Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Личность в социологии - файл Семинар № 3 - Социология личности и отклоняющегося поведения.doc


Лекция - Личность в социологии
скачать (16.4 kb.)

Доступные файлы (1):

Семинар № 3 - Социология личности и отклоняющегося поведения.doc79kb.14.03.2009 15:29скачать

содержание

Семинар № 3 - Социология личности и отклоняющегося поведения.doc

Семинар № 3 - Социология личности и отклоняющегося поведения
1. Личность как система социальных качеств и отношений индивида.
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека – от его телесного бытия до духовного – как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.

Личность – это организм и его высший представитель – мозг, содержащий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки того, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижность и деятельностью.

Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.

Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обусловливает психический образ личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни.

^ Личность – прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств.

Личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный индикатор социальных связей личности – ее связь с современностью, с главными социальными движениями своего времени. Но эта связь тесно смыкается с более частным видом социальных связей – с людьми своего класса, общественного слоя, профессии и т.д., являющимися сверстниками, с которыми данная личность вместе формировалась в одно и то же историческое время, была свидетелем и участником событий. Формирование общности поколения зависит от системы общественного воспитания. Принадлежность к определенному поколению всегда является важной характеристикой конкретной личности.

^ Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.

Итак, общим объективным основанием свойств личности является система общественных отношений. В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Личность – это член общества и его продукт. Отношение “индивид – общество” есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей является необходимой составляющей самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать.

Когда человека можно считать личностью?

Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.

^ Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило поступить его определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.1

Наряду с понятиями “человек”, “личность” в науке нередко употребляются термины “индивид”, “индивидуальность”. Их отличие от понятия “личность” состоит в следующем: если понятие “человек” включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие “индивид” характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присуши. Кроме того, в понятие “индивид” входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

^ Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
^ 2. Процесс социализации личности в социологии.
В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты – в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные – в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди – в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой – матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.

Человек – существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество – длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.

Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении.2

В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор – окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета – агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием.3

Социализация – это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной – освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая – в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.
^ 3. Социальные статусы и социальные роли личности.

Социальный статус - это показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Каждый человек обладает несколькими статусами (сын, он же геолог, он же вратарь).

Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус получает автоматически - по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи - вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка). Достигнутый статус - писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат - приобретаются усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп - семьи, бригады, партии.

Однако статусы неравны. Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции - вид работы определяет такие "статусные ресурсы" человека, как авторитет, престиж, власть.

В 90-е годы в число ведущего статуса стало выдвигаться богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность "красиво жить".В этой ситуации не квалификация, не мастерство, не творческий потенциал, а обладание недвижимостью и счетом в банке стало целью значительной части молодежи, которая и получение специальности стала рассматривать как элемент или ступень в достижении значительного материального достатка.

В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования. Одни люди имеют большие возможности, а другим пути закрыты с самого рождения. Например, ребенок из семьи среднего класса (приписанный статус) имеет большие возможности стать врачом или ученым (достигнутый статус), чем ребенок из низших слоев общества. В этой связи в обществе растет сопротивление созданию учебных элитных заведений, качество учебы в которых покупается за деньги, лишает значительную часть молодежи возможности иметь равные стартовые позиции в жизни.

Важной характеристикой каждого из статусов являются спектр и свобода иных статусов. Всякое индивидуальное решение относительно собственной судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.

Социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности, ко многому обязывает. С помощью статусов  упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми.  Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике - одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности - установках, ценностных ориентациях, мотивах. Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий людей ил их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий. В этом смысле прав известный польский социолог Ф.Знанецкий (1882-1958), который полагал, что социолог должен брать человеческого индивида не только так, как он "действительно есть" органически и психологически, но как он "сделан" другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни. С социологической точки зрения в индивиде первичны его социальная позиция и функция. Органические и психологический особенности индивида, по Знанецкому,  есть просто материал, из которого в процессе образования и самообразования формируется социальная личность.

Ролевая теория личности

Роль - это тип поведения личности. обусловленный её статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Исполнение роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.

Освоение ролей происходит в процессе социализации, причем число их постоянно увеличивается. В раннем детстве человек выполняет одну роль - ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детсада и члена первичной социальной группы по совместной игре, времяпрепровождению, отдыху и т.д.  В дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы, участника общественных действий, члена различных групп по интересам.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт: родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя  роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Еще чаще этот конфликт - несовпадение ролей - сопровождает жизнь взрослого человека.

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности. Не исполняющий роли в соответствии с ожиданием вступает в конфликт с обществом, навлекает на себя общественные и групповые санкции.

Рассматривая свойства роли, Т.Парсонс сформулировал следующие её характеристики и зависимости. Так, часть ролей четко ограничена в пространстве и во времени (школьник, студент), другая - размыта, неопределенна (членство в общественных организациях, в группах по интересам), третья часть длительна по времени действия (роль работника в течение всей трудовой жизни, отцовство, материнство и т.д.).

Неменьшее значение приобретает то факт, что часть ролей требует соблюдения строго установленных правил (солдат, член производственной организации), для другой части эти требования устанавливаются достаточно произвольно (член музыкального клуба или общественной организации).

Выполнение роли связано также с её мотивационной характеристикой: в одном случае роль ориентирует на получение личной выгоды (владелец частной собственности), в другом - на общественные, социальные интересы (член политической партии, член кооператива т.д.).

И наконец, важен и тот факт, что выполнение некоторых ролей жестко регламентировано (роль охранника, пожарного, дежурного), а другие роли могут обогащаться или терять некоторые черты, что наиболее наглядно происходит в процессе продвижения по служебной или профессиональной лестнице.

Социальные роли и их значение для человека по-разному интерпретируются в научной литературе. Бихевиористская концепция социальной роли ограничивает предмет исследования непосредственно наблюдаемым поведением людей, взаимодействием индивидов: действие одного оказывается стимулом, вызывающим ответную реакцию другого. Это позволяет описать процесс взаимодействия, но не раскрывает внутренней стороны личности, характера общественных отношений, ролей и социальных ожиданий. Внутренняя структура личности (идеи, желания, установки) располагает к одним, но не способствует выбору других ролей. Ролевые ожидания также представляют собой неслучайные ситуационные факторы: они вытекают из требований социального окружения.

Социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества."Человек продает не только товары, но продает самого себя и ощущает себя товаром... И как со всяким товаром рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и даже определяет само их существование. Если качества, которые может предложить человек, не пользуется спросом, то у него нет вообще никаких качеств..." (Э. Фромм,1969).

Вот почему деятельность следует рассматривать с социальных позиций, проявляющихся в стремлении человека реализовать себя как личность как в соответствии с её социальным статусом, так и с социальной ролью.

^ 4. Девиации и отклоняющее поведение.

В процессе социализации возможны откло­нения, дезинтеграция индивида. Такие явления называют­ся девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, ко­торые следуют такому поведению, называют девиантами.

К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, прости­туция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бю­рократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства

Девиантность определяется соответствия­ми и несоответствиями поступков социальным ожиданиям. Один человек может иметь отклонения в социальном поведении, другой - в структуре своей психики, третий одно­временно в том и другом. Можно наблюдать личностную дезорганизацию и групповые отклонения в поведении людей. Личностная дезорганизация (индивидуальное отклоне­ние) возникает тогда, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры. Например, молодой человек из благополучной семьи может отвергнуть нормы и встать на преступный путь. Но отклоняющееся поведение имеет не только негатив­ный характер, но и позитивный. Оно может выступать как стремление личности к превосходству, к новому самоутверждению в социальнополезных видах деятельности. Это мо­жет быть героизм, альтруизм, самопожертвование, сверх­трудолюбие, высочайшая преданность, выдающееся науч­ное открытие, изобретение и т.д.

В нормально развивающемся обществе 10 - 12% насе­ления приходится на отрицательную девиацию и столько же на положительную. Оставшаяся часть - немногим более 70% населения составляют люди без отклонений в поведении.

Групповые отклонения рассматриваются как коллектив­ное поведение членов девиантной группы и их заинтересованное отношение к собственной субкультуре. Подростки из трудных семей ведут «подвальный образ жизни», кото­рый осуждается нормативной доминирующей моралью об­щества. У молодых людей свои правила, нормы и культур­ные комплексы. В данном случае мы имеем дело с групповым отклонением, доминированием собственной «подвальной» культуры, пересечением множества субкультур, привнесенных индивидуальными девиантами.

Социологи пытаются объяснить истоки и причины отклоняющегося поведения. Одни считают, что люди предрас­положены к определенным стилям поведения по своей био­логической природе и что «криминальный тип» является результатом агрессивности и деградации. Другие связыва­ют девиантное поведение с особенностью строения тела человека, аномалиями его половых хромосом. Третьи - находят описание девиации, обосновывая ее «дегенеративностью», «слабоумием», «психопатией», т.е. ее «умственными дефектами», предопределенностью отклонений. Существуют и культурологические объяснения девиации, строящиеся на признании «конфликта между нормами культуры», проявления стигматизации (наклеивания ярлыков).

Наиболее аргументированной точкой зрения объяснения причин появления девиантной личности является нарушение хода ее социализации. Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, тогда у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как спра­ведливых. Когда же ребенка окружает непонимание, неспра­ведливое к нему отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отноше­ние к другим, отсутствие ориентации на будущее, беспокой­ство и тревога, отклоняющееся поведение.

Однако бывают случаи негативного поведения детей-подростков из вполне благополучных семей, ведь семья не единственный источник и причина социализации ребенка в сложном, противоречивом, постоянно изменяющемся обще­стве. Многие нормы из различных субкультур часто проти­воречат друг другу. Воспитание ребенка в семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институ­тов. Родители вынуждены сталкиваться с чрезмерной идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, нестабильностью по­литического положения и т.д. Неизбежно "возникают про­тиворечия между нормами и ценностями. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт от­цов и детей, их субкультур. Сейчас в нашем обществе суще­ствует множество противоречащих друг другу нормативных образцов, которые способствуют появлению феномена от­клоняющего поведения.

Девиация начинается с фрустрации, с возникновения социального напряжения, невозможности для индивида ре­ализовать поставленную цель. Данное напряжение может проявляться как агрессия, озлобленность, которая направ­лена на других или на самого себя. Если человек длитель­ное время не выходит из этого состояния, то формируется невроз - болезнь, которая возникает в результате конфлик­та человека с социальной средой, столкновений желаний человека и реальной действительности, которая его не удов­летворяет. Тогда предпринимаются попытки достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм путями. В данном случае имеет место бесконфликтная девиация. Если же субъекты идут на прямую конфронтацию, борьбу и таким образом пытаются добиться своих целей, то это уже будет конфликтная девиация. В данной ситуации выделяет­ся несколько этапов: становление, формирование, развитие и разрешение конфликта, послеконфликтное развитие. Если в ходе разрешения конфликта требования и цели ущемлен­ной или наступающей стороны удовлетворяются, то девиа­ция прекращается. Если нет, то она продолжается в формах делинквентного поведения (см.с.21) человека или группы людей, что означает серьезные нарушения, подпадающие под катего­рию противоправных действий и социально наказуемые.
^ 5. Нормы и отклонения. Характеристики социальной нормы.
Главным инструментом установления и поддержания порядка в обществе, стабилизации его социальных структур является социальный контроль, представляющий собой совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение своих членов, делает его социально полезным и предсказуемым.

В качестве главных элементов социального контроля выступают социальные нормы и санкции — средства поощрения или наказания, направленные на поддержание социальных норм.

Социальные нормы — это общепринятые шаблоны поведения, которые усваиваются индивидом в процессе социализации и выполняют следующие функции: служат образцами, эталонами поведения; регулируют общий ход социализации; интегрируют, включают индивидов в социальные общности;
контролируют отклоняющееся поведение.

Существуют различные виды социальных норм. Так, классификация социальных норм в порядке повышения их общественной значимости включает привычки, обычаи, морально-нравственные нормы, институциональные нормы (т.е. нормы институтов религии, политики, образования, семьи и т.д.), законы

В данной классификации по восходящей возрастает степень необходимости следования нормам. Если привычки и обычаи — нормы желательного поведения и их нарушение не предполагает сильных негативных санкций, то морально- нравственные, институциональные нормы и тем более законы — нормы должного, обязательного поведения, причем нарушение законов обычно предполагает одновременное, формальное и неформальное, санкционирование индивида.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения, как в положительную, так и в отрицательную сторону, грозили стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего. Поведение, не соответствующее социальным нормам, называют девиантным, т.е. отклоняющимся поведением.
В обществе контроль за девиантным поведением не симметричен: отклонения в негативную сторону осуждаются, в позитивную — одобряются. Отсюда два основных типа девиации (отклонений) — культурно осуждаемые отклонения (террористы, предатели, преступники, алкоголики, бездомные) и культурно одобряемые (святые, гении, герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые). Таким образом, термин девиантное поведение может включать в себя самые разнообразные виды социальных отклонений

В настоящее время в социологии существует множество теорий девиантного (культурно осуждаемого) поведения, которые дополняют друг друга. Их анализ позволяет выделить три основных подхода к объяснению причин девиации: биологический (теории физических типов), психологический (психоаналитическая теория 3. Фрейда), социологический (теория аномии Э. Дюркгейма, теория аномии Р. Мертона, теория наклеивания ярлыков Г. Беккера).

1 Стр.336 книга 1 Немов.Р.С.

2 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие /Л.М.Куликов. – М.:Финансы и статистика,2000.- С 117-118

3 Бороноева А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие/А.О.Бороноева, М.А.Василика.-М.:Гардарики,2000.-С 117



Скачать файл (16.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации