Словарь психологических терминов
скачать (33.7 kb.)
Доступные файлы (1):
psi_slovar.doc | 270kb. | 09.05.2005 23:14 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Словарь шведских психологических терминов с объяснением [ справочник ]
- Словарь философских терминов [ справочник ]
- Словарь экономических терминов [ справочник ]
- Словарь экономических терминов [ справочник ]
- Словарь - Коркин В.Д., Табунщиков Ю.А., Бродач М.М. Англо-русский, русско-английский словарь технических терминов и словосочетаний (по отоплению, охлаждению [ справочник ]
- Словарь медицинских терминов [ справочник ]
- Словарь основных терминов по риторике [ справочник ]
- Зайнуллина Г.Д. Русско-башкирский словарь терминов животноводства [ документ ]
- Краткий словарь философских терминов [ справочник ]
- Словарь - Англо-русский словарь по электротехнике и электроэнергетике (M-Z) [ справочник ]
- Словарь риторики [ справочник ]
- Словарь терминов по философии [ справочник ]
psi_slovar.doc
А | |
Абстрагирование - | мысленное выделение какого-либо свойства предмета или явления и отвлечение от всех остальных. |
Авторитарность - | склонность человека к властному управлению другими людьми, подавлению их инициативы, использованию мер принуждения. |
Агрессия - | мотивированное деструктивное поведение, наносящее моральный и/или физический ущерб окружающим, вызывающее психологический дискомфорт. |
^ - | приспособление человека к новым условиям жизни, к другим людям и социальным обстоятельствам. |
^ - | комплекс исследовательских процедур, направленных на приспособление теста к использованию в новых условиях. Например, адаптация зарубежных методик применительно к условиям другой социальной и культурной среды. |
^ - | крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилины. |
Амбивалентность чувств - | противоречивое эмоциональное переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению. Одновременное проявление симпатии и антипатии, любви и ненависти, привязанности и отвращения, принятия и отвержения. |
Амнезия - | нарушение памяти, возникающее при поражениях мозга. |
Анализ - | интеллектуальная операция, заключающаяся в разделении целого на составляющие части или описывающие признаки. |
^ - | система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, в которой, как и в концепции психоанализа 3. Фрейда, придается большое значение бессознательному. Помимо личного бессознательного выделяется и коллективное бессознательное. |
Анамнез - | совокупность сведений о больном, об условиях жизни, предшествующих заболеванию, об истории развития болезни. В настоящее время А. используется не только в медицине, но и в психологии как метод изучения личности. |
Апперцепция - | влияние прошлого опыта человека, его интересов и личностных особенностей на образ предмета или явления, возникающий в результате восприятия. |
Ассертивность - | способность человека отстаивать свои права, принимая во внимание права других. |
Ассоциация - | связь между мыслями, образами, при которой возникновение одной мысли или образа вызывает в памяти появление других. |
Атрибуция - | приписывание человеком мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе житейского анализа их действий и поступков. |
Аттитюд - | складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение, социальная установка человека в отношении людей, событий, социальных явлений |
^ - | комплекс специальных упражнений, основанных на релаксации и самовнушении. Может использоваться человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением. |
Аффект - | кратковременная, быстро возникающая и бурно протекающая эмоциональная реакция, характеризующаяся двигательным возбуждением, значительными нарушениями сознания и способности к волевому контролю над действиями. Формами проявления аффекта могут бытьярость, гнев, ужас. |
Аффилиация - | проявления потребности человека в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть в обществе других людей, оказывать помощь членам группы и принимать их помощь, взаимодействовать с окружающими. При этом ценностью для человека является само общение, независимо от его цели. |
^ | |
Барьер психологический - | неправильное восприятие, ошибочное мнение, боязнь, неуверенность, мешающие человеку успешно выполнить дело. В деловых и личных взаимоотношениях людей препятствуют установлению между ними открытых и доверительных отношений. |
^ - | непонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же действие, слово, фраза трактуется ими по-разному. |
^ - | группа тестовых заданий (субтестов), направленных на измерение различных сторон сложной психической функции или качества и объединенных в один тест. |
Бессознательное - | совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком, но оказывающих влияние на его поведение. |
^ | |
Валидность - | свойство методики (теста), характеризующее достоверность получаемой информации об изучаемом психическом явлении. Валидность показывает, действительно ли тест измеряет то, что он измеряет, и насколько хорошо он это делает. |
^ - | деятельность, являющаяся определяющий, решающей для психического развития в конкретный период развития человека. |
Вербальный - | словесный; речевой; выраженный словами. |
Внушаемость - | свойство человека, проявляющееся в его восприимчивости к внушению, некритической податливости воздействиям других людей. Внушаемые люди относительно легко принимают советы других, легко заражаются настроениями и мнениями других людей, проявляют склонность к подражанию. |
^ - | вербальное и невербальное воздействие на человека, характеризующееся снижением осознанности и критичности при восприятии человеком того, что ему внушается. |
Вытеснение - | один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности. Проявляется в непроизвольном вытеснении из сознания неприятной для человека информации, неприемлемых мыслей, воспоминаний и переживаний. О них уже нельзя вспомнить, хотя они и могут проявляться в поведении человека. |
^ | |
Гендерные различия - | социальные и психологические различия между мужчинами и женщинами. |
Геронтопсихология - | отрасль возрастной психологии, изучающая психологические аспекты старения, изменения психики, поведения, деятельности людей в пожилом и старческом возрастах. |
Гештальттерапия - | направление психотерапии, основанное на представлении о том, что человек в своем функционировании стремится к целостному развитию и интеграции, к образованию гештальта (целостности) личности |
Гипноз - | психическое состояние, подобное сну, для которого характерно своеобразное торможение коры головного мозга и активизация подкорковых образований. Вызывается специальным воздействием гипнотизера или целенаправленным самовнушением. Характеризуется повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гипнотизирующего и пониженной чувствительностью ко всем другим воздействиям; применяется в качестве метода психотерапевтического воздействия. |
Гипнопедия - | методика обучения во время сна. |
Гипнотерапия - | метод лечения, основанный на гипнотическом внушении. |
^ - | внутригрупповые процессы, характеризующие руководство и лидерство; принятие групповых решений, нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, конфликты; групповое давление и др. |
^ - | социально-психологическое явление, характеризующее степень эффективности совместной деятельности людей, возможность их адаптации друг к другу. |
^ | |
Девиантное (отклоняющееся) поведение - | поведение, отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные проявления - преступность и аморальность |
^ - | человек, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет уголовно наказуемые действия. |
Деперсонализация - | изменение самосознания, связанное с ощущением потери своего "Я", возникновением эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий. |
Депрессия - | состояние душевного расстройства, тоски, подавленности, характеризующееся апатией, пассивностью, пессимизмом, снижением побуждений и активности личности. |
Дефектология - | наука, изучающая клинико-физиологические и психолого-педагогические закономерности и особенности развития аномальных детей, проблемы их обучения и воспитания. |
Дискомфорт - | состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями (головная боль и т.п.), часто сопровождается неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. |
Диспозиция - | готовность, предрасположенность субъекта к определенному поведению, действию, поступку. |
Дистресс - | чрезмерное стрессовое состояние, оказывающее отрицательное влияние на деятельность человека, его психические и физиологические процессы. |
^ - | отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между людьми. |
Е | |
Ж | |
^ | |
Задатки - | анатомо-физиологические особенности организма, функциональные характеристики нервной системы, "качества человека, на основе которых возникают и развиваются его способности |
^ - | бессознательное психическое явление, связанное со стремлением человека устранить из сознания тревогу, не допустить в сознание травмирующие личность переживания. Проявляется в защитных механизмах. |
^ - | понятие, обозначающее совокупность приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм. Примерами защитных механизмов являются вытеснение, сублимация, подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия и др. У детей защитные механизмы наблюдаются в значительно меньшей степени. В дошкольном и младшем школьном возрасте - это чаще всего фантазирование. |
Значимый другой - | человек, являющийся авторитетом для другого человека. |
^ | |
Игровая терапия - | метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. |
Идентификация - | отождествление, уподобление в самом широком смысле. Применяется в различных областях науки и практики, например в криминалистике (сличение почерка, фотографии и объекта и т.д.). В психологии употребляется в разных значениях: 1) узнавание, опознание какого-либо объекта; 2) процесс бессознательного отождествления человеком себя с другим человеком или группой. |
^ - | готовность человека чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам. |
Идентичность - | свойство человека быть самим собой, сохранять длительное время свою индивидуальность, оставаться верным себе. |
^ - | представление человека о своей принадлежности к определенной социальной группе (национальности, социальному классу, религии). |
Иерархия - | общенаучный термин, обозначающий систему последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему (или наоборот). Употребляется для характеристики социальных, психологических, математических, физиологических, лингвистических и др. структур. |
^ - | состояния сознания, которые характеризуются отсутствием контроля и потерей контакта с реальностью, а также измененным восприятием времени и пространства. |
Индивид - | человек как единичное природное существо или отдельный представитель человеческой общности. |
^ - | одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению .как главного источника мотивации поведения человека. |
Индивидуальность - | совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, отличающих его от других людей, в которых проявляется его своеобразие и неповторимость. |
^ - | характерная для данного человека система приемов и способов выполнения той или иной деятельности, обеспечивающая больший или меньший успех. Становится необходимым в силу индивидуальных различий людей и позволяет достигать одинаковой эффективности деятельности при выполнении ее разными способами, приемами. |
Индифферентность - | нейтральность, равнодушие, безучастность. |
Интеллект - | совокупность познавательных процессов человека, включающая в себя восприятие, память, воображение, мышление, речь; относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. |
Интеракция - | взаимодействие, которое происходит между людьми в условиях их социальных отношений. |
Интерес - | мотив деятельности, обусловленный познавательной потребностью человека. Проявляется в эмоциональной окрашенности процесса познания. |
Интериоризация - | процесс формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней деятельности. |
Интернал - | тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности себе, а не окружающим обстоятельствам. В случае неудачи больше обвиняет в ней себя, а не других людей или окружающие обстоятельства. |
Интроспекция - | наблюдение человека за своей собственной психической жизнью (ощущениями, чувствами, мыслями и пр.); самонаблюдение. |
Интуиция - | 1) способность личности находить пути к верному решению задач, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, предвидеть ход событий без анализа, без логического продумывания, обоснования; 2) своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно; интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли. |
Инфантилизм - | проявление у взрослых людей черт психики, особенностей поведения, свойственных детскому, юношескому возрасту. У детей и. выражается в задержке психического развития, при которой у ребенка проявляются черты, характерные для более раннего возраста. |
Ипохондрия - | психическое состояние, при котором проявляются угнетенность, болезненная мнительность, чрезмерное внимание к своему здоровью, необоснованная тревога за него. Часто повторяясь, может приводить к формированию соответствующей черты характера. |
^ | |
Катарсис - | термин древнегреческой философии (введен Аристотелем), обозначавший состояние внутреннего очищения души в результате переживания зрителем чувства гнева, страха, радости, сострадания при восприятии трагедии, приводящего к эмоциональной разрядке. В психоанализе - очищение, душевное облегчение, возникшее в результате психотерапевтического воздействия. Проявляется в разрядке, "отреагировании" аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта, феномен освобождения личности от травмирующих ее эмоций путем рассказа, воспоминания. |
^ - | область медицинской психологии, направленная на решение диагностических задач клинической практики (психиатрической, неврологической, соматической). Составные разделы клинической психологии: патопсихология, нейропсихология, соматопсихология. |
Когнитивный - | психологический термин, характеризующий познавательные процессы. |
^ - | состояние психического дискомфорта, возникающее в ситуации, когда в сознании человека сталкиваются логически противоречивые знания, мнения об одном и том же объекте, событии. Человек стремится избавиться от этого состояния и потому старается устранить это противоречие. Для этого он ограничивает поток внешней информации, если она вносит противоречие в уже существующие установки, приспосабливает новые знания к полученным ранее, перестраивает свои знания и установки относительно соответствующих объектов и событий таким образом, чтобы противоречие между ними было снято. Термин введен американским психологом Л. Фестингером. |
^ - | относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательной деятельности человека, которые проявляются в используемых им познавательных стратегиях. |
Коммуникабельность - | способность к легкому установлению социальных контактов, общительность. |
Компенсация - | способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие введено А. Адлером. |
^ - | возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. |
^ - | совокупность переживаний и свойств личности, заключающихся в стойкой уверенности человека в своей неспособности решать жизненные проблемы, несостоятельности как личности. |
^ - | совокупность переживаний и проявлений личности, заключающийся в чрезмерной самоуверенности. При этом человек производит впечатление тщеславного и высокомерного субъекта с преувеличенным мнением о своих истинных возможностях. |
Константность - | постоянство, неизменность. Константный - постоянный |
Конфликт - | психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений. Осознается как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. |
^ - | конфронтация между субъектами. |
Конфликт внутренний - | столкновение между противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями человека. |
Конформизм - | соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения. |
Конформность - | тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих; стремление приспособиться к требованиям большинства. |
Конфронтация - | противодействие, противопоставление, противоборство. |
^ - | состояние душевного расстройства; вызванное неудовлетворенностью человека собой, своими успехами и взаимоотношениями с окружающим миром. |
^ - | особые периоды возрастного развития личности, характеризующиеся резкими психологическими изменениями; закономерно возникают на определенном возрастном этапе и являются необходимыми для нормального хода личностного развития. |
^ | |
Лабильность - | одно из основных свойств нервной системы, характеризующее функциональную подвижность нервных процессов, скорость их возникновения и прекращения. |
Либидо - | одно из основных понятий психоанализа, означающее сексуальную энергию, которая трансформируется в сфере бессознательного в различные виды психической активности. Согласно теории 3. Фрейда, присутствует с самого рождения и лежит в основе развития личности. |
Личность - | человек с индивидуальным складом характера, интересов, способностей, а также других черт и качеств. |
^ - | понятие, характеризующее локализацию человеком причин, исходя из которых он объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Характеризует склонность человека приписывать ответственность за результат своей деятельности внешним силам (внешний Л.к.), либо собственным способностям и усилиям (внутренний Л.к.). Л.к. является устойчивым свойством человека, формирующимся в процессе его социализации. Понятие введено американским психологом Дж. Роттером. |
^ | |
Маниакальное состояние - | характеризуется немотивированным настроением, ускорением ассоциативных процессов, неустойчивостью внимания. |
Мания - | болезненное возбужденное состояние, сильное пристрастие, влечение к чему-либо. |
^ - | человек, который по своей психологии и особенностям поведения находится между двумя очень разными социальными группами или культурами, но не принадлежит ни к одной из них полностью. |
Маскулинность - | понятие для обозначения качеств человека, традиционно относящихся к мужским чертам личности. |
Медитация - | 1) действия человека, направленные на достижение состояния углубленной сосредоточенности; 2) техника, позволяющая изменить состояние сознания путем концентрации внимания на каком-либо объекте или мысли. Сопровождается расслабленностью (релаксацией), отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешнего мира. |
^ - | прикладная наука, в задачи которой входит: - изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; - изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение различных проявлений психики в их динамике; - изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; - разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях. |
Меланхолик - | тип человека, характеризующийся меланхолическим темпераментом (слабостью, низким уровнем психической активности, неуравновешенностью, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, болезненным реагированием на трудности, склонностью к переживаниям, некоторой замкнутостью, глубокими и устойчивыми эмоциями при слабом их внешнем выражении). |
Мимика - | изменение выражения лица, отражающее внутреннее состояние человека. |
^ - | процесс памяти |
Мнемоника, мнемотехника - | система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. |
Мобильность - | подвижность, готовность к быстрой реакции, быстрому включению в деятельность. |
Модальность - | понятие, обозначающее качественные характеристики ощущений (например, цвет - в зрении, тембр - в слухе, запах - в обонянии и т.п.). |
Модифицировать - | частично изменять, не затрагивая сути. |
Мониторинг - | наблюдение, оценка и прогноз развития процессов или состояния системы (например, систематический контроль и оценка результатов деятельности школы, систематическое изучение общественного мнения). |
Монотония - | психическое состояние, вызванное однообразным длительным раздражителем и проявляющееся в снижении внимания, сонливости, утомлении, падении психической активности. |
Мотив - | побуждение к деятельности; психологическая причина, побуждающая активность человека; то, ради чего осуществляется действие, достигается цель. |
Мотивировка - | обоснование, объяснение человеком причин своих действий. Может не совпадать с истинным мотивом в случае сознательного или бессознательного искажения его. |
Моторный - | двигательный. |
Музыкотерапия - | целенаправленное воздействие музыкой на психику человека с целью снятия психического напряжения, чрезмерной возбудимости, болезненных состояний психики. |
^ | |
Навык - | полностью или частично автоматизированное действие, не требующее сознательного контроля и волевых усилий для его выполнения. |
^ - | непроизвольные, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, идеи, воспоминания, представления, сомнения, страхи, влечения, неодолимо приковывающие к себе все внимание. Воспринимаются человеком как чуждые, эмоционально неприятные, причем их не удается ни отбросить, ни подавить. |
Надежность - | свойство методики (теста), характеризующее точность психодиагностических измерений; проявляется в устойчивости результатов теста к влиянию посторонних случайных факторов. |
^ - | совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от сложившейся ситуации, направляющих поведение и деятельность личности Выражается в устойчивых интересах, склонностях, влечениях, желаниях, идеалах, убеждениях, мировоззрении человека. |
Невербальный - | несловесный, неречевой - коммуникация происходит посредством жестов, мимики и т. п. |
Неврастения - | невроз, проявляющийся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению, в снижении работоспособности, неустойчивом настроении. Повышенная возбудимость сочетается с быстрой утомляемостью, эффект "взрыва" эмоций возникает в ответ на незначительные раздражители. Сопровождается расстройствами сна и функций вегетативной нервной системы. |
Неврозы - | функциональные нервно-психические нарушения. Возникают на базе межличностных конфликтов, тревог, нерешенных и неразрешимых проблем, других психотрав-мирующих воздействий. Включают в себя личностные проявления и соматические расстройства. Сопровождаются болезненно-тягостными переживаниями неудачи, недостижимости жизненных целей, потери. Преобладают эмоциональные расстройства, сохраняется способность управлять собой. Выделяют три основные формы н.: истерию, неврастению и невроз навязчивых состояний. |
Невротизм - | психическое состояние, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью, тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, снижением самооценки, самоуважения, вегетативными расстройствами. Невротические симптомы могут быть обнаружены и у здорового человека. |
Невротичность - | свойство личности, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью. |
Негативизм - | немотивированное демонстративное стремление человека к противодействию любым, в том числе и разумным, советам, мнениям, требованиям. Обусловлен потребностью личности в самоутверждении, в защите своего "я". Наиболее выражены реакции негативизма у детей в периоды возрастных кризисов. |
^ | |
Объективный - | существующий сам по себе, независимо от любых интерпретаций наблюдателя. |
^ - | совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей. |
Одаренность - | совокупность задатков и способностей, обуславливающая особую успешность деятельности личности в определенной сфере. |
Оккультизм - | общее название учений, признающих существование особых духовных сил в человеке и в космосе, недоступных для простого человеческого опыта, но доступных для "посвященных", прошедших особую инициацию и специальную психическую тренировку. |
Онтогенез - | процесс индивидуального развития человека. Понятие "онтогенез" в психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения. |
^ - | вид памяти, предназначенный для хранения информации в течение времени, необходимого для решения задачи, для выполнения некого действия. |
^ - | реакция организма на новый стимул, проявляющаяся в общей его активности, сосредоточении внимания, мобилизации сил и ресурсов. |
^ | |
Парапсихология - | обозначение области психических явлений, недоступных объяснению с помощью имеющихся научных знаний. К феноменам парапсихологии относятся "экстрасенсорное" восприятие, ясновидение, проскопия (предвидение), телепатия (передача мыслей на расстоянии от одного человека к другому), телекинез (перемещение предметов без непосредственного контакта). |
Патология - | 1) наука о болезненных процессах, отклонениях от нормы в организме; 2) болезненное отклонение от нормы |
Патопсихология - | раздел медицинской психологии, изучающий болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях. |
Перенос - | переключение агрессии с источника фрустрации на другую мишень, безобидную и более социально приемлемую. |
^ - | слабо выраженные нервно-психические расстройства, являющиеся по степени тяжести переходными между психическим здоровьем и выраженной патологией. Обычно к ним относятся психогении (неврозы, реактивные состояния), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности. |
Подсознательное - | совокупность неосознаваемых компонентов психической деятельности, оказывающая непосредственное влияние на поведение и содержание сознания. |
^ - | исследование, проведенное в естественных, реальных жизненных условиях, вне лаборатории. |
^ - | совокупность признаков негативных психических последствий, возникших в результате сильного стресса. Для этих негативных изменений характерны: 1) возбудимость и раздражительность; 2) безудержный тип реагирования на внезапные раздражители; 3) фиксация на обстоятельствах травмирующего события; 4) уход от реальности; 5) предрасположенность к неуравновешенным агрессивным реакциям. |
^ - | возникший в результате психической травмы комплекс реакций: повторяющиеся воспоминания о событии, воспроизведение его в ночных кошмарах, интенсивные негативные переживания и физиологические реакции при столкновении с чем-то, что хотя бы отдаленно напоминает травмирующее событие и т.п. |
Проекция - | один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков, приписывая их другим людям без достаточного на то основания. |
^ - | поведение человека в отношениях с людьми, направленное на то, чтобы делать им добро. |
Профессиограмма - | совокупность психологических характеристик, требующихся для успешного овладения профессией и плодотворной работы в ней. |
Профориентация - | система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. |
^ - | отбор людей для профессионального обучения или для выполнения определенной трудовой деятельности. Осуществляется на основании изучения состояния здоровья, уровня развития профессионально важных качеств и подготовленности, психологических особенностей человека. |
Психоанализ - | общепсихологическая и психотерапевтическая теория, разработанная 3. Фрейдом. |
Психогении - | группа психических заболеваний, возникающих как реакция на травмирующую жизненную ситуацию (неврозы, реактивные состояния). |
Психогенетика - | область исследований, изучающая наследственный характер некоторых психических и поведенческих явлений, их зависимости от генотипа. |
Психогигиена - | отрасль знаний, изучающая и предлагающая меры и средства сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Тесно связана с психопрофилактикой. |
Психодиагностика - | оценка психических свойств, состояний личности, особенностей психических процессов на основе существующих норм при помощи психодиагностических методик. |
Психозы - | расстройства психической деятельности, проявляющиеся в нарушении отражения реальной действительности, изменении обычного, типичного для большинства людей поведения и отношения к происходящему. |
Психокоррекция - | психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития. |
^ - | способность людей находить взаимопонимание, налаживать хорошие личные и деловые взаимоотношения, сотрудничать друг с другом. |
Психопрофилактика - | система мероприятий, направленных на предупреждение психогений и психосоматических (гипертония, язвенная болезнь и т.п.) болезней, а также отклоняющегося поведения. |
Психосоматика - | направление в медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психических факторов на возникновение и протекание некоторых соматических заболеваний (бронхиальной астмы, гипертонической болезни, язвы 12-перстной кишки, язвенного колита, полиартрита, стенокардии, нейродермита). |
^ - | расстройства органов и систем, вызванные психическими факторами. |
Психотерапия - | комплексное лечебное воздействие на человека с помощью психологических средств с целью устранения или ослабления болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему заболеванию и окружающей среде. Направлена на восстановление и поддержание психического здоровья человека. |
^ - | группа лекарственных веществ с преимущественным целенаправленным влиянием на психику человека (подавляющих и успокаивающих центральную нервную систему, стимулирующих психическую активность, настроение, работоспособность, дезорганизующих деятельность мозга), а также вещества дифференцированного воздействия на психические функции (поведение, память, работоспособность и т.д.). |
Психофармакология - | отрасль психологии и одновременно фармакологии, занимающаяся созданием психотропных средств и изучением их воздействия на психику. |
^ | |
Рационализация - | механизм психологической защиты, состоящий в поиске разумных и логичных объяснений человеком своих действий, в объяснении собственных поступков благовидными, социально одобряемыми мотивировками, в самооправдании, придумывании искусственных оправдательных причин. Направлена на обеспечение психического комфорта, сохранение чувства собственного достоинства, целостности своего "Я", предотвращение нежелательных психических состояний (чувства вины, стыда и т.д.), рассчитана на моральное оправдание и снятие угрызений совести. |
^ - | форма психической защиты, выражающаяся в возврате к более ранним, более примитивным (нередко детским) формам поведения, которые в прошлом оказывались успешными. |
Релаксация - | снижение психического напряжения, достижение состояния покоя, расслабленности. |
Реминисценция - | самопроизвольное припоминание материала, который когда-то был воспринят, но затем забыт. |
Рефлексия - | 1) отражение человеком своей внутренней психической деятельности, психических качеств и состояний' 2) (в социальной психологии) осознание человеком того, как он воспринимается другими людьми. |
Ригидность - | индивидуальная особенность психики, проявляющаяся в заторможенности, замедленности реакций и мышления человека, в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действия, в инертности, затрудненной способности человека к изменению ранее намеченной программы действий в изменившихся условиях. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность. |
^ - | совокупность нормативно одобряемых форм поведения, которые ожидаются от человека, занимающего определенную позицию в системе общественных или межличностных отношений. В характеристику роли входят также цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.). |
^ | |
Самоактуализация - | стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих задатков, способностей, личностных возможностей |
^ - | тип личности по классификации А.Маслоу, для которого характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей |
Самореализация - | реализация индивидом своего уникального, неповторимого "Я", своей личности |
^ - | система действий человека, направленных на достижение и поддержание необходимого психического состояния, управление своей психикой |
Самосознание - | осознание человеком себя как личности; рефлексия (отражение) своих психических качеств, чувств, мотивов поведения, ценностей, идеалов, достоинств и недостатков |
Сангвиник - | человек сангвинического темперамента, характеризующийся активностью, энергичностью, работоспособностью, подвижностью, быстротой реакций, уравновешенностью, стремлением к частой смене впечатлений, общительностью |
^ - | период в онтогенетическом развитии человека, наиболее благоприятный для формирования определенных психических функций и свойств |
^ - | лишение или ограничение возможности удовлетворения потребности организма в получении внешних впечатлений; возникает в условиях изоляции или при расстройстве каких-либо органов чувств |
^ - | возникающее между людьми непонимание, основанное на том, что одно и то же событие, одни и те же слова имеют для них разный личностный смысл |
^ - | способность человека отождествлять себя в эмоциональном плане с другими людьми, испытывать те же чувства и эмоции |
Социализация - | процесс усвоения человеком социального опыта, происходящий при его индивидуальном развитии в деятельности и общении |
^ - | специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека к социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми; понятие введено Л.С. Выго |
^ - | способность человека эффективно взаимодействовать с другими людьми, хорошее владение умениями, навыками и средствами социального взаимодействия |
^ - | ожидание другими людьми от человека определенных суждений, действий и поступков, соответствующих его социальной роли |
Спонтанный - | возникающий без специальной подготовки, например, спонтанная речь - речь, не обдуманная заранее |
Способности - | индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности обусловливающие быстроту и легкость усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения этой деятельности. Однако следует иметь в виду, что слово "способности" в психологической литературе нередко употребляется и в другом значении: возможность, умение что-нибудь делать как результат накопленного опыта |
^ - | устойчивые социальные установки человека в отношении людей определенной категории, возникшие у него под влиянием жизненного опыта или мнения других людей |
Стресс - | состояние нервно-психической напряженности, возникающее в трудных, экстремальных ситуациях, при воздействии на человека сильных и сверхсильных раздражителей окружающей среды. Обеспечивает адаптацию человека к быстро и резко изменяющимся обстоятельствам жизни |
^ - | сильное или сверхсильное внешнее или внутреннее воздействия, вызывающее стресс |
^ - | один из механизмов психической защиты, при котором напряжение человека в конфликтной ситуации снимается путем преобразования в формы, более приемлемые для индивида и социального окружения. Частным случаем сублимации является переключение энергии сексуальных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом |
Суггестия - | внушение, гипноз |
Суггестопедия - | обучение, основанное на гипнотическом внушении |
Суицид - | самоубийство |
Субтест - | тестовое задание, входящее в комплексный тест, направленный на измерение сложной психической функции или качества |
Субъективный - | основанный на индивидуальной интерпретации человеком фактов, событий, явлений; зависимый от установок или эмоций человека |
^ - | одна из инстанций организации психической жизни человека в концепции З.Фрейда, играющая роль цензора, совести и ответственная за нравственное развитие, формирование идеалов. |
^ | |
Телекинез - | термин парапсихологии, обозначающий приведение в движение различных физических объектов с помощью психического воздействия |
Темперамент - | совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, характеризующих динамику психической деятельности человека: интенсивность, скорость, изменчивость, темп и ритм протекания психических процессов, а также степень интенсивности и уравновешенности психических состояний |
^ - | стандартизированная психодиагностическая методика, предназначенная для изучения психических функций и качеств человека, предполагающая выполнение им определенных заданий (ответы на вопросы, решение задач, выполнение каких-либо движений, действий). Предполагает количественное выражение оценок характеристик и соотнесение их с нормативными данными среднего нормального человека |
Толерантность - | способность человека переносить неблагоприятные внешние воздействия и факторы окружающей среды, выносливость по отношению к неблагоприятным факторам, терпимость к чужому образу жизни, поведению, взглядам, мнениям |
Тревожность - | индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в повышенной склонности человека испытывать беспокойство и тревогу в самых различных жизненных ситуациях |
Тренинг - | обучение практического характера, направленное на формирование знаний, умений и навыков, на развитие интеллектуальных и личностных качеств |
^ - | метод групповой психологической работы, ориентированный на развитие определенных социально-психологических умений и навыков |
^ | |
Умственная отсталость - | стойкое, необратимое нарушение психического развития (в первую очередь интеллектуального), обусловленное недостаточностью центральной нервной системы |
^ - | максимальный успех, на который рассчитывает человек в том или ином виде деятельности, уровень трудности, степень сложности целей, которые он выбирает для достижения в деятельности, на которую он считает себя способным |
Установка - | готовность, предрасположенность человека к определенным действиям, возникающая на основе предыдущего опыта, готовность воспринимать или действовать определенным образом в определенной ситуации |
^ | |
Фатализм - | представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в судьбу, в неизменное предопределение свыше |
Фемининный - | имеющий отношение к особенностям поведения, установкам и т.п., которые считаются психологическими признаками женщины |
^ - | склонность придерживаться стереотипных, привычных взглядов |
Филогенез (в психологии) - | процесс изменения психики в эволюции и историческом развитии |
Флегматик - | человек флегматического темперамента, характеризующийся пониженной реактивностью, медленным темпом движений, уравновешенностью, инертностью, невозмутимым устойчивым настроением, слабо развитой экспрессией |
Фобия - | навязчивые состояния страха перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальной угрозы, (навязчивый страх покраснеть, страх пребывания на открытых местах, страх смерти, страх перед школой и т.д.). Развиваются при некоторых психозах |
Фрустрация - | психическое состояние, связанное с переживанием неудачи, которое возникает при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности. Состояние фрустрации проявляется в различных отрицательных переживаниях: разочаровании, гнетущем напряжении, тревоге, крушении надежд в достижении желаемой цели, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии |
^ | |
Характер - | совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, формирующих типичное отношение человека к тем или иным предметам и явлениям, жизненным обстоятельствам, другим людям и самому себе, которая определяет типичные способы реагирования на различные жизненные обстоятельства и обуславливает типичный способ поведения в каких-либо жизненных условиях |
Харизма - | приписывание личности "богом данных" свойств, вызывающих преклонение перед ней и веру в ее особые способности и возможности. Харизматическому лидеру, выступающему, как правило, в роли избавителя и благодетеля, обычно приписываются все успехи его сторонников, а в его неудачах обвиняются другие люди или обстоятельства. При этом эти неудачи также используются для прославления лидера |
Холерик - | человек холерического темперамента, характеризующийся силой нервных процессов, высокой работоспособностью, повышенной возбудимостью, резкостью движений и эмоциональной реактивностью, быстротой, порывистостью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения |
^ | |
Циклоид (по классификации Э. Кречмера) - | тип личностей, представляющих собой в психическом плане "прямые несложные натуры, чувства которых в естественной и непритворной форме всплывают на поверхность и в общем каждому понятны". |
^ | |
Честолюбие - | стремление человека к успехам для повышения авторитета и признания со стороны окружающих |
Чувства - | устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности |
^ | |
Шизофрения - | болезненное состояние, для которого характерна потеря контакта с реальностью и возникновение противоречивых чувств и реакций, парадоксальных мыслей |
^ - | специализированое подразделение в системе народного образования, основная задача которого - обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и влечет необходимость психолого-педагогической коррекции |
^ | |
Эгоизм - | предпочтение своих личных интересов интересам других людей или общества |
Эгоцентризм - | употребляется в психологической литературе в двух основных значениях: 1) центрация личности на собственных целях, на собственной точке зрения, неспособность человека изменить свою позицию по отношению к чужому мнению; 2) черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего "Я", крайнем эгоизме, игнорировании того, что происходит с другими людьми (употребляется в этом случае как синоним эгоизма). |
Эзотерический - | тайный, скрытый, предназначенный только для посвященных |
^ - | зрительная память, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов, способность воспроизводить их в течение достаточно длительного времени. Человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие |
Эйфория - | психическое состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. Характеризуется благодушием, радостью, беспечностью, безмятежностью, беспричинным радостным настроением. Нередко проявляется у душевнобольных |
^ - | форма психотерапевтического воздействия, принимающая за основу лечения свободу воли каждого человека и помогающая ему обрести смысл жизни |
^ - | привлечение специалистов-психологов для решения вопросов в практике судебно-следственных органов, органов здравоохранения, социального обеспечения, образования, трудоустройства и т.д. |
Экспрессия - | выразительные движения, сила проявления чувств и переживаний |
Экстернал - | тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности влиянию других людей, окружающим обстоятельствам, а не себе. В случае неудачи больше обвиняет в ней других людей или окружающие обстоятельства, а не себя, тем самым как бы снимая с себя ответственность |
Экстраверсия - | психологическая характеристика направленности личности на окружающих людей, внешние события, явления, в основном на то, что происходит вокруг него. Проявляется в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления |
Экстраверт - | индивидуум, обращенный к внешнему миру и социальной жизни, контактный |
Эмпатия - | понимание человеком эмоционального состояния другого человека путем сопереживания, вчувствования в переживания другого человека |
^ - | явление, имеющее место при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Заключается в том, что на содержание знаний, умений, оценок личности другого человека оказывает влияние специфическая установка, имеющаяся по отношению к этому человеку у воспринимающего. Эта установка возникает на основании раннее сложившегося образа, статуса, репутации человека и некоторых других характеристик, которые выполняют роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия |
Ю | |
Я | |
"Я" - | понятие, используемое во многих психологических теориях для обозначения внутреннего мира личности |
Я-концепция - | динамическая, но относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, складывающаяся из осознания своих физических, интеллектуальных, эмоциональных качеств и самооценки личности. |
Скачать файл (33.7 kb.)