Неволина И.Я., Колодина Л.В. Методические основы организации самостоятельной работы студентов по психолого-педагогической составляющей производственной практики
скачать (584.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 585kb. | 23.11.2011 06:13 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Методические рекомендации к организации и проведению учебной и производственной практики для студентов специальности [ документ ]
- Отчет по производственной практике [ документ ]
- Игнатенко Г.А., Пилипенко В.В. и др. Методические указания по производственной практике: уход за больными терапевтического профиля [ документ ]
- Росжелдор [ документ ]
- Отчёт о прохождении психолого-педагогической практики в летнем школьном лагере [ документ ]
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 2017 3 Оглавление [ документ ]
- Рабочая программа, методические указания к самостоятельной работы [ стандарт ]
- Психолого-педагогическая коррекция [ документ ]
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов [ документ ]
- Отчет производственной практики по профессиональному модулю пм. 01 [ документ ]
- Антонец А.Г. Методические указания по выполнению индивидуальной (самостоятельной) работы студентов [ документ ]
- Содержание психолого-педагогической работы со старшеклассниками [ документ ]
1.doc
СЛАВЯНСКИЙ – НА – КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТИ. Я. Неволина, Л. В. Колодина

Методические основы организации самостоятельной
работы студентов по психолого-педагогической составляющей
производственной практики
Славянск-на-Кубани
2004 г.
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор А.И.Кочетов
доктор психологических наук, профессор В.А. Худик
Педагогическая практика студентов IV курсов интегрирует в себе знания по педагогике, психологии, полученные ими с первых курсов. Отдаленность содержания некоторых предметов от его практического использования актуализировали необходимость создания методических рекомендаций, концентрирующих психолого-педагогические исследовательские задания для студентов в период прохождения ими производственной практики в школе.
Методические рекомендации могут быть использованы руководителями производственной практики вузов, педагогических колледжей для осуществления подготовки, организации и подведения итогов практики. Как методическое руководство рекомендуется студентам-практикантам IV курсов педвузов в период прохождения практики в школе в качестве педагога-воспитателя (классного руководителя) и как практические рекомендации учителям-методистам в школе для адекватного оценивания деятельности студента-практиканта.
Содержание
Введение
Содержание деятельности студентов и преподавателей на производственной практике.
Организация производственной практики.
Требования к знаниям и умениям практиканта.
Исследовательские задачи практиканта.
Права и обязанности студента – практиканта.
Функциональные обязанности методиста кафедры педагогики и психологии.
Содержание воспитательного аспекта педагогической деятельности.
Содержание психологического аспекта педагогической деятельности.
Методическое обеспечение.
Программа знакомства с учебным заведением.
Памятка учителю в общении.
Схема психолого-педагогической характеристики личности учащегося.
Схема изучения классного коллектива.
Схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия.
Изучение педагогически запущенных детей.
Схема анализа этической беседы.
Схема анализа беседы по ознакомлению учащихся с произведениями изобразительного или вокально-музыкального искусства.
Схема анализа организации общественно-полезной деятельности учащихся.
Отчетная документация.
Дневник производственой практики.
Памятка руководителю практикой студентов на местах её прохождения.
Отчетная документация методисту-педагогу, методисту-психологу.
Требования к составлению характеристики на студента-практиканта.
Форма отчета методистов о проведении педагогической практики.
Словарь базовых понятий.
Приложение.
Список используемой литературы.
Введение
Производственная практика является первой серьезной проверкой готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Это определяет ее особую значимость в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза и ответственность преподавателей всех кафедр, которые принимают участие в подготовке и проведении педагогической практики студентов.
Методические рекомендации ориентируют будущих учителей на осмысление приемов, методов взаимодействия с ребенком с гуманистической, оптимистической позиций. Гуманистические отношения, атмосфера сотрудничества в период педагогической практики как на уроке, так и во внеклассной работе создают условия, в которых рождается творчество студентов, поиск своего индивидуального стиля в педагогической деятельности.
Данные методические рекомендации последовательно изложены для трех периодов – подготовительного, основного и заключительного:
требования к содержанию деятельности студентов и методистов в период подготовки и организации производственной практики;
методической обеспечение содержания самостоятельной работы студентов;
методические рекомендации к отчетному этапу.
Сборник содержит словарь базовых понятий, значительный объем приложений и рекомендуемую для изучения литературу.
Студенту-исследователю составители методических рекомендаций предлагают широкий выбор методик для изучения личности школьника, коллектива, указания к организации научных наблюдений, анализ свойств и качеств учащихся, тестовые опросники, памятки, примерный план воспитательной работы и др.
I. Содержание деятельности студентов и преподавателей
на производственной практике
^
Практика студентов высшего учебного заведения является важнейшей составной частью их профессиональной подготовки. Ее задачи, содержание, организационные формы, методическое оснащение специфичны, но в целом они должны способствовать овладению студентом основами профессиональных умений, навыков в единстве с глубоким сознанием роли учителя и места теории в практической деятельности специалиста высокой квалификации, а также помочь ему в формировании профессионально значимых качеств его личности.
Практика сохраняет в себе все черты, органически присущие процессу обучения и воспитания образовательного учреждения. При ее организации следует учитывать основополагающие педагогические принципы, которые ориентируют преподавателя-методиста на всесторонний учет реальных возможностей студента в практической деятельности.
Являясь важным звеном системы подготовки учителя средней школы, гимназии, лицея, воспитателя детского дошкольного учреждения, практика должна эффективно содействовать решению двуединой задачи: закреплению и углублению теоретических знаний студентов, приобретенных в процессе академических занятий и формированию основных профессиональных педагогических качеств.
Сроки и виды педагогической практики, ее содержание и система организации определяются учебными планами факультетов и другими документами нормативно-методического характера (программами практики, материалами по ее методическому обеспечению, документами, определяющими систему контроля, учета ее результатов, отчетности и др.), разрабатываемыми кафедрами, ответственными за подготовку и проведение практики.
Успех производственной практической деятельности будущего учителя будет во многом зависеть от умения плодотворно использовать все теоретические курсы, систему лабораторных и практических занятий для подготовки к практической работе с детьми.
На лабораторных и практических занятиях будущие учителя знакомятся с общей постановкой учебно-воспитательной работы, содержанием деятельности учителей и классных руководителей. В период практики студенты встречаются с мастерами педагогического труда в учебных заведениях различного типа, проводят наблюдения за детьми, беседуют со школьным врачом о физиологических особенностях различных возрастных групп учащихся, изучают классные кабинеты, спортивные помещения с точки зрения требований школьной гигиены.
Это учит студентов увязывать теорию с практикой, овладевать навыками самостоятельной работы с педагогической литературой, целенаправленно наблюдать и анализировать отдельные формы организации учебно-воспитательного процесса в школе и других учебно-воспитательных учреждениях, анализировать педагогические факты, которые они наблюдали в процессе педагогической работы, знакомиться с методикой организации некоторых форм коллективной деятельности учащихся, разрабатывать методические документы и материалы. Внеаудиторная деятельность студентов тоже дает дополнительные необходимые навыки для качественной работы в период прохождения практики (занятия хоровым, драматическим, хореографическим творчеством, рисованием, лепкой, инкрустацией, резьбой по дереву и др.). Наиболее подготовленные студенты могут руководить предметными кружками в период производственной практики.
Это руководство (независимо от направленности) способствует формированию у студента умения работать с группой детей, развивать и проектировать их творческие возможности, создавать условия для развития способностей детей к тому или иному виду деятельности. В кружках студенты могут овладеть основами умений профориентационной работы со школьниками. Руководство кружком в школе включает в себя разработку цели и программы занятий, составление плана и конспекта, организацию деятельности детей в процессе занятия, анализ результатов и самоанализ.
^
За период подготовки к практике студенту необходимо овладеть следующими видами деятельности:
организационно-педагогической (написание планов, ведение документации, формирование коллектива, актива и т.д.);
исследовательской (обработка наблюдений специфики возрастных и индивидуальных особенностей подростков, состояния их здоровья, мотивационно-поведенческих проявлений по характеру условий жизни и воспитания и т.д.);
коллективно-творческой ( организация мероприятий по всем направлениям воспитания: физического, эстетического, трудового, патриотического, этического, экологического, экономического, социотолерантного и т. д.);
организационной (по соблюдению расписания, режима дня, формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому обслуживанию);
индивидуально-направленной, развивающей; (воспитание, самосознание, самотворчество);
организационно-направленной (по развитию ученического самоуправления);
аналитической (по осмыслению опыта своей и другой педагогической деятельности);
оформительской ( изготовление газет, стенных альманахов, наглядных пособий, грамот);
сочинительной (сценарии праздников, внеклассных мероприятий);
воспитательной (проведение классных часов, родительских собраний).
Качество выполнения во многом будет зависеть от инициативы, высокого уровня ответственности и креативности практиканта при любых условиях прохождения практики.
^
Одним из важнейших элементов практики по воспитательной работе является обучение студентов выделению педагогического явления из целостного педагогического процесса и его анализ, который постепенно обогащается самоанализом, когда студенты начинают самостоятельно проводить воcпитательную работу с детьми. Обычно наблюдение проводится в естественной обстановке: на уроке, в классе, во время игры и т.д. Действия и высказывания ребенка могут служить показателями тех или иных психических процессов. Следовательно, задачей наблюдения становится не просто фиксация внешних действий самих по себе, а реконструирование и раскрытие их внутреннего психического содержания.
При организации наблюдения следует помнить, что обработка и интерпретация полученных данных возможны лишь с учетом общей картины активности класса и деятельности преподавателя. Особо следует обратить внимание на:
- наличие цели, которая получает отражение в плане наблюдения;
- специфику условий наблюдения (наблюдение должно проводиться в естественных условиях, без вмешательства в ход наблюдаемых явлений);
- характер записей (записи следует вести в соответствии с вопросами, которые ставятся в процессе наблюдения. Всякий наблюдаемый факт должен быть зафиксирован в таком виде, в котором этот факт или явление существовали как нечто реальное);
- интерпретацию данных (фиксация данных должна перерастать в объяснение. При интерпретации результатов следует учитывать неоднозначность отношений между поведением и его внутренним психологическим содержанием).
При обсуждении проводимых практикантами занятий, открытых занятий учителей, при оценке своей работы, студенты получают первоначальные образцы анализа и опыт самоанализа от учителей-методистов, педагогов, психологов, присутствовавших на занятиях. И лишь постепенно эталон анализа и самоанализа начинает складываться из оценок и самооценок самих студентов. Поэтому грамотный, профессиональный анализ всего, что видят студенты на практике, должен стать одним из серьезнейших условий качественной подготовки будущего учителя.
В группе продленного дня практикант работает с разновозрастным коллективом учащихся: помогает ребятам готовить домашние задания, заботится о питании и активном отдыхе детей (проводит игры на свежем воздухе, прогулки, экскурсии и т.д.).
^
подчиняться правилам внутреннего распорядка лагеря, распоряжениям администрации, руководителя практики;
в учебное время постоянно находиться с детьми, отвечая за их жизнь и здоровье;
присутствовать на педсоветах;
заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать и применять педагогические умения и навыки;
развивать культуру собственной речи, культуру речи детей;
соблюдать самодисциплину;
проводить с детьми интересную, психологически и педагогически целесообразную работу, полноценно организовывать всю жизнедеятельность детского коллектива в соответствии с возрастом и потребностью детей;
своевременно и аккуратно вести дневник практиканта;
организовывать оформление кабинета, стенных газет, не покидать территорию лагеря без ведома руководства;
не оставлять детей без присмотра у водоемов, на площадке, во время туристических экскурсий и т.д.
В случае нарушения дисциплины и невыполнения своих обязанностей практикант может быть отстранен от прохождения практики.
Практикант, не прошедший воспитательную педагогическую практику не переводится на следующий курс и не может быть допущен к занятиям.
^
принимать активное участие в планировании общей работы, вносить свои предложения в изменение расписания;
применять адекватные педагогически оправданные самостоятельные решения в вопросах воспитания, планирования классной работы;
отказаться от выполнения непедагогических видов работ;
отказаться от прохождения практики в любой другой функции кроме учителя, воспитателя, руководителя кружка;
обратиться за помощью к администрации и в свое учебное заведение в случае нарушения договора, прав или по любой другой причине.
^
кафедры педагогики и психологии
Отвечает за качество подготовки к педагогической практике;
проводит консультации для студентов и факультетских руководителей педагогической практики по вопросам содержания воспитательной работы;
обеспечивает контроль за выполнением заданий по творческой и научно-исследовательской работе студентов;
принимает участие в установочных совещаниях и итоговых отчетных конференциях, анализирует и оценивает их;
проводит в соответствии с программой практики методические занятия со студентами по вопросам организации воспитательной работы в учреждениях;
анализирует отчетную документацию, участвует в проведении зачета и оценивает работу студентов, изучает следующие документы, предоставляемые студентами после прохождения педагогической практики:
а) характеристику с места прохождения практики с оценкой деятельности практиканта, выданную администратором или педагогом - методистом;
б) дневник с анализом и подробным описанием деятельности и воспитательного процесса в период прохождения педагогической практики;
в) самоотчет практиканта;
г) другие документы оформительского характера.
Скачать файл (584.5 kb.)