Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Вестник федеральной палаты адвокатов РФ 2008 № 02 (20) - файл 1.doc


Вестник федеральной палаты адвокатов РФ 2008 № 02 (20)
скачать (3620.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc3621kb.23.11.2011 03:08скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...


УЧРЕДИТЕЛЬ:

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации

ИЗДАТЕЛЬ:

ЗАО «Издательская группа «Юрист»»

Председатель

редакционного

совета:

Семеняко Е.В.

Редакционный совет:

Анисимов В.Ф. Баранов Д.П. Галоганов А.П. Денисова А.Н. Калитвин В.В. Кушнарев В.Г. Лазарев В.В. Мальтов С.Н. Пилипенко Ю.С. Резник Г.М. Рогачев Н.Д.

Главный редактор:

Шаров Г.К.

Адрес редакции:

119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, 43 тел.: (495) 787-28-35, тел./факс: 787-28-36 e-mail: press@advpalata.com

Ответственный издатель:

Платонова О.Ф.

Адрес издательства:

125057, Москва, а/я 15

Тел./факс: 951-88-28 E-mail: ispolkom@ibb.ru

Отпечатано:

в типографии

«Национальная

полиграфическая

группа»

г. Калуга,

п. Северный,

ул. Светлая, д. 2

Тел.: (4842) 70-03-37

^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ

ВЕСТНИК

Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №77-18127 от 31 мая 2004 г. Издается 2 раза в полугодие

Содержание № 2 (20) 2008

^ НОВОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ

Внеочередной съезд Ассоциации юристов России 3

Высшая юридическая премия «Фемида» 10

Предложения ФПА по совершенствованию

законодательства об адвокатуре 17

В Научно-консультационном совете при ФПА 27

Доклад ФПА «О мерах по обеспечению

гарантий прав подозреваемых и обвиняемых в связи с применением меры пресечения

в виде заключения под стражу» 28

Международные контакты ФПА 50

О подготовке сборника очерков по истории
отечественной адвокатуры 51

^ ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ

Единая методика профессиональной подготовки

и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов

(утверждена решением Совета ФПА

от 30 ноября 2007 г., протокол № 3) 54

Разъяснения Совета АП г. Москвы «О сохранении

адвокатской тайны при проведении налоговых

проверок» (одобрены Советом ФПА

30 ноября 2007 г., протокол № 3) 62

^ НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля
2008 г. № 130 «Об установлении Дня юриста» 6

65


Объединенный каталог — 26034

Полная или частичная перепечатка материалов, Формат 60х90/16. Подписной индекс:

опубликованных в издании, допускается только Печать офсетная. Роспечать 83664

с письменного разрешения редакции. Физ.печ.л. — 11,5

При перепечатке ссылка на издание Усл.печ.л. — 11,5

обязательна. Тираж 1000 экз.
Цена свободная.

© Федеральная палата адвокатов РФ © ИГ «ЮРИСТ», 2008


Постановление Конституционного суда РФ от 20 ноября
2007 г. № 13-П по делу о проверке конституционности
ряда положений статей 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444
и 445 Уголовно-процессуального кодекса РФ 66

^ ВЕСТИ ИЗ АДВОКАТСКИХ ПАЛАТ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

Об очередной ежегодной Конференции

Адвокатской палаты города Москвы 80

А.В. Крохмалюк Золото Арии 87

^ АДВОКАТУРА В СМИ

Борис Ямшанов Где два адвоката, там три мнения

( интервью с президентом ФПА Е.В. Семеняко) 89

Борис Ямшанов, Мария Петелина Допрос адвоката. Федеральная палата адвокатов выступает с протестом против начавшейся практики вызовов защитников на
^ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

А.И. Муранов Вступление России в ВТО: анализ итогов
переговоров применительно к адвокатам и сфере
юридических услуг. Неблагоприятность таких итогов и
вытекающие из этого выводы для адвокатуры (Окончание.
Начало см. в № 1 за 2008 г.) 97

Катрин Криеф-Семитко О признании и исполнении
иностранных решений в России (русско-французская
проблематика) 140

^ СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационная структура

Федеральной палаты адвокатов РФ 173

Структура аппарата Федеральной палаты адвокатов 174

Перечень комиссий и рабочих групп Совета ФПА 175

Адвокатские палаты субъектов РФ

(контактная информация) 177

^ Внеочередной съезд Ассоциации юристов России
29 января в Колонном зале Дома союзов состоялся внеочеред­ной съезд Ассоциации юристов России (АЮР). Президент Россий­ской Федерации Владимир Владимирович Путин направил при­ветственное послание в адрес съезда, которое от имени главы государства зачитал первый вице-премьер и кандидат

в президенты Дмитрий Медведев.

Напомним читателям, что учредительный съезд АЮР прошел в том же зале немногим боле двух лет назад — 22 декабря 2005 года. Тог­да с вступительным словом на съезде выступил Президент России Вла­димир Путин (текст выступления В. Путина помещен по адресу http: //www.kremlin.ru/text/appears/2005/12/99291.shtml )

В работе второго съезда АЮР приняли участие министр юстиции Владимир Устинов, Генеральный прокурор Юрий Чайка, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.

Вместе с Дмитрием Медведевым места в президиуме занимали глава АЮР, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, сопредседатели ассо­циации ректор Московской государственной юридической академии Олег Кутафин и советник президента по правовым вопросам Вениамин Яковлев, председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражно­му и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.

В приветственном послании глава государства отметил, что за отно­сительно короткий срок АЮР выросла в одну из наиболее авторитет­ных организаций отечественного юридического сообщества.

Дмитрий Медведев, являясь по образованию юристом и зани­мая ост председателя попечительского совета АЮР, посвятил свое выступление современному состоянию российского законодатель­ства. Он, в частности, отметил как положительный фактор в рабо­те АЮР открытие бесплатных консультаций для граждан, сказал о необходимости наладить систему досудебных процедур, активизиро­вать применение альтернативных способов урегулирования конфлик­тов, таких как третейский суд и переговоры сторон.

С докладом о работе АЮР и основных направлениях деятельности ассоциации выступил председатель АЮР Сергей Степашин. Председа­тель Правления АЮР Павел Крашенинников в своем докладе обосновал необходимость внести изменения и дополнения в Устав АЮР. Делегаты съезда утвердили отчет Центральной Контрольно-ревизионной комиссии АЮР, который доложил председатель этой комиссии Сергей Шахрай.

Съезд одобрил введение в состав Президиума АЮР президента Московского клуба юристов Валерия Руднева. Следует отметить, что 14 января Валерий Руднев и Сергей Степашин подписали новое Поло­жение о Высшей юридической премии «Фемида». Отныне наравне с Московским клубом юристов учредителем Премии выступает и Ас­социация юристов России. Новый документ был согласован с предста­вителями Фонда «Фемида», Положение подписано членом президиума Некоммерческой организации Фонд «Фемида», Генеральным директо­ром ЗАО «Консультант Плюс» Д.Б. Новиковым (Положение о премии «Фемида» публикуется ниже).

Сопредседатель ассоциации, ректор Московской государственной юридической академии Олег Кутафин выступил с инициативой подде­ржать кандидатуру Медведева на пост президента. Съезд поддержал предложение Кутафина.

После закрытия съезда состоялось заседание Президиума АЮР. В порядке, установленным уставом ассоциации, на должность председателя ассоциации был утвержден её сопредседатель, совет­ник Президента РФ Вениамин Федорович Яковлев.

Приводим стенограмму выступления первого заместителя Пред­седателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на съезде Ассоциа­ции юристов России 29 января 2008г., представленную по Интернет — адресу http://www.rost.ru/.

^ Д. МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Уважаемые коллеги, хотел бы прежде всего поприветствовать всех собравшихся в этом зале деле­гатов и гостей нашего съезда. И позвольте огласить приветствие Пре­зидента нашей страны.

«Участникам и гостям съезда общероссийской обществен­ной организации «Ассоциация юристов России». Приветствую участников и гостей съезда Ассоциации юристов России. От­радно отметить, что за относительно короткий срок ассо­циация, объединяющая ученых-правоведов, юристов, ведущих практическую деятельность, сотрудников государственного аппарата, выросла в одну из наиболее авторитетных органи-


заций отечественного юридического сообщества. Делегатам из многих регионов России предстоит сегодня подвести итоги деятельности ассоциации, обсудить широкий спектр накопив­шихся вопросов, наметить перспективы на будущее. В числе ваших значимых приоритетов - вопросы укрепления правопо­рядка и культуры в обществе, активное участие ассоциации в экспертной, консультационной, научно-просветительской и образовательной работе, в реализации значимых проектов в сфере международного гуманитарного сотрудничества. Убеж­ден, что компетентность, инициативность и энергия, огром­ный творческий потенциал позволят вам успешно справиться с поставленными задачами. Успеха вам и всего самого доброго. Президент России Владимир Путин».

Хотел бы сразу сказать, что деятельность нашей ассоциации стала действительно заметным фактором в общественно-политической жиз­ни. И во многом это связано со спецификой нашей с вами профессии.

Очевидно, что юрист в любом обществе выполняет особую миссию. Его профессиональный ресурс позволяет быть ему проводником идеи верховенства закона, способствуя формированию правового государс­тва и полноценного гражданского общества.

Хотел бы сейчас остановиться на ряде приоритетных задач в пра­вотворчестве, правоприменении и в правовом просвещении.

Во-первых, несколько слов о нормотворчестве. За последние че­тыре года российское законодательство активно развивалось. В этой работе участвовали и ведущие научные юридические учрежде­ния, и юридическая общественность.

Особо отмечу, что с принятием четвертой части Гражданского ко­декса закончена кодификация такой важнейшей для нас отрасли [пра­ва], как гражданская. Завершена и большая работа по принятию новых кодексов в сфере водного и лесного законодательства.

Но в то же время реализация национальных проектов показала, что наше земельное и градостроительное законодательство пока еще дале­ко не идеально, и это не способствует быстрому освоению земельных участков в интересах жилищного строительства, порождает массу про­блем на практике, которую вы знаете лучше меня.

Правительством и депутатами Государственной Думы были приня­ты срочные меры по внесению изменений в законодательство. И хотя эта работа еще не завершена, но здесь мы все-таки ускорили разреши­тельные процедуры градостроительства - как с помощью собствен­но правовых, так и административных рычагов, как это у нас приня­то в стране.

Значительные изменения произошли в законодательстве об обра­зовании. В частности, изменено законодательство об образовательных стандартах и введена система «магистр - бакалавр», которая позволит сделать наши дипломы (надеюсь, что позволит) более конкурентоспо­собными.

Хотел бы также остановиться на некоторых, пока еще не решенных задачах.

Очевидно, что отстало от жизни наше экологическое законодатель­ство. В нем практически отсутствуют нормы, стимулирующие хозяйс­твующих субъектов к бережному использованию всех природных ре­сурсов, энергии, к охране окружающей среды. Завтра на эту тему Совет Безопасности. Я намерен там выступить с докладом.

Еще один пример - законодательство о малом бизнесе. Сколько мы ни говорим на эту тему, уже, наверное, на протяжении двух десятиле­тий, все равно это законодательство пока носит в значительной мере «лозунговый» характер, но и по сути слабо способствует и улучшению предпринимательского климата в стране, и реально не помогает этому самому малому бизнесу.

Проблемой является и то, что наше законодательство нередко стра­дает несогласованностью. И это относится не только к так называемым «старым» законам и «новым» законам, но зачастую касается, и вы опять же это очень хорошо знаете, и в значительной части, вновь принимае­мых нормативных материалов. Что в свою очередь порождает большие проблемы в правоприменительной практике и вынуждает наши вы­сшие судебные инстанции давать разъяснения даже в тех случаях, ког­да без них можно было бы просто обойтись.

Кроме того, необходимо обеспечить возможность комплексного действия и согласованного применения всех отраслей права для реше­ния социальных, экономических и политических задач. Например, в сфе­ре создания и использования результатов интеллектуальной собствен­ности. Эта работа пока идет, но не на должном уровне, к сожалению.

В значительной степени это, кстати, определяет и экономический по­тенциал общества, его конкурентоспособность. И такие задачи не могут быть решены только в рамках гражданского права - пусть даже кодифи­кация сделала его современным и качественным. Необходимо обязатель­но подкрепить его мерами административного права. А в определенных случаях применять и меры уголовно-правового воздействия, в частности за нарушение соответствующих норм об авторском праве. Уважаемые коллеги!

Стержень правового государства - это организация исполнения за­конов. И для этого мы должны иметь людей, которые качественно спо­собны эти законы применять. Соответственно, необходимо сделать более тщательной, более качественной правовую подготовку государс­твенных служащих по профилю их деятельности.

В системе правосудия полезно было бы проработать меры по лик­видации перегрузки мировых судей за счет перераспределения подсуд­ности дел.

Есть и другие проблемы. Следует отладить системы досудебных процедур - об этом тоже мы уже с вами достаточно давно говорим, осо­бенно в административном судопроизводстве. Активизировать при­менение альтернативных способов урегулирования конфликтов, та­ких как третейское разбирательство и переговоры спорящих сторон, тем самым, может быть, немножко разгрузив и саму систему судопро­изводства.

По-прежнему много нареканий и к длительности рассмотрения дел в судах. Здесь необходимы достаточно решительные шаги и соответс­твующие законодательные изменения.

Наконец, еще несколько проблем правоприменительного характе­ра. Нам необходимо подумать и об обновлении ряда фундаментальных нормативных актов, которые уже совершенно не отвечают современ­ной действительности.

Так, Закон «О судоустройстве РСФСР» был принят еще в 1981 году и последний раз в точечном режиме изменялся в 1999-м. Таким обра­зом, этот важнейший законодательный акт (а в соответствии с Консти­туцией вопросы судоустройства могут регулироваться только феде­ральными конституционными законами) не приведен в соответствие с Конституцией хотя бы уже потому, что определяет это судоустройс­тво в рамках несуществующего на сегодняшний день государства.

И таких примеров много. До сих пор действует целый ряд законо­дательных актов Союза ССР, РСФСР, хотя, конечно, их число и умень­шается. Это означает, что мы просто в должной мере не работаем над этим вопросом.

Еще одна важная и крупная тема - это правовое просвещение. Об­щественные объединения, включая и нашу ассоциацию, должны посте­пенно уходить от восприятия себя как исключительно профессиональ­ного, закрытого сообщества.

Задача общественных объединений юристов - быть ближе к реаль­ным, каждодневным потребностям наших людей. Знаю, что ассоциация успешно развивает сеть своих региональных организаций. Работают пункты бесплатных консультаций для граждан. И вот это, вне всякого сомнения, безусловные плюсы работы организации.

Между тем весьма актуальной остается проблема оказания помощи малообеспеченным гражданам. Повторю, что главное в правовом госу­дарстве - это уровень правовой культуры граждан, их готовность сле­довать закону, видеть в этом свой непосредственный интерес. С этим, кстати, связана и проблема правового нигилизма, о чем я говорил во время выступления на гражданском форуме.

И нам нужно отладить таким образом систему правового просве­щения, чтобы к ней были подключены школы, вузы, средства массо­вой информации. В этой связи хотел бы сообщить вам, что наше с ва­ми решение о создании правового канала исполнено: началось вещание в тестовом режиме - пока через платформу НТВ - канала «Закон-ТВ». Надеюсь, что этот первый в нашей стране юридический канал будет способствовать и задачам правового просвещения, и просто будет ин­тересным и полезным для всех граждан нашей страны.

В заключение коротко о совершенствовании правового образова­ния. Знаю, что заключено соглашение между Ассоциацией юристов и Министерством образования [и науки РФ] по общественной аккреди­тации системы юридических вузов. И теперь необходимо реализовы-вать эти договоренности самым внимательным образом.

Но дело не должно ограничиваться лишь повышением качест­ва собственно профессионального обучения, потому что наша страна нуждается не только в профессионально подготовленных кадрах - нуж­ны и просто творчески мыслящие, самостоятельные люди, способные взять на себя ответственность за судьбу страны. Уверен, что все это в максимальной степени относится и к молодым юристам - к тем, кто бу­дет принимать законы, участвовать в их реализации.

Уважаемые коллеги, дорогие друзья, в этом году исполняется 15 лет Конституции. Конституции, которая положила начало изменению пре­жней правовой системы и впервые признала высшей ценностью чело­века и фактически поставила государство под контроль права.

Уверен, что ответственность за все, что происходит в нашей стране, сегодня лежит на каждом из нас, особенно имею в виду нашу професси­ональную подготовку. А формирование правового государства требует высокого профессионализма. И в значительной степени, конечно, это дело юристов. Участие в этом процессе - дело их чести.

Желаю внеочередному съезду плодотворной работы, а всем россий­ским юристам, то есть нам с вами, всяческих успехов.

Спасибо.

^ Высшая юридическая премия

«Фемида»

УТВЕРЖДАЮ Президент Московского клуба юристов В.Н.Руднев (подпись) 14 января 2008г.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель

Ассоциации юристов России С.В.Степашин (подпись) 14 января 2008 г.


^ ПОЛОЖЕНИЕ О Высшей юридической премии «Фемида»
1. Высшая юридическая премия «Фемида» (далее - премия) учреж-
дена в 1996 году региональной организацией «Московский клуб юрис-
тов» в целях повышения престижа юридической профессии и консоли-
дации юридического сообщества.

С 2007 года соучредителем премии выступает общероссийская об­щественная организация «Ассоциация юристов России».

2. Премия является высшим общественным знаком отличия, при-
суждаемым российским и зарубежным юристам, государственным и
общественным деятелям Российской Федерации и других стран, го-
сударственным, коммерческим, некоммерческим организациям, их
подразделениям или объединениям, общественным организациям,
творческим союзам, авторским коллективам за вклад в создание де-
мократического общества и развитие институтов правового государс-
тва.

Девиз премии - Salus populi suprema lex esto (Благо народа пусть бу­дет высшим законом).
3. Премия присуждается по решению ее попечительского совета, ко-
торый ежегодно формируется по согласованию между соучредителями
премии.

Премия не может присуждаться членам попечительского совета.

Решение попечительского совета принимается большинством голо­сов его членов, участвующих в голосовании, при условии конфиденци­альности результатов персонального голосования.

4. Попечительский совет определяет лауреатов и дипломантов премии.

Лауреатам премии вручается диплом премии, нагрудный знак и вы­сший знак отличия премии - статуэтка богини правосудия Фемиды, а по решению соучредителей премии - различные поощрительные награды.

Дипломантам премии вручается диплом премии. Образцы диплома премии, нагрудного знака и статуэтки богини правосудия Фемиды утверждаются соучредителями премии.

  1. Процедура выбора лауреатов и дипломантов премии не являет­ся профессиональным конкурсом в целях выявления лучшего в той или иной номинации, она не предполагает проведения какого-либо сорев­нования между лицами, выдвинутыми на соискание премии. Критери­ями оценки заслуг кандидатов, выдвинутых на соискание премии, не могут являться статистические сведения и (или) количественные по­казатели. Выбор лауреата и дипломанта премии определяется призна­нием заслуг и авторитета кандидата членами попечительского совета премии.

  2. Количество и наименование номинаций, по которым проводится определение лауреатов и дипломантов премии, устанавливается попе­чительским советом премии в момент голосования.

Как правило, лауреаты и дипломанты премии определяются по следу­ющим номинациям: «Правосудие», «Правозащитник», «Нотариат», «За­конотворчество», «Предварительное расследование», «Государственная служба», «Юридические науки, «Экономика и право», «Содружество Неза­висимых Государств», «Россия и Совет Европы», «Международное сотруд­ничество», «Alma mater».

7. Выдвижение кандидатов на соискание премии осуществляется
федеральными, региональными и местными органами сласти, зару-
бежными государственными органами, российскими и международ-
ными профессиональными объединениями, общественными, ком-
мерческими и некоммерческими организациями, а также лауреатами
премии.

  1. Обеспечение процедуры выдвижения кандидатов на соискание пре­мии, работы попечительского совета премии и проведения церемонии ее вручения возлагается на некоммерческую организацию «Фонд «Фемида».

  2. Премия вручается в торжественной обстановке.


СОГЛАСОВАНО Член Президиума Некоммерческой Организации Фонд «Фемида», Генеральный директор ЗАО«Консультант Плюс» Д.Б. Новиков (подпись)

^ Названы лауреаты премии «Фемида» за 2007 год
Очередная двенадцатая церемония вручения Высшей юридической премии «Фемида» прошла 16 февраля в Московском театре «Новая опера» им. Е.В. Колобова. Ее лауреатами за 2007 год стали:

в номинации «Государственная служба»

Медведев Дмитрий Анатольевич, Первый заместитель Предсе­дателя Правительства Российской Федерации за личный значитель­ный вклад в развитие российской государственности и активную зако­нотворческую деятельность в области гражданского законодательства (представлен Ассоциацией юристов России);

в номинации «Юридический Олимп»

Толстой Георгий (Юрий) Кириллович, академик Российской академии наук, профессор Санкт-Петербургского государственно­го университета за значительный личный вклад в развитие научных исследований в области общей теории права, гражданского и пред­принимательского права (представлен Институтом Государства и пра­ва Российской академии наук и Молодежным союзом юристов Россий­ской Федерации);

в номинации «Юридические науки»

Абова Тамара Евгеньевна, доктор юридических наук, руководи­тель Центра цивилистических исследований, заведующая сектором гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Институ­та государства и права Российской академии наук за значительный лич­ный вклад в развитие научных исследований в области гражданского и арбитражного процесса (представлена Краснодарским клубом юристов и Третейским судом при Союзе юристов);

в номинации «Законотворчество»

Плигин Владимир Николаевич, председатель Комитета Государс­твенной Думы по конституционному законодательству и государствен­ному строительству за личный вклад в совершенствование конституци­онного законодательства и государственное строительство (представлен Фондом правовых проблем федерализма и местного самоуправления);

в номинации «Нотариат»

Некоммерческая организация Фонд «Институт развития нота­риата» за вклад в совершенствование законодательства о нотариате как одного из инструментов защиты прав и законных интересов граж­дан и юридических лиц (представлена Московским союзом юристов);

в номинации «Правозащита»

Пастухов Игорь Николаевич, адвокат Коллегии адвокатов Мос­ковской области «Юридическая фирма «ЮСТ», эксперт Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институ­тов гражданского общества и правам человека за значительный вклад в развитие налогового законодательства, активную и высококвалифици­рованную правозащитную деятельность (представлен Федеральной па­латой адвокатов Российской Федерации);

в номинации «Право и экономика»

Шаталов Сергей Дмитриевич, статс-секретарь-заместитель ми­нистра финансов Российской Федерации за существенный вклад в ко­дификацию налогового законодательства (представлен Палатой нало­говых консультантов);

^ Синюгин Вячеслав Юрьевич, член правления РАО «ЕЭС России», председатель правления Открытого акционерного общества «Феде­ральная гидрогенерирующая компания» за весомый личный вклад вы­работке правовых механизмов реализации стратегии реформирования гидроэнергетического комплекса Российской Федерации (представлен Департаментом по законодательству Торгово-промышленной палаты Российской Федерации);

в номинации «Право и средства массовой информации»

Редакция журнала «Закон» за высокое качество информацион­но-просветительской деятельности в области права и значительный вклад в повышение уровня правовой культуры предпринимательской деятельности (представлена Общероссийским общественным фондом «Фонд законодательных предположений);

в номинации «Право и искусство»

Михалков Никита Сергеевич, кинорежиссер за яркое творческое раскрытие принципов правового государства, за воплощение на эк­ране идеалов справедливости, пропаганду базовых демократических ценностей, призыв к толерантности в кинофильме «12» (представлен Комитетом по культуре Государственной Думы, оргкомитетом кино­фестиваля «Новое кино. XXI век»);

в номинации «Юридическая литература»

Издательская группа «Юрист» за многолетнюю активную изда-тельско-информационную и правопросветительскую деятельность в поддержку юридического образования и юридической науки (пред­ставлена Российским книжным союзом);

в номинации «Содружество Независимых Государств» Сукало Валентин Олегович, Председатель Верховного Суда Рес­публики Беларусь, член Координационного совета Международного союза юристов за личный вклад в организацию работы Правового кон­сультативного совета государств-участников СНГ (представлен Меж­дународным союзом юристов и Союзом юристов Республики Бела­русь);

в номинация «Международное сотрудничество»

Миха Линденштраус, Государственный контролер и Омбудсмен Государства Израиль за активную деятельность по распространению и внедрению международных стандартов в области судопроизводства и судебной этики, а также в сфере соблюдения и защиты прав человека (представлен Российской ассоциацией международного права);

в номинация «Ветеран»

Бобров Михаил Михайлович, судья в отставке, заслуженный юрист Российской Федерации за личный значительный вклад в орга­низацию судейского сообщества Российской Федерации и активную работу в Совете судей Российской Федерации (представлен Автоном­ной некоммерческая организация «Юристы за конституционные пра­ва и свободы»).

Лауреатам премии «Фемида» за 2007 год вручен высший знак отли­чия премии - бронзовая статуэтка богини правосудия Фемиды, — от­литая по эскизу известного российского скульптора академика Россий­ской академии художеств Михаила Переяславца.

Кроме того, дипломантами Высшей юридической премии «Фемида» за 2007 год стали:

  1. Ем Владимир Саурсеевич, президент юридической фирма «ЕМ и Ко», председатель совета директоров ООО «Издательство Статут» за большой вклад в развитие юридической мысли и правовой культуры, изда­ние серий «Классика российской цивилистики» и «Дигесты Юстиниана»;

  2. Дмитриев Юрий Альбертович, проректор Международной ака­демии предпринимательства за вклад в развитие юридической науки и образования;

  3. авторы законопроекта «Исполнительный кодекс Российской Фе­дерации» Андреева Татьяна Константиновна, Бондар Анатолий Влади­мирович, Шерстюк Владимир Михайлович, Ярков Владимир Владими­рович, Улетова Галина Дмитриевна, Малешин Дмитрий Ярославович, Семенов Андрей Иванович, Шварц Михаил Зиновьевич;

  4. Беломестных Любовь Леонидовна, председатель президиума Московской городской коллегии адвокатов «Виндикция» за значитель­ный вклад в формирование правосознания российских граждан;

  5. Фомина Инна Владимировна, судья в отставке за вклад в развитие правовой культуры и подготовку молодых юридических кадров.

Специальный диплом премии «Фемида» вручен художественному руководителю Имперского Русского Балета Гедиминасу Таранда.

В церемонии награждения премией «Фемида» приняли участие председатель Ассоциации юристов России, советник Президента Рос­сийской Федерации В. Ф. Яковлев, председатель Попечительского со­вета премии «Фемида», председатель Счетной палаты Росси йской Фе­дерации С.В. Степашин, заместитель председателя Совета Федерации А. П. Торшин, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации П.П. Серков, директор Правового департамента Правитель­ства Российской Федерации Г.В. Минх, вице-президент Торгово-про­мышленной палаты России В.Б. Исаков, статс-секретарь - заместитель министра транспорта С.А. Аристов, депутат Государственной Думы

М.В. Емельянов, декан юридического факультета МГУ им. М.В. Ло­моносова А.К. Голиченков, генеральный директор ЗАО «Консультант Плюс» Д.Б. Новиков, президент Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян, председатель Московской городской Думы В.М. Платонов, другие известные юристы, государственные и общественные деятели.

Церемония вручения премии «Фемида» организована Фондом «Фе­мида» при содействии Ассоциации юристов России, издательства «Но­вая юстиция» и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Генеральный спонсор церемонии - компания «Консультант Плюс», ин­формационный - российская правовая газета «эж-ЮРИСТ».
(см. www.FEMIDA.ru/fond_femida/)

Предложения ФПА по совершенствованию законодательства об адвокатуре

Комиссией Совета ФПА по законопроектной работе подготов­лены предложения по совершенствованию законодательства об ад­вокатской деятельности и адвокатуре в части оказания квалифици­рованной юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно. В этих целях предлагается внести изменения в статьи 3, 24 ,25, 26, 29 и 31 Федерального закона «Об адвокатской деятель­ности и адвокатуре в Российской Федерации», а также в подпункт 27 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации».

Публикуем письмо с указанными предложениями и приложенным законопроектом, направленное президентом ФПА Семеняко Е.В. в ян­варе с.г. в адрес Министра юстиции РФ Устинова В.В. Аналогичные письма с законопроектом были направлены в Совет Федерации и Го­сударственную Думу Федерального Собрания, Правительство Российс­кой Федерации и в Главное государственно-правового управления Пре­зидента Российской Федерации.

Министру юстиции Российской Федерации В.В.Устинову
Уважаемый Владимир Васильевич!

В Федеральной палате адвокатов изучен поступивший из Аппара­та Правительства Российской Федерации проект федерального закона №505364-4 «О внесении изменений в статьи 3 и 26 Федерального зако­на «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федера­ции», подготовленный Воронежской областной Думой.

Федеральная палата адвокатов поддерживает названный законо­проект, так как он направлен на совершенствование законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре в части оказания квалифи­цированной юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно.

Считаем важным, что предложения депутатов Воронежской област­ной Думы предусматривают расширение полномочий органов государс­твенной власти субъектов Российской Федерации по увеличению объема оказываемой юридической помощи бесплатно гражданам, указанным в статье 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвока­туре в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

В связи с этим вполне логичным является предложение о дополне­нии п.3 ст.3 Федерального закона положением, предусматривающим финансирование труда адвоката, оказывающего гражданам юридичес­кую помощь бесплатно, не только в случаях, предусмотренных законо­дательством Российской Федерации, но и в случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ.

Заслуживает особого внимания предложение законодателей Воро­нежской области, предусматривающее исключение из п.1 ст.26 Феде­рального закона положения об имущественном цензе граждан, на кото­ром основан допуск их к бесплатной юридической помощи. Принятие этого предложения позволит большему числу указанных в законе кате­горий граждан получать юридическую помощь бесплатно и, кроме то­го, значительно облегчит гражданам доступ к бесплатной юридической помощи, так как освободит их от непосильного бремени по сбору мно­гочисленных документов, подтверждающих их имущественный статус: справок из различных организаций и ведомств о составе семьи и родс­тве, о доходах членов семьи и одиноко проживающих граждан для пос­ледующего исчисления среднедушевого дохода, о пособиях, пенсиях, о признании безработным, о принадлежащем семье или одиноко про­живающему гражданину имуществе на праве собственности и другие. Во многих случаях требуется нотариальное удостоверение документов.

Подчеркивая важность предложений, внесенных Воронежской об­ластной Думой, и необходимость их принятия, считаем, что они, вместе с тем, не затрагивают другие не менее острые проблемы оказания граж­данам бесплатной юридической помощи.

По мнению Федеральной палаты адвокатов требуется законодатель­ное решение следующих вопросов в этой сфере правоотношений.

1. Необходимо не только увеличить объем оказания малоимущим
гражданам юридической помощи бесплатно, но и расширить категории
лиц, нуждающихся в этой помощи (пенсионеры, инвалиды, бездомные
и иные малоимущие граждане). Это, по нашему мнению, можно сделать
путем предоставления органам государственной власти субъектов РФ
полномочий по установлению своими законами дополнительных ка-
тегорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридичес-
кой помощи.

2. Необходимо законодательно установить оплату труда адвоката,
оказывающего юридическую помощь гражданам РФ бесплатно, и поря-
док определения его размера и выплаты. Тем более, что к этому обязы-
вает положение, закрепленное в п.3 ст.3 Федерального закона, которое
возлагает на органы государственной власти осуществление финанси-
рования деятельности адвокатов, участвующих в этой работе.

В настоящее время Федеральный закон не предусматривает опла­ту труда адвоката, оказывающего юридическую помощь бесплатно, а содержит указание лишь на компенсацию адвокату понесенных в свя­зи с этим расходов, без определения источника финансирования. Пос­леднее обстоятельство лишает субъекты РФ полномочий по финанси­рованию расходов на оказание гражданам бесплатной юридической помощи из своих бюджетов и, тем самым, ограничивает их законот­ворческую инициативу. По этой причине за пять лет, прошедших после принятия Федерального закона, 30% субъектов РФ вообще не приняли никаких законодательных актов по вопросам оказания гражданам бес­платной юридической помощи.

Считаем, что в Федеральном законе должны быть закреплены как право адвокатов на оплату своего труда за счет бюджетных средств субъ­ектов РФ, так и соответствующие полномочия субъектов РФ по фи­нансированию этих расходов. Одновременно требуется внесение из­менения в подпункт 27 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законо­дательных (представительных) и исполнительных органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации», наделяющее субъекты РФ по предметам совместного ведения полномочиями в решении вопро­сов оплаты труда и компенсации расходов адвоката, оказывающего юри­дическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно.

3. Необходимо также обеспечить выполнение требований ст.24 Фе­дерального закона о создании в субъектах РФ юридических консуль­таций в случаях, когда на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одно­го федерального судью.

Решению этой проблемы, на наш взгляд, будут способствовать за­конодательное закрепление полномочий субъектов РФ по материаль­но-техническому и финансовому обеспечению деятельности юриди­ческих консультаций и иные меры совершенствования Федерального закона в этой части.

Это позволило бы не только решить проблему отправление право­судия по уголовным делам, но и расширить доступ граждан к получе­нию бесплатной юридической помощи в тех районах, где адвокатов по тем или иным причинам недостаточно.

В настоящее время на территории Российской Федерации в 1600 су­дебных районах, в которых число адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью, создано только 56 юридических консуль­таций.

Меры по созданию в таких регионах государственной системы ока­зания бесплатной юридической помощи малоимущим категориям граждан путем учреждения государственных юридических бюро, по нашему мнению, носят неоправданно затратный характер и малоэф­фективны, так как они не обеспечивают отправления уголовного су­допроизводства и, тем самым, не исключают необходимости создания юридических консультаций.

Конкретные предложения по решению вышеназванных проблем из­ложены в прилагаемом проекте федерального закона «О внесении из­менений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвока­туре в Российской Федерации» и статью 26.3. Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российс­кой Федерации».

Наши предложения по решению проблем обеспечения доступа граждан к правосудию и оказания юридической помощи бесплатно поддерживаются Управлением по контролю и надзору в сфере адво­катуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданско­го состояния Федеральной регистрационной службы. Управление ещё в 2007 году направило в Министерство юстиции Российской Федерации для рассмотрения законопроект аналогичного содержания.

Просим поддержать предлагаемый нами законопроект и иницииро­вать его внесение Правительством РФ на рассмотрение Государствен­ной Думы.
Приложение: на 5 л. С уважением,

Президент Е.В.Семеняко
ПРОЕКТ

^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и статью 26.3. Федерального закона «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государс­твенной власти субъектов Российской Федерации»

Принят Государственной Думой Одобрен Советом Федерации

Статья 1.

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адво­катской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (Собра­ние законодательства Российской Федерации, 2002, № 23, ст. 2102; 2003,

№44, ст. 4262; 2004, № 35, ст. 3607; 2004, № 52 (часть 1), ст. 5267) следую­щие изменения:

1) в статье 3:

пункт 3 после слов «законодательством Российской Федерации» допол­нить словами «и законодательством субъектов Российской Федерации»;

2) в статье 241:

а) в пунктах 1, 3, 4 слова «органа исполнительной власти» и «орга-
ном исполнительной власти» заменить словами «высшего органа ис-
полнительной власти» и «высшим органом исполнительной власти»;

б) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
«Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельнос-
ти юридических консультаций является расходным обязательством
субъекта Российской Федерации.»;

3) в статье 25:

а) пункт 1 дополнить словами «, в том числе в случаях оказания юри-
дической помощи бесплатно.»;

б) подпункт 3 пункта 4 дополнить словами «за исключением случа-
ев, когда помощь оказывается бесплатно.»;

в) пункты 8, 9, 10 исключить;

1 В соответствии с ч. 2 ст.21 Федерального закона от 6.10.1999 г № 184-ФЗ «Об об­щих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осу­ществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина возложено на высший исполнительный орган власти субъекта РФ.

24 октября 2007 г. председатель Государственного комитета по обеспече­нию деятельности мировых судей Челябинской области (орган исполнитель­ной власти в структуре Высшего органа исполнительной власти — Прави­тельства области) внес в адрес Адвокатской палаты Челябинской области представление о создании юридической консультации в Верхнеуральском су­дебном районе, в котором на 4-х федеральных судей приходится три адвоката.

Не имея соответствующих полномочий определять порядок материально-техни­ческого и финансового обеспечения юридической консультации, указанный руко­водитель предложил решение вопросов, связанных с материально-техническим и финансовым обеспечением юридической консультации, решать не за счет бюджета области, как того требует закон, а за счет средств адвокатской палаты и адвокатов.



4) статью 26 изложить в следующей редакции:




них, в местах лишения свободы, а также в иных случаях, предусмот­ренных федеральным законодательством2.

4. Оплата труда и компенсация расходов адвоката, оказывающе­го юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплат­но в порядке, установленном настоящей статьей, являются расходны­ми обязательствами субъекта Российской Федерации.


2 В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 24 июня 1999 го­да N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонаруше­ний несовершеннолетних» (в ред. от 5 января 2006 г.) материалы о помещении несо­вершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учеб­но-воспитательные учреждения закрытого типа рассматриваются судьей в течение 10 суток со дня их поступления в суд. Участие адвоката в рассмотрении указанных материалов является обязательным. При помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внут­ренних дел в соответствии с п.1 ст.31-2 этого же ФЗ в оказании юридической помощи может участвовать адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдан­ным соответствующим адвокатским образованием. В соответствии с п.2 ст.31-2 ФЗ материалы в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3 — 6 пункта 2 статьи 22 вышеназванного Федерального закона, при решении вопроса о помеще­нии их в центр временного содержания рассматриваются по месту их задержания единолично судьей в течение суток с момента представления указанных материалов органом внутренних дел. При рассмотрении материалов судьей участвует адвокат. Правительство Свердловской области Постановлением от 5.07.2006 г. № 579 утвер­дило Порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юриди­ческую помощь гражданам Российской Федерации на территории Свердловской области. Однако этот Порядок не предусмотрел компенсацию расходов адвока­ту, связанных с участием в судопроизводстве на основании ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений». На запрос АП Свердловской области Правительство ответило (исх. № 01-88-291 от 04.10.2006 г.), что вопрос об оплате юридической помощи несовершеннолетним, не находящимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонару­шений несовершеннолетних, законодательно не урегулирован.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Рос­сийской Федерации определяются размер и порядок оплаты труда и ком­пенсации расходов адвоката, оказывающего юридическую помощь бес­платно, в том числе перечень документов, необходимых для получения гражданами юридической помощи бесплатно, и порядок предоставле­ния указанных документов; перечень документов, подтверждающих ока­зание адвокатами юридической помощи гражданам Российской Федера­ции бесплатно и расходы, связанные с оказанием этой помощи, а также порядок предоставления указанных документов.

Средства бюджета субъекта Российской Федерации, направляемые на оплату труда адвоката, оказывающего юридическую помощь бес­платно, подлежат перечислению на расчетный счет адвокатского обра­зования, в котором адвокат осуществляет адвокатскую деятельность, в порядке и сроки, установленные субъектом Российской Федерации.

5. Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судо­производстве по назначению органов дознания, органов предварительно­го следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюдже­та. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов.

Размер и порядок оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов доз­нания, органов предварительного следствия или суда, устанавливают­ся Правительством Российской Федерации.

При этом регулирование величины оплаты труда адвоката произво­дится с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.»;
5) в статье 29:

Пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:

«Адвокатская палата является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских образований в отно­шениях с органами государственной власти субъекта Российской Фе­дерации при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатско­го сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств бюджетов субъектов Российской Федерации на оплату труда и компен­сацию расходов адвокатов, оказывающих юридическую помощь граж­данам Российской Федерации бесплатно в порядке, установленном ста­тьей 26 настоящего Федерального закона.»;

6) в статье 31:

а) подпункт 4 пункта 3 изложить в следующей редакции: «4) обеспечивает доступность юридической помощи на всей тер­ритории субъекта Российской Федерации, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно. В этих целях совет:

определяет порядок оказания адвокатами юридической помощи бесплатно, доводит его до сведения адвокатов и органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, контролирует его испол­нение адвокатами;

принимает решения о создании по представлению высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации юридических консультаций и направляет адвокатов для работы в юридических кон­сультациях в порядке, установленном советом адвокатской палаты;»;

б) подпункт 6 пункта 3 исключить.
Статья 2.

Внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Фе­дерации, 1999, № 42, ст. 5005) следующие изменения:

а) подпункт 27 пункта 2 статьи 26.3 изложить в следующей редак­ции:

«27) оплаты труда и компенсации расходов адвоката, оказывающе­го юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплат­но в порядке, установленном статьей 26 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Рос­сийской Федерации», материально-технического и финансового обес­печения деятельности юридических консультаций;».

Президент Российской Федерации

^ В Научно-консультативном совете при ФПА
5 февраля в помещении Федеральной палаты адвокатов состоя­лось расширенное заседание Научно-консультативного совета при ФПА.

В работе НКС принял участие Тьерри Викерс — адвокат из Бордо, вице-президент Национального Совета адвокатских палат Франции. На заседании НКС обсуждались два вопроса:

  1. о вызове в суд для дачи свидетельских показаний адвокатов — бывших защитников на досудебном производстве (см. статью «Допрос адвоката» под рубрикой «Адвокатура в СМИ»),

  2. о мерах по обеспечению гарантий прав подозреваемых и обвиня­емых в связи с применением меры пресечения в виде заключения под стражу.

По второму вопросу НКС одобрил Доклад Федеральной палаты адво­катов и, учитывая остроту рассмотренных проблем, рекомендовал ФПА донести позицию, изложенную в Докладе, до всех ветвей государствен­ной власти, общественности и средств массовой информации.

^ Доклад Федеральной палаты адвокатов РФ
О мерах по обеспечению гарантий прав подозреваемых и обвиняемых в связи с применением меры пресечения в виде
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (3620.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации