Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Биография и творчество Гюстава Курбе - файл 1.doc


Биография и творчество Гюстава Курбе
скачать (66.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc67kb.24.11.2011 09:20скачать


1.doc

Биография и творчество Гюстава Курбе
Жан Дезире Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года в небольшом городке Орнане, расположенном неподалеку от швейцарской границы. Его предки со стороны отца, владельца фермы и виноградников, на протяжении нескольких поколений жили в восточной Франции; мать тоже была уроженкой этих мест. С детства будущий художник был влюблен в свою малую родину, и эта любовь оставила заметный след в его творчестве.
В 1831 году Гюстав поступил / в местную школу, где быстро приобрел репутацию шумного и проказливого ученика. Интерес к рисованию пробудил у него «папаша» Бод, один из его школьных учителей. Когда-то Бод был подмастерьем у Антуана Жана Гроса (1771— 1835), одного из ведущих художников-неоклассицистов, и теперь сам побуждал своих учеников как можно больше рисовать с натуры. Позже Курбе говорил, что именно благодаря Боду он стал художником.
В 1837 году Гюстав поступил в Королевский колледж в Безансоне. Вняв советам родных, он изучал право, но вместе с тем (уже по собственному желанию) посещал занятия и в местной Академии. Очевидно, это сыграло свою роль в том, что в 1839 году юноша отправился в Париж. Там он первое время осваивал азы художнического ремесла у некоего художника Стобена. Ученические штудии Гюстав дополнял посещением музеев, где старательно копировал выставленные работы живописцев — от старых испанских и голландских мастеров до Теодора Жерико и Эжена Делакруа. Позже художник объявлял себя самоучкой, но в этом немного лукавил, потому что начальное художественное образование он все-таки получил.
Подобно большинству молодых честолюбцев от живописи, Курбе надеялся добиться признания, выставившись в Салоне. Он напряженно искал выигрышную тему для выставочной работы и экспериментировал с различными стилями. В период между 1841 и 1847 годами он попробовал себя в портрете, пейзаже, жанровых сценках и даже в религиозной живописи. Результат вышел довольно плачевным. Большинство предлагаемых работ Курбе жюри Салона отвергло. Из попавших же в Салон трех картин лишь одну («Автопортрет с черной собакой») весьма сдержанно заметила критика.
Таким образом, положение Курбе накануне французской революции 1848 года было не слишком благополучным. Все еще больше усложнилось в 1847 году, когда Курбе женился на Виржинии Бине, несколько лет до того бывшей его любовницей (в этом году она родила его сына). О Виржинии известно лишь то, что она была на одиннадцать лет старше Гюстава и, как полагают, позировала для его картины «Влюбленные на природе». Этот союз распался в 1855 году. Сын Курбе умер очень молодым, в 1872 году.
Впрочем, в 1846 году художнику как будто улыбнулась судьба. Один голландский торговец произведениями искусства приобрел две его работы и пообещал новые заказы, если тот приедет в Голландию. Курбе поддерживали и его новые друзья, все сплошь молодые писатели и художники. Среди них были фигуры, не нуждающиеся в особом представлении, — например, Шарль Бодлер и Пьер Жозеф Прудон. Компания обычно собиралась в пивной, находившейся в двух шагах от мастерской художника и прозванной друзьями «Храмом реализма». Именно здесь велись первые разговоры об основания «новой школы» в искусстве, которая мыслилась реалистической по духу.
Письма Курбе той поры довольно тщеславны; в действительности же ни о какой громкой славе говорить не приходилось. Но на помощь пришла революция. В феврале 1848 года французский король Луи-Филипп отрекся от трона, и власть перешла в руки республиканского правительства. Салон уцелел, однако его отборочную комиссию упразднили. Пользуясь представившейся возможностью, Курбе выставил в Салоне сразу десять своих картин. О художнике заговорили. На следующий год его картина «Послеобеденный отдых в Орнане» получила золотую медаль и была приобретена правительством для музея в городе Лилле.
Но жизнь Курбе от этого легче не стала. Именно к этому времени художник выработал свою реалистическую манеру. У многих она вызывала ярость. Так, шедевр Курбе «Похороны в Орнане» в Салоне 1850—51 года подвергся настоящей травле. Критики ядовито отплевывались, карикатуристы до бесконечности пародировали картину, а власти заподозрили в ней зашифрованное послание подрывного характера.
Реализм вызывал неприятие по двум причинам. Во-первых, раздражала сама его эстетика, противостоящая принятому в Салоне академизму. Во-вторых, он казался опасным, потому что его активно поддерживали социалисты. Курбе же свою оппозиционность существующему порядку вещей всячески подчеркивал. В одном из интервью 1851 года он напрямую заявил: «Я не только социалист, но также демократ и республиканец. Иными словами, я революционер до мозга костей». Вторая империя, установившаяся через год, подобных слов не прощала.
В 1855 году картины Курбе были не приняты на Всемирную выставку. В ответ на это художник рядом с официальным французским павильоном изящных искусств организовал частную выставку своих работ в павильоне, названном им «Павильон реализма». К огорчению Курбе, этот демарш не поддержала публика, и он едва окупил затраты по строительству помещения. В 1857 году были изменены правила приема картин в Салон, и первую скрипку в отборе работ снова стала играть приемная комиссия. Тогда художник обратил свои взоры на соседние страны. В 1856 году он посетил Бельгию, где, по его собственным словам, «жил как принц». Двумя годами позже он надолго остановился в Германии, где тоже был хорошо принят. Кроме того, Курбе с успехом выставлялся в Лондоне, Антверпене, Амстердаме, Брюсселе и Гааге.
Cамым триумфальным выдался для него 1869 год, когда бельгийский король Леопольд II наградил его золотой медалью, а баварский король Людвиг II — орденом святого Михаила.
В Париже, между тем, продолжались дрязги с Салоном и властями. Дважды картины художника хорошо принимались в Салоне, но правительство отказывалось приобретать их. В конце концов Курбе пошел на открытую конфронтацию. Он представил в приемную комиссию картину, которая не могла не вызвать скандал. Это было «Возвращение кюре с конференции» — групповой портрет сильно подвыпивших священнослужителей. В те дни художник писал одному из своих друзей: «Если эта картина вызвала такое неудовольствие, я могу считать, что достиг своей цели... Да свершится Революция».
Таким образом, события, окончившиеся изгнанием Курбе из страны, были закономерны. В 1870 году Франция вступила в войну с Пруссией, окончившуюся катастрофой. Власть в Париже ненадолго перешла в руки республиканского правительства. Курбе принял деятельное участие в Парижской Коммуне. В мае 1871 года Коммуна была утоплена в крови. Курбе арестовали—в частности, и за то, что он приложил руку к уничтожению Вандомской колонны. Художника приговорили к штрафу в 500 франков и шестимесячному тюремному заключению.
После освобождения Курбе вновь взялся за кисть. Но в 1873 году к власти пришел маршал Мак-Магон, и по его указу было возобновлено расследование по поводу разрушения Вандомской колонны. Опасаясь нового ареста, художник бежал из Франции. Он поселился в швейцарском городке Тур-де-Пельц, неподалеку от границы.
Судебное разбирательство тянулось вплоть до 1877 года. Художнику предъявили штраф на 323 000 франков, все его картины оказались конфискованными и были проданы с молотка. После этого здоровье Курбе стало стремительно ухудшаться. 31 декабря 1877 года он скончался. Позже, в 1919 году (к столетию со дня рождения художника), останки Курбе перевезли на родину, в Орнан.
"Похороны в Орнане". 1849-1850 гг.
Холст, масло. 315х668 см.
Лувр, Париж.
 

Курбе начал писать картину в 1849 году, в тесной мансарде в Орнане. Работа художника вызвала переполох среди местного общества, попавшего в ее герои, - на ней присутствовали многие обитатели этих мест: от мэра и мирового судьи до родственников и друзей Курбе. Но этот переполох и сравниться не мог со спорами, разгоревшимися после того, как полотно было выставлено в Салоне.

Недоумение и непонимание вызвали сами его размеры. Сходились на том, что обычные сельские похороны не должны быть темой столь масштабного произведения. Один из критиков писал: "Похороны крестьянина могут нас растрогать... Но не следует настолько локализовать это событие". Однако для реалистов крайне важна была именно такая "локализация". Курбе создал современный, легко узнаваемый образ, запечатлев на полотне людей и реалии своего времени. Кроме того, он акцентировал внимание на самом процессе похорон человека, а не на его деяниях или на посмертной участи его души (как это делалось раньше). При этом личность покойного здесь остается анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти. Это делает картину осовремененным вариантом очень популярного в Средние века сюжета, известного под названием Пляски Смерти.

Третье тематическое полотно Курбе, начатое в 1849 году и показанное в Салоне 1850/ 51 года, — "Похороны в Орнане" (Париж, Лувр) — принадлежит к числу шедевров мастера. Достаточно было написать только одну эту картину, чтобы имя художника навсегда вошло в историю мирового искусства.
     С первого же взгляда "Похороны в Орнане" поражают своей предельной простотой, каким-то удивительно суровым лаконизмом. Это проявляется во всем: в четкой фризообразности композиции, чуть отступающей от первого плана в центре и приближающейся к нему справа и слева, в бесхитростности близко поставленных друг к другу фигур, неповторимо индивидуальных и в то же время подчиненных общему ритму, в строгости, почти аскетичности колорита, в котором доминируют черные и белые цвета, в манере письма, уверенных, весомых мазках, положенных на холст то ножом, то кистью. Движения почти нет — все застыли в своих традиционно скорбных позах.
     Курбе не старается разнообразить действие, ввести элемент рассказа. Главное — отношение людей к происходящему, их реакция. Почти никто не переживает случившегося, присутствуя на церемонии по обязанности или из простого любопытства. В центре композиции у вырытой могилы стоит бледный подтянутый мужчина — мировой судья. Вытянутое лицо с длинным носом и узкими губами должно выражать соответствующую моменту печаль, и оно выражает ее. Взгляд напряжен, поза торжественна, рука в черной перчатке сжимает черную шляпу. В левой части картины находится человек с. распятием в руке. Его лицо чем-то напоминает лицо мирового судьи, но если тот отличался подтянутостью, умением принять нужную позу, то этот не может скрыть своих чувств. Слегка улыбаясь, он смотрит на зрителя, и зритель сразу угадывает в нем личность хитрую, грубоватую, себе на уме. Справа видны женщина и ребенок. Девочке скучно, и она отворачивается в сторону. А женщина — она маленького роста, полная, с лоснящимися румяными щеками и розово-красным носом — отнюдь не подавлена переживаниями: ее глаза косят в сторону, наблюдая за окружающим.

"Купальщицы". 1853 г.
Холст, масло. 227х193 см.
Музей Фабра, Монпелье.
 

Эта картина, впервые выставленная в Салоне 1853 года, вызвала всеобщее негодование. В частности, императрица Франции сказал, что тело изображенной на картине женщины напоминает лошадиный круп, а сам Наполеон III, осматривавший экспозицию, в раздражении ударил полотно своим хлыстом.

"Купальщицы" нарушали сразу несколько принятых правил "хорошего тона". Во-первых, женщина была написана слишком реалистично. До появления "Купальщиц" обнаженная женская фигура могла прнинадлежать лишь мифологическому персонажу. Во-вторых публику рассердили сами позы женщин. До этого времени большинство выставлявшихся в Салоне картин такого рода были хотя бы номинально мотивированы каким-то сюжетом. На картине Курбе ожидание события связано с руками обнаженной. Ее поза напоминает позу, характерную для Марии Магдалины ("не прикасайся ко мне") при ее встрече с воскресшим Христом возле Его гробницы. Однако в данном контексте такая трактовка представляется невозможной и кощунственной, и создается впечатление, что сюжет в картине вообще отсутствует.

"Мастерская художника". 1855 г.
Холст, масло. 361х598 см.
Музей д'Орсе, Париж.
 

Это гигантское полотно Курбе сделал центральным экспонатом своего "Павильона реализма", устроенного им в противовес официальной экспозиции французской живописи на Всемирной выставке 1855 года. Второе название этой картины: "Реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей творческой жизни". Таким образом, ее можно отчасти считать саморекламой художника.

В центре композиции мы видим самого художника, пишущего пейзаж. За его работой наблюдают обнаженная натурщица и маленький мальчик. О фигурах, стоящих справа, Курбе сообщал в письме к Шамфлери: "Это люди, разделяющие мои идеи; они достойны жизни". Среди них - Шамфлери, Брюйа, Прудон и Бодлер. Фигуры слева "достойны смерти; это страдание, нищета, роскошь, эксплуатируемые и эксплуататоры". Несмотря на подробные автообъяснения, загадок у этого произведения хватает. Курбе что-то недоговаривал, делая это сознательно. "Да будет счастлив тот, - воскликнул он в том же письме, - кто сумеет разгадать эту загадку!"

Изображенные на картине фигуры расположены на обширном затемненном пространстве так, что невозможно не только установить их взаимоотношения, но даже понять, подозревают ли они о существовании друг друга. Мотивировка этого дана во втором названии произведения - не "реальная сцена", а "аллегория реальности". Все персонажи здесь появляются лишь для того, чтобы каким-то образом описать и разъяснить творчество художника. Они представлены в виде "живого табло" - популярной в то время игры. В нее играли так - участники надевали театральные костюмы и замирали в выбранных ими позах, изображая "живую картину", значение которой должны были угадать зрители.

"Здравствуйте, господин Курбе". 1854 г.
Холст, масло. 129х154 см.
Музей Фабра, Монпелье.
 

С мая по сентябрь 1854 года Курбе жил в Монпелье у своего друга, мецената Альфреда Брюйа. Эта знаменитая картина описывает их встречу на пригородной дороге. Курбе только что высадился из кареты. За плечами художника дорожный мешок. Брюйа сопровождают его камердинер и пес.

Пребывание в Монпелье было очень важным для Курбе. Отклонив за год до этого официальный заказ для Всемирной выставки в Париже, он планировал устроить альтернативную персональную выставку своих работ, и ему требовалась поддержка Брюйа. Предполагалось, что они сообща арендуют небольшую площадь рядом с территорией Выставки, и Курбе выставит там свои работы наряду с избранными полотнами из обширной коллекции Брюйа. Поначалу Брюйа согласился поддержать этот проект, но позже, не желая вступать в конфронтацию с властью, передумал.

Многие критики отмечали непринужденную атмосферу, царящую на этом полотне.


"Веяльщицы". 1855 г.
Холст, масло. 131х167 см.
Музей изобразительных искусств, Нант.
 

В 1850-х годах Курбе написал серию картин, изображающих жизнь крестьян Орнана. К ним относятся и "Веяльщицы".

Картина совершенно не похожа на большинство других полотен Курбе этого периода. Работа, которой заняты крестьянки, не выглядит утомительной; атмосфера полотна пронизана каким-то ясным и светлым чувством. Тут нет ничего от социальной критики, от сюжетов непосильного труда работниц; это - почти пастораль, призванная передать и выразить, насколько очаровательна жизнь вдали от дымных городов. Твердо установлено, что для фигуры девушки с ситом Курбе позировала его сестра, Зоя Курбе. Предполагают, что фигуру второй крестьянки Курбе писал со второй своей сестры, Жюльетты, а изображенный на картине мальчик - это сын художника, Дезире Бине. Возможно, именно эти факты объясняют, отчего Курбе столь лирично решил на этот раз тему труда. 

"Автопортрета с черной собакой" (1842—1844, Париж, Пти-Пале), выдающей руку мастера. Нет уже неуверенного в себе юноши и неуверенной живописи. Курбе предстает как человек, ощутивший собственные силы и, если говорить о трактовке образа, свое преимущество перед другими. Такое впечатление рождает композиция. Фигура Курбе дана крупным планом и отчетливо вырисовывается на фоне скалы, за ним справа открывается вид на долину. Человек и собака находятся в точном геометрическом центре холста, расходящиеся книзу линии, очерчивающие контуры их фигур, придают им особую устойчивость. Художник поворачивается в сторону зрителя и смотрит на него сверху вниз своими карими продолговатыми глазами. Что-то задорное, интригующее, загадочное есть в облике Курбе. Он одет скромно, но так, чтобы каждый, взглянув на него, понял, что перед ним не обычный человек, а художник. Черная широкополая шляпа, из-под которой спускается до плеч пышная масса волос, черная куртка на розовой подкладке, серые в голубую клетку брюки. В руке у Курбе трубка, за спиной трость и альбом для рисования, рядом черный спаниель. Как часто художники прошлого изображали рядом с. портретируемыми собак

 Наряду с автопортретами Курбе создал в 40-е годы немало портретов родных и близких. Художник нежно любил своих сестер Зоэ, Зели и Жюльетт, плативших ему такой же привязанностью. Естественно, что их образы постоянно встречаются в его творчестве. Одним из самых привлекательных среди них является портрет младшей сестры, Жюльетт (1844, Париж, Птп-Пале). Когда Курбе работал над ним, Жюльетт было тринадцать лет (она родилась в 1831 г.). Это совсем юное хрупкое существо, уже не ребенок, но еще и не девушка. Курбе любуется тонкостью почти плоской фигурки, затянутой в серое в желтую полоску платье, угловатым движением рук, положенных одна на другую, изяществом головы с гладко зачесанными русыми волосами, румянцем на щеках, серыми внимательными глазами.

Пейзажи Курбе создавались прямо на натуре, завершались в ателье или писались по памяти. В любом случае он улавливал характерное, типизировал. Глядя сегодня на места, которые запечатлел художник, представляешь себе, как шло обобщение, если даже на полотно переносилось все то, что оказывалось в поле зрения мастера. Курбе мог изменить в картине направление струи падающей воды, сделать более высокими горные уступы, передвинуть группу деревьев, "набросать" кучу камней и т. д. Эти изменения диктовались необходимостью построить композицию. Конечно, Курбе далеко не всегда обращался столь вольно с натурой. Нередко он находил в самой природе полностью удовлетворявший его мотив. Оставалось только сесть и писать. Но и в том и в другом случае он создавал не этюд, а картину, видел природу скомпонованной, живущей своими законами, в которых нет места случайности, непостоянству. В этом отношении Курбе ближе старым мастерам, чем импрессионистам. Перекомпоновкой элементов композиции (в случае надобности), их ритмической организацией не ограничивался процесс обобщения. Курбе добивался цельности и общей колористической гаммой, и тональной разработкой, и широкой плотной манерой письма, подчеркивающей в каждом дереве, утесе, воде, траве, в любой части природы присущую ей материальность.
     Художник писал пейзажи с самого начала творческого пути. В музее Орнана можно увидеть его первые опыты в этом жанре, датируемые концом 1830-х годов. Затем наступил перерыв, связанный с пребыванием в Париже. Город, природа окрестностей столицы, Иль-де-Франса, вдохновлявшая позднее Моне и Писсарро, не волновали Курбе. Только на родине, во Франш-Конте, он чувствовал неутолимое желание изображать все, что его окружает. Он хотел поведать людям о таинственных, прохладных гротах, где рождаются горные реки, о падающих со скал водопадах, о красоте обветренного, омытого дождем и согретого солнцем камня, о мощных деревьях, питающихся щедрыми соками земли, и о маленьких городках и деревнях, живущих гармоничной жизнью с окружающей их природой. Написанные в других местах пейзажи, за исключением марин, сравнительно редки.


Скачать файл (66.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации