Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Экономика и организация инфраструктуры АПК - файл 1.doc


Контрольная работа - Экономика и организация инфраструктуры АПК
скачать (534.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc535kb.24.11.2011 10:11скачать

содержание

1.doc

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный экономический университет»
Кафедра экономики и управления предприятиями АПК

Контрольная работа

по курсу «Экономика и организация инфраструктуры АПК»

Вариант №1

Минск 2007
Вариант 1
СОДЕРЖАНИЕ




1.Сущность инфраструктуры АПК, ее роль и место в системе общественного воспроизводства. Классификация инфраструктуры АПК. 3

2.Задача. 11

ЛИТЕРАТУРА 14


  1. ^

    Сущность инфраструктуры АПК, ее роль и место в системе общественного воспроизводства. Классификация инфраструктуры АПК.


Инфраструктура – это совокупность элементов производственных сил в виде отраслей, производств и видов деятельности, придающих целостный характер как всему народному хозяйству, так и отдельным его сферам и комплексам, функциональное назначение которой состоит, во-первых, в создании общественных условий, обеспечивающих эффективное функционирование основного производства, и во-вторых, в обеспечении воспроизводства рабочей силы.

Под инфраструктурой АПК соответственно понимается комплекс отраслей и видов деятельности, которые создают общественные условия для функционирования агропромышленного производства путем предоставления услуг и установления связей между сопряженными видами производств.

Инфраструктура исторически и логически является неотъемлемой составляющей экономических систем различных типов, поскольку основная цель ее функционирования состоит в удовлетворении определенных общественных потребностей и создании условий функционирования основного производства.

Основной задачей инфраструктуры АПК является постепенное освобождение предприятий АПК от выполнения функций обслуживания производства и сосредоточения их усилий на основной деятельности.

Природа возникновения и развития инфраструктуры заложена в общественном разделении труда и обобществлении производства. Социально-экономические предпосылки возникновения инфраструктуры обусловлены развитием товарного производства: по мере расширения границ товарно-денежных отношений формировались потребности и появлялись возможности возникновения новых видов деятельности.

В своей эволюции инфраструктура прошла ряд этапов:

  • разделение производственных функций на основные и вспомогательные на уровне действий, затем на уровне предприятия;

  • обособление субъектов, оказывающих вспомогательные услуги, в отдельные предприятия;

  • формирование инфраструктурных отраслей.

Объектом изучения экономической теории инфраструктура стала во второй половине ХХ века, когда ее роль и значение в рыночной экономике существенно возросли. Она все более становится составной частью воспроизводственного процесса, поглощает значительную часть инвестиций и трудовых ресурсов. Кроме того, дальнейшее углубление международного разделения труда и усиление интеграционных процессов в мировом хозяйстве повышают нагрузку на отрасли экономики, призванные обслуживать все более усложняющееся и расширяющееся общественное производство, создавать материальные условия для нормальной жизнедеятельности населения, функционирования общественных и межгосударственных отношений.

Основные черты инфраструктуры:

  • Инфраструктура создает общественные условия для осуществления процесса производства и обеспечивает его непрерывность;

  • Инфраструктура способствует осуществлению всего хозяйственного оборота, всех форм движения продукции на всех стадиях от производителя до потребителя;

  • Инфраструктура создает условия для углубления общественного разделения труда, повышения уровня специализации и кооперации производства;

  • Отрасли инфраструктуры участвуют в образовании совокупного общественного продукта, в них создается новая стоимость, но при этом новых натурально-вещественных форм не возникает;

  • Инфраструктура выступает как главная материальная система, объединяющая различные отрасли, подотрасли, регионы в единый народнохозяйственный комплекс;

  • Продукция инфраструктуры не подлежит складированию и накоплению;

  • Компонентам инфраструктуры присуще наличие взаимозаменяемости и взаимодополняемости;

  • Инфраструктура имеет межотраслевой и межрегиональный характер;

  • Инфраструктура не создает конечный продукт, но существенным образом определяет возможности его производства и участвует в образовании добавленной стоимости.

Инфраструктура АПК обеспечивает взаимосвязь всех фаз процесса воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления. Ее задачами являются обеспечение нормального функционирования сельскохозяйственных предприятий, освобождение от несвойственных им функций и сосредоточение их усилий на основной деятельности, а также обеспечение нормальной жизнедеятельности, воспроизводства и закрепления рабочей силы.

Эффективность функционирования инфраструктуры АПК выражается в увеличении производства, сохранении качества и устранении потерь сельскохозяйственной продукции, а также в повышении производительности труда и уровня жизни его работников.

Таким образом, инфраструктура обслуживает все стадии агропромышленного производства. Поэтому ее роль в повышении уровня интенсификации и эффективности АПК неуклонно растет.

Классификация инфраструктуры должна отвечать одному из важнейших народнохозяйственных требований – формированию более совершенной структуры экономики.

Классификация инфраструктуры АПК осуществляется по различным основаниям и выполняет следующие основные задачи:

- позволяет на основе группировки определить место как отдельных элементов, так и целых отраслей инфраструктуры, в системе общественного воспроизводства;

- способствует изучению межотраслевых связей и установлению на этой основе оптимальных пропорций между основным производством и обслуживающими его отраслями;

- помогает планомерно совершенствовать систему управления комплексом смежных отраслей, обеспечивающих максимальный выход конечной продукции АПК.

^ По функциональному назначению в инфраструктуре АПК выделяются две основные группы отраслей:

  1. Отрасли, обслуживающие основное производство: материально-техническое снабжение, ремонт машин и оборудования, агрохимическое, энергетическое, инженерно-техническое обслуживание, зоотехническое и ветеринарное обслуживание и пр.;

  2. Отрасли, способствующие продвижению продукции к потребителю: транспортировка и хранение продукции, связь и информационное обеспечение, система закупок, торговля, тара и упаковка и пр.

^ По степени воздействия на материальное производство выделяются:

  • Производственная инфраструктура – отрасли и виды деятельности, обуславливающие непосредственно процесс производства сельскохозяйственной продукции и призванные обеспечивать решение таких задач, как производственно-техническое обслуживание основного производства, создание необходимых производственно-эксплуатационных условий для его нормального функционирования, продвижение продукции от 1-ой сферы АПК до 2-ой, а также доведение конечного продукта сельского хозяйства до потребителя. К производственной инфраструктуре АПК относятся отрасли материально-технического снабжения, агрохимического, инженерно-технического, зооветеринарного обслуживания, транспорт и связь, система заготовок, хранения и сбыта продукции и пр.;

  • Социальная инфраструктура – состоит из отраслей, обеспечивающих нормальную трудовую деятельность, способствующих воспроизводству рабочей силы и повышению жизненного уровня работников АПК. К ней относятся учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, детские учреждения, предприятия общественного питания и торговли, общественный транспорт, служба охраны труда, учебно-производственные комбинаты и пр. Особенность социальной инфраструктуры в сельской местности выступает то, что она является единой, для населения, занятого как непосредственно в сфере сельскохозяйственного производства, так и в других отраслях народного хозяйства;

  • Институциональная инфраструктура – представляет собой совокупность инфраструктурных элементов, связанных с обслуживанием управления. К ней относятся аппарат управления, диспетчерские, юридические, информационные службы, вычислительные центры, служебный транспорт и пр.

^ По территориальному признаку выделяется:

  • Народнохозяйственная инфраструктура – система отраслей и служб, обслуживающих народное хозяйство в целом и обеспечивающих его эффективное функционирование. Так, крупными инфраструктурными комплексами являются единая энергетическая система страны («Белэнерго»), единая транспортная система («Белавтодор», «Белорусская железная дорога»), единая система связи («Белпочта», «Белтелеком») и др.;

  • Региональная инфраструктура – связана с развитием отдельных экономических районов, формированием территориально-производственных комплексов, составляющие ее объекты призваны обслуживать внутрирегиональные экономические связи. Например, для предприятий города Минска это такие организации как «Минтранс», «Минскэнерго», «Минсккоммунтеплосеть», «Мингоринфосервис» и пр.;

  • Локальная (производственная) инфраструктура – состоит из элементов и производств, обеспечивающих деятельность отдельных предприятий или их групп. К примеру, функционирование Минской птицефабрики имени Н.К.Крупской обеспечивают собственная котельная, автотранспортный цех, ремонтные мастерские, ветеринарная лаборатория и пр.

^ По отраслевому признаку выделяется:

  • Межотраслевая инфраструктура – призвана обслуживать многие отрасли народного хозяйства. Это в первую очередь транспорт, электроснабжение, связь;

  • Внутриотраслевая инфраструктура – способствует эффективному функционированию конкретной отрасли АПК. Например, во внутриотраслевой инфраструктуре растениеводства важное место принадлежит семеноводству и агрохимическому обслуживанию, животноводства – ветеринарному обслуживанию, перерабатывающей промышленности – холодильному и складскому хозяйству.

В целях обеспечения гармоничного, соответствующего потребностям друг друга, размещения всех производственных элементов в пределах определенной территории, по принципу соответствия развития инфраструктуры уровню развития производительных сил различают:

  • Опережающее развитие инфраструктуры – составляет основу экономического роста основных производственных отраслей;

  • Одновременное – масштабы и качественный уровень развития инфраструктуры оптимально соответствуют потребностям производства и населения, обеспечивая стабильное функционирование экономики;

  • Запаздывающее – уровень развития инфраструктуры недостаточен для реализации потенциала основного производства и удовлетворения социальных потребностей населения. В таких условиях может наступать экономический спад в регионе.

По продолжительности функционирования выделяется:

  • Устоявшаяся инфраструктура – действующая продолжительный период;

  • Зарождающаяся и развивающаяся инфраструктура;

  • Перспективная инфраструктура – разрабатывается в процессе долгосрочного планирования как необходимая составляющая достижения экономических и социальных результатов, реализации производственного потенциала региона.

Развитая инфраструктура является условием формирования и развития современной рыночной экономики. По мере усиления взаимосвязей между хозяйствующими субъектами в процессе обмена товарами и услугами она приобретает разные формы, обусловленные множеством функций и институтов, многоуровневой структурой и организацией, возрастающей ролью в эволюции общественного воспроизводства.

На современном этапе актуализировалась необходимость системного исследования инфраструктуры АПК как подсистемы национальной экономики, изучения ее природы и специфики, особенностей функционирования, и на этой основе определения альтернативных подходов к созданию отечественной модели инфраструктуры рыночного хозяйства.

Так, государственной Программой возрождения и развития села на 2006-2010 годы предусмотрено формирование качественно новых типов благоустроенных сельских поселков (агрогородков), в которых будут созданы производственная и социальная инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий.

При этом основными направлениями совершенствования инфраструктуры сельских населенных пунктов являются: повышение жизненного уровня и привлекательности труда на селе; развитие жилищного строительства и коммунального обустройства, электрификации, газификации, водоснабжения, телекоммуникационной связи на селе; модернизация дорог и транспортного обеспечения; развитие образования, здравоохранения и культуры, физической культуры, спорта и туризма на селе; улучшение бытового и торгового обслуживания сельского населения.

  1. Задача.


Рассчитать экономическую эффективность применения минеральных и органических удобрений при возделывании зерновых культур, провести анализ и сделать выводы.

Таблица 1. Показатели экономической эффективности применения удобрений.

Показатели

Значения

1

2

Площадь посева, га (S)

Валовый сбор, ц (ВС)

Урожайность, ц/га (У)

Внесено минеральных удобрений – всего действующего вещества, ц (NPK)

В том числе: азотных (N)

фосфорных (P)

калийных (K)

Итого минеральных удобрений на 1га, действующего вещества, ц (NPK1)

Внесено органических удобрений, т (Орг)

Внесено органических удобрений на 1 га, т (Орг1)

Органические удобрения в пересчете на действующее вещество, ц (УдОрг)

Органические удобрения на 1 га, действующего вещества, ц (УдОрг1)

Всего на 1 га, действующего вещества, ц (Уд1)

Доля участия удобрений в урожае, % (Д)

Прибавка от удобрений – всего, ц (Δ)

Прибавка от удобрений на 1 га, ц (Δ1)

Оплата урожаем 1ц действующего вещества, ц (Оп)

Нормативная оплата урожаем 1ц действующего вещества, ц (Опн)

Фактическая оплата к нормативной, % (Оп\Опн)

Цена на удобрения, тыс. р./ц (Ц)

В том числе: азотные (ЦN)

фосфорные (ЦP)

калийные (ЦK)

органические (ЦОрг)

Затраты на удобрения – всего, тыс. р. (З)

В том числе: азотные (ЗN)

фосфорные (ЗP)

калийные (ЗK)

органические (ЗОрг)

Затраты на уборку и реализацию прибавки – всего, тыс. р. (Зуб)

Затраты на уборку и реализацию прибавки с 1 га, тыс. р. (Зуб1)

Итого затрат на всю площадь, тыс. р. (Зобщ)

Итого затрат на 1га, тыс. р. (Зобщ1)

Стоимость прибавки, тыс. р. (С)

Чистый доход – всего, тыс. р. (ЧД)

В том числе: на 1 га (ЧД1)

на единицу затрат (ЧДЗ)

Рентабельность, % (R)

42085

1894800

45,02

70700

25500

17900

27300

1,68

494700

11,75

65800

1,56

3,24

26

492648

11,71

3,61

3,4

106,2

144

260

350

180

28

19651400

6630000

6265000

4914000

1842400

1280000

30,4

20931400

497,4

41512700

20581300

489,04

0,98

98


Порядок расчета показателей:

(ц/га)

(ц д.в.)

(ц д.в.)

(т)

(ц д.в.)

(ц д.в.)

(ц)

(ц)

(ц)

= 106,2 (%)

(тыс. р.)

(тыс. р.)

(тыс. р.)

65800=1842400 (тыс. руб.)

(тыс. р.)

(тыс. р.)

(тыс. р.)

(тыс. р.)

(тыс. р.)

(тыс. р.)

(тыс. р.)

(тыс. р.)

(%)

Выводы: за счет внесения на 1 га посевной площади зерновых 3,24 ц д.в. минеральных и органических удобрений получена прибавка урожайности в 11,71 ц/га, со всей площади получено 492648 ц прибавки;

оплата 1 ц д. в. урожаем составила 3,61 ц, что в 4,08 раз превысило нормативную оплату;

чистый доход от прибавки урожайности составил 489,04 тыс. руб. на 1 га посевной площади, рентабельность 98%, что свидетельствует о высокой эффективности применения удобрений при возделывании зерновых культур.

ЛИТЕРАТУРА





  1. Инфраструктура и общество: принципы опережающего развития. / Г. А. Гольц. – Экономическая наука современной России, №2, 2000, с. 5-21.

  2. Морова А. П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру. / Социологические исследования. 1998, № 9, с. 72-77.

  3. Муханова Е. Б. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры / Е. Б. Муханова. – М.: ИЭ РАН, 1994, 37 с.

  4. Русскова Е. Г. Методология системного исследования инфраструктуры рыночной экономики. – ГОУ ВПО «РИНХ», 2006, 51 с.



Скачать файл (534.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации