Лекции - Стратегический менеджмент. Часть 1
скачать (1642 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 1642kb. | 24.11.2011 09:19 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Стратегический менеджмент [ лекция ]
- Стратегический менеджмент [ лекция ]
- Портфель директора. Стратегия, стратегический план и стратегическая модель [ лекция ]
- Портфель директора. Построение бизнеса в условиях неопределенности, выживание в войне интересов, проведение изменения в организации [ лекция ]
- Стратегический менеджмент [ лекция ]
- Стратегический менеджмент [ лекция ]
- по стратегическому менеджменту MBA Start [ лекция ]
- Шпаргалка - Стратегический менеджмент [ документ ]
- Стратегический менеджмент [ лекция ]
- Стратегический менеджмент. Часть 2 [ лекция ]
- Билеты и ответы на ГОСы по менеджменту на специалиста 2011 [ документ ]
- Стратегический менеджмент. Часть 2 [ лекция ]
1.doc
Раздел 1. Теоретические основы стратегического менеджмента1.
Сущность и задачи стратегического менеджмента
Тезисы
Что явилось основной причиной появления стратегического менеджмента



1.1.
Становление стратегического менеджмента
Понятие «менеджмент»


Таким образом, менеджмент — это эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров. Менеджмент — это широкое понятие с неопределенными границами. Неопределенность возрастает, если сконцентрироваться на аспекте искусства управления

Эта проблема нахождения методов и форм эффективного менеджмента осознавалась уже классиками дисциплины. Известно, например, сколько интеллектуальных усилий затратили А. Файоль


Важно отметить, что возникновение различных школ и направлений теории менеджмента всякий раз определялось новыми реалиями, с которыми сталкивались организации, работающие, прежде всего, в сфере бизнеса. Так, например, в первой четверти XX в., когда бурно развивалась тяжелая индустрия, требовалось большое количество низкоквалифицированных рабочих, которые были обеспокоены главным образом тем, как подороже продать свой труд. В свою очередь, собственники и управляющие предприятиями были заинтересованы в том, чтобы получить за оговоренную оплату труда максимальную трудовую отдачу от нанятых работников. Ответить на вопрос, как выполнить эти требования, и было призвано направление, сложившееся первым, — школа научного менеджмента



В 30—50-е гг. в США требования к рабочей силе изменились: возник дефицит высококвалифицированных рабочих, выполняющих сложную работу на дорогостоящем оборудовании. Управление таким персоналом требовало развитой системы мотивации, учета разнообразия ожиданий от работы, роста затрат на переподготовку и повышение квалификации кадров. Отклик на эти новые потребности бизнеса со стороны теории менеджмента выразился в появлении психологической школы

Не является исключением из этого ряда и возникновение теории стратегического менеджмента

Эти условия определялись, во-первых, технологическими взрывами, вызванными научно-технической революцией, требующими прогнозирования новых производственно-технологических прорывов, возможных в будущем, во-вторых, насыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции, в-третьих, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса. Корпорации уже не могли ограничиваться в своей деятельности оперативным планированием и функциональным менеджментом. Возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее. Она была реализована в стратегическом менеджменте.
Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа.
Бюджетированиеи контроль
. Эти управленческие функции активно разрабатывались и совершенствовались уже в первой четверти XX в. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного менеджмента. Так, например, диаграммы Г. Гантта
(полосовые диаграммы) и в наши дни являются одним из самых распространенных методов планирования. Основная посылка бюджетирования и контроля — представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся. Перемена начальных условий рассматривается как препятствие, преодолимое на основе прошлого опыта. Бюджетирование и контроль по-прежнему являются важнейшими методами управления, однако в настоящее время более точно определена область их успешного применения — это так называемые «жесткие» проблемы
, которые характеризуются определенностью задач, средств для их решения, необходимым количеством ресурсов; применением известных методов достижения целей и определенными временными рамками. Позже, в 70-е гг., в методологии менеджмента широкое распространение получил взгляд, согласно которому «жесткие» проблемы не исчерпывают все проблемное поле менеджмента и должны быть дополнены «мягкими» проблемами
, которые характеризуются неустранимыми (по крайней мере, без использования специальных процедур) неопределенностями в исходных параметрах ситуаций, рассматриваемых как управленческие задачи.
^. Этот метод сформировался в 1950-е гг. Он основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций (или трендов) в будущее. Этот подход оказался наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства того или иного вида продукции или услуг.
^. Его широкое применение в практике бизнеса начинается с конца 1960-х — начала 1970-х гг. Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды ее существования. Среда
понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. Такое планирование с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, благоприятные возможности, предоставляемые переменами в окружении и угрозами со стороны конкурентов и социальных, политических, технологических и экономических факторов окружения.
^. Как самостоятельная дисциплина он появляется в середине 1970-х гг. Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Однако этот подход не сводится к восприятию окружения как фактора, ограничивающего процесс организационного планирования, а предполагает установление ясно определенных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и методов избежания угроз.
Таким образом, можно констатировать, что стратегический менеджмент появился как реакция на повышение степени изменчивости среды бизнеса, и вопрос «долгосрочности» стал определяющим в конкурентном поведении фирм на рынке. Априорная непредсказуемость среды явилась тем краеугольным камнем, вокруг которого стали строиться новые подходы к управлению организацией.
1.2.
Стратегия организации. Стратегический менеджмент
Понятие «стратегия»

Сегодня стратегия — это один из необходимых атрибутов эффективного бизнеса. Как показывает практика, ни одна компания в условиях конкуренции не может успешно существовать без ее четкой формулировки.
Г. Минцберг

Стратегия как план (например, это может быть долгосрочный план, когда ежегодно определяется курс на следующие несколько лет и производится его уточнение с учетом новых факторов и тенденций).
Стратегия как позиция (определение положения организации относительно ее конкурентов).
Стратегия как ловкий прием («мы делаем так, и не намерены делать иначе»).
Стратегия как перспектива (принцип пути, который выбирает компания).
Стратегия как паттерн (шаблон, которым компания оперирует в зависимости от складывающейся ситуации).
Если же говорить об определении понятия «стратегия» в стратегическом менеджменте, то можно предложить следующее: стратегия организации




Таким образом, стратегический менеджмент можно охарактеризовать как процесс формирования руководством организации стратегического видения, постановки целей, выработки и реализации стратегии, а также своевременной корректировки видения целей, стратегии и ее реализации. Более подробно определение стратегического менеджмента мы рассмотрим в главе 2. Пока же попробуем выделить основные преимущества, которые дает бизнесу (или любой организации) применение на практике стратегического менеджмента:
направленность всей организации на ключевой аспект стратегии;
ориентация менеджеров на необходимость более четко реагировать на появляющиеся перемены, новые возможности и потенциальные угрозы;
наличие четких критериев оценки менеджерами всевозможных альтернатив вложения средств в те или иные проекты и развитие персонала (имеется в виду поиск стратегически обоснованных приоритетов распределения ограниченных ресурсов);
возможность добиться системного принятия решений на всех уровнях управления организацией.
Выводы по теме
Понятие «менеджмент»


технологические взрывы, вызванные научно-технической революцией, требующие прогнозирования новых производственно-технологических прорывов, возможных в будущем;
насыщение рынка товаров и услуг в развитых странах приводило к усилению конкуренции;
начало процесса глобализации рынков, возникновение транснациональных корпораций усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса.
Таким образом, корпорации уже не могли ограничиваться в своей деятельности оперативным планированием и функциональным менеджментом. Возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее. Она была реализована в стратегическом менеджменте

Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа:
1) бюджетирование и контроль;
2) долгосрочное планирование;
3) стратегическое планирование;
4) стратегический менеджмент.
Г. Минцберг

1) стратегия как план;
2) стратегия как позиция;
3) стратегия как ловкий прием;
4) стратегия как перспектива;
5) стратегия как паттерн.
^ реализуется посредством решения пяти взаимосвязанных задач:
1) формирование стратегического видения;
2) формулировка целей;
3) разработка стратегии;
4) реализация стратегии;
5) оценка эффективности реализации стратегии и внесение корректив.
В итоге стратегический менеджмент можно охарактеризовать как процесс формирования руководством организации стратегического видения, постановки целей, выработки и реализации стратегии, а также своевременной корректировки видения, целей, стратегии и ее реализации.
Вопросы для самопроверки
Когда стратегический менеджмент оформился в самостоятельную дисциплину?
Каковы были условия появления стратегического менеджмента?
Назовите этапы становления стратегического менеджмента.
Раскройте суть каждого этапа становления стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской и практической деятельности.
Какие аспекты включает в себя процесс стратегического управления?
Перечислите и прокомментируйте задачи стратегического менеджмента.
2.
Основные определения стратегического менеджмента
Тезисы
Какие определения стратегического менеджмента


2.1.
Подходы к определению стратегического менеджмента
В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента

1) анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;
2) цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;
3) деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.
Рассмотрим более подробно их содержание.
^ . Примером такого подхода может служить определение, предложенное А. Роувомс соавторами, согласно которому стратегический менеджмент является «процессом принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой». Подобным образом определяют стратегический менеджмент также Д. Шендел
и К. Хаттен
, рассматривая его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям».
Этот подход тесно связан с методами стратегического планирования, привлекателен своей простотой в понимании последовательности действий менеджеров — разработчиков стратегии, а также ясными и относительно несложными методологическими установками. Однако при его использовании зачастую внутренние возможности организации остаются незадействованными, хотя во многих случаях они могли бы успешно нейтрализовать угрозы, исходящие из внешней среды.
Цели и средства. Такое понимание природы стратегического менеджмента представлено, например, в определении У. Глукаи Л. Джауха
, согласно которому стратегический менеджмент — это «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей». В данном случае использование слова «направление» в связи с теорией принятия решений показывает, что стратегический менеджмент ставит своей целью разработку серии решений разного уровня, между которыми существует взаимосвязь и которые организованы в соответствии с определенным образом полагаемой иерархией их важности для достижения организационных целей.
К этому подходу можно отнести и определение А. Томпсона




^ . Он акцентирует внимание на последовательности действий для осуществления стратегического управления и поэтому объединяет два предшествующих. Так, например, Г. Джонсони К. Скулз
выделяют следующую последовательность действий стратегического менеджмента:
1) анализ текущего положения организации в конкурентной среде;
2) выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив стратегического направления деятельности организации;
3) имплементация

Анализ в этой модели соответствует подходу с позиций оценки организационного окружения, так как на этом этапе деятельность руководителей направлена на выяснение переменных среды, которые важны для разработки стратегии. Этап стратегического выбора соответствует логическому анализу ситуации при принятии решений. Здесь действия означают разработку средств для осуществления стратегии. Действия на этом этапе предполагают осуществление контроля, на основании которого определяются необходимые корректировки.
Предложенные к пониманию стратегического менеджмента подходы допускают различные комбинации и добавления новых акцентов, позволяющие расширить всесторонность охвата в понятии этой сложной дисциплины. Так, например, О.С. Виханский

«Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе».
^
Сравнение стратегического и оперативного менеджмента
Представляется необходимым отметить, что, при всей важности формальных определений, раскрыть суть стратегического менеджмента

Более глубокое понимание природы и целей стратегического менеджмента можно получить при сравнении его с оперативным менеджментом

организационный уровень разработки и принятия решений;
непрерывность процесса планирования и осуществления;
преобладание «жестких» или «мягких» проблем и решений;
количество рассматриваемых альтернатив решения;
объем и тип необходимой управленческой информации;
временные интервалы планирования, осуществления и контроля управленческих действий;
приоритетность решений;
детализированность разработок;
используемые человеческие ресурсы управления;
точность контроля и оценки;
превалирующие интересы участников процесса принятия решений;
отношение к риску, степень риска и последствия реализации рисковых решений.
Основные отличия в содержании параметров стратегического и оперативного управления заключаются в следующем. Стратегические решения разрабатываются и контролируются на самом верхнем уровне управления. Нижестоящие уровни выполняют функции поставщиков информации для стратегического управления. Оперативные решения принимаются на всех уровнях управления. Разработка стратегии фирмы осуществляется в условиях неопределенности. Причем неопределенность порождают как процессы вне организации, так и внутри нее. Внешняя среда характеризуется неустойчивостью действия факторов, вынуждающих организацию изменяться. Неопределенность внутренних факторов обусловливается взаимосвязью и взаимозависимостью компонентов и подсистем организации как сложной системы. Однако точно и детально моделировать поведение сложных систем нельзя; можно лишь выявлять и предвидеть тенденции их саморазвития. Отсюда проистекают следующие различия стратегического и оперативного менеджмента: прерывистость и системность процесса управления



При стратегическом планировании важно на ранних этапах процесса выдвинуть и рассмотреть максимально возможное количество альтернатив. Эта процедура снижает степень риска ошибки планирования, которая может стоить дорого. Однако, чем больше альтернатив, тем больше требуется приложить усилий и времени для их оценки. В случае оперативного управления менеджеры имеют дело или с хорошо структурированными, «жесткими» проблемами, решения которых запрограммировано, или с «мягкими» решениями, но с невысоким риском серьезного ущерба при ошибке.
Для разработки стратегии необходим большой объем информации, получаемой из разных источников и о самых разнообразных процессах: как во внешнем окружении организации, так и во внутриорганизационных системах. Трудно определиться в сборе данных, особенно если на их основе делаются экстраполяции будущих тенденций развития факторов и процессов, часто здесь решающими факторами являются интуиция и опыт. Процессы же сбора информации для оперативного управления в значительной мере формализованы, источники ее стабильны и находятся внутри организации, качество и достоверность данных информации можно проконтролировать. При этом можно шире использовать машинную обработку информации и автоматизированные системы управления.
Различаются и временные масштабы планирования и управления. Стратегическое планирование ориентируется на длительные временные промежутки, обычно 3—5 лет, в то время как оперативное управление нацелено на решение задач, которые требуют недель или месяцев работы.
Между стратегическими и оперативными решениями существует тесная связь. Оперативные решения всегда являются элементом выполнения стратегии и нацелены на достижение перспективных целей. Поэтому стратегия формулируется в более общих чертах и менее детализированно, чем оперативные цели.
Различается и использование человеческих ресурсов в стратегическом планировании и оперативном управлении. Стратегическое управление осуществляется высшим управленческим персоналом. Часто требует привлечения внешних и внутренних консультантов. Велика роль также групп людей, заинтересованных в успехе организации или пытающихся повлиять на процесс стратегического управления, — так называемых групп поддержки

Стратегический и оперативный менеджмент различается и с точки зрения требований к контролю и оценке последствий управленческих действий. Эффективность принятых стратегий оценивать гораздо сложнее, чем результаты оперативного управления. Последствия стратегических решений можно с достаточной полнотой оценить только со временем, когда становится трудно, а иногда и невозможно выделить степень воздействия тех или иных факторов на процесс реализации стратегии. Последствия оперативного управления, как правило, не разделены большим промежутком времени с принятием решения, и поэтому причины, например неудачи, достаточно легко анализировать.
Стратегические и оперативные решения различаются с точки зрения интересов отдельных лиц или групп, участвующих в управлении, т.е. стейкхолдеров

Риск при принятии стратегических решений несоизмеримо выше по сравнению с возможными потерями от неправильных оперативных решений, что объясняется как масштабами решений, так и различным уровнем неопределенности и сложности среды.
Следует также различать стратегическое и долгосрочное управление. ^

Долгосрочное управление эффективно в условиях стабильности организационной окружающей среды, однако в настоящее время организаций, действующих в таких условиях, не так уж и много. Поэтому в современной ситуации, когда организационная среда отличается высокой сложностью и динамизмом, более приемлема философия стратегического менеджмента, которая основана на предположении о невозможности с достаточной степенью достоверности предсказать долгосрочные тенденции развития. Поэтому стратегический менеджмент сосредотачивает внимание на методах формирования долгосрочных конкурентных преимуществ в условиях неопределенности и сложности среды. Более конкретные отличия стратегического управления и долгосрочного планирования выражаются в целях, задачах, методологии, оценке ресурсов организации.
Так, в частности, целью долгосрочного планирования является расчет результатов деятельности и потребности в ресурсах на длительный период, при этом ставится задача оптимизации расхода ресурсов на применении детерминированных математических моделей различной степени сложности и компьютерных программ. Целью же стратегического менеджмента является достижение долговременного конкурентного преимущества на основе использования сильных сторон компании, компенсации слабостей, учета преимуществ и угроз, порождаемых внешней средой организации. В случае долгосрочного планирования главным критерием эффективности управления является рентабельность, прибыльность. Именно этого, чаще всего, требуют от совета директоров акционеры. Стратегический менеджмент ставит во главу угла повышение адаптационной способности компании, задачу повышения ее устойчивости по отношению к меняющимся воздействиям внешней среды. В качестве важнейшего фактора успеха стратегический менеджмент рассматривает человеческие ресурсы организации и использование скрытых резервов организационной культуры.
Отличие стратегического менеджмента от оперативного состоит также в специфической методологической основе, видении организации как сложной системы в развитии. Такое развитие определяется множеством факторов как внешнего, так и внутреннего происхождения, взаимозависимостью структурных элементов и функций организации, поэтому им чрезвычайно трудно управлять, и тем более управлять в соответствии с жестким планом, в котором учитывались бы все детали и частные аспекты поведения групп людей организации вплоть до отдельных индивидов. Стратегический менеджмент — это область господства «мягких» организационных проблем, а попытки управлять ими как «жесткими» ведут к неудачам и провалам.
Выводы по теме
Все определения стратегического менеджмента

1) анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;
2) цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;
3) деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.
Сравнение между стратегическим и оперативным менеджментом

организационный уровень разработки и принятия решений;
непрерывность процесса планирования и осуществления;
преобладание «жестких»или «мягких»
проблем и решений;
количество рассматриваемых альтернатив решения;
объем и тип необходимой управленческой информации;
временные интервалы планирования, осуществления и контроля управленческих действий;
приоритетность решений;
детализированность разработок;
используемые человеческие ресурсы управления;
точность контроля и оценки;
превалирующие интересы участников процесса принятия решений;
отношение к риску, степень риска и последствия реализации рисковых решений.
Стратегические решения разрабатываются и контролируются на самом верхнем уровне управления. Нижестоящие уровни выполняют функции поставщиков информации для стратегического управления. Оперативные решения принимаются на всех уровнях управления.
Разработка стратегии фирмы осуществляется в условиях неопределенности. Причем неопределенность порождают как процессы вне организации, так и внутри нее. Внешняя среда характеризуется неустойчивостью действия факторов, вынуждающих организацию изменяться.
Неопределенность внутренних факторов обусловливается взаимосвязью и взаимозависимостью компонентов и подсистем организации как сложной системы. Однако точно и детально моделировать поведение сложных систем нельзя, можно лишь выявлять и предвидеть тенденции их саморазвития. Отсюда проистекают следующие различия стратегического и оперативного менеджмента: прерывистость и системность процесса управления

Прерывистость

Стратегический менеджмент сосредотачивает внимание на методах формирования долгосрочных конкурентных преимуществ в условиях неопределенности и сложности среды. Более конкретные отличия стратегического управления и долгосрочного планирования выражаются в целях, задачах, методологии, оценке ресурсов организации.
Основное отличие стратегического менеджмента от оперативного состоит в той специфической методологической основе, видении организации как сложной системы в развитии. Стратегический менеджмент — эта область господства «мягких» организационных проблем, а попытки управлять ими как «жесткими» ведут к неудачам и провалам.
Таким образом, эффективное управление организацией включает как эффективный стратегический, так и эффективный оперативный менеджмент.
Вопросы для самопроверки
Назовите основные подходы, используемые при определении стратегического менеджмента. Дайте характеристику каждому.
Попробуйте сформулировать свое определение стратегического менеджмента.
По каким параметрам можно сравнить стратегический и оперативный менеджмент?
«Жесткими» или «мягкими» проблемами занимается стратегический менеджмент?
Какова взаимосвязь эффективности стратегического менеджмента и эффективности оперативного менеджмента?
3.
Методологические основания и школы стратегического менеджмента
Тезисы
Каковы основные шаги стратегического менеджмента

3.1.
Модель стратегического менеджмента
Мы рассмотрим модель стратегического менеджмента




^

^

^


^

^

^


^


^

^


^

^

Понимание задач и методов стратегического менеджмента можно углубить, если использовать ранее проведенное сопоставление стратегического и оперативного менеджмента. Между этими понятиями много общего, но и существуют важные отличия, главное из которых состоит в том, что стратегический менеджмент имеет дело с общим управлением организацией, в то время, как оперативный менеджмент сосредотачивается на специфике управления функциональными отделами организации, такими, например, как финансовый, производственный отдел или отдел маркетинга.
Кроме того, что стратегический менеджмент заставляет всерьез задумываться о будущем организации, он позволяет:
формулировать на рациональной основе возможные стратегии и определять, в какой мере подходит организации та или иная стратегия;
находить альтернативные пути развития бизнеса, чтобы выбрать оптимальный из них;
развивать умение ориентироваться в будущем, что приводит к систематическому учету возможных последствий тех или иных решений;
более эффективно и грамотно размещать ресурсы организации;
понимать природу и значение неопределенностей и рисков в развитии бизнеса;
использовать методологию системного подхода в решении организационных проблем и на этой основе развивать более эффективное управление;
связывать в единый комплекс взаимозависимых элементов процессы коммуникации, координации и контроля в рамках организации как целого;
стимулировать мотивацию и энтузиазм сотрудников, определять миссию организации и понимание значения достижения организационных целей для индивидуального развития и роста сотрудников;
преодолевать сопротивление переменам, формировать инновационную организационную культуру.
Стратегический менеджмент развивает широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для организации. Руководители, имеющие знания и навыки в области стратегического менеджмента, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегический менеджмент позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений.
^
Школы стратегического менеджмента
Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, приведенные выше, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами





^
№ п/п | Название школы | ^ |
1 | Школа дизайна | Осмысление |
2 | Школа планирования | Формальный процесс |
3 | Школа позиционирования | Аналитический процесс |
4 | Школа предпринимательства | Предвидение |
5 | Когнитивная школа | Ментальный процесс |
6 | Школа обучения | Развивающийся процесс |
7 | Школа власти | Процесс ведения переговоров |
8 | Школа организационной культуры | Коллективный процесс |
9 | Школа внешней среды | Реактивный процесс |
10 | Школа конфигурации | Процесс трансформации |
Эти школы, в свою очередь, подразделяются на три группы. Первые три школы имеют предписывающий характер — их приверженцы описывают, как должны формироваться стратегии. Так, представители школы дизайна



Следующие шесть школ рассматривают специфические аспекты процесса формулирования стратегии. Их последователи делают акцент на исследовании реальных процессов разработки стратегий. Стремясь связать стратегию с реальным поведением фирмы, они пытались рассматривать стратегию как результат предвидения будущего, озарения, разрешающего менеджеру принять риск. Таким образом, стратегия снизывалась с процессами, происходящими в сознании менеджера. Наиболее последовательно эта позиция разрабатывалась когнитивной школой

Четыре последующие школы (после когнитивной) пытаются преодолеть неопределенности, связанные с поведением индивида, и детерминистски проанализировать процесс стратегического управления. Так, представители школы обучения




Школа, которая названа Г. Минцбергом и другими школой конфигурации

Современное значение этих школ различается. Одни из них хорошо зарекомендовали себя и удерживают надежные позиции для анализа деятельности компаний, принадлежащих к «традиционным» отраслям, другие демонстрируют эффективность своей методологии во вновь развивающихся, инновационных отраслях бизнеса, третьи больше подходят для проектирования стратегических изменений в бесприбыльных организациях или организациях муниципального управления и т.д. Поэтому вряд ли было бы продуктивно пытаться ранжировать школы и направления стратегического менеджмента по степени важности или эффективности в отрыве от реального контекста организационных проблем, в котором они возникли и который влияет на их развитие. Важнее научиться применять нужные и эффективные методы из всего арсенала методов, предоставляемого школами, для решения задач стратегического менеджмента, возникающих в конкретных организациях и в определенный момент времени.
Выводы по теме
Различают следующие предпосылки или методологические основания исследований в области стратегического менеджмента

изучение рынка;
сбор информации;
эмпирические исследования;
транснациональный бизнес;
принятие решений;
дух предпринимательства;
видение долговременных перспектив;
стратегические альтернативы;
междисциплинарный подход;
оптимизация использования ресурсов;
осуществление стратегиии контроль
.
Кроме того, использование стратегического менеджмента заставляет всерьез задумываться топ-менеджеров о будущем организации, и он позволяет:
формулировать на рациональной основе возможные стратегии и определять, в какой мере подходит организации та или иная стратегия;
находить альтернативные пути развития бизнеса, чтобы выбрать оптимальный;
развивать умение ориентироваться в будущем, что приводит к систематическому учету возможных последствий тех или иных решений;
более эффективно и грамотно размещать ресурсы организации;
понимать природу и значение неопределенностей и рисков в развитии бизнеса;
использовать методологию системного подхода в решении организационных проблем и на этой основе развивать более эффективное управление;
связывать в единый комплекс взаимозависимых элементов процессы коммуникации, координации и контроля в рамках организации как целого;
стимулировать мотивацию и энтузиазм сотрудников, определять миссию организации и понимание значения достижения организационных целей для индивидуального развития и роста сотрудников;
преодолевать сопротивление переменам, формировать инновационную организационную культуру.
Стратегический менеджмент развивает широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для организации. Руководители, имеющие знания и навыки в области стратегического менеджмента, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегический менеджмент позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений.
По мнению Г. Минцберга




1) школа дизайна

2) школа планирования

3) школа позиционирования

4) школа предпринимательства

5) когнитивная школа

6) школа обучения

7) школа власти

8) школа организационной культуры

9) школа внешней среды

10) школа конфигурации

При этом вряд ли нужно пытаться ранжировать школы и направления стратегического менеджмента по степени важности или эффективности в отрыве от реального контекста организационных проблем, в котором они возникли и который влияет на их развитие. Важнее научиться применять нужные и эффективные методы из всего арсенала, предоставляемого школами, для решения задач стратегического менеджмента, возникающих в конкретных организациях и в определенный момент времени.
Вопросы для самопроверки
Какие различают предпосылки или методологические основания исследований в области стратегического менеджмента?
Что позволяет руководителям организации использование в своей практике стратегического менеджмента?
Назовите школы стратегического менеджмента.
Каким образом происходит процесс формирования стратегии в школах стратегического менеджмента?
На какие группы можно разделить все школы стратегического менеджмента?
Дайте краткую характеристику каждой из школ стратегического менеджмента.
Скачать файл (1642 kb.)