Вестник федеральной палаты адвокатов РФ 2008 № 02 (20)
скачать (3620.4 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 3621kb. | 23.11.2011 03:08 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Вестник федеральной палаты адвокатов РФ 2007 № 03 (17) [ документ ]
- Вестник федеральной палаты адвокатов РФ 2007 № 01 (15) [ документ ]
- Кодекс профессиональной этики адвоката [ стандарт ]
- по адвокатуре [ лекция ]
- Нотариальный вестникъ 2010 №09 [ документ ]
- Нотариальный вестникъ 2009 №01 [ документ ]
- Нотариальный вестникъ 2010 №03 [ документ ]
- Вестник ДГМА 2008 № 01 [ документ ]
- Вестник ДГМА 2008 № 02 [ документ ]
- Вестник ДГМА 2008 № 03 [ документ ]
- РД 12-08-2008. Порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок [ документ ]
- Прикладная юридическая психология 2008 №01 [ документ ]
1.doc
УЧРЕДИТЕЛЬ:
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
ИЗДАТЕЛЬ:
ЗАО «Издательская группа «Юрист»»
Председатель
редакционного
совета:
Семеняко Е.В.
Редакционный совет:
Анисимов В.Ф. Баранов Д.П. Галоганов А.П. Денисова А.Н. Калитвин В.В. Кушнарев В.Г. Лазарев В.В. Мальтов С.Н. Пилипенко Ю.С. Резник Г.М. Рогачев Н.Д.
Главный редактор:
Шаров Г.К.
Адрес редакции:
119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, 43 тел.: (495) 787-28-35, тел./факс: 787-28-36 e-mail: press@advpalata.com
Ответственный издатель:
Платонова О.Ф.
Адрес издательства:
125057, Москва, а/я 15
Тел./факс: 951-88-28 E-mail: ispolkom@ibb.ru
Отпечатано:
в типографии
«Национальная
полиграфическая
группа»
г. Калуга,
п. Северный,
ул. Светлая, д. 2
Тел.: (4842) 70-03-37
^
ВЕСТНИК
Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №77-18127 от 31 мая 2004 г. Издается 2 раза в полугодие
Содержание № 2 (20) 2008
^
Внеочередной съезд Ассоциации юристов России 3
Высшая юридическая премия «Фемида» 10
Предложения ФПА по совершенствованию
законодательства об адвокатуре 17
В Научно-консультационном совете при ФПА 27
Доклад ФПА «О мерах по обеспечению
гарантий прав подозреваемых и обвиняемых в связи с применением меры пресечения
в виде заключения под стражу» 28
Международные контакты ФПА 50
О подготовке сборника очерков по истории
отечественной адвокатуры 51
^
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ
Единая методика профессиональной подготовки
и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов
(утверждена решением Совета ФПА
от 30 ноября 2007 г., протокол № 3) 54
Разъяснения Совета АП г. Москвы «О сохранении
адвокатской тайны при проведении налоговых
проверок» (одобрены Советом ФПА
30 ноября 2007 г., протокол № 3) 62
^
Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля
2008 г. № 130 «Об установлении Дня юриста» 6
65
Объединенный каталог — 26034
Полная или частичная перепечатка материалов, Формат 60х90/16. Подписной индекс:
опубликованных в издании, допускается только Печать офсетная. Роспечать — 83664
с письменного разрешения редакции. Физ.печ.л. — 11,5
При перепечатке ссылка на издание Усл.печ.л. — 11,5
обязательна. Тираж 1000 экз.
Цена свободная.
© Федеральная палата адвокатов РФ © ИГ «ЮРИСТ», 2008
Постановление Конституционного суда РФ от 20 ноября
2007 г. № 13-П по делу о проверке конституционности
ряда положений статей 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444
и 445 Уголовно-процессуального кодекса РФ 66
^
Об очередной ежегодной Конференции
Адвокатской палаты города Москвы 80
А.В. Крохмалюк Золото Арии 87
^
Борис Ямшанов Где два адвоката, там три мнения
( интервью с президентом ФПА Е.В. Семеняко) 89
Борис Ямшанов, Мария Петелина Допрос адвоката. Федеральная палата адвокатов выступает с протестом против начавшейся практики вызовов защитников на
^
А.И. Муранов Вступление России в ВТО: анализ итогов
переговоров применительно к адвокатам и сфере
юридических услуг. Неблагоприятность таких итогов и
вытекающие из этого выводы для адвокатуры (Окончание.
Начало см. в № 1 за 2008 г.) 97
Катрин Криеф-Семитко О признании и исполнении
иностранных решений в России (русско-французская
проблематика) 140
^
Организационная структура
Федеральной палаты адвокатов РФ 173
Структура аппарата Федеральной палаты адвокатов 174
Перечень комиссий и рабочих групп Совета ФПА 175
Адвокатские палаты субъектов РФ
(контактная информация) 177
^
29 января в Колонном зале Дома союзов состоялся внеочередной съезд Ассоциации юристов России (АЮР). Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин направил приветственное послание в адрес съезда, которое от имени главы государства зачитал первый вице-премьер и кандидат
в президенты Дмитрий Медведев.
Напомним читателям, что учредительный съезд АЮР прошел в том же зале немногим боле двух лет назад — 22 декабря 2005 года. Тогда с вступительным словом на съезде выступил Президент России Владимир Путин (текст выступления В. Путина помещен по адресу http: //www.kremlin.ru/text/appears/2005/12/99291.shtml )
В работе второго съезда АЮР приняли участие министр юстиции Владимир Устинов, Генеральный прокурор Юрий Чайка, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.
Вместе с Дмитрием Медведевым места в президиуме занимали глава АЮР, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, сопредседатели ассоциации ректор Московской государственной юридической академии Олег Кутафин и советник президента по правовым вопросам Вениамин Яковлев, председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
В приветственном послании глава государства отметил, что за относительно короткий срок АЮР выросла в одну из наиболее авторитетных организаций отечественного юридического сообщества.
Дмитрий Медведев, являясь по образованию юристом и занимая ост председателя попечительского совета АЮР, посвятил свое выступление современному состоянию российского законодательства. Он, в частности, отметил как положительный фактор в работе АЮР открытие бесплатных консультаций для граждан, сказал о необходимости наладить систему досудебных процедур, активизировать применение альтернативных способов урегулирования конфликтов, таких как третейский суд и переговоры сторон.
С докладом о работе АЮР и основных направлениях деятельности ассоциации выступил председатель АЮР Сергей Степашин. Председатель Правления АЮР Павел Крашенинников в своем докладе обосновал необходимость внести изменения и дополнения в Устав АЮР. Делегаты съезда утвердили отчет Центральной Контрольно-ревизионной комиссии АЮР, который доложил председатель этой комиссии Сергей Шахрай.
Съезд одобрил введение в состав Президиума АЮР президента Московского клуба юристов Валерия Руднева. Следует отметить, что 14 января Валерий Руднев и Сергей Степашин подписали новое Положение о Высшей юридической премии «Фемида». Отныне наравне с Московским клубом юристов учредителем Премии выступает и Ассоциация юристов России. Новый документ был согласован с представителями Фонда «Фемида», Положение подписано членом президиума Некоммерческой организации Фонд «Фемида», Генеральным директором ЗАО «Консультант Плюс» Д.Б. Новиковым (Положение о премии «Фемида» публикуется ниже).
Сопредседатель ассоциации, ректор Московской государственной юридической академии Олег Кутафин выступил с инициативой поддержать кандидатуру Медведева на пост президента. Съезд поддержал предложение Кутафина.
После закрытия съезда состоялось заседание Президиума АЮР. В порядке, установленным уставом ассоциации, на должность председателя ассоциации был утвержден её сопредседатель, советник Президента РФ Вениамин Федорович Яковлев.
Приводим стенограмму выступления первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на съезде Ассоциации юристов России 29 января 2008г., представленную по Интернет — адресу http://www.rost.ru/.
^ (вступительное слово): Уважаемые коллеги, хотел бы прежде всего поприветствовать всех собравшихся в этом зале делегатов и гостей нашего съезда. И позвольте огласить приветствие Президента нашей страны.
«Участникам и гостям съезда общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Приветствую участников и гостей съезда Ассоциации юристов России. Отрадно отметить, что за относительно короткий срок ассоциация, объединяющая ученых-правоведов, юристов, ведущих практическую деятельность, сотрудников государственного аппарата, выросла в одну из наиболее авторитетных органи-
заций отечественного юридического сообщества. Делегатам из многих регионов России предстоит сегодня подвести итоги деятельности ассоциации, обсудить широкий спектр накопившихся вопросов, наметить перспективы на будущее. В числе ваших значимых приоритетов - вопросы укрепления правопорядка и культуры в обществе, активное участие ассоциации в экспертной, консультационной, научно-просветительской и образовательной работе, в реализации значимых проектов в сфере международного гуманитарного сотрудничества. Убежден, что компетентность, инициативность и энергия, огромный творческий потенциал позволят вам успешно справиться с поставленными задачами. Успеха вам и всего самого доброго. Президент России Владимир Путин».
Хотел бы сразу сказать, что деятельность нашей ассоциации стала действительно заметным фактором в общественно-политической жизни. И во многом это связано со спецификой нашей с вами профессии.
Очевидно, что юрист в любом обществе выполняет особую миссию. Его профессиональный ресурс позволяет быть ему проводником идеи верховенства закона, способствуя формированию правового государства и полноценного гражданского общества.
Хотел бы сейчас остановиться на ряде приоритетных задач в правотворчестве, правоприменении и в правовом просвещении.
Во-первых, несколько слов о нормотворчестве. За последние четыре года российское законодательство активно развивалось. В этой работе участвовали и ведущие научные юридические учреждения, и юридическая общественность.
Особо отмечу, что с принятием четвертой части Гражданского кодекса закончена кодификация такой важнейшей для нас отрасли [права], как гражданская. Завершена и большая работа по принятию новых кодексов в сфере водного и лесного законодательства.
Но в то же время реализация национальных проектов показала, что наше земельное и градостроительное законодательство пока еще далеко не идеально, и это не способствует быстрому освоению земельных участков в интересах жилищного строительства, порождает массу проблем на практике, которую вы знаете лучше меня.
Правительством и депутатами Государственной Думы были приняты срочные меры по внесению изменений в законодательство. И хотя эта работа еще не завершена, но здесь мы все-таки ускорили разрешительные процедуры градостроительства - как с помощью собственно правовых, так и административных рычагов, как это у нас принято в стране.
Значительные изменения произошли в законодательстве об образовании. В частности, изменено законодательство об образовательных стандартах и введена система «магистр - бакалавр», которая позволит сделать наши дипломы (надеюсь, что позволит) более конкурентоспособными.
Хотел бы также остановиться на некоторых, пока еще не решенных задачах.
Очевидно, что отстало от жизни наше экологическое законодательство. В нем практически отсутствуют нормы, стимулирующие хозяйствующих субъектов к бережному использованию всех природных ресурсов, энергии, к охране окружающей среды. Завтра на эту тему Совет Безопасности. Я намерен там выступить с докладом.
Еще один пример - законодательство о малом бизнесе. Сколько мы ни говорим на эту тему, уже, наверное, на протяжении двух десятилетий, все равно это законодательство пока носит в значительной мере «лозунговый» характер, но и по сути слабо способствует и улучшению предпринимательского климата в стране, и реально не помогает этому самому малому бизнесу.
Проблемой является и то, что наше законодательство нередко страдает несогласованностью. И это относится не только к так называемым «старым» законам и «новым» законам, но зачастую касается, и вы опять же это очень хорошо знаете, и в значительной части, вновь принимаемых нормативных материалов. Что в свою очередь порождает большие проблемы в правоприменительной практике и вынуждает наши высшие судебные инстанции давать разъяснения даже в тех случаях, когда без них можно было бы просто обойтись.
Кроме того, необходимо обеспечить возможность комплексного действия и согласованного применения всех отраслей права для решения социальных, экономических и политических задач. Например, в сфере создания и использования результатов интеллектуальной собственности. Эта работа пока идет, но не на должном уровне, к сожалению.
В значительной степени это, кстати, определяет и экономический потенциал общества, его конкурентоспособность. И такие задачи не могут быть решены только в рамках гражданского права - пусть даже кодификация сделала его современным и качественным. Необходимо обязательно подкрепить его мерами административного права. А в определенных случаях применять и меры уголовно-правового воздействия, в частности за нарушение соответствующих норм об авторском праве. Уважаемые коллеги!
Стержень правового государства - это организация исполнения законов. И для этого мы должны иметь людей, которые качественно способны эти законы применять. Соответственно, необходимо сделать более тщательной, более качественной правовую подготовку государственных служащих по профилю их деятельности.
В системе правосудия полезно было бы проработать меры по ликвидации перегрузки мировых судей за счет перераспределения подсудности дел.
Есть и другие проблемы. Следует отладить системы досудебных процедур - об этом тоже мы уже с вами достаточно давно говорим, особенно в административном судопроизводстве. Активизировать применение альтернативных способов урегулирования конфликтов, таких как третейское разбирательство и переговоры спорящих сторон, тем самым, может быть, немножко разгрузив и саму систему судопроизводства.
По-прежнему много нареканий и к длительности рассмотрения дел в судах. Здесь необходимы достаточно решительные шаги и соответствующие законодательные изменения.
Наконец, еще несколько проблем правоприменительного характера. Нам необходимо подумать и об обновлении ряда фундаментальных нормативных актов, которые уже совершенно не отвечают современной действительности.
Так, Закон «О судоустройстве РСФСР» был принят еще в 1981 году и последний раз в точечном режиме изменялся в 1999-м. Таким образом, этот важнейший законодательный акт (а в соответствии с Конституцией вопросы судоустройства могут регулироваться только федеральными конституционными законами) не приведен в соответствие с Конституцией хотя бы уже потому, что определяет это судоустройство в рамках несуществующего на сегодняшний день государства.
И таких примеров много. До сих пор действует целый ряд законодательных актов Союза ССР, РСФСР, хотя, конечно, их число и уменьшается. Это означает, что мы просто в должной мере не работаем над этим вопросом.
Еще одна важная и крупная тема - это правовое просвещение. Общественные объединения, включая и нашу ассоциацию, должны постепенно уходить от восприятия себя как исключительно профессионального, закрытого сообщества.
Задача общественных объединений юристов - быть ближе к реальным, каждодневным потребностям наших людей. Знаю, что ассоциация успешно развивает сеть своих региональных организаций. Работают пункты бесплатных консультаций для граждан. И вот это, вне всякого сомнения, безусловные плюсы работы организации.
Между тем весьма актуальной остается проблема оказания помощи малообеспеченным гражданам. Повторю, что главное в правовом государстве - это уровень правовой культуры граждан, их готовность следовать закону, видеть в этом свой непосредственный интерес. С этим, кстати, связана и проблема правового нигилизма, о чем я говорил во время выступления на гражданском форуме.
И нам нужно отладить таким образом систему правового просвещения, чтобы к ней были подключены школы, вузы, средства массовой информации. В этой связи хотел бы сообщить вам, что наше с вами решение о создании правового канала исполнено: началось вещание в тестовом режиме - пока через платформу НТВ - канала «Закон-ТВ». Надеюсь, что этот первый в нашей стране юридический канал будет способствовать и задачам правового просвещения, и просто будет интересным и полезным для всех граждан нашей страны.
В заключение коротко о совершенствовании правового образования. Знаю, что заключено соглашение между Ассоциацией юристов и Министерством образования [и науки РФ] по общественной аккредитации системы юридических вузов. И теперь необходимо реализовы-вать эти договоренности самым внимательным образом.
Но дело не должно ограничиваться лишь повышением качества собственно профессионального обучения, потому что наша страна нуждается не только в профессионально подготовленных кадрах - нужны и просто творчески мыслящие, самостоятельные люди, способные взять на себя ответственность за судьбу страны. Уверен, что все это в максимальной степени относится и к молодым юристам - к тем, кто будет принимать законы, участвовать в их реализации.
Уважаемые коллеги, дорогие друзья, в этом году исполняется 15 лет Конституции. Конституции, которая положила начало изменению прежней правовой системы и впервые признала высшей ценностью человека и фактически поставила государство под контроль права.
Уверен, что ответственность за все, что происходит в нашей стране, сегодня лежит на каждом из нас, особенно имею в виду нашу профессиональную подготовку. А формирование правового государства требует высокого профессионализма. И в значительной степени, конечно, это дело юристов. Участие в этом процессе - дело их чести.
Желаю внеочередному съезду плодотворной работы, а всем российским юристам, то есть нам с вами, всяческих успехов.
Спасибо.
^
«Фемида»
УТВЕРЖДАЮ Президент Московского клуба юристов В.Н.Руднев (подпись) 14 января 2008г.
УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Ассоциации юристов России С.В.Степашин (подпись) 14 января 2008 г.
^
1. Высшая юридическая премия «Фемида» (далее - премия) учреж-
дена в 1996 году региональной организацией «Московский клуб юрис-
тов» в целях повышения престижа юридической профессии и консоли-
дации юридического сообщества.
С 2007 года соучредителем премии выступает общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России».
2. Премия является высшим общественным знаком отличия, при-
суждаемым российским и зарубежным юристам, государственным и
общественным деятелям Российской Федерации и других стран, го-
сударственным, коммерческим, некоммерческим организациям, их
подразделениям или объединениям, общественным организациям,
творческим союзам, авторским коллективам за вклад в создание де-
мократического общества и развитие институтов правового государс-
тва.
Девиз премии - Salus populi suprema lex esto (Благо народа пусть будет высшим законом).
3. Премия присуждается по решению ее попечительского совета, ко-
торый ежегодно формируется по согласованию между соучредителями
премии.
Премия не может присуждаться членам попечительского совета.
Решение попечительского совета принимается большинством голосов его членов, участвующих в голосовании, при условии конфиденциальности результатов персонального голосования.
4. Попечительский совет определяет лауреатов и дипломантов премии.
Лауреатам премии вручается диплом премии, нагрудный знак и высший знак отличия премии - статуэтка богини правосудия Фемиды, а по решению соучредителей премии - различные поощрительные награды.
Дипломантам премии вручается диплом премии. Образцы диплома премии, нагрудного знака и статуэтки богини правосудия Фемиды утверждаются соучредителями премии.
Процедура выбора лауреатов и дипломантов премии не является профессиональным конкурсом в целях выявления лучшего в той или иной номинации, она не предполагает проведения какого-либо соревнования между лицами, выдвинутыми на соискание премии. Критериями оценки заслуг кандидатов, выдвинутых на соискание премии, не могут являться статистические сведения и (или) количественные показатели. Выбор лауреата и дипломанта премии определяется признанием заслуг и авторитета кандидата членами попечительского совета премии.
Количество и наименование номинаций, по которым проводится определение лауреатов и дипломантов премии, устанавливается попечительским советом премии в момент голосования.
Как правило, лауреаты и дипломанты премии определяются по следующим номинациям: «Правосудие», «Правозащитник», «Нотариат», «Законотворчество», «Предварительное расследование», «Государственная служба», «Юридические науки, «Экономика и право», «Содружество Независимых Государств», «Россия и Совет Европы», «Международное сотрудничество», «Alma mater».
7. Выдвижение кандидатов на соискание премии осуществляется
федеральными, региональными и местными органами сласти, зару-
бежными государственными органами, российскими и международ-
ными профессиональными объединениями, общественными, ком-
мерческими и некоммерческими организациями, а также лауреатами
премии.
Обеспечение процедуры выдвижения кандидатов на соискание премии, работы попечительского совета премии и проведения церемонии ее вручения возлагается на некоммерческую организацию «Фонд «Фемида».
Премия вручается в торжественной обстановке.
СОГЛАСОВАНО Член Президиума Некоммерческой Организации Фонд «Фемида», Генеральный директор ЗАО«Консультант Плюс» Д.Б. Новиков (подпись)
^
Очередная двенадцатая церемония вручения Высшей юридической премии «Фемида» прошла 16 февраля в Московском театре «Новая опера» им. Е.В. Колобова. Ее лауреатами за 2007 год стали:
— в номинации «Государственная служба»
Медведев Дмитрий Анатольевич, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации за личный значительный вклад в развитие российской государственности и активную законотворческую деятельность в области гражданского законодательства (представлен Ассоциацией юристов России);
— в номинации «Юридический Олимп»
Толстой Георгий (Юрий) Кириллович, академик Российской академии наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета за значительный личный вклад в развитие научных исследований в области общей теории права, гражданского и предпринимательского права (представлен Институтом Государства и права Российской академии наук и Молодежным союзом юристов Российской Федерации);
— в номинации «Юридические науки»
Абова Тамара Евгеньевна, доктор юридических наук, руководитель Центра цивилистических исследований, заведующая сектором гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права Российской академии наук за значительный личный вклад в развитие научных исследований в области гражданского и арбитражного процесса (представлена Краснодарским клубом юристов и Третейским судом при Союзе юристов);
— в номинации «Законотворчество»
Плигин Владимир Николаевич, председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству за личный вклад в совершенствование конституционного законодательства и государственное строительство (представлен Фондом правовых проблем федерализма и местного самоуправления);
— в номинации «Нотариат»
Некоммерческая организация Фонд «Институт развития нотариата» за вклад в совершенствование законодательства о нотариате как одного из инструментов защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц (представлена Московским союзом юристов);
— в номинации «Правозащита»
Пастухов Игорь Николаевич, адвокат Коллегии адвокатов Московской области «Юридическая фирма «ЮСТ», эксперт Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека за значительный вклад в развитие налогового законодательства, активную и высококвалифицированную правозащитную деятельность (представлен Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации);
— в номинации «Право и экономика»
Шаталов Сергей Дмитриевич, статс-секретарь-заместитель министра финансов Российской Федерации за существенный вклад в кодификацию налогового законодательства (представлен Палатой налоговых консультантов);
^ член правления РАО «ЕЭС России», председатель правления Открытого акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания» за весомый личный вклад выработке правовых механизмов реализации стратегии реформирования гидроэнергетического комплекса Российской Федерации (представлен Департаментом по законодательству Торгово-промышленной палаты Российской Федерации);
— в номинации «Право и средства массовой информации»
Редакция журнала «Закон» за высокое качество информационно-просветительской деятельности в области права и значительный вклад в повышение уровня правовой культуры предпринимательской деятельности (представлена Общероссийским общественным фондом «Фонд законодательных предположений);
— в номинации «Право и искусство»
Михалков Никита Сергеевич, кинорежиссер за яркое творческое раскрытие принципов правового государства, за воплощение на экране идеалов справедливости, пропаганду базовых демократических ценностей, призыв к толерантности в кинофильме «12» (представлен Комитетом по культуре Государственной Думы, оргкомитетом кинофестиваля «Новое кино. XXI век»);
— в номинации «Юридическая литература»
Издательская группа «Юрист» за многолетнюю активную изда-тельско-информационную и правопросветительскую деятельность в поддержку юридического образования и юридической науки (представлена Российским книжным союзом);
— в номинации «Содружество Независимых Государств» Сукало Валентин Олегович, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, член Координационного совета Международного союза юристов за личный вклад в организацию работы Правового консультативного совета государств-участников СНГ (представлен Международным союзом юристов и Союзом юристов Республики Беларусь);
— в номинация «Международное сотрудничество»
Миха Линденштраус, Государственный контролер и Омбудсмен Государства Израиль за активную деятельность по распространению и внедрению международных стандартов в области судопроизводства и судебной этики, а также в сфере соблюдения и защиты прав человека (представлен Российской ассоциацией международного права);
— в номинация «Ветеран»
Бобров Михаил Михайлович, судья в отставке, заслуженный юрист Российской Федерации за личный значительный вклад в организацию судейского сообщества Российской Федерации и активную работу в Совете судей Российской Федерации (представлен Автономной некоммерческая организация «Юристы за конституционные права и свободы»).
Лауреатам премии «Фемида» за 2007 год вручен высший знак отличия премии - бронзовая статуэтка богини правосудия Фемиды, — отлитая по эскизу известного российского скульптора академика Российской академии художеств Михаила Переяславца.
Кроме того, дипломантами Высшей юридической премии «Фемида» за 2007 год стали:
Ем Владимир Саурсеевич, президент юридической фирма «ЕМ и Ко», председатель совета директоров ООО «Издательство Статут» за большой вклад в развитие юридической мысли и правовой культуры, издание серий «Классика российской цивилистики» и «Дигесты Юстиниана»;
Дмитриев Юрий Альбертович, проректор Международной академии предпринимательства за вклад в развитие юридической науки и образования;
авторы законопроекта «Исполнительный кодекс Российской Федерации» Андреева Татьяна Константиновна, Бондар Анатолий Владимирович, Шерстюк Владимир Михайлович, Ярков Владимир Владимирович, Улетова Галина Дмитриевна, Малешин Дмитрий Ярославович, Семенов Андрей Иванович, Шварц Михаил Зиновьевич;
Беломестных Любовь Леонидовна, председатель президиума Московской городской коллегии адвокатов «Виндикция» за значительный вклад в формирование правосознания российских граждан;
Фомина Инна Владимировна, судья в отставке за вклад в развитие правовой культуры и подготовку молодых юридических кадров.
Специальный диплом премии «Фемида» вручен художественному руководителю Имперского Русского Балета Гедиминасу Таранда.
В церемонии награждения премией «Фемида» приняли участие председатель Ассоциации юристов России, советник Президента Российской Федерации В. Ф. Яковлев, председатель Попечительского совета премии «Фемида», председатель Счетной палаты Росси йской Федерации С.В. Степашин, заместитель председателя Совета Федерации А. П. Торшин, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации П.П. Серков, директор Правового департамента Правительства Российской Федерации Г.В. Минх, вице-президент Торгово-промышленной палаты России В.Б. Исаков, статс-секретарь - заместитель министра транспорта С.А. Аристов, депутат Государственной Думы
М.В. Емельянов, декан юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.К. Голиченков, генеральный директор ЗАО «Консультант Плюс» Д.Б. Новиков, президент Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян, председатель Московской городской Думы В.М. Платонов, другие известные юристы, государственные и общественные деятели.
Церемония вручения премии «Фемида» организована Фондом «Фемида» при содействии Ассоциации юристов России, издательства «Новая юстиция» и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Генеральный спонсор церемонии - компания «Консультант Плюс», информационный - российская правовая газета «эж-ЮРИСТ».
(см. www.FEMIDA.ru/fond_femida/)
Предложения ФПА по совершенствованию законодательства об адвокатуре
Комиссией Совета ФПА по законопроектной работе подготовлены предложения по совершенствованию законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре в части оказания квалифицированной юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно. В этих целях предлагается внести изменения в статьи 3, 24 ,25, 26, 29 и 31 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также в подпункт 27 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Публикуем письмо с указанными предложениями и приложенным законопроектом, направленное президентом ФПА Семеняко Е.В. в январе с.г. в адрес Министра юстиции РФ Устинова В.В. Аналогичные письма с законопроектом были направлены в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания, Правительство Российской Федерации и в Главное государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
Министру юстиции Российской Федерации В.В.Устинову
Уважаемый Владимир Васильевич!
В Федеральной палате адвокатов изучен поступивший из Аппарата Правительства Российской Федерации проект федерального закона №505364-4 «О внесении изменений в статьи 3 и 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», подготовленный Воронежской областной Думой.
Федеральная палата адвокатов поддерживает названный законопроект, так как он направлен на совершенствование законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре в части оказания квалифицированной юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно.
Считаем важным, что предложения депутатов Воронежской областной Думы предусматривают расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по увеличению объема оказываемой юридической помощи бесплатно гражданам, указанным в статье 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).
В связи с этим вполне логичным является предложение о дополнении п.3 ст.3 Федерального закона положением, предусматривающим финансирование труда адвоката, оказывающего гражданам юридическую помощь бесплатно, не только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, но и в случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ.
Заслуживает особого внимания предложение законодателей Воронежской области, предусматривающее исключение из п.1 ст.26 Федерального закона положения об имущественном цензе граждан, на котором основан допуск их к бесплатной юридической помощи. Принятие этого предложения позволит большему числу указанных в законе категорий граждан получать юридическую помощь бесплатно и, кроме того, значительно облегчит гражданам доступ к бесплатной юридической помощи, так как освободит их от непосильного бремени по сбору многочисленных документов, подтверждающих их имущественный статус: справок из различных организаций и ведомств о составе семьи и родстве, о доходах членов семьи и одиноко проживающих граждан для последующего исчисления среднедушевого дохода, о пособиях, пенсиях, о признании безработным, о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности и другие. Во многих случаях требуется нотариальное удостоверение документов.
Подчеркивая важность предложений, внесенных Воронежской областной Думой, и необходимость их принятия, считаем, что они, вместе с тем, не затрагивают другие не менее острые проблемы оказания гражданам бесплатной юридической помощи.
По мнению Федеральной палаты адвокатов требуется законодательное решение следующих вопросов в этой сфере правоотношений.
1. Необходимо не только увеличить объем оказания малоимущим
гражданам юридической помощи бесплатно, но и расширить категории
лиц, нуждающихся в этой помощи (пенсионеры, инвалиды, бездомные
и иные малоимущие граждане). Это, по нашему мнению, можно сделать
путем предоставления органам государственной власти субъектов РФ
полномочий по установлению своими законами дополнительных ка-
тегорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридичес-
кой помощи.
2. Необходимо законодательно установить оплату труда адвоката,
оказывающего юридическую помощь гражданам РФ бесплатно, и поря-
док определения его размера и выплаты. Тем более, что к этому обязы-
вает положение, закрепленное в п.3 ст.3 Федерального закона, которое
возлагает на органы государственной власти осуществление финанси-
рования деятельности адвокатов, участвующих в этой работе.
В настоящее время Федеральный закон не предусматривает оплату труда адвоката, оказывающего юридическую помощь бесплатно, а содержит указание лишь на компенсацию адвокату понесенных в связи с этим расходов, без определения источника финансирования. Последнее обстоятельство лишает субъекты РФ полномочий по финансированию расходов на оказание гражданам бесплатной юридической помощи из своих бюджетов и, тем самым, ограничивает их законотворческую инициативу. По этой причине за пять лет, прошедших после принятия Федерального закона, 30% субъектов РФ вообще не приняли никаких законодательных актов по вопросам оказания гражданам бесплатной юридической помощи.
Считаем, что в Федеральном законе должны быть закреплены как право адвокатов на оплату своего труда за счет бюджетных средств субъектов РФ, так и соответствующие полномочия субъектов РФ по финансированию этих расходов. Одновременно требуется внесение изменения в подпункт 27 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», наделяющее субъекты РФ по предметам совместного ведения полномочиями в решении вопросов оплаты труда и компенсации расходов адвоката, оказывающего юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно.
3. Необходимо также обеспечить выполнение требований ст.24 Федерального закона о создании в субъектах РФ юридических консультаций в случаях, когда на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.
Решению этой проблемы, на наш взгляд, будут способствовать законодательное закрепление полномочий субъектов РФ по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности юридических консультаций и иные меры совершенствования Федерального закона в этой части.
Это позволило бы не только решить проблему отправление правосудия по уголовным делам, но и расширить доступ граждан к получению бесплатной юридической помощи в тех районах, где адвокатов по тем или иным причинам недостаточно.
В настоящее время на территории Российской Федерации в 1600 судебных районах, в которых число адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью, создано только 56 юридических консультаций.
Меры по созданию в таких регионах государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим категориям граждан путем учреждения государственных юридических бюро, по нашему мнению, носят неоправданно затратный характер и малоэффективны, так как они не обеспечивают отправления уголовного судопроизводства и, тем самым, не исключают необходимости создания юридических консультаций.
Конкретные предложения по решению вышеназванных проблем изложены в прилагаемом проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и статью 26.3. Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Наши предложения по решению проблем обеспечения доступа граждан к правосудию и оказания юридической помощи бесплатно поддерживаются Управлением по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния Федеральной регистрационной службы. Управление ещё в 2007 году направило в Министерство юстиции Российской Федерации для рассмотрения законопроект аналогичного содержания.
Просим поддержать предлагаемый нами законопроект и инициировать его внесение Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы.
Приложение: на 5 л. С уважением,
Президент Е.В.Семеняко
ПРОЕКТ
^
О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и статью 26.3. Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Принят Государственной Думой Одобрен Советом Федерации
Статья 1.
Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 23, ст. 2102; 2003,
№44, ст. 4262; 2004, № 35, ст. 3607; 2004, № 52 (часть 1), ст. 5267) следующие изменения:
1) в статье 3:
пункт 3 после слов «законодательством Российской Федерации» дополнить словами «и законодательством субъектов Российской Федерации»;
2) в статье 241:
а) в пунктах 1, 3, 4 слова «органа исполнительной власти» и «орга-
ном исполнительной власти» заменить словами «высшего органа ис-
полнительной власти» и «высшим органом исполнительной власти»;
б) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
«Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельнос-
ти юридических консультаций является расходным обязательством
субъекта Российской Федерации.»;
3) в статье 25:
а) пункт 1 дополнить словами «, в том числе в случаях оказания юри-
дической помощи бесплатно.»;
б) подпункт 3 пункта 4 дополнить словами «за исключением случа-
ев, когда помощь оказывается бесплатно.»;
в) пункты 8, 9, 10 исключить;
1 В соответствии с ч. 2 ст.21 Федерального закона от 6.10.1999 г № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина возложено на высший исполнительный орган власти субъекта РФ.
24 октября 2007 г. председатель Государственного комитета по обеспечению деятельности мировых судей Челябинской области (орган исполнительной власти в структуре Высшего органа исполнительной власти — Правительства области) внес в адрес Адвокатской палаты Челябинской области представление о создании юридической консультации в Верхнеуральском судебном районе, в котором на 4-х федеральных судей приходится три адвоката.
Не имея соответствующих полномочий определять порядок материально-технического и финансового обеспечения юридической консультации, указанный руководитель предложил решение вопросов, связанных с материально-техническим и финансовым обеспечением юридической консультации, решать не за счет бюджета области, как того требует закон, а за счет средств адвокатской палаты и адвокатов.
4) статью 26 изложить в следующей редакции:

них, в местах лишения свободы, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством2.
4. Оплата труда и компенсация расходов адвоката, оказывающего юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в порядке, установленном настоящей статьей, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
2 В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 5 января 2006 г.) материалы о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа рассматриваются судьей в течение 10 суток со дня их поступления в суд. Участие адвоката в рассмотрении указанных материалов является обязательным. При помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в соответствии с п.1 ст.31-2 этого же ФЗ в оказании юридической помощи может участвовать адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. В соответствии с п.2 ст.31-2 ФЗ материалы в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3 — 6 пункта 2 статьи 22 вышеназванного Федерального закона, при решении вопроса о помещении их в центр временного содержания рассматриваются по месту их задержания единолично судьей в течение суток с момента представления указанных материалов органом внутренних дел. При рассмотрении материалов судьей участвует адвокат. Правительство Свердловской области Постановлением от 5.07.2006 г. № 579 утвердило Порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации на территории Свердловской области. Однако этот Порядок не предусмотрел компенсацию расходов адвокату, связанных с участием в судопроизводстве на основании ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений». На запрос АП Свердловской области Правительство ответило (исх. № 01-88-291 от 04.10.2006 г.), что вопрос об оплате юридической помощи несовершеннолетним, не находящимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, законодательно не урегулирован.
Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации определяются размер и порядок оплаты труда и компенсации расходов адвоката, оказывающего юридическую помощь бесплатно, в том числе перечень документов, необходимых для получения гражданами юридической помощи бесплатно, и порядок предоставления указанных документов; перечень документов, подтверждающих оказание адвокатами юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно и расходы, связанные с оказанием этой помощи, а также порядок предоставления указанных документов.
Средства бюджета субъекта Российской Федерации, направляемые на оплату труда адвоката, оказывающего юридическую помощь бесплатно, подлежат перечислению на расчетный счет адвокатского образования, в котором адвокат осуществляет адвокатскую деятельность, в порядке и сроки, установленные субъектом Российской Федерации.
5. Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов.
Размер и порядок оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом регулирование величины оплаты труда адвоката производится с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.»;
5) в статье 29:
Пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
«Адвокатская палата является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских образований в отношениях с органами государственной власти субъекта Российской Федерации при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств бюджетов субъектов Российской Федерации на оплату труда и компенсацию расходов адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона.»;
6) в статье 31:
а) подпункт 4 пункта 3 изложить в следующей редакции: «4) обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно. В этих целях совет:
определяет порядок оказания адвокатами юридической помощи бесплатно, доводит его до сведения адвокатов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, контролирует его исполнение адвокатами;
принимает решения о создании по представлению высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации юридических консультаций и направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в порядке, установленном советом адвокатской палаты;»;
б) подпункт 6 пункта 3 исключить.
Статья 2.
Внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005) следующие изменения:
а) подпункт 27 пункта 2 статьи 26.3 изложить в следующей редакции:
«27) оплаты труда и компенсации расходов адвоката, оказывающего юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в порядке, установленном статьей 26 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», материально-технического и финансового обеспечения деятельности юридических консультаций;».
Президент Российской Федерации
^
5 февраля в помещении Федеральной палаты адвокатов состоялось расширенное заседание Научно-консультативного совета при ФПА.
В работе НКС принял участие Тьерри Викерс — адвокат из Бордо, вице-президент Национального Совета адвокатских палат Франции. На заседании НКС обсуждались два вопроса:
о вызове в суд для дачи свидетельских показаний адвокатов — бывших защитников на досудебном производстве (см. статью «Допрос адвоката» под рубрикой «Адвокатура в СМИ»),
о мерах по обеспечению гарантий прав подозреваемых и обвиняемых в связи с применением меры пресечения в виде заключения под стражу.
По второму вопросу НКС одобрил Доклад Федеральной палаты адвокатов и, учитывая остроту рассмотренных проблем, рекомендовал ФПА донести позицию, изложенную в Докладе, до всех ветвей государственной власти, общественности и средств массовой информации.
^
О мерах по обеспечению гарантий прав подозреваемых и обвиняемых в связи с применением меры пресечения в виде
Скачать файл (3620.4 kb.)