Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Земельное право - файл 1.docx


Лекции - Земельное право
скачать (61.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx62kb.23.11.2011 06:08скачать

содержание

1.docx

Тема 1: Общая характеристика Земельного права

Из теории известно, что предмет права составляют такие обще

ственные отношения, которые обладают внутренним единством, требуют самостоятельного правового регулирования и могут быть объектом такого юридического воздействия.

Анализ содержания современных учебников и учебных пособий по земельному праву позволяет выделить две точки зрения на предмет земельного права. Одна группа авторов (Б.В. Ерофеев, Е.Н. Коло-тинская, СВ. Коростелев определяет предмет земельного права как волевые общественные отношения, имеющие объектом землю (Б.В. Ерофеев добавляет, что это отношения, которые нужно, воз

можно и допустимо регулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм). Такой подход к понятию предмета земельного права не позволяет в полной мере выявить спе

цифику общественных отношений, составляющих предмет правово

го регулирования данной отрасли права, да и отграничить предмет земельного права от предметов иных отраслей права. Действитель

но, предметом регулирования земельного права являются обществен

ные отношения по поводу земли, но не все отношения, имеющие своим объектом землю, составляют предмет земельного права (что справедливо подчеркивала и Е.Н. Колотинская2).

Другая точка зрения была высказана Ю.Г. Жариковым1. Предмет отрасли земельного права, по его мнению, составляют общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использовани

ем и охраной земель и регулируемые нормами земельного права. Не

сомненное достоинство приведенного определения заключается в том, что позволяет выявить характер отношений, регулируемых зе

мельным правом, но и оно не лишено недостатков. В этом понятии выделяются такие категории, как «распределение», «использование», «охрана» земель. Возникает вопрос об их содержании и соотноше

нии. Указанные категории раскрываются лишь при изучении соот

ветствующих вопросов4.



Охрана земель определяется как совокупность мероприятий, имеющих определенную целевую направленность. Распределение (перераспределение) земель рассматривается в качестве одной из функций государственного управления земельным фондом и выра

жается в изъятии участков у одних субъектов и предоставлении их другим (для определенных целей) или в совершении сделок с земель

ными участками. Термином «использование земли» охватываются владение, пользование и распоряжение земельным участком, при

надлежащим на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и др. С учетом изложенного, если вновь обратиться к понятию предмета земельного права, данного Ю.Г. Жариковым, легко заметить, что распределение земель в виде совершения сделок означает не что иное, как право

мочие распоряжения, которое государственные или муниципальные образования реализуют как собственники. Выделение в понятии предмета земельного права «распределения» наряду с «использова

нием» будет означать определенное противопоставление публичной и частной собственности, что противоречит п. 2 ст. 8 Конституции РФ.

Анализ земельно-правовых норм позволяет определить предмет земельного права как совокупность имущественных и неимуществен

ных общественных отношений, возникающих в области государствен ного управления, использования и охраны земель, урегулированные нормами земельного права.

На имущественный характер земельных отношений обращали внимание некоторые юристы и советского периода (С.Н. Братусь, Ю.Г. Жариков, Н.Т. Осипов, В.Ф. Яковлев и др.), хотя в целом в на

уке земельного права исключался подход к отношениям по поводу земли как имущественным.

Имущественные отношения наиболее полно и детально изуча

ются и исследуются представителями науки гражданского права, хотя и среди них нет единого понимания имущественных отношений. В наиболее общем виде их можно определить как общественные от

ношения, складывающиеся по поводу 

имущества. Как известно, термин «имущество» употребляется в гражданском праве в несколь

ких значениях: как совокупность вещей, как совокупность вещей i и имущественных прав или как совокупность вещей, прав и обязан

ностей субъекта. Исходя из этого имущественный характер имеют те отношения, в которых земля, земельный участок выступает как ма

териальное благо, недвижимость. Прежде всего, имущественные — это. отношения собственности (как в статике, так и в динамике) либо производные от них. О.И. Крассов определяет земельные отношения как особый вид имущественных отношений, которые возникают, изменяются и пре

кращаются по поводу земли и регулируются земельным законодатель

ством1. Предмет земельного права составляют не только имуществен

ные отношения; в противном случае необоснованно ограничивается сфера действия земельного права, не учитывается многогранный ха

рактер земельных отношений. Так, отношения по организации и ве

дению земельного кадастра имеют своим непосредственным объектом землю, но не являются имущественными. Это неимущественные от

ношения, поскольку земля выступает прежде всего как природный ресурс, составная часть окружающей природной среды, а не как не

движимость.

Роль земельных отношений предопределяют заинтересованность государства в их самостоятельном правовом регулировании. Особый характер земельных отношений обусловлен специфической особен

ностью земли. Земля является тем «цементирующим признаком»2, который объединяет отношения имущественного и неимуществен

ного характера в единый комплекс, придает им внутреннюю взаимо

связь и взаимообусловленность и выделяет эти отношения в особую группу.

При использовании категории «земля» необходимо помнить, что она может обозначать как планету солнечной системы, так и повер

хностный слой земной коры. Именно в последнем значении при

меняется термин в земельном праве. Поданным земельного учета, земельный фонд Российской Федерации составляет 1709,8 млн га (без внутренних вод и территориального моря).



Земля является особым объектом природы, имеющим такие свой

ства, которые не присущи иным природным объектам или объектам, созданным человеком. Довольно обстоятельная характеристика земли была дана в литературе последнего времени Б. В. Ерофеевым, И.А. Иконицкой, О.И. Крассовым, Е.Н. Колотинской, В.В. Петро

вым. Земля — многоаспектное явление и в конкретных отношениях может выступать в различных качествах: как часть окружающей природной среды, существующая вне воли и сознания человека; как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответ

ствующей территории; как пространственный предел действия по

литической власти государства (территория государства); как сред

ство производства; как объект собственности и недвижимость; как пространственно-территориальный базис для размещения иных

объектов. Соответственно в зависимости от аспекта земли приори

тетным является то или иное ее свойство, качество или совокупность свойств и качеств. Так, если земля используется как средство про

изводства, то на первый план выступает такое ее качество, как пло

дородие (способность обеспечивать растения необходимыми веще

ствами). Именно земельное законодательство призвано обеспечить комплексный подход к этому многогранному объекту.

Метод, являясь относительно самостоятельным, взаимосвязан с предметом правового регулирования и обусловливается его специфи

кой. В то же время при выборе метода учитываются не только объек

тивные факторы — предмет (экономический базис общества), но и субъективные (в частности, воля законодателя). Поэтому метод пра

вового регулирования конкретной отрасли права определяется в со

ответствии с характером, особенностями общественных отношений и в зависимости от задач, стоящих перед государством, и не являет

ся неизменным, раз и навсегда данным.

Метод — это совокупность юридических способов воздействия на участников общественных отношений. Необходимость учета многоаспектности земли (с одной стороны — природного объекта, с другой — объекта собственности) предопределила особое сочетание способов, присущих 

как частному, так и публичному праву. Поэтому земельным правоотношениям свойственна такая взаимосвязь между их участниками, которая характеризуется равным («партнерские» отношения) или зависимым (отношения власти и подчинения) по

ложением сторон.

Основными способами воздействия являются: дозволение, обязывание, запрет, их сочетание — и образуют два существующих метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. В земель

ном праве находят применение оба метода. «В современном земель

ном праве сложно переплетаются императивный и диспозитивный методы регулирования, и определить преобладание того или иного метода весьма сложно, да и вряд ли необходимо

^ Императивный метод характеризуется тем, что участники регу

лируемых им отношений неравны один вправе воздействовать на другого путем установления обязательных для него предписаний и запретов. Императивный метод применяется при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд; при осуществлении государственного управления земельным фондом; привлечении виновных лиц к ответственности.

^ Диспозитивный метод, напротив, воздействует на отношения, в которых субъекты равны и вправе в рамках закона самостоятельно определять модель своего поведения. Отношения, возникающие между собственниками, владельцами, пользователями и третьими лицами, в области использования земель регулируются, как прави

ло, диспозитивным методом.

Специфика метода правового регулирования земельного права проявляется в том, что в методе земельного права сочетаются импе

ративное и диспозитивное начала, которые нельзя «разорвать», не нарушая единства земельно-правового метода. Такой синтез образует качественно новые элементы, свойственные исключительно методу земельного права. Сочетание в земельном праве императивного и диспозитивного методов объясняется необходимостью обеспечить разумное соотношение частных и общественных интересов при ре

гулировании земельных отношений.



Итак, единство, внутренняя органическая связь специфических земельных общественных отношений требует особой формы право

вого регулирования и определяет существование самостоятельной отрасли права — земельного. Земельное право опосредует качествен

но особую группу общественных отношений и призвано установить единый порядок правового воздействия на земельные отношения.

Как известно, отрасль права — это система юридических норм, регулирующих отношения в определенной области общественной жизни. Учитывая специфику земельных отношений, составляющих предмет отрасли земельного права, можно определить земельное право как систему правовых норм, регулирующих общественные от

ношения по государственному управлению, использованию и охране земель с целью обеспечить рациональное использование земельных ресурсов.

Земельное право можно рассматривать не только как отрасль российской правовой системы, но и как науку и соответствующую учебную дисциплину. В круг изучения науки земельного права вхо

дят процессы, связанные с правовым регулированием земельных от

ношений. Задачами науки земельного права являются исторический анализ земельного законодательства; исследование современных нормативных актов о земле и практики их применения, призванное обнаружить пробелы, противоречия в правовом регулировании; вы

явление тенденций развития земельного законодательства.

Тема 2:^ Источники земельного прав

В юридическом смысле под источником земельного права обыч

но понимаются нормативно-правовые акты, принятые уполномо

ченными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения2. При рассмотрении источников земельного права почти все авторы акцентируют внимание и соответственно ана

лизируют нормативные акты в зависимости от их юридической силы.

Более точно — исходить из того, что источник права — это вне

шняя форма выражения нормы права. Соответственно источником земельного права 

является внешняя форма выражения земельно-правовых норм, т.е. то, что использует правоприменитель при раз

решении конкретных дел. Такое определение позволяет подойти к системе источников земельного права более широко, а главное — полнее определить их круг.

Наряду с нормативными правовыми актами источники земельного права составляют общие принципы, договоры, обычаи. Нормативный правовой акт является наиболее характерным способом правового регулирования земельных отношений. Система нормативных право

вых актов (строгий порядок соподчиненности правовых актов по их юридической силе) представлена:

• Конституцией Российской Федерации (России), где закрепле

ны общие принципы регулирования земельных отношений;

• нормативными актами законодательных органов РоссийскойФедерации. Главное место среди земельного законодательства занимает Земельный кодекс РФ, вступивший в силу 30 октяб

ря 2001 года. Федеральным законом № 137-ФЗ «О введении вдействие Земельного кодекса Российской Федерации» призна

ны утратившими силу ЗК РСФСР 1991 г. и другие нормативные правовые акты, регулировавшие земельные отношения. Со дня введения в действие ЗК РФ законодательные акты Союза ССР,содержащие нормы земельного права и действующие на тер

ритории РФ, не применяются. Нормы земельного права, со

держащиеся в других федеральных законах, законах субъектов
Федерации, должны соответствовать ЗК РФ.

Принятие нового ЗК РФ было вызвано острой необходимос

тью в земельном законодательстве, адекватно регулирующем новые экономические отношения по использованию и охра

не земель.

К кодифицированным источникам земельного права следует отнести и Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ. Действует целый ряд федеральных законов специального харак

тера: «О плате заземлю», «О мелиорации земель», «О государ

ственном регулировании обеспечения плодородия земель 

сельскохозяйственного назначения», «О садоводческих, ого

роднических и дачных некоммерческих объединениях граж

дан», «О государственном земельном кадастре» и др. ЗК РФ предусматривает возможность принятия федеральных законов об обороте земель сельскохозяйственного назначения, о личном подсобном хозяйстве, о крестьянском (фермерском) хозяйстве и др.;

нормативными актами исполнительных органов Российской Федерации. Длительное время указы Президента РФ занима

ли центральное место среди источников земельного права. ЗК РФ урегулировал многие земельные отношения, которые до его принятия регулировались только указами Президента РФ. Снижение роли указов не означает утраты их значения в земельном праве. Указы Президента РФ не должны противо

речить ЗК РФ, федеральным законам.

К источникам земельного права относятся такие указы Прези

дента РФ, как Указ от 14 июня 1992 г. № 631 (ред. от 25 января 1999 г.) «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных пред

приятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объе

динениям для предпринимательской деятельности», Указ от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами не

движимости в сельской местности», Указ от 7 марта 1996 г. № 337 (ред. от 25 января 1999 г.) «О реализации конституци

онных прав граждан на землю» и др.

Акты, регулирующие земельные отношения, вправе принимать и Правительство РФ в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президен

та РФ, регулирующими земельные отношения. В ряде случаев ЗК РФ прямо устанавливает, какие земельные отношения дол

жны регулироваться именно нормативными актами Прави

тельства РФ. Так, Правительство обязано определить порядок консервации земель с изъятием их из оборота, порядок исполь

зования земель, подвергшихся радиоактивному и 

химическо

му загрязнению, вправе установить общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящих

ся в государственной и муниципальной собственности; нормативными актами законодательных и исполнительных ор

ганов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Федерации, принимаемые в соответствии с ЗК РФ и федераль

ными законами, включаются в состав земельного законода

тельства. Органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах своих полномочий вправе издавать акты, содержа

щие нормы земельного права, на основании и во исполнение федеральных актов и законов субъектов Российской Федерации. К полномочиям последних в области земельных отношений относятся разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Федерации, иные полномочия, не отнесенные к федеральным или к полномочиям органов местного самоуправ

ления.

Тема 3:^ Земельные правоотношени

В юридической литературе существуют различные подходы к определению понятия правовых отношений. В данной работе поддер

живается достаточно традиционное положение о том, что правоотно

шение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют взаимные права и обязанности. Соответственно земельное правовое отношение — это общественное отношение в области государственного управления, использования и охраны земель, урегулированное нормами земельного права, со

стоящее во взаимосвязи субъективных прав и юридических обязан

ностей его участников.

Несмотря на то, что земельное правовое отношение рассматри

вается как единое целое, в его составе можно выделить отдельные элементы: субъект, объект, содержание.

^ Субъектами земельных правоотношений являются только такие лица или образования, которых действующее законодательство наде

лило юридическим 

свойством (правосубъектностью), позволяющим участвовать в земельных правоотношениях.

Круг субъектов земельных отношений исторически менялся. При монополии государства на землю непременным участником всех земельных правоотношений было само Советское государство как исключительный собственник земли. Даже в тех случаях, когда отно

шения возникали между отдельными землепользователями, каждый из них находился и в отношениях с собственником — государством. Такое положение позволяло Г.А. Аксененку признавать земельные правоотношения сложными'.

Современные земельные правоотношения характеризуются ши

роким кругом субъектов, причем значительные изменения их круг претерпел именно в отношениях по использованию земли. Условно всех субъектов земельных правовых отношений можно разделить на 3 группы.

Во-первых, физические (граждане России, иностранные гражда

не и лица без гражданства) и юридические лица являются самыми распространенными участниками и составляют наиболее многочис

ленную группу субъектов. В современных условиях физические и юридические лица уча

ствуют в правоотношениях в сфере государственного управления, абсолютных (правоотношениях собственности, пожизненного насле

дуемого владения и др.) и относительных (например, правоотноше

ниях аренды).

Правоспособность и дееспособность (правосубъектность) физи

ческих и юридических лиц, их возникновение, прекращение опреде

ляются видом правоотношения, участником которого они являются. Так, малолетний вправе иметь в собственности земельный участок, получив его, например, по наследству, но не обладая необходимым объемом дееспособности; это лицо не способно самостоятельно осу

ществлять принадлежащее ему правомочие — распоряжение земель

ным участком.

Вторую группу составляют органы государственной власти, мест

ного самоуправления, которые являются субъектами управленческих (например, Федеральная служба земельного кадастра России), охра

нительных (например, 

суд) правоотношений. Названные субъекты могут выступать участниками правоотношений по использованию земли в случаях, когда земельные участки предоставлены им во вла

дение и (или) пользование.

И наконец, третья группа включает публичные образования — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, города, поселки, сельские населенные пункты и иные муниципальные структуры, — которые участвуют в правоотношениях соответственно государственной или муниципальной собственности.

^ Объектом правоотношения является то, по поводу чего оно возникает. Земельные отношения складываются непосредственно по поводу земли, поэтому объектом не являются прочно связанные с земельными участками объекты (недвижимое имущество), хотя право на земельные участки и право на недвижимое имущество, расположенное на нем, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Не

оправданное расширение объектов за счет отнесения к ним иных объектов недвижимости не позволит четко разграничить земельные и иные имущественные правоотношения.

Чтобы установить объект земельных правовых отношений, следует еще раз вернуться к определению предмета земельного права (земельным отношениям), где были выделены.; отношения в облас

ти использования, отношения в сфере охраны и отношения в сфере Управления землей. Эти отношения отличаются друг от друга содер

жанием, субъектным составом и (в определенной степени) объектом. Объектом правоотношений по использованию земли необходимо признать индивидуально определенный земельный участок, его часть и земельную долю, в то время как объектом правоотношений в сфере государственного управления, охраны являются земельный фонд ( в целом или его отдельная часть), земля как природный объект, и лишь в ряде случаев-отдельные земельные участки.

Под содержанием земельного правового отношения следует понимать права и обязанности, в соответствии с которыми должны действовать его 

участники. Для его раскрытия необходимо выявить, что представляет собой субъективное право и юридическая обязанность.

Тема 4: ^ Право собственности на землю

Достаточно длительное время земля, недра, воды, леса и иные природные ресурсы рассматривались как объекты исключительной государственной собственности. Такое положение определяло и не

отчуждаемость природных ресурсов: их безусловное изъятие из граж

данского оборота.

Коренные преобразования в политической, социальной, эконо

мической сферах трансформировали и правоотношения собственно

сти на землю. С 1990 г. наметился отход законодателя от монополии государства на землю.

Действующее законодательство устанавливает, что государствен

ной собственностью являются земли, не находящиеся в собствен

ности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ, п. I ст. 16 ЗК РФ). Таким образом, установлена своего рода презумпция принадлежности земельных участков госу

дарству, если они не закреплены за указанными субъектами.

Государственная собственность делится на два вида: собствен

ность Российской Федерации в, целом (федеральная) и собственность ее субъектов (региональная). Традиционно в земельно-правовой ли

тературе обращалось внимание на такую особенность субъекта госу

дарственной собственности: Российская Федерация (ее субъекты) является не только субъектом права собственности на землю, но и носителем права территориального верховенства как элемента принад

лежащего ей суверенитета. В отличие от права собственности право территориального верховенства как пространственный предел поли

тической власти распространяется на соответствующие территории в границах Российской Федерации (ее субъектов) независимо оттого, в чьей собственности находится конкретный земельный участок на этой территории. Например, Российская Федерация реализует пра

во территориального верховенства при установлении основ феде

ральной политики в области регулирования земельных отношений; ограничений прав 

собственников земельных участков, землевладель

цев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также ограничения оборотоспособности земельных участков; при изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков. Одновременно как собственник федеральных земель Российская Федерация наделена такими же правомочиями, что и другие собственники.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов Федерации , осуществляется соответственно Российской Федерацией и ее субъектами. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией.

В федеральной собственности и собственности субъектов Федерации находятся соответственно земельные участки:

- которые признаны федеральной собственностью или собственностью субъектов Федерации федеральными законами;

- которые приобретены Российской Федерацией и ее субъектами по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

- право собственности Российской Федерации и ее субъектов на которое возникло при разграничении государственоой собственности на землю.

Тема 5:^ Основания возникновения и прекращения права собственности на землю, права землевладения и землепользования.

Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Наиболее распространенными основаниями приобретения прав на земельные участки являются административные правовые акты (решения компетентных органов о предоставлении земельных учас

тков) и сделки.

^ Административный правовой акт. Решением исполнительных ор

ганов государственной власти или органов местного самоуправления осуществляется предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исполнительные органы государ

ственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов мес

тного самоуправления вправе распоряжаться 

земельными участками, находящимися соответственно в федеральной собственности, в соб

ственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. До разграничения государственной собственности на землю распо

ряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

По общему правилу земельные участки, находящиеся в государ

ственной или муниципальной собственности, в собственность граж

дан и юридических лиц предоставляются за плату. Бесплатно они могут предоставляться в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федераль

ными законами и региональными законами. Так, в соответствии с ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»1 тем, кто проходит военную службу по контракту общей продолжительностью 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы передаются в соб

ственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или садоводства. Право на бесплатное получение в собственность земельных участков в установленных размерах име

ют и Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и пол

ные кавалеры ордена Славы.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются только за плату (п. 5 ст. 28 ЗК РФ).

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, устанавливаются в соответ

ствии со ст. 33 ЗК РФ.

Земельные участки предоставляются в собственность гражданам и юридическим лицам, если они не ограничены в обороте или хотя и ограничены, но федеральным законом разрешено их предоставле

ние в собственность граждан и юридических лиц.

Законодательством установлен различный порядок принятия ре

шения о закреплении земельного участка в собственность граждан и 

юридических лиц: при первичном выделении земельного участка для строительства, для целей, не связанных со строительством, при переоформлении существующего права на земельный участок на право собственности.

^ Предоставление земельного участка для строительства. Не до

пускается отказ в предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципаль

ной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъя

тия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервиро

вания земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Земельный участок для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляет

ся либо с предварительным согласованием мест размещения объектов (в аренду или постоянное бессрочное пользование), либо без такого согласования (в собственность или аренду).

^ Без предварительного согласования мест размещения объектов земельные участки предоставляются исключительно на торгах. По

рядок их организации и проведения определен в Постановлении Правительства РФ от 05.01.98 г. № 2 «Об утверждении порядка орга

низации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды»1.

Предварительное согласование не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с гра

достроительной документацией о застройке и правилами земле

пользования и застройки (зонированием территорий), а также если земельный участок предоставляется для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индиви



дуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Тема 6:^ Государственное управление земельными ресурсам

Ведение государственного земельного кадастра обеспечивает при

нятие обоснованных решений по организации рационального ис

пользования и охраны земель. Государственный земельный кадастр является важнейшим инструментом информационного обеспечения управления земельными ресурсами.

Правовую основу ведения в Российской Федерации земельного' кадастра составляют Земельный кодекс РФ (ст. 70), ФЗ от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» (введен в действие с 11 июля 2000 г.)2-, Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 918 «Об утверждении правил предоставления сведений го

сударственного земельного кадастра»3, Правила кадастрового деле

ния территории РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 6604 и др.

^ Государственный земельный кадастр — это систематизированный свод документированных сведений о местоположении, целевом на

значении, размерах, кадастровой стоимости земельных участков, правовом положении земель РФ и. сведений о территориальных зо

нах11 и наличии расположенных на земельном участке и прочно свя

занных с ним объектов.

^ Состав государственного земельного кадастра (документы госу

дарственного земельного кадастра). По своей форме земельно-ка

дастровая документация (документы государственного земельного кадастра) может быть текстовой (цифровой) и графической (пла

ново-картографической). Документирование сведений государ

ственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При расхождении в сведениях при

оритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 17 ФЗ «О госу

дарственном земельном кадастре»).



Земельно-кадастровая документация подразделяется на основ

ную, вспомогательную и производную. К основным документам от

носятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

^ Единый государственный реестр земель содержит сведения о суще

ствующих и прекративших существование земельных участках. Эти сведения можно разделить на три группы:

а) общие данные о правовом положении земельных участков:
кадастровый номер, местоположение (адрес), площадь, кате

гория и разрешенное использование земельных участков,описание границ земельных участков и их отдельных частей,наличие объектов недвижимого имущества, а также зарегис

трированные в Едином государственном реестре прав вещные права и ограничения (обременения) земельных участков, а также о субъектах прав на земельные участки;

б) сведения о качественных характеристиках, в том числе пока

затели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель (например, для земель сельскохозяйственного назначе

ния). Указываются и такие природные свойства и признаки,как рельеф, состав почвы, негативные процессы — эрозия,заболачивание, засоление и др.;

в) сведения об экономических характеристиках, в том числе раз

меры платы за землю. Эти сведения вносятся на основании данных кадастровой и иной оценок земель.

Единый государственный реестр земель состоит из государствен

ного реестра земель федерального уровня, государственных реестров земель субъектов Федерации, а также государственных реестров зе

мель кадастровых районов.

Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплекто

ванных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Кадастровое дело открывается на каждый земельный участок, 

прошедший государственный кадас

тровый учет. При ликвидации земельного участка или при отказе в регистрации прав на него кадастровое дело закрывается. К докумен

там, включаемым в кадастровое дело, относятся: заявка о постанов

ке земельного участка на кадастровый учет; правоустанавливающие документы; межевое дело; выписки из Единого государственного реестра прав, Бюро технической инвентаризации и др.

Дежурные кадастровые карты (планы) — это карты (планы), на которых в графической или текстовой форме воспроизводятся сведе

ния о местоположении земельных участков и территориальных зон.

^ Вспомогательными документами государственного земельного ка

дастра являются книги учета документов (книга регистрации заявок

,- на кадастровый учет земельных участков и книга учета справок о пра

вах — выписок из Единого государственного реестра прав); книга учета выданных сведений; каталоги координат опорной межевой

сети.

К производным документам относятся: документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Феде

рации, ее субъектов, собственности муниципальных образований; доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, стати

стические отчеты; аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы); справки в налоговую инспекцию, выдаваемые по согласованному регламенту; иные справочные и аналитические документы.

^ Порядок ведения государственного земельного кадастра определен в гл. 4 ФЗ «О государственном земельном кадастре». Ведение зе

мельного кадастра возложено на Роскомзем и его органы на местах. Согласно Приказу Роскомзема от 10 августа 2000 г. № 6 функции по осуществлению государственного кадастрового учета и удостоверению планов земельных участков переданы федеральным государственным учреждениям — Земельным кадастровым палатам в субъектах Фе

дерации.



Тема 7:^ Охрана земель

Согласно п.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это означает (в том числе), что земли должны использоваться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способность земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной иных видов деятельности.

Являясь связывающим природным объектом, земля во многом влияет и определяет состояние вод, недр. Лесов. Юридические меры по охране земель характеризуются тремя понятиями: сохранение (использование земли такими способами и приемами, при которых не наступает ухудшение качеств состояние земельных участков): восстановление (главным образом-меры по рекультивации земель) и улучшение (меры мелиоративного характера, в результате которых земля повышает социальную ценность благоприятного состояния земель.

Охрана земель имеет цели:

-предотвратить деградацию, загрязнение, захламление, нарушение земель, другие негативные воздействия хозяйственной деятельности;

- обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности.

Таким образом, мероприятия по охране земель имеют превентивное или восстановительное значение.

В целях охраны земель должны разрабатываться федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель, с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по 

охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиени

ческих и иных норм и требований.

Превентивное значение имеют мероприятия по охране земель, предусмотренные как п ЗК РФ, так и законодательством об охране окружающей природной среды. В частности, для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Пра

вительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проверки соответ

ствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, гео

ботанические, агрохимические и иные обследования.

Поскольку важнее всего — предотвратить вредное воздействие на земельный участок, ЗК РФ предусматривает, что внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повы

шения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям. Специальные экологические требования при размещении предприятий, сооружений и иных объектов предусмотрены в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 4!). Места строительства предприятий, соору

жений и иных объектов определяются в соответствии с нормами ЗК РФ, ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиоло

гическом благополучии населения»1 при наличии положительного заключения специально уполномоченных органов РФ в области ох

раны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологичес

кого надзора.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых пло

дородный слой почвы снимается и используется для улучшения ма

лопродуктивных земель. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допус

кается только в исключительных случаях, при экономической не

целесообразности или отсутствии возможностей 

использовать его для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных уча

стков помимо общих обязанностей, установленных в ст. 42 ЗК РФ, возложена обязанность проводить мероприятия по:

• сохранению почв и их плодородия;

  • защите земель от водной и ветровой эрозии', селей, подтоп

  • ления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уп

  • лотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веще


  • ствами, захламления отходами производства и потребления,
    загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других
    негативных (вредных) воздействий, в результате которых про


  • исходит деградация земель;

  • защите сельскохозяйственных угодий и других земель от за

  • ражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными рас

  • тениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

  • ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного
    загрязнения, и захламления земель;

  • сохранению достигнутого уровня мелиорации;

  • рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодоро

  • дия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

  • сохранению плодородия почв и их использованию при прове

  • дении работ, связанных с нарушением земель.

Обязанности собственников, землевладельцев, землепользовате

лей, арендаторов устанавливаются и в специальных законах. Так, в соответствии с ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» они должны: производить сельскохозяйственную продукцию способами, обеспе

чивающими 

воспроизводство плодородия земель сельскохозяйствен

ного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; соблюдать стандарты, нормативы, нормы, прави

ла и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, ме

лиоративных, фитосанитарных и противоэрозийных мероприятий.

В целях повышения заинтересованности собственников земель

ных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяй

ственной деятельности применяют их экономическое стимулирование в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. В частности, экономическое стимулирование может выражаться в выделении средств из различных бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли.

Тема 8:^ Правовой режим земель сельскохозяйственного назначени

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяй

ственного назначения. Эти земли имеют особое значение как средство производства сельскохозяйственной продукции и являются второй по площади категорией земель единого земельного фонда Российс

кой Федерации.

До начала современной земельной реформы сельскохозяйствен

ные земли использовались в основном крупными кооперативными и государственными хозяйствами: колхозами, совхозами и др. Входе реформирования земельных и аграрных отношений колхозы, совхо

зы и другие сельхозструктуры были реорганизованы и на их базе со

здана целая система коммерческих и некоммерческих юридических лиц, осуществляющих сельскохозяйственное производство.

Поданным на 2000 г., в собственности граждан находится 98,2 млн га, в собственности юридических лиц — 28,2 млн га, 319,5 млн га пре

доставлено 

гражданам и юридическим лицам в постоянное (бессроч

ное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду. Таким образом, подавляющая часть земель сельскохозяйственного назначения находится в пользовании частных землепользователей.

К категории земель сельскохозяйственного назначения относятся земли, расположенные за чертой поселений и предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства (ст. 83 ЗК РФ). При

годность для сельскохозяйственного использования определяется по данным государственного земельного кадастра.

Отнесение участка к категории земель сельскохозяйственного назначения отнюдь не означает, что он должен и будет использо

ваться исключительно для выращивания сельхозкультур. Сельско

хозяйственное производство не может осуществляться без дорог, Инженерных коммуникаций, складов для хранения сельскохозяй

ственной продукции, ферм, загонов, токов и т.п. Участки, на которых располагаются подобные объекты (непосредственно связанные с сельскохозяйственным производством), также относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Поэтому в составе земель сель

скохозяйственного назначения выделяются различные виды земель в зависимости от их роли в сельском хозяйстве (главного средства производства или пространственно-территориального базиса):

  • сельскохозяйственные угодья;

  • земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуника

  • циями;

  • земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью,
    предназначенной для обеспечения защиты земли от воздей

  • ствия неблагоприятных природных, антропогенных и техно

  • генных явлений;

  • земли, занятые водоемами;

  • земли, занятые постройками и сооружениями, используемы


  • ми для производства, хранения и первичной обработки сельс

  • кохозяйственной продукции.



В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, огород

ничества, сенокошения, выпаса скота создан фонд перераспределения земель, который находится в государственной собственности субъек

тов Федерации. Фонды перераспределения формируются по районам за счет земельных участков, поступающих в этот фонд при добро

вольном отказе от земельного участка: если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из них не принял наслед

ства, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо при отказе от наследства в пользу государства или при отказе от наслед

ства без указания, в пользу кого наследник отказался от наследства; в случае принудительного изъятия земельного участка в порядке, уста

новленном федеральным законом. Фонды перераспределения были образованы в ходе земельной реформы как специальные фонды зе

мель, изъятых у землепользователей по каким-либо основаниям, или временно неиспользуемых земель. некого) хозяйства, а также другие работники этих хозяйств. В период земельных преобразований в России в 1991 — 1998 гг. фонды перерас

пределения были созданы на площади около 32 млн га. Все земли, находившиеся надень введения в действие ЗК РФ в фондах перерас

пределения земель, включены в этот фонд.

В состав земель сельскохозяйственного назначения входят 13 ви

дов земель. Основную часть земель сельскохозяйственного назна

чения составляют сельскохозяйственные угодья (участки земли с ■определенным сельскохозяйственным использованием), которые в зависимости от их природных свойств, экономической целесооб

разности использования подразделяются на:

  • пашни;

  • сенокосы;

  • пастбища;

  • залежи;

  • 

  • земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.).

Сельскохозяйственные угодья как наиболее ценные имеют при

оритет в использовании и подлежат особой защите. Важное значение угодий определяется их плодородием. ^ Плодородие земель сельскохозяй

ственного назначения — способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай.

О состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назна

чения и о государственном регулировании и государственной под

держке в этой области Правительство РФ ежегодно представляет доклад Федеральному Собранию.

Необходимость разработки и реализации государственной поли

тики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения вызвана кризисной ситуацией в этой сфере. Повсемест

но плодородие почв снижается из-за сокращения объема работ по JLУлучшению земель и увеличения негативного воздействия прежде всего антропогенной деятельности. С 1991 г. объем проведения агро

химических мероприятий уменьшился в 2,5—5 раз, мелиоративных — I 5—7 раз, более чем в 2,5—3 раза сократилось внесение в почву органических удобрений, в 4—5 раз — минеральных.

Тема 9: ^ Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, кото

рые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значе

ние, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов 'государственной власти субъектов Российской Федерации или 

решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного исполь

зования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п. I ст. 94 ЗК РФ).

Данную категорию составляют земли:

-особо охраняемых природных территорий, в том числе лечеб

но-оздоровительных местностей и курортов;'

-природоохранного назначения;

- рекреационного назначения;

-историко-культурного назначения; .

-иные особо ценные земли в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами— земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные и редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества ра

стительных, животных организмов, редкие геологические образования, участки, предназначенные для осуществления
деятельности научно-исследовательскими учреждениями);

Особо охраняемые территории по своему значению делятся на три
группы: \

а) территории федерального значения находятся в ведении фе

деральных органов государственной власти и являются феде

ральной собственностью (порядок отнесения земель к терри

ториям федерального значения, порядок использования и их .охрана устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов).

Согласно п. 7 ст. 95 ЗК РФ на землях особо охраняемых при-родных территорий федерального значения запрещается: . • предоставление садоводческих и дачных участков;

- строительство федеральных автомобильных дорог, трубопро

водов, линий электропередачи и других коммуникаций, а
также строительство и эксплуатация промышленных, хозяй

ственных и 

жилых объектов, не связанных с функциониро

ванием особо охраняемых природных территорий;

- движение и стоянка механических транспортных средств, не .связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

- иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами

б) территории регионального значения находятся в ведении ор

ганов государственной власти субъектов Федерации находятся со

бственности последних (порядок отнесения земель к территориям регионального значения, порядок использования и их охрана устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральны

ми и региональными законами);

в) территории местного значения являются собственностью муни

ципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления (порядок отнесения земель к территориям и местного значения, порядок использования и их охрана уста

навливаются органами местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления).

1 Особое место в регулировании правового режима земель рас

сматриваемой категории занимают нормативные акты общего и специального1 характера: Закон РФ «Об охране Окружающей при

родной среды»; ФЗ от 14, марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраня

емых природных территориях»1; ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных мест

ностях и курортах»2; ФЗ от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных на

родов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации»1; положения о правовом режиме отдельных природных комплексов (о государственном 

заповеднике, о государственном природном заказ

нике, о памятниках природы и т.п.) и др.

Тема 10:^ Правовой режим земель поселени

Земли поселений являются пространственным базисом размеще

ния промышленных объектов, жилых и нежилых строений, соору

жений, культурно-бытовых и иных объектов. Правовой режим земель поселений устанавливается различными нормативными актами как федерального, так и регионального уровня. Главное место среди них занимают Градостроительный и Земельный кодексы РФ.

^ Землями поселений признаются земли, используемые и пред


назначенные для застройки и развития городских и сельских поселе

ний и отделенные их чертой от земель других категорий. Изданного
определения, содержащегося в п.1 ст. 83 ЗК РФ, можно выделить два
признака-этой категории земель: определенное назначение (исполь

зование или предназначение для застройки и развития поселений)
и наличие внешней границы (черты, отделяющей от земель другой
категории).

В ходе градостроительной деятельности учитываются особенно

сти поселений, в том числе численность жителей, научно-производ

ственная специализация, а также значимость в системе расселения граждан и административно-территориальном устройстве страны. С учетом этого поселения Российской Федерации подразделяются на городские'(города и поселки) и сельские (села, деревни, хутора, станицы, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные). Тип поселений влияет на содержание градостроительной документации, порядок ее разработки, согласования и утверждения.

^ Черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы, земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Черта поселений должна устанавли

ваться по границам земельных участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам.



Установление черты поселений проводится на основании утвер

жденной градостроительной и землеустроительной документации. Проект черты поселения относится к градостроительной,документа

ции. Проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований разрабатываются на основе генераль

ных,планов городских и сельских поселений или территориальных .комплексных схем градостроительного планирования развития тер

риторий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов).Проекты черты иных поселений могут разрабатываться в составе их генеральных планов. Черты городских, сельских поселений утверж

даются и изменяются по общему правилу органами государственной власти субъектов Федерации.

Черта городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербур

га утверждается и, изменяется федеральным законом по согласован

ному представлению законодательных (представительных) органов: Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области.

Черты городских поселений, входящих в состав закрытых адми

нистративно-территориальных образований, утверждаются и изме

няются Правительством РФ.

Утверждение проектов черты городских и сельских поселений не
допускается без учета мнения жителей, интересы которых при этом
затрагиваются.

Черта поселений может быть изменена при изменении генераль

ного плана или иного документа, на основании которого разрабаты

вается проект черты поселения; предоставлении земельных участков для нужд поселения за пределами его черты; включении его в состав города и поселка.:

Правовая роль определения (установления), черты поселения
заключается в том, что с этого момента на выделенную территорию
распространяется правовой режим земель поселений. Включение
земельных участков в черту поселений не прекращает прав собствен

ников 

земельных участков, землевладельцев, землепользователей,
арендаторов земельных участков.

Планировка, застройка и использование земельных ресурсов по

селений осуществляются с учетом вида территориальных зон, на ко

торые делятся земли поселений в соответствии с градостроительным регламентом. В состав земель поселений могут входить следующие территориальные зоны.


Скачать файл (61.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации