Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Антикризисное управление - файл 1.doc


Лекции - Антикризисное управление
скачать (441.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc442kb.24.11.2011 09:53скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1 Сущность антикризисного управления. Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства)………………………………………………………………….3

Тема 2. Стратегический менеджмент как основа антикризисного управления……………….12

Тема 3. Комплексная диагностика несостоятельности предприятия. Финансовый механизм устойчивости фирмы. Менеджмент неплатежеспособности предприятий……………………19

Тема 4. Исследование внешней среды фирмы. Антикризисная маркетинговая политика……………………………………………………………………………………………29

Тема 5. Использование потенциала инноваций. Антикризисный реинжиниринг. Венчурные фирмы…………………………………………………………………………………………...….33

Тема 6. Реструктуризация предприятия……………………………………………………...…..41

Тема 7. Улучшение управления человеческими ресурсами. Корпоративная культура. Организационная культура………………………………………………………………….…….46

Тема 8. Оптимизация налогообложения…………………………………………………………52

Тема 9. Совершенствование управления рисками………………………………………………59

Тема 10. Контроль и контроллинг……………………………………………………………......64

Тема 11. Экономическая безопасность, формы и методы ее обеспечения………………….…73

Тема 1. Сущность антикризисного управления. Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства).

В Российской Федерации процедура банкротства предприятий осуществляется в соответствии с законом "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", вступившим в силу с 1 марта 1993 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г.

В настоящий момент наряду с Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" принят ряд нормативных документов, в которых разработаны критерии неплатежеспособности и пути преодоления кризисного состояния: Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. № 1114 "О продаже государственных предприятий-должников", Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий". Постановление Правительства РФ от 25 апреля № 421 "О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций", распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (Федерального управления) от 12 августа 1994 г. № 31-р "Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса", распоряжение Федерального управления от 12 сентября 1994 г. № 56-р, утвердившее Временные методические рекомендации по оценке финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности, и распоряжение Федерального управления от 5 декабря 1994 г. № 98-р "Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления".

В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Цель государственного антикризисного регулирования – выявление и помощь компаниям, которые можно «вылечить», и эффективное проведение банкротства безнадежных компаний.

Особенности государственного регулирования определяются:

  • Общей долгосрочной тенденцией развития (волны Кондратьева);

  • Господствующим общественно-экономическим укладом и национальными традициями;

  • Степенью охвата кризисом предприятий по регионам и отраслям:

  • Глубиной кризиса;

  • Политической ситуацией;

  • Уровнем концентрации и централизации капитала;

  • Бюджетными возможностями государства;

  • Кредитными возможностями финансово-банковской системы.

Традиционно меры государственного регулирования подразделяют на: Административные рычаги:

  • Правовое обеспечение;

  • Разработка рекомендаций по выходу из кризиса;

  • Контроль деятельности;

  • Применение санкций.

Экономические рычаги:

  • Налоговая политика;

  • Денежно-кредитная политика;

  • Валютное регулирование:

  • Отношения собственности:

• Участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаниях виде доли собственности.

В 1998 году была предпринята новая законодательная попытка сформулировать закон о банкротстве №6-ФЗ от 8.01.1998г. «О несостоятельности (банкротстве)». Этот закон оживил процедуру банкротства, однако законодательство о банкротстве до сих пор претерпевает изменения, пример этому принятие нового федерального закона 26.10.2002г. ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)» с имениями от 2004г.

Общие вопросы правового регулирования банкротства юридических лиц

1. Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитал не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

2. Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управления предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.

3. Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности: нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

4. Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

Основные цели законодательства о банкротстве:

1. Сохранить жизнеспособность фирмы, т.е. с помощью юридических механизмов помочь фирме, переживающей тяжелые времена, оставаться в деле, когда это более благоприятно для ее собственников, чем уход из бизнеса.

2. Обеспечить защиту интересов кредиторов, удовлетворив оптимальным образом их требования по отношению к данной фирме.

3. В качестве дополнительной, но довольно значимой цели, можно назвать обеспечение наблюдения за сохранностью и наиболее эффективным использованием активов корпорации, испытывающей финансовые трудности, в процессе самого банкротства.]

Из законодательства о банкротстве вытекают следующие положения:

1. Должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда или объявить себя банкротом сам (в случае добровольной ликвидации).

2. Критерием несостоятельности должника является его неплатежеспособность, когда должник не может полностью расплатиться по своим долгам Причем закон не делает различия между задолженностью перед кредиторами по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и кредиторами по другим обязательствам

Признаками банкротства являются:

– неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в течение одного месяца для кредитных организаций; в течение 6 месяцев для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятий и организаций;

– сумма задолженности (за исключением начисленных штрафов и пеней) на день обращения в суд должна быть не менее: 100 тысяч рублей (по Закону о банкротстве 1998 г. 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для юридического лица);

Российским законодательством работники (как кредиторы) поставлены в привилегированное положение, поскольку:

- задолженность работникам по заработной плате, авторским договорам, выходные пособия, выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью, выплачиваются раньше всех остальных долгов; мировое соглашение заключается только после погашения задолженности первой и второй очереди;

- после признания мирового соглашения недействительным кредиторы первой и второй очередей не обязаны возвращать полученные ими средства.

Участвующие в деле о банкротства конкурсные кредиторы – это кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.

После подачи заявления в арбитражный суд возможны следующие варианты действий суда:

1. Если заявление соответствует требованиям АПК РФ, и Закона о банкротстве, то арбитражный суд принимает такое заявление. В определении о принятии заявления о признании должника банкротом могут быть указаны меры по обеспечению требований кредиторов, принятые арбитражным судом на основании ходатайств лица, подавшего заявление о признании должника банкротом Они направлены на сохранение имущества должника, находящегося в процессе производства дела о его несостоятельности, и заключаются в аресте имущества, запрещении должнику совершать определенные действия вообще или без согласия арбитражного управляющего, кредиторов и т. д.

2. Арбитражный суд может отказать в принятии заявления о признании должника банкротом в том случае, если отсутствуют признаки банкротства либо против должника уже введена одна из процедур банкротства, или по другим основаниям.

3. Суд может возвратить заявление в том случае, если нарушены форма и содержание заявления либо к нему не приложены необходимые документы. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится судьей арбитражного суда и включает в себя:

1. Рассмотрение вопроса о привлечении к участию в деле других лиц.

  1. Извещение заинтересованных лиц о производстве по делу о несостоятельности.

  2. Истребование необходимых документов и сведений у лиц, обязанных их предоставить.

4. Проверку обоснованности возражений должника против требований кредиторов. По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании требований заявителя обоснованными и введении процедуры наблюдения; об отказе во введении процедуры наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

  1. Решение вопроса об обеспечении иска и другие действия в соответствии с гл. 8 АПК РФ.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих актов:

1. Решение: о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; об отказе в признании должника банкротом.

2. Определение: о введении финансового оздоровления; о введении внешнего управления; о прекращении производства по делу о банкротстве; об оставлении заявления о признании должника банкротом; об утверждении мирового соглашения.

Наблюдение

Процедура банкротства применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должика, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наряду с этим есть решения, которые не могут принимать органы управления должника, ни временный управляющий. К ним относятся решения:

– о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

– о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах;

– о создании филиалов и представительств;

– о выплате дивидендов или распределении прибыли между его учредителями (участниками);

– о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций (уставный капитал может быть увеличен за счет дополнительных вкладов учредителей);

– о выходе из состава участников должника – юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

– об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц (по Закону о банкротстве 1998 г. такая сделка могла осуществляться с согласия временного управляющего) завершения рассмотрения требований.

Последствия введения финансового оздоровления. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

  • требования кредиторов по денежным обязательствами об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом о банкротстве;

  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

  • аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

— запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выпла­та действительной стоимости доли (пая);

— запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

— не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;

— не начисляются неустойка (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

^ Внешнее управление

Внешнее управление имуществом должника предприятия направлено на сохранение деятельности предприятия и его оздоровление; оно является необязательной процедурой банкротства и вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника. Определение арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в вышестоящие инстанции лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Срок действия внешнего управления составляет 12 месяцев и может быть продлен еще на 6 месяцев.

Последствиями введения внешнего управления являются: отстранение руководителя должника от должности и возложение управления делами должника на внешнего управляющего. Внешний управляющий имеет право издать приказ об увольнении руководителя или предложить ему перейти на другую работу в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством.

Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов является одним из наиболее привлекательных условий внешнего управления для должника. Мораторий позволяет в течение полутора лет (срока проведения внешнего управления) использовать суммы, предназначенные для уплаты долгов, на проведение мероприятий по улучшению финансового состояния должника. Поэтому именно мораторий на долги является приманкой для недобросовестных руководителей, объявляющих о фиктивном банкротстве своих предприятий.

Собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

  • об утверждении плана внешнего управления;

  • об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

  • об отклонении плана внешнего управления. Это решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления;

  • об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

  1. Перепрофилирование производства.

  2. Закрытие нерентабельных производств.

  3. Взыскание дебиторской задолженности.

4. Продажа части имущества должника.

Конкурсное производство

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства, т. е. именно с момента открытия конкурсного производства должник юридически становится банкротом. Срок конкурсного производства не может превышать один год, но арбитражный суд вправе продлить этот срок еще на шесть месяцев. При необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх этих сроков. Основанием для продления срока могут служить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости завершить про­дажу имущества должника и расчеты с кредиторами. Основанием для признания гражданина банкротом является неспособность исполнить денежные обязательства или уплатить налоги и иные обязательные платежи в связи с тем, что сумма имеющихся долгов превышает стоимость имущества гражданина.

Особенности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с очередностью:

Требования кредиторов первой очереди. Определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежащих выплате гражданину до достижении им возраста семидесяти лет, но не менее чем за 10 лет. Если возраст гражданина превышает 70 лет, период для капитализации повременных платежей составляет 10 лет. Порядок и условия капитализации платежей определяются Правительством РФ.

Требования кредиторов второй очереди. При определении размера требований по выплате выходных пособий и оплате труда, в том числе по контракту, принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Аналогичные требования, образовавшиеся во время процедур банкротства, удовлетворяются вне очереди.

Требования кредиторов третьей очереди. Раньше требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, подлежали удовлетворению за счет всего имущества должника, в том числе не являющегося предметом залога в третью очередь, перед требованиями по обязательным платежам и перед другими кредиторами. Теперь они удовлетворяются за счет средств от продажи залога на открытых торгах преимущественно перед другими кредиторами.

Продажа предприятия и иного имущества должника осуществляется таким же образом, как и при внешнем управлении. При продаже имущества стоимостью свыше 200 млн руб. для организации торгов привлекается государственная специализированная организация, уполномоченная Правительством РФ.

Если в отношении должника не вводилось ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена и у должника есть имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, то арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.

^ Мировое соглашение

Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т. е. достижения определенности в отношениях между сторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон.

Должник и кредиторы в праве заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и после открытия конкурсного производства.

Мировое соглашение должно содержать положение о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника. При составлении мирового соглашения стороны могут использовать любые предусмотренные гражданским законодательством способы прекращения обязательств: предоставление отступного, новацию обязательства, прощение долга, а также другие условия, связанные с реструктуризацией задолженности.

^ Тема 2. Стратегический менеджмент как основа антикризисного управления

Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчатой в литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления. Внимание, как правило, акцентируют не на "лечении" кризиса, а на мерах по его недопущению и механизме банкротства". Создается впечатление, что единственным обоснованием существования данного термина являются правительственные постановления, создавшие институт антикризисных управляющих. Антикризисное управление может и должно обрести свою "нишу" в управленческой теории и практике. Необходимо лишь корректно определить его отличие от управления в обычном режиме. Путь к этому лежит через уточнение понятия "кризис предприятия".

Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации:

1. Стратегические показатели деятельности предприятия

  1. доля на рынке

  2. объем продаж уменьшается увеличивается

3) размер прибыли

4)доходность акций

5)другое

  1. Внутренние сильные и слабые стороны, внешние угрозы и возможности

  2. Конкурентные переменные

  1. качество/характеристики товара

  2. репутация/имидж

  3. производственные возможности

  4. технологические навыки

  5. сбытовая сеть

  6. маркетинг

  7. финансовое положение

  8. издержки го сравнению с конкурентами

  9. 9)другое

4.Выводы о положении предприятия по сравнению с конкурентами

5 .Главные стратегические проблемы, которые должны быть решены предприятием

^ Планирование в антикризисном управлении

Нарушение платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия изменениям во внешней среде.

Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления финансовых затруднений. Практика российских предприятий, находящихся в кризисной ситуации, указывает комплекс причин, из-за которых предприятие

Факторы

Проявление кризисных факторов

Возможные последствия

Состояние национальной экономики

Правительство пытается сгладить последствия ухудшения экономической политика регулированием налогов, денежной массы, ставки банковского процента

Ужесточение налогообложения, удорожание кредита, рост издержек

Политические факторы

Отношение государства к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера: нестабильность деятельности правительства и т. д.

Ухудшение инвестиционного климата, вывоз капитала из страны

Правовые факторы

Недостаточное антимонопольное регулирование: ограниченное регулирование ВЭД; неразвитость законодательной базы

Повышение предприятиями-монополистами доходов за счет повышения цен на продукцию; спад производства; отсутствие

необходимой законодательной базы; трудности выхода на внешний рынок

Социальные факторы

Традиции, жизненные ценности; менталитет административно-плановой экономики; отсутствие навыков управления финансами; невысокий уровень культуры

Низкий уровень руководства; тяга к расточительству; преступность, коррупция

Рисунок. Анализ внешних факторов кризисного развития

Внутренние факторы, возникающие в результате деятельности самого предприятия, также могут быть причиной кризиса. Если проблем с продажей продукции нет, причина заключается не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств. Если оборачиваемость малая, проблема связана с большой длительностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров. Тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты), Высокие цены могут быть связаны с высокими издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины их роста. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек – это затраты на энергоносители.

Чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, полученные результаты необходимо правильно сопоставить, свести в единое целое несколько этапов анализа:

анализ макросреды, которую условно можно поделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение;

анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.

Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно синтезировать ее методом создания сценариев. Сценарии – это реалистическое описание того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем.

Чем слабее настоящее положение предприятия, тем более тщательному критическому анализу должна подвергнуться его стратегия. Кризисная ситуация на предприятии - признак или слабой стратегии, или ее плохой реализации, или того и другого вместе. Анализируя стратегию предприятия, менеджеры акцентировать внимание на следующих пяти моментах:

1. Эффективность текущей стратегии.

Сначала нужно попытаться определить место предприятия среди конкурентов, затем границы конкуренции (размер рынка) и группы потребителей, на которые предприятие ориентируется; наконец, функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов, кадров. Оценка каждой составляющей даст более понятную картину стратегии предприятия, испытывающего кризис, причем оценка проводится на базе количественных показателей. К ним относятся доля предприятия на рынке, размер рынка, размер прибыли, размер кредита, объем продаж (уменьшается или увеличивается по отношению к рынку в целом) и т. д.

2. Сила и слабость, возможности и угрозы для предприятия.

Самый удобный и апробированный способ оценки стратегического положения компании - SWOT-анализ.

Сила - это то, в чем предприятие преуспело. Она может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях (лучший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки).

Слабость это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удается в сравнении с другими. Когда сильные и слабые стороны выявлены, оба списка тщательно изучаются и оцениваются. С точки зрения формирования стратегии сильные стороны предприятия важны, поскольку они могут быть использованы как основа антикризисной стратегии. Если их недостаточно, менеджеры предприятия должны срочно создать базу, на которой эта стратегия основывается, В то же время успешная антикризисная стратегия направлена на устранение слабых сторон, которые способствовали кризисной ситуации. Рыночные возможности и угрозы также

3. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия. Должно быть известно, как цены и затраты предприятия соотносятся с ценами и затратами конкурентов. В этом случае используется стратегический анализ издержек. Метод, которым осуществляется этот анализ, называется «цепочкой ценностей». Цепочка ценностей отражает процесс созданий стоимости товара/услуги и включает в себя различные виды деятельности и прибыль. Связи между этими видами деятельности могут стать важным источником преимуществ предприятия. Каждый вид деятельности в этой цепочке связан с затратами и, в свою очередь, с активами предприятия. Соотнося производственные издержки и активы с каждым отдельным видом деятельности в цепочке, можно оценить затраты по ним. Кроме того, на цены и издержки предприятия влияет деятельность поставщиков и конечных потребителей. Менеджеры должны хорошо понимать весь процесс создания стоимости, поэтому необходимо принимать во внимание цепочку ценностей поставщиков и конечных потребителей. Процесс определения издержек по каждому виду деятельности утомителен и сложен, но он дает возможность лучше понять структуру затрат предприятия. Кроме того, необходимо провести сравнительную оценку издержек предприятия и издержек его конкурентов по основным видам деятельности. Таким образом, можно выявить наилучшую практику выполнения определенного вида деятельности, наиболее эффективный способ минимизации издержек и на основе полученного анализа приступить к повышению конкурентоспособности предприятия по издержкам.

4. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия.

Оценка конкурентоспособности предприятия по издержкам необходима, но недостаточна. Прочность позиции предприятия (насколько слаба или сильна) по отношению к основным конкурентам оценивается по таким важным показателям, как качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла. Оценки показывают положение предприятия в сравнении с конкурентами, выявляя таким образом, где она слаба и где сильна, и по отношению к какому конкуренту.

^ Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации.

Пересмотр миссии и системы целей предприятия. Следующим не менее важным этапом стратегического антикризисного планирования является корректировка миссии предприятия и системы целей.

Четко сформулированная миссия вдохновляет и побуждает к действию, дает возможность сотрудникам предприятия проявлять инициативу, формирует главные предпосылки успеха его деятельности при различных воздействиях на нее со стороны внешней и внутренней среды.

Затем идет процесс корректировки системы целей (желаемых результатов, которые способствуют выходу из экономического кризиса). Менеджер сравнивает желаемые результаты и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых результатов, и вносит изменения в систему целей.

Если миссия - это видение того, каким должно быть предприятие в будущем, то система целей (долгосрочные и краткосрочные цели) желаемые результаты, соответствующие пониманию цели. Цели являются исходным пунктом систем стратегического планирования, мотивации и контроля, используемых на предприятии. Цели лежат в основе орга­низационных отношений и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. В любой организации имеется несколько уровней целей, таким образом, складывается иерархия целей.

^ Формирование стратегии и программы работ по выходу из кризиса

После того как сформулированы цели, необходимо найти критерии, по которым возможно оценить достижение этих целей, а затем выбрать направления деятельности, обеспечивающие достижение этих целей. Затем направления деятельности конкретизируются в форме задач, которые должны решать конкретные подразделения и должностные лица. Далее прорабатывается система решения поставленных задач. Это является основой должностных инструкций, описания сферы обязанностей и полномочий.

Существуют различные подходы и технологии генерации идей по решению проблем. В условиях экспресс-анализа наиболее подходящей представляется сочетание технологии мозгового штурма в коллективной работе с участниками в сочетании с морфологическим анализом, проводимым консультантами.

Участникам сначала рассказываются правила и определяется регламент мозгового штурма, излагаются примеры и подходы, усиливающие мотивацию на поиск идей.

Все проекты вместе взятые сводятся в единое множество проектов, и делается оценка каждого из них по единой методике. В конце этого этапа появляется стратегически важный результат уточненная оценка потенциальных возможностей предприятия, которые и конкретизируются в форме перечня (поля) возможных проектов.

Задача этапа выделения приоритетных направлений деятельности состоит в том, чтобы, используя сформулированные на предшествующих этапах пути решения проблем и оценки имеющегося потенциала, выделить из них сравнительно небольшую часть наиболее важных проектов, дающую основной вклад в достижение целей.

На фазе диагностики основной целью является предварительная оценка и выделение наиболее важных (приоритетных) направлений для дополнительной, более тщательной проработки. Поэтому используются упрощенные подходы, основанные на качественных экспертных оценках и некоторых несложных формализованных процедурах.

Другой вариант процедуры – оценка важности каждого из направлений, например, по пятибалльной или десятибалльной шкале, с последующим ранжированием их по мере убывания балла и выделением в начале списка группы наиболее приоритетных.

Основные задачи этапа формирования команд, проработки и защиты первоочередных проектов: продемонстрировать возможности эффективной работы в команде; провести предварительную проработку первоочередных проектов и отобрать часть из них для дальнейшей доработки и реализации.

Первоочередные проекты выбираются из числа приоритетных и прорабатываются в течение 1,5-2 дней с участием консультантов. Результаты предоставляются в письменном виде и докладываются в течение 15-20 минут, обсуждаются всеми, оцениваются комиссией, в которую входит руководство организации и консультанты.

На заключительном этапе формулировки стратегии и тактики развития с учетом проработки проектов снова обсуждаются и фиксируются цели и стратегия развития, необходимые изменения в организации, уточняется программа развития, намечаются первоочередные шаги.

^ Реализация выбранной антикризисной стратегии

Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из экономического кризиса могут быть следующими: сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, выявление и использование внутренних резервов, модернизация, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т.д.

Деятельность менеджеров при реализации выбранной стратегии включает в себя выполнение следующих задач:

– окончательное уяснение выработанной антикризисной стратегии и целей, их соответствие друг другу;

– более широкое доведение идей новой стратегии и смысла целей до сотрудников с целью подготовки почвы для усиления вовлечения сотрудников в процесс реализации антикризисной стратегии;

– приведение ресурсов в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией;

– принятие решения по поводу организационной структуры. При реализации новой стратегии необходимо сконцентрировать внимание на том, как изменения будут восприняты, какие силы будут сопротивляться, какой стиль поведения надо выбрать. Сопротивление необходимо уменьшить до минимума или устранить независимо от типа, сущности и содержания изменения.

Для различных предприятий характерен свой стиль управления. Он может хорошо вписываться в стратегию фирмы, а может и войти в противоречие с ней. В ряде случаев преобладание одного стиля может привести к проблемам. Считается, что автократический стиль может быть полезен только в ситуациях, требующих немедленного устранения сопротивления, при проведении очень важных изменении.

Навыки и ресурсы оказывают также большое влияние на антикризисную стратегию, так как их правильное использование имеет решающее значение для успешной деятельности предприятия. Менеджер должен в максимальной степени мобилизовать ресурсы предприятия и распределить их таким образом, чтобы иметь наибольший эффект. Механизм использования ресурсного потенциала предприятия приводится в соответствие с осуществляемой антикризисной стратегией. До функциональных подразделений, осуществляющих руководство движением ресурсов внутри предприятия, должны быть доведены новые задачи. При этом необходимо провести соответствующую подготовительную работу, чтобы устранить сопротивление с их стороны и убедить в необходимости эффективного участия в осуществлении новой стратегии.

На этом этапе менеджеры могут сравнить то, что требуется для реализации антикризисной стратегии, с тем, что фирма имеет сейчас. Сравнивая желаемое с действительным, менеджеры могут использовать балльную систему оценки расхождений. При проведении сравнительного анализа важно выделить именно те моменты, которые могут коренным образом повлиять на успех предприятия.

На стадии реализации антикризисной стратегии высшее руководство может пересмотреть план осуществления новой стратегии, если этого требуют вновь возникающие обстоятельства.

Последним этапом антикризисного стратегического управления являются оценка и контроль выполнения стратегии. Он направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия.

Преодоление сопротивления требует осуществления двух групп мероприятий. Во-первых, психологических определение культурных ориентации различных групп персонала на основе их отношения к изменениям, создание опорных точек внедрения антикризисной стратегии, ограничение влияния на принятие решений со стороны групп, невосприимчивых к изменениям. Во-вторых, системных - формирование переходной структуры предприятия, решающей задачи по внедрению изменений без помех для оперативной деятельности.


  1   2   3   4   5



Скачать файл (441.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации