Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Этнические конфликты, способы их разрешения - файл 1.doc


Контрольная работа - Этнические конфликты, способы их разрешения
скачать (118.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc119kb.24.11.2011 10:41скачать

содержание

1.doc

Содержание

Введение 3

1. Причины этнических конфликтов 4

2. Классификация этнических конфликтов 10

3. Способы разрешения этнических конфликтов 13

4. Принципы разрешения этнических конфликтов 18

Заключение 20

Список литературы 22

Введение



Этнические конфликты носят уникальный характер. Они являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми. Причинами межэтнических конфликтов является борьба за распределение и перераспределение материальных и культурных ценностей между этносами, этническими группами.

Массовое ослепление, убежденность в абсолютной значимости и самоценности ложно интерпретированной национальной идеи порождает агрессивные формы поведения, провоцирует различные группы людей определенной национальности на стремление доказать приоритет именно «своих» этнических интересов над всеми другими инонациональными интересами.

За каждым из этнических конфликтов — трагедия человеческих судеб, драма народов и, что не менее опасно, неизбежность перенесения в память приходящих поколений старых обид, оскорблений, несправедливостей, которые, если они не были сняты или не получили должной правовой оценки, не нашли соответствующего общественного порицания и наказания, могут подталкивать впоследствии на решения даже простых дел неправедными действиями.

В настоящей работе мы рассмотрим следующие вопросы: причины этнических конфликтов; классификация этнических конфликтов, способы разрешения этнических конфликтов; принципы разрешения этнических конфликтов.

^

1. Причины этнических конфликтов


«Этнические конфликты представляют собой одну из форм политических отношений — конфронтацию между двумя или несколькими этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными субэтническими элементами), характеризующуюся состоянием взаимных претензий, имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Они возникают, как правило, в многонациональном государстве и присутствуют в форме противостояния «группа—группа», «группа—государство»»1.

Современные западные концепции социального конфликта рассматривают в качестве его источника подавление человеческих потребностей. Например, согласно теории «межэтнического реконструирования жизненного мира» этнический конфликт возникает как следствие существующих различий у разных миров. Каждый этнос, этническая группа, по мнению зарубежных ученых, представляет собой особый мир, отличающийся от других, и при взаимодействии различных миров возможно возникновение сложных конфликтных ситуаций. Отличительной особенностью «миров» является их некритическое отношение к своей этнической общности, а попытка рефлексии означает выход за его пределы.

Специфическая особенность конфликтов между «мирами» заключается в принципиальной невозможности их различения с помощью логики, рационализма. Основной причиной, способствующей сохранению «миров», является потребность в значении, т.е. потребность создания собственного мира как условия безопасности, жизнедеятельности, самореализации, идентификации.

Любой другой «мир» рассматривается как враждебный и угрожающий существованию данного «мира». Конфликт «миров» означает столкновение способов реализации человеческих потребностей.

Традиционные аналитические методы урегулирования конфликта в ситуации рассматриваемого конфликта являются неэффективными, так как субъекты конфликта не желают ни при каких условиях идти на компромисс, уступки, полагая, что осуществляется посягательство на их жизненно важные ценности и потребности. Подобные конфликты могут быть разрешены с помощью метода межэтнического реконструирования жизненного мира — путем создания нового мира или в ходе постепенных структурных изменений общества.

Российские ученые считают, что одной из главных предпосылок этнического конфликта выступает идеология национал-экстремизма — теории и практики национального превосходства, (неприятия культуры, традиций, религии, обычаев другого народа). «Национал-экстремизм, как правило, спекулирует на объективных противоречиях, трудностях экономического, социального, экологического, духовного характера, «белых пятнах» истории, несовершенстве национально-государственного устройства, правовой защиты чести и достоинства граждан, перегибах в кадровой политике по национальному признаку. Всему этому придается «национальная» окраска, центр тяжести переносится на противопоставление народов, проповедь исключительности «своей» нации и возложения на инонационального соседа вины»2.

Искусно подогретые национальные чувства как бы накладываются на реально существующие проблемы, затем включается такой универсальный механизм всякого национал-экстремизма, как политическое хамелеонство и «всеядность». Способность вступать в коалицию с самыми полярными идейными течениями и откровенными преступниками, коррумпированными кругами, в том числе из структур официальной власти, «кланами», где каждый защищает свои собственные, преследует чаще всего далеко не национальные интересы. В определенный момент межнационального конфликта национал-экстремизм будет приобретать характер «национального» единства, временного межнационального союза для борьбы с общественной системой, блокирования властных, правительственных решений.

Обычно этнические конфликты, с одной стороны, выступают следствием проявления негативных стереотипов взаимного восприятия контактирующих (соперничающих) народов; с другой, — порождением конфликтных ситуаций, возникающих как результат проявления представителями тех или иных этнических групп, в чем-либо ущемленных, определенных требований на:

гражданское равноправие (от прав гражданства до равноправного социального статуса и экономического положения);

права на культуру (от символического использования родного языка на дорожных указателях и вывесках до языковой политики, признающей использование языка этнического меньшинства в суде, государственных учреждениях, в школьном и университетском образовании);

институционализированные политические права (от символических элементов автономии местных органов власти и символического представительства в государственных органах управления до полномасштабного конфедерализма);

права на осуществление определенных изменений, включая изменения границ, создание новых государств или присоединения к другому государству.

Этнические конфликты сопровождаются определенной динамично меняющейся социально-политической ситуацией, порожденной неприятием ранее сложившегося положения существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп, и проявляющейся в виде хотя бы одного из следующих действий данной группы:

начавшейся ее эмиграции из региона, определяемой общественным мнением данной группы как «исход», «массовое переселение» и т. п., существенно изменяющей местный этно-демографический баланс в пользу «других» остающихся этнических групп;

создания политической организации («национального» или «культурного» движения, партии), декларирующей необходимость изменения создавшегося положения в интересах указанной этнической группы (групп) и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов государственной власти;

спонтанных (не подготовленных легально действующими организациями) акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой (других) местной этнической группы или органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов.

«Об этническом конфликте как реально присутствующем феномене можно говорить чаще всего тогда, когда организационно оформляется и приобретает определенное влияние национальное движение (или партия), ставящее своей целью обеспечение «национальных интересов» определенной этнической общности и для достижения этой цели стремящееся изменить существовавшее и прежде бывшее терпимым либо привычным положение в культурно-языковой, социально-экономической или политической сферах жизни»3.

Этнический конфликт всегда представляет собой явление политическое, ибо даже если инициаторы перемен стремятся к изменению ситуации только в культурно-языковой или социально-экономической области, они могут достичь своих целей лишь путем обретения определенных властных полномочий, достаточных для осуществления подобного изменения. Под властными полномочиями, к перераспределению которых всегда стремятся участники этнических конфликтов, обычно понимаются способность и возможность одной группы людей распоряжаться деятельностью других групп людей.

Среди многообразия предпосылок, выступивших в качестве причин развития реальных этнических конфликтов и конфликтных ситуаций в СССР и постсоветских государствах, выделим следующие:

«социально-экономические (неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти);

политические (возрождение этничности в любой стране сопровождается появлением новых политических лидеров меньшинства, которые добиваются большей политической власти в центре и автономии на местном уровне; они расторгают прежние идейно-политические союзы, подвергают сомнению легитимность существующей системы государства, отстаивая право на самоопределение меньшинства как равноправного члена международной политической системы, как нации среди наций);

культурно-языковые (недостаточное с точки зрения представителей этнического меньшинства использование его языка и культурных символов в общественной жизни);

этнодемографические (сравнительно быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграционных процессов и различий в уровне естественного прироста);

экологические (ухудшение качества окружающей среды и используемых природных ресурсов в результате их загрязнения либо истощения вследствие использования представителями иной этнической группы либо государством, ассоциируемым с другим народом);

этнотерриториальные (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов);

исторические (прошлые взаимоотношения народов — войны, былые отношения политического господства-подчинения, депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти);

конфессиональные (включая различия в уровне современной религиозности населения);

культурные (т.е. культурные различия в широком смысле слова, от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры);

психологические (угроза насильственного разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, эрозия системы ценностей и традиционных норм по-разному воспринимаются социальными группами и индивидами в этносе; в целом они вызывают в этнической общности защитные реакции, так как отказ от привычных ценностей предполагает признание превосходства ценностей доминирующего этноса, порождает чувство второсортности, представления о национальном неравенстве)»4.

Вывод: Этнический конфликт - форма политических отношений — конфронтация между двумя или несколькими этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными субэтническими элементами), характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Предпосылки этнических конфликтов: социально-экономические, политические, культурно – языковые, этнодемографические, экологические, этнотерриториальные, исторические, конфессиональные, культурные, психологические.

^

2. Классификация этнических конфликтов



Этнические конфликты можно классифицировать по различным основаниям. Самой общей классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противостоящих сторон:

^ Конфликты между этнической группой (группами) и государством. Примером могут служить события в Чечне, Абхазии или в Нагорном Карабахе, результатом чего явилось создание там самопровозглашенных и де-факто независимых, государств при полном вытеснении из местных органов власти соответственно русских, грузин и азербайджанцев.

^ Конфликты между этническими группами (между ассоциациями групп). Примерами могут служить события еще советского времени в Фергане — погромы турок-месхетинцев узбеками или в Ошской области — столкновения киргизов и узбеков.

«Эти два вида конфликтов ученые часто обобщенно называют межнациональными, понимая под ними любые противоборства между государствами и субгосударственными территориальными образованиями, причиной которых является необходимость защитить интересы и права соответствующих наций, народов или этносов»5.

Кроме того, возможна классификация этнических конфликтов по приоритетным целям, сформулированным организациями одной из сторон, а, следовательно, и по возможным последствиям для полиэтничного социума, в котором они развиваются. В связи с этим обычно различают:

^ Социально-экономические конфликты, возникающие на основе требований выравнивания уровня жизни, социально-профессионального состава и представительства в элитных слоях (со стороны представителей «отстающих» этнических групп) либо прекращения льгот, субсидий и экономической помощи «другим» (со стороны членов «лидирующих» групп). Они являются следствием неудовлетворенности той или иной нации, не имеющей собственной государственности, своим правовым статусом или имеющей ее в усеченной форме. По сути, это конфликты с властными структурами государства, в составе которого находится данная нация, но зачастую эти структуры отождествляются с народом, давшим наименование этому государству (например, абхазо-грузинский и осетино-грузинский конфликты, события в Чечне, Приднестровье, ряде других регионов).

^ Этно-территориальные конфликты, которые, как правило, имеют глубокие исторические корни. С учетом того, что в России национально-территориальные границы по существу отсутствовали, а в СССР они зачастую были произвольны, неоднократно сдвигались, ареал расселения многих народов весьма широк и пестр — конфликты такого рода особенно опасны и трудно разрешимы. Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической Родине при реализации права на возвращение прежних территорий (конфликты между ингушами и осетинами за Пригородный район, крымско-татарский, нагорно-карабахский, в пограничных районах среднеазиатских государств, России и Казахстана, Украины и Молдовы, — всего таких спорных территорий в бывшем СССР специалисты насчитывали около 100).

^ Этно-демографические конфликты, которые возникают там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в результате быстрого механического притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав коренной нации, введение разного рода ограничении для «пришлых». Такого рода конфликты характерны для Прибалтики, Молдовы, ряда республик Российской Федерации.

^ По формам проявления этнические конфликты могут быть насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки) и ненасильственными (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция), а по времени — долговременными и кратковременными.

Предпосылки этнических конфликтов достаточно многообразны и в латентном состоянии присутствуют в любом полиэтничном обществе. Объективизация этих существовавших ранее предпосылок в общественном сознании значительной части народа превращает их в действительные причины этнического конфликта и тем самым делает его реальностью.

Под объективизацией понимается процесс осознания конкретными людьми существующего порядка вещей в окружающей социальной действительности и появление стремления к его изменению, если он чем-то их не устраивает. Например, представители интеллигенции, как правило, первыми осознают существование несправедливого ущемления национальных интересов своего народа. Начало деятельности этнонациональных движений и партий (а, следовательно, и зарождение этнических конфликтов) как раз и характеризуется активной пропагандой фактов наличия подобного рода ущемления. При этом оно трактуются как результаты целенаправленной деятельности другого народа или выражающих его интересы государственных институтов, что и является предпосылкой этнического конфликта.

Вывод: Этнические конфликты можно классифицировать по особенностям противостоящих сторон на конфликты между этнической группой (группами) и государством; конфликты между этническими группами (между ассоциациями групп). По приоритетным целям, преследуемым в конфликте, возможна следующая классификация этнических конфликтов: социально – экономические, этно – демографические, этно – территориальные. По формам проявления этнические конфликты могут быть насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки) и ненасильственными.


^

3. Способы разрешения этнических конфликтов



Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:

«- каждая из враждующих группировок должна иметь единое командование и контролироваться им;

- стороны должны контролировать территории, которые обеспечивали бы им относительную безопасность после заключения перемирия;

- достижение состояния определенного равновесия в конфликте, когда стороны либо временно исчерпали свои военные возможности, либо уже добились многих своих целей;

- присутствие влиятельного посредника, способного повысить интерес сторон к достижению перемирия и добиться признания этнического меньшинства в  качестве стороны в конфликте;

- согласие сторон на «замораживание» кризиса и на то, чтобы отложить всеобъемлющее политическое урегулирование на неопределенный срок;

- размещение по линии разъединения миротворческих сил, достаточно авторитетных или сильных для сдерживания сторон от возобновления боевых действий»6.

Существуют следующие способы разрешения этнических конфликтов: нейтрализация, «естественное» развитие и последующее самозатухание этнического конфликта, неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта, достижение национального согласия.

Нейтрализация этнического конфликта. Обычно это означает надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов на то, что сепаратисты, в конечном счете, не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку. Такая политическая борьба, т.е. по сути консервация этнического конфликта, может в вялой форме протекать десятилетиями, как, например, деятельность шотландских или квебекских сепаратистов, не сопровождаясь межэтническими столкновениями. Тем не менее, при этом остается опасность, что в случае неожиданных кардинальных изменений условий жизни (резкого экономического спада, экологической катастрофы и т. п.) дальнейшее развитие конфликта может выйти за законные рамки, поскольку продолжают сохраняться этнонационалистические партии и экстремистски настроенные деятели в их рядах.

Нейтрализация этнического конфликта встречается достаточно часто. Поскольку подобный вариант также устраняет угрозы массового насилия, распада государства с полиэтничным населением или масштабных этноизбирательных миграций беженцев либо депортаций по этническому признаку, то стратегию действий, направленных на его достижение, тоже можно условно считать выходом из политически взрывоопасной ситуации конфликта. Обычно это осуществляется усилиями спецслужб по дискредитации и дезорганизации деятельности наиболее радикальных лидеров и организаций при одновременном фактическом поощрении и содействии акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонных к нелегальным методам борьбы или к применению насилия. Таким образом, иногда удается перевести массовую поддержку меньшинства, а, следовательно, и трансформировать характер этнического конфликта от идей сепаратизма к лозунгам полномасштабной автономизации, а борьбу за территориальную автономию перевести в русло деятельности по возрождению родного языка и культуры и форсированному социально-экономическому развитию территорий расселения меньшинства.

«Естественное» развитие и последующее самозатухание (саморассасывание) этнического конфликта. Этнический конфликт в ходе постепенной эскалации и перерастания в форму насильственного противостояния сторон в таком случае заканчивается в результате разрушения того прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник и развивался. Подобный исход никак нельзя считать урегулированием конфликта, и к тому же это обычно означает переход от этнического конфликта внутри прежнего полиэтничного общества к межгосударственному конфликту вновь образовавшихся государств и новых обществ.

^ Неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта также является реальным и достаточно часто встречающимся его исходом.

Существует два основных сценария разрушения полиэтничного общества и тем самым прекращения этнического конфликта:

изменение территории (за счет проведения новых государственных границ, отделяющих одну из конфликтующих сторон от другой);

изменение этнического состава населения (за счет депортации «враждебных групп», выделяемых по этнонациональному признаку).

Чаще всего встречаются сочетание обоих сценариев. Такое сочетание этнических чисток и создания новых границ обеспечивает наметившееся сейчас прекращение конфликтов в Боснии и Герцеговине, и именно подобный исход наиболее вероятен для Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской Республики и многих других регионов бывшего СССР, где этнические конфликты давно уже привели к созданию новых непризнанных государств и к межгосударственным войнам.

Саморассасывание конфликта – то есть отмирание без осуществления каких-либо изменений, на которых когда-то настаивали инициаторы конфликта. Хоть и крайне редко, но встречается и такое.

Особой задачей разрешения этнического конфликта является достижение национального согласия, представляющего собой сложный процесс примирения конфликтующих сторон, согласования их интересов, устремлений и требований, достижение взаимоприемлемого результата. «Национальное согласие возможно при участии в согласительном процессе наряду с легитимными властными структурами представителей различных общественных, национальных, политических организаций, движений, инициатив на основе консенсуса всего общества»7. В демократическом обществе, обществе открытого типа, где социальные, политические, экономические, национальные и другие различия ярко выражены, национальное согласие является инструментом регулирования отношений между различными группами, общностями, в том числе и этническими. Национальное согласие предусматривает предупреждение перерастания обострившихся в обществе противоречий в деструктивные, разрушительные по своей форме конфликты. Достижение его осуществляется в процессе переговоров, носящих конструктивный характер.

Важной формой достижения согласия или завершения конфликта между этническими общностями, их представителями выступает заключение межэтнического компромисса. Он предполагает достижение взаимопонимания или частичного завершения этнического конфликта путем взаимных уступок и согласования интересов (посредством их частичного удовлетворения). Модель завершения этнического конфликта таким способом используется в условиях, когда его участники имеют равные возможности при отсутствии достаточных ресурсов для полного удовлетворения интересов одной из конфликтующих сторон.

В этом случае заключается соглашение, имеющее определенные временные параметры, по истечении которых одна из сторон или обе в равной мере будут обладать достаточными возможностями для пересмотра заключенного этнического компромисса с целью изменения результата в свою пользу. Проблема будет разрешена в процессе завершения конфликта, либо он потеряет свою актуальность.

В случае возникновения вооруженного конфликта между его субъектами достижение компромисса прежде всего направлено на прекращение военных действий между его участниками, что создает благоприятные условия для привлечения и использования мирных средств. Каждая из сторон, приняв решение о своем согласии на заключение этнического компромисса, определяет с учетом своих интересов допустимые нижние границы уступок, на которые она готова пойти при определении соглашения. Принятие уступок ниже допустимых границ означает ее поражение в этническом конфликте.

Вывод: Существуют следующие способы разрешения этнических конфликтов: нейтрализация, «естественное» развитие и последующее самозатухание (саморассасывание) этнического конфликта, неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта, достижение национального согласия. Нейтрализация это перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон. «Естественное» развитие и последующее самозатухание этнического конфликта означает окончание конфликта в результате разрушения того прежде единого полиэтничного общества, в котором конфликт возник и развивался. Неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта происходит в результате изменения территории и изменения этнического состава населения. Достижение национального согласия как способ урегулирования конфликта представляет собой сложный процесс примирения конфликтующих сторон, согласования их интересов, устремлений и требований, достижение взаимоприемлемого результата.


^

4. Принципы разрешения этнических конфликтов



Действия по нейтрализации конфронтационных устремлений участников межэтнических конфликтов укладываются в рамки некоторых общих принципов, выведенных из имеющегося опыта разрешения таких конфликтов. В их числе: легитимизация конфликта, институциализация конфликта, структурирование конкурирующих групп, редукция конфликта, информационное обеспечение урегулирования конфликта

^ Легитимация конфликта — официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы (предмета конфликта), нуждающейся в обсуждении и разрешении. Легитимизация процедур требует их фиксации в специальных документах и широкого ознакомления с ними всех участников конфликта.

^ Институциализация конфликта — выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения.

Обычно институциализация включает:

- запрет применения насильственных средств;

- ограничение количества участников и сфер проявления конфликта;

- принятие всеми сторонами определенных правил (организационных и /или этических норм, четких договоренностей и т.д.) разрешения конфликта;

- контроль со стороны третьих лиц (государственных органов, арбитров и т.п.).

^ Структурирование конкурирующих групп – определение состава участников конфликта, их представителей (лидеров), различных центров влияния и их силы. Важно знать, с кем можно вести работу по разрешению конфликта, договариваться и заключать соответствующие соглашения. Неструктурированные, аморфные группы носителей конфликтных интересов более опасны, поскольку они менее управляемы и склонны к непредсказуемым разрушительным действиям.

^ Редукция конфликта – его последовательное ослабление в результате перевода на более мягкий уровень противоборства или противостояния. Можно выделить две взаимосвязанные линии (два поля) редукции конфликта в зависимости от 1) характера восприятия оппонента; 2) характера соперничества.

«Первая линия предполагает последовательное продвижение в восприятии оппонента по следующим ступеням: противник (непримиримая борьба) – соперник (противоборство по определенному вопросу) – сотрудник (временное взаимодействие) – партнер (постоянное сотрудничество) – союзник (помощник в определенной области) – друг.

По второй линии – характеру соперничества – редукция противоборства снижается по таким ступеням, как война (неограниченный спектр борьбы, эскалированное насилие) – насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства) – агрессивность (отдельные враждебные действия) – соперничество (конкуренция, состязание по определенным правилам) – враждебность (неприязнь, недружеские отношения) – напряженность (настороженность, ожидание недружественных действий) – спор (идейное противоборство) – несогласие (расхождение мнений) - консенсус (согласие)»8.

^ Информационное обеспечение урегулирования конфликта, то есть открытость, «прозрачность» переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан и др.

Вывод: Принципами разрешения этнических конфликтов являются следующие: легитимизация конфликта, институциализация конфликта, структурирование конкурирующих групп, редукция конфликта, информационное обеспечение урегулирования конфликта.

Заключение



Этнический конфликт - форма политических отношений — конфронтация между двумя или несколькими этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными субэтническими элементами), характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Предпосылки этнических конфликтов: социально-экономические, политические, культурно – языковые, этнодемографические, экологические, этнотерриториальные, исторические, конфессиональные, культурные, психологические.

Этнические конфликты можно классифицировать по особенностям противостоящих сторон на конфликты между этнической группой (группами) и государством; конфликты между этническими группами (между ассоциациями групп). По приоритетным целям, преследуемым в конфликте, возможна следующая классификация этнических конфликтов: социально – экономические, этно – демографические, этно – территориальные. По формам проявления этнические конфликты могут быть насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки) и ненасильственными

Существуют следующие способы разрешения этнических конфликтов: нейтрализация, «естественное» развитие и последующее самозатухание этнического конфликта, неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта, достижение национального согласия. Нейтрализация это, по сути, консервация конфликта при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон. «Естественное» развитие и последующее самозатухание (саморассасывание) этнического конфликта означает окончание конфликта в результате разрушения того прежде единого полиэтничного общества, в котором конфликт возник и развивался. Неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта происходит в результате изменения территории и изменения этнического состава населения. Достижение национального согласия как способ урегулирования конфликта представляет собой сложный процесс примирения конфликтующих сторон, согласования их интересов, устремлений и требований, достижение взаимоприемлемого результата.

Принципами разрешения этнических конфликтов являются следующие: легитимизация конфликта, институциализация конфликта, структурирование конкурирующих групп, редукция конфликта, информационное обеспечение урегулирования конфликта.
^

Список литературы



1. Глухова, А.В. Политическая конфликтология: между старыми и новыми походами / А.В. Глухова // Конфликтология – теория и практика. – 2003. - № 1. – С. 30 – 36.

2. Иванов, В. Межнациональные конфликты и конкретные механизмы их преодоления /В. Иванов // Конфликты и консенсус. – 1991. - № 1.

3. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология /Г.И. Козырев. – М.: ИД «ФОРУМ – ИНФРА – М», 2008. – 432 с.

4. Крысько, В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: курс лекций /В.Г. Крысько. – М.: Экзамен, 2002. – 448 с.

5. Пугачев, В.П. Политология /В.П. Пугачев. – М.: Слово: Эксмо, 2006. – 576 с.

6. Римаренко, Ю. Конфликтология межэтнических отношений /Ю. Римаренко, Э. Степанов // Социально – гуманитарные знания. – 1999. - № 4. – С. 135 – 147; № 5. – С. 32 – 48.

7. Семенов, В.М. Национальные и этнические культуры в конфликтных процессах в России /В.М. Семенов, Е.В. Матюнина // Социально – гуманитарные знания. – 2001. - № 2. – С. 287 – 300.

1 Козырев, Г.И. Политическая конфликтология /Г.И. Козырев. – М.: ИД «ФОРУМ – ИНФРА – М», 2008. – С. 163.

2 Римаренко, Ю. Конфликтология межэтнических отношений /Ю. Римаренко, Э. Степанов //Социально – гуманитарные знания. – 1999. - № 4. – С. 138.

3 Козырев, Г.И. Политическая конфликтология /Г.И. Козырев. – М.: ИД «ФОРУМ – ИНФРА – М», 2008. – С. 165.


4 Козырев, Г.И. Политическая конфликтология /Г.И. Козырев. – М.: ИД « ФОРУМ – ИНФРА – М», 2008. – С. 167.


5 Глухова, А.В. Политическая конфликтология: между старыми и новыми подходами /А.В. Глухова //Конфликтология – теория и практика. – 2003. - № 1. – С. 35.

6 Пугачев, В.П. Политология /В.П. Пугачев. – М.: Слово: Эксмо, 2006. – С. 542.

7 Крысько, В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: курс лекций /В.Г. Крысько. – М.: Экзамен, 2002. – С. 140.


8 Пугачев, В.П. Политология /В.П. Пугачев. – М.: Слово: Эксмо, 2006. – С. 554.




Скачать файл (118.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации