Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Биоэнергетический анализ А.Лоуэна - файл 1.doc


Биоэнергетический анализ А.Лоуэна
скачать (65.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc66kb.24.11.2011 16:49скачать

содержание

1.doc

Биоэнергетический анализ А. Лоуэна

- исторические корни.

Биоэнергетический анализ развился из классического психоанализа. В начале 1930-г один из учеников Фрейда, Вильгельм Райх начал применять в психотерапевтических сеансах непосредственную работу с телом, которую он называл вегетотерапией. В частности он применял глубокое и свободное дыхание для усиления и уяснения эмоциональных реакций. Ученики Райха - Александр Лоуэн и Джон Пиерракос продолжали развивать этот метод, представляющий сегодня биоэнергетический анализ (Lowen 1958, 1975). Лоуэн был учеником Райха с 1940 по 1952г., а с 1942 по 1945г. Райх был его аналитиком. За много лет до встречи с Райхом, Лоуэн занимался исследованиями взаимоотношений между психикой и телом. В 1930г. он был спортивным директором в нескольких летних лагерях и обнаружил, что регулярная физическая активность не только улучшает физическое здоровье, но и положительно влияет на душевное состояние. В ходе исследований он знакомится с идеями Эмиля Джакуса-Далкроуза и концепциями Э.Джейкобсона по прогрессивной релаксации и йоге. Эти работы подтвердили его убеждение в том, что можно влиять на ментальность, работая с телом, но их подход его полностью не удовлетворил.

- теоретические и практические истоки

Курс Райха по характерному анализу закончился в январе 1941г. весной
1942 Лоуэн начал свою индивидуальную терапию у Райха. «Однажды он сказал:
«Лоуэн, если Вам интересна эта работа, то существует только один способ погрузиться в нее – это через терапию»». (А.Лоуэн «Биоэнергетика, терапия, которая работает с телом» с.10)

В то время Райх называл свою терапию «Характерной аналитической вегетотерапией». Характерный анализ был его большим вкладом в психоаналитическую теорию, за что он высоко ценился среди аналитиков.
Вегетотерапия была направлена на мобилизацию чувств через дыхание и другие телесные техники, которые активизировали вегетативные центры (ганглии автономной нервной системы) и высвобождали «вегетативную» энергию.
Вегетотерапия представляла собой прорыв от чисто вербального анализа к прямой работе с телом.

Райхом был сделан значительный вклад в психоаналитической работе с телом. Кго объяснение сущности структуры характера и доказательство его функциональной идентичности с телесной позой были важным продвижением в нашем понимании поведения человек. Он представил концепцию оргастической потенции как критерий эмоционального здоровья, чем она, несомненно, является, и показал ее физическую основу для наличия рефлекса оргазма в теле. Он расширил наши знания о телесных процессах тем, что открыл значение и важность непроизвольных реакций тела. Он создал сравнительно эффективную технику для лечения расстройств в эмоциональной (непроизвольной) жизни человека.

Для работ Лоуэна, самый большой вклад Райха был в том, что он обрисовал центральную роль, которую тело должно играть в любой теории личности. Его работа обеспечила основу, на которой строится здание биоэнергетики.

-цели и задачи

В основе метода Лоуэна используются глубокие связи между ментально-психическими и физическими процессами (Reich, 1971, речь идет о "функциональной идентичности" психики и тела). Наиболее важные переживания человека находят свое выражение не только в ментально- психической деятельности, но также и в теле, где они отражаются в позе, паттернах реакции и нарушениях подвижности, в дыхании и экспрессивных движениях. Эти телесные паттерны представляют "характерную структуру", которая влияет на самовосприятие, самоуважение, образ-Я и базовые паттерны взаимодействия с окружающей средой.

Биоэнергетика – это терапевтическая техника, помогающая человеку вернуться к своему телу и в полной степени насладиться своим телом. Это особое значение понятия тела включает в себя сексуальность, которая является одной из основных функций, а также даже более важные функции: дыхание, движение, чувственность и самовыражение. Если он не двигается свободно, он ограничивает жизнь своего тела. Если он не чувствует полно, он сужает жизнь своего тела. И если его самовыражение сокращено, он лимитирует жизнь своего тела. (А.Лоуэн «Терапия которая работает с телом» с.31)

Цель биоэнергетики – помочь людям снова обрести их первичную природу, которая является условием свободы, состоянием грациозности и качеством красоты. Свобода есть отсутствие сдерживания внутреннего потока чувств, грация – выражение этого потока в движении, в то время, как красота – это проявление внутренней гармонии. Которую вызывает данный поток. Они означают здоровое тело и, следовательно, здоровый разум.

Целью биоэнерготерапии является воссоедине­ние сознания и тела, для чего необходимо избавиться от помех, препятствующих спон­танному освобождению тела от напряже­ния.

«Биоэнергетика занимается не только терапией, так же как психоанализ не ограничен только аналитическим лечением эмоциональных расстройств. Обе дисциплины заинтересованы в развитии человеческой личности и пытаются понять это развитие в свете социальной ситуации, в которой оно происходит тем не менее терапия и анализ являются основой, на которой базируется это понимание, потому что но приобретается при внимательной работе с проблемами индивидуума, которыми проникнуто развитие личности. Более того, терапия обеспечивает эффективную почву для исследований надежности интуиции, которая может быть не более чем жалким предположением. Поэтому биоэнергетика не может быть отделена от биоэнергетической терапии.»

Биоэнергетический психоанализ, форма психодинамической психотерапии, в которой сочетаются работа с телесными проявлениями и сознанием человека. В основе терапии подхода лежит теория развития психики, согласно которой события, происходящие на ранних этапах развития, в значительной степени определяют восприятие, поведение и отношения взрослого человека. Травмы детства отражаются в нарушениях взаимодействия и взаимоотношений взрослого человека в повседневной жизни. Биоэнергетический анализ находит эти травмы как по нарушениям мышления, так и исследуя телесные проявления.

- роль терапевта

Биоэнергетические психотерапевты считают, что имеются корреляции между телом и сознанием и человек - уникальное психосоматическое единство. То, что изменяет тело, изменяет и сознание, и наоборот. Психологические защиты
(рационализация, вытеснение, подавление, и др.) служат для сдерживания боли и страданий, стрессов, они также закреплены (заякорены) в теле как уникальные мышечные паттерны, отражающиеся в структуре тела (форма, поза, движения, дыхание, эмоциональные выражения) и сдерживающие проявления сущности человека. Этим паттернам уделяется большое внимание в биоэнергетическом анализе в отличие от других форм психотерапии. Каждый элемент выражения тела имеет свое значение: качество рукопожатия, поза, взгляд, тон и тембр голоса, характер движений, количество энергии и т.д.
Если эти проявления стабильные и привычные - они могут многое рассказать о прошлом опыте человека.

В биоэнергетическом анализе терапевт помогает клиенту исследовать мышечный паттерн и предлагает опыт физического самовыражения этих паттернов в настоящем времени, его осознание, освобождение паттернов и восстановление некоторых ощущений, подавленных в детстве и продолжающих действовать во взрослой жизни. Терапевт позволяет клиенту также понять, как и почему формируются паттерны, как они становятся хроническими, как влияют на повседневную жизнь. Освобождение подавленных эмоций дает клиенту опыт осознания того, как паттерны сдерживали его возможности к спонтанному и творческому выражению своей сущности, уменьшали эмоциональное благополучие путем снижения уровня жизненной энергии, ощущений радости, счастья, любви, печали, страхов, сексуальности, злости.

По мере развития личности клиента в биоэнергетическом анализе, старый, неэффективный паттерн, сдерживавший взаимодействие, удовольствие, спонтанность и радость, растворяется. Эмоциональное и физическое освобождение путем "работы телом" (body work) обращает клиента к своему глубинному Я, открывает более удовлетворяющие пути к нему, дает более ясное понимание связи мышечных паттернов и психологических проблем. В контексте биоэнергетики открытие паттернов блокирования экспрессии сущности в связи с изучением структуры характера составляет основное направление курса психотерапии.

Терапевт в биоэнергетическом подходе А. Лоуэна не использует свою энергию для прямого воздействия на энергетику пациента. С точки зрения Лоуэна, работы с телом пациента недостаточно для получения устойчивого терапевтического эффекта - она должна сопровождаться анализом, приводящим пациента к осознанию причин возникновения его внутренних конфликтов. Такая работа заключается не только в припоминании событий его прошлого, но и в переживании чувств, возникавших во время этих событий. Для этого используются экспрессивные техники. Переживания пациента носят катарсический характер, травматические события в прошлом постепенно теряют свою остроту, что приводит к обретению человеком дополнительных степеней свободы. В целом, А. Лоуэн считает, что основное внимание терапевта, работающего в школе биоэнергетики, должно быть сосредоточено на трех основных областях самовыражения - движениях, голосовых проявлениях и глазах, поскольку обычно люди выражают себя через каждый из этих каналов коммуникации одновременно.

- принципы и стратегия

Работа с телом в биоэнергетике включает как манипулятивные процедуры, так и специальные упражнения. Манипулятивные процедуры состоят из массажа, контролируемых надавливаний, мягких прикосновений для расслабления зажатых мускулов. Упражнения призваны помочь человеку войти в контакт с его напряжениями и снять их путем соответствующих движений. Важно знать, что каждый зажатый мускул зажат некоторым движением.

- приемы, методы и техники

Основными приемами биоэнергетики выступают различные манипуляции с мышечными фасциями, дыхательная гимнастика, техники эмоционального раскрепощения, напряженные позы для энергетизации заблокированных частей тела ("арка Лоуэна", "тазовая арка"), активные двигательные упражнения, вербальные способы высвобождения эмоций, различные варианты физического контакта членов терапевтической группы и др.

   Итак, работа ведется в области мышечной системы в сторону уменьшения напряжений, в области сознания - в направлении возвращения вытесненных травматических событий, в эмоциональной же сфере обогащается и расширяется спектр чувств, переживаемых пациентом. А. Лоуэн очень много использует в работе с клиентом принцип запредельного торможения - то есть предлагает клиенту совершать некие действия, усиливающие существующие напряжения, с целью довести эти напряжения до того максимума, за которым по чисто физиологическим причинам должно последовать расслабление. Ключевым понятием при работе с подобными упражнениями для Лоуэна является заземление. В биоэнергетике заземление понимается как возвращение человека на реальную почву, в том числе установление достаточного контакта с землей, на которой человек стоит. Для него здоровый человек отличается от человека, отягощенного психологическими проблемами, в первую очередь тем, что он не просто физически стоит на земле, но и пребывает с ней в чувственном и энергетическом взаимодействии. Примерами подобного влияния на процесс заземления могут служить следующие упражнения:

^ Упражнение «Арка»

Упражнение может использоваться как в индивидуальной и в групповой работе, а также при самостоятельной работе клиента.

Инструкция клиенту: Поставьте чуть согнутые ноги на небольшом расстоянии друг от друга, повернув ступни носками внутрь, и прогнитесь назад, упершись кулаками себе в поясницу. Дышите животом. Стойте в ней до тех пор, пока в ногах не появится легкая вибрация - или до того момента, пока это возможно.

^ Упражнение «Поклон»

Упражнение может использоваться как в индивидуальной и в групповой работе, а также при самостоятельной работе клиента.

Инструкция клиенту: Поставьте ноги примерно на ширине плеч, носки слегка повернуты внутрь, колени немного согнуты. Наклонитесь вперед и легко коснитесь пола кончиками пальцев. Стойте в ней до тех пор, пока в ногах не появится легкая вибрация - или до того момента, пока это возможно.

- сфера применения

Биоэнергетический анализ вначале развивался как метод лечения неврозов (депрессий, тревожности), а также проблем сексуальности и нарушений взаимоотношений. Вследствие установления контакта с собственным телом, его оживления, этот метод эффективен для лечения превербальных расстройств личности (напр., нарциссизма, пограничных расстройств), и, конечно, психосоматических заболеваний, особенно на функциональной стадии. Клинически здоровым людям биоэнергетический анализ помогает найти удовлетворительный выход из жизненного кризиса, улучшить свою чувствительность, открыть себя радости и творчеству.

- связь с восточными методиками
Во время работы с Райхом, Лоуэн осознал некоторое сходство между практической йогой и райхианской терапией. В обеих системах основной акцент делается на важности дыхания. Различие между двумя школами мышления заключалось в их направлении. Йога направлена вовнутрь, к духовному развитию, райхианская терапия – наружу, к творчеству и удовольствию. Согласование этих двух взглядов, конечно, необходимо, и биоэнергетика может помочь в этом. Некоторые передовые учителя йоги в Индии выразили свое личное отношение к биоэнергетическому пониманию тела – понимание, которое дает им возможности адаптировать техники йоги к западным потребностям.

Другие восточные дисциплины, ориентированные на тело, стали популярны во многих западных странах. Наиболее известными являются китайские упражнения тай чи чуань. Как йога, так и тай-чи (тайцзи) подчеркивает важность восприятия тела, достижение координации и грации и приобретение духовного сознания через идентификацию с телом. В этом они сильно отличаются от западных физкультурных программ, которые направлены на силу и контроль.

Еще Юнг признавал практику медитации тайцзи за метод, аналогичный процессу терапии, - внутреннего развития за счет исцеления тех элементов психики, которые состоят в конфликте. Он однако предостерегал от механического перенесения элементов восточной традиции на почву западной культуры. По его мнению, простое присвоение этого опыта должно происходить не за счет его внутреннего копирования, а посредством адаптации и синтеза с собственной культурой.

По пути, указанному Юнгом, пошел и Александр Лоуэн, использовавший и опыт психоанализа, опыт восточного транса. Может быть, здесь трудно говорить собственно о трансе, особенно на первой стадии формирования его концепции, поскольку с восточным идеями он встретился позже. Через некоторое время, уже ведя собственную практику, он с изумлением обнаружил, что многие упражнения, которые он предлагал пациентам, имеют соответствия в тайцзицюань. По его мнению, эта система, параллельная биоэнергетике. Оба метода стремятся к сходным целям с помощью сходных средств - гармонизации отношений между индивидуумом и окружением, которая достигается гимнастическими и дыхательными упражнениями и медитацией.

Подчеркивая роль сознательного контакта с собственным телом и дыханием и вдохновения, возникающей при идентификации с телом (это проповедует йога и тай цзицюань), биоэнергетика придает большую роль экспрессии в сфере внутреннего мира. Однако, как и в восточной практике биоэнергетические упражнения могут достигать своей цели, если будут выполняться с выраженным личным отношением к ним и с пониманием их смысла.

Ключевую роль в биоэнергетике играет получение жизненной энергии. Ее свободное поступление в организм обусловливает состояние психофизического здоровья. Блокировка ее поступления путем напряжения мышц разных частей тела вызывает психические и соматические расстройства, рассматриваемые в этой системе в единстве, подобно тому, как единым целым является весь организм. Осознание и разрядка мышечных блоков означает осознание и разрядку подавленных причин, их вызвавших. Достичь их можно в определенной степени через тело. Этому способствуют гимнастические и дыхательные упражнения, которые делают возможным свободный доступ энергии и разрядку подавленных эмоциональных причин.

Углубленное дыхание является фактором, который легче всего позволяет достичь этих ощущений, а также повысить уровень и проходимость потока энергии. Здесь имеется в виду брюшное дыхание, поскольку Лоуэн, подобно восточным учителям, считает, что живот является жизненным центром человека. Диафрагма, наподобие поверхности Земли, отделяет светлое от темного, сознание от подсознания. Проведение энергии ниже этой границы посредством брюшного дыхания позволяет сознанию соприкоснуться с его подсознательными корнями и интегрировать личность на всех ее уровнях. Это ведет к поиску ощущения равновесия и безопасности, а также к полному контакту с собственным опытом в результате приостановки подавляющих функций центра сознания.

Другим фактором, "укореняющим" сознание, является собственный контакт тела с полом, так называемое "чувство опоры". Так как углубленное дыхание позволяет войти в контакт с нашим нутром, более выраженное чувство опоры позволяет найти лучшую опору в реальной действительности - крепче стать на собственные ноги. Расслабление брюшных мышц, которые слегка напряжены, как у культуриста, а также сгибание колен помогает крепче стоять на земле не только в прямом, но и в переносном смысле.

«Даже беглый взгляд на биоэнергетический подход к терапии показывает, что здесь можно найти много общего с гимнастическими упражнениями тайцзицюань и их теорией. Прием энергии и ее блокировка как источник болезненных расстройств, гимнастические и дыхательные упражнения, как метод раскрепощения этих блоков, важность сгибания колен и контакта с полом, углубленное брюшное дыхание и другие более специфические совпадения позволяют трактовать обе системы как родственные и даже предполагать наличие восточного транса в биоэнергетике.

Наряду со сходствами есть и различия. Важнейшим из них представляется роль, которую играет регулирование подавленных сознанием эмоций. В биоэнергетике это происходит параллельно расслаблению мышечных блоков, и дыхательно- гимнастические техники рассматриваются как основное средство достижения этой цели. В тайцзицюань процесс разблокировки подавленных эмоций почти не проявляется полностью».
Литература:

И. Перев, Л.Резниченко «Доктор Н.Тайцзицуань и психотерапия» 1988

Рудестам К. «Групповая психотерапия», М., 1990

А.Лоуэн «Любовь и оргазм» Ростов-на-Дону «Феникс» 1998

А.Лоуэн «Терапия которая работает с телом»


Скачать файл (65.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации