Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпаргалка - Стратегическое управление - файл 1.doc


Шпаргалка - Стратегическое управление
скачать (717 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc717kb.24.11.2011 11:13скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4
Билет1.Этапы развития стратегического управления. Охарактеризовать стратегию «совместное предприятие».

Первый этап стратегического управления – анализ среды. На данном этапе цель менеджера – получить полную информацию о возможных положительных и негативных тенденциях во внешней среде и соотнести их с сильными и слабыми сторонами деятельности организации для своевременной адаптации и усиления конкурентной позиции.

При этом могут быть использованы аналитические инструменты, позволяющие систематически и в комплексе разрабатывать стратегические управленческие решения (например, может применяться технология SWOT-анализа, PEST-анализ).

Второй этап стратегического управления – формулирование миссии и долгосрочных целей организации. Перед разработкой программных документов менеджеры должны конкретизировать миссию организации (описать ее настоящее). Миссия организации - констатация философии и предназначения организации, рекламный слоган, отражающий содержание деятельности организации.

Основные группы лиц, чьи интересы должны быть учтены при определении миссии: собственники, сотрудники, покупатели продукта/услуги, деловые партнеры, местное сообщество, общество в целом.

Согласно Ф.Котлеру, миссия вырабатывается с учетом следующих факторов:

• История фирмы;
• Стиль поведения и действий собственников и управленцев;
• Состояние среды организации;
• Ресурсы организации;
• Отличительные особенности организации

В расшифровке миссии отражаются следующие характеристики:

1) целевые ориентиры (ориентация на потребителя, ориентация на производимый продукт/услугу);
2) философия (ценности) организации;
3) сфера деятельности;
4) используемые технологии;
5) конкурентные преимущества.

На основе миссии формулируется система целей организации. Цель – это опредмечиваемый мотив, побуждающий к действию, конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Требования к целям: достижимость, ресурсообеспеченность, сопоставимость и непротиворечивость, согласованность (с миссией компании; между собой; с теми, кому предстоит их выполнять).

Третий этап стратегического управления – разработка стратегических альтернатив, выбор стратегии развития организации. Для определения стратегических альтернатив чаще всего используется матрица И.Асоффа и матрица Бостонской Консультативной Группы (BCG). После определения альтернативы развития она дорабатывается до стратегического плана.

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, приводящее ее к реализации целей и несущее в себе возможность получения преимуществ от изменений среды и порождаемых ими возможностей.

С точки зрения уровня управления стратегии ранжируются следующим образом:

1) Корпоративная стратегия – реализуется в диверсифицированных компаниях и предполагает: создание и управление высокопродуктивным хозяйственным портфелем структурных подразделений компании; достижение синергизма среди родственных структурных подразделений; установление инвестиционных приоритетов.

2) Деловая стратегия предполагает: разработку мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ фирмы; формирование механизма реагирования на внешние изменения; объединение стратегических действий основных функциональных подразделений компании.

3) Функциональная стратегия предполагает: действия по поддержке деловой стратегии; действия по достижению целей подразделения.

4) Операционная стратегия предполагает действия по решению узкоспециальных проблем подразделения (функционального, территориального).

С точки зрения изменения состояния продукта, рынка, отрасли, положения в отрасли, используемой технологии различаются стратегии роста, стратегии стабилизации и стратегии сокращения (отхода).

Совместное предприятие (СП) — форма хозяйственной организации, учрежденной двумя или большим числом юридических лиц. СП создаются национальными предприятиями или с зарубежными партнерами. Одним из учредителей СП может выступать физическое лицо. Особенностью СП является наличие совместной собственности, которая функционирует на территории одной из стран (областей, регионов) учредителей СП. СП может иметь форму полного товарищества, общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. Наиболее типична форма общества с ограниченной ответственностью.

Билет2.Понятия стратегическое управление, стратегия. Основные различия оперативного управления от стратегического управления.

Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:

  1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.

  2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.

  3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

«Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.» 
Как уже было описано выше, стратегическое управление делится на стратегическое планирование, т.е. периодическую, запланированную реакцию фирмы на изменения внутри фирмы и в окружающей среде (управление на основе предвидения изменений) и на управление на основе гибких экстренных решений, которое применяется в тех ситуациях, когда управленческие решения необходимо принимать срочно и ожидание нового периода планирования невозможно.
Управление на основе предвидения изменений может быть двух видов:

  • стратегическое планирование;

  • управление посредством выбора стратегических позиций.

Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений подразделяется на следующие виды управления:

  • управление путем ранжирования стратегических задач;

  • управление в условии слабых сигналов;

  • управление в условиях стратегических неожиданностей.

Управление стратегическими задачами (стратегическое управление на основе гибких экстренных решений) состоит в том, чтобы заполнить пробел в регулярно осуществляемом планировании, а не в том, чтобы подменить собой это планирование. Задача этих двух систем взаимно дополнять друг друга: периодическое планирование предназначено для того, чтобы определять новые направления деятельности предприятия и обеспечивать согласованность действий различных подразделений. Управление стратегическими задачами предназначено для случаев отклонений от этих направлений, которые могут возникнуть в результате появления новых возможностей и влияния сильных (слабых) сторон деятельности фирмы.
Управление стратегическими задачами происходит в цикле годового планирования, где их включают во всеобъемлющее внутрифирменное планирование. Результатами планирования являются: a) комплекс оперативных программ и смет по текущей деятельности фирмы, направленный на выполнение ближайших задач, и b) ряд стратегических задач, представленных в виде программ изменений.
Выбор того или иного вида управления зависит от уровня нестабильности внешней среды, т.е. от количества времени, отведенного фирме для принятия решения. Каждый вид управления применяется при конкретном уровне нестабильности.

Уровень нестабильности

вид управления

1. Стабильность

Управление на основе инструкций

2. Реактивность

Реактивное управление

3. Предвидение

Долгосрочное планирование

4. Исследование

Управление на основе предвидения изменений

5. Творчество

Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений


Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.

Таблица.1. Сравнение оперативного и стратегического управления

Характеристика

Оперативное управление

^ Стратегическое управление

Миссия, предназначение

Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации

Выживание предприятия в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса со средойфункционирования, позволяющего решать проблемы, заинтересованных в деятельности предприятия, лиц

Объект концентрации внимания менеджмента

Взгляд внутрь предприятия, поиск путей более эффективного использования ресурсов

Взгляд вовне предприятия, поиск новыхвозможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в среде функционирования предприятия

Учет фактора времени

Ориентация на краткосрочную перспективу

Ориентация на долгосрочную перспективу

Основы построения системы управления

Функции и организационные структуры, процедуры, техника, технология управления производством

Персонал предприятия, системы информационного обеспечения, рынок, методы и подходы стратегического управления производством

Подходы к управлению персоналом

Взгляд на работников как на ресурс предприятия, как на исполнителей отдельных работ и функций

Взгляд на работников как на стратегический ресурс предприятия, его главную ценность и источник его благополучия

Критерий эффективности управления

Ритмичность, равномерность, и рациональность использования производственного потенциала

Своевременность и точность реакциипредприятия на новые запросы рынка иадекватность на изменения в среде функционирования с ориентацией на прибыль

Таблица.2. Различия стратегического и оперативного управления

Параметры системы

Стратегическое управление

^ Оперативное управление

Конечный результат

- Достижение генеральной цели развития предприятия - Потенциал предприятия, системастратегий - Рациональная структура и гибкостьпредприятия - Эффективность системы управления

- Выпуск продукции в установленные сроки - Качество продукции - Удовлетворение потребностей - Прибыль

Факторы успеха

Стратегия и гибкость: успех = изобретательность +предвиденье потребностей

Производство и маркетинг: успех = эффективное производство + активная конкуренция

Тип управляющего

Предприниматель - лидер

Менеджер по производству

Тип планирования

Стратегическое планирование, сценарное, комплексное, целевое планирование

Оперативно-производственноепланирование

Структура системы управления

Динамичная (матричная)

Статичная(линейно-функциональная, штабная)

Власть в управлении

Сосредоточена в общем руководстве, НИОКР, развитии производства, стратегическом планировании

Сосредоточена в производстве и маркетинге

Из таблиц видно, что оперативное и стратегическое управление не противостоят друг другу, а являются взаимодополняющими элементами процесса управления. И более того, оперативное управление выступает как закономерный этап воплощения стратегического.
Билет3.Комплекс подготовительных работ по стратегическому управлению для российских предприятий. Стили организационного поведения.

Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений на использование:

* в силу своей сущности стратегическое управление не может дать точной и детальной картины будущего;

* оно не может быть сведено к набору стандартных процедур и схем, предписывающих однозначный способ решения проблем развития в определенных условиях;

* организация работ по стратегическому управлению требует огромных усилий, больших затрат времени и средств;

* предполагает создание сильной организационной культуры, систем мотивации и организации труда, определенной гибкости.

Переход к стратегическому управлению. Реализация методологии стратегического управления возможна при наличии следующих условий:

* высокая культура рыночных отношений и внутрифирменная культура;

* широкая и надежная информация о требованиях рынка, ценах, ресурсах, партнерах и конкурентах, а также о затратах и потенциале самого предприятия;

* наличие кадров, владеющих инструментами стратегического управления и обладающих стратегическим мышлением.

Поэтому использование принципов стратегического управления на российских предприятиях предполагает проведение целого комплекса подготовительных работ. Главные направления этой работы:

1. Создание системы стратегического информационного обеспечения предприятий.

2. Разработка достаточно простых моделей стратегического анализа, позволяющих выяснить причины кризисного состояния, перспективы развития отрасли и выработать реальные стратегии выживания.

3. Подготовка и переподготовка кадров в области стратегического управления.

^ Стили поведения организации: Приростный стиль поведения организации, как показывает само название, характеризуется постановкой целей «от достигнутого», направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, «стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать.

При приростном поведении действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последовательно и принимается первое удовлетворительное решение.

Такое поведение исповедует большинство успешно работающих длительное время коммерческих организаций и фактически все некоммерческие организации в области образования, здравоохранения и т.п.

^ Предпринимательский стиль поведения организации характеризуется стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Предпринимательского поведения чаще придерживаются коммерческие организации, эффективность деятельности которых связана с рыночными испытаниями. Они ведут постоянный предпринимательский поиск возможностей роста за счет изменений. Организации, придерживающиеся различных стилей поведения, существенно отличаются по своим характеристикам.

Фирма, придерживающаяся приростного стиля поведения:

  • видит свою цель в оптимизации прибыльности;

  • ее организационная структура сравнительно стабильна;

  • работа ведется в соответствии с ходом технологического процесса переработки ресурсов;

  • экономия на масштабах производства считается главным фактором эффективной деятельности, а сами ее виды слабо увязаны между собой;

  • управленческие решения представляют собой реакцию организации на возникшие проблемы с запаздыванием по отношению к моменту их появления. Те же характеристики у организации, придерживающейсяпредпринимательского стиля поведения, выглядят по-другому:

  • целью организации является оптимизация потенциала прибыльности;

  • организационная структура гибкая, изменяющаяся адекватно условиям среды;

  • управленческие решения принимаются через активный поиск возможностей путем предвидения проблем. До настоящего времени считалось, что стили организационного поведения могут последовательно заменять друг друга, но вероятно в будущем коммерческие организации должны будут научиться применять оба стиля одновременно, так как именно эти два стиля лежат в основе соответствующих режимов управления — стратегического и оперативного, — реализуемых в современной организации.

Билет4.Объекты стратегического управления. Схема модели процесса стратегического управления (Vencil R.T. / P.Lagrange).

Характеристика объектов стратегического управления. Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уров­ням предприятия:

  1. ^ Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный завод или фабрика).

  2. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики. Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса — это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или не­скольких сегментах целевого рынка.

Концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегического менеджмента.

В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка. Сегмент — это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками.

Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора. Можно предложить следующие критерии выделения бизнес-единиц:

  • стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков;

  • бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение;

  • деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.

Основная задача стратегической единицы бизнеса — достижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и др.).

3. ^ Функциональная сфера деятельности, или подразделение, — структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг финансы и др.).

^ Концепция стратегического управления Венсила- Лагранжа. Авторы этой концепции на основе дифференциации уровней стратегий смогли представить в единой форме   процесс , носителей и уровни стратегического планирования.

 Процесс  стратегического планирования, по мнению авторов, включает четыре этапа:

  • структуризация целей и определение расхождения между намеченными целями и реальными возможностями (анализ пробелов);

  • определение необходимых ресурсов и разработка вариантов действий по преодолению выявленных разрывов;

  • распределение ресурсов (составление планов и бюджетов);

  • наблюдение и контроль за ходом выполнения намеченных планов и программ.

Содержание этапов  стратегического   управления  по уровням принятия решения (А — корпоративный уровень, В — бизнес-уровень, С — функциональный уровень) приведено на рис. 4. Таким образом, формирование стратегии развития организации является итеративным  процессом  и осуществляется на всех уровнях иерархии.

Рис. 4.  Модель   процесса   стратегического   управления 

( Vencil  R.T./P.Lagrange):

  1. Уяснение корпоративных целей и структуризация.

  2. Прогноз будущей деятельности на основе текущей стратегии и определение расхождения (разрыва) между прогнозами и целями.

3. Установление разницы между показателями  стратегического  плана и возможностями предприятия.

4. Корректировка стратегических целей по результатам анализа пробелов и внутренних возможностей.

5, 6. Разработка вариантов стратегий на функциональном уровне и бизнес-уровнях.

  1. Консолидация стратегических планов бизнес-единиц и функциональных подразделений.

  2. Выделение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей.

9,10. Распределение ресурсов на соответствующих уровнях стратегии.

11,12. Наблюдение и контроль за использованием ресурсов.

Билет5.Виды стратегического управления. Способы достижения конкурентного преимущества, основанного на дифференциации.

1.Управление на основе решения стратегических задач. Управление путем ранжирования стратегических задач ориентируется на тактическую выживаемость, в основе которой лежит сохранение позиций предприятия в базовых сфер. Ни одна совершенная стратегия не может учесть всех ситуаций, которые возникают в результате изменений во внешней среде, а также развития самой организации. В ответ на их появление предприятие формирует и решает стратегические задачи, с помощью которых осуществляется необходимая корректировка его деятельности (проводимой политики, планов). Примером таких задач является достижение высоких темпов роста, улучшение внутреннего климата в коллективе, привлечение новых партнеров и клиентов и т.д. Управление на основе решения стратегических задач используется в том случае, когда события, которые могут произойти, полностью или частично предсказуемы, но для реакции на них менять общую линию поведения предприятия невозможно или нецелесообразно. Решая стратегические задачи, организация имеет возможность своевременно предотвратить возникновение неблагоприятной ситуации, в значительной степени смягчить ее негативные последствия либо с максимальной выгодой для себя использовать открывающиеся возможности.

Существует два источника, генерирующие возникновение стратегических задач:

* тенденции изменений во внешней среде организации;

* внутренние тенденции, характеризующие развитие организации.

Внешние тенденции отражают политические (военные действия), экономические (состояние рыночной конъюнктуры), технологические (появление и распространение новых видов технологии) и социальные (усиление требований поддержания уровня занятости) аспекты среды функционирования предприятий.

Внутренние тенденции по своей природе аналогичны внешним. Они могут быть естественными (рост заболеваемости персонала, нарушающий нормальный ход работы), технологическими (устаревание оборудования, технологии), экономическими (диверсификация производства, рост капиталоемкости и финансовой нестабильности), социальными (развитие механизма мотивации трудовой деятельности).

Процесс управления путем решения вновь возникающих стратегических задач предусматривает:

* Постоянное наблюдение за всеми тенденциями.

* Анализ и обнаружение опасностей и новых возможностей.

* Оценку важности и срочности решения вновь возникающих задач на основе их классификации:

а) самые срочные и важные задачи, требующие немедленного решения; б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового цикла;

в) важные, но несрочные задачи, требующие постоянного контроля; г) задачи, представляющие собой ложную тревогу и не заслуживающие внимания.

* Подготовку решений (ее осуществляют специально созданные оперативные группы).

* Принятие решений с учетом возможных стратегических и тактических последствий (осуществляет руководство).

- Обновление списка проблем и их приоритетности.

Управление по слабым сигналам. Очевидные и конкретные проблемы, выявленные в результате наблюдения, называют сильными сигналами.Другие проблемы, известные по ранним и неточным признакам, принято называть слабыми сигналами. Чем сильнее сигнал, тем меньшим временем располагает предприятие для ответной реакции.

По сильному сигналу предприятие может действовать решительно, например прекратить дальнейшее наращивание мощностей и переориентироваться на использование их по другому назначению. Ответная реакция на слабый сигнал может быть растянута во времени и усиливаться по мере нарастания сигнала.

Управление в условиях стратегических неожиданностей. Система чрезвычайных мер при стратегических неожиданностях используется в экстренных ситуациях, возникших внезапно; когда поставлены новые задачи, не соответствующие прошлому опыту, и отсутствие решений (например) приводит к крупному ущербу. Эта система предполагает следующие действия:

* использование коммутационной сети связей для чрезвычайных ситуаций;

* перераспределение обязанностей высшего руководства: контроль и сохранение морального климата; обычная работа с минимальным уровнем срывов; принятие чрезвычайных мер;

* создание групп гибкого ранжирования из наиболее опытных специалистов, наделенных необходимыми полномочиями; в их обязанности входит постоянное наблюдение, анализ и оценка ситуации, выработка необходимых оперативных решений с учетом их возможных последствий; такие группы имеют особый статус и действуют вразрез с существующей в организации иерархией.

Рассмотренные системы (виды) стратегического управления не заменяют друг друга. Каждая из них применяется в определенных условиях, зависящих от степени нестабильности внешней среды. Готовность предприятия к использованию адекватной системы стратегического управления определяется в первую очередь кадровым потенциалом и ресурсами организационной структуры управления. Эффективность управления в условиях стратегических неожиданностей зависит от понимания сути происходящих событий, правильной оценки ситуации, способности руководства вовремя распознать надвигающуюся опасность.

2.Портер утверждает, что бизнес может обладать конкурентным преимуществом в одной из двух типовых стратегий: или лидерством по показателю издержек или дифференциацией.

Дифференциация    подразумевает, что деловая единица может предложить что-нибудь уникальное, недоступное пока для конкурентов, и что ценится покупателями не только из-за предложения более низкой цены. Еще раз необходимо понять потенциальные источники дифференцирования, заключенные в том или ином виде деятельности и постараться изыскать возможности для реализации потенциала. Фактически каждый вид деятельности в цепочке ценностей может являться потенциальным источником конкурентного преимущества по показанию издержек или дифференциации. Это зависит в конечном итоге от знания отраслевой структуры, выбора типовой стратегии, и тех видов деятельности в цепочке  ценности,  в   которых  заключен  максимальный  потенциал конкурентоспособности.

Конкурентное преимущество в технологических отраслях.  Компания способна получить конкурентное преимущество в технологической отрасли благодаря: значительным инвестициям в производство и  R&D, концентрации на рыночных потребностях, учету глобализации рынков, необходимости сохранения и увеличения рыночной доли, получении патентной защиты, производстве, ориентированном на высокое качество.

Конкурентное преимущество в традиционных отраслях. В традиционных областях компании могут иметь как преимущество в издержках, так и в дифференциации продукта. В основном это зависит от специфических особенностей фирм и от их цепочек ценностей. Так, для достижения преимущества по издержкам общие издержки производства фирмы по всей цепочке ценностей должны быть меньше совокупных затрат конкурентов. Есть два пути для этого: Делать работу лучше, чем конкуренты, эффективно осуществляя операции во внутренней цепочке ценностей и управляя факторами, которые определяют уровень издержек в цепочке ценностей. Исправить цепочку ценностей компании вплоть до объединения операций или токаза от высокозатратных действий в цепочке ценностей.

С другой стороны, для получения конкурентного преимущества, основанного на дифференциации, компании необходимо создать покупательскую ценность отличным от конкурентов способом. Существует три подхода к созданию покупательской ценности. Разработка таких характеристик и особенностей товара, чтобы снизить совокупные затраты покупателя по использованию продукции компании. Компания не должна снижать цену, чтобы сделать более дешевым для покупателя использование своего товара. Альтернатива состоит в том, чтобы придать товару/услуге такие особенности, которые позволили бы покупателю:

• Сократить выбрасываемые покупателем ненужные отходы и материалы. Пример дифференцирующей особенности — возвратные компоненты (посуда, макулатура и т.д.).

•Сократить затраты труда покупателя (меньше времени на обучение, более низкие требования к навыкам и мастерству). Примеры особенностей — специальные приспособления для сборки, модуляторы для замены сменных компонентов.

• Сократить затраты времени покупателя. Примерами могут служить изделия с большей производительностью, возможностью использования готовых запасных частей или не требующие частого обслуживания.

• Сократить затраты покупателей по хранению. Примером дифференцирующей характеристики служит поставка "точно в срок".

• Снизить затраты на обслуживание и ремонт. Пример — исключительная надежность оборудования.

• Сократить потребность покупателя в других товарах/услугах (электроэнергия, защитное оборудование, охрана, инспекция качества, другие инструменты и механизмы). Пример — высокоэффективное силовое оборудование на жидком топливе.

• Снизить затраты покупателя на ремонт в случае внезапной поломки. Пример — продолжительный гарантийный период.

Второй подход состоит в создании таких особенностей товара, чтобы повышалась результативность его применения потребителем. Например, увеличить результативность предлагаемых покупателю товаров/услуг можно за счет следующих специфических черт и характеристик:

• Предлагать покупателям продукцию с большими возможностями, долговечную, удобную или более легкую в использовании.

• Сделать товар/услугу компании чище, изящней, спокойней или требующим меньшей профилактики по сравнению с продукцией конкурентов.

• Повысить стандарты изготовления по сравнению с существующими.

• Отвечать требованиям покупателей в большей степени, чем это предлагают конкуренты.

• Дать покупателям возможность дополнить товар или позже получить более совершенную модель, предложенную к продаже.

Третий подход состоит в придании товару черт, которые повышают степень удовлетворения потребителей, но не за счет экономии, а каким-либо другим образом. Разработка компанией Goodyear новой шины для дождливой погоды повысила устойчивость автомобиля на мокром асфальте.

Конкурентные стратегии. Если критерий возможного конкурентного преимущества (Лидерство по издержкам или дифференциацию) рассмотреть с учетом диапазона деятельности на рынке, то возникает 5 возможных альтернатив или типовых стратегий, которых может придерживаться фирма. Критерием деления является ответ на вопрос, хочет ли фирма иметь сильную конкурентную позицию во всей отрасли или она сконцентрирует свою деятельность на ограниченном сегменте рынка?

1. Стратегия лидерства по издержкам предусматривает снижение полных издержек производства товара или услуги, что привлекает большое количество покупателей.

2. Стратегия широкой дифференциации направлена на придание товарам компании специфических черт, отличающих их от товаров фирм-конкурентов, что способствует : привлечению большего количества покупателей.

3. Стратегия оптимальных издержек дает возможность покупателям получить за свои деньги большую ценность за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциации продукции. Задача состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные (самые низкие) издержки и цены относительно производителей продукции с аналогичными чертами и качеством.

 4. Сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках, ориентирована на узкий сегмент покупателей, где фирма опережает своих конкурентов за счет более низких издержек производства.

 5. Сформулированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции, ставит своей целью обеспечение представителей выбранного сегмента товарами и услугами, наиболее плотно отвечающими их вкусам и требованиям

Билет6.Алгоритм выявления стратегических задач путем ранжирования. Процесс управления путем решения вновь возникающих стратегических задач. Охарактеризовать стратегию «Захват рынка».

В рамках долгосрочных программ возникает множество изменений внешней среды и тем самым создаются стратегические ситуации. По концепции стратегического управления такие ситуации воспринимаются управляющей системой фирмы как стратегические задачи. Стратегическая задача - часть стратегии развития предприятия, направленная на обеспечение определенной подцели.

Метод управления стратегическими задачами заключается в раннем выявлении неожиданных изменений как внутри, так и вне предприятия и быстрого реагирования на них. Для решения задач с быстро меняющимися условиями в данном методе использован принцип своевременных решений, предполагающий раннее выявление важных изменений. Условия раннего выявления изменений: в отличие от долгосрочного и стратегического планирования, рассматривающих стратегические задачи в течение годового планирования, система, овладевшая методом управления путем ранжирования стратегических задач, должна действовать в реальном масштабе времени; решение стратегических задач происходит непрерывно на протяжении всего года, ежемесячно пересматривается и корректируется перечень (каталог) стратегических задач; ведется непрерывное слежение за появлением экстренных проблем как внутри, так и вне предприятия в интервалах между корректировками; специально неоднократно предупреждается руководство фирмы о необходимости срочного внимания к стратегическим задачам.

Метод эффективен лишь при быстром реагировании на изменение тенденций, предусматривающем ряд шагов и условий обязанности управления системой принимает на себя группа высшего руководства фирмы; допускается возможность действовать вразрез с обычными принципами иерархической организации. Возникающие ситуационные задачи идентифицируются и классифицируются на четыре категории:

1) самые срочные и важные для функционирования предприятия;

2) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового периода (месяца, квартала, года);

3) важные, но не срочные задачи, хотя и требующие постоянного контроля; 4) задачи, не стоящие рассмотрения центральным руководством.

Из срочных задач формируется приоритетный список стратегических задач, который периодически пересматривается. Для решения стратегической задачи разрабатывается стратегическая программа - проект, план, бюджет, исполнители, контроль. [1]

Относится к управленческой системе - управление на основе экстренных гибких решений.

Управление на основе ранжирования стратегических задач: Невозможность оперативного решения задач поступающих из внешней среды вынудила пойти на ранжирование этих задач. Появилась необходимость наблюдения и диагностики за происходящим. Результаты передаются руководству, которое делит все задачи на 4 группы: 1)задачи немедленного реагирования (срочные и важные); 2) важные, но не очень срочные, решение после 1х; 3) задачи важные но не срочные - постоянный контроль; 4) нет ни проблемы, ни задачи (ложная тревога).

Процесс управления путем решения вновь возникающих стратегических задач предусматривает:

* Постоянное наблюдение за всеми тенденциями.

* Анализ и обнаружение опасностей и новых возможностей.

* Оценку важности и срочности решения вновь возникающих задач на основе их классификации:

а) самые срочные и важные задачи, требующие немедленного решения; б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового цикла;

в) важные, но несрочные задачи, требующие постоянного контроля; г) задачи, представляющие собой ложную тревогу и не заслуживающие внимания.

* Подготовку решений (ее осуществляют специально созданные оперативные группы).

* Принятие решений с учетом возможных стратегических и тактических последствий (осуществляет руководство).

- Обновление списка проблем и их приоритетности.

Проникновение на рынок на основе разработки нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары. Эта атакующая стратегия (захват рынка) применяется в основном при организации экспорта, поскольку конкуренция на внутрироссийском рынке еще невелика. В мире усиливается неценовая конкуренция, успех определяется (особенно в Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии) техническим уровнем, качеством и надежностью товара, подтвержденным сертификацией в общепризнанных центрах, уровнем сервиса и послепродажного обслуживания, а не низкими ценами.

Используются различные формы реализации наступательной стратегии на конкретных сегментах рынка:

а) слияние с другими предприятиями, выходящими на тот же рынок на основе консорциума (временное объединение фирм и финансовых фондов для совместной борьбы за получение крупного заказа и его совместного выполнения при солидарной ответственности), картеля (соглашения о квотах экспорта ценах, условиях реализации, совместном использовании патентов);

б) создание фирмами, уже действующими на том же рынке, общих филиалов (дочерних фирм) для производства или реализации совместно разработанного или производимого товара, по такому пути пошли многие ракетно-космические предприятия России;

в) заключение соглашений об использовании комплектующих изделий, технических систем и служб сервиса зарубежных фирм. Так, экспорт самолетов ИЛ-86 обеспечен соглашением с концерном "Роллс-Ройс" о приобретении его авиационных моторов с использованием 120 ремонтных заводов в различных странах;

г) включение смежников в единый концерн с законченным циклом производства путем взаимного приобретения (это позволяет блокировать принятие другой фирмой решений об ухудшении условий поставок), обмена активами (передача нерентабельных производств другой компании в обмен на нужные для вхождения на новый рынок), создания холдингов, обеспечивающих финансовый контроль за дочерними и внучатыми компаниями и т.д.

2. Сохранение и развитие рыночных позиций путем обновления ассортимента продукции, технологии производства и диверсификации (переход к многопрофильному производству с широкой номенклатурой изделий и услуг). При этом в результате приватизации незавершенных строек, скупки убыточных предприятий на конкурсах и аукционах, организации новых производств нередко образуются конгломераты - акционерные общества, в которых предприятия относятся к разным отраслям, выполняют разнородные функции и не имеют технологических связей.

Билет7. Виды стратегического управления. Управление по слабым сигналам. Порядок действий предприятия при слабых сигналах о возникновении проблем.

Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений подразделяется на следующие виды управления:

  • управление путем ранжирования стратегических задач;

  • управление в условии слабых сигналов;

  • управление в условиях стратегических неожиданностей.

Управление по слабым сигналам (УСС) — это когда руководство фирмы принимает ответственные решения на основе неточной, имеющей вероятностный характер информации о рынке. Метод предполагает, что руководство уже при первых слабых сигналах об изменениях на рынке не ждет, а начинает действовать. Концепция подобного управления была предложена Игорем Ансоффом. Он описал зависимость между степенью предсказуемости будущего и темпами изменения окружающей среды, введя понятие «шкалы нестабильности ок¬ружающей среды». В соответствии с этой шкалой компания может позволить себе дожидаться более полной информации, если уровень нестабильности находится в пределах значений 3,5-4, так как в этом случае у нее хватит времени подготовить решение к тому моменту, когда проблема возникнет. Если уровень нестабильности по шкале достигает 4 или 5 баллов, то ситуация меняется быстро и компания может опоздать с решением, ожидая поступления более точной информации.
Рассмотрим методику использования слабых сигналов. Обычное стра­тегическое планирование от прямых ответных действий переходит к гиб­кому поведению, а от него — к осведомленности.

При этом основное преимущество — возможность предварительной готовности: чем лучше подготовлена организация к моменту начала действий, тем меньше времени ей требуется для завершения реакции.

Обычная реакция организации означает решение проблемы привыч­ными средствами: структурными, системными и процедурными. Спон­танная реакция на чрезвычайную ситуацию позволяет экономить вре­мя. В этом случае делается все возможное для быстрейшего начала ответных мер, перестают действовать обычные правила и процедуры, первостепенные вопросы отодвигаются на второй план, границы между организационными подразделениями стираются, некоторые мероприя­тия дублируются, вводится сверхурочная работа и т. д.

Билет8. Виды стратегического управления. Управление в условиях стратегических неожиданностей. Охарактеризовать стратегию «Сокращение».

Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений подразделяется на следующие виды управления:

  • управление путем ранжирования стратегических задач;

  • управление в условии слабых сигналов;

  • управление в условиях стратегических неожиданностей.

В реальной жизни некоторые проблемы ускользают от наблюдателей, как бы они ни старались их выявить, и превращаются в стратегичес­кие неожиданности. Это означает, что:

•    проблема возникает внезапно и вопреки ожиданиям;

•    она ставит новые задачи, не соответствующие прошлому опыту организации;

•    неумение принять организацией адекватные контрмеры приво­дит либо к крупному финансовому ущербу, либо к ухудшению возможностей получения прибылей;

•    контрмеры должны быть приняты срочно, но обычный, существую­щий в организации порядок действий этого сделать не позволяет.

Самые большие трудности возникают при сочетании всех четырех факторов. Прежние стратегии и планы не годятся, поскольку задачи яв­ляются принципиально новыми, а информация, которую нужно освоить и изучить, идет огромными потоком. При такой ситуации организации угрожают информационные перегрузки. Внезапность и вероятность крупной потери осознается в организации настолько глубоко, что возни­кает угроза всеобщей паники. Инициатива снизу, в обычных условиях ускоряющая принятие контрмер, в условиях стратегической неожидан­ности теряет действенность и даже может оказаться небезопасной. Управляющие низших звеньев, оказавшись без указаний к действию, на­чинают «тянуть одеяло на себя» и создают неразбериху. Наконец, заботы о сохранении здорового морального климата и сложности, связанные с неожиданной ситуацией, отвлекают внимание от повседневной ра­боты — производства, сбыта и распределения продукции.

Стратегия сокращения, включающая такие варианты как продажа отделение некоторых видов своей деятельности или продажа части подразделений, сокращение части своей деятельности и переориентация, полная ликвидация предприятия.

Стратегии сокращения:
– стратегия ликвидации бизнеса;
– стратегия «сбора урожая» (сокращение закупок и затрат на рабочую силу, получение максимальных доходов от реализации имеющихся продуктов в краткосрочной перспективе);
– стратегия сокращения (закрытие или продажа подразделений или бизнес-единиц, обеспечивающих невысокую степень синергитичности);
– стратегия сокращения расходов (разработка мероприятий по сокращению затрат).

Стратегия сокращения выбирается чаще всего тогда, когда показатели деятельности организации продолжают ухудшатся, при экономическом спаде или для спасения организации.
Билет9.Принципы стратегического управления. Прямая интеграция.

Открытость

  • Рассмотрение мира как общего для всех места снабжения, производства и торговли (так называемая глобализация поведения предприятий).

  • Признание того, что самыми эффективными являются непосредственные, неформализованные контакты (т'ак называемое «предприятие без дверей»).

  • Подчеркивание того, что взаимное доверие даст лучший результат, чем самые эффективные организационные системы.


Комплексный подход

  • Решение проблем, а не только выполнение функций.

  • Отношение к организации как к части окружающей среды, которая представляет для организации совокупность шансов и угроз и определяет ее достижения.

  • Признание того, что для развития организации столь же важно достижение экономических успехов, сколь и развитие людей.


Ориентация на будущее

  • Управление, которое опирается на мысленную картину будущего данной организации, даже удаленною по времени.

  • Решение сегодняшних проблем с точки зрения будущего.

  • Признание того, что прогресс как выражение развития организации гораздо более важен, чем просто выживание.


Творческий, созидательный подход

  • Полное эффективное использование человеческих знаний гораздо важнее, чем использование материальных ресурсов.

  • Соблюдение принципа «Жаждущий новых вещей» всеми и везде.

  • Поиск и поддержка лидеров.

  • Развитие у людей чувства необходимости достижений и самоутверждения в работе.


Ориентация на результаты

  • Зарабатывать богатство трудом, а не получать его путем расширения формальных полномочий и компетенции.

  • Принятие в качестве основного критерия оценки достигаемых результатов, а не выполняемых функций, имеющихся дипломов или характерных черт личности.

  • Упор на действие: «Сделай это», «Попробуй это».


Совместная деятельность

  • «Мы ищем партнеров» вместо закона джунглей и действий в одиночку.

  • Поиск консенсуса (согласия), ведение переговоров. Ориентирование организационных форм, процедур и методов на совместную деятельность, а не на обеспечение доминирования или на защиту занимаемых позиций.

В зависимости от направленности интеграции и положения предприятия в производственной цепочке, выделяют две формы связанной диверсификации:

- интеграция «вперед», или прямая интеграция;

- интеграция «назад», или обратная интеграция.

Прямая интеграция заключается в приобретении или усилении контроля над структурами, находящимися между предприятием и конечным потребителем, а именно системой распределения и продажи товаров. Данный тип стратегии используется, когда пред­приятие не может найти посредников с качественным уровнем обслуживания клиентов или стремится лучше знать своих потребителей.
Билет10. Объекты стратегического управления в организации. Риски внедрения стратегии первопроходца.

Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням организации: предприятия, стратегические хозяйственные подразделения (СХП) и функциональные зоны организации.

1. ^ Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный завод или фабрика).

2. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики.Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса - это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.

Концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегического менеджмента.

В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка. ^ Сегмент - это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками.

Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора. Можно предложить следующие критерии выделения бизнес-единиц:

- o стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков;

- o бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение;

- o деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.

Основная задача стратегической единицы бизнеса - достижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и др.).

3. ^ Функциональная сфера деятельности, или подразделение, - структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг, финансы и др.).

Одна из распространенных точек зрения на стратегическое управление состоит в том, что стратегия относится к исключительной компетенции высшего руководства. Однако без широкого участия всего персонала невозможно ни разработать, ни реализовать эффективные стратегические решения. Поэтому практически каждый организационный уровень системы управления организацией может рассматриваться как объект стратегического управления.

В соответствии с выделяемыми уровнями системы управления организации и, соответственно, в зависимости от выбранного объекта стратегического управления различают: корпоративную стратегию - организации в целом; бизнес-стратегию - отдельного стратегического хозяйственного подразделения организации; функциональную стратегию - функциональной зоны хозяйствования, операционную стратегию - реализации конкретных производственно-хозяйственных функций. Примером корпоративных стратегий могут служить стратегии слияния и поглощения, формирования стратегических альянсов.
  1   2   3   4



Скачать файл (717 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации