Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Административное решение в таможенном деле - файл 1.doc


Курсовая работа - Административное решение в таможенном деле
скачать (139.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc140kb.23.11.2011 04:42скачать

содержание

1.doc



План
Вступление....................................................................................................с.3

  1. Классификация административных решений в таможенном деле.........................................................................................................................с.5

  2. Решения таможенных органов при осуществлении таможенного контроля.................................................................................................................с.7

  3. Выводы экспертизы в таможенном деле...........................................с.13

  4. Постановления таможенных органов и суда о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил.....с.17

Выводы.........................................................................................................с.23

Список использованных источников........................................................с.25

Вступление
Актуальность темы. В современный период развития нашей страны, как и мирового сообщества в целом, возрастает объем международных экономических отношений, международное разделение труда, взаимозависимость государств в экономической сфере. Это служит причиной необходимости перемещения товаров и других предметов через таможенную границу Украины со взысканием таможенных тарифов, пошлин и таможенных сборов и выполнением таможенного контроля с целью осуществления надзора за соблюдением гражданами и субъектами внешнеэкономической деятельности таможенных правил. В регулировании таможенного дела важную роль играют нормы административного права или, другими словами, административно-правовые средства ее осуществления, эффективность деятельности таможенных органов в значительной мере зависит от качества этих средств. Формой выражениях этих средств являются административные решения таможенных и иных органов в таможенном деле. Именно эти решения становятся объективным отображением эффективности осуществления таможенной политики государства, показателем ее качества. Вследствие приведенного, исследование административных решений в таможенном деле является полезным и актуальным.

Целью курсовой работы является: на основе анализа теоретических положений и законодательства определить виды административных решений в таможенном деле, охарактеризовать административные решения в таможенном деле.

В соответствии с целью курсовой работы для ее достижения ставятся следующие задачи:

- определить понятие таможенного дела;

- классифицировать административные решения в таможенном деле;

- охарактеризовать решения таможенных органов при осуществлении таможенного контроля;

- охарактеризовать выводы экспертизы в таможенном деле;

- охарактеризовать постановления таможенных органов и суда о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил.

Объектом исследования является: правовые отношения по вынесению административных решений уполномоченными органами при осуществлении таможенного дела.

Предметом исследования является: административные решения в таможенном деле.

Методы исследования. В курсовой работе используются как общенаучные, так и специальные юридические методы исследования. В частности, для достижения цели и выполнение задач исследования были использованы следующие методы: гносеологический - для познания понятия таможенного дела; диалектический - выявление единства и противоречий в характеристике административных решений и проведения классификации между ними; нормативно-сравнительный - при рассмотрении нормативных актов, которые содержат нормы права согласно предмета исследования.

^ Теоретической основой исследования являются научные работы авторов, которые исследовали правовое положение таможенного дела и выносящихся в нем административных решений. Среди авторов, чьи работы стали базой теоретического исследования необходимо отметить: Додина Е.В., Жорина Ф.Л., Карпенко Г.Л., М.М. Каленского, Комзюк В.Т., Мазур А.В., Педешко А.И., Ченцова В.В.

Положения и выводы, которые содержатся в работе, основываются на анализе норм Конституции Украины, Таможенного кодекса Украины.

^ Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из вступления, 4 разделов, выводов и списка использованных источников.

1. Классификация административных решений в таможенном деле
С начала необходимо определиться с понятием таможенного дела и его значением.

Необходимо отметить, что таможенное дело является одним из существенных признаков государственности, оно включает в себя установление порядка и организацию перемещения через таможенную границу Украины товаров и предметов, обложение пошлиной, оформление, осуществление контроля и других мероприятий по реализации таможенной политики в Украине. В наше время таможенное дело является одной из основных составных частей экономики страны, которая дает значительные денежные поступления в бюджет, стимулирует развитие отечественной промышленности и сельского хозяйства, международных связей и международной торговли.1

Нельзя не согласиться с Педешко А.И., который отмечает, что таможенное дело Украины обеспечивает выполнение двух групп задач: во-первых, экономические, к которым относится пополнение доходной части бюджета государства; во-вторых, регулятивные задачи, которые распространяют свое регулирующее влияние на экономику таможенного механизма с помощью тарифных методов (методом опосредствованного руководства), а также нетарифных методов в виде запретов, ограничений, лицензирование, квотирование экспорта и импорта (методами прямого административного руководства). Такое регулирование призвано, прежде всего, стимулировать развитие национальной экономики; защищать украинский рынок; привлекать иностранные инвестиции; обеспечивать выполнение обязательств перед другими государствами, международными союзами, а также оказывать содействие достижению других задач, которые определяет Верховная Рада, Президент и Правительство Украины.2

Итак, таможенное дело в Украине представляет собой порядок перемещения через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств, таможенное регулирование, связанное с установлением и взысканием налогов и сборов, процедуру таможенного контроля и оформления, борьбу с контрабандой и нарушением таможенных правил, направленные на реализацию таможенной политики Украины. Таможенное дело является составляющей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины.3

Исходя из приведенного выше, попробуем определить (хотя и в науке таможенного права нет классификации административных решений в таможенном деле) виды административных решений в таможенном деле. Из легального определения таможенного дела вытекает, что таможенное дело представляет собой «процедуру таможенного контроля и оформления, борьбу с контрабандой и нарушением таможенных правил». Возьмем это утверждение как основу для классификации административных решений. Итак, согласно приведенному основанию можно определить два вида административных решений: 1) решение, которые связаны с процедурой таможенного контроля и оформления (решение таможенных органов относительно вывоза и ввоза товаров); 2) решение, которые отображают борьбу с контрабандой и нарушением таможенных правил (т.е. постановления таможенных органов и решение судов о привлечении к ответственности). Однако, по моему мнению, также необходимо выделить такой вид административного решения как вывод экспертизы, ведь именно этот документ чаще всего становится основой как решения таможенных органов относительно вывоза и ввоза товаров, так и постановления таможенных органов и решения судов о привлечении к ответственности.

^ 2. Решения таможенных органов при осуществлении таможенного контроля
Для начала необходимо привести понятие таможенного контроля и определить его значение для таможенного дела.

Мазур А.В. определяет таможенный контроль как совокупность проверенных мероприятий, осуществляемых таможенными органами в пределах своей компетенции на началах избирательности, с целью обеспечения соблюдения норм нормативно-правовых актов по вопросам таможенного дела и международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке.1

В действующем ТК Украины похожим образом определено понятие таможенного контроля: Таможенный контроль - совокупность мероприятий, которые осуществляются таможенными органами в пределах своей компетенции с целью обеспечения соблюдения норм ТК, законов и других нормативно-правовых актов по вопросам таможенного дела, международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке (п. 15 ст.1 ТК).

Как отмечает В.В. Ченцов, принцип избирательности в таможенном контроле означает, что при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе самостоятельно определить форму и объем контроля, достаточный для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Украины, других нормативно-правовых актов, в том числе и международных, контроль за соблюдением которых положен на таможенные органы.2

Цель таможенного контроля состоит в обеспечении режима законности в процессе перемещения товаров, предметов через таможенную границу и пересечения ее гражданами. Она достигается путем реализации таких целей контроля как (а) проверка соответствия действий по перемещению через таможенную границу, установленному порядку с помощью разных форм и методов и (б) проведение мероприятий по предупреждению таможенных правонарушений.1

В процессе принятие административных решений в рамках таможенного контроля важное значение имеет организация таможенного контроля. Организацию таможенного контроля можно трактовать как исполнительно-распорядительную деятельность организационно-правового характера, направленную на создание (обеспечение) условий, необходимых и достаточных для выполнения таможенными органами контрольной функции в пределах и объеме, предусмотренным Таможенным кодексом Украины, а также международными договорами Украины, заключенными в установленном законом порядке.2 Организацию таможенного контроля осуществляет таможенная служба в Украине.

К функциям таможенной службы принадлежит и контрольная, выполнения которой обеспечивается выполнением и контролем за соблюдением законодательства Украины по вопросам таможенного дела (п.1 ст. 11 ТК), а также осуществлением таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу Украины, усовершенствованием форм и методов их проведения (п.6 ст.11 ТК), как одна из основных задач таможенных органов.

Таможенному контролю подлежат все транспортные средства и товары, которые перемещаются через таможенную границу Украины, за исключением случаев, когда относительно прохождения таможенного контроля предоставляются таможенные льготы. Освобождение от всех или некоторых форм таможенного контроля возможно в случаях и на основаниях, установленных исключительно законами Украины. Причем неприменение мероприятий по таможенному контролю не освобождает от обязанности соблюдать порядок перемещения через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств.1

Вынесение административных решений таможенными органами в таможенном деле выявляется в стадии осуществления таможенного контроля, который определяется как практическая реализация должностными лицами таможенных органов контрольных полномочий с помощью форм и методов, предусмотренных таможенным законодательством, с целью обеспечения соблюдения субъектами перемещения установленных таможенных правил, по результатам которой принимается решение об окончании таможенного оформления.2

Итак, органы таможенного контроля принимают административные решения при осуществлении таможенного контроля в таких случаях:

  1. при таможенном оформлении гуманитарной помощи. Гуманитарная помощь или гуманитарный товар перемещается через таможенную границу без применения предыдущего сообщения, предыдущих грузовых таможенных деклараций при условии наличия его получателя в Едином реестре получателей гуманитарной помощи, который ведется Комиссией по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете Министров Украины, комиссией по вопросам гуманитарной помощи при Совете министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администрациях. Основанием для осуществления таможней таможенного оформления гуманитарного товара без уплаты таможенных сборов является решения Комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете Министров Украины о признании определенных товаров гуманитарной помощью или о подтверждении информации региональных комиссий о признании товаров гуманитарной помощью;

  2. при вывозе культурных ценностей. Государственная служба контроля по ходатайству владельца культурных ценностей или уполномоченного им лица принимает решение о возможности или невозможности вывоза культурных ценностей. О принятом решении владелец культурных ценностей или уполномоченное им лицо письменно сообщается в месячный срок со дня официального поступления ходатайства. В случае принятия Государственной службой контроля решения о возможности вывоза (временного вывоза) культурных ценностей владельцу культурных ценностей или уполномоченному им лицу выдается свидетельство установленного образца на право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей;

  3. при приостановлении таможенного контроля относительно товаров, которые содержат объекты интеллектуальной собственности. Приостановление таможенного оформления товаров осуществляется: по инициативе таможенного органа относительно объекта интеллектуальной собственности, включенного в реестр, относительно которого есть достаточные основания считать, что его перемещение через таможенную границу Украины осуществляется с нарушением прав интеллектуальной собственности. Решение о приостановлении таможенного оформления принимает руководитель таможенного органа или лицо, которое его замещает. Срок, на который приостанавливается таможенное оформление товаров, которые содержат объекты интеллектуальной собственности, составляет 15 календарных дней. Этой срок может быть продлен не больше чем на 15 календарных дней. Решение о продлении данного срока принимает руководитель таможенного органа или лицо, которое его замещает;

  4. при выборе и изменении таможенного режима. Понятие «таможенный режим» служит для определения возможности перемещения товаров, порядка таможенного оформления и таможенного контроля, размера таможенных платежей, которые подлежат уплате по отношению к товарам и транспортным средствам, которые перемещаются, а также определяет круг действий, которые могут быть осуществлены относительно последних. Выбор или изменение таможенного режима относительно товаров является прерогативой лица, которое перемещает товары. Таможенные органы при этом принимают решение о возможности размещения конкретного товара под таможенный режим, избранный лицом, которое осуществляет декларирование, т.е. предоставляют разрешение на использование данного режима или отвечают отказом в таком разрешении, исходя из условий, определенных ТК Украины;

  5. при проведении таможенного досмотра. Целью таможенного досмотра является контроль за надлежащим оборудованием транспортного средства, выявление внешних признаков наличия скрытых тайников, целостность средств идентификации и т.п. Досмотр транспортных средств, товаров производится по решению руководителя таможенного органа или его заместителя при наличии оснований считать, что перемещаются товары через таможенную границу Украины с нарушением норм ТК Украины и других законов по вопросам таможенного дела (ч. 2 ст. 55 ТК);

  6. при личном досмотре. Решение о проведении личного досмотра лица принимается начальником таможенного органа или лицом, которое его замещает. Такое решение оформляется письменным постановлением, а результаты - отдельным актом. В постановлении отмечается конкретное должностное лицо таможенного органа, которой поручено проведение личного досмотра;

  7. при таможенном оформлении вне расположения таможенных органов. По просьбе лиц, которые перемещают через таможенную границу Украины товары и транспортные средства, таможенное оформление может осуществляться вне местоположения таможенных органов, а также вне рабочего времени, установленного для таможенных органов, на условиях, определенных ТК. По решению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области таможенного дела таможенное оформление товаров отдельных видов может осуществляться в специально определенных для этого таможенных органах;

  8. при оформлении временной (неполной) таможенной декларации. Согласно ст. 82 ТК, если декларант по уважительным причинам, перечень которых определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области таможенного дела, не может осуществить в полном объеме декларирования товаров и транспортных средств, которые ввозятся на таможенную территорию Украины, непосредственно во время перемещения их через таможенную границу Украины (кроме товаров, которые перемещаются транзитом через территорию Украины), такие товары могут быть выпущены в свободное обращение в упрощенном порядке после представления таможенному органу временной или неполной декларации и под обязательство о представлении таможенной декларации, заполненной в обычном порядке не позднее чем через 30 дней со дня выпуска товаров в свободное обращение. Решение о возможности выпуска товаров в свободное обращение со следующим оформлением таможенных документов в полном объеме принимается таможенным органом исходя из обстоятельств перемещения таких товаров через таможенную границу Украины, характеристики предприятия, учреждения, организации и при условии уплаты надлежащих налогов и сборов в полном объеме;

  9. при окончании таможенного оформления.

Итак, в этом разделе были охарактеризованы основные случаи, когда принимаются административные решения при осуществлении таможенного контроля в таможенном деле.
^ 3. Выводы экспертизы в таможенном деле
Экспертиза является довольно специфическим видом деятельности, который с осложнением технологий, развитием науки и техники, и как следствие расширением и осложнением круга объектов, которые фигурируют в разных видах правоотношений все более часто применятся для установления или уточнение определенных фактов, обстоятельств.

Выводы экспертных учреждений являются главными доказательствами, которые ложатся в основу принятия управленческого решения, в то время как выводы этих учреждений являются только одним из видов доказательств в делах о контрабанде и нарушении таможенных правил, и вдобавок они при рассмотрении этих дел подлежат проверке экспертными учреждениями, которые указаны в Законе Украины «О судебной экспертизе», т.е. выводы экспертных учреждений таможенных органов по уголовным и административным делам нужно рассматривать как внутренние документы, которые не признаются судебными органами при решении указанных дел как доказательства.1

Объектами таможенной экспертизы являются материализованные источники информации: товары и предметы, которые перемещаются через таможенную границу, а также их пробы и образцы, отобранные для исследования; объекты ПМП и контрабанды; разнообразного рода сопровождающие товар документы (таможенные, финансовые), которые используются при таможенном контроле и таможенном оформлении.2

К субъектам таможенной экспертизы можно отнести заказчиков экспертизы, организаторов экспертизы и экспертов. Заказчиками являются лица, заинтересованные в проведении экспертизы. Организаторами могут быть юридическое и физический лица, которые на основании закона организовывают и проводят экспертизу. Экспертами могут назначаться соответствующие должностные лица, которые являются специалистами в определенной области знаний. Это общие понятия субъектов экспертизы, но относительно каждого из них в законодательстве предъявляются свои требования и по-разному урегулирован их правовой статус.

Особенностью экспертизы в таможенном деле являются разные виды процессуального оформления процедуры подготовки и проведения экспертизы в зависимости от специфики деятельности в таможенном проведении и осуществлении правоохранительных функций. Это также связано с неоднородностью правоприменительной деятельности таможенных органов. Задача таможенной службы обуславливает применение таможенными органами, как санкции, так и диспозиции правовых норм, а это обуславливает разные правовые следствия: применение санкции является привлечением к административной ответственности; применение диспозиции – это принятие решения относительно решения вопроса относительно перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины.1

Необходимо отметить, что выводы эксперта как административные решения – это ответы на поставленные вопросы лицами, которые проводят расследование в деле, в которых, на основе специальных познаний, утверждается существование или отсутствие определенного факта. Содержание ответов должно строго отвечать содержанию поставленных вопросов. В выводах обязательно указывается объект, относительно которого эксперт высказывает определенное суждение. Ответы должны формулироваться четко и ясно, не допускается разное и двузначное их толкования.2

Отметим, что для проведения экспертных исследований наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, валютных, культурных, исторических ценностей таможенные лаборатории владеют современными аналитическими приборами, на которых можно выполнять спектр физико-химических опытов.

Классификацию выводов экспертизы в таможенном деле можно провести в зависимости от того, которую цель ставит привлечение экспертного исследования: или для принятия управленческого решения в таможенном деле, или как один из видов доказательств в уголовном или административном производстве.

К первой группе относятся выводы экспертизы относительно определения кода товаров, таможенной стоимости товаров, страны происхождения товаров и других вопросов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины.

Рассмотрим несколько отдельных видов выводов таможенных экспертиз.

  1. вывод таможенной экспертизы относительно вывоза культурных ценностей. Временный вывоз культурных ценностей может осуществляться физическими и юридическими лицами: для организации выставок; для проведения реставрационных работ и научных исследований; в связи с театральной, концертной и другой артистичной деятельностью; в других случаях, предусмотренных законодательством Украины. Заявленные для вывоза (временного вывоза) и возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной государственной экспертизе. Государственная служба контроля по ходатайству владельца культурных ценностей или уполномоченного им лица принимает на основании вывода государственной экспертизы решение о возможности или невозможности вывоза культурных ценностей;

  2. вывод таможенной экспертизы относительно объектов права интеллектуальной собственности. Порядок взятия проб и образцов товаров для проведения экспертизы урегулирован ст. 75 Таможенного кодекса. Особенностью взятия проб и образцов товаров, которые содержат объекты интеллектуальной собственности, является то, что кроме таможенного органа, декларанта и соответствующих органов государственного контроля, право на получение указанных проб и образцы предоставлены и правообладателю. Экспертиза проб и образцов товаров, которые содержат объекты интеллектуальной собственности, согласно письму Государственной таможенной службы Украины № 2/ 4395-ЕП от 13.09.2001 г. рекомендовано осуществлять в Научно-исследовательском институте интеллектуальной собственности, созданном в составе Академии правовых наук Украины.

Вторая группа выводов экспертизы в таможенном деле включает выводы экспертизы, с помощью которых возбуждается уголовное или административное дело (трасологическая, почерковедческая и т.п.).

Итак, в случае, например, когда лицо привлекается к административной ответственности за нарушение таможенных правил, во многих случаях для установления факта нарушения назначается экспертиза согласно Таможенному кодексу Украины (ст. 381 ТК Украины). Экспертиза может проводиться как экспертами таможенных лабораторий, так и экспертами других учреждений, так и отдельными специалистами в зависимости от их компетентности по вопросам, которые рассматриваются. Вопрос и ответ по вопросам, которые относятся эксперту должны не выходить за пределы специальных знаний эксперту. Вывод эксперта предоставляется в письменной форме. Оценка такого доказательства как вывод эксперту осуществляется по собственному убеждению должностного лица таможенного органа, в случае несогласия - должностное лицо объясняет свое несогласие и может назначить повторную экспертизу, как другому эксперту, так и комиссии экспертов.

Итак, в данном разделе было определено административное решение, которое предшествует решению таможенного органа и постановлению того же таможенного органа или решению суда о привлечении нарушителя таможенных правил к ответственности, - вывод экспертизы.

^ 4. Постановления таможенных органов и суда о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил
С начала необходимо определиться с понятием административной ответственности за нарушение таможенных правил и разобраться с общими аспектами производства дел из нарушения таможенных правил.

Характеризуя административную ответственность за нарушение таможенных правил, как отмечает Педешко А.И., она представляет особый вид юридической ответственности, ей присущий все признаки последней.

По мнению В.В. Ченцова, административная ответственность за нарушение таможенных правил – это специфическая форма реагирования государства в лице таможенных органов или суда на совершение правонарушений в сфере таможенной деятельности, в соответствии с которой лица, которые совершили эти проступки, должны ответить за свои противоправные действия и понести за это наказание в установленных таможенным законодательством формах и порядке.1

Административной ответственности присущ также ряд специфических черт, которые отличают ее от других видов юридической ответственности. Так, она наступает, как правило, за особый вид правонарушений – нарушение таможенных правил. Административная ответственность за нарушение таможенных правил выражается в наложении на правонарушителей определенных видов административных взысканий специфических по смыслу и отличных от мер уголовного наказания и дисциплинарной ответственности. В конце концов, административная ответственность за нарушение таможенных правил и контрабанда урегулирована нормами административного права и таможенным законодательством Украины, которые содержат исчерпывающие перечни административных проступков, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять.2

По мнению В.В. Ченцова, критерием отделения таможенных правонарушений выступает степень общественной опасности, которая выражается в наличии или отсутствии тяжелых последствий, размере реального материального ущерба, способе и времени совершения правонарушения и других признаках, которые закреплены в нормах права и которые характеризуют как отдельные элементы состава правонарушения, так и весь состав в целом.1

Нарушением таможенных правил признается, в соответствии со ст. 319 ТК Украины, административное правонарушение, которое представляет собой противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) действие или бездействие, которые посягают на установленный законодательством Украины порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины и за которые предусмотрена административная ответственность.

Производство по делам о нарушении таможенных правил выступает как самостоятельная разновидность производства по делам об административных правонарушениях, и представляет собой систему процессуальных норм, которые определяют порядок, формы и методы деятельности таможенных органов и их должностных лиц, связанную с привлечением к административной ответственности лиц, виновных в совершении таможенных правонарушений.2

Таможенный кодекс Украины не определяет задачи производства по делам о нарушении таможенных правил, однако мы можем определить, что основными задачами данного производства являются: выявление и прекращение таможенных правонарушений, своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснения обстоятельств каждого дела, его решение согласно действующему законодательству, обеспечение выполнения постановлений по делам, выявление причин и условий, которые оказывали содействие совершению таможенных правонарушений, проведение мероприятий по их устранению, предотвращению правонарушений и укреплению правопорядка и законности.1

Производство по делам о нарушении таможенных правил исследуется в двух аспектах: в первом - оно определяется как самостоятельная разновидность производства по делам об административных правонарушениях и анализируется с точки зрения статического назначения его правовой основы – системы процессуальных норм, во втором аспекте эти нормы рассматриваются в динамике их реального влияния на общественное отношение в результате их осуществления и применение. В этом смысле производство по делам о нарушении таможенных правил характеризуется как специфическая форма деятельности и связей (отношений) разных субъектов, участников данного производства в конкретном правоотношении.2

Процесс правоприменения в делах о нарушении таможенных правил состоит из совокупности стадий, которые сменяют одна другую в четко определенной последовательности.

Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил предусматривает следующие стадии: возбуждение дела о нарушении таможенных правил; рассмотрение дела и вынесение решения по делу; обжалование или опротестование постановления по делу; выполнение решения по делу.3

Учитывая тему курсовой работы и название раздела среди стадий проведения из таможенных дел нас интересует третья стадия - стадия рассмотрения дела и вынесение решения по делу, а именно последняя ее часть и виды решений, которые может вынести компетентный орган.

Кстати, необходимо определиться, какие именно органы имеют право рассматривать дела о нарушении таможенных правил. М.М. Каленский подчеркивает, что отнесение конкретного дела о нарушении таможенных правил на рассмотрение определенного компетентного органа прямо зависит от его категории. Так, статья 386 МТ Украины устанавливает возможность рассмотрения дела о нарушении таможенных правил двумя органами: самими таможенными органами и судом. К компетенции таможенных органов отнесены рассмотрение дел о нарушении таможенных правил по статьям 329-335,337,338, 342-344,346,347,354,355 ТК Украины. Суды рассматривают дела о нарушении таможенных правил по ст. 336, 339-341,345, 348-353 ТК Украины. Отнесение на рассмотрение суда указанных дел обусловлено наличием в санкциях этих статей конфискации.1

Итак, после рассмотрения дела уполномоченный орган может вынести следующее из видов административных решений:

1. решение о проведении дополнительной проверки. Решение о проведении дополнительной проверки принимается в тех случаях, когда установлены не все обстоятельства, которые входят в предмету доказывания по данному делу, когда его элементы не подтверждены доказательствами, когда протокол составлен небрежно, допущены ошибки, неоговоренные исправления и т.п. В постановлении о проведении дополнительной проверки отмечаются конкретные субъекты, задача (конкретные действия, которые необходимо провести таможенному органу для устранения неполноты, такие как: подвергнуть допросу лиц, собрать доказательства, определить стоимость товаров) и сроки проверки. Получив материал для дополнительной проверки, должностное лицо таможенного органа обязана исправить допущенные нарушения и повторно направить дело на повторное рассмотрение с учетом двухмесячного срока привлечения к административной ответственности;

2. о наложении административного взыскания. Вынесение постановления о наложении административного взыскания, по сути, означает, что совершение нарушения таможенных правил лицом, которое привлекает к ответственности, доказано в полном объеме, подтверждается собранными в деле доказательствами, в том числе и объяснениями самого нарушителя, что лицо виновно в совершении нарушения таможенных правил и к нему должны примениться санкция, предусмотренная в конкретной статье Таможенного кодекса. Постановление о наложении административного взыскания констатирует, что конкретное лицо совершило противоправное, виновное деяние, которые посягает на установленный законодательством Украины порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины, т.е. нарушение таможенных правил (ст. 319 ТК Украины) и должно понести за это предусмотренную законом ответственность;

3. о закрытии производства по делу. Закрытие производства по делу имеет место тогда, когда: 1) отсутствуют событие и состав нарушения таможенных правил; 2) в случае недостижения лицом, которое совершило нарушение таможенных правил шестнадцатилетнего возраста; 3) когда нарушения таможенные правила совершены в состоянии невменяемости, в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; 4) в связи с изданием акта амнистии; 5) в случае отмены акта, который устанавливает ответственность за нарушение таможенных правил; 6) в случае истечения на момент рассмотрения дела сроков, предусмотренных статьей 328 Таможенного кодекса; 7) в случае наличия по этому же факту относительно лица, которое привлекается к ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, или неотмененного постановления о закрытии дела об административном правонарушении, а также возбуждения по данному факту уголовного дела; 8) в случае смерти лица, которое привлекается к ответственности.

4. о возбуждение уголовного дела. Административная ответственность за нарушение, предусмотренные Таможенным кодексом, наступает в случае, если эти правонарушения не влекут за собой уголовную ответственность (ч. 2 ст.319). Основанием для возбуждение уголовного дела о контрабанде являются достаточные данные, которые указывают на наличие признаков преступления, предусмотренного ст. 201, 305 УК Украины. Изучение судебной практики показывает, что в 100 % уголовных дел о контрабанде, которые возбуждены таможенными органами, составлялись протоколы о нарушении таможенных правил. Это свидетельствует о том, что практически во всех уголовных делах о контрабанде непосредственным основанием их нарушения является выявление признаков контрабанды в ходе специфической деятельности таможенных органов – таможенного контроля.1 Однако возможны и другие основания возбуждения уголовного дела, которые закреплены в ст. 94 УПК. Если органом, который рассматривает дело о нарушении таможенных правил, будет вынесено постановление о возбуждение уголовного дела, оно должно быть направлено вместе с материалами дела для проведения дознания компетентному таможенному органу, а после этого - в СБУ для проведения досудебного следствия (ст.112 УПК). Содержание постановления о возбуждение уголовного дела регламентирует ст. 130 УПК. С момента вынесения постановления о возбуждение уголовного дела о контрабанде начинаются уголовно-процессуальные отношения на основании норм УПК.

Также необходимо добавить, что все эти решения принимаются на основании внутреннего убеждения органа, который рассматривает дело о нарушении таможенных правил, в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела.

Итак, в данном разделе было рассмотрен такой вид административных решений как решение о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил.

Выводы
В соответствии с поставленной целью и задачами можно сделать следующие выводы.

  1. Таможенное дело является одним из существенных признаков государственности, оно включает в себя установление порядка и организацию перемещения через таможенную границу Украины товаров и предметов, обложение пошлиной, оформление, осуществление контроля и проведение других мероприятий по реализации таможенной политики в Украине.

  2. Основание классификации административных решений по таможенным делам избрано согласно задачам таможенного дела, которые вытекают из определения таможенного дела. Согласно приведенному основанию можно определить три вида административных решений: 1) решение, которые связаны с процедурой таможенного контроля и оформления; 2) вывод экспертизы; 3) решение, которые отображают борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

  3. Органы таможенного контроля принимают административные решения при осуществлении таможенного контроля в таких случаях: 1) при таможенном оформлении гуманитарной помощи; 2) при вывозе культурных ценностей; 3) при приостановлении таможенного контроля относительно товаров, которые содержат объекты интеллектуальной собственности; 4) при выборе и изменении таможенного режима; 5) при проведении таможенного досмотра; 6) при личном досмотре; 7) при таможенном оформлении вне расположения таможенных органов; 8) при оформлении временной (неполной) таможенной декларации; 9) при окончании таможенного оформления.

  4. Классификацию выводов экспертизы в таможенном деле можно провести в зависимости от того, которую цель ставит привлечение экспертного исследования: или для принятия управленческого решения в таможенном деле, или как один из видов доказательств в уголовном или административном производстве. В первой группе выделяются выводы экспертизы относительно определения кода товаров, таможенной стоимости товаров, страны происхождения товаров и других вопросов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины. Вторая группа выводов экспертизы в таможенном деле включает выводы экспертизы, с помощью которых возбуждается и решается уголовное или административное дело.

  5. После рассмотрения дела уполномоченный орган может вынести следующее из видов административных решений: 1) решение о проведении дополнительной проверки; 2) о наложении административного взыскания; 3) о закрытии производства по делу; 4) о возбуждение уголовного дела.

Список использованных источников


  1. Конституція України // Відомості Верховної Ради (ВВР), 1996, N 30, ст. 141

  2. Митний кодекс України // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2002, N 38-39, ст.288

  3. Кодекс України про адміністративні правопорушення // Відомості Верховної Ради Української РСР (ВВР) 1984

  4. Дорофієва Л.М. Деякі питання відповідальності за порушення митних правил // Проблеми законності. – Вип.41. – Харків: НЮАУ, 2000

  5. Є.В.Додін. Особливості проведення експертизи з деяких видів митних справ // Митна справа.-2004.- №3

  6. Жорін Ф. Л. Правові основи митної справи в Україні: Навч. посібник. — К.: кнеу, 2001

  7. Зельніченко О.І., Михайлов В.І., Тихонова Н.П. Митна справа: Підручник. – К.: КДТЕУ, 2000

  8. Карпенко А.Л. Использование опыта и специальных знаний специалистов и экспертов в таможенном деле при осуществлении экспертизы // Митна справа. – 2006. – № 4

  9. Карпенко Г.Л. Експертиза в митній справі: організаційно-правовий аспект. – Одеса, 2007.

  10. Карпенко Г.Л. Спеціальні знання в митній справі // Проблеми вдосконалення професійної підготовки фахівців з митної справи: Матеріали Всеукр. наук.-практ. конф. – Дніпропетровськ: Академія митної служби України, 2006

  11. Коментар до МКУ / За редакцією: М.М. Каленського, П.В. Пашка. - К.: 2006

  12. Комзюк В.Т. Адміністративно-правові засоби здійснення митної справи. – Харків, 2003

  13. Мазур А.В. Загальні засади митного контролю: поняття, класифікація, форми // Пробл. законності: Респ. міжвідом. наук. зб. / Відп. ред. В.Я.Тацій. – Харків: Нац. юрид. акад. України, 2001. – Вип. 46

  14. Мазур А.В. Організаційно-правові основи митного контролю в Україні. – Харків, 2004.

  15. Мазур А.В. Система митних органів України // Пробл. законності: Респ. міжвідом. наук. зб. / Відп. ред. В.Я.Тацій. – Харків: Нац. юрид. акад. України, 2000. – Вип. 43

  16. Митне право України: навчальний посібник / За заг. ред. проф. В.В. Ченцова. – Київ, 2007

  17. Педешко А.І. Адміністративна відповідальність за порушення митних правил. –Харків, 2000

  18. Приймаченко Д.В. Докази у провадженні в справах про порушення митних правил. – Ірпінь, 2002.

  19. Руссков В. Порушення митних правил. Провадження в справі // Юстініан. – 2003. - № 3




1 Комзюк В.Т. Адміністративно-правові засоби здійснення митної справи. – Харків, 2003

2 Педешко А.І. Адміністративна відповідальність за порушення митних правил. –Харків, 2000

3 Жорін Ф. Л. Правові основи митної справи в Україні: Навч. посібник. — К.: кнеу, 2001

1 Мазур А.В. Організаційно-правові основи митного контролю в Україні. – Харків, 2004.

2 Митне право України: навчальний посібник / За заг. ред. проф. В.В. Ченцова. – Київ, 2007

1 Мазур А.В. Система митних органів України // Пробл. законності: Респ. міжвідом. наук. зб. / Відп. ред. В.Я.Тацій. – Харків: Нац. юрид. акад. України, 2000. – Вип. 43

2 Мазур А.В. Загальні засади митного контролю: поняття, класифікація, форми // Пробл. законності: Респ. міжвідом. наук. зб. / Відп. ред. В.Я.Тацій. – Харків: Нац. юрид. акад. України, 2001. – Вип. 46

1 Коментар до МКУ / За редакцією: М.М. Каленського, П.В. Пашка. - К.: 2006

2 Зельніченко О.І., Михайлов В.І., Тихонова Н.П. Митна справа: Підручник. – К.: КДТЕУ, 2000

1 Карпенко Г.Л. Спеціальні знання в митній справі // Проблеми вдосконалення професійної підготовки фахівців з митної справи: Матеріали Всеукр. наук.-практ. конф. – Дніпропетровськ: Академія митної служби України, 2006

2 Є.В.Додін. Особливості проведення експертизи з деяких видів митних справ // Митна справа.-2004.- №3

1 Карпенко А.Л. Использование опыта и специальных знаний специалистов и экспертов в таможенном деле при осуществлении экспертизы // Митна справа. – 2006. – № 4

2 Карпенко Г.Л. Експертиза в митній справі: організаційно-правовий аспект. – Одеса, 2007.

1 Митне право України: навчальний посібник / За заг. ред. проф. В.В. Ченцова. – Київ, 2007

2 Педешко А.І. Адміністративна відповідальність за порушення митних правил - Харків, 2000.

1 Митне право України: навчальний посібник / За заг. ред. проф. В.В. Ченцова. – Київ, 2007

2 Дорофієва Л.М. Деякі питання відповідальності за порушення митних правил // Проблеми законності. – Вип.41. – Харків: НЮАУ, 2000

1 Коментар до МКУ / За редакцією: М.М. Каленського, П.В. Пашка. - К.: 2006

2 Приймаченко Д.В. Докази у провадженні в справах про порушення митних правил. – Ірпінь, 2002.

3 Руссков В. Порушення митних правил. Провадження в справі // Юстініан. – 2003. - № 3

1 Коментар до МКУ / За редакцією: М.М. Каленського, П.В. Пашка. - К.: 2006

1 Коментар до МКУ / За редакцією: М.М. Каленського, П.В. Пашка. - К.: 2006






Скачать файл (139.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации