознаваема (опыты, произведенные под гипнозом).

Ключевой фигурой исследования Б. является Фрейд, который начал экспериментальную разработку понятия Б.. В своей теории он выделял три основные формы проявления Б.: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений Б. в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения – метод свободных ассоциаций, где проявляются скрытые переживания и метод анализа сновидений.

В дальнейшем понятие Б. было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений Б.: 1) неосознаваемые мотивы — истинный смысл коих не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; 2) поведенческие автоматизмы и стереотипы — действующие в привычной ситуации, осознание коих излишне в силу их обработанности; 3) восприятие подпороговое — в силу большого объема информации не осознаваемое. Согласно З. Фрейду, в динамическом смысле существует лишь один вид бессознательного, тогда как в описательном — два вида: 1) латентное — способное стать сознательным (-> предсознательное); 2) вытесненное — само по себе не могущее стать сознательным.
8. Эта проблема рассматривается в двух аспектах: 1) на каком уровне развития материи могла возникнуть психика, 2) в какой первоначальной форме проявляется психическое или что считать критерием психического.

1. Уровень развития материи. Существует несколько точек зрения: Панпсихизм: психикой обладает все. Антропопсихизм: психика есть только у человека. Биопсихизм: психикой обладает вся живая материя. Фитопсихизм: психика есть у растений и у всего живого. Нейропсихизм: психика есть у тех, кто имеет нервную систему. Анималпсихизм: все животные обладают психикой.

2. Проблема критерия психического.

Леонтьев: критерием психики является ощущение воздействия, не имеющего для существа биологического значения. Такие ощущения — сигналы, сообщающие о появлении важного биологического объекта.

Платонов: эмоция, переживание нужды организма в чем-либо; где есть внешнее выражение эмоции, там есть и психика.

Гальперин: в процессе эволюции способность ощущать возникает одновременно со способностью переживать воспринятое. Эмоционально окрашенные ощущения нужны для того, чтобы сигнализировать животному о положительном или отрицательном воздействии.

Бернштейн, Вилюнас: способность организма целенаправленно действовать в ситуации с учетом конкретных обстоятельств (например, обойти забор).

Поздние бихевиористы: только организм, способный получать и использовать опыт, рассматривается как организм, обладающий психикой (способность учиться).

Необходимо использовать каждую точку зрения, т. к все они по-разному раскрывают стороны одного процесса — психического отражения. Проблему критерия психики необходимо рассматривать в эволюции.

Стадии эволюционного развития психики по Леонтьеву: 1. Сенсорная психика. На уровне отражения проявляются только отдельные свойства предметов. Преобладание инстинктивных форм поведения. Беспозвоночные и рыбы. По мере развития деятельности происходит развитие образа и осуществляется переход на новую стадию. 2. Перцептивная психика. Деятельность животных отражает отношения между предметами. В образе мира животных – отражение только отдельных предметов. Появление игровой деятельности. Медленно формируются прижизненные навыки.

3. Стадия интеллекта. Отражение отношений между предметами. Деятельность отражает причинно-следственные связи, орудийна. Быстро формируются навыки. Появляется подготовка к действию. Способность переноса опыта в другие условия.

Фабри поделил первые две стадии напополам (т.к. посчитал это разделение слишком крупным ) и убрал стадию интеллекта (т.к. очень сложно провести грань между высшим уровнем перцептивной психики и стадией интеллекта, т.к. наличие стадии подготовления действия (критерий интеллекта) встречается в разных формах и в разной степени у разных животных ).

9. Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и Деятельности человека. Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Когда мы говорим о филогенезе психики, то подразумеваем под этим историю развития психики на протяжении существования живых организмов.

Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и качественных и структурах преобразованиях. Развитие психики характеризуется способностью к накапливанию изменений и их закономерным характером.

Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

1.Стадию элементарной, сенсорной психики (осуществляется отражение отдельных свойств предметов, т.е. наличествует ощущение); ); т.е. способность отражать отд. свойства предмета. Основная форма поведения – таксисы, рефлексы и инстинкты. Инстинкты – врожденная программа поведения или видовой опыт животного.

2.Стадию перцептивной психики (возникает отражение целостный предметов, т.е. возникает восприятие); основная форма отражения – предметное восприятие, т.е. животные способны отражать предметы в виде целостных психических образов. Основная форма поведения – навыки.

Навыки – приобретенная программа поведения или личный опыт животного.

3. Стадию интеллекта (возникает отражение отношений между предметами):

А) сенсомоторный интеллект;

Б) сознание.

Основная форма отражения – отражение межпредметных связей. Основная форма поведения – интеллектуальная. Основные черты интеллектуального поведения: 1. способность решать 2-фазные задачи, в кот. существует особая ориентированно-исследовательская подготовительная фаза и фаза исполнения (отсутствует биологический смысл); 2.Способность решать одну и ту же задачу разными способами; 3. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия; 4. Использование примитивных орудий; 5. Наличие инсайта. / На этой стадии животное способно познавать мир вне зависимости от биологических потребностей.

Карл Бюлер выделил три ступени психического развития:

1. Инстинктивное поведение (бессознательно, передается по наследству, направлено на удовлетворение биологических потребностей).

2. Навыки (действия сформированные путем повторения, возникают в результате проб и ошибок, подражания, обучения, физиологической основой являются условные рефлексы).

3. Стадия «разумного поведения» (достигается немногими животными, они способны решать простейшие задачи).

Только у человека интеллектуальная деятельность достигает полного развития и осуществляется сознательно. Выготский – назвал это стадией высших психических функций.

10. Впервые вопрос о социальности, как системообразующем факторе психики был поставлен французской социологической школой. Ее основатель Э. Дюркгейм с помощью термина «социальный факт» или «коллективное представление» иллюстрировал такие понятия, как «брак», «детство», «самоубийство». Социальные факты отличны от своих индивидуальных воплощений (нет «семьи» вообще, но существует бесконечное количество конкретных семей) и носят идеальный характер, который оказывает воздействие на всех членов общества.

Люсьен Леви-Брюль, используя этнографический материал, развил тезис об особом типе «первобытного» мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека. Пьер Жане еще более углубил принцип социальной детерминации, предположив, что внешние отношения между людьми постепенно превращаются в особенности строения индивидуальной психики. Так, им было показано, что феномен памяти заключается в присвоении внешних действий выполнения поручения и пересказа.

Наиболее полно принцип культурно-исторической детерминации психики был раскрыт в работах Л.С.Выготского, разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики:

Натуральной и культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции, кот. составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др. Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания – общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка.

11. Вплоть до Нового времени, сознание отождествлялось с психикой в целом. Декарт трактовал сознание как созерцание субъектом собственного внутреннего мира. Такое понимание обусловило первые собственно психологические определения сознания как потока феноменально данных переживаний и мыслей (Джемс, Титчинер), а также метод его изучения – интроспекцию, направленную на выделение элементов сознания – ощущений, образов, аффектов. Такой подход к сознанию сохранен и в некоторых направления современной западной психологии. В рамках понимающей психологии сознание рассматривается как понимаемая и переживаемая внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия. Фартинг различает первичное сознание – простое перцептивное сознание внешних и внутренних раздражителей и рефлексивное сознание – осмысление собственных сознательных переживаний. А.Тульвинг выделяет три элемента структуры сознания:1) простое осознание внешних раздражителей, 2) осознание символических репрезентаций окружающего, 3) осознание себя и личностного опыта, протекающего во времени.

В отличие от понимающей психологии, направленной на описание и толкование феномена субъективных переживаний, современная когнитивная психология нацелена на объяснение причин и механизмов сознания. В ее рамках уровни строения психики представлены как уровни переработки информации на основе субъективных образований – личностных конструктив.

В отечественной психологии сознание рассматривается как высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Важнейшей функцией сознания являются мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности. Сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек обогащает свое знание. К числу таких процессов можно отнести ощущения и восприятия, память, воображение и мышление.

Сознание характеризуется: 1) активностью (оно не просто пребывает в движении, но содержит в себе источники своего собственного движения), 2) интенциональностью (направленность на предмет), 3) способностью к рефлексии, 4) периодическими состояниями (бодрствование, сон).

12. Культурно-историческая теория - концепция психического развития человека, разработанная в 20—30-е гг. советским психологом Л.С.Выготским при участии его учеников А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия. При формировании К.-и. т. ими был критически осмыслен опыт гештальт-психологии, французской психологической школы (Ж.Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении. Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию. Согласно К.-и. т., главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как “натуральных” изменяется — опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся “культурными”. Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и “сворачивается”, с тем, чтобы вновь трансформироваться и “развернуться” в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится “внешняя” социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак — слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического характера когнитивных процессов у человека. Для проверки основных положений К.-и. т. Л.С.Выготским с сотрудниками была разработана “методика двойной стимуляции”, с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования, прослеживался механизм “вращивания” знаков в структуру психических функций — внимания, памяти, мышления. Частным следствием К.-и. т. является важное для теории обучения положение о “зоне ближайшего развития” — периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково опосредствованной деятельности.

13. Высшие психические функции — теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны.

Л. С. Выготский: выделял натуральные, природные функции (они непроизвольны) и психические, присущие только человеку. Для приспособления к жизни общества человеку необходимо овладение социально-культурным опытом.

Основные свойства ВПФ: 1) социальны по существу, не нужны отдельному человеку, разделены между людьми (функция слова); 2) опосредованны по характеру. Людей соединяют речевые знаки. ВПФ появляется дважды: на уровне внешних средств и как внутренний процесс. 3) произвольны по процессу формирования (произвольность - результат опосредованности, освоения средств); 4) системны по своему строению (созданы на основе нескольких натуральных функций; ВПФ взаимосвязаны, не возникают по отдельности).

В.П.Ф. как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах формирования функции.

Закономерностью формирования В.П.Ф. является то, что первоначально они существуют как форма семиотически опосредствованного взаимодействия между людьми (т.е. как интерпсихологический процесс, интерпсихическая функция) в контексте различных видов совместной их деятельности и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихологический, интрапсихическая функция) процесс. Превращение внешних средств осуществления функций во внутренние носит название ингериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций, – их постепенное "свертывание", автоматизация. На первых этапах формирования В.П.Ф. представляют собой развернутую форму деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных. Одновременно меняется и психологическая структура В.П.Ф..

14. Высшие психические функции - сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся; социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления. Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия.

Высшие психические функции:

произвольны по протеканию (по свойствам);

опосредованы по строению;

социальны по происхождению.

Формирование В.П.Ф. характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Кроме перехода извне внутрь (от интерпсихологического процесса к интрапсихологическому) развитие высших психических функций характеризуется постепенным «свертыванием» – переходом от развернутой деятельности к автоматизированным умственным действиям. Наиболее универсальным способом формирования и функционирования высших психических функций является речевое опосредствование, поскольку речь является ведущей знаковой системой, возникшей в процессе длительного общественно-исторического развития человечества.

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л.С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. На втором этапе ребенок обнаруживает, что Деятельность имеет сигнальное значение для окружающих. И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя, ребенок интериоризует эти сигналы, с помощью этих сигналов начинает управлять самим собой.

15. Психологическая теория деятельности - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л.С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. В т.д. Рубинштейна, в качестве предмета анализа рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. В его формулировке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего–то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

В т.д. Леонтьева в качестве предмета анализа рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности.

Отечественные психологи дают разные определения деятельности, но в основе каждого лежит понятие активности. Рубинштейн определял деятельность как "конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер".

Леонтьев считал, что "деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие".

Принципы психологической теории деятельности: 1)Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в Деятельности субъекта. 2)Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. Принцип единства поведения и сознания. 3)Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности). 4)Действия человека предметны, они реализуют социально-производственные и культурные цели (принцип предметности человеческой Деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Структура деятельности по А.Н.Леонтьеву имеет иерархические строение. Она состоит из нескольких уровней: 1)самый низкий уровень - это уровень психофизиологических функций; 2)уровень операций; 3) уровень действий; 4) самый высокий уровень - уровень особых видов деятельности.

16. Деятельность – специфически человеческая, реализуемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Она является необходимым условием формирования Личности и в то же время зависит от уровня развития Личности. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: 1.Уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности). 2.Уровень действий. 3.Уровень операций. 4.Уровень психофизиологических функций.

Действие. Это основная единица анализа Деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Цель – это образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Характеризуя понятие «действие», можно выделить 4 момента:

1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а «раскрывается» в действии.

2. Действие – это одновременно и акт поведения. Эти два пункта состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа – действии.

3. Через понятие действия, предполагающее активное начало в субъекте (в форме цели), психологическая теория Деятельности утверждает принцип активности.

4. Понятие «действия» «выводит» Деятельность человека в предметный и социальный мир.

Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности называется задачей.

Операцией называется способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. Нефиксированная граница между осознаваемым и неосознаваемым означает подвижность границы, которая отделяет слой действий от операций.

17. Деятельностный подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 30–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии: Рубинштейн сформулировал основополагающий теоретический принцип Д. п. — единства сознания и деятельности. Параллельно, Леонтьевым и др. членами Харьковской школы разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деятельности.

Конкретно-эмпирические разработки принципа единства сознания и деятельности в Д. п. (при всех различиях в теоретическом его осмыслении) можно условно разделить на 6 групп по формам психического развития: 1) в филогенетических исследованиях разрабатывалась проблема возникновения психического отражения в эволюции и выделение стадий психического развития животных в зависимости от их деятельности (А. Н. Леонтьев, А . В . Запорожец , К. Э. Фабри и др.);

2) в историко-антропологических исследованиях в конкретно-психологическом плане рассматривалась проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека (Рубинштейн, Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (Гальперин); 3) в социогенетических исследованиях рассматриваются различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (А. Н. Леонтьев, А . Р . Лурия , М. Коул, представители Критической психологии и др.), однако проблемы социогенеза сознания еще недостаточно разработаны в Д. п.; 4) из наиболее многочисленных онтогенетических исследований в русле Д. п. выросли самостоятельные деятельностно ориентированные теории (теория периодизации психического развития в онтогенезе Д . Б . Эльконина , теории развивающего обучения В . В . Давыдова , теория формирования перцептивных действий А. В. Запорожца и др.); 5) функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности (развитие психических процессов в короткие временные отрезки) представлены работами не только школ Леонтьева и Рубинштейна, но и др. известных психологов ( Б . М . Теплов , Б . Г . Ананьев , А . А . Смирнов , Н . А . Бернштейн и др.); 6) пато- и нейропсихологические исследования распада высших психических функций и роли конкретных форм деятельности в их восстановлении (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, Б . В . Зейгарник и др.).

В рамках перечисленных направлений был разработан ряд важнейших теоретических проблем психологии, в т. ч.: проблема макро- и микроструктуры человеческой деятельности (деятельность –действие-операция -функциональный блок), проблема строения сознания-образа (чувственная ткань, значение, личностный смысл), проблема интериоризации как важнейшего механизма формирования сознания, проблема периодизации психического развития с использованием разработанного в Д. п. понятия «ведущая деятельность» и др.

18. Понятие потребности используется в трех значениях: как обозначение а)объекта внешней среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность-объект); б)состояния психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние); в)фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свойство). Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Потребности – источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование.

Особенности потребностей: 1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить. 3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными. 4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. 5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Существует множество классификаций потребностей. Одна из них разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни. Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные. Биологические - стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.). Социальные - потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании. Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

19. Мотив (лат. moveo - двигаю) – 1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, - побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.

3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: "Мотив — это опредмеченная потребность". Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания.

По мнению А.Н. Леонтьева, генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл).

Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы – стимулы).

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу Личности – отношения иерархии мотивов.


20. Проблема объективности научного познания в психологической науке всегда относилась к наиболее трудным и до сих пор неоднозначно решаемым проблемам. Ведь психология казалась многим особой наукой, потому что в ней познавательная активность субъекта направлена не на внешнюю реальность, а на самого себя, на свой внутренний мир. Многие психологи на этом основании изначально отказывались от признания психологии объективной наукой. В рамках этой точки зрения главным методом познания психических явлений провозглашался метод интроспекции, т.е. «всматривание внутрь себя». Другие авторы, например, представители бихевиоризма, настаивали на том, что психология все-таки должна быть объективной наукой. Но, т.к. сознание, по их мнению, (как внутренне наблюдаемое) нельзя изучать объективно, они предлагали иной выход: нужно изучать объективно то, что действительно объективно (это означает, по их мнению, внешне) наблюдаемо. Бихевиористы увидели такую реальность в поведении субъекта и поэтому провозгласили предметом психологии не сознание (которое понимали принципиально так же, как и в предшествующей им психологии), а поведение.

В отечественной психологии возникла иная точка зрения на решение этой проблемы: можно и должно изучать объективно именно сознание, психику, но тогда следует изменить взгляд на их субъективность. В рамках этой точки зрения возникло представление о том, что термин субъективное может иметь (и имел в истории психологии) три различных значения. В первом смысле субъективное трактуется как полная противоположность объективной реальности, как мир «непосредственного» опыта, который должен изучаться совершенно другими методами, чем объективная реальность. Во втором смысле субъективное означает искаженное, пристрастное, неполное и т.п., в этом отношении оно противопоставляется объективному как истинному, беспристрастному, полному и т.п. Наконец, существует и третье значение термина «субъективный» — это то, что принадлежит субъекту, выполняет конкретные функции в его жизнедеятельности, имеет вполне объективные формы существования и поэтому может быть изучено различными объективными методами. Развитие современной психологии можно обозначить как движение к объективному познанию психического как субъектного, выполняющего свои конкретные функции в жизни человека.

21. Психофизиологическая проблема - философский и психологический вопрос об отношении психики (или психических явлений) к телу (физиологическим явлениям); часть психофизической проблемы в философии. Предлагалось несколько точек зрения. Одна из них - теория, согласно которой психика и тело существуют разобщено, раздельно (и так же должны изучаться), называется дуализмом. В рамках дуализма разрабатывались две противоположных точки зрения: 1) интеракционизм, в соответствии с которым психика и тело непосредственно влияют друг на друга; 2) психофизический параллелизм, в котором утверждается, что психические и физиологические процессы протекают параллельно (соответственно друг другу), но при этом не взаимодействуют (и в принципе не способны взаимодействовать). Дуалистическим концепциям противостоят монистические. Согласно концепции материалистического монизма реально существует только физическое тело. На эту концепцию опирается эпифеноменализм, представители которого утверждают, что психические процессы являются несущественными «побочными продуктами» высшей нервной деятельности (некоторых нейрофизиологических процессов) и никакого влияния не оказывают на мозг и поведение (правда, формально не отрицается, что психические процессы могут выполнять роль субъективной «замочной скважины», т. е. использоваться как источник информации для исследований того, что происходит в мозге). Напротив, согласно концепции идеалистического монизма, реальна психика, а телесная активность — это просто феномен психики. Современный логический позитивизм рассматривает психофизическую проблему как псевдопроблему и полагает, что связанные с ней трудности разрешимы путем применения различных языков к описанию сознания, поведения и нейрофизиологических процессов.

Отечественные ученые по-разному отвечали на вопрос о соотношении психического и физиологического. Павлов полагал, что одной физиологии достаточно для понимания всех закономерностей психики и никакой другой теории для этого не нужно. Другой выдающийся невролог – В. М. Бехтерев считал, что физиология и психология должны взаимно дополнять друг друга, и для того, чтобы понимать работу человеческого сознания, необходимо использовать обе науки. Существовал и третий взгляд на данную проблему, который высказывал известный советский физиолог П. К. Анохин. Он считал, что психология и физиология – два взаимно несовместимых предмета, имеющих собственную проблематику и собственный категориальный аппарат. Четвертый подход характерен для экзистенциализма и религиозного идеализма. Он заключается в том, что научное познание психики невозможно и ни физиология, ни психология не могут претендовать на исследование человеческого сознания. Понятно, что последний подход к психофизической проблеме заводит в тупик, так как не дает возможности ее разрешения.

22. Физиология активности - концепция, трактующая поведение организма как активное отношение к среде, определяемое потребной организму моделью будущего - искомого результата. Как специальное направление исследований развита Н. А. Бернштейном, разработавшим ее на основе изучения движений.

Активность рассматривается как существенное свойство организма животного, определяющее его поведение. Физиология активности была новым шагом в развитии нейрофизиологии, психологии и даже биологии: был совершен переход от рассмотрения организма как реактивной системы к рассмотрению его как активной системы. Идеи физиологии активности оказали влияние на развитие ряда наук, в том числе психологию.

Активность проявляется, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. На это преодоление организм отпускает энергию, пока не восторжествует над средой или не погибнет. Организм движется негэнтропически, добиваясь понижения уровня энтропии в самом себе и оплачивая это ценой метаболического возрастания энтропии в своем окружении за счет разрушения веществ - участников энергетического метаболизма.

Принцип физиологической и биологической активности альтернативен концепциям, основанным на представлении о дуге рефлекторной для условного и безусловного рефлексов, поскольку стимул, будучи бесспорной формой появления рефлекса, ничего не говорит о значении этого рефлекса - о том, почему на этот стимул организм отвечает именно так, а не иначе. А физиология активности стремится ответить на вопрос, для чего совершается реакция организма, какой потребности она соответствует.

Жизнедеятельность организма - не уравновешение со средой, но активное преодоление среды, определяемое моделью будущего потребного. Активность строится соответственно вероятностному прогнозированию развития событий в среде и положению в ней организма.

Модель будущего потребного строится на базе информации о текущей ситуации и прежнем опыте, но не носит жесткого характера, ибо организм постоянно стоит перед надобностью вероятностного прогноза и выбора самых эффективных путей достижения цели или решения двигательной задачи. Создав программу поведения, организм борется за нее, преодолевая сопротивление среды, особенности коей учитываются посредством вносимых в программу сенсорных коррекций. Это позволяет активно перестраивать поведение по принципу связи обратной, благодаря чему оно носит характер кольца рефлекторного, а не дуги рефлекторной. Непрерывное циклическое взаимодействие организма со средой происходит на разных уровнях построения движения. Для исполнительного аппарата характерно большое количество степеней свободы, избыточность коих преодолевается координацией движений и превращением исполнительного органа в управляемую систему.







Скачать файл (146.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации