Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Особенности строения и функций организма детей и подростков - файл 1.doc


Контрольная работа - Особенности строения и функций организма детей и подростков
скачать (241.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc242kb.24.11.2011 09:33скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5
СОДЕРЖАНИЕ:



  1. Введение с. 3

  2. Возрастные особенности нервной системы с. 4

  3. Возрастные особенности высшей нервной деятельности с. 8

  4. Возрастные особенности сенсорных систем с.14

  5. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата с.18

  6. Возрастные особенности эндокринной системы с.22

  7. Возрастные особенности органов дыхания с.24

  8. Возрастные особенности питания с.27

  9. Возрастные особенности органов пищеварения с.29

  10. Возрастные особенности выделительной системы с.33

  11. Возрастные особенности терморегуляции с.34

  12. Возрастные особенности системы крови с.36

  13. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы с.39

  14. Вывод с.42

15. Список используемой литературы с.43

Введение.

В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет большое значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка. В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. В жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды: I новорожденный 1-10 дней; II грудной возраст 10 дней 1 год; III раннее детство 1-3 года; IV первое детство 4-7 лет; V второе детство 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки; VI подростковый возраст 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки; VII юношеский возраст 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период. Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются, прежде всего, социальными факторами.
^ Возрастные особенности нервной системы.
Нервная система координирует и регулирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого; осуществляет адаптацию организма к изменениям окружающей обстановки, поддерживает постоянство его внутренней среды. Топографически нервную систему человека подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. Периферическую нервную систему составляют спинномозговые и черепные нервы, их корешки, ветви, нервные окончания, сплетения и узлы, лежащие во всех отделах тела человека. Согласно анатомо-функциональной классификации, нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию тела - кожи, скелетных мышц. Вегетативная нервная система регулирует обменные процессы во всех органах и тканях, а также рост и размножение, иннервирует все внутренние органы, железы, гладкую мускулатуру органов, сердце.

^ Головной мозг.

Масса головного мозга новорожденного относительно велика:

340 - 400 г. (у мальчиков на 15 - 20 г больше). По массе головной мозг наиболее развитый орган, но это не характеризует его функциональных возможностей. Увеличение массы мозга происходит интенсивно до 7 – летнего возраста. Мозг достигает максимальной массы к 20 – 30 летнему возрасту. Первые 1-2 года жизни головной мозг растет быстрее спинного, в дальнейшем спинной мозг растет быстрее головного.


^ Спинной мозг.

К моменту рождения ребенка наиболее зрелыми являются спинной мозг и стволовые структуры головного мозга, обеспечивающие жизненно важные функции.

Масса спинного мозга у новорожденного равна 3 - 4 г (0,1℅ массы тела), к 6 месяцам она удваивается, к 11-увеличивается в 3 раза. К 3 годам становится в 4 раза больше, чем у новорожденного, а к 6 годам – в 5 раз. К 20 годам масса мозга уже в 8 раз больше, чем у новорожденного, и становится такой, как у взрослого. Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого. Его длина равна 14-16см, что составляет 30℅ длины тела. К 12 годам его толщина удваивается и в дальнейшем почти не изменяется. Диаметр канала спинного мозга у новорожденных относительно больше, чем у детей старшего возраста и у взрослых. Спинной мозг новорожденного заканчивается на уровне нижнего края 2-го или 3-го поясничного позвонка. К концу первого года жизни он занимает такое же положение, как и у взрослых,- находится на уровне 1-2-го поясничного позвонка. Ко времени рождения все нервные, и глиальные клетки спинного мозга хорошо развиты и по структуре не отличаются от клеток у детей дошкольного возраста. У детей старшего возраста они становятся крупнее.

^ Продолговатый мозг.

Продолговатый мозг к моменту рождения вполне развит и созрел в функциональном отношении. Его масса вместе с мостом у новорожденного равна 8 г, что составляет 2℅ массы головного мозга. Нервные клетки новорожденного имеют длинные отростки, в их цитоплазме содержится тигроидное вещество. Пигментация клеток усиленно проявляется с 3 – 4 -летнего возраста и увеличивается вплоть до периода полового созревания. К полутора годам жизни ребенка увеличивается количество клеток центра блуждающего нерва и хорошо дифференцированы клетки продолговатого мозга. Значительно увеличивается длина отростков нейронов. К 7 годам жизни ядра блуждающего нерва сформированы также как и у взрослого.

Мост.

Мост у новорожденного расположен выше по сравнению с его положением у взрослого, а к 5 годам располагается на том же уровне, как и у взрослого. Развитие моста связано с формированием ножек мозжечка и установлением связей мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Внутреннее строение моста у ребенка не имеет отличительных особенностей по сравнению со строением его у взрослого человека. Ядра расположенных в нем нервов к периоду рождения сформированы.
Мозжечок.

Масса мозжечка у новорожденного составляет 20,5-23 г, в 3 месяца она удваивается, а у 6-месячного ребенка равна 62-65 г. Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда ребенок учится сидеть и ходить. У годовалого ребенка масса мозжечка увеличивается в 4 раза и в среднем составляет 84-95 г. После этого наступает период медленного роста мозжечка, к 3 годам размеры мозжечка приближаются к размерам у взрослого. К 6 годам его масса достигает нижней границы массы мозжечка у взрослого. У 15 -летнего ребенка масса мозжечка – 149г. Интенсивное развитие мозжечка происходит и в период полового созревания. Серое и белое вещество мозжечка развивается неодинаково. У ребенка рост серого вещества осуществляется относительно медленнее, чем белого. Так, от периода новорожденности до 7 лет количество серого вещества увеличивается приблизительно в 2 раза, а белого – почти в 5 раз.

Клеточное строение коры мозжечка у новорожденного значительно отличается от взрослого. Ее клетки во всех слоях отличаются по форме, размерам и количеству отростков. В период новорожденности и первых дней жизни разрушение клеток мозжечка существенно не отражается на регулируемых им функциях. Становление рефлекторной функции мозжечка связано с формированием продолговатого, среднего и промежуточного мозга.

^ Средний мозг.

У новорожденного масса среднего мозга составляет 2,5 г. Его форма и строение почти не отличаются от среднего мозга взрослого. Ядро глазодвигательного нерва хорошо развито, его волокна миелинизированы. Хорошо развито красное ядро, его связи с другими отделами мозга формируются раньше, чем пирамидная система. У новорожденного черная субстанция представляет собой хорошо выраженное образование, клетки которого дифференцированы и их отростки миелинизированы. Значительная часть клеток черной субстанции не имеет характерного пигмента (меланина), который появляется с 6 месяцев жизни и максимального развития достигает к 16 годам. Развитие пигментации находится в прямой связи с совершенствованием функций черной субстанции.

^ Промежуточный мозг.

Промежуточный мозг, включает две важнейшие структуры: таламус (зрительный бугор) и гипоталамус (подбугровая область). Усиленный рост зрительного бугра осуществляется в 4-летнем возрасте, а размеров взрослого он достигает к 13 годам жизни. Гипоталамус играет важнейшую роль в регуляции вегетативной нервной системы. Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2 – 3 годам. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего к 13 – 17 годам. В процессе роста и развития промежуточного мозга уменьшается количество клеток на единицу площади и увеличивается размер отдельных клеток и число проводящих путей. Отмечают более быстрые темпы формирования гипоталамуса по сравнению с корой больших полушарий.

^ Кора больших полушарий.

К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток (14 – 16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков. Серое вещество коры больших полушарий плохо дифференцировано от белого. Кора больших полушарий относительно значительно тоньше, чем у взрослого; корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. После рождения кора больших полушарий развивается быстро. Соотношение белого и серого вещества к 4 месяцам приближается к соотношению у взрослого. После рождения идет дальнейшая миелинизация нервных волокон в разных отделах головного мозга, но в лобных и височных долях этот процесс находится в начальной стадии. К 9 месяцам миелинизация в большинстве волокон коры больших полушарий достигает хорошего развития, за исключением коротких ассоциативных волокон в лобной доле.

Изменения функциональной организации мозга в раннем возрасте связаны, прежде всего, с дальнейшим созреванием коры больших полушарий. Интенсивное увеличение ширины коры и ее слоев происходит на первом году жизни, постепенно замедляясь и прекращаясь в разные сроки - к 3 годам в проекционных, к 7 годам в ассоциативных областях.


^ Возрастные особенности высшей нервной деятельности.
Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды.
  1   2   3   4   5



Скачать файл (241.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации